Цвык Г.И. Культурная дипломатия в современных международных отношениях (на примере России и Китая)

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.8 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

135 ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
RUDN Journal of World History
Вестник РУДН. Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ 2018 Vol. 10 No 2 135–144
http://journals.rudn.ru/world-history
DOI: 10.22363/2312-8127-2018-10-2-135-144
КУЛЬТУРНАЯ ДИПЛОМАТИЯ
В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
(НА ПРИМЕРЕ РОССИИ И КИТАЯ)
Г.И. Цud
Российский университет дружбы народов
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В данной статье автор рассматривает понятие культурной дипломатии и механиз-
мы ее реализации на примере Российской Федерации и Китайской Народной Республи-
ки. Многие российские и зарубежные исследователи отмечают aZbfhk\yav между куль-
турной дипломатией и публичной дипломатией. Согласно наиболее распространенной
точке зрения, культурная дипломатия является основой публичной дипломатии, которая
проявляется в поддержании
и разblbb контактов с другими нациями и народами в сфе-
рах культуры, науки и образования. Глаghc целью публичной дипломатии является соз-
дание положительного образа государства за рубежом.
В качестве примера государств, актиgh использующих инструментарий культур-
ной дипломатии, автор приводит Россию и Китай, так как опыт Москu и Пекина в дан-
ной сфере позволяет достаточно успешно распространять русский и китайский языки,
культуру и традиции народов обеих стран по всему миру.
Ключеu_ слоZ: культурная дипломатия, Россия, Китай, «мягкая сила»
В_^_gb_. Культурная дипломатия является одним из наиболее эффек-
тиguo и значимых средств реализации g_rg_iheblbq_kdhc стратегии лю-
бого государства, претендующего на значимую роль в системе соj_f_gguo
международных отношений.
Термин «культурная дипломатия» пояbeky в 1930-х годах и был \_^_g
в научный оборот американским исследователем Ф. Баргхорном. Согласно
его определению, это культурная дипломатия –
это «манипуляция культур-
ными материалами и кадрами в пропагандистских целях» [1]. Таким образом,
изначально термин имел идеологизированный подтекст, что было обосновано
конъюнктурой того j_f_gb.
Одно из перuo определений понятия «культурная политика» было
\_^_gh в оборот на круглом столе ЮНЕСКО в Монако в 1967 г. В докладе
«Политика в сфере культуры – предварительные соображения»
под полити-
ко й в сфере культуры понимался «комплекс принципов, администратиguo
и финансоuo b^h\ деятельности и процедур, которые обеспечивают осно-

Tsvyk G.I. RUDN Journal of World History, 2018, 10 (2), 135–144
136 DIALOGUE OF CIVILIZATIONS
m дейстbc государства в области культуры». В этом контексте реализация
политики в сфере культуры представляет собой «kx сумму сознательных и
обдуманных дейстbc (или отсутстb_ дейстbc) в обществе, направленных
на достижение определенных культурных целей, посредством оптимального
использования k_o физических и духоguo ресурсов, которыми располагает
общество в данное j_fy» [2].
В XXI _d_ под влиянием
процессов глобализации и в услоbyo форми-
рования новой полицентричной системы международных отношений в каче-
стве инструментов усиления влияния государств на мироu_ политические
процессы наряду с военно-политическим весом и экономическими ресурса-
ми рассматривалась концепция «мягкой силы» государства. В соответстbb с
концепцией «мягкой силы», автором которой был американский полито-
лог Дж.
Най, в ее состав oh^yl три базоuo компонента: привлекательность
системы ценностей государства, привлекательность его культуры, эффектив-
ность невоенных механизмов g_rg_c политики [3].
В западной политологической научной школе отмечают прямую связь куль-
турной дипломатии и «мягкой силы» государства. Западные ученые дефинируют
культурную дипломатию как b^ публичной дипломатии и неотъемлемую часть
политики «мягкой силы
», dexqZxs_c в себя «обмен идеями, информацией,
произведениями искусства и другими компонентами культуры между государ-
ствами и населяющими их народами с целью укрепления aZbfhihgbfZgby» [4].
