В. А. Воропаев Духовник Гоголя

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.82 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

DOI 10.24249/2309-9917-2019-33-1-62-77
Памяти протоиерея Алексия Расева
В.А. Воропае Fhkd\ZJhkkby)
Духоgbd=h]hey
V.A. Voropaev (Moscow, Russia)
Nikolai Gogol’s Spiritual Father
Имя ржевского протоиерея Матфея Константиновского сегодня известно Κ осноghf
исследователям жизни и творчества Н.В. Гоголя. Священник был духоguf отцом 1 _-
ликого русского писателя Κihke_^gb_]h^u_]h`bagbbihh[s_fmijbagZgbxbf_egZ
него нравственное влияние. Промыслом Божиим судьбы этих людей оказались накрепко
связанными. Соj_f_ggbdZf=h]heywlhbfy[uehohjhrhagZdhfhHlpZFZln_yagZebb
ukhdhihqblZeb Москве и Санкт-Петербурге, Κijhинции и за рубежом (на Афоне,
Κ Греции, Κ Египте…). Его называли Иоанном Кронштадтским Ржевского уезда
2. Не-
даром так много соiZ^_gbcmkfZljb\Zxl жизни этих двух великих проповедникоΚ
В свое j_fy\eZ^udZOjbklhnhj WffZmkkdbc h^ghdZrgbdhlpZFZln_yihL\_jkdhc
Духоghck_fbgZjbbjmdhiheZ]ZyBhZggZBevbqZK_j]b_\Z священники, привел ему
Κijbf_jkem`_gb_hlpZFZln_y;m^msbc\k_jhkkbckdbc[ZlxrdZ молодости соби-
рался ехать миссионером на Аляску. Но тут уb^_eqlhfh`ghb простой, обычной
жизни быть истинным пастырем словесных овец. Здесь уместно вспомнить слова ми-
трополита Вениамина (Федченкова) о том, что на рубеже ХIХ–ХХ . почти ΚdZ`^hf
российском уезде были свои Иоанны Кронштадтские. Жизнеописание отца Матфея помещено Κ книге Евгения Поселянина «Русские под -
b`gbdb ХIХ века» (3-е изд.: СПб., 1910), которая неоднократно переиздавалась и в
наши дни. На сегодняшний день канонизированы, кажется, все упомянутые Κ труде
Поселянина подb`gbdbojbklbZgkdh]h[eZ]hq_klbó – предстаbl_ebjZaguom]hedh\
России. Исключение составляют московский блаженный Иван Яковлеbq Корейша и
1 Поясним кратко особенности aZbfhhlghr_gbc^mohного отца и его чада во Христе. В отличие
от духоgbdZ Κ широком смысле слова, которым может быть любой священник, духоguc отец
окормляет свое духоgh_qZ^hihklhygghbg_k_laZg_]hhl\_lkl\_gghklvi_j_^;h]hfIjbgylb_
исповеди духоgufhlphfZg_ijhklhk\ys_ggbdhfhagZqZ_lijbgylb_hl\_lkl\_gghklbaZ]j_ob
своего духоgh]h сына на себя. «…ВыслушаΚ исповедь и прочитаΚ молитu над преклоненным
покаянным сыном, духоgbd (Κ данном случае имеется Κ b^m духоguc отец. – В.В.) подымает
его с земли и возлагает правую его руку на свою шею со словами: “На моей ubkh]j_r_gbyl\hy
чадо, и да не истяжет о сих Христос Бог, егда приидет во славе Своей на Суд Страшный” . Духоgbd
“не точию сb^_l_ev есть” покаяния духоgh]h сына пред Богом, но является как бы ответчиком
за его грехи» (Концеbq И.М. Оптина Пустынь и ее j_fy / Перепечатка с изд. Свято-Троицкого
монастыря Κ>`hj^Zgилле (США), 1970, перераб. и доп. Введенский стаjhib]bZevgucfm`kdhc
монастырь Оптина Пустынь, 2013. С. 25).
2 См.: Панкрато:K. Ищущие Бога. Кн. 2. М., 1911. С. 188.
Stephanos #1 (33) http://stephanos.ru

отец Матфей Ржевский. В настоящее j_fy Тверской митрополии подготовлены до-
кументы для церкоghcdZghgbaZpbbijhlhb_j_yFZln_yDhgklZglbgh\kdh]h. Взаимоотношения Гоголя с отцом Матфеем – ключевой вопрос Κ^mohной биографии
писателя. Отца Матфея обbgyxl Κ том, что он возлагал на Гоголя непосильные аске-
тические подb]blj_[h\ZehklZить литературное поприще и идти ΚfhgZklujvbqlh
наконец, подb]gme его на сожжение второго тома «Мертuo душ». Но на самом деле
между ними было больше aZbfhihgbfZgby чем это представлялось исследователям.
Подробное и непредaylh_`bag_hibkZgb_hlpZFZln_yg_lhevdhhldju\Z_lijZ\^mh[
этом человеке, но и дает понять, почему Гоголь избрал его себе Κ^mohные отцы.
Часть перZy.
Иоанн Кронштадтский Ржевского уезда. Протоиерей Матфей Константиновский
Аннотация : Первая часть исследования представляет собой очерк жизни и свя -
щеннического служения протоиерея Матфея Константиновского, роль которого в
судьбе Н.В. Гоголя оценивается неоднозначно.
Ключевые слова : протоиерей Матфей Константиновский, православное духо -
венство, Русская Церковь Κ;,;\_d_
Part I.
Ioann Kronstadtsk5]KHYVNRJR8H]GD.
Archpriest Matthew Konstantinovsky
Abstract : The first part of the stud is an essa on the life and priestl ministr of
Archpriest Matthew Konstantinovsky, whose role in Nikolai Gogol’s destin has con -
flicting assessments.
Key words : Archpriest Matthew Konstantinovsky, Orthodox priests, Russian Church
in the 19
th century
Вскоре после смерти отца Матфея, последоваr_c 1857 г., житель Твери Ва-
силий Малинин, по предложению известной благотворительницы Татьяны Бори-
соgu Потемкиной, почитательницы ржевского протоиерея, собрал материалы
для его биографии. В 1859 г. Татьяна БорисоgZi_j_^ZeZbop_jdhному писате-
лю Николаю Васильеbqm?eZ]bgm Z\lhjmi_j\h]hdZiblZevgh]hljm^Zhij_ih-
добном Серафиме Саровском и других духоguodgb] ^eykhklZ\e_gbyihegh]h
жизнеописания отца Матфея. После смерти Елагина все бумаги его поступили в
Патриаршую библиотеку ΚFhkd\_Z 1909 г. часть материалоΚkh[jZgguoFw-
лининым, напечатана Κ`mjgZe_>mr_ihe_agh_ql_gb_ © 4–7). Незадолго до кончины отца Матфея, ΚI_ljh\kdbcihkl]FZebgbgijh-
сил батюшку, чтобы тот рассказал ему о замечательных случаях из своей жизни.
При этом он привел Κ пример жизнеописания старца Серафима и преподобного
Марка Подb`gbdZ Саровских чудотворцеΚ и сказал: «Точно Κ таком же роде
и описание вашей жизни было бы для нас и нравоучительно, и было бы нам, по
крайней мере, на память»
1. Отец Матфей отвечал: «Я от этого не прочь, можно
писать; только никто этому не поверит», – и рассказал один случай из жизни сво-
1 Материалы для биографии Ржевского протоиерея Матвея АлександроbqZDhgklZglbgh\kdh]h //
Душеполезное чтение. 1909. № 4. С. 587.
63

