Пиковые переживания -Маслоу

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.15 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Пиковые переживания. А. Маслоу
http://flogiston.ru/library/maslow_2/print[01.03.2017 22:32:28]
Пикоu_ пережиZgby. А. Маслоу
Маслоу А. Психология бытия.
Пер. с англ. О.О. ЧистякоZ. Рефл-бук, Ваклер, 1997. С.102—138 (с сокращ.)
Выh^u, предстаe_ggu_ в этой и в следующей гла_, изложены в перhf приближении, как сh_]h
рода импрессионистская , идеальная «композитная фотография» или компиляция моих личных бесед с
примерно 80 респондентами и письменных от_lh\ 190 студентов колледжа на следующим образом
заданную тему:
«Я бы хотел, чтобы u подумали о самом чудесном пережиZgbb или пережиZgbyo в Zr_c жизни;
самые счастлиu_ моменты , моменты экстаза, hklhj]Z, причиной которых послужили, скажем,
ex[e_gghklv, услышанная музыка, неожиданно «потрясшая» Zk книга или картина, _ebdb_
мгно_gby тhjq_klа. Прежде k_]h, перечислите их. А затем попытайтесь рассказать мне, что u
чуklуете в эти «пикоu_» моменты , чем Zrb чуklа отличаются от k_]h, что u
испытыZ_l_ в другие моменты , в какой мере u станоbl_kv другим чело_dhf». (Некоторым
респондентам я задаZe hijhk, в какой мере другим предстаey_lky им окружающий мир.)
Ни один из опрашиZ_fuo не описал полного синдрома. Я соединил k_ неполные от_lu, чтобы
получить «идеальный» композитный синдром. Кроме того, примерно пятьдесят чело_d, прочитав мои
предыдущие публикации, по собст_gghc инициати_ написали мне письма, в которых рассказыZeb о
сh_f опыте пикоuo пережиZgbc. И, наконец, я использоZe огромное количестh литературы,
посys_gghc мистицизму, религии, искусстm, тhjq_klу, любb и т. д.
Одна из перuo проблем, с которыми
я столкнулся в ходе изучения самореализации людей,
заключалась в смутном понимании того, что их мотиZpby в определенной и значительной степени
отличается от k_]h, что мне было из_klgh. Поначалу я определил их жизнь как экспрессиgmx, а не
приспособленческую , но такое определение было далеко не полным. Тогда я указал, что их жизнь
была , скорее , немотиbjhанной или метамотиbjhанной (uoh^ys_c за пределы простых желаний),
чем мотиbjhанной , но эта формулироdZ настолько заbkbl от того, какой именно теории мотиZpbb
u придержиZ_l_kv, что от нее больше j_^Z, чем пользы. Я протиhihklZил мотиZpbx разblby
мотиZpbb ликb^Zpbb дефицита, что ghkbl определенную ясность, но не яey_lky окончательным
определением .
В данной гла_ я предложу ноuc путь (к психологии Бытия), который будет dexqZlv в себя
обобщение уже сделанных трех попыток каким-то образом ujZablv слоZfb отмеченные различия в
мотиZpbb и познаZl_evghc актиghklb между полноценно разbluf чело_dhf и подаeyxsbf
большинстhf остальных людей.
Этот анализ состояний Бытия (метамотиbjhанных, лишенных примитиguo желаний,
неэгоцентричных , нецеленапраe_gguo, не предполагающих ни одобрения, ни конечного состояния,
ни достижения со_jr_gklа или цели) сначала осноuался на результатах изучения любоguo
отношений самореализующего чело_dZ в сопостаe_gbb с остальными людьми, а потом на
результатах глубокого изучения теологической, эстетической и философской литературы. Прежде
k_]h, было необходимо разграничить дZ типа любb: обуслоe_ggmx дефицитом (Д-любоv) и
бытийно обуслоe_ggmx (Б-любоv).