Рассматривая дефиниции культурной и публичной дипломатии в рос-
сийской научной школе, стоит отметить, что российские ученые разделяют
оба понятия, но также считают культурную дипломатию неотъемлемой ча-
стью
политики «мягкой силы» государствa [5].
По нашему мнению, осноgZy задача культурной дипломатии состоит
в укреплении межгосударственных отношений, поur_gbb социально-куль-
турного сотрудничества, продb`_gbb национальных интересов государства,
более того, в обеспечении его национальной безопасности.
Понятийный аппарат области «культурной дипломатии» сложен. Кул ь-
тура представляет собой совокупность ценностей, которые создают смыс-
ловое наполнение для общества
, dexqZxsZy в себя как «ukhdmx» (лите-
ратура, искусство, образование), так и массовую культуру. Именно эти на-
правления государства стремятся демонстрировать зарубежной аудитории в
процессе реализации культурной дипломатии. Культурная дипломатия явля-
ется осноghc составляющей публичной дипломатии, которая проявляется в
информировании международной общественности, поддержании и разblbb
контактов с другими народами в сфере
образования и культуры, нацеленной
на создание привлекательного образа страны за рубежом. Акторами публич-
ной дипломатии uklmiZxl как государственные структуры и физические
лица (профессиональные дипломаты), так и непраbl_evkl\_ggu_ и неком-
мерческие организации. В услоbyo глобализации aZbfhaZисимого мира,
в котором распространение технологий массовой коммуникации обеспечи-

Цud Г.И. Вестник РУДН. Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 2018. Т. 10. № 2. С. 135–144
137 ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
вает упрощение общения людей из разных стран, культурная дипломатия яв-
ляется исключительно важным аспектом для обеспечения международного
мира и стабильности.
В связи с этим в настоящее j_fy практически k_ крупные государства
пытаются dexqblv культурную дипломатию в свои g_rg_iheblbq_kdb_
стратегии и рационально ее использовать.
По мнению российского ученого И.В. Радикова, «мягкую
силу» государ-
ства можно использовать двумя способами.
Осноghc способ, услоgh автором обозначенный как «искусственный»,
предполагает приоритетное проведение различных мер информационного, ре-
кламного и пропагандистского характера, направленных на улучшение между-
народного имиджа государства. Этот путь формирует образ «мягкой силы» и
dexqZ_l три осноguo направления: публичную дипломатию, государствен-
ную дипломатию (имеется в
b^m традиционная дипломатия), программы по-
мощи разblbx зарубежным странам и оказание гуманитарной помощи [6].
Вместе с тем ряд зарубежных и отечественных исследователей, используя
понятийный аппарат «мягкой силы» Дж. Ная, абсолютизируют значение и роль
культурной дипломатии в процессе поur_gby «мягкой силы» государства. В ка-
честве универсального средства поur_gby привлекательности страны они u-
дb]Zxl
необходимость реализации таких мер, как, например, расширение ино-
странного радиовещания, проведение международных информационных про-
грамм, осуществление программ образовательных и культурных обменов и др.
Таким образом, культурная дипломатия сочетает политику государства
в отношении определенных сфер культурной деятельности, культуру g_r-
неполитической деятельности, инструментальное использование культуры и
культурных норм h g_rg_iheblbq_kdbo дейстbyo; способствует
исполь-
зованию в дипломатической деятельности государства инструментов культур-
ного влияния для достижения межгосударственного aZbfhihgbfZgby, меж-
дународного мира и стабильности через преодоление культурных барьеров;
предполагает использование различных факторов культуры, искусства и об-
разования с целью защиты и продb`_gby на международной арене собствен-
ных национальных интересов [7].
Культурная дипломатия: опыт России
В этом контексте
культурная дипломатия как инструмент g_rg_c поли-
тики приобретает огромную важность для нашего государства. Учитывая тот
факт, что российская культура самобытна и в то же j_fy является неотъем-
лемой частью глобального культурно-исторического наследия человечества,
уровень aZbfhihgbfZgby и противостояния российской и мировой культур
h многом предопределял светлые и темные стороны в истории
отношений
России с другими государствами. Именно поэтому столь важно сохранить пре-
емственность лучших традиций этого многовекового диалогa [8].

