Сафрон Е. ОБРАЗ ЭЛЬФА В СКАНДИНАВСКОЙ ФОЛЬКЛОРНОМИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.3 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ПЕТРОЗАВОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
© Сафрон Е. А., 2013
Ноябрь, № 7. Т. 2 Филология 2013
УД К 398
ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА САФРОН
кандидат филологических наук, старший преподаватель
кафедры скандинавских языков филологического факуль-
тета, Пет розаводский государственный университет (Пет-
розаh^kd, Российская Федерация)
hrjushka.tatushka@gmail.com
ОБРАЗ ЭЛЬФА В СКАНДИНАВСКОЙ ФОЛЬКЛОРНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ
ТРАДИЦИИ*
Статья посвящена анализу образа эльфа на материале скандинавского фольклора. За основу aylu
сказки и предания Швеции, Дании, Исландии. Пока зано, что в фольклоре разных эпох разнился как
размер эльфа, так и uihegy_fu_ им функции. Более того, часто термин «эльф» dexqZe в себя kx
группу низших
духов: саламандр, гномов, троллей, фей и др. Особый интерес в связи с изучаемым
hijhkhf представляют именно исландские сказки, где аульu/эльфы – подземный народ – не толь-
ко не несут человеку беспричинное зло, но и часто сами нуждаются в его помощи. Формирование
анализируемого образа происходило нелинейно: от «ukhdhc» расы альвов в Старшей Эд де
к кро-
шечному демонологическому персонажу Средневековья и снова haращение к ha\ur_gghfm об-
разу, однако уже не благодаря ebygbx древней литературы, но в результате ha^_cklия современ-
ной фэнтезийной литературы и массоhc культуры.
Ключеu_ слова: эльф, альu, Старшая Эдда, скандинавская мифология, сказка, поверья
Эльф – один из самых романтических об-
разов современной массоhc культуры, k_]^Z
окруженный ореолом таинственности. Несмот ря
на ukhdmx популярность, отечественное лите-
ратуро_^_gb_ никогда не уделяло этой фигу-
ре достаточного внимания, быть может, в силу
того, что образ эльфа не имеет корней в славян-
ской мифологии. На сегодняшний день в науч-
ной среде
принято напрямую связывать эльфов
с альвами германо-скандинавской традиции [8],
[13; 6]. В данной статье проводится анализ эль-
фов только с позиции скандинавской традиции.
Мифология кельтов нами не затрагивается.
Цель статьи – сделать шаг от мифологии к
фольклору и подробно проанализировать гене-
зис образа эльфа через призму сказок и преда-
ний Се_jguo стран.
Анализ
образа эльфа в фольклоре uau\Z_l
определенные сложности по двум причинам:
этимологическая неоднозначность термина и
функциональная схожесть с другими низшими
духами (так, в эпоху Средневековья в категорию
«эльф» попадали и гномы, и тролли, и феи, и са-
ламандры) [8].
Как утверждает Е. Хелькbkl, автор швед-
ского этимологического словаря, шведский альв
(a l f – слово,
заимствованное из исландского язы-
ка, означает ‘мара, злой дух’) относится к кате-
гории низших божеств [13; 6]. По мнению же
М. И. Стеблин-Каменского [6; 10] и А. Холла,
исландское слово aelfe нельзя приравнивать к
скандинавскому alf по той причине, что в силу
долгой изоляции исландская литература яey-
ется самобытным яe_gb_f, где скандинавские
проекции были бы неуместны
[12]. С нашей
точки зрения, такое утверждение носит ради-кальный характер, так как нельзя отрицать тот
факт, что именно bdbg]b населили Исландию,
принеся с собой скандинавскую мифологию, ко-
торая ihke_^kl\bb и легла в основу исландской
литературы.
Некоторые исследователи замечают, что в
тексте Старшей Эд ды альвы упоминаются в
одном ряду с асами
и ZgZfb [9], [15], то есть от-
носятся к категории божеств:
Сys_ggmx землю
b`m лежащей
близ асов и альвов [5; 84].