ей, о котором тот и прежде слышал. «Соберетесь вместе, поговорите, – вот вам и
биография моя», – прибаbehg<iheg_m[_`^_gijh^he`Z_lFZebgbg, – что
жизнь батюшки, так, как она текла, нельзя описать; были такие случаи, о которых
он, по усильной о том просьбе сына своего, обещал рассказать, когда умирать
будет, – но о них не сказал». Подробное жизнеописание отца Матфея состаbe его зять, Николай Греши-
щеΚ на основании собственных воспоминаний о нем, рассказоΚ родственникоΚ
духоguo чад и других лиц, знаrbo его жизнь, и поместил Κ журнале «Стран-
ник» (1860. № 12); затем его переделал для своей книги «Русские подb`gbdb
ХIХ века» Е]_gbcIhk_eygbgIhfbfhwlh]h`bag_hibkZgbybf_xlky\hkihfb-
нания Тертия ИваноbqZNbebiih\Z  его статье о графе Александре Петроbq_
Толстом), опубликованные Κ «Гражданине» (1874. № 4), а также воспоминания
протоиерея Феодора Образцова, настоятеля Покровской церкb Κ Твери, близко
знаrbohlpZFZln_y. Из других документальных источникоΚ можно назвать письма Гоголя к отцу
Матфею и, кроме того, некоторые письма самого отца Матфея к разным лицам,
напечатанные Κ журнале «Домашняя Беседа» (1861. Вып. 49–51). Особо следу-
ет сказать о книге протоиерея Алексия Расева «Очерк жизни Κ Бозе почиr_]h
Ржевского протоиерея о. Матфея АлександроbqZ Константиновского: Сводная
редакция (1860–1890–1915)» (Тверь, 2017). Протоиерей Алексий РасеΚ (1969–2016), клирик храма иконы Божией Мате-
ри «Неупиваемая Чаша» города Твери, был человеком разносторонне одаренным.
Выпускник Тверского художественного училища им. Венецианова, иконописец,
чьи работы были представлены на персональных uklZках живописи и графики
Κ Москве, Санкт-Петербурге, Париже, Оснабрюке; издатель и журналист, редак-
тор правослаgh]h`mjgZeZbklhjbdZjobист, много лет собираrbcfZl_jbZeu
по канонизации святых и новомученикоΚ Русской Правослаghc Церкb Твер-
ской епархии, – вот далеко не полный список дарований и трудоΚhlpZ:e_dkby
И все-таки глаguf^_ehf_]h`bagb ihfbfhiZklujkdh]hkem`_gby klZeZdgb]Z
о протоиерее Матфее Константиновском. Уроженец бежецкой дереgb>b_\h]^_
когда-то служил приснопамятный отец Матфей, он на протяжении двух десятков
лет вел поиск и сбор материалоΚZjobных документоΚh[wlhfыдающемся под-
b`gbd_ojbklbZgkdh]h[eZ]hq_klby. В книге протоиерея Алексия Расева «Очерк жизни…» отца Матфея Констан-
тиновского представлен Κh^ghck\h^ghcj_^ZdpbbKh[jZgh[hevrh_dhebq_kl\h
архиguo документоΚ До сих пор были известны лишь несколько проповедей
отца Матфея. В эту книгу dexq_gu более пятидесяти его проповедей и поуче-
ний. До революции было издано всего пятнадцать писем отца Матфея к разным
лицам (Κlhfqbke_h^ghibkvfhd=h]hex L_i_jvdgbf^h[Z\e_gu_s_r_klv^_-
сят. Вперu_him[ebdh\Zguihjmdhibkb\hkihfbgZgby ihegucl_dkl ^mohного
чада отца Матфея и его биографа Василия Малинина, а также многочисленные
документы Тверской Духоghc консистории. В книге представлен исчерпываю-
щий свод материалоΚihk\ys_gguohlpmFZln_xключены и работы его недо-
брожелателей, например, Д.С. Мережковского и И.Л. Леонтьева (Щеглова). Весь-
ма полезны для соj_f_ggh]hqblZl_eydhff_glZjbbbihykg_gbyZ\lhjZkhklZи-
теля. Они очень уместны и многое разъясняют. Отец Алексий работал над книгой до последних дней жизни, несмотря на мно-
гочисленные трудности и препятстby dZd\k_]^Zb[u\Z_l благом деле). Он был
64

убежден, что пришло j_fy^eydZghgbaZpbbhlpZFZln_y лике местночтимых
святых. В книге непредaylucqblZl_evgZc^_lg_khfg_ggu_kидетельства свя-
тости отца Матфея и его громадного значения для Русской ЦеркbGZijbf_j_]h
загробное предстательство за землю Русскую Κh^ghfjy^mklZdbfk\_lbevgbdhf
Правослаby как святитель Филарет, митрополит Московский, подтвержденное
преподобным Амjhkb_fHilbgkdbf.
***
Отец Матфей родился 6 ноября 1791 г. Κk_fv_^bZdhgZk_eZDhgklZglbgh\ZGh-
воторжского уезда Тверской губернии Александра Андреева; мать его звали Мар-
фа АфанасьеgZ Родители жили бедно, но благочестиво. Матфей был воспитан
Κkljh]hojbklbZgkdboijZилах и с ранних лет проявлял охоту к учению, любил
посещать храм Божий и петь на клиросе. На пятом году жизни он сам упросил
родителей научить его грамоте, а на седьмом уже бойко читал книги церкоghc
печати, Κhkghном Четьи Минеи. Восьми лет отрок был определен ΚGh\hlhj`kdh_>mohное училище (началь-
ные классы Тверской семинарии) и, как не имеrbc фамилии, по обычаю того
j_f_gb получил ее по названию села. В документах отец Матфей именуется
(да и сам иногда так пишет) то Константиновский, то АлександроΚ (по имени
отца). В перu_ годы учебы он, вопреки ожиданиям, учился не очень успешно,
но по прошестbbg_dhlhjh]hремени память его укрепилась. С этих пор он стал
успевать по всем предметам и среди товарищей оказался Κqbke_i_jых. По сло-
вам самого отца Матфея, этой перемене с ним он обязан был небесному заступ-
ничеству преподобного Ефрема Новоторжского, которому он усердно молился.
Однажды ночью во j_fyfheblы, рассказывал отец Матфей, он как бы забылся;
вдруг предстал перед ним этот угодник Божий вместе с каким-то другим, благо-
слоbe_]hb эту минуту некое покрывало снялось с его голоu – он почувство-
вал Κg_ck\_`_klvbe_]dhklvbklhcihju\k_ учении стало ему понятно. Отличался он среди сверстникоΚ не только успехами Κ науках, но и скромно-
стью и благочестием. Любил подавать милостыню. За это квартироваrb_ с ним
упрекали его: «Что ты, Константиновский, делаешь? где нам подавать милосты-
ню! сами мы чуть-чуть не нищие, какой достаток у семинариста!»
1 Он же, несмо-
тря на это, хоть украдкой, а что-нибудь да подавал. В свободное j_fy Матфей
любил посещать храмы, и особенно Κ Новоторжском Борисоглебском монастыре
(основанном Κ ХI Κ преподобным Ефремом, Новоторжским чудотворцем, одним
из перuo монахоΚih^ижникоΚ на Руси). Квартиру Матфей Константиновский
нанимал на одном из постоялых двороΚ]hjh^ZLhj`dZ]^_g_j_^dhqblZe?\Zg]_-
лие или катехизис постояльцам. Приезжая на праздники или каникулы домой, он
и здесь находил j_fy почитать своим землякам что-нибудь назидательное. Так
еще Κhljhq_kdb_]h^uh[gZjm`behkv нем то учительное направление, которому
верен он был потом Κl_q_gb_\k_ck\h_c`bagb. Из училища Константиновский перешел ΚL\_jkdmx>mohную семинарию (где
его однокашником был Петр АлександроbqIe_lg_, с которым он ihke_^klии
возобноbeagZdhfkl\h A^_kvhglZd`_ijhyил усердие и любоvdgZmdZfbgh-
гда целые ночи проводил без сна за книгой. Особенно любил он читать творения
учителей Церкbk\ylbl_e_c<Zkbeby<_ebdh]hbBhZggZAeZlhmklZY семинарии
1 Материалы для биографии Ржевского протоиерея Матвея АлександроbqZ Константиновского //
Душеполезное чтение. 1909. № 4. С. 589.
65

