downloadfile(1)

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.27 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

ВЕСТНИК ТГГПУ . 2010. № 2(20)

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ , КУЛЬТУРОЛОГИЯ
УДК 1(091)
ДИСКУССИЯ О СУФИЗМЕ В ТАТАРСКОМ ОБЩЕСТВЕ НАЧАЛА ХХ
ВЕКА : ВЗГЛЯД МУСЫ БИГИЕВА

© И.Ф .Гимадеев
Статья посys_gZ рассмотрению a]ey^h\ из_klgh]h татарского богослова Мусы БигиеZ на ис -
торию и соj_f_ggh_ положение суфизма , сформулироZgguo им в сh_f сочинении "Мелкие
мысли о Z`guo темах ", которое яbehkv полемическим от_lhf на книгу татарского религиозно -
го реформатора Зии Камали "Религиозные устроения ".

Ключеu_ слоZ : ислам , суфизм , татарская религиозно -философская мысль , татарское богосло -
b_ начала ХХ _dZ .

Осноghc корпус текстов из_klgh]h татар -
ского теолога и мыслителя Муса Джарулла Би -
гиеZ составляют его работы "Тарих ал-кур ’ан Z
ал-масахиф " ("История Корана и [ его ] свитков ")
[1], " Ислахат асаслары " ("Осноu реформ ") [2], в
которых аlhj приh^bl стенографические отче -
ты заседаний партии "Иттифак ал -муслимин "
(Союз мусульман ) и ее программные документы .
В 1923 году в Берлине uoh^bl его сочинение
" Исламият алифбасы " ("Азбука ислама ") [3], на-
писанное в качест_ от_lZ на книгу Н .И .Буха -
рина "Азбука коммунизма ". В 1933 году Муса
Бигиев издает в Берлине некоторые сhb труды ,
среди них особое место занимает книга " Хатын"
(" Женщина ") [4], посys_ggZy положению жен -
щины в исламе . В 1934 году Бигиев посещает
Иран и Ирак , под i_qZle_gb_f этого путешест -
by он издает в Египте книгу "Ваши ‘а фи накд
‘акаид аш -ши ‘а" [5], которая ihke_^klии неод -
нократно переиздаZeZkv в арабских странах и
недаgh была издана на русском языке [6].
Проблемы суфизма Бигаев подробно рас-
сматриZ_l в своей книге " Бөек мəүзугларда
уфак фикерлəр " ("Мелкие мысли на Z`gu_ те-
мы ") [7], изданной перhgZqZevgh в b^_ одно -
именной статьи в журнале "Шура " [8]. Этот труд
был написан в сyab с дискуссиями в кругах та-
тарской интеллигенции и духо_gkl\Z , ua\Zg -
ными книгой из_klgh]h религиозного реформа -
тора и прос_lbl_ey Зия Камали (1873-1942)
" Дини тəдбирлəр " ("Религиозные устроения ")
[9]. Много отрицательных рецензий на труд по -
следнего было напечатано в журнале "Дин %
мəгыйшəт " ("Религия и жизнь"), аlhju которых
(традиционалисты З .Икбаев [10], М.Госмани [11]
и др .) jZ`^_[gh klj_lbeb пояe_gb_ книги и
необосноZggh обbgyeb Камали в подрыве ос -
нов _ju . Не остался в стороне от этой дискус -
сии и один из глаguo идейных оппонентов
журнала "Дин % мəгыйшəт " Муса Бигиев . В от - личие
от необосноZgguo нападок ur_mihfy -
нутых аlhjh\ , Бигиев под_j]Z_l труд Камали
содержательной критике , которая была редким
яe_gb_f в печати того j_f_gb . Несмотря на
дружеские отношения Камали и БигиеZ (еще в
студенческие годы они некоторое j_fy f_kl_
учились в Каире , откуда со_jrbeb паломниче -
стh в Мекку и Медину ), Муса Джарулла k_ же
счел необходимым uklmiblv со сhbf критиче -
ским сочинением . НемалоZ`guf обстоятельст -
hf написания "Бөек мəүзугларда …" было и то ,
что Камали, будучи осноZl_e_f , мударрисом , а
с 1909 года официальным рукоh^bl_e_f одного
из самых из_klguo уфимских медресе "Галия",
пользоZeky аlhjbl_lhf среди шакирдов , и его
a]ey^u оказыZeb большое ebygb_ на форми-
роZgb_ их мироhaaj_gby . Следует отметить,
что подобная критика не помешала сохранению
добрых отношений между дmfy татарскими
мыслителями . Так , в 1914 году Бигиев , инспек -
тироZший уро_gv знаний шакирдов и органи -
зацию учебного процесса медресе "Галия", u^_-
лил собст_ggu_ деньги на его нужды [12: 27].
Бигиев и Камали разошлись h мнениях от -
носительно многих аспектов религии: сотhj_g-
ность Корана и проблема его перевода , Исра и
Мирадж (ночное путешестb_ пророка Мухам -
мада из Мекки в Иеруалим и его hag_k_gb_ на
небеса ) и др . В том числе их разногласия каса -
лись hijhkZ hagbdghения , эhexpbb и места
суфизма в духоghc жизни мусульман hh[s_ и
татар в частности .
Камали в " Дини тəдбирлəр " упрощенно под -
ходит к оценке суфизма как напраe_gby арабо -
мусульманской философской и общест_ggh -
политической мысли , подвергает критике иша -
низм , отождестeyy его с суфизмом , и таким об -
разом порицает _kv суфизм . Такая по_joghkl -
ная позиция Камали uaала резкую критику Би -
гиеZ. Уже в самом назZgbb его книги заметна