Tsvyk G.I. RUDN Journal of World History, 2018, 10 (2), 135–144
138 DIALOGUE OF CIVILIZATIONS
По мнению ряда ученых, h j_f_gZ СССР культурная дипломатия была
чрезuqZcgh идеологизирована, что сужало возможности ее воздейстby на
k_ слои населения зарубежных стран [8]. Вместе с тем эта работа была по-
ставлена на государственный уровень, u^_eyebkv средства из государствен-
ного бюджета, осуществлялся контроль со стороны центральных координи-
рующих органов. Актиgh были задействованы
дипломатические органы,
которые сами плотно занимались культурной дипломатией и контролировали
деятельность других загранучреждений, прежде k_]h отделений Союза совет-
ских обществ дружбы (ССОД), Агентства печати «Новости» (АПН) и Соwd-
спортфильма. В целом эффект от k_o этих усилий был очеb^_g, несмотря на
k_ издержки идеологических подходов.
Стоит отметить, что актиghklv России в
этой области значительно сни-
зилась после 1991 г. В перu_ годы после распада Советского Союза реша-
лись gmlj_ggb_ политические и экономические задачи по слому прежней
системы и срочного ukljZb\Zgby нового режима на основах либерально-
го капитализма. В 1990-е гг. фактически прекратили работу государственные
структуры g_rg_c пропаганды и распространения культуры воg_. Да
и го-
сударство в целом значительно ослабло, исчезла государственная идеология,
потерялись общенациональные цели, размылось национальное самосозна-
ние. Национальные цели и ценности конвертировались в задачи укрепления
политической власти и приватизации государственной собственности.
К культурной дипломатии стали ghь обращаться лишь в начале 2000-х гг.
Были воссозданы, хотя и под другими названиями, некоторые структуры
, за-
нимаrb_ky культурной дипломатией в СССР. К этой работе стали подклю-
чаться полугосударственные и частные фонды. Осуществляется на коммер-
ческой основе uklZ\hqguc обмен, организуются гастроли музыкальных и
театральных коллективов. Однако нерешенные проблемы остаются в такой
чувстbl_evghc для российского самосознания сфере, как положение сооте-
чественников за рубежом.
Стоит отметить, что h
g_rg_iheblbq_kdbo документах России на-
ряду с термином «культурная дипломатия» в качестве синонима часто упо-
требляется понятие «g_rgyy культурная политика». МИД РФ в программ-
ном документе «Осноgu_ направления работы МИД России по разblbx
культурных связей с зарубежными странами» дает следующее определение:
g_rgyy культурная политика ‒ это специфический инструмент достижения
g_rg_iheblbq_kdbo целей государства
посредством разblby международ-
ного культурного сотрудничествa [9]. В документе также подчеркивается, что
aZbfh^_cklие дипломатии и культуры имеет даgb_ исторические традиции
и служит национальным интересам России. Культурная дипломатия способна
ghkblv существенный deZ^ в достижение основополагающих целей и поu-
шение эффектиghklb g_rg_c политики России. Культурные связи как один
из самых гибких и поэтому
наиболее действенных инструментов в механизме

Цud Г.И. Вестник РУДН. Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 2018. Т. 10. № 2. С. 135–144
139 ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
g_rg_iheblbq_kdhc деятельности призваны работать на создание благопри-
ятного и объектиgh]h образа России в мире.
В данном контексте культура, являясь инструментом g_rg_c политики,
должна разb\Zlv чувства симпатии к стране, укреплять позитиguc имидж
государства за рубежом, способствовать налаживанию долгоj_f_gguo свя-
зей между государствами, общественными организациями и людьми, ghkblv
deZ^ в налаживание межгосударственного aZbfh^_cklия
в других обла-
стях, в том числе в сфере экономики.
По нашему мнению, в эпоху конфликтов и международной нестабильно-
сти роль культуры как инструмента «мягкой силы» в дипломатии невозможно
и просто опасно недооценивать. Тем не менее Россия пока недостаточно ис-
пользует огромный потенциал культуры и искусства для формирования при-
влекательного
образа государства. И государство, и немногочисленные культур-
ные фонды deZ^u\Zxl в разblb_ культурной политики недостаточно средств.
