Должинец М. ЭЛЬФЫ В АНГЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.54 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

В
наше время в фэнте ‑
зийной литературе, ки‑
нематографе, ролевых
настольных и компью‑
терных играх всё чаще появляется образ эль‑
фа — грозного лесного воителя,
представителя бессмертной
волшебной расы, виртуозного
лучника, имеющего небыва‑
лую связь с природой. Этот
образ навеян во многом бла‑
годаря знаменитым произ ‑
ведениям Дж. Р. Р. Толкина —
«Властелин колец» и «Хоббит»,
где повествуется о событиях,
произошедших в фантасти‑
ческом «Средиземье» («Сре‑
динной земле»).
Однако традиционная ан ‑
глийская культура придаёт
эльфам образ отнюдь не муд‑
рого и сильного народа, являю‑
щегося образцом идеального
человечества, и не грозных
лучников, защитников леса,
сражающихся против козней
«тёмных сил», а маленьких
духов, способных как на по‑
мощь человеку, так и на про‑
казы. Озорство их при этом
не всегда остаётся в пределах
невинных детских шалостей,
вроде сплетённых кос, прокис‑
шего молока или испорчен‑
ного вина. Эльфам приписы‑
вались и подмена младенцев,
и похищение невест от алтаря.
Но и этот образ эльфов сло‑
жился у англичан не сразу
и даже сейчас не является
таким однозначным.
Основа представлений
об эльфах зарождается ещё
до создания англосаксон‑
ского союза, ставшего колы‑
белью английской культуры.
С одной стороны, вера в пре ‑
красный мифический народ,
способный к ремёслам и ма‑
гии, присутствует в кельтской
мифологии, общей для пле‑
мён кельтов — гэлов, скоттов
и бриттов, обитавших на ост‑
ровах Ирландии и Великобри‑
тании до Великого переселе‑
ния народов. Образом эльфов
в этой культуре предстают пле‑
мена богини Дану, или Туата
Эльфы в английской куСльтуре
Максим Должинец, студент
магистратуры Нижегородской
духовной семинарии
ИЩИТ е И ОБ ряЩе Те
44 №1 (34) март 20 16

де Дананн, — мифический
народ из кельтской ирланд‑
ской мифологии, четвёртое
племя, правившее Ирланди‑
ей и уступившее Сыновьям
Миля, предкам современных
ирландцев. Племена богини
Дану преуспели в искусстве,
ремёслах, науке и магии. Од‑
нако это не помогло им выиг‑
рать битву с Сыновьями Миля,
после поражения в которой
Туата стали обитать в по‑
тустороннем мире Ши, или
Сид, недоступном для людей.
Только в день празднования
Самайна мир людей и Ши
сближается и переплетается
один с другим. Позднее племя
Туата всё больше ассоцииру‑
ется с духами природы.
С другой стороны, огром‑
ное влияние на культуру
Британии оказала германо‑
скандинавская мифология, проникавшая в Великобри ‑
танию с германскими завое‑
вателями — в первую очередь
англосаксами, вторгшимися
на о. Великобританию в V веке
и создавшими ряд англосак‑
сонских королевств, которые
объединились в IX веке. Во‑вто‑
рых, с викингами из Норвегии
и Дании, что вторглись в Ан‑
глию с IX века.
Два основных источника
скандинавской мифологии —
Старшая и Младшая Эдды —
упоминают волшебный народ,
родственный или сотворён‑
ный асами — скандинавски ‑
ми языческими богами. Эту
бессмертную волшебную расу,
талантливую и отличавшуюся
внешней красотой, называли
альвами, или альтами. В более
позднем развитии скандинав‑
ской мифологии альвы разде‑
ляются на светлых, живущих
в небесном чертоге, и тём‑
ных альвов, или сварталь‑
вов — гномов, обитающих под
землёй и славящихся своими
ремёслами.
Кроме этого, в англосаксон‑
ском медицинском трактате
Lacnunga упоминается, что
эльфы — небольшие невиди ‑
мые существа демонического
происхождения — насылают
болезни на людей и домаш‑
ний скот. Среди болезней
трактат описывает так назы‑
ваемый «elfshot» — «эльфий‑
ский выстрел» — резкую боль
в определённом участке тела,
вызванную уколом невидимой
эльфийской стрелы, и при‑
водит способы излечения
и молитвы, способствующие
выздоровлению. (Современ‑
ная медицинская диагностика
связывает это явление с ревма‑
тизмом, артритом или резким
мышечным сокращением).
В итоге, образ эльфов к эпо‑
хе Плантагенетов уже приоб‑
рёл двоякое значение. С одной
стороны, эльфы являлись су ‑
ществами, обитающими по ту
сторону мира, способными по‑
хищать младенцев, замани‑
вать к себе женихов и невест,
запутывать и сбивать с дороги
путников и насылать разного
рода болезни на людей и до‑
машний скот. С другой — эль‑
фы представлялись прекрас ‑
ным народом, добившимся
необычайных высот в искус‑
ствах и ремёслах.
Конечно, своё влияние ока‑
зало и христианство, распро‑
странявшееся среди народов
45
ИЩИТ е И ОБ ряЩе Те
№1 (34) м арт 2016

