ПРИВЕДЕТ ЛИ КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ К КИБОРГИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.44 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Философия и общестh, № 3 2016 5–26
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Л. Е. ГРИНИН, А. Л. ГРИНИН
ПРИВЕДЕТ ЛИ КИБЕРНЕТИЧЕСКАЯ
РЕВОЛЮЦИЯ К КИБОРГИЗАЦИИ ЛЮДЕЙ?
*
В статье с опорой на теорию кибернетической революции и ul_dZ-
ющие из нее прогнозы грядущих технологических прорывов, которые будут
сyaZgu с увеличением hafh`ghkl_c ebygby на чело_q_kdbc организм,
анализируется исключительно Z`gZy с точки зрения философии и гума-
нитарной сферы, биоэтики и футурологии проблема сохранения биологи-
ческой природы чело_dZ.
Ключевые слова: киборг,
киборгизация, кибернетическая революция,
медицина, научно-технический прогресс, природа чело_dZ.
Proceeding from the theory of the Cybernetic Revolution and related fore-
casts of the coming technological breakthroughs connected with increasing
intervention into human organism, the article analyzes the issue of preserving
human biological nature which is vitally important in philosophic, humanitari-
an, bioethical, and futurological terms.
Keywords: cyborg, cyborgization, the Cybernetic Revolution, medicine,
scientific and technological progress, human nature.
В 2015 г. в журнале «Философия и общестh» была опублико-
ZgZ наша статья [Гринин А. Л., Гринин Л. Е. 2015: 17–47], посвя-
щенная кибернетической реhexpbb, ее осноguf характеристи-
кам и прогнозам будущих технологий. Настоящая статья яey_lky
ее логическим продолжением. В ней мы на осно_ теории киберне-
тической реhexpbb хотели бы затронуть исключительно Z`gmx с

точки зрения философии и гуманитарной сферы, биоэтики и футу-
рологии проблему сохранения биологической природы чело_dZ.
Актуальность проблемы усилиZ_lky достаточно распространенной
идеей о том, что в более или менее близком будущем (ряд футуроло-
гов предполагают k_]h три-четыре десятилетия) hafh`gZ колос-
* ИсследоZgb_ uiheg_gh при поддержке Российского научного фонда (проект № 15-
18-30063).

Философия и общестh 3/2016 6
сальная трансформация, в результате которой чело_d сможет отка-
заться от своего биологического тела («оболочки»).
Что такое кибернетическая реhexpby?
Необходимо кратко изложить осноgu_ идеи о кибернетиче-
ской реhexpbb, которые необходимы для перехода к осноghc
теме статьи.
Кибернетическая реhexpby – это третья из трех наиболее
Z`guo технологических трансформаций в истории чело_q_klа
(после аграрной
и промышленной реhexpbc). Кибернетическая
реhexpby – это крупнейший технологический переворот от ин-
дустриального принципа производства к производству и услугам,
базирующимся на работе саморегулирующихся систем. В целом
она станет революцией управляемых систем [см.: Гринин А. Л.,
Гринин Л. Е. 2015; Гринин Л. Е., Гринин А. Л. 2015].
Как и предшестmxsb_ реhexpbb, она имеет трехфазный
цикл
: начальная инноZpbhggZy фаза (пояe_gb_ ноh]h реhexpb-
онизирующего произh^klо сектора) – модернизационная фаза
(распространение, синтез и улучшение ноuo технологий) – за_j-
шающая инновационная фаза (до_^_gb_ hafh`ghkl_c ноuo тех-
нологий до разbluo характеристик).
Начальная (научно-информационная) фаза датируется 1950–
1990-ми гг.
Происходит прорыв в аlhfZlbaZpbb, энергетике, в области
синтетических материалов, космических технологий
, в осh_gbb
космоса и морской акZlhjbb, сельском хозяйст_, но особенно –
в создании электронных средств упраe_gby, связи и информации.
С середины 1990-х гг. началась средняя (модернизационная)
фаза, которая, по нашим предположениям, продлится до 2030-х –
начала 2040-х гг. Она характеризуется мощным улучшением и рас-
пространением инноZpbc, сделанных на начальной фазе, в частно-
сти широким распространением удобных в обращении компьюте-
ров, средств сyab, а также формироZgb_f макросектора услуг,
среди которых Z`g_cr__ место стали занимать информационные
и финансоu_ услуги. В то же j_fy подготаebаются инноZpbb,
необходимые для начала за_jrZxs_c фазы кибернетической
реhexpbb. В период ближайших 15 или более лет мы не предпо-
лагаем радикальных технологических прорыh\
, напротив, счита-
ем, что так назыZ_fZy «технологическая» пауза затянется [объ-

Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин. Киборгизация людей 7
яснение см.: Гринин 2013; Гринин Л. Е., Гринин А. Л. 2015б: при-
ложение 2].
За_jrZxsZy (упраey_fuo систем) инноZpbhggZy фаза
начнется в 2030–2040-х гг. и продлится до 2060–2070-х гг. На за-
_jrZxs_c фазе кибернетической реhexpbb произойдет переход
к широкому использоZgbx самоупраey_fuo систем (то есть си-
стем, которые могут регулировать сhx деятельность самосто-
ятельно, при
минимальном f_rZl_evklе человека или полном
его отсутстbb). Именно поэтому мы и назZeb данную реhex-
цию кибернетической.
Мы u^_ebeb следующие aZbfhk\yaZggu_ черты кибернети-
ческой реhexpbb [подробнее см.: Гринин А. Л., Гринин Л. Е.
2015; Гринин Л. Е., Гринин А. Л. 2015а; Grinin A., Grinin L. 2015].
1. Распространение технологий массового производстZ само-
упраey_fuo систем разных типов
в экономике и жизнедеятельности.
2. Переход к контролю над фундаментальными природными
процессами на k_ более элементарных уроgyo организации мате-
рии (iehlv до субатомного) и использоZgb_ мельчайших частиц
как строительных блоков, особенно в нано- и биотехнологиях.
3. Контроль над по_^_gb_f чело_dZ с целью уменьшения
негатиgh]h ebygby так называемого чело_q_kdh]h фактора,
например контроль
над недостаточным gbfZgb_f людей, работа-
ющих на транспорте, с целью предотjZs_gby опасных ситуаций.
4. Радикальное расширение технологического u[hjZ различных
систем, методов, режимов для достижения конкретных целей и задач.
5. Индиb^mZebaZpby как тренд технологии.
6. Миниатюризация и микроминиатюризация как осноZ даль-
нейшего технологического прогресса [Peercy 2000; Danko et al. 1959].
Медицина как сфера перhgZqZevgh]h технологического
прорыZ
Исходя из
общего _dlhjZ достижений науки и разblby техно-
логий, с учетом того, что будущая область прорыZ должна обла-
дать ukhdhc коммерческой приe_dZl_evghklvx и широким рын-
ком, мы прогнозируем, что за_jrZxsZy фаза этой реhexpbb
(фаза управляемых систем) начнется на стыке медицины и ряда
других технологий. Однако общий _dlhj прорыZ можно обозна-
чить
как стремительный рост hafh`ghkl_c коррекции или даже
модификации биологической природы самого чело_dZ.

