Расположение ремней на щитах

Формат документа: pdf
Размер документа: 5.65 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

О расположении ремней на щитах в Западной Европе (800‐1400) 
Алексейчик Павел Константинович 
1. Вступительное слово 
В  последнее  время,  благодаря  развитию  цифровых  технологий, стало возможным находить 
огромное  количество  изображений  материальных  источников,  иллюстрирующих  различные 
стороны  средневековой  культуры.  Но  именно  военное  искусство,  наравне  с  другими 
аспектами  повседневной  жизни  средних  веков,  представляет  для  нас  особый  интерес. 
Интерес  больший, чем, например, тогдашние экономические или политические процессы, 
уже  и  без  того  тщательно  изученные.  Одной  из  причин  тому – широчайшая база 
первоисточников, позволяющих,  при  достаточно  тщательном  рассмотрении, с высокой 
точностью  восстановить  самые  мелкие  детали  военного  снаряжения и  методов  ведения 
войны.  Эта  точность  становится  тем  более  важной  для  нужд  современного  движения 
исторической  реконструкции,  взявшего  за  основу  достоверное  воспроизведение  быта  и 
культуры различных исторических периодов, в частности, средневековья. 
Средневековое  искусство  изобилует  картинами  сражений, осад и лагерной жизни солдат. 
Хотя  бы  уже  за  это  можно  поблагодарить  религиозность  и  кровавую историю тех лет! 
Благодаря  изобилию  источников,  определённые  детали  были  описаны  очень  подробно, 
временами  даже  чрез  меры (например, средневековые мечи).  Эволюция  доспеха  также 
освещена  очень  хорошо.  Тем  более  удивительно, что относительно мало внимания было 
уделено  такому  важному  предмету  боевого  снаряжения, как щиту. Именно щит был 
основным  средством  защиты  вплоть  до  момента,  когда  достаточного  развития  достиг 
«белый» латный доспех.  Существует  порядка 10000
  средневековых  предметов  искусства, 
изображающих  военное  снаряжение  и  оборудование  в  том  или  ином  виде. На большинстве, 
естественно,  имеются  изображения  щитов. Однако из всех них,  только  около 2% (~200) 
источников  явственно показывают  места  крепления  ремней, и ещё реже – способ крепления. 
Есть, конечно,  небольшое  количество  сохранившихся  артефактов, но, так как собственно 
ремни  сохраняются  крайне  плохо,  остаётся  только  гадать, как именно были организованы 
ремни  на  наличествующих  щитах.  В  этой  работе  мы  рассмотрим  как  ремни,  видимые  в 
изобразительных источниках, так и реконструкции некоторых артефактов.  
Отдельно укажем, что эта статья не ставит себе целью описание эволюции европейских щитов 
в средневековье. 
В разделе 2 будут проведён краткий анализ способов расположения ремней на щитах и видов 
хвата; раздел 3  содержит  таблицу  с  изобразительными  источниками; раздел 4 – таблицу с 
реальными образцами щитов. Прямоугольные скобки [] указывают на источники из раздела 3; 
ссылки  с  буквой  А (напр., [А10])  обозначают  источники  из  раздела 4. Материал для 
источников  в  разделе 4 взят из книги «Der mittelalterliche Reiterschild»,  автор Jan
 Kohlmorgen, 
изд. 
Karfunkel Verlag (2002).  
 

 
   2.1 Типология способов хвата 
Для  наиболее  строгого  анализа  проблемы, нам необходимо составить систематизированную 
картину  способов  хвата  щитов.  Подобно  исследователям  мечей  и  шлемов,  я  предлагаю  свою 
типологию (таблица 1). Понятно, что, сводя всё разнообразие источников и артефактов к 5 
типам,  мы  несколько  теряем  в  подробностях, но также ясно, что тенденции (региональные  и 
исторические), если таковые есть, можно найти лишь таким образом. 
Мы классифицируем способы хвата по самому очевидному признаку –  положению  левой 
руки,  держащей  щит. Есть, конечно,  соблазн  формально  рассмотреть  количество  и 
расположение  самих  ремней,  но  нужно  помнить, что средневековое искусство не пыталось 
досконально  копировать  мельчайшие  подробности  материальной  культуры, хотя, в общем, и 
отражало  реальность (на что опирается вся наша работа). Поэтому, будем учитывать, что 
некоторые  ремни  на  изображённых  щитах  могут  отсутствовать  попросту  вследствие  ошибки 
или  недостаточной  подробности. Издержкой полного доверия к источникам является 
неуверенность в том, действительно ли художник знал предмет, что он изобразил. Чем более 
качественно  выполнено  изображение, тем более вероятно, что художник разбирался в 
предмете (в  частности,  в  устройстве  щитов), и,  соответственно,
  тем  больше  значения  мы 
должны ему придавать. 
Далее, ремни,  как  бы  они  ни  были  организованы,  позволяют  держать  щит  тем  или  иным 
образом.  Именно  положение  руки  при  использовании  щита  представляется  тем  аспектом, 
который существенным образом определяет позу воина и его манеру ведения боя. В Таблице 
1 сведены 5  типов  хвата. В общем,  лишь  тип 1  предполагает  кулачный  хват  без 
дополнительных  точек  опоры  для  щитовой  руки, тогда как типы 2‐5  соответствуют  хвату, при 
котором  предплечье  дополнительно  зафиксировано  у  локтя. При этом,  типы 2‐5 дают 
обобщённую  картину  того, какие положения при использовании щита могло занимать 
предплечье. Несомненно,  доказательства  того, что локоть в этих случаях чаще всего был всё‐
таки  зафиксирован, найти крайне трудно.  Но  автор  верит, что средневековые художники 
могли  пренебречь  изображением  фиксации  локтя  по  тем  же  причинам, по которым 
отсутствуют  и  многие  другие  детали.  Одновременно,  тип 4 или 5  приписаны  также  и 
источникам, где показано, что локоть воина (обычно, всадника)  удерживается  ремнём, в то 
время как предплечье свободно для управления поводьями или оружием [94, 104]. 
  