Ведь ты не из асов
И не из альвов,
Не Zgh\ ты сын [5; 98].
Однако сложность в том, что различные по-
эмы Эд ды конструируют разные системы язы-
ческого пантеона: так, в «Поездке Скирнира»
Фрейр занимает трон k_^_j`bl_ey Одина [5;
94], а альвы описываются как отдельная самосто-
ятельная раса [5; 147], существующая сепаратно
от асов и Zgh\. Обращаясь к текстам о ранних
норвежских королях, Т. Га н не л л находит инфор-
мацию
о том, что Альфхеймр – не некий мифи-
ческий край, но земля, контролируемая шведа-
ми, находящаяся к юго-hklhdm от современного
Осло и к се_jm от Гётеборга, между реками
Го т а я л ь в е н (G ot älve n) и Глома (Glå m a). В этой
области было найдено множество артефактов
бронзоh]h _dZ, в том числе наскальные рисун-
ки, связанные с темой п лодороди я, а
также так
называемые älvkvarnar – чаши, u^he[e_ggu_ в
скале и используемые для жертвоприношений,
упомянутых в сагах. В качестве примера можно
назвать Сагу Кормака Йоргму рдансона, где есть

Образ эльфа в скандинавской фольклорно-мифологической традиции 75
упоминание о кровавой жертве, которую нужно
было принести альвам для излечения от ран, по-
лученных в бою. По мнению Т. Га н не л ла, этот
ритуал яey_lky примером проявления древнего
мышления, в рамках которого имеет место ак-
тивное поклонение и жертвоприношение альву
как божеству [11]. Те м не менее hijhk о наличии
у расы альвов реальных
исторических корней
остается дискуссионным. Наша же цель – про-
следить процесс формирования эльфа как пер-
сонажа устного народного творчества, где альв
uklmiZ_l в качестве возможного прототипа.
Как замечает С. А. То к а р е в, деление альвов
(ljósálfr и døk kálf r) [8] на светлых и темных
определило аналогичную классификацию эль-
фов. То й же позиции придерживается и А. Холл
[9],
b^y в этом феномене ebygb_ Младшей
Эд ды Снорри Стурлусона [1]. Однако описание
døkkálfr или svatralfr совпадает с описания-
ми гномов (dverg, dvärg). Та к, в поэме «Язык
поэзии» То р требует, чтобы Локи сдела л для
его жены золотые hehku, для чего Локи от-
правляется в Свартальфрхейм (Sva r t ál fa hei m r),
чтобы гномы (черные альвы, карлы в переводе
О. А. Смирницкого) помогли
ему [1; 127]. В свою
очередь, светлые эльфы предположительно соз-
даны под ebygb_f образов ангелов, описанных
в Луцидариусе (Elucidarius) – своеобразной эн-
циклопедии народных христианских верований,
переведенной на исландский язык примерно в
1200 году [12]. Образ светлого эльфа предстает
перед нами в шведской сказке «Звенит ли моя
липа, поет ли мой соловушка»: «Гл я н ул на нее
стражник, и показалось ему, будто она и не чело-
_d hсе, будто старушка – из добрых эльфов»
[7; 58].
С течением времени на образ эльфа стали на-
кладываться образы иных низших божеств. По
словам Т. Га не л ла, в начале XII _dZ исландская
литературная традиция четко различала альфов
и духов стихий, однако ebygb_ церкb и мода
на французские переводные романы привели к
тому, что эльфов стали смешивать с исландски-
ми landvættir (англ. land wights) – духами – охра-
нителями природы, _jZ в которых была так по-
пулярна среди жителей Се_jZ [11]. В XIII _d_
альфов в Исландии стали ассоциироZlv с ду-
хами гор (Сага Кормака Йогму рдансона (исл.