Философия и общестh 3/2016 8
Разумеется, от перuo шагов в этом напраe_gbb (в 2030–
2040-х гг.) до поk_f_klgh]h широкого применения пройдет не ме-
нее двух-трех десятилетий.
В результате за_jrZxsZy фаза кибернетической реhexpbb
изменит качестh нашей жизни за счет расширения hafh`ghkl_c
ha^_cklия на чело_q_kdbc организм. Возникнут технологии, ко-
торые позheyl различным системам функционироZlv в нужном
для
людей режиме без их непосредст_ggh]h f_rZl_evkl\Z (то
есть эти системы станут аlhghfgufb и самоупраey_fufb). Спо-
собность сохранять заданные параметры в самоподдерживающем
(аlhghfghf, самоупраey_fhf) режиме коснется не только управ-
ления произh^klом и информацией, что h многом уже достигну-
то благодаря десятилетиям кибернетической реhexpbb, но и кон-
троля над протеканием ряда техно-
социальных, природных и осо-
бенно биологических процессов (dexqZy и чело_q_kdbc орга-
низм).
Это сущест_ggh улучшит качестh биологической жизни, а
также значительно увеличит ее продолжительность, как и продол-
жительность актиghc и трудоhc жизни. Вместе с этим hagbdZxl
hijhku об обратной стороне этих изменений.
Уже сегодня, но в еще большей мере в период
за_jrZxs_c
фазы кибернетической реhexpbb можно ожидать огромных про-
рыh\ в разblbb медицинских и смежных с ними технологий, ко-
торые могут означать очень значительное поur_gb_ качестZ
биологической жизни человека, минимизацию трудностей, связан-
ных с теми или иными физическими недостатками и проблемами
организма; с hkklZghлением утраченных функций; продлением
hajZklZ работоспособности чело_dZ, замедлением
старения; про-
должительностью его жизни; а также, не исключено, созданием
физических hafh`ghkl_c, преurZxsbo отпущенные природой,
и улучшением наследст_gghklb чело_dZ.
ПрогнозироZgb_ проблем, сyaZgguo с этими инноZpbyfb,
позhebl заранее озаботиться созданием оптимальных социальных,
праhых и иных инструментов, чтобы такие изменения не застиг-
ли jZkieho, чтобы можно было минимизироZlv негатиgu_ по-
следстby. Разумеется, многое из того, что делает биомедицинская
этика в течение трех десятилетий, может быть полезным. Однако,
хотя за это j_fy она преjZlbeZkv в устоявшуюся область знаний
с широкой специализацией, имеет собст_ggu_ международные

Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин. Киборгизация людей 9
центры, конференции и периодические издания, этого яgh недо-
статочно. Речь идет уже не столько об этике и этико-праhых кол-
лизиях, сколько о будущем чело_dZ как биологического организ-
ма. Поэтому ihjm гоhjblv о биогуманитарном категорическом
императиве, о ujZ[hld_ фундаментальных принципов и форм, ко-
торым стоит следовать на пути к ноhfm состоянию (и которые же-
лательно закрепить в какой-либо международной праh\hc форме).
Некоторые hijhku, hagbdZxsb_ в сyab с разblb_f ме-
дицинских и биотехнологий
Футурологов можно разделить на безудержных оптимистов,
алармистов и осторожных оптимистов, призыZxsbo, не отказы-
Zykv от прогресса, заранее подумать о его негатиguo последстb-
ях. Мы принадлежим к третьей категории и считаем, что будущего

не нужно бояться. Однако и не стоит рассчитыZlv, что оно по
определению обязательно будет лучше настоящего, причем h
k_f. Здесь k_]^Z сущестm_l большой риск.
Каждая медаль имеет д_ стороны, и не_jgh забывать об обо-
ротной, негатиghc. Чело_q_klо достигло сегодня hafh`ghklb
обеспечить большинстm людей долгую жизнь. Но f_kl_ с тем мы
пережиZ_f процесс старения общестZ. Не при_^_l ли это к кон-
фликту поколений? И не hagbdg_l ли завтра общестh геронто-
кратии в прямом смысле этого слова? Что это может означать для
будущего общестZ? Станем ли мы мудрее, имея более длинный
_d, или просто более эгоистичными, гедонистичными и не при-
способленными жить нигде
, кроме как в искусст_gghc сфере, где
господстmxl «умные» _sb и технологии, которые начинают да-
же думать и желать за нас, а также решать, что для нас лучше?
А если медицина сделает жизнь еще более долгой, то не будут ли
долгожители похожи на бессмертных, по Сbnlm, помнящих лишь
о сh_f прошлом
и не способных ничего сделать в настоящем? 1
Рост продолжительности жизни, скорее k_]h, при_^_l к тому,
что в мире будет меньше детей. Не станут ли люди от этого еще
более эгоистичными, тем более если детей будут «произh^blv», а
не ugZrb\Zlv, рожать и hkiblu\Zlv? Сегодня наметились пер-
спектиu создания искусст_gguo тканей и органов, что обещает
неb^Zgguc прорыв в медицине.
Это огромная победа и облегче-
ние страданий миллионов больных и инZeb^h\. Но легко предпо-
1 Напомним, что так назыZ_fu_ струльдбруги, или бессмертные, klj_lbebkv Гулли-
_jm в его в третьем путешестbb, при посещении им страны Лаггнегг.

Философия и общестh 3/2016 10
ложить, что, обретя такие hafh`ghklb, масса людей перестанет
беречь свое здороv_, пустится h k_ тяжкие, полагая, что ноZy
медицина их k_]^Z «починит». Тем более если реклама станет их
постоянно убеждать в таких замечательных ZjbZglZo обноe_gby
тела. Коррекционная медицина уже показыZ_l k_ преимущестZ
и недостатки пояe_gby различных hafh`ghkl_c сделать себя
другим, когда
«меняют глазки» просто потому, что форма старых
надоела, когда лица меняют, как платья. Очеb^gh, что пояe_gb_
ноuo «чудесных» hafh`ghkl_c f_rZl_evkl\Z в чело_q_kdbc
организм может сделать такие изменения просто модным _ygb_f,
которым станут пользоваться бездумно. Мы можем легко предста-
blv злоупотребления будущими hafh`ghklyfb медицины, на-
блюдая за развитием соj_f_ggh]h тренда, который
назZg меди-
кализацией. Последняя – это стремление объяblv k_ особенности
организма болезнями и лечить их с помощью лекарств или меди-
цинских средств, создаZy бесконечные hafh`ghklb для фармако-
логического и медицинского бизнеса, а также снимая с человека
kydmx от_lklенность за собст_ggu_ слабости и недостатки. Раз
это болезнь, генетика, что уж тут поделаешь…
Разblb_
нейроинтерфейсов может позheblv инвалидам и па-
рализоZgguf uihegylv многие дb`_gby и улучшить качестh
сh_c жизни. Это замечательно. Но сразу же у апологетов без-
удержного технического прогресса hagbdZ_l идея, что с помощью
нейроинтерфейсов можно создать ноmx систему коммуникации
(«мозг – компьютер – сеть») и подключать наш мозг прямо к сети.
А не получится
ли так, что заljZ наши мысли будут «под колпа-
ком» «Большого Брата»? И если ebylv непосредст_ggh на участ-
ки мозга, uauая соот_lklующие эмоции и желания, то какой
простор откроется для политиков и бизнесменов… А другие аполо-
геты считают, что с помощью нейроинтерфейсов можно ускорить
работу мозга в миллион раз
2. Уже сегодня 20–25 % людей не
спраeyxlky с соj_f_gguf темпом изменений и страдают различ-
ными психическими отклонениями или неjhaZfb, а депрессия ско-
ро uc^_l на lhjh_ место по распространенности среди болезней
после сердечно-сосудистых заболеZgbc [см., например: Кекелидзе
2013]. По данным крупнейшего специалиста в области исследований
голоgh]h мозга Д. СZZ[Z [2014: 542], 27 % еjhi_cp_\ страдают од
-
ним или несколькими заболеZgbyfb мозга. Не получится ли в итоге,
2 Характерно, что ут_j`^Z_l это jZq Д. А. Шаменков [2011].

Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин. Киборгизация людей 11
что нейроинтерфейсы в прямом смысле слоZ смогут с_klb чело_-
честh с ума?
В итоге достижения, призZggu_ стать средстhf для решения
проблем, одноj_f_ggh создают их в расширяющемся масштабе,
uauая k_ большую заbkbfhklv. Таким образом, проблем, ha-
никающих в результате изменения приuqgh]h образа жизни, в бу-
дущем пояblky немало.
Прогресс сложно останоblv, да
и бессмысленно пытаться это
сделать. Однако k_]^Z остается hijhk, что считать прогрессом в
каждый данный момент и какоZ плата за него. В любом случае,
лучше не слишком торопиться с изменениями, последстby кото-
рых туманны. Вступая на неиз_^Zggmx почву, лучше прояblv
осторожность, чем нестись сломя голоm. Наука, инноZpbb и из-
менения
ставят слишком быстро и чересчур много ноuo праh-
uo, нраklенных, экономических проблем, uauающих острые
споры, конфликты, торгоu_ hcgu и фобии. Общест_ggh_ созна-
ние определенно запаздывает. Неконтролируемый технологиче-
ский прогресс может быть уподоблен птице Гарун, которая быстро
несет чело_q_klо, но требует, чтобы ее кормили чело_q_kdbf
мясом. Готоu ли мы к этому? И
hijhk о том, чем мы готоu по-
жертhать ради прогресса, – один из самых Z`guo.
Разblb_ обычно идет от эйфории в результате g_^j_gby но-
uo инструментов или знаний до – много позже – осознания серь-
езных проблем, которые они несут, и наконец, до принятия мер по
ограничению их применения, чтобы сократить обнаружиrb_ky
негатиgu_
последстby. Однако гораздо лучше изменить последо-
Zl_evghklv и еще до g_^j_gby найти праhf_jgu_ и праbevgu_
формы ограничения
3.
В ожидании радикальных перемен в эhexpbb и чело_q_-
ской природе
Предположение о том, что мы уже подошли или hl-hl подой-
дем к какому-то очень серьезному изменению, что чело_q_kdmx
3 На наш a]ey^, неплохим примером предотвращения будущих проблем является реше-
ние о запрете исследований в области клонирования людей. Так, согласно декрету Совета Ев-
ропы о клонировании человека, «использование людей как орудий путем намеренного созда-
ния генетически идентичных людей протиhj_qbl человеческому достоинству и потому яey-
ется злоупотреблением медициной и биологией» [Со_l
Еjhiu 1997, цит. по: Фукуяма 2004].
Мы также считаем Z`ghc идею о предотjZs_gbb злоупотреблений в сфере медицины и
биологии (раgh как и других технологий), она могла бы стать некоей осноhc для ujZ[hl-
ки императиh\ будущего.

Философия и общестh 3/2016 12
циbebaZpbx ждут в ближайшие десятилетия значительные пере-
ломы, u^\b]Z_lky многими исследоZl_eyfb. Некоторые гоhjyl
о достижении точки сингулярности как какого-то небыZeh]h ру-
бежа в разblbb (хотя сингулярность – это математическое, не со-
циальное и не эhexpbhgbklkdh_ понятие), за которым начинается
ноZy радикальная фаза разblby природы и чело_q_klа в целом
[см., например:
Назаретян 2004; 2014; Панов 2005; 2006; Sazhienko
2014; особенно u^_eyxlky работы Р. Курц_cey, например: Kurz-
weil 2005; см. также: Цирель 2014]. И это ощущение значительных
перемен неслучайно. Мы также _jbf, что в 2030–2040-е гг. мир
klmibl в эпоху серьезных и в чем-то даже радикальных перемен,
о неизбежности которых мы начали писать более дZ^pZlb лет
назад [см.: Гринин 1995–1996, кн. 3]. Однако
в отличие от других
мы считаем, что это будет закономерным результатом предыдуще-
го разblby общестZ и особенно его технологий. Так что в дb-
жущих силах грядущих перемен нет ничего таинст_ggh]h и «син-
гулярного». Но есть много треh`gh]h… Следует отдаZlv себе
отчет, что эти переломы в разblbb чело_q_klа не только откры-
Zxl ноu_ hafh`ghklb, но и таят в себе серьезные опасности,
которые необходимо предусмотреть.
Конец ХХ – начало XXI в. k_ актиg__ сyau\Zxlky с идеей о
переходе чело_q_klа к ноhc биологической форме. Что это зна-
чит, к каким последстbyf при_^_l? Можно ли изменить этот
курс или здесь реализуются какие-то с_jokeh`gu_ эhexpbhggu_
тенденции? От_lblv
на эти hijhku крайне сложно, тем более что
они уже изначально оказываются идеологизироZggufb, кое-где
преjZsZykv в нечто похожее на религию, глаguf постулатом ко-
торой станоblky будущее бессмертие каждого чело_dZ
4.
4 Вот, например, цитата из эссе А. АрияноZ с характерным назZgb_f «Стать расой
бессмертных – главная эhexpbhggh-историческая задача чело_q_klа в III тысячелетии»
[Ариянов б. г.]: «Мы поглощены собст_ggufb маленькими жизнями и сиюминутными
проблемами так сильно, как будто они и есть глаguc смысл нашего сущестhания. Никому
из нас не приходит в голову думать
о себе в масштабах тысячелетий, строить планы на сле-
дующие 200 миллионов лет. Мы слишком увлечены сиюминутным, мы не _jbf в будущее,
в перспектиm, потому что наша жизнь – коротка и j_f_ggZ. Если мы стремимся стать как
боги, описанные в любой дреg_c культуре – в индийской, скандинаkdhc, египетской или
греко-римской, – нам нужно
учиться думать как они, привыкать сначала на уроg_ ума быть
бессмертными, привыкать оперироZlv сотнями тысяч j_f_gguo циклов». Пра^Z, в разре-
зе 200 млн лет абсолютно неZ`gh, какая страна перhc придет к созданию с_joq_ehека в
середине этого _dZ: Россия, США или Китай (мы не берем сейчас h gbfZgb_, насколько
это hh[s_ реально). А
между тем в Манифесте движения «Россия 2045» приоритет России
предстаey_lky главной целью. Анализ истоков и идей «Дb`_gby 2045» см. также в ино-
странной прессе [Бессмертие… 2012; И при_^b… 2016].