 
 
 
 
 

Таблица 1. Типология способов хвата. 
Тип 1  Самый старомодный тип хвата щита 
для рассматриваемого периода. 
Хват в кулаке за 1 или 2 ремня, 
расположенные в центре щита (без 
доп. точки опоры) также 
классифицируются  как Тип 1. 
 
 
 
 
 
 
 
Тип 2 
 Этот хват представляется наиболее 
утомительным для воина, если 
большая часть веса щита не 
приходится на шейный ремень. 
 
 
 
 
 
 
 
Тип 3   Любимая схема современных 
реконструкторов, ‐ источники, 
однако, не говорят о полном 
доминировании этого метода. 
Особенно популярен в 11‐12 веках. 
 
 
 
 
 
 
 
Тип 4   В физическом отношении менее 
удобный способ хвата, чем Тип 4. 
Был повсеместно распространён во 
все века.  
Тип 5   Несмотря на кажущуюся неловкость 
такой манеры, она, тем не менее, 
периодически применялась. Чаще – 
в 14 веке. 
 
 

2.2 Способ хвата и ремни щитов: эволюция. 
Представим  сразу  же  общую  картину  распределения  типов  хвата по  периодам  и  регионам 
(Fig.1). 
 
Fig.1.  Наличие  источников  на  различные  типы  хвата  щита  по  странам  и  периодам, без подразделения по видам 
щитов. Под «Германией»  подразумевается  совокупность  имперских  территорий,  не  считая  Италии, но включая 
Нидерланды, Бельгию, Швейцарию, Австрию и Данию. В случаях, когда источник датирован лишь с точностью до 
века, он приписывался первой четверти данного века. 

 
Fig.2. Сравнение общего количества источников на каждый из 5 типов хвата. Регионы – как в Fig.1.  
По  представленным  распределениям крайне трудно надёжно показать  какие‐либо 
тенденции. Практически все типы хвата представлены в каждом регионе и периоде (не считая 
Испании  и  Италии,  которые  представлены  малым  количеством  источников, Fig.1).  Отсутствие 
же источника на какой‐либо тип хвата в каком‐либо регионе и периоде не может означать, что 
он там не применялся.  
Fig.2,  казалось  бы,  говорит  об  относительной  популярности  хвата  типа 2‐3 в Англии, и, 
напротив,  типа 4  в  Империи  и  Франции. Но, опять же,  наша  подборка  источников  едва  ли 
позволяет  делать  заключения статистического  характера. Мы можем оставить это в качестве 
гипотезы.  
Вместе с тем, становятся понятны некоторые аспекты проблемы:
 
1)  Хват  типа 1 в основном вышел из употребления одновременно с появлением высокого 
каплевидного/треугольного  щита, т.е.  такой  щит  было  не  слишком  удобно  держать  в  одном 
только кулаке. 
2)  Хват  типа 5 в большинстве случаев не применялся на больших щитах, надо думать, по 
причине  неудобства.  Тип 5 удобен,  в  первую  очередь, для всадников,  так  как  левая  рука  не 
находится в напряжённом положении, держа щит на весу. 
3)  Сам  факт, что некий «наилучший»  способ  хвата  так  и  не  выработался  на  протяжении  всего 
рассматриваемого периода, можно объяснить взаимодействием нескольких факторов: 

