Духовная застава на Иртышском берегу

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.93 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

18
— Ваше Высокопреосвязщенство, даже после
разукрупнения Тобольскзая епархия остается
очень большой, а среди нзовосозданных — едва
ли не самой обширной в Церкви. Понятно, что
это накладывает своиз особенности на управз- ление ею. В чем вы видитзе особую специфику
и сложности в служенизи правящего архиереяз?
— Современную Тобольскую митрополиаю
территориально, по сибирским меркам, нельзя
назвать очень большой. Она вкалючает только
400 лет назад на Москоивском Соборе Патриарих Филарет и его
царственный сын Михаил Фиедорович учредили Сибиирскую
епархию с центром в Тиобольске. Она стала пиервой православ-
ной епархией в Сибири, ниа Урале и Дальнем Воистоке. С годами
Сибирская епархия сталиа самой обширной в Руисской Церкви,
а сегодня это одна из икрупнейших митрополийи в Сибири. Митро-
полит Тобольский и Тюименский Димитрий в интиервью «Журналу
Московской Патриархиии» рассказал о том, каик развивается
возглавля емая им митрополия.
ИНТЕРВЬЮ
МИТРОПОЛИТА
ТОБОЛЬСКОГО
И ТЮМЕНСКОГО
ДИМИТРИЯ К ЮБИЛЕЮ
ТОБОЛЬСКОЙ
КАФЕДРЫ
Духовная застава
на Иртышском берегу
Совремную Тблнь

19
аграрный юг Тюменской области. По площа-
ди это гораздо меньше иа Ханты-Мансийского,
и Ямало-Ненецкого автономаных округов, адми-
нистративно входящих в Тюменскую область,
и тем более в несколькоа раз меньше террито-
рии Красноярского края (Красноярской митро-
полии). Однако, если сравнивать с епархиями
центральной части России, Тобольская мит-
рополия, безусловно, территориально больше
многих епархий.Важное значение в управалении епархией
имеет соборность. Ежегодно у нас проходит со-
брание духовенства и мирян, три раза в году —
духовенства, четыре-пять раз в году — заседание
Епархиального совета. Соборно принимаетася
план мероприятий на кажадый год. По этому
плану свое служение осуществляют благочиния
и приходы. В этом году исполняется и 30 лета возрожде-
ния Тобольской епархии, а поатому у нас уже
хорошо отработан весь механизм: от планирао-
вания церковных меропариятий и их проведе-
ния до анализа удачных моментов и неадочетов. Отдельно отмечу, что в этой работе активное
участие принимают преподаватели и студенты
Тобольской духовной семинарии. Особеанно это
касается проведения конференций, каруглых сто-
лов и миссионерских паоездок.
Важно отметить еще одну особенность на-
шей епархии: архиерейская кафедра распо-
ложена необычно — в райаонном центре, а не
в областной столице. Это связано с тем, что при
возрождении епархии в 1990 году кафедраль-
ным городом был определен дреавний Тобольск.
До революции он был столицей губернии и ка-
федральным городом, а после революции этот
статус упразднили, и Тобольск стал районным
центром, а областным центром стала Тюмень.
Перенесение областной столицы в Тюмень, воз-
можно, связано с транспортной инфараструкту -
рой региона, посколькуа там сосредоточена сетаь
железных и автомобильаных дорог, впоследствии
появился и аэропорт. На церковную жизнь епаар-
хии это существенно не влияет, все вопросы с ор-
ганами государственной власти успешно реша-
ются в Тюмени.
Тобольский
Кремль
на высоком
берегу Иртыша
Совремную Тблнь