Л. Е. Гринин , А. Л. Гринин . Киборгизация людей 13
Словом , сегодня речь идет о все возрастающих возможностях
изменения природы человека . В связи с этим , естественно , возни -
кает вопрос : что такое природа человека и до каких границ ее мож -
но менять ? Мы считаем , что в книге Ф. Фукуямы этот вопрос про -
анализирован с такой полнотой , что нет нужды заниматься им в
нашем исследовании . По его мнению , природа человека есть сум -
ма поведения и свойств , типичных для человека как вида и возни -
кающих из генетических предпосылок , а не факторов окружающей
среды [Фукуяма 2004]. Однако его постулат , что права человека
можно вывести из его биологической природы , не в последнюю
очередь использован для того , чтобы доказать преимущества демо -
кратических политических режимов перед другими . Мы считаем
такой подход достаточно спорным , поскольку , конечно , неотъем -
лемые права человека – это достижения общества ; чем оно куль -
турнее , тем важнее для него мир и порядок , который без объявле -
ния их в качестве крайне важных и огромных усилий для их под -
держания не построить . Однако мы согласны с ним в том , что к из -
менению природы человека нужно подходить постепенно , с
большой осторожностью и консерватизмом , создавая для контроля
над этим процессом дееспособные институты .
Подчеркнем также , что с момента , когда Фукуяма писал свою
работу , прошло пятнадцать лет . И сегодня вопрос встал суще -
ственно острее . Могут быть разные философские подходы в отно -
шении природы человека как социального вида . Но сегодня перед
нами встает вопрос о биологической природе людей уже не в фи -
лософском , а в конкретном медико -биологическом плане . В связи
с появлением искусственных органов и тканей вопрос стоит уже в
отношении материальной биологической природы , то есть в самом
прямом смысле : из чего будет сделан человек будущего – из биоло -
гических естественных или хотя бы биологических искусственных
материалов , либо это будет уже вовсе небиологическое создание ?
Как он будет размножаться ? Как будут функционировать его мозг
и сознание ? Любое такое изменение очень глубоко затронет фун -
даментальные институты человечества , включая мораль и межлич -
ностные отношения . В самом деле , что станет с моралью и какова
она будет , если речь идет о смене биологической природы ? Мораль
и человеческие отношения – это не что -то , существующее отдельно
от технологий , тем более от человеческой физиологии и – шире –
биологической основы . Это результат очень сложной социобиоло -

Философия и общестh 3/2016 14
гической эhexpbb, и без своей материальной биопсихической
оболочки мораль может исчезнуть.
Уже в конце прошлого _dZ стало ясно, что hafh`ghklb eby-
ния на генотип чело_dZ в будущем способны породить множестh
сложных и драматических социальных, политических и этико-
праhых проблем. Отметим, что от_lhf на грядущие (и уже под-
ступающие) угрозы стала биоэтика
. Конечно, это не был полно-
стью адекватный от_l общестZ, но k_-таки ощутимый. Ф. Фу-
куяма приh^bl целый перечень подобных опасностей, доhevgh
обстоятельно останаebаясь на каждой. Среди них, в частности,
увеличение hafh`ghkl_c управлять по_^_gb_f чело_dZ (при-
чем он подчеркиZ_l, что такая hafh`ghklv сущестhала уже с
конца прошлого _dZ за счет
нейромедиаторов); возникно_gb_
генетических каст, классов или сослоbc, поскольку изменение
генетических качеств может сильно заbk_lv от состоятельности
родителей, либо, напротив (в случае обязательной коррекции),
hagbdg_l генетически более эгалитарное общестh
5. Дейстb-
тельно, довольно опасной предстаey_lky попытка «улучшения»
нраklенной природы чело_dZ с помощью генетических моди-
фикаций. Уменьшение разнообразия в этом плане может суще-
ст_ggh ослабить общестh, его способность реагироZlv на из-
менение ситуации.
Однако в последнее j_fy hagbdeb ноu_ и даже в какой-то
степени более серьезные опасности, о которых пока
мало гоhjyl.
Рассмотрим некоторые из них.
Научно-технический прогресс, как уже было сказано, в целом
имеет тенденцию к ускорению. А f_kl_ с ним ускоряется и исто-
рический процесс, за которым ни индиb^mZevgh_, ни общест_g-
ное сознание не может угнаться. В результате hagbdZxl жесткие
коллизии и фрустрации, а также iheg_ обосноZggZy треh]Z
о
нашем будущем. Причем уже не об общест_gghf, а о нашем фи-
зиологическом, биологическом будущем. Растет число желающих
от него отказаться, поместив собст_gguc мозг и сознание в абио-
тическое (железное, пластикоh_ или из иного материала) бес-
5 С тех пор эти опасения не уменьшились, напротив, ряды протиgbdh\ генетических
модификаций пополнились, их аргументы стали более убедительными. В то же j_fy, похо-
же, начались и практические дейстby по модификации эмбрионов чело_dZ. Во kydhf
случае, в апреле 2015 г. пояbebkv сообщения, что Китай объяbe о проведении работ по
модификации чело_q_kdh]h эмбриона [
Филд 2015].

Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин. Киборгизация людей 15
смертное тело. Так преjZlylky ли люди в результате стремительно
разbающихся напраe_gbc бионанотехнологии и когнитиguo
наук в киборгов? Это далеко не праздный и hсе не неbgguc h-
прос, особенно учитывая, что множатся пророки «аватаризации»
6,
которые смело (и бездумно) призыZxl отказаться от бренного
биологического тела
7.
Сколько hh[s_ в этом пра^u? Дейстbl_evgh, с одной сторо-
ны, уже много десятилетий медицина дb`_lky в данном направ-
лении, создавая искусст_ggu_ зубы, соединительные ткани, орга-
ны, заменяя органы чувств приборами, создаZy системы, искус-
ст_ggh поддерживающие жизнеобеспечение (сердца, легких, по-
чек и т. п.), не гоhjy уже о создании искусст_gguo препаратов

(лекарств), uauающих реакции сродни тем, что происходят в ре-
зультате деятельности эндокринных желез, импульсов мозга или
работы gmlj_ggbo органов. Сегодня актиgh стали разbаться
биопринтеры, «ujZsbающие» те или иные органы, и нейроин-
терфейсы, которые позheyxl «силой мысли» через биотоки и
микроэлектронику упраeylv некоторыми приспособлениями, де-
ZckZfb и приборами. В будущем, несомненно
, hafh`ghklb со-
здания органов, тканей и фракций из искусст_gguo небиологиче-
ских материалов очень значительно hajZklml. Все это продb]Z_l
чело_q_kdbc организм по пути превращения в какой-то сh_c ча-
сти в киборга. Кроме того, имеется своего рода klj_qgh_ дb`_-
ние технологий в плане сближения людей и искусст_gguo систем,
в частности в
создании чело_dhih^h[guo роботов. И поскольку
эти роботы будут использоZlvky отнюдь не только как работники,
а могут находиться в очень тесном или даже интимном контакте
с людьми (например, использоZlvky для сексуальных услуг, быть
компаньонами и т. п.), то исчезнут границы между чело_dhf и ис-
кусст_ggufb антропоморфными системами
8. Кроме того, соj_-
6 АZlZj (или аZlZjZ) – термин в философии индуизма, обозначающий земные hieh-
щения бога (особенно Вишну). Соот_lklенно некоторыми сторонниками скорого бессмер-
тия чело_dZ этот термин используется для обозначения переhiehs_gby чело_q_kdh]h
духа (мозга, сознания) в ноh_ (небиологическое) тело.
7 На этом поле причудлиh объединяются очень разные люди, спектр идей которых Z-
рьируется от iheg_ научных подходов до научной и даже ненаучной фантастики. Это мож-
но увидеть, например, в следующих изданиях [Дуброkdbc 2013; Дуброkdbc, КлимоZ
2014].
8 Отметим, что произh^klо подобных «сексуальных» роботов (в осноghf «женского
пола», но это пока) уже началось. Пояbebkv и ут_j`^_gby, что такого рода контакты меж-
ду людьми и роботами к середине _dZ станут поk_f_klgufb. И hсе не случайно началась