‐  Эволюция  размеров  и  формы  щита  от  круглой  к  каплевидной,  треугольной  и 
прямоугольной, что должно было отразиться на предпочтительном типе хвата. Этого, 
однако, не наблюдается. 
‐  Эволюция  способа  ведения  боя, в связи с которой менялась поза воинов, манера 
использования щита, и т.д. 
‐ Эволюция доспехов, приведшая к уменьшению роли щита. 
‐  Наконец,  отсутствие  четкой  боевой  организации  в  тот  период, когда до появления 
настоящей  армии  оставались  ещё  века,  не  располагало  к  стандартизации  манеры 
использования  щита.  Все  элементы  боевого  снаряжения  выполнялись «на  заказ», по 
произвольным требованиям. 
Нужно  понимать,  что  способ  хвата  щита  не  был (по  всей  вероятности)  подчинён 
определённой военной «моде» ‐ в отличие, например, от ailettes и других украшений, но был 
обусловлен указанными выше тенденциями. 
Рассмотрим теперь виды щитов по отдельности. 
1) Период 1 (800‐1050): большой круглый щит с рукоятью в умбоне,  восходящий  к  эпохе 
великого переселения народов. Сохранилось некоторое количество образцов эпохи викингов. 
Хотя это и редко замечают, он мог быть уже в довольно ранний период оборудован шейным 
ремнём [3,5].  Доминирующий  способ  хвата –  тип 1.
 Прототипы 5‐8 веков обычно имели 
рукоять  в  умбоне,  однако  умбон  в  качестве  рудимента (иногда  нефункционального) 
сохранился до 12‐13 веков [22,52]. В дальнейшем, круглые щиты вышли из моды почти везде, 
кроме  южной  Европы. Однако даже в случаях, когда круглые щиты всё же применялись, к 
старому 1‐му типу хвата возвращались уже далеко не всегда [46, 53, 110, 115]. 
2) Период 2 (1050‐1250):  высокий  щит (в  форме  воздушного  змея,  треугольный  и  т.п.). 
Стремление как можно лучше прикрыть своё тело выразилась в появлении  таких  больших 
средств  защиты. Эти щиты связывают,  в  первую  очередь,  со  становлением  тактики 
кавалерийского  удара,  хотя  в  пехоте  они  использовались  гораздо  дольше, чем в кавалерии. 
Артефакты  в  приличной  сохранности  практически  отсутствуют. Наилучшим изобразительным 
источником  на  раннюю  разновидность  такого  щита  служит  гобелен  из  Байе, 
демонстрирующий  великое  множество  способов  расположения  ремней [8‐13]. По всей 
видимости,  длинный  щит  в  первые 1.5‐2  века  своей  истории  ассоциировался, в первую 
очередь, с хватом типа 2
‐3 [19, 21, 23, 24, 27, 29, 31, 32, 34, 36].  
3) Период 3 (1250‐1400):  треугольный  щит  закономерно  укорачивается, становясь 
бесполезным  по  мере  того,  как  развивается  доспех.  Сохранились  прекрасные  образцы, в 
основном  немецкого  происхождения (см. раздел 4). Именно с треугольным тарчем связано 
наибольшее  разнообразие  способов  хвата. Это, возможно,  является  следствием 
приблизительно  равносторонней  формы  такого  щита,  которая  не  способствовала  той  или 
иной схеме расположения ремней, в отличие от длинного щита предыдущего периода. К тому 
же, есть свидетельства того, что ремни (и шейный, и для хвата рукой) были регулируемыми по 

длине [101]. Тогда же пехотой широко использовался малый кулачный щит баклер [73, 126]. 
Баклер, подобно щитам большего размера, мог иметь подушку [126] и шейный ремень [73].  
В  конце 14 ‐15  веке  хорошо  снаряжённые  воины  часто  будут  отказываться  от  использования 
щита. 
2.3 Региональные тенденции 
В отношении типа хвата выделить таковые практически невозможно. Очевидно, что, подобно 
другим  аспектам  средневекового  военного  снаряжения, щиты во всех уголках Европы были 
устроены одинаковым образом (см. Fig.1). 
2.4 Пехотные щиты vs кавалерийские щиты 
Представленная  подборка  может  дать  понятие  о  ремнях  и  на  пехотных  щитах.  Более‐менее 
очевидные  пехотные  образцы  встречаются  на  источниках [7, 41, 56, 64, 87, 88, 108, 112, 122, 
125].  Большой  кавалерийский  щит 11‐12  веков  впоследствии  получил  новую  жизнь  в  пехоте. 
Лучшие изображения пехотных щитов (а  также  и  их  ремней)  сгруппированы  в 14 веке, когда 
важность  самой  пехоты  в  боевой  практике  стала  возрастать.  Типы  хвата – самые разные. 
Нужно  отметить,  что  пешие  воины  редко  изображались  со  щитом,
  висящим  на  шейном 
ремне, если только щит не висел за спиной,  чтобы  освободить  левую  руку (исключения – 
[54,55]). Должно быть, щит, висящий на ремне через плечо,  был  не  так  удобен  в  пешем  бою; 
напротив,  в  конном  варианте  такое  ношение высвобождало кисть руки для управления 
лошадью. 
Если  проанализировать  сохранившиеся  образцы [A1‐A17],  то  окажется, что многие из них 
были оснащены несколькими ремнями,  позволяющими  держать  щит  несколькими 
способами. Конечно,  большинство  из  представленных  артефактов – немецкого 
происхождения, а немцы любили  сражаться пешком не менее, чем на коне, так что эти щиты 
могут  не  быть  репрезентабельными. Однако, понятно, что такое устройство могло быть 
полезным  для  всех  национальностей,  так  как  позволяло  подстраиваться  к  меняющимся 
боевым условиям. Это подводит нас к пониманию того, что в первоисточниках на самом деле 
не показана большая часть ремней. 
2.5 Амортизирующая подушка 
Амортизирующая  подушка –  простёганная  подушка  из  нескольких  слоёв  ткани, возможно, 
набитая  каким‐либо  наполнителем; находила ограниченное применение в средние века. 
Небольшое  количество  источников содержат  достоверные  изображения  амортизирующей 
подушки: [37, 47, 50, 53, 60, 
76, 110, 111, 112, 115, 119, 120, 126, 127]. При этом, в двух случаях 
показана  подушка  лишь  для  кулака, но не для всего предплечья [53, 126].  Подробнее  всего 
подушка  в  сочетании  с  ремнями  показана  в [115].  Тут  мы  в  основном (по  крайней  мере, до 
1250)  имеем  дело  с  немецкими  источниками, что позволяет строить предположение об 
имперском  происхождении  этого  элемента. Из [120] видно, как подушка по периметру 
прибивалась к корпусу щита. 
 