Kormáks saga)) [7; 58]. Именно такое понимание
образа эльфа мы
klj_qZ_f в шведской сказке
«Три волшебных листочка», в которой старушка-
эльфийка рассказыZ_l, что она живет в горе, и
жалуется, что коровы топчут склоны, под кото-
рыми живет ее племя, и мешают ему [7; 59–60].
Датский писатель XVII _dZ То р ф е ус ссыла-
ется на легенды и поверья, в которых эльфы не
только имеют много общего
со смертными, но и
klmiZxl с ними в полоu_ отношения [2; 64].
Та й на я любовь простой смертной и эльфа (ауль-
Z) приобретает трагический характер в исланд-ской сказке «Ау л ь в и крестьянская деmrdZ».
Рег ул ярные klj_qb на лугу привели к рожде-
нию ребенка, однако отец деmrdb u^Z_l ее
замуж за другого. Ге р о и с самого начала пред
-
чувствуют беду: «…klj_qZ эта к добру не при-
_^_l и горя нам не миновать. Однако будь что
будет» [4; 235]. Те м не менее крестьянка покорно
uoh^bl замуж за сосZlZggh]h отцом жениха,
только просит перед свадьбой поклясться никог-
да без ее _^hfZ не брать на зиму работников.
Однаж ды ее муж нарушает обещание, пожалев
аульва с маленьким сыном, который под b^hf
человека пришел устраиваться в его дом на ра-
боту. Встреча аульва и крестьянки оказывается
рокоhc – они умирают от любви, а безутешный
^h\_p усыновляет мальчика.
Начиная с XVII _dZ в странах Скандина-
bb закрепляется представление об эльфах как
о крошечных беззаботных сущестZo, водящих
хороводы в лунные
ночи. Согласно датскому по-
_jvx, тот, кто был рожден в hkdj_k_gv_, может
утром увидеть примятые круги на траве на том
месте, где танцевали эльфы. Сhbf же фаhjb-
там из числа смертных эльфы дарят чудесную
книгу, в которой можно прочитать будущее [2;
65].
Миниатюрные размеры эльфов, изображен-
ных в шведской сказке «Пастушок и
король
эльфов» [3], также позволяют сделать предпо-
ложение о том, что текст получил распростра-
нение не ранее XVII _dZ: «…под деревом пара
хрустальных башмачков стоит, каждый с напер-
сток _ebqbghc», «наklj_qm ему мальчик попа-
дается – маленький-премаленький, ростом с бы-
линку», «малюсенькая красная шапочка лежит.
Величиной шапочка с горошину» [3]. В тексте
эльфы
выполняют роль волшебного помощни-
ка, однако делают это не по собственной he_,
а в качестве обмена добрыми услугами. Сказку
можно условно разделить на две части. Первая
часть – это детство Лассе, когда он пасет ста-
до в лесу и находит забытые эльфами предме-
ты: хрустальные башмачки, красную шапочку
принцеcсы эльфов и
серебряный колокольчик
короля. Мальчик haращает потерянные _sb
только с условием, что в будущем эльфийский
король поможет ему осуществить за_lgh_ же-
лание. Вторая часть повестm_l уже о ajhkehf
пастухе, который мечтает жениться на эльфий-
ской принцессе, и эльфы, связанные обещанием,
ugm`^_gu ему помогать.
Шведский епископ Олаус Магнус (149 0 –1557 )
в «Истории се_jguo народов»
предостерегал
своих соотечественников от контактов с эль-
фийским народом – подземными жителями,
стремящимися принести людям j_^ [16]. Та к,
«Баллада о сэре Олафе», перuc список которой
относится к 1670 -м годам, повестm_l о печаль-
ной участи тех, кому случается повстречаться
с эльфами:

Е. А. Сафрон 76
Herr Olof rider för berge,
? nner en dans med älver…
Älvekungens dotter räckte hand från sig:
Kom hit, herr Olof, tråd dans med mig!
