Гоголь. Проблематика произведений

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.12 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

«Мертвые души»: проблематика.
1) Тернии на пути развития Родины — основная проблема в поэме «Мертвые
души», о которой беспокоился автор. К ним относятся взяточничество и
казнокрадство чиновников, инфантильность и бездеятельность дворянства,
невежество и нищета крестьян. Писатель стремился внести свой посильный
вклад в процветание России, осуждая и высмеивая пороки, воспитывая
новые поколения людей. Например, Гоголь презирал славословие как
прикрытие пустоты и праздности существования. Жизнь г ражданина должна
быть полезной для общества, а большинство героев поэмы откровенно
вредны.
2) Нравственные проблемы. Отсутствие норм нравственности у
представителей господствующего класса он рассматривает как результат их
уродливой страсти к накопительству . Помещики готовы душу вытрясти из
крестьянина ради выгоды. Также на первый план выходит проблема
эгоизма: дворяне, как и чиновники, думают только о своих интересах,
родина для них – пустое невесомое слово. Высшее общество не заботится о
простом народе, пр осто использует его в своих целях.
3) Кризис гуманизма. Людей продают, как животных, проигрывают в карты,
как вещи, закладывают, как украшения. Рабство узаконено и не считается
чем -то безнравственным или противоестественным. Гоголь осветил
проблему крепост ного права в России глобально, показав обе стороны
медали: менталитет холопа, присущий крепостному, и самодурство хозяина,
уверенного в своем превосходстве. Все это последствия тирании,
пронизывающей взаимоотношения во всех слоях общества. Она разлагает
лю дей и губит страну.
4) Гуманизм автора проявляется во внимании к «маленькому человеку»,
критическом разоблачении пороков государственного устройства.
Политические проблемы Гоголь даже не старался обходить. Он описал
бюрократический аппарат, функционирующий только на основе
взяточничества, кумовства, казнокрадства и лицемерия.

5) Гоголевским персонажам присуща проблема невежества, нравственной
слепоты. Из -за нее они не видят своего морального убожества и не способны
самостоятельно выбраться из затягивающей и х трясины пошлости.

Тарас Бульба: идеи и проблематика.
Тема — изображение исторических событий XV= — XV== века в Украине, быта,
обычаев Запорожской Сечи .
Идея — Прославление военного общества, возвеличивание подвига,
патриотизма, преданности идеи защиты р одной земли.
Основная мысль — Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика произведения «Тарас Бульба»:
Защита родной земли.
Нравственный выбор.
Единство, сплоченность — залог победы.
Любовь, верность, самопожертвование.
Отношения родителей и детей.
Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа
с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы
определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем
произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и
украинский — в их общую историческую судьбу.
Главный герой повести Тарас Бульба не условно -богатырский образ — он
наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует
образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас
возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он — воин,
отдающий себя служению отчизне. Тарасу не свойственны колебания, он
всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине,
отсюда ис то­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса
Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем

представителям казачества, которые перенимали ее привычки. Верность
родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной
привязанности.
Тем страшнее трагедия, коснувшаяся его семьи. Было у полковника Бульбы
два сына, старший — Остап и младший — Андрий. Остапа Гоголь наряду с
другими казаками наделяет богатырскими чертами. А вот Андрий — человек
более тонкий, замечающий и умею щий ценить красоту в окружающей его
жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на
сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам
казнил своего сына, изменившего родине и народу.
В Остапе мы видим продолжателя отцо вского дела, Тарас им гордится. Для
Остапа, как и для других казаков, нет ничего дороже отчизны, и для нее он
готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене
казни Остап, подвергаемый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества,
зная, ч то его гибель не напрасна. Андрий же, став на путь предательства,
«пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником
родной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и
товарищей.
Образы двух братьев — это два возможны х человеческих жизненных пути.
Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть
предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с
ненавистью и позором.

Проблематика комедии "Ревизор":
1. Проблема взяточничества, чинопочитания ярко показана через образ
городничего Антона Антоновича. В наше время взятки являются
распространенным явлением, которое приносит большой урон
государству.
2. Проблема произвола власти, неподчинение закону. Имя полицейского
Держ иморда стало нарицательным, олицетворяющее
безнаказанность.
3. Казнокрадство, равнодушие Земляники имеет место и в современном
мире.
4. Проблема безразличия к служебным делам. Фамилия судьи Ляпкин -
Тяпкин говорит сама за себя.

5. Проблема корыстолюбия, пошлости, не вежества показана практически
во всех образах в комедии. К сожалению, эти черты не искоренены в
человеке и в настоящее время.

«Шинель». Проблематика.
Проблематика повести «Шинель» весьма широка. Здесь Гоголь поднимает
вопросы, касающиеся, как общества, та к и внутреннего мира человека.
▪ Главная проблема повести – гуманизм, а точнее – его отсутствие. Все
герои повести малодушны и эгоистичны, они не способны к
сопереживанию. Даже Акакий Акакиевич не имеет никакой духовной
цели в жизни, не стремится читать или же интересоваться искусством.
Им движет лишь материальная составляющая бытия. Башмачкин не
осознаёт себя жертвой в христианском понимании. Он вполне
приспособился к своему жалкому существованию, персонаж не знает
прощения и способен лишь на месть. Герой да же не может обрести
покой после смерти, пока не исполнит свой низкий замысел.
▪ Равнодушие. Сослуживцы равнодушны к горю Башмачкина, а
значительное лицо пытается всеми известными ему способами
заглушить в себе всякие проявления человечности.
▪ Проблема бедност и затрагивается Гоголем. Человек, примерно и
усердно исполняющий свои обязанности, не имеет возможности
обновлять свой гардероб по мере необходимости, в то время как
безалаберные льстецы и щеголи успешно продвигаются по службе,
роскошно обедают и устраиваю т вечера.
▪ Проблема социального неравенства освещается в повести. Генерал
относится к титулярному советнику как к блохе, которую он может
раздавить. Башмачкин перед ним робеет, теряет дар речи, а
значительное лицо, не желая терять свой облик в глазах сослуж ивцев,
всячески унижает бедного просителя. Таким образом, он показывает
свою мощь и превосходство.
X