2.6 Шейный ремень 
Ремень,  на  котором  щит  носили,  перекинув  через  плечо  или  за  спиной,  изображался 
настолько  часто, что его можно считать стандартным аксессуаром.  Шейный  ремень 
применялся  на  щитах  всех  форм  и  назначений, что говорит о его несомненной полезности. 
Ремень этот мог крепиться к щиту в самых разных местах –  вертикально,  горизонтально  или 
по  диагонали [напр. 18, 59].  Шейный  ремень  позволял  перекинуть  щит  за  спину  и  держать 
оружие  в  обеих  руках [50, 69]. На надгробиях 13‐14 веков этот ремень изображается с 
пряжкой, но неизвестно, когда возможность регулировки длины появилась изначально. 
2.7 Щиты в иконографии vs артефакты 
Немецкие  щиты,  представленные  в  секции 2.2, целиком подкрепляют и дополняют картину, 
созданную  изобразительными  источниками. Германские щиты и на первоисточниках, и 
настоящие,  тяготеют  к  горизонтальному  хвату  типа 4,  хотя  многие  сохранившиеся  образцы 
своим  обилием  заклёпок  предполагают  возможность  хвата  разных  типов, что не видно на 
миниатюрах и скульптуре. Щиты [A1, A12, A15, A16]    были  оборудованы  подушками, хотя в 
двух случаях они малы по размерам и прикрывают лишь кулак. 
2.8 Способы крепления ремней к корпусу щита 
Такие технические подробности в изобразительных источниках обычно опускались, но всё же 
некоторое  представление  получить  о  способах  крепления  можно.  Ремни  чаще  всего 
приделывали к корпусам щитов с помощью разного количества заклёпок (из расчёта на один 
конец ремня): одной [116], двух [86], пяти [64]. Ремень мог также раздваиваться у самых точек 
крепления [1, 19, 94]. В [18]  ремень  как  будто  привязан  к  кольцу  или  петле  на  щите; в [39] 
конец  ремня  прижат  кусочком  кожи  или  холстины, который сам уже прибит к корпусу щита. 
Необычный  способ  встречается  в [123]: на конце ремня – шарик,  который  зафиксирован 
кольцом  меньшего  диаметра.  На  артефактах [А4, А5]  сохранился  короткий  ремешок, обеими 
концами  приклепанный  к  щиту; надо полагать,  один  конец  шейного  ремня  петлёй  охватывал 
этот ремешок, возможно, с возможностью регулировки длины. 
 
 
 
 
 
 
 

Легенда к таблице 
первоисточников
 
  Ремень для руки 
  Шейный ремень 
  амортизирующая 
подушка 
  Предполагаемый 
ремень 
  
3. Расположение ремней на щитах в изобразительных источниках 
№ назZgb_
источника комментарии схема перhbklhqgbd
1 800-850
Stuttgarter
Psalter,
Germany Рукоять в умбоне

[Тип 1]
2 890-900
Psalterium
Gallicanum,
Switzerland Рукоять в умбоне,
укреплённая на
щите
расходящимися
__jhf планками.
Материал рукояти,
_jhylgh,
дереh/сталь.