Сэр Олоф скакал средь холмов
И увидел, как танцуют эльфы…
Дочь короля эльфов протянула руку:
Иди сюда, сэр Олаф, потанцуй со мной!
(перевод наш. – Е. С.) [11].
Рыцарь отказывается, мотиbjmy это тем, что
заljZ у него свадьба и его ожидает невеста. То г-
да принцесса эльфов проклинает его, и на следу-
ющее утро он умирает от неизвестной болезни.
Чтобы уберечься от болезней, которые, со-
гласно поверьям, насылались эльфами, на тер-
ритории южной Швеции крестьяне даже носи-
ли специальные серебряные
амулеты – «кресты
эльфов» (ellakors (älvkors)) [2; 65].
Датские поверья наделяют образ эльфа еще
большей отрицательной коннотацией, демони-
зируя его. В данной ситуации речь идет именно
о представительницах женского пола, отличаю-
щихся от эльфов-мужчин тем, что имеют толь-
ко одн у полоbgm тела: спереди это прекрасные
женщины, а сзади f_klh тела b^gh только не-
кое
темное пятно. Эти полоbgqZlu_ сущестZ
представляют для людей серьезную опасность:
очарованный человек, подходивший близко к
эльфе, падал замертh, отраe_gguc ее ядови-
тым дыханием [2; 65].
Мотив эльфа, несущего угрозу, яey_lky _-
дущим и в исландской сказке «Хильдур – коро-
лева аульвов», в которой заколдованная повели-
тельница таинственных жителей холмов была
повинна в том, что
«на том хуторе пастухи не
доживали до старости – в перuc день рожде-
ства их находили в постели мертufb» [4; 239–
241]. Однако в тексте постоянно делается акцент
на том, что аульв губит людей не сознательно,
но из-за проклятия своей свекроb («с тех пор я
стала рабыней земного царства и мне k_]^Z со
-
путствовало зло» [4; 241]). Аналогичная ситуа-
ция и в сказке «Ау л ь в и крестьянская деmrdZ»:
героиня умирает из-за рокоhc любви, но не по
причине злого умысла представителя подземно-
го народа [4; 235–236]. В «Ау л ь в е Ул ь в х и л ь д у р»
гостья из иного мира старательно работает на хуторе у крестьянина, с удовольствием помога-
ет смертным [4; 237–238].
В сказке «Ау л ь в ы и
Хельга крестьянская
дочка» эльфы выполняют роль судей: богато
одаривают Хельгу, давшую в Рож дество еду ре-
бенку из их племени, и убивают мать деmrdb,
не только не накормившую мальчика-аульва, но
и сломавшую ему руку. Именно аульu меняют
судьбу деmrdb, награждая ее не только дра-
гоценностями, но и удачей, в то j_fy
как соб-
ственные родители оставляют ее одн у на Рож-
дество, прекрасно зная, что именно в этот день
каждый год на их хуторе со_jrZ_lky убийство:
«…младшую они недолюбливали. <…> За нее
они не боялись» [4; 242].
Как b^bf, наличие у исландских эльфов /
ульвов сверхъестественных способностей не
делает их jZ`^_[gufb по отношению к чело-
_dm
. Более того, частотным мотивом в сказках
этой страны яey_lky мотив помощи чудесному
существу и осh[h`^_gby его от проклятия со
стороны простого смертного, что мы можем на-
блюдать на примере текстов «Хильдур – короле-
Z аульвов» и «Ау л ь в а Ул ь в х и л ь д у р».
Подвод я итог ur_kdZaZgghfm, мы можем
предположить, что процесс формирования
фольклорного образа эльфа проходил
в несколь-
ко этапов: изначально эльф схож с германо-
скандинавскими альвами – расой, наделенной
божест_ggufb характеристиками. В XVI–XVII
_dZo эльф изменился до неузнаваемости: умень-
шился в размерах, стал представлять для людей
смертельную опасность. В то же j_fy наблюда-
лась функциональная неразличимость эльфов,
фей, гномов и других фантастических существ.
