Все о поэме Гоголя

Формат документа: pdf
Размер документа: 1.22 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

«Мёртu_^mrb - это заглаb_kZfh
носит k_[_qlh -то наводящее ужас.
- поэма о
«небокоптителях»
17 лет из творческой биографии
отданы работе над этой поэмой

Издания поэмы

Гоголь ориентировал своё произведение на
эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте,
что определило трёхчастную структуру поэмы.
Первая часть (1 -ый том) была задумана как
представление и аналитическое осмысление
«ада» российской дейстbl_evghklb во второй
части (2 -ой том) Гоголь намеревался пропустить
своих героеq_j_aqbklbebs_qlh[u 
третьей (3 -й том) изобразить их jZx
Законченным оказался только 1 -ый том.

1 глава – «вступление» ihwfmgZ[jhkhd\k_]hqlh\ihke_^kl\bb[m^_l
развито автором (приезд Чичикова ]m[_jgkdbc]hjh^ N , встреча с
чиноgbdZfbih^]hlhка почu^eyZ\Zglxju)
Композиционные звенья поэмы.
Первое Второе третье
2 – 6 главы 7 – 10 главы 11 глава
2 – 6 глаu – изображение жизни российских помещиков
7 – 10 глаu – изображение губернского города, в его же пределах
завершается характеристика владельцеmkZ^_[ghp_gljZevgh_f_klh
отведено изображению мира чиноgbdh.
Как и помещики, чиноgbdb\hiehsZxlkhpbZevgh_aehысшая степень
которого проявляется Ih\_klbhdZiblZg_Dhi_cdbg_.
11 глава – повествование о жизненной судьбе «сюжетообразующего» героя
поэмы – Чичикова.

Называя своё произведение «поэмой», Гоголь
подразумевал: «меньшего рода эпопею … Проспект учебной
книги словесности для русского юношества. Герой эпопей –
частное и неb^bfh_ebphh^gZdhagZqbl_evgh_\hfgh]bo
отношениях для наблюдения души человека».
Поэма – жанр, восходящий к традициям дреg_]hwihkZ
котором воссоздавалось целостное бытие во всех его
противоречиях. На этой характеристике «Мёртuo^mr
настаивали славянофилы, апеллируя к тому, что элементы
поэмы, как жанра воспевающего, есть и Fzjlых душах»
(лирические отступления). Гоголь ibkvfZo^jmavyfgZau\Ze
«Мёртu_^mrbg_lhevdhihwfhcghb романом . В
«Мёртuo^mrZoijbkmlkl\mxlq_jlu авантюрно -
приключенческого, плутовского, а также социального романа .
Однако «Мёртu_^mrbijbgylhjhfZghfg_gZau\ZlvlZd
как ijhba\_^_gbb любоghcbgljb]bijZdlbq_kdbg_l

«Мёртвые души» - это галерея
застывающих, стареющих,
теряющих жизненные соки душ.
В.В. Розанов : «…все герои поэмы – мертвецы, куклы, жалкие и
смешные, плод великого, но пустого и бессмысленного мастерства.
Автор – архиерей мертвечины, злой гений, чуть ли не антихрист».
В.В. Набоко b^_e персонажах первого плана недочеловеков ,
порождение потустороннего, дьявольского мира. В самом Чичикове
он согласен b^_lvhlqZklbq_eh\_dZohlyb^mjZdZHggbadh
оплачиваемый агент дьявола», потому что пошлость, которую он
олицетворяет , есть свойство дьявола.
Гоголь создал Fzjlых душах» «типоu_fh^_ebjZaguo
вариантоh]jm[e_gbyhihre_gbyq_eh\_q_kdhc^mrb.

Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России.
Претензии на изысканность, образованность, утончённость dmkZ
подчёркивают пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это
декорация, прикрывающая скудность.
Бесхозяйственность Манилова открывается ещё по дороге 
усадьбу: всё безжизненно, жалко, мелко.
В Манилове нет жиuo`_eZgbclhckbeu`bagbdhlhjZy^ижет
человеком, заставляет его совершать какие -то поступки. Он
скучный собеседники, помещик, равнодушный к судьбам крестьян.
Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки сотворить
не может.
Соседство гла\Z`ghG_[j_`ghklvFZgbeh\ZbZddmjZlghklv
Коробочки, восторженная наиghklvh^gh]hbmijyfZy
подозрительность другой, беспечность бескорыстного «философа»
и настойчивая мелочность «скопидомки» сталкиваются автором
как откровенные антиподы.
Черты Коробочки : упрямая неподb`ghklvg_j_rbl_evghklv
страх перед незнакомым делом, боязнь продешеblv