[Тип 1]

3 890-900
Psalterium
Gallicanum,
Switzerland Сb^_l_evkl\h того,
что шейный ремень
применялся ещё при
Каролингах.
4 900-1000
Bibl. Roy. MS.
10066-77,
Germany Рукоять в умбоне.

[Тип 1]
  5 900-1000
Switzerland Подобно [3].

[Тип 1]

6 900-1000
MS Cotton
Cleopatra C.
VIII,
England [Тип 1]
7 1000-1100
Life of St.
Aubin of
Angers, BNF,
Paris,
France Пехотный щит.
8 1070-1080
Bayeux
tapestry,
England Аналогии с другими
источниками не
k_]^Z срабатывают.
Мы можем лишь
спрогнозировать,
что тут ремни
расположены
именно так, а не
иначе.

[Тип 2?]

9 1070-1080
Bayeux
tapestry,
England [Тип 2]
10 1070-1080
Bayeux
tapestry,
England [Тип 2]
11
1070-1080
Bayeux
tapestry,
England [Тип 2]
12 1070-1080
Bayeux
tapestry,
England Важно заметить:
многие заклепки не
сyaZgu с
креплением ремней.

[Тип 5]

13 1070-1080
Bayeux
tapestry,
England Интересный
«уни_jkZevguc»
ZjbZgl
расположения
ремней.

[Тип 2-4]
  14 1075-1100
altar in Kloster
Abdinghof,
Germany Опять же, и здесь
пять заклёпок,
b^bfu_ на щите,
могут при_klb к
со_jr_ggh разному
расположению
ремней.

[Тип 2-4?]
  15 1050-1150
Eglise de St.
Perse,
France Наиболее ранний
источник на самый
«очеb^guc»
принцип
расположения
ремней на щите для
пешего боя.

[Тип 4]
16 1087-1119
church of St
Foy,
France Щит для пешего
боя?

[Тип 2]

17 1100-1125
Abbey of St.
Pierre,
France Поперечный ремень
на этом щите
подобен ZjbZglm на
гобелене из Байё [5].

[Тип 4]
18 1100-1125
Reims - BM -
ms. 0023,
France Тяжело
предстаblv, чтобы
такой большой щит
дейстbl_evgh
держали за
кулачный ремень,
без дополнительной
точки опоры.

[Тип 1]
  19 1100-1125
Tours-1 - BM -
ms. 0291,
France Один из первых
образцов спаренных
кулачных ремней.

[Тип 2]
20 1100-1125
Tours-1 - BM -
ms. 0291,
France [Тип 2]
 

21 1100-1150
St. Alban
psalter,
England [Тип 3]
  22 1100-1150
Cod. Guelf. 1
Gud. lat.
(Lambert von
Saint-Omer
Liber floridus),
France Относительно
поздний пример
рукояти в умбоне.

[Тип 1]
23 1100-1200
England [Тип 2-3]
  24 1100-1200
BM Paris MS
Nouv. Acq.
Lat. 2176,
Spain [Тип 1]
25 1100
København,
Nationalmuseet
Denmark Поперечный ремень
на этом щите
подобен ZjbZglm на
гобелене из Байё [9].

[Тип 2]

26 1100-1124
England [Тип 4]
  27 1109-1111
Dijon-5 - BM -
MS. 0014,
France [Тип 2]
28 1130-1140
Abbey church
of Andlau,
Germany
Щит редкой для 12
_dZ круглой
формы, однако, и он
схZq_g за
стандартные
спаренные ремни.

[Тип 1]
29 1130-1140
Abbey church
of Andlau,
Germany
[Тип 3]

30 1138-1139
MS BPL20,
France [Тип 2?]
31 1139-1189
Henry II
Plantagenet
seal,
England Ясно b^gh, что
шейный ремень
крепится прямо под
кулачным ремнём.

[Тип 2]
  32 1160
Codex
Calixtinus,
England [Тип 2]
 

33 1150-1170
Parma
Cathedral,
Italy Относительное
расположение
заклёпок
благоприятствует
горизонтальному
хZlm.

[Тип 1-3?]
34 1150-1170
Parma
Cathedral,
Italy Усиливающий
соединительный
ремень в центре?

[Тип 2]
35 1180-1200
MS. Germ. 282
Heinrich von
Veldeke Eneid,
Germany
[Тип 3]
36 1180-1200
MS. Germ. 282
Heinrich von
Veldeke Eneid,
Germany
[Тип 3]

37 1180-1200
MS. Germ. 282
Heinrich von
Veldeke Eneid,
Germany
Одно из первых
изображение
амортизирующей
подушки для руки.

[Тип 3]
38 1158-1165
Prufening
Miscelany,
Germany Любимый
немецкими воинами
способ ношения
щита в бою, при
котором можно
держать оружие
обеими руками.
Часто klj_qZeky и
в более поздних
источниках.
  39 1170
Cod.Lat.
15902,
Germany Подробное
изображение
крепления ремней.
Конец ремня прижат
кусочком кожи,
который приделан к
корпусу щита
десятком заклёпок.