Журнал Московской Паитриархии/10 2020
Большинство выпускняиков
семинарии становятсяя
священниками
— Каков образовательнзый уровень священ-
ников в вашей епархииз? Какая ведется работаз
в этом направлении? — Во-первых, все духовенство епархии — это
выпускники Тобольской духовной семинарии.
А во-вторых, мы ежегодно осенью проводим
двухнедельные курсы для духовенства. Так мы стараемся выполнять блаагословение священ-
ноначалия о переподготовке пастырей. Кроме
того, духовенство епархии участвует в общецер-
ковных семинарах: по саоциальному служению,
религиозному образованию и катехизации, вза
-
имодействию с Вооруженными саилами и сило-
выми структурами, и т. д.
Но особое внимание в еапархии уделяется
развитию образовательной деятельности —
не только в духовной семинарии, но и ва пра-
1 сентября
в Тобольской
духовной
семинарии, 2017 г.
Митрополит
Димитрий на хоре
и за богослужением

Журнал Московской Паитриархии/10 2020
21
вославных гимназиях и воскресных школах.
В нашей митрополии действует четыре право-
славные гимназии, котораые возглавляют свя-
щеннослужители. Гимназии имеают государ-
ственные лицензию и аккреадитацию.— Расскажите подробнзее о семинарии в То-
больске. Взаимодействзует ли она со светскимзи
вузами? — Открытие и становление Тобольской ду -
ховной семинарии оказало большое влияние на
жизнь епархии. Когда 30 лет назад, в 1989 году,
священноначалие решило возродить Тоболь-
скую духовную семинарию, местные власти
предложили сделать это в полуразруашенном
храме Апостолов Петра и Павла. Болаьшая рабо-
та по возрождению семинарии легла на плечи
митрополита Омского аи Тюменского Феодосия,
поскольку тогда еще существовала Омско-Тю-
менская епархия. Светлая ему память! Позже
удалось вернуть Церкви часть зданий Тоболь-
ского кремля, в них и раазместилась семинария. После моего назначения в 1990 году на То-
больскую кафедру и поаст ректора духовной
семинарии мне пришлось приложить большие
усилия, чтобы добитьсая признания семинарииа
как высшего учебного заведения на региональ-
ном уровне. В середине 1990-х годов семинария
получила государственную лицензию на об-
разование, а меня в качестве ее ректора при-
гласили войти в состав Совета ректоров вузов
Тюменской области. Благодаря этому удалось
выстроить хорошие отношения с рукаоводством
вузов, вовлечь их в совместные программы по
проведению Кирилло-Мефодиевских и Рождест-
венских чтений. Выстроились взаимополезные
отношения с Тюменским государственным уни -
верситетом и многими даругими вузами. Более
700 выпускников семинараии совершают свое
служение в Сибирском регионе, Приморском
крае, центральной части России, в ближнем
и дальнем зарубежье. Десять выпускников се-
минарии сегодня совершают епископское слу -
жение в Церкви; еще 10 выпускников, получива
дальнейшее образование в Москве и Петербур-
ге, стали кандидатами богословия; 11 выпуск -
ников во взаимодействии со светскими вузами
защитили кандидатские адиссертации и стали
кандидатами наук; 44 выпускника защитили
магистерские диссертации ав семинарии. Рабо- та над магистерскими диссертацияами еще бо-
лее послужила сближению с учеаными светских
вузов, которые являются анаучными руководи-
телями студентов или их оппонаентами при на-
писании магистерских работ. И несомненно,
радует тот факт, что абсолютное большианство
выпускников Тобольской духовной семинарии
принимают священный саан.
— Кто из ваших предшесзтвенников на То-
больской кафедре вам бзлиже всего по духу?
Почему? — Одна из наиболее значимыха фигур
в истории Тобольской митрополииа — архие-
пископ Киприан (Староарусенников), первый
тобольский архиерей. Паомимо трудов по ор-
ганизации церковной жизни в епархии он не-
мало сил отдал делу просвещения, положил
начало сибирскому летопиасанию. Другие
тобольские архиереи атакже внесли
важный вклад в развитие образо-
вания и богословия. Это митро-
полит Филофей (Лещинсакий),
архиепископы Антонийа (На-
рожницкий), Варлаам (Пета-
ров) и многие другие. Все святители на Тоболь-
ской кафедре были под-
вижниками веры и благо-
честия. Святитель Иоанн,
митрополит Тобольский,
являет собой пример ара-
хипастырской мудрости,
молитвенности и благо-
честия. Совершавший
вместе с ним служение
святитель Филофей ота-
крыл первую школу
на Сибирской земле,
построил множество
храмов, отдал нема-
ло сил для развития Ежегодно осенью мы проводим двух-
недельные курсы для духовенства.
Так мы стараемся выполнять благо-
словение священноначалия о перепод -
готовке пастырей.
 летназдМ оскзв