Великобритании и Ирлан‑
дии в IV–V веках во время
владычества Римской импе‑
рии, а также в англосаксон ‑
ских королевствах к X веку.
Христианство низводило
языческих богов и существ
к инфернальному миру. Яр‑
ким примером здесь являет‑
ся образ скандинавского бо‑
га‑кузнеца Велунда — князя
альвов, искусного в своём деле
(Велунд, по разным ответв‑
лениям мифов, — создатель
Экскалибура, легендарного
меча, принадлежавшего коро ‑
лю Артуру, и мечей Зигфрида
и Беовульфа). Под влиянием
христианских представлений
Велунд стал ассоциировать‑
ся с сатаной (что отразилось
впоследствии в трагедии
Гёте — «Фауст» и в произведе‑
нии М. А. Булгакова «Мастер
и Маргарита» — Воланд).
Эльфы же ассоциировались
с инкубами и суккубами (связь
с похищением женихов и не‑
вест), обвинителями в союзе
с сатаной на Страшном суде,
демоном Мороком или Ма‑
рой, насылающим кошмары,
и демоническими существа‑
ми из потустороннего мира
в празднование Хэллоуина —
христианизированногто кельт‑
ского праздника Самайна.
Ко времени правления ди‑
настии Тюдоров, после столк‑
новений эпохи Плантагенетов,
под влиянием французской
культуры в английский язык
входит старофранцузское сло‑
во faerie, преобразовавшееся
в английское fairy — «фея»,
источником которого явля‑
ется латинское слово fata —
«дух‑хранитель». С этого
времени образ эльфов посте ‑
пенно смешивается с образом
фей — существ из француз‑
ского фольклора, обладаю‑ щих магическими свой ‑
ствами и умениями. Эльфы
всё более приобретают жен ‑
ственные черты, их красота
и сияние соотносятся теперь
не с магическим могуществом
и друидическими знаниями,
а с чарами обольщения. В этом
отношении эльфы и феи были
схожи с древнегреческими
нимфами — природными
духами, изображаемые в ан‑
тичности и эпоху Ренессанса
молодыми танцующими де‑
вушками с чудными волосами,
украшениями из цветов или
раковин.
Ярким примером трансфор‑
мации предстаёт Оберон из за‑
падноевропейского фольк‑
лора — король фей и эльфов,
являющихся одним народом.
Интересно, что у Шекспира
в произведении «Сон в лет ‑
нюю ночь» Оберон является
королём эльфов, а его супру‑
га Титания — королевой фей:
это показывает, что Оберон
и Титания правили единым
волшебным народом, где муж‑
ская часть называлась эльфа‑
ми, а женская — феями.
Образ же эльфов‑озорников
преобразовался в других ми‑
фических существ — пикси,
разновидность эльфов или
местных духов, схожих с на‑
шими домовыми или банни‑
ками. Несмотря на шалости
и озорство, иногда доходя‑
щих до серьёзных злодеяний
(кражи лошадей и жеребят,
похищения или подмены
младенцев), пикси могут быть и дружелюбны — они
ИЩИТ е И ОБ ряЩе Те
46 №1 (34) март 20 16

ухаживают за могилами и по‑
могают в домашних делах.
В этом отношении пикси схо‑
жи с шотландскими брауни,
также являющимися домаш‑
ними духами, помогающими
по хозяйству.
В это же время Англия
испытывает влияние и гер‑
манской культуры, где образ
потусторонних духов, взятый
от скандинавской мифологии,
пошёл по пути развития идеи
свартальвов — нижних альвов,
преобразовавшихся в цвергов,
или дворфов. Гномы герман‑
ской культуры не сохранили
красоты, присущей эльфам
Англии или феям Франции.
Утратив связь с солнечным
светом, тёмные альвы превра‑
тились в уродливых карли‑
ков, добывающих под землёй
руду и выковывающих из неё
волшебное оружие и украше‑
ния. Одним из самых извест‑
ных народных эпосов, где упоминаются эти существа,
является «Песнь о
Нибелун‑
гах», рассказывающая о герое
Зигфриде.
Интересно, что слово
«гном», столь нам знакомое,
искусственно создано в эпо‑
ху Возрождения известным
алхимиком Парацельсом. Воз‑
можно, слово это произведено
от греческого «геном» и обо‑
значает «порождение» (или
у Парацельса — земного эле‑
менталя — стихиального духа).
По‑русски же гном — это карла
(вспомним карлу Черномо‑
ра из «Руслана и Людмилы»
Пушкина: волшебник, богат,
бородат, похищает девиц —
типичный тёмный эльф!)
Впоследствии, под влияни‑
ем романтической культуры,
эльфы в английской литера‑
туре всё более уменьшают‑
ся в размерах, приобретая
схожесть с природными или
домашними духами. В итоге
слово «эльф» становится об‑
щим для всех мифических
существ. Появляется даже разновидность рождествен‑
ских эльфов, помогающих
Санта‑Клаусу в его нелёгком
деле поздравления европей‑
ских детей с праздником
Рождества.
Сочиняя свои произведения,
Джон Рональд Руэл Толкин,
лингвист, филолог, профес‑
сор Оксфордского универси‑
тета, конечно же, всесторонне
изучил упоминания об эль‑
фах, феях и гномах в эпосах,
легендах и фольклоре, при‑
чём не только англоязычных,
но и германских, и скандинав‑
ских. И создав образы эльфов
своего «Средиземья», Толкин в одном из писем утверждал,
что его эльфы отличаются
от эльфов более известных
произведений. При этом Тол‑
кин выбирал название этого
народа между феями (fairy)
и эльфами (elves), всё же скло‑
нившись к последнему.
47
ИЩИТе И ОБ ряЩе Те
№1 (34) м арт 2016
X