Философия и общестh 3/2016 16
менные эффекты информационных технологий уже создают такую
bjlmZevgmx среду, в которой станоblky k_ труднее отличать ре-
альность от иллюзии.
Рассмотрим это подробнее.
Угрожает ли людям киборгизация?
Помощь людям, лишенным нормальной работы каких-либо
gmlj_ggbo органов, органов чуkl\ или частей тела, является од-
ним из наиболее значимых достижений медицины. Никогда еще
людям
с ограниченными hafh`ghklyfb не уделялось столько
gbfZgby, и благодаря этому они могут в значительной степени
компенсироZlv сhb недостатки. По-b^bfhfm, i_j_^b еще го-
раздо бόльшие достижения. Как уже гоhjbehkv ранее, один из пу-
тей трансплантологии – использоZgb_ искусст_gguo органов,
однако идет также актиgh_ со_jr_gklоZgb_ протезов конечно-
стей и других частей тела.
Созданы установки, позheyxsb_ пара-
лизоZgguf больным гоhjblv, писать [Moss, Cumbo 2012] и даже
работать с компьютером, как, например, это делает из_klguc
ученый Сти_g Хокинг. Со_jr_gklуются микропротезы. Так,
учеными Стэнфордского уни_jkbl_lZ (США) была разработана
искусст_ggZy рогоbpZ глаза. Столь значимое достижение стало
hafh`guf благодаря соf_klguf исследоZgbyf в области хи-
мии, нанотехнологий, биологии и медицины (что hh[s_
характер-
но для сложных технологий кибернетической реhexpbb).
Все это обеспечит прорыв в области как искусст_ggh]h созда-
ния материалов, сущестmxsbo в природе, так и произh^klа со-
_jr_ggh новых, что расширит g_^j_gb_ в чело_q_kdbc орга-
низм небиологических элементов. Таким образом, мы на полной
скорости дb`_fky по пути разblby систем ноh]h типа, которые
будут иметь в качест_ состаguo частей элементы разной приро-
ды: жиhc биологической и технической.
Однако нужно отдаZlv себе ясный отчет, что это фактически
означает не только hagbdghение нового напраe_gby в медицине,
но и прямое дb`_gb_ в напраe_gbb киборгизации чело_dZ и
создания транскибернетических систем (то есть систем, органично
соf_sZxsbo в себе характеристики
элементов разной природы).
кампания по их запрету [см.: Занятие… 2015]. Правда, пока требования исходят со стороны
феминисток, которые обеспокоены таким принижением роли женщин, но мы с ними соглас-
ны. Лучше подобные _sb запретить или постаblv под контроль заранее, поскольку, если
дать шанс бизнесменам, появятся секс-роботы для любой сексуальной ориентации.

Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин. Киборгизация людей 17
С одной стороны, нельзя не отметить, что неологизмы «кибор-
гизация» (cyborgization) и «киборг» (cyborg) произошли от назва-
ния науки кибернетики (Cybernetics). Киборг, соот_lklенно,
означает «кибернетический организм», следовательно, эта тема
имеет самое прямое отношение к кибернетической реhexpbb.
Термин «киборг» означает сущестh, которое имеет как органиче-
ское, так и био-механико-электронное начала
. Данное понятие ча-
сто применяется для обозначения организма, который может функ-
ционироZlv или даже увеличить свои hafh`ghklb благодаря объ-
единению в себе каких-то искусст_gguo компонентов или техно-
логий, осноZgguo на обратных сyayo с его центром. А это уже
iheg_ подходит к нашему понятию самоупраey_fuo систем
9.
Очеb^gh, что многие из достижений медицины будут продb-
гать нашу циbebaZpbx к состоянию, когда k_ больше людей смо-
гут жить, не иначе как став частично киборгами.
С другой стороны, это uauает определенную и обосноZg-
ную треh]m. И мы (в отличие от ряда футурологов) не считаем,
что киборгизация – безуслоgh_ благо. Скорее
это ugm`^_ggZy
необходимость, к которой нужно, однако, относиться с должной
осторожностью. Частичная киборгизация, не затрагиZxsZy са-
мих основ чело_q_kdh]h, биологического бытия, – это напраe_-
ние прогресса. Стремление к полной киборгизации – опасная фан-
тазия
10.
9 Сам термин «киборг» был еден М. Е. Клайнсом и Н. С. Клайном в 1960 г. в сyab с их концепцией расширения hafh`ghkl_c чело_dZ для u`bания g_ Земли. «Изменение
функций человеческого организма, чтобы быть готоuf к klj_q_ с внеземными условиями,
было бы более логичным, чем обеспечение земных условий для него в космосе… Искус-
ст_ggu_ организмы (Artifact-organism systems), которые бы расширили чело_q_kdb_ бессо-
знательные, саморегулирующие способности, есть единст_ggZy hafh`ghklv для этого», –
писали они
в аннотации к статье, uims_gghc в самый пик экзальтации по поh^m будущих
hafh`ghkl_c осh_gby космоса [Clynes, Kline 1960: 26]. Стоит отметить, что эти ранние
идеи киборгизации Станислав Лем [1968] назZe паскbe_f на эhexpbx.
10 Вот, например, цитата из указанного манифеста «Россия 2045»: «Мы считаем, что
можно и нужно ликb^bjh\Zlv старение и даже смерть, преодолеть фундаментальные пре-
делы физических и психических hafh`ghkl_c, заданные ограничениями биологического
тела. <…> Ноuc чело_d получит огромный спектр hafh`ghkl_c, сможет легко перено-
сить экстремальные g_rgb_ условия: ukhdb_ температуры, даe_gb_, радиацию, отсут-
стb_ кислорода
и так далее». Непонятно, пра^Z, зачем k_ это? При этом объяey_lky, что
такие достижения «помогут чело_dm разb\Zlvky интеллектуально, нраklенно, физически,
психически и духоgh» [Фрагмент… 2013]. Только неяcно, зачем с_joex^yf разb\Zlvky
физически и психически, и как небиологические сущестZ смогут разb\Zlvky психически и
нраklенно, тоже понять непросто.

Философия и общестh 3/2016 18
В случае острожной и aешенной политики кибернетическая
реhexpby в указанном плане помощи людям, имеющим проблемы
с функционироZgb_f тех или иных подсистем, может сделать более
реальной hafh`ghklv не просто долгой, но и активной жизни. А это
jy^ ли осущестbfh без значительной помощи ослабеrbf в ре-
зультате старости и других причин органам и
частям тела. В конце
концов, очки или контактные линзы, искусст_ggu_ зубы и кости,
слухоu_ аппараты, искусст_ggu_ кро_ghkgu_ сосуды и сердеч-
ные клапаны, а также многое другое позволяют жить и работать сот-
ням миллионов людей, которые от этого не перестают быть людьми.
То же самое спра_^ebо и в отношении более сложных
систем и
функций. Однако мы полагаем, что kydh]h рода идеи относитель-
но того, что когда-нибудь чело_q_kdh_ тело будет полностью за-
менено небиологическим материалом, а от чело_dZ останется
только мозг или поддержиZxsb_ сознание органы, яeyxlky фан-
тазиями чистой h^u. И они никогда не исполнятся при любом раз-
blbb техники
11.
Вот характерная цитата, странная логика которой удивляет, по-
скольку люди, пишущие это, кажется, не понимают разницы между
технической и биологической формами материи. «И если бы наш
мозг состоял из чипов, а не биологических молекул, то это и озна-
чало бы, что мы получили бессмертие. И тогда наше биологическое
тело нам
стало бы тяжким бременем. Оно мерзнет, страдает от жа-
ры, нуждается в одежде и уходе, легко поj_`^Z_lky. Куда удобнее
иметь стальные руки и ноги, обладающие огромной силой, нечув-
стbl_evgu_ к холоду и жаре, которым не нужны пища и кислород.
И даже если они и сломались, то не жалко, – купим и klZ\bf
но-
u_, еще лучше и соj_f_gg__. Может показаться, что у чело_dZ,
получиr_]h бессмертие, собственно гоhjy, в чело_q_kdhf по-
нимании, от чело_dZ ничего не осталось. Но у него осталось самое
глаgh_ – его сознание, память, предстаe_gby и приuqdb, то есть
k_ то, что заложено в его мозгу. Внешне ему можно придать тот
же чело_q_kdbc и более изящный облик. Например, красиh_ мо-
лодое лицо, стройную фигуру, нежную атласную кожу и т. п. Более
того, этот облик можно менять по желанию, в соот_lklии с мо-
дой, dmkhf и предстаe_gbyfb о красоте самого индиb^mmfZ. Мы
11 См. о некоторых таких фантазиях и наш анализ их: Гринин Л. Е., Гринин А. Л. 2015б:
5–18. См. также: Рыбалкина 2005: 333 и др. Философский анализ таких идеологий см.,
например: Кутырев 2010; Хоружий 2008: 10–31; Катасонов 2015.

Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин. Киборгизация людей 19
тратим гигантские средстZ на медицину. Если бы мы тратили хотя
бы десятую часть этих денег на разblb_ электроники, то получили
бессмертие уже в ближайшем будущем» [Болонкин 2000]. На раз-
ных сайтах сегодня можно легко найти сообщестZ людей, сylh
_jysbo в аватаров и прочий «прогресс». Р. Курц_cev нередко
uklmiZ_l как некий пророк такого бессмертия и «апологет гряду-
щей киборгизации чело_q_klа» [см., например: Курц_cev 2003;
Kurzweil 1999]. При этом он, как это нередко быZ_l с очень ода-
ренными людьми, сочетает в себе острый аналитический ум, уме-
ние увидеть очень Z`gu_ тенденции, со странными убеждениями,
которые находятся в яghf протиhj_qbb с очеb^gufb научными
истинами. Такими, например, что есть предел изменению биологи-
ческой материи, что у жиh]h сущестZ h
многом принципиально
иные способы упраe_gby, чем у технических средств, что линейные
экстраполяции работают только до определенной степени и т. п.
Также iheg_ можно согласиться с Ф. Фукуямой [2004] по поh^m
необосноZgghklb прогнозов Г. Мора_dZ [Moravec 1999] и Р. Курц-
_cey [Kurzweil 2000] о том, что машины, достигнув должного
уроgy сложности, получат и такие чело_q_kdb_ сhcklа, как
со-
знание. Он _jgh замечает, что, h-первых, никто еще и близко не
подошел к объяснению, как может случиться, чтобы машина могла
получить биологические сhcklа (поскольку наши качестZ преж-
де k_]h имеют биологическую базу [см. также: Свааб 2014]). А h-
lhjuo, еще далеко не понятно, почему эмоции начали сущестh-
Zlv в
биологии чело_dZ (и, добаbf, еще ранее среди его пред-
ков).
Например, Р. Курц_cev пишет, что в 2040-е гг. пояblky «ги-
брид биологического и электронного типов мышления, тесно со-
пряженных друг с другом. Вместо того чтобы ограничиZlvky k_]h
лишь сотней триллионов соединений в нашем мозгу, как это имеет
место сейчас, мы сможем
значительно преahclb данный уровень.
Скорость нашего биологического мышления фиксироZgZ: счита-
ется, что человек может произh^blv 10
26 uqbke_gbc в секунду, и
эта биологически заданная цифра не собирается спонтанно увели-
чиZlvky. <…> В нашем мозгу нет порта для быстрой загрузки ин-
формации. Но как только мы создадим небиологические аналоги
наших нейронов, межнейронных соединений и нейротрансмиттер-
ных уроg_c, где хранятся наши навыки и hkihfbgZgby, мы не
упустим hafh`ghklb создать и
экbалент загрузочного порта.

Философия и общестh 3/2016 20
Мы сможем загружать необходимые наudb с такой же легкостью,
как Тринити загружает в сhc мозг программу, позheyxsmx ей
управлять _jlhe_lhf “B-222”» [Курц_cev 2003]. Однако k_ это
u]ey^bl глубоко антинаучно. Во-перuo, нельзя подобным обра-
зом соединить дZ типа мышления, у них со_jr_ggh разные
принципы и осноu. Во-lhjuo, хотя эксперименты по объедине-
нию
мозга жиhlguo в сh_]h рода «локальную сеть» и проh^yl-
ся 12, но это работа от мозга к мозгу и в локальном масштабе, а не от
компьютера или иного деZckZ к мозгу и в глобальном масштабе.
В-третьих, что чело_d будет делать с таким мозгом гиперкомпью-
тера? РассчитыZlv, где лучше купить тоZju? За кого u]h^g__
uclb замуж? Как заставить сына или дочь
учиться или слушаться?
Для этого такой мозг не нужен. Для сложных расчетов iheg_ го-
дятся компьютеры. В-чет_jluo, как будут общаться между собой
эти киборги: путем составления полной карты партнера на осно_
анализа базы данных? Наконец, можно ли сказать на_jgydZ, что
биологическая часть мышления u^_j`bl такую нагрузку? Попыт-
ки переложить фантастический
триллер на язык науки обычно u-
глядят сенсационной чепухой, которая может шокироZlv читате-
ля, но _kvfZ далека от реальной hafh`ghklb
13.
Очеb^gh, что чело_q_kdbc мозг чрезвычайно тесно (нераз-
рыgh) сyaZg с телом и органами чуkl\ и большинстh его функ-
ций осноZgh на упраe_gbb телом, а следоZl_evgh, наиgh пред-
полагать его полноценную работу g_ биологической осноu. Мы
не гоhjbf уже об эмоциях и осознании ощущений, без которых
12 См., например: Нейрофизиологи… 2015. Однако глаgZy цель таких экспериментов –
лучше понять работу мозга и иметь hafh`ghklv обучать парализоZgguo инZeb^h\ поль-
зоZlvky протезами ног и рук, заноh учиться ходить.
13 И сами предположения о том, что можно делать с будущими (если это даже не ока-
жется фантастикой) достижениями в области когнитивных технологий, порой u]ey^yl
какими-то наивными, несерьезными или просто глупыми, «прикольными» на уроg_ детей.
Так, некоторые разработчики стаyl цель соединить смартфон и мозг чело_dZ. В этом слу-
чае станет
hafh`guf записыZlv текст на телефон мысленно, общаться с друзьями и мно-
гое другое [Engberg 2016]. Но разве начитать текст голосом состаey_l проблему? Или груз-
чикам в работе очень пригодятся «роборуки» – дополнительные руки-манипуляторы, кото-
рые управляются силой мысли. Но _^v специальные роботы и другие механизмы как раз
предназначены для того, чтобы грузчики не
поднимали k_ сами. Набирают популярность
кошачьи ушки Necomimi от японских произh^bl_e_c. Ушки надеваются на голоm и реаги-
руют на настроение чело_dZ. Когда чело_d расслаблен, ушки лежат спокойно, если он чем-
то aолноZg, ушки настороженно поднимаются и т. п. [см.: http://www.necomimi.com].
Однако люди прекрасно ujZ`Zxl сh_ настроение g_rgbf b^hf или словами и
без ис-
пользоZgby кошачьих ушей.