И.Ф .ГИМАДЕЕВ

ирония аlhjZ – "Мелкие мысли о [ заяe_gguo
Камали ] Z`guo темах ". Бигиев , критикуя a]ey -
ды Камали , прежде k_]h обращался к Корану ,
Сунне и сочинениям аlhjbl_lh\ суфизма , в ча -
стности , к трудам основоположника философ -
ского суфизма Ибн Араби и поэта -суфия Джала -
ладдина Руми. Несмотря на неприятие и критику
некоторых положений , ukdZaZgguo в " Дини
тəдбирлəр ", Бигиев подчеркиZe u^_j`Zgghklv
a]ey^h\ Камали в духе ислама .
Муса Джарулла посysZ_l один из разделов
сh_c книги аскетизму (рахбаният ) и отдельную
глаm суфизму [7: 49-67]. Считая аскетизм одним
из компонентов суфизма , он относит его hagbd -
но_gb_ к древней чело_q_kdhc циbebaZpbb и
понимает его как отрешенность от дольнего ми-
ра . Бигиев особо отмечает роль аскетов (рахиб) в
разblbb чело_q_kdh]h общестZ , полагая , что
они были одними из первых , кто пытался прак -
тически познать окружающий мир . Он признает
заслуги аскетов , прорицателей (кахин ), жиrbo в
" узких и тесных кельях храмов ", в формироZgbb
многих областей знания , dexqZy осноu астро -
номии, медицины , физики (в античном понима-
нии этого слова ), философии , законоположения
государстZ . Бигиев считает , что в станоe_gbb
аскетизма особая роль принадлежит христианст -
m как _jhmq_gbx , которому на перhgZqZevguo
этапах особенно были присущи ha^_j`Zgghklv
и подb`gbq_klо , организационно оформив -
шиеся в b^_ "обществ милосердия ". Последние ,
согласно его a]ey^Zf , были прибежищем для
сирот , больных и немощных людей , "путников ,
изможденных долгой дорогой".
В целом Бигиев положительно относится к
аскетизму первых _dh\ христианства и обраща -
ется к аяту Корана : "и eh`beb в сердца тех , ко -
торые последоZeb за ним [Иисусом ], кротость и
милосердие " /57:27/. Однако позже , как считает
Бигиев , аскетизм , который был средоточием ми -
лосердия в христианском мире , трансформиро -
Zeky в самостоятельный религиозный институт
– монастырь . По его мнению , со j_f_g_f мона-
стыри постепенно начали терять сhx прежнюю
значимость и стали институтом , не облегчающим
жизнь людей, а обременяющим ее . В монастырях
он b^bl причину упадка истинного аскетизма .
Некоторое количестh аскетов сохранили тради -
ции милосердия , однако , как пишет Бигиев :
" Большинство [аскетов ] стало заложниками соб-
ст_gguo интересов … перестало быть слугами
милосердия , преjZlbшись в дервишей , без -
дельников и притhjsbdh\ " [7: 51]. Он gh\v
обращается к Корану : "А монашестh они изо -
брели ; Мы им его не предписывали , если не для
снискания благоhe_gby Аллаха . Но они не со - блюли
этого должным соблюдением . И Мы да-
роZeb тем из них , которые увероZeb , их награ -
ду , а многие из них распутны " /57:27/.
В перu_ _dZ распространения ислама , как
полагает Бигиев, аскетизм сущестhал в форме
тариката – суфийского братстZ . Согласно его
a]ey^Zf , в исламе , в отличие от христианстZ ,
роль "обществ милосердия " играли завии – оби-
тели тарикатов , причем тарикаты одноj_f_ggh
были и школами , и больницами , и гостиницами ,
и центрами распространения ислама . Бигиев
подчеркивает , что много из_klguo факихов ,
особенно принадлежаrbo к маликитскому и
ханбалитскому мазхабам , а также многие арабо-
мусульманские мыслители были послушниками
тарикатов. Он утверждает , что от какого бы сло -
Z ни был образоZg термин "тасауф ", а этот
hijhk остается спорным до сих пор , его истин -
ная сущность означает "особое, присущее исламу
учение , снимающее за_km тайны с истины " [7:
52].
Муса Джарулла признает суфизм философ -
ским учением и отмечает большую роль тарика -
тов в разblbb мусульманской циbebaZpbb : "В
перu_ _dZ ислама заслуги тарикатов были зна-
чительны , и их ebygb_ на общестh было благо -
тhjguf " [7: 50]. Он считает , что тарикаты не -
смотря на их организационные и идейные разли -
чия , прежде k_]h , были местом изучения Сунны
и мусульманской философии .
Достаточно подробно Бигиев останаebает -
ся на теории познания суфизма , придержиZykv
общепринятой историко -философской оценки
этого процесса [13]. Согласно гносеологии су -
физма , чело_d познает природу , материю при
помощи органов чуkl\. Однако истину , как счи -
тают суфии , таким образом постичь неhafh`gh ,
поскольку наиболее Z`gZy часть знаний об ок -
ружающем мире остается за пределами чуkl -
_ggh]h опыта , а разума так же , как и чуkl\ , не -
достаточно для адекватного отражения дейстb -
тельности . Мистики считали не разум , а сердце
глаguf инструментом (органом) познания. Ра -
зум (‘акл) – по_joghkl_g , способен постичь
лишь ограниченную часть мира , поскольку его
uоды осноZgu на показаниях органов чуkl\ ,
которые могут быть обманчиu . Поэтому суфии
одят понятие " сердце", оказыZxs__ky един -
ст_ggh истинным инструментом познания , и
именно в нем происходит "озарение " (таджалли ),
т. е. адекZlgh_ hkijhbaедение дейстbl_evgh -
сти .
Бигиев поясняет процесс познания суфиев на
примере научных открытий , которые со_jrZ-
ются учеными в результате неких "озарений ":
" Случается так , что естестhbkiulZl_ev наблю -