[Тип 4]
  40 1175-1200
Codex
Claustroneo-
burgensis 742,
Austria Непонятно, как
использоZebkv
заклёпки,
ukljh_ggu_
треугольником на
щите.

41 1175-1200
BM MS 12 II,
France Необычный щит для
этого j_f_gb и
региона – _jhylgh,
небоевого
назначения.

[Тип 1]
42 1175-1200
Cod. Pal. germ.
112,
Germany Возможно, перh_
изображение
амортизирующей
подушки для руки.

[Тип 4]
  43 1175-1200 MS
ND3357.M67
B47,
Germany [Тип 3]

44 1185-1195
France Рыцарь сh[h^gh
праbl лошадью, не
сжимая в ладони
ремень щита.

[Тип 4]
  45 1197
bible of king
Sancho,
Spain Один ремень,
прикреплённый к
щиту в нескольких
местах, мог нести
функции
нескольких
отдельных ремней.

[Тип 4]
  46 1197
bible of king
Sancho,
Spain Неясна функция
ремня посередине.

[Тип 4]
47 1197
bible of king
Sancho,
Spain Раннее изображение
амортизирующей
подушки для руки.

[Тип 4]

48 1197
bible of king
Sancho,
Spain Для переноски
такого большого
щита потребуется
lhjhc ремень в
районе локтя.

[Тип 4]
  49 1200
Bamberg
cathedral,
Germany
Аналогично [48]

[Тип 4]
  50 1200
Speculum
Virginum,
Germany Яgh показано, что
шейный ремень
uoh^bl точно из
середины
амортизирующей
подушки.
Непонятно, где
крепятся остальные
ремни.

[Тип 4]
 

51 1218
Chartre
cathedral,
France Рыцарь расслабляет
левую руку, по_kb\
её на шейный
ремень.
52 1200-1225
England Воин держит щит
старомодным
способом; hafh`gZ
даже рукоять в
умбоне.

[Тип 1]
53 1220
Beatus Liebana
MS 429, in
Morgan library
Spain Здесь мы, наверное,
b^bf малую
подушечку только
для самого кулака.
Также любопытен
шейный ремень для
этого круглого
щита.

[Тип 1]
54 1180-1200
Lyngsjö church
baptismal font,
Sweden [Тип 4]

55 1230-1240
Bamberger
Psalter Msc
Bibl 48,
Germany [Тип 4]
  56 1230-1270
Bibliotheca
Nacionale MS
195,
Spain Эти щиты,
очеb^gh,
предназначены для
пешего боя.

[Тип 3]


57 1230
Français 19093
Villard von
Honnecourt
sketchbook,
France
[Тип 4]
  58 1225-1250
Royal 12 F
XIII,
England Как и в [52],
миниатюра из
бестиария. Поза и
положение руки
могли быть
скопироZgu с более
старых образцов
при создании списка
манускрипта.

[Тип 1]

 

59 1240-1253
MS 26
Chronica
Majora,
England
60 1240
Ms Germ 51,
Germany
Изображение
подушки
предполагает
наличие
соответствующих
ремней для руки.

[Тип 1-4]
  61 1241
Gilbert
Marshal 4th
Earl of
Pembroke,
England [Тип 5]

62 1250-1260
Life of st. John,
England [Тип 3]
  63 1250-1259
“History of
Outremer”,
MS Yates
Thompson 12,
Germany Как b^bf, щит был
бесполезен, если им
hремя не
hkihevah\Zlvky.
  64 1250-1260
Maveiowski
Bible,
France _jlbdZevgu_
ремни расположены
необычно низко по
отношению к центру
тяжести щита,
сраgbl_ с [118].
Возможно, здесь -
специфический
пехотный ZjbZgl,
_^v понятно, что
Голиаф мог быть
только пехотинцем.

[Тип 4]

65 1250-1260
Maveiowski
Bible,
France Если до конца
_jblv в точность
изображений в БМ,
то можно
предположить, что
на щите Голиафа
имеются 3
параллельных
ремня (см.[64]).
Назначение
оранжеh]h
поперечного ремня
неясно

[Тип 4]
66 1250-1260
Life of King
Edward
Confessor MS.
Ee.3.59,
England
[Тип 3]
  67 1250-1260
Life of King
Edward
Confessor MS.
Ee.3.59,
England
[Тип 3]
68 1250
Wilhelm von
Orlean
manuscript,
Germany

[Тип 4]

69 1256
“Der Welschen
Gast”
Germany ДZ примера
ношения одного и
того же b^Z щитов,
практикоZ\rb_ky
в Германии.
70 1260-1270
MS M.101,
France
71 1260
Additional
35166,
England
[Тип 3]
72 1262
Alexander
Giffard,
England
Образец пряжки
шейного ремня.