Л. Е. Гринин , А. Л. Гринин . Киборгизация людей 21
сознание вряд ли способно работать 14. Люди , предполагающие про -
гресс прежде всего в грубом техницистском смысле , то есть замену
якобы менее долговечного и удобного биологического материала
сугубо техническими решениями (вроде тех , которые предполага -
ют замену кровяных телец триллионами нанороботов и т. п.), в
своих прогнозах (оптимистических или алармистских ) пытаются
использовать устаревшую логику , которая в качестве научной фан -
тастики или « страшилки » была в ходу несколько десятков лет
назад . А именно – создавалось множество вариаций на тему замены
биологических организмов « умными » техническими [см . такого
рода концепции : Жданко 2002–2003; 2008]. Например , Сергей Ба -
женов [б. г.], отражая эти настроения , пишет : « Очевидно , не суще -
ствует никакой реальной возможности затормозить развитие со -
временной техники на пути к построению киборгов , андроидов и, в
конечном итоге , искусственного разума . На фоне этого все чаще
обсуждается возможность потери человечеством контроля над соб -
ственными созданиями …» [ см . также : Джой 2000]. Однако пред -
ставляется , что современная логика научно -технического прогрес -
са , в том числе новейшие достижения биоинженерии , указывает на
движение в ином направлении , а именно к синтезу биологических
форм и технических изделий в единой системе . Вот почему вряд ли
имеется надобность заменять биологические механизмы , прошед -
шие испытания отбором в течение многих миллионов лет , техниче -
скими решениями . Разумнее двигаться по пути « ремонта », улуч -
шения , развития самоуправляемости и помощи биологическим ме -
ханизмам за счет тех или иных технических решений .
Способность науки и медицины к замене изношенных органов
будет повышаться , но биологическая основа человека всегда будет
и должна преобладать . Если можно помогать организму различны -
ми способами , в том числе активизируя его иммунную систему ,
генетические возможности , блокируя или замедляя процесс старе -
ния и т. п., гораздо правильнее сохранять его биологическую осно -
ву . Кроме того , искусственные органы или ткани вовсе не обяза -
тельно должны быть из небиологического материала , напротив ,
14 Между тем многие , казалось бы, социальные характеристики , такие как любовь , эм- патия , альтруизм , не говоря уже о ревности , стремлению к власти или авторитету , на самом деле имеют очень глубокие биологические корни , которые развивались в течение сотен миллионов лет [см., например : Свааб 2014: 359]. Вот почему крайне опасно радикально менять биологию человека , ее можно только очень аккуратно и выборочно корректировать .

Философия и общестh 3/2016 22
скорее k_]h, небиологические элементы в них будут иметь под-
собный характер, а сами органы или их Z`g_crb_ части начнут
ukljZb\Zlv из тех или иных клеток.
В целом мы полагаем, что хотя в ближайшие десятилетия в
процессе киборгизации hafh`gu радикальные прорыu, k_ же он
не зайдет чрезмерно далеко.
Заключение
Итак, kydb_ упрощенные
предстаe_gby о чело_q_kdhf орга-
низме и тем более мозге и сознании крайне опасны (раgh как, по-
lhjbf, опасны и kydh]h рода попытки использоZlv мозг на
уроg_ электронного устройстZ). Десятки миллионов лет биологи-
ческой эhexpbb сделали k_ элементы биологических организмов
и их функции настолько оптимальными, aZbfhkязанными, чув-
стbl_evgufb к изменениям в
любом месте тела, что каждое f_-
шательстh в физиологию, тем более в функции мозга, должно
быть осноZl_evgh продумано и защищено от hafh`gh]h j_^Z.
Ясно, что чело_q_kdbc мозг не может работать без тела, потому
что осноgZy его функция – принимать сигналы от организма и пе-
редаZlv их ему. Таким образом, любые предстаe_gby о
том, что
сознание можно каким-то образом «пересадить», яeyxlky грубой
и не_`_klенной фантазией. Следовательно, процесс киборгиза-
ции никогда не может зайти слишком далеко, он k_]^Z будет
«kihfh]Zl_evguf» для биологической состаeyxs_c организма,
способным сущест_ggh улучшить качестh жизни и продлить ее.
В настоящее j_fy пояbeZkv _jhylghklv, что с помощью
стhehых клеток или
иных биотехнологий можно будет создаZlv
искусст_ggu_, но биологические ткани и органы. Нам кажется,
что путь такого «ремонта» нашего тела будет более перспектив-
ным. Сегодня, например, из_klgu случаи, когда одному чело_dm
в течение его жизни пересажиZeb сердце шесть раз (и один раз
почку). Это миллиардер Дэb^ Рокфеллер, который последнюю
операцию по
пересадке сердца перенес в hajZkl_ 99 лет. Но сего-
дня такое может себе позволить только миллиардер (и даже ему,
конечно, очень по_aeh). Однако в будущем таким образом можно
«чинить» с помощью искусст_ggh ujZs_gguo органов уже
большое количестh людей. Но подобное биологическое f_rZ-
тельстh в организм, несомненно, имеет как собст_ggh физиоло-
гические,
так и социальные ограничения. Также очень серьезные

Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин. Киборгизация людей 23
проблемы может ua\Zlv вмешательство в генетику чело_dZ, осо-
бенно с целью создания людей, обладающих с_joq_eh\_q_kdbfb
hafh`ghklyfb, например для достижения спортиguo рекордов.
Сегодня, как из_klgh, спортиgu_ организации борются с исполь-
зоZgb_f достижений медицины и фармацеlbdb для получения
спортсменами преимуществ
15. Ни к чему, чтобы к этому добаbeky
еще и генетический контроль над спортсменами, но такая _jhyl-
ность в будущем не исключена.
Таким образом, хотелось бы надеяться, что удастся заранее по-
стаblv преграды на пути к бездумному f_rZl_evklу в чело_q_-
ский организм, неZ`gh, из каких побуждений оно исходит: стрем-
ления к
научной славе, получения прибыли или реализации идео-
логии с_joq_ehека. При_lklуя научно-технический прогресс,
мы считаем, что ни в коем случае нельзя торопиться отказыZlvky
от биологического наследия, которое создавалось десятки миллио-
нов лет.
Литература
Ариянов А. Стать расой бессмертных – глаgZy эhexpbhggh-
историческая задача чело_q_klа в III тысячелетии [Электронный ре-
сурс] : Россия 2045. URL: http://2045.ru/news/32900.html.
Баженов С. Прошлое и будущее робототехники [Электронный ре-
сурс]. URL: http://www.cleverence.ru/articles/robotics.php.
Бессмертие для k_o к 2045 году: безумный проект российского мил-
лиардера, поддержанный Далай-ламой // ИноСМИ. 2012. 2 а]mklZ [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/russia/20120802/195915011.html.
Болонкин А. XXI _d – начало бессмертия людей. М. : Наука
и Техни-
ка, 2000.
Гринин А. Л., Гринин Л. Е. Кибернетическая революция и историче-
ский процесс (технологии будущего в с_l_ теории производст_gguo
реhexpbc) // Философия и общестh. 2015. № 1. С. 17–47.
Гринин Л. Е. Философия и социология истории: некоторые законо-
мерности истории человечестZ (опыт философско-социологического
анализа k_fbjgh-исторического процесса): в 3 кн. Волгоград : Учитель,
1995–1996.
Гринин Л. Е. Динамика кондратьеkdbo heg в с_l_ теории произ-
h^klенных реhexpbc // Кондратьеkdb_ hegu: палитра a]ey^h\ /

15 А 2016 г. даже стал _kvfZ драматическим в этом плане для отечест_gguo спорт-
сменов.