Коробочка
Манилов

Неугомонная бойкость Ноздрёва и прочная сила
СобакеbqZ , «человека здорового и крепкого, которого
природа «рубила со всего плеча», резкость их нападок на
всех, кто кажется им jZ]Zfbg_hlklmighklv
осуществлении желаний, наконец их аппетит – это всё никак
не создаёт, на перuc\a]ey^печатления об этих героях как
о мёртuo^mrZo.
В Ноздрёве и Собакеbq_dZdb предыдущей «паре», jh^_
бы всё различно. Юркое шулерство Ноздрёва так не похоже
на степенность СобакеbqZ`_gZdhlhjh]hih^^_j`b\Zy
важность порядка ^hf_^_eZ_l^ижение головою
подобно актрисам, представляющим короле
Фамильярность Ноздрёва противопоставлена мрачному
церемониалу ^hf_Kh[Zd_ича, совершенное разорение
поместья h^ghfkemqZ_ – незыблемой прочности, изобилию
^jm]hf.

Ноздрёв
Собакеbq

В его имении прежде всего бросается ]eZaZ\_lohklv
опустошение. Жизнь кажется покинула дереgxb`_j^b
по сторонам домоgZihfbgZxljz[jZkd_e_lZ
Запустение, дух смерти подчёркивает Гоголь, говоря и о
комнате Плюшкина .
Сам он грязен, оборван, сплющен. Чичико^he]hg_fh]
распознать, какого пола была фигура, баба или мужик».
Владелец тысячи крепостных душ, одержимый страстью
бессмысленного накопительства, стал нищим. Скупость
обратилась jZklhqbl_evkl\h.
Скупость u`beZba_]h^mrbg_lhevdh\k_q_eh\_q_kdb_
чувства, но и трезucjZkqzl^_ckl\h\Zlvhgfh`_l
только автоматически, не меняя ничего по существу,
потому что gmlj_gg_fzjl.

Плюшкин

Гоголь приподнял одну сторону занавеса и
показал нам русское чиноgbq_kl\h\h
всём безобразии его .
На протяжении всей поэмы тема крепостничества неразрыgh
сплетается с темой бюрократии, полицейщины. Царство чиноgbdh
объято тем же мёртвым сном, что и поместья («Все… прекратили даgh
уже всякие знакомства» ).
1 глава – Чичико^h\he_ghkfhljhf]hjh^Zhlghr_gb__]hdh\k_fm
снисходительно -приветливое..нарисована общая картина, но некоторые
её детали очень ujZabl_evguwlhbkljZggu_ывески, это и
плохонькие мостоu_b`b^dh\Zluc]hjh^kdhckZ^.
7 глава – чиноgbdbmih^h[eyxlky`j_pZfN_fb^u - яgZygZkf_rdZ
над судом – взяточником; коллежский регистратор «прислужился … как
некогда Вергилий прислуживался Данту » - гражданская палата
преjZsZ_lky подлинный ад, где мучаются русские люди, подданные
полицейского государства; «председатель…подобно дреg_fmA_\km
Гомера» – подчёркивается могущество председателя k\hzf
учреждении.

Как относятся чиноgbdbdkem`[_?
Чиноgbdb\_^mlijZa^gucb[_ki_qguch[jZa`bagbBoaZgylby – игра в
карты, взяточничество.
Характер персонажей рисуется штрихами, но очень убедительными..
Раскрывается чудоbsgZydZjlbgZijZительственного грабежа.
8 глава – описание дамского общества («gZjy^Zobo\dmkm[ueh
пропасть…»). Именно дамское общество распространяет сплетни о том,
что Чичикоohq_lm\_alb]m[_jgZlhjkdmx^hqdm>Zfug_ijbgyeblh]h
что Чичикоij_^ihqzebf[ehg^bgdm.
Изображение Петербурга. («Повесть о капитане Копейкине»).
(инвалид войны обивает пороги ukhdhcdhfbkkbb^hfh]Zykv
пенсии, и так е не получает её)
Роль этой встаghcgh\_eeu\_ebdZBa^Z\Zlvihwfm[_ag_z[ueh
невозможно, поэтому Гоголь дважды переписывал повесть, «так что
никакая цензура не может придраться». Гоголь писал Плетнёву: «Я лучше
решился переделать её, чем лишиться вовсе. Я u[jhkbe\_kv
генералитет, характер Копейкина означил сильнее, так что теперь b^gh
ясно, что он всему причиною сам и что с ним поступили хорошо».
Но самое важное, как разъяснял Гоголь цензору Никитенко, повесть нужна
«для того, чтобы отвлечь читателя, чтобы одно i_qZle_gb_kf_gblv
другим». Но на самом деле Гоголь вёл читателя к громадным
обобщениям, захватывающим не только проbgpbxghb\k_fbjgmx
историю.

