Советская культурная дипломатия в условиях Холодной войны (оглавление и предисловие)

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.07 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

© Коллектив авторов, 2018
© Политическая энциклопедия, 2018
ISBN 978-5-8243-2282-8 УДК 94(47+57)
ББК 63.3(2)63
          С56
Издание осуществлейно при финансовой пйоддержке Российскогой научного фонда,
грант № 16-18-10213
Авторы разделов и йглав:
О. С. Нагорная, доктор исторических наук   (руководитель авторского коллектива);
О. Ю. Никонова, доктор исторических наук; А. Д. Попов, кандидат исторических наук;Т. В. Раева, кандидат исторических наук;
Н. А. Трегубов, кандидат политических наук
Рецензенты:
Д. и. н., проф. Елйена Зубкова
(Институт российской истории РАН, Москва) Проф., д-р Николауйс Катцер
(Германский исторический институт в Москве)
Советская культурная дипломатия в условиях Холодной
войны. 1945–1989. Коллективная монография / науч.  ред., 
рук.  авт. коллектива  О. С. Нагорная.  – М.:  Политическая  энци-
клопедия, 2018. – с.
ISBN 978-5-8243-2282-8
Глобальное  противостояние  второй половины  ХХ века  нашло  свое отра-
жение  не только  в дипломатических баталиях,  гонке вооружений  и локальных 
конфликтах.  Холодная война вторглась  в научные  лаборатории  и аудитории 
университетов, на сцены театров и экраны телевизоров, в пространство выста-
вок  и маршруты  туристических  поездок, изменив  жизненные  миры обывате-
лей  во всех  странах  мира и эмоциональное  восприятие ими целой  эпохи.  В ус-
ловиях  декларируемого  идеологического  антагонизма именно проницаемость 
«железного  занавеса» для институтов  и участников  культурной  дипломатии 
придавала  системе определенную  гибкость и позволила  избежать прямого во-
оруженного  конфликта между сверхдержавами,  создав не только  военно-стра-
тегический,  но и в известном  смысле культурно-символичесчкий  баланс сил в 
разделенном мире. Представляемая  монография посвящена истории советской  культурной 
дипломатии  в условиях  Холодной  войны. На основе  широкого  круга мало-
известных  источников  авторы реконструируют  дискурсивное, институцио-
нальное,  инструментальное  и персональное  измерения системы внешнеполи-
тических  репрезентаций  СССР. Перед читателем  раскрываются  насыщенные 
конфликтами  и противоречиями  транснациональные  коммуникационные  про-
странства  послевоенного  периода, трансграничные  культурные сети «полпре-
дов  без мандата»,  наиболее значимые  советские  информационные  стратегии и 
самые яркие медийные образы. Издание  адресовано  научно-педагогическимч  работникам, изучающим и 
преподающим  послевоенную  историю СССР, международные  отношения, 
историю дипломатии, политологию, а также широкой аудитории.
УДК 94(47+57) 
ББК63.3(2)63
С56

3
Оглавление
Предисловие ..................ч..................ч.................5
Глава 1. Хитросплетение дефиниций: «культурная дипломатия»   
и связанные с ней понятия в исследованиях зарубежных и отече -
ственных авторов  ..................ч..................ч............ 8
1.1. История понятия культурная дипломатия  
(О.Ю. Никонова) ..................ч..................ч.......... 8
1.2. Роль культуры во внешней политике: эвристический  
потенциал теории власти (Н.А. Трегубов)  ..................ч...23
Глава 2. Не МИДом единым: организационные основы советской 
культурной дипломатии в послевоенный период  
(Н.А. Трегубов) ..................ч..................ч.............. 36
2.1. Аппарат партийного и государственного управления   
советской культурной дипломатией  ..................ч........38
2.2. Организации-исполнитчели в системе советской культурной 
дипломатии  ..................ч..................ч............. 60
Глава 3. Репрезентации СССР в пространствах межкультурной   
коммуникации эпохи Холодной войны  ..................ч........86
3.1. «Витрины советских достижений»: СССР  
на международных выставках товаров народного потребления 
(О.С. Нагорная) ..................ч..................ч.......... 86
3.2. Культурная дипломатия научного сотрудничества  
и образовательных обменов в эпоху Холодной войны   
(О.С. Нагорная) ..................ч..................ч.......... 96
3.3. Участие СССР в организации и проведении всемирных   
фестивалей молодежи и студентов (А.Д. Попов) .............. 121
3.4. Олимпиада-80: внутренние и внешние проекции  
советского мегасобытия (А.Д. Попов)  ..................ч......169
3.5. Историческая память как инструмент советской культурной 
дипломатии (О.С. Нагорная, О.Ю. Никонова, А.Д. Попов)  .....202
Глава 4. Миротворчество «по-советски»: дискурсы, практики,   
ритуалы  ..................ч..................ч..................ч. 226
4.1. Против огня войны: риторическое оформление советского 
миротворчества (Т.В. Раева) ..................ч............... 228