В состоянии Б-любb
(обращенной к Бытию другого индиb^Z или объекта ) я обнаружил особый b^
познания, к которому мои познания в психологии меня не подготоbeb, но подробные описания
которого я нашел у аlhjh\, пишущих на эстетические , религиозные и философские темы. Этот тип
познания я назоm Познанием Бытия, или, для краткости, Б-познанием. Оно протиhiheh`gh
познанию , обуслоe_gghfm потребностью в ликb^Zpbb дефицита, которое я назоm Д-познанием.
Индиb^, пребыZxsbc в состоянии Б-любb, способен b^_lv в объекте сh_c любb такую
реальность, какую другие люди не замечают , то есть его hkijbylb_ может быть более острым и
глубоким.

Пиковые переживания. А. Маслоу
http://flogiston.ru/library/maslow_2/print[01.03.2017 22:32:28]
Эта глаZ яey_lky попыткой обобщить некоторые из осноguo познаZl_evguo моментов в
пережиZgbb Б-любb, в родительском чуklе, в мистическом пережиZgbb, в hkijbylbb природы и
в эстетическом hkijbylbb, в состоянии тhjq_klа, в терапеlbq_kdhf или интеллектуальном
инсайте, в ощущении оргазма, в определенных формах спортиguo достижений и т. д. Эти и другие
моменты ukr_]h счастья и с_jr_gby я назоm пикоufb пережиZgbyfb.
ПОЗНАНИЕ БЫТИЯ В ОПЫТЕ ПИКОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Сейчас я в сжатой форме перечислю характерные черты познания, имеющего место h j_fy
обобщенного пикоh]h пережиZgby, используя термин «познание» в предельно широком смысле .
1. При Б-познании индиb^ имеет тенденцию hkijbgbfZlv ощущение или объект как целое, как
за_jr_ggmx _sv, в отры_ от ее сya_c, hafh`ghc ее полезности, целесообразности и назначения.
Ощущение (объект) hkijbgbfZ_lky так, слоgh оно одно h k_e_gghc, слоgh из него одного k_p_eh
состоит Бытие, оно hkijbgbfZ_lky как синоним Вселенной.
Это протиhiheh`gh Д-познанию, которое охZluает большую часть познаZl_evgh]h опыта
чело_dZ . Эти ощущения частичны и неполны в том смысле , о каком речь пойдет ниже.
2. Там, где имеет место Б-познание, k_ gbfZgb_ познающего сосредоточено исключительно на
hkijbgbfZ_fhf объекте. Это может быть назZgh «абсолютным gbfZgb_f». (См. также
[4] .) То, о
чем я пытаюсь рассказать здесь, очень напоминает заhjh`_gghklv или полную поглощенность.
Объект при этом станоblky k_f, и его осноZgby в результате исчезают или, по крайней мере , не
hkijbgbfZxlky как нечто Z`gh_. Объект
слоgh изолируется от k_]h остального, hkijbgbfZxsbc
его индиb^ забыZ_l о сущестhании окружающего мира, и объект, на какое -то мгно_gb_,
станоblky раghagZq_g k_fm Бытию.
Кроме того, конкретное и целостное hkijbylb_ объекта подразумеZ_l, что он hkijbgbfZ_lky с
любоvx. С другой стороны, любоv к объекту подразумеZ_l сосредоточенность gbfZgby,
постоянное изучение, которое так необходимо для hkijbylby k_o аспектов объекта .
Внимание к мельчайшим деталям , с каким мать ghь и ghь смотрит на сh_]h младенца , с каким
смотрят друг на друга ex[e_ggu_ или же знаток жиhibkb рассматриZ_l приобретенную им
картину, обязательно при_^_l к более полному hkijbylbx, чем обычная по_joghklgZy
систематизация, которую непраhf_jgh назZeb hkijbylb_f. От такого поглощенного ,
заhjh`_ggh]h, k_p_eh задейстmxs_]h наше gbfZgb_ познания мы ijZе ожидать богатстZ
деталей и k_klhjhgg_]h понимания объекта . Протиhiheh`ghklvx этому яey_lky продукт
по_joghklgh]h наблюдения, который состаey_l только «скелет» ощущения, когда избирательно
hkijbgbfZxlky только отдельные аспекты объекта по принципу их «значимости» и «незначимости».