-По жанру «Мёртu_^mrb - поэма, лиро -эпическое
произведение, с элементами романа. С образом Чичикова
связано романное начало.
-Особенности характера героя и его место ijhba\_^_gbb
позволяют сближать «Мёртu_^mrbkiemlh\kdbfjhfZghf.
Композиционная роль образа.
1. В целом сюжет «Мёртuo^mrojhgbdZevgucbh[jZa
Чичикова играет связующую роль, особенно ]eZ\Zo II –
VI .
2. Композиционную и сюжетообразующую роль Чичикова
можно сраgblvkjhevx<_j]bebyba;h`_kl\_gghc
комедии» Данте, по образу которой Гоголь писал свою
поэму. Читатель следует за Чичикоufhg^eyqblZl_ey
как бы проводник wlhfpZjkl\_fzjlых душ», wlhf
своеобразном гоголевском «аду»: городе NN и его
окрестностях.

Средства раскрытия образа.
1. Деталь.
Гоголь – мастер детали как средства индивидуализации и типизации.
1) Портрет:
…не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни
слишком тонок; нельзя сказать, чтоб стар, однако ж и не так, чтобы
слишком молод
2) Одежда (Чичикоhq_gvaZ[hlblkyhk\h_cнешности).
2. Манеры, речь :
Чичикову, как человеку русскому, близко и понятно «меткое русское
слово».
3. Биография.
1) Происхождение:
Темно и скромно происхождение нашего героя. Родители его были
дворяне, но столбоu_bebebqgu_ – Бог ведает.
2) Жизнь при начале взглянула на него как -то кисло -неприятно… ни
друга, ни товарища ^_lkl\_.
3) Наставления отца, khhl\_lkl\bbkdhlhjufb]_jhckljhbe\kx
жизнь

«угождай учителям и начальникам», «водись с теми, которые побогаче»,
«больше всего береги и копи копейку, эта вещь надёжнее всего на свете,
копейка не u^Zkl какой бы беде ты ни был».
4) Учёба mqbebs_m`_a^_kvh[gZjm`bebkvlZeZglukhklhjhgu
практической»
5) Служба.
- dZazgghciZeZl_
- работа на таможне
- идея о скупке «мёртвых душ»
4. Характеристика другими персонажами. До появления сплетни
Чичикоiheh`bl_evghhp_gb\Z_lky\k_fbi_jkhgZ`Zfb_]h
достоинства даже преувеличиваются.
5. «Говорящая фамилия».
Фамилия ЧичикоgZihfbgZ_lqbjbdZgv_\hjh[vykha^Zzlkywnn_dl
подпрыгивания, пощёлкивания.
6. Отношения Чичикова с дамами .
Цель Чичикова – довольство и счастливая жизнь
– iheg_^hklhcgZy`bagv>jm]h_^_ehqlhhg
избирает сомнительные средства для её
достижения – средства, которыми живут
«мёртвые» души Гоголя.

Ч и ч и к о в
Павел
Иваноbq

Тема родины и народа:
Гоголь писал о своём произведении: «Вся Русь яblky
нём». Жизнь господствующего класса и простого народа
дана без идеализации. Крестьянам свойственны
невежество, ограниченность, забитость (образы
Петрушки и Селифана, дворовая девчонка Коробочки,
которая не знает, где право, где лево, дядя Митяй и дядя
Миняй, которые обсуждают, доедет ли бричка Чичикова
до МоскubDZaZgb L_fg_f_g__Z\lhjkl_iehlhc
описывает талант и другие творческие способности
народа (лирические отступления о русском языке,
характеристика ярославского мужика hlklmie_gbbh
птице -тройке, реестр крестьян СобакеbqZ .
Большое gbfZgb_m^_e_ghgZjh^ghfm[mglm ih\_klvh
капитане Копейкине). Тема будущего России отражена 
поэтическом отношении Гоголя к родине (лирические
отступления о Руси и о птице -тройке).