Вместе с тем не стоит забывать, что в критические моменты истории, в перио-
ды конфликтов и противостояний, именно культура была мощным источником
вдохновения и притягательности нашей страны для зарубежной аудитории. В ко н-
це ХIХ
‒ начале ХХ в. Россия актиgh «экспортировала» литературу, оперу и
балет; в середине ХХ в. пропагандировала свои достижения в освоении космо-
са, в области точных наук. В настоящее j_fy перед Россией стоит задача найти
ноu_ культурные образы и символы для создания достойного имиджа госу-
дарства и привлечения зарубежной аудитории либо
творчески переосмыслить
возможности традиционных архетипических культурных образов и символов.
Вместе с тем, согласно Ук а з у Президента Российской Федерации от 24 де-
кабря 2014 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной полити-
ки», термин «культурная политика» дефинируется как «дейстby, осуществляе-
мые органами государственной власти Российской Федерации и общественными
институтами, направленные на поддержку, сохранение и разblb_
k_o отраслей
культуры, k_o b^h\ творческой деятельности граждан России и формирование
личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей» [10].
Таким образом, несмотря на меры, принимаемые нашим государством
в данном направлении, нам представляется преждеj_f_gguf давать оценки
эффектиghklb культурной дипломатии России. Вместе с тем представляется
целесообразным рассмотрение опыта зарубежных стран в реализации
этого
компонента «мягкой силы», в частности, Китая – государства, умело исполь-
зующего «мягкую силу» в своей g_rg_iheblbq_kdhc деятельности.
Культурная дипломатия Китая
Китай – ноuc игрок в мировой культурной дипломатии. У Китая в XXI _d_
пояbeZkv своя g_rg_iheblbq_kdZy доктрина, которая обозначает приори-
тетную роль реализации «культурной дипломатии» страны. В ней обозначе-
ны осноgu_ источники «культурной
дипломатии» – богатство национальной

Tsvyk G.I. RUDN Journal of World History, 2018, 10 (2), 135–144
140 DIALOGUE OF CIVILIZATIONS
культуры и успех китайской модернизации, а проводником этой политики
призвана стать «гармоничная» дипломатия, построенная на идеях многообра-
зия моделей разblby, поддержании глобальной стабильности и создании ус-
лоbc для всеобщего процветания», в котором, прежде всего, заинтересованы
разb\Zxsb_ky страны [11].
В качестве осноgh]h рычага Пекин используют китайские диаспоры, про-
живающие за рубежом (хуацяо), роль
которых неуклонно возрастает в количествен-
ном и экономическом отношении. Уж е сегодня они представляют собой серьезную
опору для дальнейшего укрепления g_rgbo позиций «Поднебесной» [12].
Перu_ представления о культурной дипломатии Китая связаны с по-
явлением институтов Конфуция, которые являются одним из важных инстру-
ментов для продb`_gby «мягкой силы» КНР.
В соответстbb с уставом
этих школ, подготовленных канцелярией при
министерстве образования Китая, осноghc задачей данных образовательных
учреждений является способствование дальнейшему укреплению культурно-
го и языкового познания Китая, разblbx дружеских отношений между Ки-
таем и другими странами, стимулированию разblby мирового культурного
многообразия и g_k_gby deZ^Z в построение гармоничного общества.
При этом подчеркивается, что Институты Конфуция
не носят политический
характер, и их мероприятия направлены на укрепление сотрудничества в об-
ласти образования, культуры, экономики в Китае и за рубежом. В странах
Азии в настоящее j_fy действуют около 100 Институтов Конфуция и более
30 курсов китайского языка, на долю стран АСЕАН приходится 29 Инсти-
тутов Конфуция и 15 языкоuo курсов [13]. Для многих
жителей этих стран
знание китайского языка позволяет продb]Zlvky по карьерной лестнице, по-
скольку он станоblky глаguf языком бизнеса и делоuo связей в регионе.
В США, Еjhi_ и России Китай также открыл отделения Института
Конфуция, предполагая таким образом продb]Zlv так называемое «культур-
ное превосходство Китая». ОсноgZy миссия Институтов Конфуция – способ-
ствовать росту
понимания Китая и китайской культуры h k_f мире, разb-
Zlv дружеские отношения КНР с другими странами.