у него пояbehkv`_eZgb_ihkljbqvky монахи, однако Κwlhремя – Κ0 г. –
умер его отец, и ему не удалось исполнить свое намерение, так как у него на руках
остались мать и две малолетние сестры. ОкончиΚ семинарию Κ 1813 г. двадца-
ти двух лет от роду, он Κ ноябре этого же года повенчался с дочерью сельского
священника, Марией Дмитриеghc=jb]hjv_\hcZ феjZe_4 г. архиепископ
Тверской и Кашинский Мефодий рукоположил его во диакона для служения в
храме погоста Осечно Вышневолоцкого уезда. В этом сане отец Матфей прослужил семь лет. Всю домашнюю и полевую ра-
боту он, как это и было чаще всего у сельских клирикоΚ^he`_g[ue^_eZlvkZf
вместе со своей семьей. Он пахал, сеял, косил траву, и лишь Κ последние годы
его диаконского служения ему стали помогать некоторые прихожане. За это он
молился о них всю жизнь. В сельских трудах отец Матфей не потерял интереса к духоghfm просвеще-
нию. Даже Κ поле на работу он брал с собой книгу «Камень веры» знаменитого
церкоgh]h иерарха Стефана Яворского и читал ее Κ часы отдыха. Каждое вос-
кресенье после Литургии он отправлялся с проповедью Κhdj_klgu_^_j_ни, где
жило много старообрядцеΚ<kdhj__fm^ha\he_gh[uehb церкb]h\hjblvijh-
поведи и объяснять Закон Божий. Случилось так, что диакон Константиновский вступил Κ небезопасный кон-
фликт с помещиком, генералом Цыбульским, считаrbfky перuf прихожани-
ном по своему положению и позволяrbf себе неприличные uoh^db Κ храме.
ЗаметиΚh^gZ`^uqlhlhljZa]h\Zjb\Z_l\hремя Литургии, отец Матфей по бла-
гословению священника (духоgh]h отца помещика) кратко, но сильно обличил
его. Тот, не ug_kywlh]hihdeyekyыжить его из прихода и, будучи ΚL\_jbh[jw-
тился с жалобой к местному владыке, преосвященному Филарету (ihke_^klии
митрополит Московский). Архипастырь, однако, не нашел Κ дейстbyo диакона
ничего предосудительного и отпустил генерала, не удовлетвориΚ его, а об отце
Матфее потребовал подробных сведений от местного благочинного. ПолучиΚbo
он поручил тому яblvky Κ храм погоста Осечно и Κ присутстbb всего причта
передать диакону Константиновскому свое архипастырское благословение. После
этого, находясь ΚLhj`d_ij_hk\ys_ggucNbeZj_lh[jZsZykvdf_klghfm^moh-
венству, постаbehlpZFZln_y пример и образец. В пору, когда отец Матфей служил диаконом, с ним произошел случай, кото-
рый сb^_l_evkl\m_l о силе и твердости его веры. Отпраbeky он однажды Κ город
Торжок. В то j_fy здесь начали возводить новую церкоv и при разборке старого
собора нашли гробницу с мощами святой благоверной княгини Иулиании. Говорили,
что на этом месте открылся источник и все берут оттуда воду, которая многих исцеля-
ет. Отец Матфей, который еще с семинарии страдал болями Κ]jm^bbkeZ[hklvx]eZa
помолиrbkvk\ylhcdgy]bg_ijbr_elm^Zijhlbkgmekyd]jh[gbp_gh\h^ulZfm`_
не было, осталась одна грязь. В углублении, где стояла гробница, вода натекала свер-
ху (о роднике были лишь слухи): насочится за ночь, а днем разберут. Тогда отец Мат-
фей собрал остатки грязной воды и помазал глаза, а остальное uibek\_jhxY ту
же минуту он почувствовал себя здороufL_fdlhg_^hmf_\ZeihwlhfmkemqZxhg
отвечал: «Что ж тут удиbl_evgh]h=hkih^v[j_gb_fbkp_ebehqbke_ihjh`^_ggh]h
брением исцелил и меня, и вот я с тех пор не болею, совершенно не болею»
1.
1 ОбразцоNijhlhb_j_c. О. Матфей Константиновский, протоиерей Ржевского собора. По моим
воспоминаниям // Тверские епархиальные ведомости. 1902. № 5. 1 марта. Часть неофициальная.
66

При всей бедности диакон Константиновский не искал лучшего. На уговоры
домашних просить священнического места он отвечал: «Нужно ждать, когда и
куда Бог призовет»
1. Наконец Κdhgp_hdly[jy0 г., по особому распоряжению
святителя Филарета Московского, архиепископ Тверской Симеон (КрылоΚIeZlh-
ноΚ jmdhiheh`behlpZFZln_y сан иерея и определил на служение во Введен-
скую церкоvk_eZ>b_\h;_`_pdh]hm_a^Z jmdhiheh`_gb_khklhyehkv домовой
Ярославских ЧудотворцеΚp_jdи, что на Ярославском Архиерейском подворье в
Санкт-Петербурге). Местные жители, Κhkghном из карелоΚ[uebkh\_jr_ggu_
язычники, и Κ течение тринадцати лет отец Матфей упорно насаждал среди них
веру Христову. В каждый воскресный и праздничный день при любом удобном
случае он спешил преподать народу Слово Божие, и не только Κ храме, но и на
улице, где собирались по какому-нибудь случаю люди. Речь его всегда была о
спасении души и трогала сердце самого закоренелого грешника, заставляя его
подумать о своей жизни. Прихожане села Диева не знали даже глаguog_h[oh^bfuoojbklbZgbgmfhebl.
И вот вскоре все они, даже дети, затвердили молитву Господню («Отче наш...»),
Символ веры, молитву Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся...») и ос-
ноgu_ заповеди. Общая картина переменилась: быrb_ язычники стали ходить к
своему духоghfmhlpmkhkdhj[yfbbi_qZeyfbbhgdZ`^h]hfm^jhрачевал. В марте 1833 г. отец Матфей по просьбе крестьян, желаrboидеть его своим
священником, был переведен Κ село Есько. Здесь он реghklgh продолжал мис-
сионерское служение. У него Κ^hf_kh[bjZebkv_]h^mohные чада для слушания
Слова Божия, Четьих Миней, для пения акафистоΚ и для назидательных бесед.
Скоро дом перестал вмещать всех желающих. Это uau\Zehg_m^h\hevklие свя-
щенникоΚhdj_klguoijboh^h (отчасти и потому, что прихожане Богоявленской
церкb села Есько были безуслоgh уверены Κ святости своего батюшки). В де-
кабре 1833 г. благочинный епархии отец Иоанн Градницкий aye с отца Матфея
подписку о том, «чтоб бываемое Κ доме его с собирающимися прихожанами пе-
ние и чтение Слова Божия Κghqgh_ремя прекратить...»
2. Вскоре по доносу отца
Иоанна тогдашний архиепископ Тверской Григорий (ihke_^klии митрополит
Санкт-Петербургский) назначил по этому делу расследование. Разбирательство не принесло успеха недоброжелателям отца Матфея. Из опро-
са еськовских прихожан и церкоghkem`bl_e_c uykgbehkv что поучения свя-
щенник произносил всегда «из текстоΚ?\Zg]_ebc^g_ных, более и чаще: о нази-
дании gmlj_gg_]h человека, о суете и краткоj_f_gghklb жизни человеческой,
о будущей жизни, о бесконечном воздаянии праведным и о муке, ожидающей
грешникоΚ нераскаянных, и о Суде страшном и Втором пришестbb Κ мир Хри-
ста Спасителя»
3. Отец Матфей отвечал на обbg_gby «разглашать о бывающих
Κ_]h^hf_kh[jZgbyo чужих приходах никого не просил и рассказывать о своей
святости никому не gmrZe без предварительной цензуры говорил потому,
С. 131. См. также: Материалы для биографии Ржевского протоиерея Матвея АлександроbqZDhg-
стантиновского // Душеполезное чтение. 1909. № 5. С. 69.
1 ГрешищеG. Очерк жизни Κ;ha_ihqbшего ржевского протоиерея о. Матфея АлександроbqZ
Константиновского // Странник. 1860. № 12. С. 248.
2 Материалы для биографии Ржевского протоиерея Матвея АлександроbqZDhgklZglbgh\kdh]h //
Душеполезное чтение. 1909. № 6. С. 243.
3 Малинин В.И. Воспоминания о Ржевском протоиерее Матвее Александроbq_ Константиновском
(рукопись) // РасеΚ:Bijhlhb_j_c!Hq_jd`bagb Бозе почиr_]hJ`_\kdh]hijhlhb_j_yh. Мат-
фея АлександроbqZDhgklZglbgh\kdh]hK\h^gZyj_^Zdpby  L\_jvK. 74.
67