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

дает какое -либо мелкое , простое природное яв-
ление , ke_^kl\b_ чего открыZ_l _ebdbc закон .
Математик по he_ случая наталкивается на не -
которые отношения между самыми простыми
формами , открыZ_l прекрасную гипотезу (тео -
рему ) и, осноuаясь на ней , разрабатывает дру -
гие очень Z`gu_ теоремы . И открытия jZqZ , и
открытия астронома со_jrZxlky иногда таким
образом " [7: 53]. Термин "таджалли " Бигиев по -
нимает традиционно как озарение – "прояe_gb_
истины из -за за_ku ", а " uедение " истины из -
за за_ku тайны , согласно его мнению , есть
" кашф " (открытие ).
В целом a]ey^u БигиеZ на процесс позна -
ния суфиями мира сходны со a]ey^Zfb Ибн
Араби , который также ставил сердце ur_ разу -
ма : "Познание есть постижение сердцем ", "мно-
гое непознаZ_fh_ разумом познается сердцем ".
Бигиев же в сyab с этой особенностью сердца
обращается к аяту "Поистине , в этом – напоми -
нание тому, у кого есть сердце " /50:36/, который
комментирует следующим образом: "Хотя зна-
ние , понимание – это сhcklо (особенность) ра-
зума , но в этом аяте k_ же упоминается сердце "
[7: 54]. Ибн Араби писал, что слово "‘акл" ( ум,
разум ), происходит от слоZ "‘икал " (путы , стре -
ножиZgb_ ). СледоZl_evgh , разум "сh^bl объ -
ект к одному сhcklу , реальность же от_j]Z_l
такие ограничения . <…> От природы сердца k_-
гда чисты , отполироZgu и ясны " [14]. Принимая
этот тезис , Бигиев подчеркиZ_l , что глаgh_ ус-
лоb_ в постижении истины – зеркальная чистота
(отполироZgghklv) сердца, поскольку только
при этом условии истина , скрытая за за_khc , яс -
но отражается на по_joghklb сердца : "Отполи -
роZgghklv , чистоту сердце может приобрести
только осh[h^bшись из плена, от оков разума ,
благодаря здравому сущестhанию , моральным
качестZf , пра_^guf поступкам " [7: 54]. Как
отмечает Бигиев , именно по причине решающего
значения сердца в познании истинно _jmxsb_
k_o мироuo религий klmiZxl на путь аске -
тизма , муджахада (приложение усилий на мис -
тическом пути ). По его мнению , осноgZy цель
муджахада – "осh[h^blv разум чело_dZ , при -
дать морали праbevghklv, поступкам пра_^ -
ность и ke_^kl\b_ этого очистить сердце , при -
дать блеск его по_joghklb (страницам ), сделать
зеркально чистым и ясным " [7: 56].
Муса Джарулла рассуждает также и о прак -
тике суфизма . В частности , он уделяет опреде -
ленное gbfZgb_ зикру – поминанию Аллаха .
Полемизируя с Камали, теолог опра^uает
употребление арабского слоZ "хуZ " ("он") в ка-
чест_ состаghc компоненты зикра , ссылаясь