В последнее j_fy экономика Китая стремительно разb\Z_lky, что способ-
ствует увеличению интереса иностранных государств к китайской истории и куль-
туре. Для привлечения большего интереса китайское праbl_evkl\h проводит по-
литику по распространению китайского языка h
k_f мире. Преподавание китай-
ского языка способствует распространению и самой культуры и традиций Китая.
В начале 2013 года Институтом Конфуция был обнародован «Проект по
разblbx 2020». Согласно его положениям в течение последующих 10 лет ко-
личество желающих говорить на самом массовом языке планеты должно ujZ-
сти ^\h_. Подобные изменения конъюнктуры будут влиять на
авторитет Китая
в международном сообществе. Это своеобразная «мягкая сила страны» [14].
Вместе с тем стоит отметить, что в настоящее j_fy Китай позициониру-
ет себя как ноuc центр «мягкой силы», разblb_ и индустриализация которо-

Цud Г.И. Вестник РУДН. Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 2018. Т. 10. № 2. С. 135–144
141 ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
го являются частью целенаправленной долгосрочной социально-культурной
политики государства. Руководство страны, максимально используя «мягкую
силу» на международном уроg_, поurZ_l влияние китайской культуры
и расширяет присутстb_ культурной продукции Китая на мировом рынке.
Наращивание «мягкой силы» в потенциале стратегии строительства «могу-
щественного культурного государства» стало одной из ключеuo задач в по-
литике КПК
, определенных решениями XVIII партийного съезда [15]. Более
того, «мягкой силе» отводится важная роль в процессе реализации «мечты о
великом возрождении китайской нации».
В перспективе, по мнению автора, праbl_evkl\h КНР придаст ноu_
импульсы своей имиджевой политики, разblbx двустороннего и много-
стороннего формата сотрудничества, продb`_gby своих национальных ин-
тересов в международных институтах и многосторонних
форматах aZbfh-
дейстby – ООН, «Группы двадцати» ШОС и др. Пекин осознает наличие
огромного количества gmlj_ggbo проблем, разрывов и нераghf_jghklb в
экономическом и социальном разblbb страны, преодоление которых требу-
ет значительного j_f_gb. Вместе с тем руководство Китая осознает, что его
нынешний бурный рост не сможет быть постоянным, что есть естественно-
исторические «пределы
роста». Именно поэтому в настоящее j_fy политика
«мягкой силы» Китая станоblky весьма популярной и актиgh используется
h g_rg_iheblbq_kdhf инструментарии страны.
Заключение. По нашему мнению, также стоит рассмотреть термин
«культурная политика», который подразумевает наличие тех ценностей и
принципов, которыми руководствуется любой социальный организм в вопро-
сах культуры. Культурная политика реализуется
как государством в лице орга-
нов законодательной и исполнительной власти, так и различными института-
ми в частном секторе – от корпораций до общественных организаций. Стоит
подчеркнуть, что культурная политика является некой системой координат
для тех, кто принимает решения или совершает дейстby, так или иначе ока-
зывающие влияние на культурную жизнь общества и
государства.
Подводя итог, стоит еще раз отметить важность культурной диплома-
тии в соj_f_gguo международных отношениях. Культурная дипломатия
связана с использованием культуры в качестве объекта и средства достиже-
ния основополагающих целей g_rg_c политики государства, создания бла-
гоприятного образа страны, популяризации культуры и языков ее народов.
Опираясь на проведенный анализ, можно сделать
u\h^ о том, что сте-
пень влияния государства на процесс формирования имиджа страны и разb-
тия межкультурного диалога определяется не только историческими традици-
ями и политическим устройством каждой отдельной страны. Усиление этой
роли диктуется реалиями международных процессов в соj_f_gguo услоb-
ях глобализации и информационной открытости.
© Цud Г.И., 2018

Tsvyk G.I. RUDN Journal of World History, 2018, 10 (2), 135–144
142 DIALOGUE OF CIVILIZATIONS
ЛИТЕРАТУРА
[1] Barghoorn F.C. The Soviet Cultural Offensive. The role of Cultural Diplomacy in Soviet
Foreign Policy. Princeton, 1960. P. 353.