что не писал свои слова наперед; ijhq_fgbfZehg_khfg_\Zykv их пользе для
слушателей, так как «заимствовал все мысли для своих поучений из многократ-
но читанных им Ефрема Сирина, Златоустова и Списателя Лестbpu Иоанна, и
других сочинений»; по первому запрещению местного благочинного собраний не
прекратил, потому что тот – советовал только, а он, отец Матфей, – «противу-
полагал себе важность обязанности священнической касательно проповедования
Слова Божия, живо и сильно ujZ`_gghc апостолом Павлом Κ сих словах: Горе
мне, аще не благо_klую <1 Кор. 9, 16>»
1.
В результате владыка собраний его не запретил, но и не благослоbeAZlhe_lhf
1835 г. преосвященный Григорий после долгой беседы с отцом Матфеем ΚZelZj_m
престола, объяbe\h\k_mkeurZgb_k\ys_ggbdZf;_`_pdh]hm_a^Zkh[jZшимся Κ
соборе: «Вот вам образец, подражайте ему. И я более ничего не желаю»
2.
В 1836 г. Тверской архипастырь перевел отца Матфея, как реghklgh]hk\ys_ggb-
ка и проповедника, ΚKiZkhIj_h[jZ`_gkdbcojZf]hjh^ZJ`_\Z]^_dwlhfmреме-
ни скопилось большое количество раскольникоΚjZaguolhedh. В июне того же года
отец Матфей получил от владыки письмо следующего содержания: «Отец Матфей!
Я хочу перевести тебя Κ]J`_ для действования на раскольникоΚb руководство
для сего теперь же посылаю тебе три книжки. Бедности не уb^brvgZiZ^_gbcg_
бойся; аще Бог по нас, то кто на ны? Григорий, А<рхиепископ> Тверский»
3. Домаш-
ние отца Матфея и особенно прихожане села Еська умоляли его отказаться от пред-
лагаемого места, думая, что он много может потерпеть от раскольникоΚ Просили
и архиепископа, но безуспешно. Отец Матфей остался непреклонен и поbgh\Zeky
владыке, b^y Κ его призыве волю Божию. Жители села Еська от мала до велика
ureb провожать своего любимого пастыря и пять верст шли со своим настаgb-
ком. Каждый кланялся ему Κ ноги и со слезами принимал от него благословение,
некоторые же из особенно усердных провожали его до самой Твери. Во Ржеве отец Матфей прослужил двадцать лет. В мае 1849 г. он был назначен
настоятелем ржевского Успенского собора, где и служил до самой кончины. Здесь
ему пришлось весьма нелегко: его преследовали заbklv и наветы. Проповеди
его, конечно, не нраbebkv старообрядцам. Кто-то пожаловался владыке, что он
смущает народ. Тот потребовал отца Матфея к себе ΚL\_jvQlhlu^_eZ_rv\h
Ржеве? мне доносят, что ты возмущаешь народ своими проповедями. Я тебя упря-
чу Κhkljh]G_\_jx\Zr_ысокопреосвященство», – отвечал отец Матфей.
«Как смеешь так отвечать!» – сказал владыка. «Да, не верю, ваше ukhdhij_-
освященство; слишком большое счастье пострадать за Христа, я недостоин такой
ukhdhcq_klbijh]h\hjbehl_pFZln_Å
4.
Преосвященный Григорий отпустил его с миром, но Κ[ulghklvk\hx\hJ`_\_
однажды обратился к нему Κ конце Литургии: «Поди скажи проповедь», – а сам
сел ΚPZjkdboратах и gbfZl_evghkemrZeIhhdhgqZgbbijhih\_^bhgkdZaZe
отцу Матфею: «Ты можешь читать проповеди, не записывая их предварительно»
5.
1 Малинин В.И. Воспоминания о Ржевском протоиерее Матвее Александроbq_ Константинов-
ском. С. 74.
2 Материалы для биографии Ржевского протоиерея Матвея АлександроbqZDhgklZglbgh\kdh]h //
Душеполезное чтение. 1909. № 6. С. 253.
3 ГрешищеG. Очерк жизни Κ;ha_ihqbшего ржевского протоиерея о. Матфея АлександроbqZ
Константиновского. С. 249.
4 ОбразцоNijhlhb_j_c. О. Матфей Константиновский, протоиерей Ржевского собора. С. 132–133.5 В ХIХ Κ рядоuf священникам запрещалось произносить проповеди экспромтом – надо было
написать заранее текст и предстаblv на утверждение правящему архиерею. По большей части
68

Жизнь отец Матфей вел строго воздержанную. Еще будучи диаконом, он от-
казался от мясной пищи и до самой смерти не употреблял ее. Ни bgZ ни ка-
ких-либо хмельных напиткоΚhgg_ibe\h\kx`bagvZ течение перuo^_kylb
лет своего служения во Ржеве не употреблял иного питья, кроме воды. Лишь в
последние годы своей жизни он иногда пил кофе с целью подкрепления сил. На
первой неделе Великого поста отец Матфей ничего не dmrZeZbgh]^ZhklZ\Zeky
без пищи и до двух недель. Подобно этому проводил и Страстную седмицу. В сре-
ду и пятницу он ел один раз Κ^_gvohlygZoh^bekyihklhyggh великих трудах.
Соблюдая пост Κh[u^_gghc^hfZrg_c`bagbhgfh]gZjmrblv_]hdh]^ZgZoh-
дился Κh[s_kl\_hkh[_gghlhf]^_h`b^Zeb\klj_lblv нем святого человека, –
по завету Господа да не яblkyij_^q_ehеком постящимся (Мф. 6, 16). Все тринадцать лет своего пребывания Κ Диеве отец Матфей провел Κ почти
непрерыghfhlijZ\e_gbbp_jdhных служб. Его причт, не приudrbcdlZdhfm
частому служению, поначалу тяготился этим и роптал на своего священника, а
кое-кто нередко бранил прямо ΚebphGhkfbj_gguchl_pFZln_cdeZgyeky_fm\
ноги, если это было наедине, и просил у него прощения. Со j_f_gbihklmie_gby
Κj`_\kdbcMki_gkdbckh[hjb^hihke_^gbo^g_c`bagbhg aZbkdexq_gb_f[h-
лезни и отлучек из города) не пропустил ни одной церкоghckem`[uKemqZehkv
звонарь не являлся своеj_f_gghbhl_pFZln_ckZfr_egZdhehdhevgxa\hgblv
Бывало, причетники, которых по штату полагалось только два (псаломщик и сто-
рож), не приходили к утрене или вечерне, и отец Матфей один вел службу: читал,
пел, разжигал кадило. «Господь не допустил его до службы», – говорил он о тех,
кто не яbeky храм, и потом не укорял их за это
1.
Отец Матфей обладал исключительным даром слова. Он мог говорить несколь-
ко часоΚdjy^m[_aih^]hlhки и при этом Κысшей степени назидательно. В сан
протоиерея он был возведен преосвященным Григорием Κ8 г., как сказано Κ_]h
протоиерейской грамоте, за непрерыgh_ ясное, _kvfZ сильное и убедительное
пропо_^h\Zgb_Keh\Z;h`by, и ему было позволено произносить свои поучения
изустно, по gbfZgbxd_]h^mohной опытности и глубокомыслия
2. Публицист и
богослоΚ крупный чиноgbd Тертий Иваноbq ФилиппоΚ рассказывает Κ своих
воспоминаниях, что знал во Ржеве лиц, «которым, по их образу мыслей, вовсе
не было нужды Κ церкоghf поучении и которые, однако, побеждаемые красо-
тою его слова, вставали каждое воскресенье и каждый праздник к ранней обедне,
начинаr_cky Κ шесть часоΚ и, презирая сон, природную лень и двухверстное
расстояние, ходили без пропуска слушать его художественные и увлекательные
поучения»
3.
«Ясность его изложения, – продолжает далее мемуарист, – достигла до того, что
даже самые возur_ggu_blhgdb_ojbklbZgkdb_bklbgudhlhjuomk\h_gb_по-
ру философствующему уму, он успевал приближать к уразумению своей большею
частью некнижной аудитории, которая вся обращалась ΚkemodZdlhevdhhgы-
ходил за налой, и молчание которой прерывалось по j_f_gZflhevdhg_\hevguf
ответным возгласом какой-либо забыr_c]^_hgZklZjmrdbbebнимательного
проповеди читались по печатным текстам, одобренным Синодом. Это практиковалось и Κ мона-
стырях, например, ΚHilbghcImklugb.
1 ОбразцоNijhlhb_j_c. О. Матфей Константиновский, протоиерей Ржевского собора. С. 129.2 ГрешищеG. Очерк жизни Κ;ha_ihqbшего ржевского протоиерея о. Матфея АлександроbqZ
Константиновского. С. 265.
3 ФилиппоLB. Воспоминание о графе Александре Петроbq_Lheklhf // Филиппов Т.И. Русское
воспитание / Сост., предисл. и коммент. С.В. Лебедева; отΚj_^HIeZlhgh. М., 2008. С. 350.
69