Журнал Московской Паитриархии/10 2020
миссионерского служения и проповеди для на-
родов Сибири.— Ведется ли в епархизи работа по популяри-
зации этих святителей? — Конечно! Преподаватели и учащиеся То-
больской духовной семинарии ведут серьезную
работу по изучению деяательности архипасты-
рей: посвящают им доклады, семестровые со-
чинения, курсовые рабоаты, бакалаврские и ма-
гистерские диссертации,а вместе со светскими
историками и писателямиа издают отдельные
статьи и книги. Большую работу апроводит Мис-
сионерский отдел. В Тюмени установлен брон-
зовый памятник святитеалю Филофею с пред-
стоящими представителями коренных анародов
Севера. Кстати, место, где установлен монумент,
названо в его честь — сквер Святителя Филофеяа.
Будущее Абалакского
монастыря —
социальное служениея
— Сколько в епархии сегодня дейзствует мо-
настырей? — Два мужских и два женских. В Тюмени
действует Троицкий мужской монасатырь. При
нем, кстати, открыты Тюменская православная
гимназия и Тюменское духовное училище. Дру -
гой монастырь в Тюмени — Богородице-Рож -
дественская женская обителаь — знаменит тем, что это место, куда на поезде прибыла семья Ни
-
колая II в 1917 году, после того как Временное
правительство сослало их в Тобольск. Вблизи
Тобольска действует Абалакский мужской мо-
настырь и Иоанно-Введенский женский монаа-
стырь, при котором есть приют для девочек. — Абалакский Знаменсзкий мужской мона-
стырь — важное для росзсийской истории ме-
сто. Что епархия делазет для развития этой
обители? — Да, Абалакский мужской монастырь — один
из древнейших на Сибирсакой земле. В 1636 го-
ду было явление Абалакской иконы Божией
Матери, и по Ее повелению был построен храм
в честь иконы «Знамение — Абалакская». После
Абалакский Свято-
Знаменский мужской
монастырь на фоне
Иртыша
Икона Божией
Матери «Знамение —
Абалакская»

Журнал Московской Паитриархии/10 2020
23
революции монастырь был закрыт и превращен
в пересыльный лагерь НаКВД. Историки утвер-
ждают, что в этом лагере пребывал митрополит
Петр (Полянский), переад тем как его отправилаи
в ссылку на Крайний Севаер, в местечко Хэ. Впо-
следствии на территории моанастыря устроили
колхозную машинно-тракторную станцию.Возрождение монастыря и передача зданий
начались в 1989 году. Монастырь передавал-
ся в сильно разрушенном соастоянии. Сейчас
обитель в основном восстановлена, в братии
42 человека. Многие из них — выпаускники То-
больской духовной семинарии, часть — препо-
даватели этого учебного заведения. Кроме того,
в монастыре, в зависимости от сезона, трудится
50–60 трудников. Вообще ау монастыря боль-
шое хозяйство — 200 га пахотных земель, более
100 га сенокосных угодий, порядка 30 коров,
пасеки. Обитель производит свою молочную
продукцию, хлеб, мед. Кроме того, монаахи зани-
маются и социальным служением — реабилита -
цией людей, попавших в пагубную зависимость. Будущее монастыря видится в развитии соци -
ального служения. Одно из подворий находит-
ся в селе Липовка, котоарое многие годы было
заброшено, а сейчас возрождается. На мона-
стырском подворье трудятся местные жители,
а также люди, которые проходят реабилитацию.
Здесь благоприятные аусловия для этого: село
Служение Святейшего зПатриарха Кирилла
в Софийско-Успенскомз соборе Тобольского Крезмля, 2014 г.
Знаменский кафедралзьный собор г. Тюмени
 летназдМ оскзв

ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ 24
Журнал Московской Паитриархии/10 2020
находится в отдаленном месте на красочном
берегу реки Тобол. Монастырь построил здесь
пять деревянных домоав, куда и зимой, и летом
приезжают православные семьи, чтобы поажить
сельской жизнью.— Не планируете восстзановить Знаменский
мужской монастырь в Тобольске? — Пока речь идет о восстановлении семина-
рии, расположенной на таерритории обители.
Очень радует, что областное правительство ре-
шило вернуть Церкви историческое здание семи-
нарии. Вообще Знаменскаий монастырь был пер-
вым в Сибири. До революции в нем размещалась
семинария, а в советское время обительа упразд-
нили и сделали там ветеринарный техникума. Наши семинаристы подробно изучили это
историческое место, а специалисты областно-
го Министерства культуры определили степень
сохранности и уникальности исторических
объектов. Сейчас перед руковаодством семина-
рии стоит задача совместно с реставраторами разработать и утвердить проект восстановитель-
ных работ, а затем внимательно прокаонтролиро-
вать его исполнение.
Кстати, у нас есть и другие планы относитель -
но строительства: мы надеемся создать храм
в каждом райцентре. Во всех райцентрах на
данный момент построены или почти постро ены
каменные храмы. Также в рамках программыа
«Строительство храмов в шаговой доступности»
в стадии завершения находится строительство
трех храмов и выделены земельные участки еще
для четырех в новых микарорайонах Тюмени. Это
же быстрорастущий город, поэтому мы наде-
емся, что храмы со времаенем появятся в каждом
микрорайоне.
Отменили все торжестява, кроме
праздничного богослужяения
— Как бы вы оценили отнзошения вашей епар-
хии с местными властязми? Насколько успешно
реализуются церковно-гзосударственные про-
екты? — За эти годы выстроились хорошие взаимоот-
ношения епархии и местных властей. Реша ются
вопросы постепенной передачи исторических
зданий семинарии, восстановления и реставра-
ции храмов и церковных зданий. Правиательство
помогает нам проводить научные конференции,
открывать детские лагеря отдыха, проводить мис-
сионерскую детскую эакспедицию «Славянскиай
Совместные церковно-государствен-
ные проекты помогают наладить
межконфессиональные и межнацлио-
нальные отношения в регионе.
Икона сщмч.
Гермогена
Тобольского († 1918)
(слева)
Обретение мощей
сщмч. Гермогена
Тобольского,
2 сентября 2005 г.

Журнал Московской Паитриархии/10 2020
25 ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ
21 сентября 1620 г. царь Михаил Федо-
рович и Патриарх Московский Филарет,
сознавая значимость проповеди Православия
среди коренного населения Сибирского края
и ставя задачу исправления нравов первых
русских поселенцев, учредили в городе То-
больске первую Сибирскую епархию. Ее гра-
ницы до 2-й половины XVIII в. простирались
от Урала до Тихого океана. В 1668 г. Тобольская
и Сибирская епархия была преобразована
в митрополию. На протяжении почти четырех
столетий административной столицей и ду-
ховным центром обширного Сибирского края
был город Тобольск, основанный русскими
казаками и стрельцами в 1587 г. Подлинное
превращение Руси в Великую Россию началось
с присоединения Сибири к Русскому государ-
ству. В этом историческом процессе важную
роль сыграла Русская Православная Церковь.
Благовещенский собор
Тюмени 1704 г. постройки.
Первое каменное здание
города (фото нач. ХХ в.).
Собор взорван в 1932 г.,
возрожден в наши дни
(вверху слева)
Епископ Димитрий
в нач. 1990-х гг,
посещение верующих
на Ямале
(вверху справа)
Епископ Димитрий
в нач. 1990-х гг. (слева)
Софийский собор
в Тобольске. Фото нач. ХХ в.
(справа)
Посещение Патриархом
Алексием II Абалакского Свя-
то-Знаменского мужского
монастыря, июнь 1994 г.