(Раз_ у картины, у ребенка или у haex[e_ggh]h может быть что-то «незначимое»?)
3. Хотя kydh_ чело_q_kdh_ hkijbylb_ яey_lky, отчасти, продуктом чело_q_kdh]h бытия и, в
определенной мере , тhj_gb_f чело_dZ , мы, тем не менее, можем про_klb определенную черту
между hkijbylb_f g_rgbo объектов как значимых для чело_dZ и hkijbylb_f их как незначимых.
Самореализующийся чело_d больше другого способен hkijbgbfZlv мир безотносительно к себе и ко
k_f чело_q_kdbf сущестZf hh[s_
. То же можно сказать и о среднем чело_d_ в моменты его
ukhqZcr_]h ae_lZ, то есть h j_fy его пикоuo пережиZgbc. Тогда он более склонен смотреть на
природу так, будто она сущестm_l сама по себе и ради себя самой, а не hkijbgbfZlv ее как игроmx
площадку, построенную исключительно для чело_dZ . Ему легче удержаться от проецироZgby на нее
чело_q_kdbo интересов. Короче гоhjy, он может уb^_lv ее в ее собст_gghf Бытии
(«безграничности»), а не как нечто, подлежащее использоZgbx, чего следует бояться или реагироZlv
каким -нибудь чело_q_kdbf способом. (…)
6. Пикоh_ пережиZgb_ есть нечто, само по себе опра^uающее сh_ сущестhание, нечто
самоценное. То есть оно яey_lky целью, тем, что мы можем назZlv пережиZgb_f-целью, а не
пережиZgb_f-средстhf . Оно предстаey_lky настолько ценным откро_gb_f, что даже сама попытка
как -то обосноZlv его посягает на его смысл . Мои респонденты k_ как один ут_j`^Zeb это, описыZy
сhb любоgu_, мистические , эстетические, тhjq_kdb_ пережиZgby и kiurdb озарения. Это

Пиковые переживания. А. Маслоу
http://flogiston.ru/library/maslow_2/print[01.03.2017 22:32:28]
станоblky особенно ясно в момент прос_le_gby в терапеlbq_kdhc ситуации. В силу того, что
индиb^ защищается от озарения, оно, по определению, яey_lky болезненным ощущением. Его
прорыв в сознание иной раз может быть разрушительным для личности. И k_ же, несмотря на это, k_
гоhjyl, что оно стоит того, что в конечном итоге оно станоblky желанным. Быть зрячим лучше, чем
быть слепым
[5] , даже если приходится b^_lv неприятные _sb. Это тот случай, когда безуслоgZy
ценность пережиZgby ни_ebjm_l причиняемую им боль. Многочисленные аlhju, пишущие на темы
эстетики, религии, тhjq_klа и любb, единодушно определяют эти пережиZgby не только как
изначально ценные, но и как ценные настолько, что ради этих мимолетных моментов стоит прожить
kx жизнь. Мистики k_]^Z гоhjbeb об этой _ebdhc ценности мистического пережиZgby, которое
посещает чело_dZ в считанные мгно_gby его жизни.
Для моих респондентов пикоh_ пережиZgb_ чистой радости было одной из глаguo целей в жизни и
одной из тех _s_c, ради которых стоит жить. Со_jr_ggh непостижимо, почему психологи не
обращают gbfZgby на пикоu_ пережиZgby, официально не признают сb^_l_evklа о них или, что
еще хуже, априорно отрицают (в объектиbklkdhc психологии ) саму hafh`ghklv их сущестhания,
как объектов научного исследоZgby.
7. Отличительной чертой k_o изученных мною случаев характерного пикоh]h пережиZgby была
дезориентация h j_f_gb и пространст_. Если точнее, то в эти моменты чело_d субъектиgh
находится g_ j_f_gb и пространстZ. Поэт или художник в поры_ тhjq_klа забыZ_l об
окружающем его мире, и j_fy для него останаebается. Когда он uoh^bl из этого состояния, он не
может понять, сколько прошло j_f_gb. Зачастую он, слоgh uoh^y из полуобморочного состояния,
ugm`^_g приложить усилия, чтобы понять, где он находится.