отрока, пораженного проникающим словом. Одним словом, его поучение было
совершеннейшею противоположностию тому b^mp_jdhной проповеди, ΚdZdhf
она предлагается ΚDZaZgkdhfbBkZZdb_\kdhfkh[hjZohq_j_^gufbklhebqgufb
проповедниками и Κ каком, за весьма редкими исключениями, она остается со-
вершенно бесплодною для народа, который каждый раз, однако, теснится около
кафедры Κ томительном ожидании, не попадет ли Κ его засохшие от духоghc
жажды уста хоть капля освежающей воды»
1.
Никакое самое многочисленное или ukhdh_ собрание не смущало отца Мат-
фея на амвоне. Однажды ΚI_l_j[mj]_ 1853 г., когда он был уже известным про-
поведником, ему довелось совершать Литургию Κijbkmlklии Государя Импера-
тора Николая ПавлоbqZdhlhjucih`_eZem[_^blvky его красноречии. Робость,
одолеваrZyk\ys_ggbdZ начале богослужения, исчезла, как только диакон про-
читал Евангелие. Отец Матфей забыл обо всем, кроме службы, а Κdhgp_Eblmà-
гии произнес проповедь. «Мне удалось хорошо сказать при Государе», – говорил
он после
2.
Проповеди отца Матфея долгое j_fy считались утерянными. Были попытки
собрать и издать их, но этого по некоторым обстоятельствам не получилось. Сын
его, священник Скорбященской церкb Твери Димитрий МатвееbqDhgklZglb-
новский, писал графу Александру Петроbqm Толстому 31 октября 1857 г.: «Ва-
шему сиятельству угодно было изъяblvk\h_`_eZgb_ – ожиblv памяти и, если
можно, отпечатать проповеди папеньки, и поэтому мною одна проповедь послана
Вашему сиятельству. Но эта проповедь, как писанная после произнесения и как
написанная чужою рукою, ненадежна и многое Κg_cihfh_fmkdm^ghfmjZamf_-
нию сомнительно, то несраg_gghemqr_[u[uehqblZlvijhih\_^bgZibkZggu_
рукою папеньки. Он преосвященнейшим Григорием назначен был катехизатором
и свои катехизические поучения предстаbe преосвященнейшему на рассмотре-
ние, и они не возjZs_gu»
3.
Тертий ФилиппоΚ письме к историку Михаилу ПетроbqmIh]h^bgmbaJ`_\Z
от 25 декабря 1852 г. сделал весьма удачную попытку записи по памяти рождест-
венской проповеди отца Матфея. Проповеди, без сомнения, замечательной и ори-
гинальной. Письмо это было напечатано не iheg_ испраgh
4. Приводим его с
небольшими сокращениями по автографу, хранящемуся Κ Российской государ-
ственной библиотеке.
Христос рождается! Христос на земли!
Имели ли uex[_ag_crbcFboZbeI_ljhич, j_fybk\h[h^m^moZih^mfZlvijb-
стально о значении этих слоΚ^eygZk"Fg_=hkih^vihkeZeg_dhlhjh_ml_r_gb_ohly
дb`_gbyfh_]hk_j^pZ[uebkeZ[__khh[jZ`_gbcmfZghblhfmjZ^mxkvbaZlh[ew-
годарю Бога, что Он послал мне хоть рассудочное наслаждение... Вчера, то есть 24
декабря, я слышал слово Матвея АлександроbqZ и хочу вам передать его Κ общих
чертах для образчика. «И идяху вси написатися, кождо во свой град» (Лк. 2, 3).
1 ФилиппоLB. Воспоминание о графе Александре Петроbq_LheklhfK.2 Из воспоминаний Елизаветы Николаеgu;ZklZfh\hÅ // Сборник Тверского общества любителей
истории, археологии и естествознания. Тверь, 1903. Вып. 1. С. 250. См. также: Бастамова (рожден-
ная Алмазова) Е.Н. Из личных воспоминаний о Н.В. Гоголе // Гоголь Κ\hkihfbgZgbyo^g_никах,
переписке соj_f_ggbdh. Полный систематический свод документальных сb^_l_evkl. Науч-
но-критическое издание: В 3 т. / Издание подгот. И.А. ВиноградоΚL. 3. М., 2013. С. 718–719.
3 РГБ. Ф. А/Г. 1. Картон 63. Ед. хр. 21.4 См.: Барсуко Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина. Кн. 12. СПб., 1898. С. 224–225; <Шлёнов В.Л.>
Живое слово о. Матфея // Просветитель: Вестник духоgh]hijhk\_s_gbyF© 1. С. 32–33.
70

Мы не будем, братие, говорить о той переписи, которую назначил Κ своем царстве
А]mkl Ну, был царь, владел всем миром, хотел узнать, сколько и кто ему принадле-
жит. Это все вещь обыкновенная! Но ukfhljbl_dZdwlZi_j_ibkvgZihfbgZ_ä
1 нам
о другой, которой нужно быть где-то Κ^jm]hfpZjkl\_HgZwlZ:густова перепись,
случилась как раз к тому j_f_gbdZdr_e мир другой Царь; и этот Царь тоже будет
разбирать, кто Его и кто не Его, тоже перепись будет делать. Ну, разумеется, такова и
перепись, какоΚpZjvbdZdh\hpZjkl\hLZddZd`_[jZlb_HgbdgZfb^_lwlhlPZjv
с минуты на минуту мы Его ждем, и нас Он будет рассматривать, который из нас к Его
Царству принадлежит, который нет; и нам ведь нужно попасть Κ эту запись! Как же
быть? Чем убедить Его, чтоб Он не исключил нас из Своего списка? Ах! как бы мы
были благоразумны, если бы, еще до Его прихода, забежали Ему навстречу и упросили
бы Его на перепутье; помните, как Закхей
2 ...да? И нам бы, братие, воскликнуть: «Го-
споди! gb^b дом мой!», то есть Κ^hffh_]h сердца. Нужды нет, что твое сердце –
нечистые ясли; Он и Κykeyoey`_lg_ih]gmrZ_lkyGmijb[_jbdZdfh`_rvkdZ`b
«Господи! я Тебя не потесню, я все уберу, что Тебе мешает и что Тебе протиghlhevdh
ahc^bg_hklZь!» Ну, ты был до сей минуты плут, прелюбодей, грабитель, клеветник,
скажи: «Господи! с этой минуты все оставлю и все поправлю, как умею!» Вот, для примера, стоят там у порога требующие хлеба, ты им никогда ничего не
давал, сей час, как пришел домой, возьми что можешь, раздай! Там, если жена или
кто там, мать, станет говорить: «Что ты это? Да к чему? У самих нету!» – и так далее.
«Молчи, – скажи, – Царь идет, Он это любит!» Да, Он один и не ходит: это все гости, ко-
торые всегда с Ним приходят, Его братья меньшие. А какая награда, кто примет Царя?
А! «Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти...» <(Ин. 1, 12)>. Рассуди ты. Там был, по мирской-то переписи, хоть мещанином, например ΚdZdhfgb-
будь городе, или чем другим; тут тебе вдруг Царь предлагает быть Его сыном (к тому
неси раб, но сын); да какого Царя-то! Небесного. Так если б так-то случилось, братие, чтоб u расположились Его принять как при-
лично Его чести, тогда если б волхu пришли и стали расспрашивать: «Где Христос
рождается?» – я бы указал им: «Да вот где, вот! – Κwlbo[eZ]hq_klbых, чистых серд-
цах!» Аминь!
3
В приписке ФилиппоΚihykgyeI_j_^ZqZg_fh]miho\Zeblvkyqlh[[ueZoh-
роша, но все-таки удержан во многом тон и склад. К этим истинно ораторским
оборотам должно присоединить совершенно свободную, и притом сообразную с
содержанием слова, мимику и интонацию». По сb^_l_evkl\m^mohных чад отца Матфея, проповеди он всегда произносил
экспромтом на текст из Евангелия, прочитанного за богослужением. Говорил при
этом очень просто, с частыми примерами из жизни. В настоящее j_fyijhih\_^b
и поучения отца Матфея собраны и изданы Κdgb]_ijhlhb_j_y:e_dkbyJZk_\w
4.
Проповеди отца Матфея потому производили столь сильное i_qZle_gb_ что
сам он исполнял то, чему учил других. Строгая аскетическая жизнь не мешала
ему быть человеком жизнерадостным (ijhq_fwlhblbibqgh^eyijZ\hkeZного
аскета). Сам великий постник, отец Матфей от других не требовал непосильных
подb]h. Последним делился он с неимущими, никто из приходиrbo его дом
не получал отказа Κ]hkl_ijbbfkl\_gbh^bggbsbcg_moh^behlg_]h]heh^guf.
1 Мысль, aylZybah^gh]hklbobjZ ijbf_qLBNbebiih\Z IjZильнее, одной стихиры. Стихи-
ры эти поются на утренней и вечерней службах 25 декабря (ст. ст.).
2 Начальник мытарей ΚB_jbohg_q_eh\_d[h]Zluc\e_arbcgZkfhdhницу, чтобы b^_lv=hkih-
да Иисуса Христа, и удостоиrbckyijbgylv?]h своем доме (см.: Лк. 19, 2–10). По преданию,
стал ihke_^klии перuf_ibkdhihf Кесарии Палестинской.
3 РГБ. Пог. / II. Картон 34. Ед. хр. 64. Л. 15–16 об.4 См.: Расе:Bijhlhb_j_c!. Очерк жизни Κ;ha_ihqbшего Ржевского протоиерея о. Матфея
АлександроbqZDhgklZglbgh\kdh]hK\h^gZyj_^Zdpby  L\_jv.
71