73 1250-1270
Douce
Apocalypse,
England Баклер так же мог
быть снабжён
шейным ремнём.
74 1270
Latin 10525 -
Psautier de
Saint Louis,
France [Тип 2]
75 1270
Latin 10525 -
Psautier de
Saint Louis,
France [Тип 2]
76 1275-1300 Один из лучших
источников, хотя это
k_]h лишь фигурка
на полях. Щит очень
прочно сидит на
руке и плече, рука
дополнительно
защищена
подушкой.

[Тип 3]

77 1275-1325
Royal 10 E IV
13,
England
78 1297-
Notre Dame de
Paris,
France Не соk_f понятно
расположение
ремней.

[Тип 3]
79 1300-1325
Royal 14 E III,
England [Тип 3]
80 1300-1325
Royal 19 B XV
3,
England [Тип 3]

81 1300-1325
Français 1433 -
Le Chevalier
au Lion,
France [Тип 2-4]
82 1300-1325
Français 1433 -
Le Chevalier
au Lion,
France [Тип 4]
83 1300-1325
Français 1433 -
Le Chevalier
au Lion,
France [Тип 3]
84 1300-1325
Français 1433 -
Le Chevalier
au Lion,
France [Тип 4]

85 1300-1325
Nequambuch
IV Stadtarchiv
A2771, Soest,
Germany [Тип 4]
86 1300
Norton
Church,
England Широкий,
добротный ремень
закреплён дmfy
заклёпками. Мы
b^bf глаguf
образом короткий
конец с пряжкой.

[Тип 2?]
87 1300
Zurich
Vadianische
Sammlung 302,
Switzerland
Здесь и в [56]
показаны пехотные
(осадные) щиты.

[Тип 2]
88 1300
Zurich
Vadianische
Sammlung 302,
Switzerland [Тип 2]

89 1300
Zurich
Vadianische
Sammlung 302,
Switzerland [Тип 4]
90 1300
Zurich
Vadianische
Sammlung 302,
Switzerland Имея три
параллельных
ремня, как здесь,
hbg мог
регулироZlv
ukhlm хвата «по
ситуации».

[Тип 2]
  91 1300
Zurich
Vadianische
Sammlung 302,
Switzerland [Тип 3]
92 1300-1325
France Довольно странный
ZjbZgl ношения
для пехотного щита,
при котором было
бы затруднительно
менять его
положение.

[Тип 4]
 

93 1315
John de
Broughton,
England Пример шейного
ремня с пряжкой
для регулироdb
положения щита.
94 1300-1325
Troyes - BM –
MS. 0059,
France Кажется,
изображённый
ремень с обоих
концов
раздZb\Z_lky на
дZ языка,
которыми он
крепится к корпусу
щита.

[Тип 4]
  95 1320-1330
Canon. Bibl.
Lat. 62 - The
Canonici
Apocalypse,
England Один из первых
источников на щит,
который
предполагает
_jlbdZevgh_
положение руки с
кулаком у нижнего
края.

[Тип 5]

96 1325-1335
KA 20 -
Spieghel
Historiael,
Netherlands [Тип 4]
97 1325-1335
KA 20 -
Spieghel
Historiael,
Netherlands [Тип 2-4]
  98 1325-1350
South
Newington,
Oxfordshire,
England Показано крепление
шейного ремня, но
трудно сказать,
какое именно
устройство имеется
в b^m. Вероятно,
была hafh`gZ
регулироdZ длины
ремня.
99 1325-1350
MS Français
251,
France [Тип 4?]

100 1325-1350
MS Douce
199,
France [Тип 4]
101 1328
Sir Robert
Shurland,
England Очень
качест_gguc
источник, на
котором чётко
изображены
регулируемые
ремни на пряжках.

[Тип 3]
102 1328
Sir Stephen
de Haccombe,
England Щит с прочным
широким ремнём и
надёжной пряжкой.

103 1330
Sir John de
Northwode,
England Ещё один пример
регулируемого
шейного ремня.
  104 1332-1350
MS Royal 16
G VI,
France [Тип 5]
105 1332-1350
MS Royal 16
G VI,
France [Тип 4?]

106 1332-1350
MS Royal 16
G VI,
France Концы ремней
окружены
заклёпками,
ukljh_ggufb по
кругу, которые,
должно быть,
сyaZgu с
креплением ремней.

[Тип 4]
  107 1338-1344
Romance of
Alexander
MS Bodl. 264,
England [Тип 2-4]
108 1340
Cod.lat.
10268,
Italy Большой пехотный
щит, паbkkZ,
популярный в
итальянских
ополчениях.
 

109 1340-1350
soldiers at the
Holy
Sepulchre,
Münster,
Freiburg im
Breisgau,
Germany [Тип 2-4]
110 1340-1360
wall-painting
by Orcagna,
museum
dell'Opera di
santa Croce,
Florence,
Italy Пехотный щит
итальянского
ополчения, см. [97]

[Тип 4]
111 1340-1390
St Floret
castle,
France Щит
«классического»
типа в сочетании с
разbluf латным
доспехом 14 _dZ.