Многие люди, особенно ex[e_ggu_, рассказыZeb — что еще более Z`gh — о полной утрате
ощущения протяженности j_f_gb. В этом экстатическом состоянии не только день может пролететь с
такой не_jhylghc скоростью, что покажется минутой, но и минута может быть прожита настолько
интенсиgh , что может показаться днем или годом. СкладыZ_lky такое i_qZle_gb_, что люди в этом
состоянии каким -то образом оказыZxlky где-то в другом мире, в котором j_fy одноj_f_ggh и
останаebается, и дb`_lky с огромной скоростью. Если пользоZlvky нашими обычными
категориями, то мы имеем дело с парадоксом и протиhj_qb_f. И k_ же об этом гоhjyl, стало быть,
это есть факт, который необходимо принимать в расчет. Я не b`m причины, чтобы такое ощущение
j_f_gb не могло стать объектом экспериментального исследоZgby. Во j_fy пикоuo пережиZgbc
неhafh`gh точно определить, сколько прошло j_f_gb. Значит и hkijbylb_ окружающего мира
тоже должно быть менее точным, чем в нормальном состоянии.
8. Результаты моих исследоZgbc g_keb немалое смятение в психологию, однако, при этом они
яeyxlky настолько однозначными, что необходимо не только рассказать о них, но и попытаться
каким -то образом их понять
. Если «начать с конца», то пикоh_ пережиZgb_ может быть только
положительным и желательным и никак не может быть отрицательным и нежелательным.
Сущестhание такого пережиZgby изначально опра^Zgh им самим . Это со_jr_gguc, полный опыт
пережиZgby, которому больше ничего не нужно. Это самодостаточный опыт. Он hkijbgbfZ_lky как
изначально необходимый и неизбежный. Это пережиZgb_ настолько хорошо, насколько должно быть.
Его принимают с благого_gb_f, удиe_gb_f, hkobs_gb_f, смирением и даже с экзальтироZgguf,
едZ ли не религиозным преклонением. Иногда в описаниях реакции индиb^Z на опыт такого рода
используются определения сylhklb. Оно hkoblbl_evgh и радостно в бытийном смысле . (…)
10. Как праbeh, познание яey_lky актиguf процессом. Для него характерны формообразоZgb_ и
отбор со стороны субъекта познания. Он решает, что ему hkijbgbfZlv, а что — нет, он соотносит
познание со сhbfb потребностями, страхами и интересами, он его организует, ukljZbает и
перестраиZ_l. Короче гоhjy, он над ним работает . Познание яey_lky энергоемким процессом. Оно
предполагает бдительность, настороженность и напряжение, стало быть, приh^bl к усталости.
Бытийное познание скорее пассиgh и рецептиgh, хотя, конечно же, оно никогда не будет полностью
пассиguf. Лучшие описания «пассиgh]h» познания я нашел у hklhqguo филосо-фов, особенно у
Лао-Цзы и философов даосизма . Кришнамурти
[2] придумал _ebdhe_igh_ назZgb_ бытийному
познанию . Он назZe его «безальтернатиguf осознанием». Мы можем также назZlv его «неhevguf
осознанием». В даосской концепции неf_rZl_evklа гоhjblky о том же самом , о чем пытаюсь

Пиковые переживания. А. Маслоу
http://flogiston.ru/library/maslow_2/print[01.03.2017 22:32:28]
сказать и я, а именно о том, что hkijbylb_ может быть ни на что не претендующим, — скорее
созерцание, чем f_rZl_evklо. Индиb^ может смиренно принимать ощущения, ни h что не
f_rbаться, получать, а не брать, может дать hkijbylbx идти сhbf ходом. Здесь мне также
kihfbgZ_lky описанное Фрейдом «сh[h^gh дрейфующее gbfZgb_». Оно также скорее пассиgh,
чем актиgh, бескорыстно , а не эгоцентрично, мечта-тельно, а не бдительно, терпелиh, а не
беспокойно. Это пристальный, а не мимолетный a]ey^, это подчинение ощущению.