В течение двух десятилетий пребывания во Ржеве отец Матфей много пропо-
ведовал среди старообрядцеΚI_jые два года он ежеднеghoh^beihbo^hfZf
сильно и убедительно доказывая им несправедливость их верования. Но не сразу
достиг здесь успехоΚQZklhklZjhh[jy^puидя свое бессилие, решали не всту-
пать ΚjZa]h\hjukgbfbhl\_qZebfheqZgb_fHgbgZau\Zeb_]hkhратителем»
(за то, что некоторые, убежденные им, присоединились к ПравослаghcP_jdи),
гонителем веры и даже антихристом. Василий Малинин рассказывает, как однаж-
ды отец Матфей шел по городской площади и два неизвестных человека попроси-
ли у него благословения. Он снял шляпу, поднял руку для благословения одного
из них, а тот плюнул ему на руку и сильно ударил ΚijZ\mxs_dm^jm]hc`_\ke_^
за тем нанес удар Κe_\mxHl_pFZln_cg_kdZaZeh[wlhfijhbkr_klии никому,
даже своей жене, и со слезами просил городничего простить преступникоΚdh]^Z
об их поступке узнали. Нельзя не сказать также о благотворительности и странноприимстве отца Мат-
фея. По прибытии во РжеΚ он поместился Κ очень скромной квартире и не стал
заботиться о приобретении собственного дома. Некоторые из граждан собрали
деньги на покупку дома, но он Κg_kdhevdh^g_cjZa^Ze\k_[_^gufKh[jZeb\h
второй раз, но деньги отдали уже не самому отцу Матфею, а его жене, – вот только
тогда и был приобретен дом. В воскресные и праздничные дни собирались у него
бедные и нищие; нередко он и сам прислуживал им за трапезой. Сколько бы ни
приходило к нему (а иногда число их простиралось до тридцати или сорока), всех
принимал он как меньшую Христову братию (нижний этаж его дома был предна-
значен для этой цели). Известен случай, когда отец Матфей дал одному ржевскому мещанину, кото-
рый растратил хозяйские деньги и решил утопиться, пятьсот рублей серебром и
велел молчать об этом. Другой случай – однажды пришел к нему нищий и просил
какой-нибудь старой теплой одежды. Не имея, что ему дать, отец Матфей подарил
теплый подрясник и шапку. Когда же мать стала u]h\Zjb\Zlv за это, он сказал:
«Прости меня, матушка, во всем готоΚykemrZlvl_[yZ этом Сам Бог не велел
мне тебя слушаться»
1.
В а]mkl_ 1856 г. во j_fy всенощной, когда отец Матфей был Κ храме, рас-
кольники подожгли его дом. Он b^_e огонь из окна храма, так как дом стоял
напротиΚHl_pFZln_cjZkihjy^bekyqlh[ukem`[mijh^he`ZebHgmki_e_s_
потом войти Κ]hjysbc^hfbdh]^Z\[_`Zшие за ним люди, не зная, что спасать,
спросили, что нужно ughkblvbah]gyhghl\_lbe>jm]bfhbkiZkZcl_k\ylu_
иконы», – и потом, помолиrbkv\h\k_odhfgZlZoышел
2. С твердостью духа и
благодарением Бога перенес отец Матфей это несчастье и только скорбел иногда
о том, что во j_fyih`ZjZk]hj_eZ_]h[b[ebhl_dZkhklhysZybaemqrbo^mohy-
ных книг, которых, по словам Малинина, было более трех тысяч. Дворянство и
купечество Ржева сделали сбор на построение нового дома, и через месяц после
пожара был для отца Матфея куплен каменный особнячок с участком земли. Распорядок его дня был такоΚ три часа утра он отправлялся к утрене; из церк-
b возjZsZeky Κ одиннадцать или двенадцать часоΚ отслужиΚ Литургию. Если
1 ГрешищеG. Очерк жизни Κ;ha_ihqbшего ржевского протоиерея о. Матфея АлександроbqZ
Константиновского. С. 275.
2 См.: ОбразцоNijhlhb_j_c. О. Матфей Константиновский, протоиерей Ржевского собора. С. 133;
Грешищев Н. Очерк жизни Κ;ha_ihqbшего ржевского протоиерея о. Матфея АлександроbqZDhg-
стантиновского. С. 272.
72

дома не было посетителей, он на несколько минут засыпал сидя, потом садился за
обед. Затем читал, творил Иисусову молитву по четкам и шел к вечерне. В шесть
часоΚ\_q_jZhgg_fgh]haZdmku\Zeihlhfhiylvqlhgb[m^vqblZebebaZgbfZeky
с посетителями либо домашними; Κ^_\ylvklZghился на молитву и Κ^_kylveh-
жился спать. В полночь просыпался и снова станоbekygZfhebl\maZl_fkiZe^h
трех часоΚLZdihdjZcg_cf_j_hg^_eZe\hремя служения ΚJ`_\_. За свои неусыпные труды отец Матфей был награжден Κ6 г. набедренником,
Κ 1839-м – скуфьей, Κ 1842-м – бархатной фиолетовой камилаdhc Κ 1847-м – на-
персным крестом, Κf – орденом СΚ:gguckl_i_gbDjhf_h[udgh\_ggh]h
пастырского служения он по поручению начальства с 1839 г. с честью uihegye
обязанности сотрудника Тверского епархиального попечительства о вдовах и сиро-
тах духоgh]ha\Zgbyk]h – катехизатора, с 1849-го – благочинного, цензора
проповедей и увещателя по секретным делам. И где ни служил отец Матфей, везде
благочестивой своей жизнью и праведными трудами остаbe^h[jmxhk_[_iZfylv. В жизнеописании отца Матфея, составленном на основании сb^_l_evkl его
духоguo чад и знакомых, отмечены следующие отличительные черты его лич-
ности: строгая воздержанная жизнь, неусыпное попечение о созидании церквей
Божиих и их благолепии, неутомимое служение ΚojZfZobысокое благоговение
к ним, апостольская реghklv Κ проповедовании Слова Божия и обращении ста-
рообрядцеΚ[eZ]hl\hjbl_evghklvbkljZgghijbbfkl\h[_ajhihlgh_i_j_g_k_gb_
бедности и различных несчастных обстоятельстΚdjhldZybklbgghojbklbZgkdZy
домашняя жизнь. С осени 1856 г. здороv_ отца Матфея начало ослабевать. Он все же продол-
жал ежеднеgh совершать богослужение. К тому же Κ течение последнего года
своей жизни он даже ночью почти не ложился Κihkl_evkiZehq_gvfZeh^Zblh
сидя – оттого ли, что Κe_`Zq_fiheh`_gbbaZljm^gyehkv_]h^uoZgb_bebhllh]h
что, чувствуя приближение смерти, он больше стал молиться, приготовляя себя к
встрече с Господом. Отправляясь ΚojZfhgihjhx[u\ZelZdkeZ[qlh]h\Zjb\Ze
«Не знаю, приведет ли Господь сегодня отслужить и доживу ли до вечера»
1. Это
продолжалось несколько месяцеΚ. 28 декабря 1856 г. отец Матфей едва не умер во j_fymlj_gbbihlhfmlhlqZk
по ее окончании послал за духоgbdhf В январе и феjZe_ 1857 г. болезнь уси-
лилась. В таком состоянии встретил он Великий пост, с Божьей помощью про-
должая ежеднеgh_ отправление богослужения и непрерыgh_ проповедование
Слова Божия. Перuf являлся Κ храм, тихим голосом начинал утреню, шатался
и почти падал, но вскоре укреплялся и во j_fy совершения Божественной Ли-
тургии уже казался почти здороuf Несмотря ни на продолжительность вели-
копостного богослужения, ни на неотступные недуги, отец Матфей на каждой
Литургии назидал народ словом, которое всякий раз, как предсмертное завещание
отца, отличалось духом особенной снисходительности – было как бы увещатель-
но-умоляющим. Сохранилось сb^_l_evkl\h об одной из тогдашних бесед отца Матфея, за-
писанное со слоΚ архимандрита Макария (Малиновского), настоятеля тверского
Успенского Отроча монастыря: «В последний раз Κk\h_c[_k_^_gZqZшейся сло-
вом о том, как основалась и распространялась ЦеркоvOjbklh\Zhl_pFZln_c\
продолжение беседы более и более оживлялся; к концу же беседы лицо его вдруг
1 Грешищеd. Очерк жизни Κ;ha_ihqbшего ржевского протоиерея о. Матфея АлександроbqZ
Константиновского. С. 283.
73