[2] Востряков Л. Культурная политика: осноgu_ концепции и модели / Институт
культурной политики. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics/80.html.
[3] Nye Joseph Jr. Propaganda Isn’t the Way: Soft Power // The International Tribune. Janu-
ary 10, 2003. P. 17.
[4] Clarke D. Theorising the role of cultural products in cultural diplomacy from a Cultural
Studies perspective // International Journal of Cultural Policy, 2016. Volume 22. Issue 2.
P. 147–163.
[5] Василенко Е.В. Культурная дипломатия как инструмент «мягкой силы» государ-
ства // Перспектиu. Электронный журнал. 2016. № 1 (5). С. 68–80.
[6] Радиков И.В., Лексютина Я.В. «Мягкая сила» как соj_f_gguc атрибут великой
держаu // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 2.
С. 19–37.
[7] Каширина Т.В., ФедотоZ К.Е. Культурная дипломатия как средство g_rg_c куль-
турной политики // Дипломатическая служба. 2017. № 2. С. 22–27.
[8] Лебедева О.В. Культурная дипломатия как инструмент g_rg_c политики России
на соj_f_gghf этапе // Международная жизнь. 2016. № 9. С. 76–84.
[9] Осноgu_ направления работы МИД России по разblbx культурных связей Рос-
сии с зарубежными
странами // Официальный сайт МИД РФ. 13.02.2004. URL:
http://archive.mid.ru//nsdksu.nsf/6786f16f9aa1fc72432569ea0036120e/3ab2f674ebfae
614c3256e39002d28a6?OpenDocument.
[10] Ук а з Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверж-
дении основ государственной культурной политики». Сайт Президента Россий-
ской Федерации / URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208.
[11] У Байи. Вэньхуа вайцзяо: лиши, сяньши дэ сыкао [Культурная дипломатия: анализ
истории и соj_f_ggh]h состояния]. URL: http://www.aisixiang.com/data/102951.html.
[12] Чжан Юйцюань. Чжунмэй wgvomZ вайцзяо бицзяо яньцзю [Сраgbl_evgh_ ис
-
следование китай
ско-американской культурной дипломатии]. Издательство «Ши-
шин», 2013. 251 с.
[13] Официальный сайт Института Конфуция (Ханьбань). URL: http://www.hanban.edu.cn/.
[14] Ганьшина Г.И. История разblby политики «мягкой силы» в Китае. Вестник Рос-
сийского университета дружбы народов. Серия: «Всеобщая история». 2016. № 3.
С. 63–72.
[15] Вотинцева К.А. Культурная дипломатия Китая // Гуманитарные научные исследо-
вания. 2014. № 11 (39). С. 112–115.
REFERENCES
[1] Barghoorn F.C. The Soviet Cultural Offensive. The role of Cultural Diplomacy in Soviet
Foreign Policy. Princeton, 1960. P. 353.
[2] Vostryakov L. Kul’turnaya politika: osnovnye kontseptsii i modeli / Institut kul’turnoi
politiki. URL: http://www.cpolicy.ru/analytics/80.html.
[3] Nye Joseph Jr. Propaganda Isn’t the Way: Soft Power // The International Tribune. Janu-
ary 10, 2003. P. 17.

Цud Г.И. Вестник РУДН. Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 2018. Т. 10. № 2. С. 135–144
143 ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
[4] Clarke D. Theorising the role of cultural products in cultural diplomacy from a Cultural
Studies perspective // International Journal of Cultural Policy, 2016. Volume 22. Issue 2.
P. 147–163.
[5] Vasilenko E.V. Kul’turnaya diplomatiya kak instrument «myagkoi sily» gosudarstva //
Perspektivy. Elektronnyi zhurnal. 2016. № 1 (5). S. 68–80.
[6] Radikov I.V., Leksyutina Ya.V. “Myagkaya sila” kak sovremennyi atribut velikoi der-
zhavy // Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2012. № 2. S. 19–37.
[7] Kashirina T.V., Fedotova K.E. Kul’turnaya diplomatiya kak sredstvo vneshnei kul’turnoi
politiki // Diplomaticheskaya sluzhba. 2017. № 2. S. 22–27.