Сегодняшний образ эльфа, по сути
дела, пережи-
Z_l период hajh`^_gby, снова h многом пере-
няв черты мифологического альва эпохи Старшей
Эд ды, однако этот процесс был бы невозможен
без ebygby культурных событий XX _dZ: три-
логии Дж. Р. Р. То л к и е н а «Властелин колец»,
где представлены h многом романтизирован-
ные образы сверхъестественных полубожествен-
ных существ, хранителей k_e_gkdh]h порядка и
справедливости, а также компьютерных игр в
жанре фэнтези. Та к и м образом, мы предполага-
ем, что именно современная культура _jgmeZ
образ эльфа к его историческим истокам.
* Работа uiheg_gZ при поддержке Программы стратегического разblby ПетрГУ в рамках реализации комплекса меро-
приятий по разblbx научно-исследовательской деятельности на 2012–2016 гг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Младшая Эдда / Под ред. М. И. Стеблин-Каменского. Л.: Наука, 1970. 254 с.
2. Орлов М. А. Духи народных сказаний // История сношения человека с дьяволом. Репр. изд. М.: Республика, 1992.
352
с.
3. Пастушок и король эльфов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://s-skazka.org.ua/index.php?id=sweden&sk=4
4. Скандинавские сказки: Пер. с дат., швед., норвеж., исл. М.: Худож. лит., 1982. 318 c.
5. Старшая Эдда: Эпос / Пер. с исл. А. Корсуна. СПб.: Азбука-классика, 2001. 464 с.
6. Стеблин-Каменский М. И. Мир саги. Становление литературы. Л.: Наука, 1984. 246 с.
7. Три волшебных листочка: Скандинавские народные
сказки / Пер. и обработка Л. Брауде. Петрозаводск: Карелия, 1986.
174 с.

Образ эльфа в скандинавской фольклорно-мифологической традиции 77
8. То к а р е в С. А. Эльфы // Мифы народов мира: В 2 т. М.: Рос. энциклопедия, 1997. Т. 2. С. 661.
9. D a v i d s o n H. R. Ellis Myths and Symbols in Pagan Europe: Early Scandinavian and Celtic Religions. Syracuse University
Press, 1988. 268 p.
10. E k b o h r n С. M. Alfkors // Förklaringar over 100,000 främmande ord och namn m. m. I svenska språket tillika med deras
härledning och uttal Stockholm: Albert Bonniers förlag, 1936. S. 49. Available at: http://runeberg.org/ekbohrn/
11. G u n n e l l T. How Elvish Were The Álfar? // The Thirteenth International Saga Conference: Durham and York, 6th–12th Au-
gust, 2006. Available at: http://web.archive.org/web/20080926165408/http:/www.dur.ac.uk/medieval.www/sagaconf/gunnell.
htm
12. H a l l A. T. P. The Meanings of Elf and Elves in Medieval England. Chapter 2: An Old Norse Context. Available at: http://www.
alarichall.org.uk/ahphd2.pdf
13. H e l l q u i s t E. Alf // Svensk etymologisk ordbok. Lund: C. W. K. Gleerups förlag. Berlingska boktryckeriet, 1922. 1284 s.
14. “Herr Olof och älvorna”. Available at: http://www.evatoller.se/translation/H/mixed/herrolofochaelvorna.pdf
