Елена Аладова

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.42 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Елена Аладова – жизнь ради искусства

Елена Васильевна Аладова – женщина, без которой
невозможно представить историю Минска и историю
белорусского искусства. Основательница Национального
художественного музея и его коллекции, страстная
собирательница, авантюристка, готовая на невероятные
приключения ради искусства, р уководительница, которую
до сих пор с придыханием вспоминают все, кто хоть
сколько -нибудь интересуется искусством. Аладова — целая
эпоха в истории белорусского искусства, директор -легенда.

Родилась в 22 мая 1907 года в Пружанах , в семье учителей .
До войны Елена Васильевна работала в первой картинной галерее в Минске, которая
открылась в 1939 году. К этому времени она была уже очень известным экскурсоводом.
Всю свою жизнь Елена Аладова испытывала горечь, что не смогла спасти довоенную
коллекцию. Хотя, конечно, виновата она не была, и никто не был виноват: как только
началась война, первым делом начали увозить архивы КГБ. И, сколько ни ходил Никола й
Прокофьевич Михолап с требованием предоставить галерее возможность эвакуировать
свою коллекцию, ему всякий ра з отказывали.
Поэтому, когда после войны директором галереи и куратором коллекции стала Елена
Аладова, ее первой задачей было восстановление коллекции и строительство музея.
Просто представьте: в довоенной коллекции было 2711 работ.
Аладова начала с того, что составила по памяти опись
утраченного имущества.
Елена Аладова старалась покупать те работы, которые
были написаны в Беларуси, или тех художников, в
биографии которых был «белорусский след». Для этого
проводилась огромная исследовательская работ а. Елена
Аладова старалась покупать те работы, которые были
написаны в Беларуси, или тех художников, в биографии
которых был «белорусский след». Для этого проводилась огромная исследовательская
работа.
Так были приобретены коллекция Хруцкого, коллекция Бялыницкого -Бирули. Так были
закуплены все наши Зарянко, все наши Горавские, только Жуковского – 40 работ, и это же
подвиг! Все художники – Шишкин, который бывал в Беларуси, Репин, у которого была дача
под Витебском, – все это страстно закупалось.

И тем не менее номером один было русское искусство.
Аладову даже обвиня ли в том, что она покупает русскую живопись в ущерб белорусской. А
почему она покупала русское искусство? Потому что музей должен был получить высокую
категорию, категория зависела от уро вня картины, а ценилось прежде всего русское
искусство, которое считалось вершиной. Если в коллекции музея было много работ русских
художников, музей получал высокую категорию, и, соответственно, зарплаты сотрудников
и финансирование было выше.
Благодар я ее авторитету и широкому кругозору в коллекции Национального
художественного музея оказалось много замечательных работ художников -формалистов –

тех, кто не совсем соответствовал канонам соцреалистической живописи. Она часто
покупала этих художников в обх од комиссии, сталкиваясь с большой критикой и
негодованием, потому что выросла в 20 -е годы, общалась с художниками -авангардистами
того времени и прекрасно знала цену формального поиска. Время послало нам такую
женщину.
Что -то ей не удавалось, конечно. Например, картина Василия Сумарева «Мой дом» была
распределена в Ташкент, и он для Аладовой сделал повторение.
Часто она вынуждена была оплачивать многое своими деньгами . Ее муж , один
из создателей минской консерватории, композитор Николай Аладов в шутку говорил: «Я
играю на Ленин музей». Но он был абсолютно не против.
Лидия Русланова продала Аладовой 37 работ из своей коллекции в обход Третьяковской
галереи. Среди них, например, Брюллов, Кустодиев, Репин и другие.
Трудно переоценить ее роль в собирании, сохранении и изучении произведений
национального белорусского искусства. Ещё в 1946 году Елена Васильевна организовала и
возглавила первую научную экспедицию по выявлению и сбору памятников
древнебелорусского и народного искусства в закрытых це рквях и костелах. Всего же с 1946
по 1989 гг. музей организовал 106 научных экспедиций, в результате деятельности которых
были спасены более двух тысяч памятников живописи, скульптуры, прикладного искусства,
манускриптов и старопечатных книг, поступивших в коллекцию музея.

Глубокие знания, интуиция истинного знатока и
собирателя искусства, а также большой авторитет,
которым она пользовалась в среде московских и
ленинградских коллекционеров, помогли Елене
Васильевне найти и приобрести для музея
уникальные п роизведения русского и
западноевропейского искусства. Благодаря ее
неутомимой собирательской деятельности музей
обладает сегодня одной из лучших коллекций
русского искусства XVIII — начала ХХ в. на постсоветском пространстве. Человек
«энциклопедической осв едомленности», наделенный «талантом собирателя». Так писал
об этой легендарной женщине ее современник — скульптор Заир Азгур.

Елена Васильевна руководила музеем до своего 70 -летия, но даже после ухода с поста
директора она не смогла оставить музей, ра ботая консультантом.
Она приходила в музей каждый день. Ей нужен был этот воздух. Воздух ее музея.
X