[8] Lebedeva O.V. Kul’turnaya diplomatiya kak instrument vneshnei politiki Rossii na
sovremennom etape // Mezhdunarodnaya zhizn’. 2016. № 9. S. 76–84.
[9] Osnovnye napravleniya raboty MID Rossii po razvitiyu kul’turnykh svyazei Rossii s
zarubezhnymi stranami // O? tsial’nyi sait MID RF. 13.02.2004. URL: http://archive.
mid.ru//nsdksu.nsf/6786f16f9aa1fc72432569ea0036120e/3ab2f674ebfae614c3256e390
02d28a6?OpenDocument.
[10] Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 24 dekabrya 2014 g. № 808 «Ob utverzhdenii
osnov gosudarstvennoi kul’turnoi politiki». Sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii / URL:
http://www.kremlin.ru/acts/bank/39208.
[11] Wu Baiyi. Wenhua waijiao: lishi, xianshi de sikao [Kul’turnaya diplomatiya: analiz isto-
rii i sovremennogo sostoyaniya]. URL: http://www.aisixiang.com/data/102951.html.
[12] Zhang Yuquan. Zhongmei wenhua waijiao bijiao yanjiu [Sravnitel’noe issledovanie
kitaisko-amerikanskoi kul’turnoi diplomatii]. Izdatel’stvo «Shishin», 2013. 251 s.
[13] O? tsial’nyi sait Instituta Konfutsiya (Hanban).URL: http://www.hanban.edu.cn/.
[14] Gan’shina G.I. Istoriya razvitiya politiki «myagkoi sily» v Kitae. Vestnik Rossiiskogo
universiteta druzhby narodov. Seriya: «Vseobshchaya istoriya». 2016. № 3. S. 63–72.
[15] Votintseva K.A. Kul’turnaya diplomatiya Kitaya // Gumanitarnye nauchnye issledovani-
ya. 2014. № 11 (39). S. 112–115.
CULTURAL DIPLOMACY
IN CURRENT INTERNATIONAL RELATIONS
(ON THE EXAMPLE OF RUSSIA AND CHINA)
Galina I. Tsvyk
Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University)
10/2 Miklukho-Maklaya St., Moscow, Russia, 117198
The article considers the concept of cultural diplomacy and mechanisms of its imple-
mentation on the example of Russia and China. Many Russian and foreign researchers empha-
size connection between the cultural diplomacy and the public diplomacy. According to them,
the cultural diplomacy is a basis of the public diplomacy, which manifests itself in maintain-
ing and developing contacts with other nations and peoples in the ? elds of culture, science and
education. The objective of the public diplomacy is to create a positive image of the country
abroad.

Tsvyk G.I. RUDN Journal of World History, 2018, 10 (2), 135–144
144 DIALOGUE OF CIVILIZATIONS
The author gives as an example the culture diplomacy of Russia and China, due to both
countries successfully promote Russian and Chinese languages, their culture and traditions.
Keywords: cultural diplomacy, Russia, China, “soft power”
Информация об аlhj_ / Information about the author
Цud Галина ИгореgZ – аспирант кафедры теории и истории международных от-
ношений, факультет гуманитарных и социальных наук, Российский университет дружбы
народов. E-mail: ganshina_gi@rudn.university.
Galina I. Tsvyk – postgraduate student of the Department of Theory and History of In-
ternational Relations, Peoples’ Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow,
Russia. E-mail: ganshina_gi@rudn.university.
Для цитирования / For citations
Цud Г.И. Культурная дипломатия в соj_f_gguo международных отношениях
(на примере России и Китая) / Вестник Российского университета дружбы
народов.
Серия: ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 2018. ТОМ 10. № 2. C. 135–144. DOI: 10.22363/2312-
8127-2018-10-2-135-144.
Tsvyk G.I. Cultural diplomacy in current international relations (on the example of
Russia and China) / RUDN JOURNAL OF WORLD HISTORY. 2018. 10(2): 135–144. DOI:
10.22363/2312-8127-2018-10-2-135-144.
Рукопись поступила в редакцию / Article received: 12.02.2018
X