Сочинение 17. С кем из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» соотносится понятие «хлестаковщина»

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.28 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

С кем из героев комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» соотносится понятие
«хлестаковщина»?
Известно, что в основу комедии «Ревизор» положен анекдот о мнимом
ревизоре, уже не раз д о Гоголя использованный в русской драматургии.
Гоголь настоятельно подчеркивал нравственно -философский смысл пьесы.
Эта идея и позволила сформулировать обобщенное понятие, которое по
имени героя комедии стали называть «хлестаковщиной».
Гоголь не раз подче ркивал, что Хлестаков — собрание многих черт. В нем и
маленький чиновник, и великий фантазер, и простодушный человек,
вдохновенно лгущий. Его внутренняя сущность - это пустота, которая может
заполняться чем угодно. «У меня легкость в мыслях необыкновенная! » —
очень характерная для Хлестакова фраза. В одно мгновение он может стать
кем угодно: пылким влюбленным, знаменитым писателем, блестящим
светским человеком, который вдруг превращается в мечтательного
созерцателя природы. Когда чиновники увидели в нем гро зного ревизора,
Хлестаков тут же стал им. Даже речь его изменилась: в репликах этого
персонажа появляются короткие, отрывистые фразы, характерные для речи
большого начальника («Уж у меня ухо востро!., я им всем задал острастку!»),
от которых чиновники в ст рахе дрожат. И оказывается, что Хлестаков — это
воплощение той абсурдной бюрократической системы, где все находится не
на своих местах, а место делает человека тем, кем он сам себя считает или
каким его видят окружающие. В этом и состоит одна из сторон смы сла
понятия «хлестаковщина»;
Интересно то, что это понятие может легко проецироваться и на других
персонажей комедии. По -своему каждый из чиновников чем -то напоминает
Хлестакова. Так, в диалоге городничего и его жены Анны Андреевны из
пятого действия звучат вполне хлестаковские ноты. Городничий, размышляя
о генеральском чине, на который мог бы рассчитывать тесть «значительного
лица», совсем по -хлестаковски уносится мечтами вдаль: «А, черт возьми,
славно быть генералом! Кавалерию повесят через плечо». Узнав, как он был
обманут, городничий даже не сразу может в это поверить, и происходит
почти невозможное: он чуть приоткрывает свое настоящее человеческое
лицо , скрытое под маской важного чиновника. Вот почему, обманутый и
всеми осмеянный, в последнем действии он выглядит почти трагично. Таким
образом, «хлестаковщина» — это, с одной стороны, порождение российского
сословнобюрократического строя. Но, с другой сто роны, это и символическое
понятие, в котором заключено обобщенное представление о русском

человек, который, по словам писателя, «стал весь ложь, даже сам того не
замечая».
X