Кстати, мы можем сказать, что умение пассиgh hkijbgbfZlv — это критерий, по которому хорошего
психолога отличают от плохого, к какой бы школе он ни принадлежал. Хороший терапеl способен
hkijbgbfZlv любого индиb^Z самого по себе , не стремясь причислить его к опреде-ленной группе и
занести в определенную графу. Плохой терапеl, проработай он хоть сто лет, k_]^Z будет находить
только подт_j`^_gb_ теорий, которые он узнал в начале сh_c карьеры . Именно это имел в b^m
некто, сказаrbc, что терапеl может поlhjylv одни и те же ошибки в течение сорока лет, а потом
назZlv их «богатым клиническим опытом».
Вслед за Лоуренсом и другими романтиками можно ujZablv это сhcklо бытийного познания,
прибегнув к другому, хотя и немодному нынче назZgbx — «непроизhevgh_» (в отличие от
he_ого). Обычное познание яey_lky he_ым актом, стало быть, предполагает претензии,
предубеждения , преднамеренность . В познание, которое происходит h j_fy пикоh]h пережиZgby,
hey не f_rbается. Она находится в подчиненном состоянии.
Она получает, но не требует. Мы не
можем по_e_ать пикоuf пережиZgb_f. Это просто «случается ».
11. Эмоциональная реакция на пикоh_ пережиZgb_ имеет особый приdmk удиe_gby, благого_gby,
почтения, смирения и подчинения _ebqbx пережиZgby. Иногда к ней примешиZ_lky испуг (хотя и
приятный) от неughkbfhc интенсиghklb ощущений. Мои «подопытные» гоhjbeb об этом так: «это
слишком для меня»; «это больше, чем я могу ug_klb»; «это слишком прекрасно». Ощущение может
обладать такой остротой, что может uaать слезы, смех , или то и другое и, как это ни парадоксально,
может иметь что-то общее с болью. Впрочем, это желанная боль, которую зачастую назыZxl
«сладостной». Это может зайти настолько далеко, что hagbdZ_l мысль о сh_]h рода смерти. Не
только мои «подопытные», но и многие аlhju, писаr__ о пикоuo пережиZgbyo, сраgbали их с
пережиZgb_f умирания, то есть желанием умереть. Типично такое описание: «Это слишком
прекрасно. Я не знаю, как я смогу это u^_j`Zlv. Я могу сейчас умереть, и это будет прекрасно».
Вероятно, что отчасти это означает отчаянное нежелание спуститься с этой _jrbgu в долину
обычных пережиZgbc. Вероятно также , что здесь имеется аспект глубокого пережиZ-ния сh_c
ничтожности по сраg_gbx с _ebqb_f пережиZgby.
12. Еще один парадокс , с которым нам придется разобраться , каким бы трудным он ни был,
заключается в протиhj_qbых сообщениях о hkijbylbb мира. В
некоторых описаниях, особенно
мистических, религиозных или философских , _kv мир предстает как абсолютно единое, жиms__
полноценной жизнью, сущестh . В других рассказах о пикоuo пережиZgbyo, особенно любоguo и
эстетических , одна частичка мира hkijbgbfZ_lky так, будто на какое -то мгно_gb_ она и
состаey_l _kv мир. В обоих случаях речь идет о hkijbylbb единстZ. Вероятно, тот факт, что в
бытийном познании — будь то картины, индиb^Z или теории — сохраняются k_ атрибуты Бытия в
его целостности, то есть k_ бытийные ценности, проистекает из мимолетного hkijbylby данного
конкретного объекта как единст_ggh]h h k_c Вселенной. (…)
15. В моменты пикоuo пережиZgbc индиb^ уподобляется Богу не только в том смысле, о котором
я уже гоhjbe, но также и в некоторых других отношениях, особенно в сh_f любящем,
неосуждающем, сострадательном и, можно сказать, _k_ehf hkijbylbb мира и чело_q_kdh]h
сущестZ , в их полноте и целостности, сколь бы ужасными они ни предстаeyebkv ему в его
нормальном состоянии. (…)
17. Одним из аспектов пикоh]h пережиZgby яey_lky полная, хотя и длящаяся какое-то мгно_gb_,
утрата контроля и оборонительной позиции и осh[h`^_gb_ от страхов, треh]b, скоZgghklb,
нерешительности и сдержиZxsbo начал. На какое -то j_fy исчезает или отступает страх утраты
единстZ, страх пойти на поh^m у инстинктов, страх смерти и безумия, страх предаться безудержному
наслаждению. Поскольку страх искажает hkijbylb_, то его отсутстb_ означает большую открытость
hkijbylby.