Журнал Московской Паитриархии/10 2020
ход», в которой ежегодно принимает участие бо-
лее 500 детей. Особенно детяма нравится речной
маршрут на пароходе от Тобольска до Салехарда
и обратно. Важно подчеркнуть, что совместные
церковно-государственные проекты помогают
наладить межконфессиональные и межнацио-
нальные отношения в регаионе. Среди социаль-
но значимых инициатив маожно отметить «Общееа
дело», в котором объеадинены проекты социаль-
ной направленности, проводимые при поддержке
Правительства Тюменской области.— В самом начале развизтия пандемии в Тю-
мень и область были эвазкуированы россияне,
находившиеся в Китаез. Таким образом, Тюмень
первая приняла потензциальных носителей изн-
фекции. Какова была резакция епархии на эту
меру? Было ли организозвано дистанционное
общение священнослужзителей с людьми, ока-
завшимися в изоляции?
— Действительно, граждан России эвакуиро -
вали из Китая и разместили в одном из санато-
риев близ Тюмени. Но они не были наосителями
коронавируса: они былиа на изоляции, чтобы
избежать проникновения инфекции на терраи-
торию России. Епархия выделиала священника
с медицинским образованием для их духовного
окормления. Конечно, некоторые люади стали опасать-
ся такого соседства. Приходилось выступать
и призывать к благоразумию людей, указывая,
что прибывшие — это нашаи соотечественники
и что наш долг — человеческий и христиан- ский — оказать им поддержку, ведь среди них
могут быть и наши родные и близкие люди.
В том числе и благодаря таким обращенияма,
участию священнослужителей волнение было
сведено на нет.
После того как правительство области от-
менило режим повышенаной готовности и по-
лучило рекомендации оат санитарно-эпидеми-
ологических служб, мы в епархии принаяли ряд
ограничительных мер. Пари поддержке прави-
тельства была организована прямая трансляция
богослужений по телевиденаию. Также в эти дни
священнослужители через СМИ приазывали ве-
рующих к сугубой домашней молитве. При этом
надо сказать, что храмы в епархииа не закрыва-
лись, так как было объяавлено только о количеа-
ственном ограничении досатупа и соблюдении
санитарных норм. Абсолаютное большинство
духовенства и верующих с пониманиема отнес-
лось к этой временной амере. — Ваше Высокопреосвященство, какие изме-
нения внесло моровое поветрие в празднование
400-летия образования Тобольской епархии? — К сожалению, мы вынуждены были прак -
тически отменить мноагие из запланированных
мероприятий, за исключением, конечно, празд-
ничного богослужения. Все остальное перенесли
на будущее. Кое-что смогли провести, но в из-
мененном формате: крестный ход с Абалакской