[Тип 3]
112 1340
Castle of
Sabbionara,
Italy Итальянские
пехотные щиты.
Расположение
ремней ниже центра
тяжести должно
помогать: так щит
прикрыZ_l
пехотинца, даже
когда рука со щитом
опущена.

[Тип 5]

113 1348
Sir John
Gifford,
England В 14 _d_
оформление щитов
(и их ремней, в
частности)
следовало общим
тенденциям
«h_gghc моды».
114 1350-1360
Roman de la
Rose,
France [Тип 4]
115 1350
panel
painting from
Tuscany
(museum of
fine arts,
Boston),
Italy [Тип 4]
116 1350
Strassburg –
Elsass,
France Крупные заклёпки.

[Тип 4]

117 1355
Roman de la
Rose,
France [Тип 4?]
118 1355
(Louvre),
Italy Низко
расположенные
ремни.

[Тип 4]
119 1360
Romance of
Alexander
Ms. Bodl.
264,
England Наиболее
популярный
ZjbZgl в
соj_f_gghc
реконструкции,
хотя на него, в
сущности, имеется
лишь этот источник.

[Тип 3]
120 1360
Romance of
Alexander
Ms. Bodl.
264,
England Подушка
приклёпана к
корпусу щита
заклёпками по
периметру.

[Тип 5]

121 1360
Romance of
Alexander
Ms. Bodl.
264,
England [Тип 2-4]
  122 1375-1379
BNF 2813,
France Картина боя, в
котором сшибаются
дZ строя пеших
hbgh\, полностью
прикрытых
большими щитами.

123 1380-1385
Français 343,
Italy Необычный способ
фиксации ремня,
когда на его конце
имеется шарик,
удерживаемый
кольцом меньшего
диаметра,
^_eZgguf в щит.

[Тип 5]

124 1390-1400
Romance of
Alexander
Ms. Bodl.
264,
England Видны 2 заклёпки
подряд, крепящие
ремень к щиту.

[Тип 4]
125 1400
Codex
Mellicensis 1
(707),
Austria Пехотный щит.

[Тип 2-4]
126 1400
Codex
Mellicensis 1
(707),
Austria Вероятно, тут
показан баклер,
снабжённый
амортизирующей
подушкой.
127 1400
MS M.346,
France Один из самых
поздних источников
на тарч
«классического»
типа
Ср. [120].

[Тип 5]

128 1360
Romance of
Alexander
Ms. Bodl.
264,
England [Тип 4]
 
 
 
 
 
 
 
 
4. Реконструкция ремней сохранившихся щитов 
№ Название
источника комментарии схема перhbklhqgbd
A1 1180-1225
Arnold von
Brienz,
Germany
[Тип 4]
 

A2 1240
Landsgraf
Konrad von
Thuringen,
Germany
Щит с 2 ZjbZglZfb
хZlZ.

[Тип 3-5]
A3 1250
Vögte von
Kezenberg,
Germany
[Тип 4]

A4 1250
Unknown
lord,
Germany
[Тип 3]
 
 

A5 1250-1300
W. von
Liederbach,
Teutonic
Order
Magister,
Germany
[Тип 3]
A6 1250-1300
Lord of
Nordeck zu
Rabenau,
Germany
Щит с 2 ZjbZglZfb
хZlZ.

[Тип 3-4]

A7 1250-1300
earl of
Arnsberg,
Germany

[Тип 3]
A8 1292-1308
earl Heinrich
I von Hessen,
Germany
[Тип 4]

A9 1300
shield from
Raron oder
Weingarten,
Germany
[Тип 4]
A10 1300
Burggraf von
Stromberg,
Germany
[Тип 4]
A11 1300
Lord of
Steinau Щит с 3 ZjbZglZfb
хZlZ?

[Тип 3];
[Тип 2-4?]

A12 1300
Lords of
Welfenberg,
Germany
Виден фрагмент
подушки для
кулака.

[Тип 4]
A13 1350
Unknown
lord,
Germany
Щит с 2 ZjbZglZfb
хZlZ.

[Тип 4-5]

A14 1350
Schweinsberg
Germany
[Тип 4]
A15 1150
earl Gonzalo
Salvadore,
Castilia [Тип 3?]
  A16
1320
Karl von
Trier,
Teutonic
order
Magister,
Germany
Необычная форма
щита, сходная с
итальянскими и
испанскими
образцами 14 _dZ.

[Тип 4]

A17
1130-1150
earl Rodrigo
Gomez,
Castilia Наличие k_]h 3
заклёпок создаёт
очеb^gu_
трудности при
попытке
реконструироZlv
расположение
ремней.

[Тип 2-3?]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
X