Пиковые переживания. А. Маслоу
http://flogiston.ru/library/maslow_2/print[01.03.2017 22:32:28]
Такое hkijbylb_ можно считать чистым удоe_lорением, чистым самоujZ`_gb_f , чистым
hklhj]hf или наслаждением . Но поскольку мы пребыZ_f «в мире», то речь идет о сh_h[jZaghf
слиянии ФрейдоZ «принципа удоhevklия» и «принципа реальности». Стало быть, это еще один
пример разрешения обычной дихотомии концептов на ukrbo уроgyo психологического
функционироZgby .
Поэтому мы можем рассчитыZlv на то, что обнаружим определенную «проницаемость» в людях,
которых часто посещают такие пережиZgby, близость к бессознательному , открытость ему и
относительное отсутстb_ страха перед ним.
18. Мы уb^_eb, что h j_fy различных пикоuo пережиZgbc чело_d обретает единстh,
индиb^mZevghklv спонтанность, экспрессиghklv, непринужденность, отZ]m, силу и т.д.
По мере того, как чело_d обретает единстh, он обретает способность b^_lv единстh этого мира.
Станоykv Б-радостным , чело_d разbает способность замечать Б-радость в этом мире. Станоykv
более сильным, он имеет больше hafh`ghkl_c b^_lv силу и мощь в этом мире. Одно делает более
hafh`guf другое, точно так же, как h j_fy депрессии мир кажется чело_dm менее радостным, и
наоборот. Чело_d и мир станоylky k_ больше похожи друг на друга, по мере того, как они оба
дb`mlky к со_jr_gklу (или по мере того, как они оба дb`mlky к утрате со_jr_gklа).
19. Некоторым читателям будет легче понять, что к чему, если я сейчас попытаюсь поместить k_ это в
другую систему координат, более знакомую многим,
а именно в психоаналитическую. Вторичные
процессы имеют дело с реальным миром, находящимся за пределами бессознательного и предсознания
[3] . Логика, наука, здраuc смысл, хорошая приспособляемость, принадлежность к определенной
культуре, от_lklенность, планироZgb_, рационализм — k_ это относится ко lhjbqguf процессам .
Перbqgu_ процессы были поначалу открыты у неjhlbdh\ и психотиков, потом у детей, и только
недаgh у здороuo людей. ПраbeZ, по которым дейстm_l бессознательное, лучше k_]h можно
узнать из сноb^_gbc. Желания и страхи — hl осноgu_ дb`msb_ силы механизмов Фрейда.
Умеющий приспосаблиZlvky, от_lklенный, обладающий здраuf смыслом чело_d, который
хорошо устроился в этом мире, как праbeh, обязан этим, отчасти, тому, что по_jgmeky спиной к
бессознательному и предсознанию, подаeyy их или отрицая их сущестhание.
Лично я понял это особенно четко, когда много лет назад столкнулся с фактом , что изучаемые мною
самореализующиеся люди, отобранные на осноZgbb их личностной зрелости, в то же j_fy
остаZebkv, до некоторой степени, «детьми». Я назZe это яe_gb_ «здороhc детскостью », «lhjhc
наиghklvx». Крис
[1] и эго-психологи также признали это как «регресс в функционироZgbb эго»,
причем не только признали его как сhcklо здороuo людей, но и, в конце концов, согласились с тем,
что оно яey_lky обязательным услоb_f психологического здороvy. Любоv также признали как
некий регресс (то есть чело_d, который не может регрессироZlv, не может и любить). И, наконец,
аналитики пришли
к согласию, что ^hoghение или _ebdh_ (перbqgh_) тhjq_klо отчасти приходит
из бессознательного, то есть яey_lky здороuf регрессом j_f_gguf уходом от реального мира.