4.2. Институционализация советского миролюбия в условиях  
биполярного противостояния (Т.В. Раева)  ..................ч.239
4.3. Практики советского миротворчества в контексте   
Холодной войны (Т.В. Раева) ..................ч.............. 250
4.4. Международные Ленинские/Сталинские премии мира   
в советском миротворческом проекте (О.С. Нагорная) ........ 276
Глава 5. Международные туристические связи СССР  
1950–1980-х гг. как инструмент «мягкой силы» ( А.Д. Попов) ....291
5.1. Иностранный (въездной) туризм в СССР и советские   
«техники гостеприимства»  ..................ч................ 292
5.2. «Высоко держать честь и достоинство…»: советские туристы 
как репрезентанты СССР за рубежом ..................ч...... 311
5.3. Специфика международного молодежного туризма эпохи   
Холодной войны.  ..................ч..................ч....... 332
Глава 6. «Полпреды без мандата»: действующие лица и целевые 
группы советской культурной дипломатии  ..................ч...349
6.1. Сталинские писатели в когорте послов советской культуры: 
кейс Константина Федина (Т.В. Раева, О.С. Нагорная) ........ 350
6.2. Лауреаты Международных Ленинских премий мира  
в орбите интересов советской культурной дипломатии  
(О.С. Нагорная) ..................ч..................ч......... 363
6.3. Детское обаяние в арсенале советской культурной   
дипломатии (О.С. Нагорная, А.Д. Попов, Т.В. Раева)  ..........367
Заключение  ..................ч..................ч............... 391
Список сокращений ..................ч..................ч........ 401
Cписок цитируемой литературы и источников ..................ч 411

5
ПредислОвие
Наблюдаемое сегодня обострение  международных  отношений, 
обозначаемое  аналитиками как «новая  Холодная  война» или «ледя-
ная  война»  (Ice War),  актуализировало  интерес к изучению  различ-
ных  измерений  глобального  противостояния  второй половины  ХХ в., 
в  том  числе  на коммуникативном  и символическом  уровне. Истори-
ческий  опыт показывает,  что в условиях  декларируемого  идеологиче-
ского  антагонизма  именно проницаемость  «железного занавеса» для 
институтов  и акторов  культурной  дипломатии  придавала системе 
определенную  гибкость и позволила  избежать прямого вооруженно-
го  конфликта  между сверхдержавами,  создав не только  военно-стра-
тегический,  но и в известном  смысле культурно-символичесчкий  ба-
ланс сил в разделенном мире. Изучение  культурной  дипломатии  – феномена,  первую попытку 
описания  которого предпринял  ещё в середине  ХХ в. американский 
советолог  Фредерик  Баргхорн, за последние  двадцать лет преврати-
лось  в динамично  развивающееся  научное направление.  Исследова-
тельское  поле, сложившееся  на стыке  анализа  культуры,  дипломатии 
и  международных  отношений, стало местом  осмысления  истории 
трансатлантической  и социалистической  интеграций, внутриблоко-
вой  и межблоковой  коммуникации,  культурного противоборства  и 
вынужденного  диалога двух, на первый  взгляд, предельно  враждеб-
ных  по отношению  друг к другу  миров.  Однако  вплоть до последне-
го  десятилетия  в научном  ландшафте  наблюдалось  доминирование 
США  как объекта  изучения  международных  отношений, диплома-
тической  истории и культуры  Холодной  войны
1. Устранение  данно-
го  дисбаланса  путем обращения  к анализу  культурной  дипломатии 
СССР  в послевоенный  период открывает  возможности  для понима-
ния  многих  явлений,  пока не нашедших  удовлетворительногоч  объяс-
нения  в существующих  исследовательских  моделях: относительной 
стабильности  блоковых структур и социалистической  интеграции, 
1  Рассматривая Холодную войну как глобальный  политический  и социо-
культурный  феномен, оказавший  на развитие  человечества  столь же мощное 
влияние,  как и Первая,  и Вторая  мировые  войны, авторы  монографии  пред-
почитают подобное написание термина – с прописной буквы.