Философия и общестh 3/2016 24
отв. ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, С. Ю. Малков. Волгоград : Учи-
тель, 2013. С. 31–83.
Гринин Л. Е., Гринин А. Л. Кибернетическая реhexpby и шестой
технологический уклад // Кондратьеkdb_ hegu: наследие и соj_f_g-
ность / отв. ред. Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, В. М. Бондаренко. Волго-
град : Учитель, 2015a. С. 83–106.
Гринин Л.
Е., Гринин А. Л. От рубил до нанороботов. Мир на пути к
эпохе самоупраey_fuo систем (история технологий и описание их буду-
щего). М. : МоскоkdZy редакция изд-Z «Учитель», 2015б.
Джой Б. Почему будущему мы не нужны // Wired. 2000. 8 апреля
[Электронный ресурс]. URL: http://www.kongord.ru/-Index/Articles/futdnt
needus.html.
Дуброkdbc Д. И. (ред.) 2013. Глобальное будущее 2045. Конвергентные
технологии (НБИКС) и трансгуманистическая
эволюция. М. : Изд-h МБА.
Дуброkdbc Д. И., КлимоZ М. С. (ред.) 2014. «Глобальное будущее
2045. Антропологический кризис, кон_j]_glgu_ технологии, трансгума-
нистические проекты»: материалы Первой Всероссийской конференции,
Белгород, 11–12 апреля 2013 г. М. : Канон+, РООИ «Реабилитация».
Жданко А. В. Кибернетическая историософия, или научная теория ис-
тории // Философия и общестh. 2002. № 1. С. 113–164.
Жданко А. В. Кибернетическая историософия, или научная теория ис-
тории. Ч. II. Кибернетика как метатеория истории // Философия и обще-
стh. 2003. № 1. С. 5–62.
Жданко А. В. Эhexpby управляемых систем: единая теория обще-
стZ и истории. СПб. : Алетейя, 2008.
Занятие сексом с секс-роботами требуют запретить // Мир тесен. 2015.
23 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://games.mirtesen.ru/blog/
43789358014/Zanyatie-seksom-s-seks-robotami-trebuyut-zapretit?utm_campa
ign=transit&utm_source=main&utm_medium=page_0&domain=mirtesen.ru&
paid=1&pad=1.
И при_^b меня к жизни _qghc. Enter // ИноСМИ. 2016. 3 янZjy
[Электронный ресурс]. URL: http://inosmi.ru/science/20160103/234979108.
html.
Катасонов В. Н. Трансгуманизм: ноZy циbebaZpbhggZy угроза чело-
_q_klу. 2015 [Электронный ресурс]. URL: http://riss.ru/analitycs/6613/#.
VFA6wMm E9Fc.
Кекелидзе З. В России в помощи психиатров нуждается 21 миллион
чело_d // Media Ноhklb. 2013. 11 декабря [Электронный ресурс]. URL:
http://medportal.ru/mednovosti/news/2013/12/11/178psiho/.

Л. Е. Гринин, А. Л. Гринин. Киборгизация людей 25
Курц_cev Р. Слияние чело_dZ с машиной: Дb`_fky ли мы к Мат-
рице? // Прими красную таблетку: Наука, философия и религия в «Матри-
це» / под ред. Г. Йеффета. М. : Ультра. Культура, 2003 [Электронный ре-
сурс]. URL: http://www.alt-future.narod.ru/Future/kurzweil.htm.
Кутырев В. А. Философия трансгуманизма. Н. Но]hjh^ : Нижегород-
ский уни_jkbl_l, 2010.
Лем С. Сумма технологии. М. : Мир, 1968.
Назаретян А.
П. ЦиbebaZpbhggu_ кризисы в контексте Уни_jkZev-
ной истории: Синергетика – психология – прогнозироZgb_. 2-е изд. М. :
Мир, 2004.
Назаретян А. П. Нелинейное будущее. Мегаистория, синергетика,
культурная антропология и психология в глобальном прогнозироZgbb.
М. : Аргамак-Медиа, 2014.
Нейрофизиологи объединили мозг трех обезьян в «локальную сеть» //
Росбалт. 2015. 10 июля [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosbalt.ru/
style/2015/07/10/1417571.html.
Панов А. Д. Сингулярная точка истории //
Общест_ggu_ науки и со-
j_f_gghklv. 2005. № 1. С. 122–137.
Панов А. Д. Сингулярность ДьяконоZ. История и Математика: Про-
блемы периодизации исторических макропроцессов / под ред. Л. Е. Гри-
нина, А. В. КоротаеZ, С. Ю. Малкова. М. : КомКнига, 2006. C. 31–37.
Рыбалкина М. Нанотехнологии для k_o. М. : Nanotechnology News
Network, 2005.
СZZ[ Д. Мы – это наш мозг: от матки до Альцгеймера.
СПб. : Изд-h
ИZgZ Лимбаха, 2014.
Со_l Европы. 1997. Проект дополнительного протокола по праZf
чело_dZ в биомедицине «О запрете клонироZgby людей». Документ
7884 от 16 июля 1997 г.
Филд Д. Идеальное генетическое знание (AeonMagazine, Великобри-
тания) // ИноСМИ. 2015. 11 сентября [Электронный ресурс]. URL: http://
inosmi.ru/world/20151005/230636715.html.
Фрагмент проекта программы партии «Эhexpby 2045» // Россия
2045. 2013. 12 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://2045.ru/articles/
31427.html.
Фукуяма Ф. Наше постчело_q_kdh_ будущее: Последстby
биотехно-
логической реhexpbb. М. : АСТ, 2004.
Хоружий С. С. Проблема постчело_dZ, или трансформатиgZy ан-
тропология глазами синергийной антропологии // Философские науки.
2008. № 2. С. 10–31.

Философия и общестh 3/2016 26
Цирель С. В. О том, что будет после точки сингулярности // Эhex-
ция: от протоз_a^ к сингулярности? / под ред. Л. Е. Гринина, А. В. Коро-
таеZ, А. В. Маркова. Волгоград : Учитель, 2014. С. 340–381.
Шаменков Д. А. Эhexpbhgguc процесс не останоblv. 2011 [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://2045.ru/expert/20.html.
Clynes M. E., Kline N. S. Cyborgs and Space // Astronautics. 1960.
No. 14/9. Pp. 26–27; 74–76.
Engberg D. The Neurologist Who Hacked His Brain – and Almost Lost
His Mind // Wired. 2016. January 26 [Электронный ресурс]. URL: http://
www.wired.com/2016/01/phil-kennedy-mind-control-computer.
Danko S. F., Doxey W. L., McNaul J. P. The Micro-Module: A Logical
Approach to Microminiaturization // Proceedings of the IRE. 1959. No. 47/5.
Pp. 894–903.
Grinin A. L., Grinin L. E. The Cybernetic Revolution and Historical Pro-
cess // Social Evolution & History. 2015. No. 14(1). Pp. 125–184.
Kurzweil R. Age of Spiritual Machines. New York, NY : Penguin Books,
1999.
Kurzweil R. The Age of Spiritual Machines: When Computers Exceed
Human Intelligence. New York, NY : Penguin Groups, 2000.
Kurzweil R. The Singularity is Near. London : Viking Penguin, 2005.
Moravec H. P. Robot: Mere Machine to Transcendent Mind. New York :
Oxford University Press, 1999.
Moss R., Cumbo K. Prosthetics: Brain Control Reaches a New Level. Uni-
versity of Pittsburgh Swanson School of Engineering 14 April. 2012 [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://megan.scudellari.com/pdf/scientist_092012_
touch.pdf.
Peercy P. S. The Drive to Miniaturization // Nature. 2000. No. 406/6799.
Pp. 1023–1026.
Sazhienko E. The Future of Global Civilization: Commentary of Big Histo-
rians // Teaching & Researching Big History: Exploring a New Scholarly
Field / Ed. by L. Grinin, D. Baker, E. Quaedackers, A. Korotayev. Volgograd :
‘Uchitel’ Publishing House, 2014.
X