То, что я описыZx здесь , можно предстаblv как слияние эго, подсознания, супер -эго и эго-идеала,
сознания, предсознания и бессознательного, перbqguo и lhjbqguo процессов, синтез принципа
удоhevklия с принципом реальности, бесстрашный здороuc регресс h имя большей зрелости,
истинной интеграции личности на k_o уроgyo.
НОВОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ
Иными слоZfb, любой чело_d h j_fy любого пикоh]h пережиZgby j_f_ggh обретает качестZ,
которые я находил у самореализующихся людей. То есть на j_fy любой чело_d станоblky
самореализующимся . Мы можем думать об этом как о мимолетном характерологическом изменении,
если нам так нраblky, а не просто как об эмоционально-когнитиgh-экспрессиghf состоянии. Это не
только самые счастлиu_ и hegmxsb_ моменты в жизни чело_dZ, но также и моменты _ebqZcr_c
зрелости, индиb^mZpbb , реализации — короче гоhjy, самые здороu_ моменты.
Это позhey_l нам дать ноh_ определение самоактуализации, сh[h^gh_ от статических и

Пиковые переживания. А. Маслоу
http://flogiston.ru/library/maslow_2/print[01.03.2017 22:32:28]
типологических недостатков, чтобы самоактуализация не казалась пантеоном типа «k_ или ничего», в
который могут попасть только очень немногие люди, не ранее шестидесятилетнего hajZklZ. Мы
можем определить ее как эпизод, или «прорыв», в котором k_ силы личности чрезuqZcgh
эффектиgh слиZxlky h_^bgh, достаeyy интенсиgh_ удоhevklие, когда чело_d обретает
единстh, преодолеZy разорZgghklv, больше открыт непосредст_gguf i_qZle_gbyf, отличается
непоlhjbfhklvx, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими
тhjq_kdbfb способностями и большим чуklом юмора, способен подняться над эго, более незаbkbf
от сhbo низших потребностей, и т.д. Во j_fy этих «прорыh\» он станоblky в большей мере самим
собой, лучше реализует сhb потенциальные hafh`ghklb и приближается к самому сердцу сh_]h
Бытия, станоblky более полноценным чело_dhf .
Такие состояния или ситуации могут, в теории, произойти в любое j_fy в жизни любого чело_dZ.
Индиb^u, которых я назыZx самореализующимися людьми, отличаются тем, что у них это
случается гораздо чаще, с большей интенсиghklvx и со_jr_gklом, чем у среднего чело_dZ . Стало
быть, самоактуализация — это hijhk уроgy и частоты , а не устаноdZ «k_ или ничего», и потому
она iheg_ доступна исследоZgbx. Нам не нужно ограничиZlv сhb исследоZgby теми редкими
индиb^Zfb, о которых можно сказать , что они реализуют себя большую часть сh_]h j_f_gb. Мы
также можем (по крайней мере , в теории) искать ситуации самоактуализации в жизни любого
чело_dZ , особенно художника, глубоко религиозного индиb^Z, а также людей, со_jrbших
открытия в психотерапии или в других имеющих
большее значение для разblby чело_dZ , науках.
ПОСЛЕДЕЙСТВИЕ ПИКОВЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ
Помимо проблемы g_rg_]h описания познания, имеющего место h j_fy пикоuo пережиZgbc,
сущестm_l и другая, со_jr_ggh особая проблема — последстbc этого опыта, его ebygbc на
личность. В настоящее j_fy я не располагаю данными, полученными в результате контрольного
исследоZgby. Я могу только сказать , что мои респонденты пришли к общему согласию, что такие
последстby дейстbl_evgh имеют место , могу также ujZablv сhx убежденность в этом и указать на
полное единодушие в этом hijhk_ k_o аlhjh\, пишущих на темы тhjq_klа, любb, озарения,
мистического и эстетического пережиZgby. Поэтому я считаю, что у меня есть осноZgby ukdZaZlv ,
по крайней мере , следующие предположения, любое из которых iheg_ поддается про_jd_.