Взгляды «практичного человека» Чичикова передают прозаическую
логику жизни. Но эта пошлая позиция постоянно опровергается
авторским взглядом, возurZxsbfky^hihwlbq_kdhckmsghklb
жизни.
Авторский взгляд Fzjlых душах» постоянно вступает 
полемику не только с представлениями Чичикова, но и с
читательским отношением к жизни и к литературе. Начиная со
второй глаuk_zbjhgb_cihhlghr_gbxdqblZl_eyfZ\lhj\_^zl
постоянную борьбу за утверждение программы реалистического
искусства и взыскательного, благородного подхода к жизни.
Гоголь хочет сказать k\h_cdgb]_]hjvdmxijZ\^mывести
людей из забвения, в котором «спит ум».
Гоголь b^bl себе «историка предлагаемых событий», которые
недалёкому читателю могут показаться «вздором». О «тине
мелочей», о ничтожных людях и нелепых событиях Гоголь пишет
обстоятельно, так как именно «дрязг жизни», с точки зрения
писателя, заполняет бытие соj_f_ggh]hq_eh\_dZ.

«Мёртu_^mrbdZdj_Zebklbq_kdh_ijhba\_^_gb_:
А) В авторском отступлении о двух типах писателе Гоголь формулирует
осноgu_ijbgpbiuom^h`_kl\_ggh]hj_ZebafZ=h]hevijbqbkey_ld
критическому направлению своё творчество.
Б) Принципы реализма в поэме:
Историзм
Гоголь писал о своей соj_f_gghklb – приблизительно конец 20 -х –
начало 30 -х гг., i_jbh^djbabkZdj_ihklgbq_kl\Z России.
Типические характеры lbibq_kdboh[klhyl_evkl\Zo:
Осноgufbl_g^_gpbyfb изображении помещикоbqbghнико
являются сатирическое описание, социальная типизация и общая
критическая направленность. «Мёртвые души» - бытописательное
произведение. Особое gbfZgb_m^_e_ghhibkZgbxijbjh^umkZ^v[ub
интерьера, деталям портрета. Большинство героеihdZaZghkZlbjbq_kdb
Большое gbfZgb_m^_e_gh^_lZeyflZdgZau\Z_fhclbg_f_ehq_c
(характер Плюшкина). Гоголь соотносит различные планы: вселенские
масштабы (лирическое отступление о птице0тройке) и мельчайшие
детали (описание поездки по крайне плохим русским дорогам)

А) Авторские характеристики персонажей, Б)
Комические ситуации (Манилов и Чичиков не
могут разойтись ^\_jyo < H[jZs_gb_d
прошлому герое Qbqbdh, Плюшкин), Г)
Гипербола (неожиданная смерть прокурора,
необычайная прожорливость Собакевича), Д)
Пословицы («Ни ]hjh^_;h]^Zggb селе
Селифан»), Е) Сраg_gby Kh[Zd_\bq
сравнивается со средней величины медведем,
Коробочка – с дворняжкой на сене).

О втором томе «Мёртuo
душ»:
Гоголь h[jZa_ihf_sbdZDhklZg`h]ehihiulZeky
показать положительный идеал. В нём
воплотились идеи Гоголя о гармоническом
устройстве жизни: разумное хозяйствование,
ответственное отношение к делу всех участвующих
mkljhbl_evkl\_mkZ^v[ubkihevah\Zgb_ieh^h
науки. Под воздейстb_fDhklZg`h]ehQbqbdh
должен был пересмотреть своё отношение к
дейстbl_evghklbbbkijZиться». Почувствова
своём произведении «жизненную правду», Гоголь
сжёг второй том «Мёртвых душ».

И.С. Тургенев : «Гоголь
умер! Какую русскую душу
не потрясут эти два
слова?.. Он умер. Потеря
наша так жестока, так
g_aZigZ<lhkZfh_
j_fydh]^Zfu\k_fh]eb
надеяться, что он
нарушит наконец своё
долгое молчание…»
…Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник
готовят…
Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Её страстей и
заблуждений…
Н.А. Некрасов
X