при этом как на грамматику арабского языка , ко - торым
он eZ^_e в со_jr_gklе , так и на аяты
Корана , в частности на аят "Скажи : Он – Аллах –
един " /112:1/.
Одной из проблем , имеющих отношение к
суфизму , которую подробно ос_sZ_l Бигиев,
яey_lky проблема "нищенстZ и богатстZ ". Ав -
тор не склонен толкоZlv "бедность " как порок ,
опро_j]Zy распространенное мнение о том , что
" _jZ нищих , состаeyxsbo большинстh чело -
_q_klа – ущербна, \b^m отсутстby у них бо -
гатства , яeyxs_]hky осноhc праh\_jby , и по -
тому _jZ несчастных нищих не яey_lky пол -
ной " [7: 8]. ОтказыZykv от социального истол -
коZgby данного яe_gby , философ полагает , что
нищета должна пониматься как нужда в Созда -
теле и в этом случае она присуща k_f людям ,
k_fm сотhj_gghfm [7: 9]. В качест_ доказа -
тельств своей точки зрения Муса Джарулла при -
h^bl аяты Корана : "О люди , u бедны , нужда -
ясь в Аллахе , а Аллах богат , пресла_g " /35:15/;
" Господи ! я нуждаюсь (факир ) в том благе , кото -
рое ты ниспосылаешь мне " /28:24/. Термин "ни-
щета" Бигиев сyau\Z_l с ранним суфизмом и
подробно останаebается на толковании этого
слоZ самими суфиями . В частности , он приh -
дит отрыhd стихотhj_gby Джами : "Нищий это
такой щедрый чело_d , что , даже если он будет
eZ^_lv сокроbsZfb k_o миров , его сердце не
плениться богатстhf , и он без колебаний по -
жертm_l k_fb сокроbsZfb на пути к цели –
ради Возлюбленного (Аллаха )" [7: 10]. Согласно
Бигиеm , нищета в суфизме означает нищету ду -
ха суфия перед Богом , и любой чело_d должен
гордиться ею . Вместе с тем Бигиев критикует со -
j_f_gguo суфиев -ишанов : "В наше j_fy аске-
тизм предстаey_l собой лишь лень и попрошай -
ничестh , сегодняшний суфизм окончательно за -
был о зарабатыZgbb на жизнь своим трудом и
до_^_g до жалкого состояния " [7: 49]; "в по -
следнее j_fy суфизм стал источником сущест-
hания для шарлатанов" [7: 57].
Несмотря на в целом позитиgh_ отношение
БигиеZ к суфизму , сам он суфием не был, в сво-
ей книге Бигаев признается : "Я не был учеником
ни одного из тарикатов . <…> Я не суфий, более
того , я избегаю суфизма " [7: 64]. Он не делит су -
фиев на теоретиков и практиков, как это имеет
место у некоторых соj_f_gguo ученых (интел -
лектуальный и практический суфизм ) [15: 85-89].
Бигиев перечисляет в одном ряду как суфиев -
философов , так и суфиев -практиков: Джунайд
(ум . 910 г.), Мансур ал-Халладж (858-922), Ибн
Араби (1165-1240), Шамсаддин Табризи (ум .
1248), Джалаладдин Руми (1207-1273), Хафиз
Ширази (1324-1389), Абдаррахман Джами (1414-
1492). Теолог uklmiZ_l за изучение философии