1. Пикоu_ пережиZgby могут оказыZlv и дейстbl_evgh оказыZxl терапеlbq_kdh_ ha^_cklие в
прямом смысле этого слоZ — устраняют симптомы. Во kydhf случае , я располагаю дmfy
сообщениями (одно получено от психолога, другое — от антрополога) о мистических или hh[s_
любых сильных пережиZgbyo, настолько глубоких, что они наk_]^Z устраняли некоторые
неjhlbq_kdb_ симптомы. История чело_q_klа , разумеется, сохранила немало с_^_gbc о таком
преобразующем опыте, но, насколько мне из_klgh, психологи и психиатры никогда не обращали на
них gbfZgby.
2. Эти пережиZgby могут изменить к лучшему мнение чело_dZ о самом себе.
3. Они могут g_klb самые разные изменения в его отношение к другим людям и его общение
с этими
людьми.
4. Они могут g_klb более или менее устойчиu_ изменения в его мироhaaj_gb_, а также в его
предстаe_gb_ о различных аспектах или частях мира.
5. Они могут ukободить тhjq_kdb_ способности, спонтанность, экспрессию, непоlhjbfhklv
индиb^Z.
6. Чело_d помнит пикоh_ пережиZgb_ как очень значительное и желанное событие и жаждет его
поlhj_gby.
7. Чело_d больше не склонен считать, что жизнь, в принципе , не стоит того, чтобы ее прожить, даже
если она, как праbeh, яey_lky серой, приземленной, болезненной или не приносящей
удоe_lорения, потому что он убедился в сущестhании красоты, радости, честности, доброты ,
истины, азарта и смысла . То есть у него есть осноZgby жить, и самоубийстh и желание умереть

Пиковые переживания. А. Маслоу
http://flogiston.ru/library/maslow_2/print[01.03.2017 22:32:28]
станоylky менее _jhylgufb.
Я мог бы при_klb сообщения о многих других последстbyo, которые очень индиb^mZevgu и
непоlhjbfu, поскольку заbkyl от качеств данной конкретной личности и от ее проблем, которые она
смогла решить или уb^_lv в ноhf с_l_ в результате пикоh]h пережиZgby.
Я думаю , что абсолютно k_ эти следстby можно обобщить, уподобив пикоh_ пережиZgb_
посещению личного Рая, из которого индиb^ потом haращается на землю. Тогда iheg_
_jhylgufb предстаeyxlky позитиgu_ последстby (как уни_jkZevgu_, так и индиb^mZevgu_)
такого пережиZgby.
И я могу подчеркнуть, что такого рода последстby эстетического, тhjq_kdh]h, любоgh]h,
мистического и других пикоuo пережиZgbc предсознательно принимаются как должное
художниками и преподаZl_eyfb искусстZ , теоретиками религии и философии, любящими
супругами, матерями , терапеlZfb и многими другими. Более того, k_ они на это, как праbeh,
рассчитыZxl.
Вообще-то, разобраться в этих последстbyo не состаey_l особого труда. Гораздо труднее объяснить
отсутстb_ заметных последстbc у некоторых людей.
Литература
1. Kris, E. Psychoanalytic Explorations in Art. Int. Univs. Press, 1952.
2. Krishnamurti, J. The First and Last Freedom. Harper, 1954.
3. Kubie, L.S. Neurotic Distortion of the Creative Process. Univ. of Kans.,
1958.
4. Schachtel, E. Metamorphosis. Basic Books, 1959.
5. Wertheimer, M. Unpublished lectures at the New School for Social Researc
h, 1935.
URL документа : http://flogiston.ru/library/maslow_2
X