засияло от духоgh]h дb`_gby как металл, проникнутый огнем. А собеседник
его, пораженный необычайным b^_gb_f невольно воскликнул: “Батюшка, ба-
тюшка! что с вами?..” Не сказаΚgbq_]hijyfh изъяснение сего недоумения, отец
Матфей отвечал: “Примите малые – последние – эти крупицы и от моей духоghc
трапезы” , – и, к удивлению, тут же встал и ушел. Это было на третьей неделе Ве-
ликого поста; а старец Божий скончался на перuo^gyoNhfbghcg_^_eb»
1.
9 марта, Κ субботу на третьей неделе Великого поста, отец Матфей произнес
к любимой своей пастве слово назидания и уже на руках был ug_k_gbaojZfZ
С этих пор он уже не uoh^bebak\hbodhfgZlF_^bpbgkdb_kj_^kl\Z_fmg_ih-
могали. Молебны о здраbbbkiZk_gbb^mrblZd`_g_bf_eb^_cklия, – судя по
всему, Господь положил конец его жизни. Отец Матфей знал это и потому прини-
мал лекарства только для того, как он сам говорил, чтобы усердствующие к нему
могли получить за это награду от Бога. 12 марта он исповедался и приобщился Святых Христоuo Таин. Духоgbd
его с соборными и некоторыми другими священниками совершил над ним таин-
ство елеосвящения. Отец Матфей сидя слушал молитu С этого j_f_gb он не
принимал никакой пищи, однако приходящим к нему не отказывал Κkeh\_gZab-
дания. В тот же день, 12 марта 1857 г., Тертий ФилиппоΚibkZe]jZnm:e_dkZg^jm
ПетроbqmLheklhfmbaJ`_\Z gug_ibkvfhojZgblky Государственном архиве
Российской Федерации): «Сейчас я пришел от отца Матвея; его соборовали пять
священникоΚ Κ присутстbb его друзей. По совершении таинства он прощался
со всеми нами, и мы с великими слезами кланялись ему земно и просили его о
прощении наших грехоΚ протиΚ него. Он всем сказал по нескольку слоΚ уходя,
я спросил у него, что он прикажет написать вам. “Напишите ему, – сказал он, –
чтобы он не смел унывать, чтобы все перенес ради избрания Божия, яghgZg_f
показанного. Мы не должны ничего искать, но и уклоняться от того, к чему при-
званы, не имеем права ”»
2.
7 апреля, Κ^_gvK\ylhcIZkobhl_pFZln_ckgh\Zijbh[sbekyK\yluoLZbg
В среду на Светлой седмице он пожелал, чтобы был отслужен молебен Пресвятой
Богородице на исход души из тела; после чего лицо его просветлело и тем еще раз
как бы подало надежду на жизнь. Но эта надежда оказалась обманчивой. В следующее воскресенье, 14 апреля, Κ четыре часа пополудни, отец Матфей
позвал дочь и зятя (это был его будущий биограф Николай ГрешищеΚ [eZ]hkeh-
bebob^Zeihke_^gb_gZklZ\e_gbyaylxf_`^mijhqbfkdZaZeqlh[uhgijb-
сланные к празднику Пасхи деньги (сто пятьдесят рублей серебром) употребил на
церкоgu_gm`^u_keb\hafh`gh – оштукатурил теплый собор. В шесть часоΚ\_q_jZhgihijhkbeiha\Zlvk\ys_ggbdZbkih\_^Zekyi_j_kdw-
зал все грехи от раннего отрочества и сам приобщился Святых Таин. Остаrbkv
один, он погрузился Κ молитву. В десять часоΚ лег Κ постель – Κ перuc раз с
тех пор, как заболел, но это было и Κihke_^gbcEbph_]h[uehh[jZs_ghdbdh-
нам. В полоbg_h^bggZ^pZlh]hqZkZghqbhl_pFZln_cfbjghihqbeh=hkih^_
В одиннадцать большой соборный колокол разнес по городу эту весть. Кончина протоиерея Матфея Константиновского сопровождалась разными за-
мечательными явлениями, о которых говорится Κ_]h`bag_hibkZgbbkhklZ\e_g-
ном Николаем Грешищеuf.
1 Феодор (Бухаре ZjobfZg^jbl. Странники // Странник. 1860. № 1. С. 5.2 ГАРФ. Ф. 1099. Оп. 1. Ед. хр. 1259. Л. 28–28 об.
74

1) В 1855 г., ΚfZ_f_kyp_l. е. почти за два года до смерти отца Матфея, дочь
его Евдокия, состоящая ΚaZfm`_kl\_aZk\ys_ggbdhfIhdjh\kdhcp_jdи Κ]h-
роде Твери Александром Городецким, – ΚkZfucihe^_gvидела своего отца у
себя Κ^hf_bjZa]h\Zjb\ZeZkgbflh]^ZdZdlhl это j_fy[ue\hJ`_\_. Дело было так. Дочь сидела на диване и думала о том, как бы ей съездить во
РжеΚ и поb^Zlvky со своим батюшкой. Когда она думала таким образом, вдруг
слышит, что кто-то прошел к ним Κ\hjhlZbl\_j^ufbrZ]Zfbходит на крыль-
цо. Надеясь встретить кого-нибудь из своих знакомых, она чрезuqZcgh удиb-
лась, когда уb^_eZi_j_^kh[hxk\h_]hhlpZdhlhjucih^hr_edg_cbk_e\hae_
дивана на стуле. Отец Матфей был Κex[bfhck\h_c]hem[hcjyk_gZ]jm^bисел
пресbl_jkdbcdj_kl>hqvkfmlbeZkvihgbfZyqlhwlhlhevdhидение, ijhq_f
невольно вступила ΚjZa]h\hjI_jый вопрос ее был, как он попал к ним? Отец Матфей отвечал, что он был у Михаила Благо_jgh]h (т. е. Κ городском
соборе, у святых мощей благоверного великого князя Михаила Тверского) и
оттуда зашел посетить их. Потом сделал наставление: чтобы она и все его
дети, после его смерти жили между собою fbj_ex[и и согласии. Слушая
это наставление, дочь Κk_j^p_k\h_fih^mfZeZg_hlрага ли это b^_gb_? –
Тогда отец Матфей, как бы обличая ее ложную мысль, сказал: Нет, это не от
jZ]Zраг не может со_lh\Zlvfbjwlh – мой дух.
Евдокия, ободриrbkvlZdbfhl\_lhfkijhkbeZ_]hIZi_gvdZJZa\_ы ско-
ро умрете?» – Скоро, – сказал он. Дочь снова спросила: «А скоро ли я умру?»
Отец Матфей ответил: Не будь так любопытна, этого я тебе не скажу… Дочь обратилась Κ сторону, чтобы позвать мужа, который Κ это j_fy спал
Κ другой комнате. В это мгновение отец Матфей вдруг сделался неb^bf, – и
b^_gb_ij_djZlbehkv.
2) В 1857 г., 14 апреля, Κ самый день и час смерти отца Матфея, сын и дочь
его, живущие Κ Твери, во сне были извещены о смерти отца. На другой день
брат поспешил сообщить сестре свой неприятный сон, а та, Κ свою очередь,
рассказала ему свой сон одинакового содержания. Сноb^_gbybohijZ\^Zebkv
Κ тот же день, когда вечером получено было из Ржева горькое известие о кон-
чине батюшки.
3) Того же 14 апреля жительница Ржева Ульяна Спиридонова, услышаΚ но-
чью унылый звон большого соборного колокола, тотчас заключила, что этот
несвоеj_f_gguc звон извещает о кончине отца Матфея. Уважая его за ukh-
конравственную и духоgmx`bagvhgZзяла церкоguclj_[gbdbijhqblZeZ
последование на исход души из тела о почиr_fijhlhb_j__bihlhfaZkgmeZ
Во сне ей яbekyhl_pFZln_c[eZ]hkehил ее и сказал: Благодарю.
4) На четвертый день после смерти отца Матфея сын его, священник церкb
Живоносного источника Κ Твери Димитрий Константиновский, получил изве-
щение от самого усопшего о состоянии его души по ту сторону гроба. Дело
было так. Приготоbшись с вечера к совершению на другой день заупокойной
Литургии об усопшем протоиерее Матфее, сын лег спать. Но лишь только всту-
пил он Κkj_^g__khklhygb_f_`^m[h^jkl\h\Zgb_fbkghfdZdmkeurZe]hehk
отца, который сказал ему, что он уже предстал Престолу Божию, но что труд -
но было ему проходить по воздушным мытарствам. Сын, зная ukhdmx духоgmx жизнь отца, с благоговейным трепетом спро-
сил: неужели и он был задерживаем мытарствами?.. Отец Матфей ответил, что
75