6
возникновения (н)остальгии по социалистическому  прошлому, 
устойчивости  отдельных транснациональных  коммуникативных се-
тей и брендов, переживших крах биполярного мира. Представляемая  читателю коллективная  монография являет-
ся  результатом  реализации исследовательского  проекта «Совет-
ская  культурная  дипломатия  в условиях  Холодной  войны» (проект  
№  16-18-10213),  выполнявшегося  в Южно-Уральском  государствен-
ном  университете  при поддержке  Российского  научного фонда на 
протяжении  2016–2018 гг. В задачи  исследования  входила рекон-
струкция  специфики  транснациональных  культурных пространств  в 
условиях  Холодной  войны и места  в них  советских  культурно-дипло-
матических  усилий, анализ дискурсивного,  институционального  и 
медийного  оформления  внешнеполитических  репрезентаций СССР, 
описание  коммуникативных  практик целевых  групп и агентов  совет-
ской культурной дипломатии. Актуальность  обращения к изучению  советской  культурной  ди-
пломатии  в период  Холодной  войны заключается  в смене  исследова-
тельского  ракурса с детерминистского  подхода, оценивающего  вто-
рую  половину  ХХ в. на  основе  знания  о неизбежном  развале Совет-
ского  Союза  и крахе  социалистической  системы, на более  дисперс-
ное  представление  механизмов их функционирования,  в том  числе 
в  международном  контексте. На сегодняшний  день в исторической 
науке  назрела  необходимость  отказа от весьма  распространенного,  но 
очень  упрощенного  образа монолитной  «советской империи», осно-
ванной  исключительно  на насильственных  методах, в пользу  гибких 
объяснительных  моделей её функционирования,  направленных на 
изучение  роли Советского  Союза в стабилизации  и развитии  между-
народных  отношений,  стремление к сочетанию  национальных,  транс-
национальных  и глобальных  перспектив.  Исследование  советской 
культурной  дипломатии  в послевоенный  период – период  интенси-
фикации  и демократизации  транснациональных  контактов – позво-
лит  сместить  исследовательскую  оптику на уровень  акторов,  изучить 
партисипативные  претензии и культурную  активность отдельных 
граждан  и общественных  групп на фоне  глобального  противостоя-
ния  государств,  политических  режимов и социально-экономическичх 
систем. Авторский  коллектив выражает благодарность  Российскому на-
учному  фонду за создание  условий для реализации  исследователь-
ского  проекта,  сотрудникам  российских и зарубежных  архивов и 
библиотек  за помощь,  оказанную  во время  работы  с документальны-
ми  и книжными  фондами, руководству  и сотрудникам  Германского 
исторического  института за создание  атмосферы  плодотворных  на-
учных  дискуссий  по проблемам  культурной  дипломатии  социализ-

ма в ХХ  в. Авторы  благодарят  коллег из России,  Германии,  Австрии, 
Венгрии,  Чехии, Швейцарии,  Финляндии,  Польши и Словакии  за 
ценные  замечания  и комментарии,  которые стали важным  интеллек-
туальным  вкладом в развитие  теоретической  концепции исследова-
ния и осмысление его отдельных тематических полей.
Оксана Нагорная,Ольга Никонова,Алексей Попов,
Татьяна Раева,
Никита Трегубов
X