И.Ф .ГИМАДЕЕВ

k_o ur_i_j_qbke_gguo суфиев , произ_^_gby
которых , согласно его мнению , забыты : "Мы
оказались неспособными по достоинстm оце -
нить _ebdb_ учения этих уважаемых личностей .
Вb^m сh_]h не_`_klа , сегодня мы отделили
ислам от этих философий " [7: 59].
Таким образом , Бигиев различает суфизм как
философское учение , личную практику и иша -
низм , неоднократно подчеркиZy _ebqb_ суфий -
ской философии : "У нас были суфии , которые
могли стать лучом с_lZ в философии [мы их не
оценили ]; аскеты , которые были имамами в свя -
тилище знаний " [7: 96]. Подобная оценка Бигие -
uf суфизма остается актуальной и в наше j_-
мя, когда еще только начинается серьезное изу -
чение философского наследия из_klguo татар -
ских суфиев как Средне_dhья , так и Ноh]h
j_f_gb .

* * * * * * * * * *
1. Бигиев М . Тарих ал -кур’ ан Z ал -масахиф . – СПб,
1905. – 38 с.
2. Бигиев М . Ислахат асаслары . – СПб, 1915. – 288 с.
3. Бигиев М . Ислам миллəтлəренə чакыру /Исламият
элифбасы /. – Берлин , 1923. – 108 с.
4. Бигиев М . Коръəн Кəрим аят кəримəлəренең нур -
лары хозурында хатын . – Берлин, 1933. – 112 с.
5. Бигиев М . Ваши ‘а фи накд ‘акаид аш -ши ‘а. – б.м .,
1935. – 212 с.
6. Муса Джарулла (Бигиев ). Аль -ZrbZ фи накд
акаид аш -шиа . Челнок для раскрутки пряжи ha -
зрений шиа. Критика шиитских haaj_gbc . – Ка-
зань : Иман, 2003. – 160 с.
7. Бигиев М . Бөек мəүзугларда уфак фикерлəр . –
СПб .: Тип. М.-А . МаксутоZ , 1914. – 112 с.
8. Бигиев М . Бөек мəүзугларда уфак фикерлəр //
Шура . – 1914. – №4. – 108 б.
9. Камали З . Дини тəдбирлəр . – Уфа, 1913. – 77 с.
10. Госмани М . " Дини тəдбирлəр "гə рəдд % жаZ[ //
Дин % мəгыйшəт . – 1914. – №19, 20
11. Икбаев З. " Дини тəдбирлəр "гə // Дин % мəгый -
шəт. – 1914. – №27. – С.423-424.
12. Камалов Т . Зия Камали . – Казань : Иман , 1997 . –
53 с.
13. Степанянц М .Т . Философские аспекты суфизма . –
М .: Наука . ГлаgZy редакция hklhqghc литерату -
ры , 1987. – 192 с.
14. Степанянц М .Т . Проблема познания в суфизме //
Вопросы философии . – 1988. – №4. – С .118-128.
15. Ибрагим Т. Философские концепции суфизма
( обзор ) // Классический ислам : традиционные
науки и философия . М .: ИНИОН АН СССР , 1988.
– С.85-89.

DISCCUSSIONS ABOUT SUFISM IN THE TATAR SOCIETY AT THE
BEGINNING OF THE 20 TH CENTURY: THE VIEWS OF MUSA BIGIEV

I.F.Gimadeev
The article covers the famous Tatar theologian Musa Bigiev's attitude to Sufism. Musa Jarulla Bigiev ex-
pressed his ideas on history and contemporary state of Sufism in his work Small Thoughts on Significant
Subjects . It was written as a critical response to th e Tatar religious reformer Ziya Kamali's book Religious
Structures.

Key words : Islam, Sufism, Tatar religious thought, Tatar theology at the beginning of the 20 th century.

* * * * * * * * * *
Гимадеев Ильшат Фердинантоbq – старший преподаZl_ev кафедры философии Татар -
ского государст_ggh]h гуманитарно-педагогического уни_jkbl_lZ .

E-mail: gmdv@mail.ru
X