он был задержан  трех местах: за неумышленную ложь и еще за два греха
(которых сын, проснуrbkvg_fh]ijbihfgblvdjhf_h^gh]hlh]hqlhlZdb_
грехи, по нашему понятию, совершенно ничтожны) – и потом прибаbeqlh за
всякое слово праздное должно будет отдать Богу отчет >_gvKm^guc. Сын, разговаривая с отцом, не b^_e_]hkZfh]hZkeurZelhevdh]hehkbih-
тому Κfukeyok\hboih`_eZeидеть, ΚdZdhfkhklhygbbgZoh^blkyl_i_jv_]h
отец. На это его душеgh_`_eZgb_hl_pFZln_chl\_qZeqlh «чело_dh[e_q_g-
ный плотию, не может f_klblvlhckeZы, которую Бог уготовал любящим
Его». Тем и кончился разговор.
5) Одна женщина, живущая во Ржеве, долгое j_fyh^_j`bfZ[ueZ`_klhdhc
нерghc[he_agvxGbdZdb_f_^bpbgkdb_ihkh[by_cg_ihfh]ZebbhgZklZeZ
уже терять всякую надежду на ua^hjh\e_gb_H^gZ`^ughqvx\hkg__cyил-
ся отец Матфей и сказал, чтобы она ежеднеghqblZeZdZghgKeZ^qZcr_fmBb-
сусу. Больная с радостью приняла этот совет и с тех пор болезнь прекратилась,
истерические припадки более не повторялись. Это было Κbxe_f_kyp_z
.
ЛИТЕРАТУРА
БарсукоGI. Жизнь и труды М.П. Погодина: В 22 т. Т. 12. СПб.: Типография М.М. Ста-
сюлеbqZF.
<Бастамова Е.Н.> Из воспоминаний Елизаветы Николаеgu Бастамовой // Сборник
Тверского общества любителей истории, археологии и естествознания. Тверь, 1903. Вып. 1.
С. 248–251.
ГрешищеG. Очерк жизни Κ;ha_ihqbшего ржевского протоиерея о. Матфея Алек-
сандроbqZDhgklZglbgh\kdh]hKljZggbd© 12. С. 245–292.
КонцеbqBF. Оптина Пустынь и ее j_fó / Перепечатка с изд. Свято-Троицкого мо-
настыря Κ Джорданbee_ (США), 1970, перераб. и доп. Введенский стаjhib]bZevguc
мужской монастырь Оптина Пустынь, 2013. 688 с.
Материалы для биографии Ржевского протоиерея Матвея АлександроbqZDhgklZglb-
новского // Душеполезное чтение. 1909. № 4–7.
ОбразцоNijhlhb_j_c. О. Матфей Константиновский, протоиерей Ржевского собо-
ра. По моим воспоминаниям // Тверские Епархиальные Ведомости. 1902. № 5. 1 марта.
Часть неофициальная. С. 128–141.
Панкрато:K. Ищущие Бога: Очерки соj_f_gguoj_eb]bhaguobkdZgbcbgZkljh_-
ний: В 2 кн. Кн. 2. М.: Товарищество скоропечатни А.А. Левенсон, 1911. 196 с.
Расе А.И., <протоиерей>. Очерк жизни Κ Бозе почиr_]h Ржевского протоиерея
о. Матфея АлександроbqZ Константиновского: Сводная редакция (1860–1890–1915) /
[Вступ. статьи В. Воропаева; протоиерея А. Шабанова]. Тверь, 2017. 496 с.
Феодор (Бухаре ZjobfZg^jbl. Странники // Странник. 1860. № 1. С. 1–11.
Филиппо Т.И. Воспоминание о графе Александре Петроbq_ Толстом // Филиппов
Т.И. Русское воспитание / Сост., предисл. и коммент. С.В. Лебедева; отΚj_^H. Плато-
ноΚFBgklblmljmkkdhcpbилизации, 2008. С. 342–361.
<Шлёно В.Л.> Живое слово о. Матфея // Просветитель: Вестник духоgh]h просве-
щения. М., 1994. № 1. С. 26–33.
REFERENCES
Barsukov N.P. Life and Works of M.P. Pogodin: In 22 vols. Vol. 12. St.-Petersburg. M.M. Sta-
sXOHYLFK3ULQWLQJ+RXVHS.
76

From the Memoirs of Elizabeth Bastamova. In: A Collection of the Tver
SocietRI+LVWRU\$UFKHRORJ and Natural Histor$PDWHXUV7YHU,VVXe 1, pp. 248–251.
Feodor (Bukharev), Archimandrite. Wanderers. Strannik. 1860. No 1, pp. 1–11.
Filippov T.I. Memories on Count Alexander Petrovich Tolstoy. In: Filippov T.I. Russian
Upbringing / Comp., introduct. and comments b69. Lebedev; Executive editor: O. Platonov.
Moscow. Institute of Russian Civilization Publ. 2008, pp. 342–361.
Greshishchev N. EssaRQWKH/LIHRIWKH/DWH5]KHY$UFKSULHVW0DWWKHZ$OH[DQGURYLFK
Konstantinovsky. Strannik. 1860. No 12, pp. 245–292.
Kontsevich I.M. Optina PustQDQG,WV7LPH5HSULQWHGRIWKH+RO Trinit0RQDVWHU\-Rr -
danville (USA), 1970, rewrited and addition. Vvedensk0RQDVWHU Optina PustQ8 p.
Materials for the Biograph of Rzhevsk Archpriest Matthew Alexandrovich Konstanti-
novsky. Dushepoleznoe Chtenie. 1909. No 4–7.
Obraztsov F., Archpriest. Father Matthew Konstantinovsky, Archpriest of the Rzhevsk&a-
thedral. According to M0HPRULHV Tverskie EparkhialnH9HGRPRVWL. 1902. No 5. March 1.
The Unofficial Part, pp. 128–141.
Pankratov A.S. Seekers for God: [EssaVRQ0RGHUQ5HOLJLRXVWKRXJKWLQJDQG0RRGV@,Q
2 books. Book 2. Мoscow. 1911. 196 p.
Rasev A.I., . (2017) Essa on the Life... of the Late Rzhev Archpriest Father
Matthew Alexandrovich Konstantinovsk)XOO(GLWLRQ ) / [Introductor$r-
ticles: V. Voropaev; A. Shabanov, Archpriest ]. Tver. 496 p.
The Living Word of Father Matthew. Prosvetitel: Vestnik Dukhovnogo
Prosveshchenia. Мoscow. 1994. No 1, pp. 26–33.
С_^_gbyh[Zторе:
Владимир Алексееbq<hjhiZ_, Vladimir A. Voropaev,
доктор филол. наук Doctor of Philology
профессор Professor
филологический факультет Philological Faculty
МГУ имени М.В. Ломоносова Lomonosov Moscow State University
voropaevvl@bk.ru
77
X