15. S t r ö m F. Nordisk hedendom: Tro og sed i forkristen tid Göteborg: Esselte studium (Akademiförl.), 1985. 265 s.
16. Svenska älvor / Red. R. Svensson. Available at: http://www.ungafakta.se/naturvasen/alvor/svenska/svenska_alvor.asp
Safron E. A., Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation)
IMAGE OF ELF IN SCANDINAVIAN MYTHOLOGICAL TRADITION
The article is devoted to the analysis of the image of an elf. The study was executed on materials of Scandinavian folklore. Fairy
tales and legends of Sweden, Denmark, Iceland are essential sources of the research. It became clear that during different eras both
the size of the elves and their functions varied. Moreover, often the term “elf” included in itself all groups of the lowest spirits:
salamanders, dwarfs, trolls, fairies etc. A particular interest in connection with the studied question is represented by Icelandic fairy
tales where aulves / elves – the underground folk – are not only harmless to people but often need human help. Development of the
analyzed image was not linearly: from “high” race of elves in the Elder Edda to the tiny demonological character of the Middle Ages
and subsequent return to a sublime image. This last transformation was mostly a result of the in? uence caused by the modern fantasy
literature and mass culture. The in? uence of the ancient literature on the sublime image development was less signi? cant.
Key words: elf, alves, Scandinavian mythology, Elder Edda, fairy tale, popular beliefs
REFERENCES
1. Mladshaya Edda [Younger Edda]. Leningrad, Nauka Publ., 1970. 254 p.
2. O r l o v M. A. Spirits of folk legends [Dukhi narodnykh skazaniy]. Istoriya snosheniya cheloveka s d’yavolom [The History of
Human Relations with the Devil]. Moscow, Respublika Publ., 1992. 352 p.
3. Pastushok i korol’ el’fov [Little Shepherd and King of Elves]. Available at: http://s-skazka.org.ua/index.php? id=sweden&sk=4
4. Skandinavskiye skazki [Scandinavian Folk Tales]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1982. 318 p.
5. Starshaya Edda: Epos [Elder Edda] / Translated by A. Korsun. St. Petersburg, Azbuka-klassika Publ., 2001. 464 p.
6. S t e b l i n - K a m e n s k i y M. I. Mir sagi. Stanovleniye literatury [The Saga World. The Formation of the Literature]. Lenin-
grad, Nauka Publ., 1984. 246 p.
7. Tri volshebnykh listochka: Skandinavskiye narodnye skazki [Three Magic Leaves: Scandinavian Folk Tales]. Petrozavodsk,
Kareliya Publ., 1986. 174 p.
8. T o k a r e v S. A. Elves [El’fy]. Mify narodov mira: V 2 t. [Myths of the World: In 2 vol.]. Moscow, Ros. Entsiklopediya Publ.,
1997. Vol. 2. P. 661.
9. D a v i d s o n H. R. Ellis Myths and Symbols in Pagan Europe: Early Scandinavian and Celtic Religions. Syracuse University
Press, 1988. 268 p.
10. E k b o h r n С. M. Alfkors // Förklaringar over 100,000 främmande ord och namn m. m. I svenska språket tillika med deras
härledning och uttal Stockholm: Albert Bonniers förlag, 1936. S. 49. Available at: http://runeberg.org/ekbohrn/
11. G u n n e l l T. How Elvish Were The Álfar? // The Thirteenth International Saga Conference: Durham and York, 6th–12th Au-
gust, 2006. Available at: http://web.archive.org/web/20080926165408/http:/www.dur.ac.uk/medieval.www/sagaconf/gunnell.
htm
12. H a l l A. T. P. The Meanings of Elf and Elves in Medieval England. Chapter 2: An Old Norse Context. Available at: http://www.
alarichall.org.uk/ahphd2.pdf
13. H e l l q u i s t E. Alf // Svensk etymologisk ordbok. Lund: C. W. K. Gleerups förlag. Berlingska boktryckeriet, 1922. 1284 s.
14. “Herr Olof och älvorna”. Available at: http://www.evatoller.se/translation/H/mixed/herrolofochaelvorna.pdf
15. S t r ö m F. Nordisk hedendom: Tro og sed i forkristen tid Göteborg: Esselte studium (Akademiförl.), 1985. 265 s.
16. Svenska älvor / Red. R. Svensson. Available at: http://www.ungafakta.se/naturvasen/alvor/svenska/svenska_alvor.asp
Поступила в редакцию 13.05.2013
X