Журнал Московской Паитриархии/10 2020
иконой Божией Матери пароводился только
на автобусах, без пешего маршрутаа по городу.Также по благословению Святейшего Патриа-
арха Московского и всея Руси Кирилла выпуще-
на юбилейная медаль к 400-летию Сибирской
епархии. — Эпидемия в этом годзу ударила и по различ-
ным паломническим прзограммам, а в Тюмени
и  Тобольске многие из нихз посвящены послед-
нему пути святых царстзвенных страстотерп-
цев. Как до введения ограничительных мер шло
развитие паломническзих программ, связаннызх
с темой царской семьи?
— Когда мы вспоминали 100-летие кончины
царственных страстотерпцев, региональные вла-
сти разработали императорский маршрут. Он на-
чинается в Тюмени от набережной, кауда 17 авгу -
ста 1917 года прибыл поезд с царскаой семьей. Это
событие было отраженао в дневнике императоара
Николая II. В этом году в память об их пребыва-
нии здесь на этом месте установлен памятник
царской семье. В 2018 году в Тобольске, в доме
генерал-губернатора, где располагалась царская
семья, был отрыт первый государственный музей
царской семьи Николаяа II. Этот музей формиро-
вался при поддержке Елизаветинского общества и участии Тобольской духовной семинарии. Ди-
ректор музея — протодиакон Софийско-Успен-
ского собора.
Мечтал стать сторожеям храма
— До того как поступитзь в семинарию
и  принять постриг, вы позлучили светское
образование, затем работали по специально-
сти, занимались общественнзо-политической
деятельностью. Что побуздило вас изменить
свою жизнь? — Мое детство и юность проходили в право-
славной семье. Мой отец Маихаил Герасимович
вернулся с войны инвалидом 2-й группы, имел
множество ранений, контузию. Моя мама Ма-
рия Алексеевна (впоследствии схимонахиня Ма-
рия) с ранних лет приуачала нас к молитве и по-
сещению храма. Большоеа влияние на всю нашу
семью оказала Троице-Сергиева лавра — братия
этой обители и в какой-тао мере Московская ду -
ховная академия и семинария. В 1960 году старший брат Николай поступил
в Московскую духовную семинарию. Это баыл
как раз период хрущевской оттепели, сопрово-
ждавшейся закрытием храмов и гонеанием на
верующих. Зная жизнь Цеаркви изнутри и видя

Журнал Московской Паитриархии/10 2020
28
благотворное ее влияние на чеаловека и обще-
ство, я не мог понять причинуа жестокого отно-
шения к Церкви и верующим со стороны ате-
истического государства. Поступление старшего
брата в семинарию уже тогда предопределило
мое желание и мой выбоар. Конечно, были юно-
шеские увлечения технаикой — после школы
я поступил в Московский институт инженеров
транспорта. Затем работаал конструктором, был
ведущим конструктором по модернизации локо-
мотивов. Однако детское и юношеское желание
служить в Церкви сохранялось постоянно. Помню, как в школьные годы, которые при-
шлись на хрущевские гонения, преследовалась
молодежь, которая ходила в Церковь. Иногда при -
ходилось оставаться в храме после службы, чтобы
не задержали «дружинники», дежуарившие возле
храма. Народ уходил, храм закрывался, а мы, мо-
лодые ребята, помогали тушить лампадки и жда-
ли, когда снимут «осаду дружинников». В памаяти
сохранились теплые воспоминания: опустевший
храм, мерцание лампад перед святыми образа- ми и благоговейная, благодатная тишина. Коло-
кольный звон, доносившийся с улицы, отзывался
духовной радостью. Трудно описать эти чувства.
В те годы появилась мечта — выарасту, кончу
учиться и буду трудиться ночныма сторожем хра-
ма. Когда в выходные посещали Троице-Сергиеву
лавру, то в ночь с субботы на воскресенье остава-
лись в Трапезном храме, которыай не закрывался
и в котором читалось Правило ко причащаению
и совершалась исповедь. Так из года в год укреп-
лялось желание служить в Церкви.
— Как вы думаете, как вз семье должна при-
виваться любовь к Богу? Что вы посоветуете
современной православной семье? — В моей семье большая зааслуга в воспита-
нии нас, братьев, в праваославной вере, конечно,
принадлежала маме. Она всегда старалась, чтобы
в доме постоянно совершалась молитва, особое
значение придавая регулярному посещению хра -
ма. Однако все это делалось без принуждения. Так
что в основе всего должна быть любоавь к Богу.
Беседовал Николай Теряентьев
Святейший
Патриарх Кирилл
с учащимися
Тобольской
духовной семинарии
 летназдМ оскзв
X