НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.22 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

116 по отношению к трем предыдущим яey_lky сh_]h рода «несоf_klbfhklv».
Дхарма не может быть смешана ни с либерализмом, ни с социализмом, ни с на-
ционализмом. Она, существует «параллельно», т. к. для нее отсутстm_l проти-
hihklZление сфер жизни общестZ, протиhihklZление природного, социаль-
ного и индиb^mZevgh]h. Тем не менее, она содержит в себе
элементы _^msbo
ценностей k_o трех доктрин.

Примечания

1. См.: Upadhyaya, D. Integral Humanism / Deendayal Upadhyaya [Электронный
ресурс]. – Режим доступа : http://www.bjp.org/.
2. См.: Andersen, W. The Brotherhood in Saffron: The Rashtriya Swayamsevak Sangh
and Hindu Revivalism / Walter K. Andersen, Shridhar D. Damle [Электронный ре-
сурс]. – Режим доступа : http://en.wikipedia.org/wiki/the_brotherhood_in_saffron:_
the _ rashtriya _ swayamsevak_ sangh_and_hindu_revivalism.
3. Upadhyaya, D. Integral Humanism / Deendayal Upadhyaya [Электронный ресурс].
– Режим доступа : http://www.bjp.org/.
4. См.: Pre-occupation with materialism [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
http://en/wikipedia/org/wiki/Integral_humanism.


В В
а а
л л
е е
р р
и и
й й

К К
и и
м м

Е Е
к к
а а
т т
е е
р р
и и
н н
а а

И И
в в
а а
н н
ч ч
е е
н н
к к
о о


Некоторые особенности дипломатии Китая
в период средневековья

Тысячелетиями огромный культурный Китай
сущестhал среди Zj\Zjkdbo коче-
uo племен на Се_j_ и относительно малых и слабых государственных образоZgbc на
Юге и Востоке
1. Такое положение, сохраниr__ky и в средние _dZ, отразилось на
внешнеполитических haaj_gbyo как элиты, так и k_]h китайского народа, считаr_]h
сhx страну центром земли и остального чело_q_klа, у которого нечему учиться куль-
турным китайцам. Комплекс этноциbebaZpbhggh]h превосходстZ отразился даже на
такой прагматической сфере деятельности, как дипломатия
2.
Из_klgh, что китайцы – одни из самых обходительных людей h k_f мире,
их корректность в делоhc сфере и коммуникабельность в обычной жизни часто
станоylky темами для многочисленных научных трудов. Период Средне_dhья
стал для Китая эпохой различных затяжных hcg и длительных межэтнических
контактов. Расширение пределов государстZ, увеличение данников из числа ино-
земных
праbl_e_c было целью g_rg_c политики множестZ династий, сменяв-
ших друг друга на политической арене Китая. Неоднократные hcgu сменялись
периодами неустойчивого перемирия.
Используя с_^_gby об особенностях китайской дипломатии, которые при-
_^_gu далее, можно избежать многочисленных просчетов при межэтнических
контактах с китайцами в соj_f_gguo международных отношениях.
Ретроспектиguc экскурс в политику Китая в период
Средне_dhья пока-
зыZ_l, что c падением империи Хань на рубеже II–III \. в Китае происходит
смена эпох: заканчиZ_lky дреgbc период истории страны и начинается Средне-
_dhье
3. Перuc этап раннего феодализма hr_e в историю как j_fy Троецар-

117 стby (220–280 гг.). На территории страны сложилось три государстZ (Вэй – на
се_j_, Шу – в центральной части и У – на юге), eZklv в которых по типу при-
ближалась к h_gghc диктатуре. Но уже в конце III в. политическая стабильность
в Китае ghь утрачиZ_lky, и он станоblky легкой добычей хлынувших сюда
кочеuo племен, преимущест_ggh
оседаrbo в се_jh-западных районах страны.
С этого момента в течение двух с полоbghc _dh\ Китай был разделен на се_j-
ную и Южную части, что сказалось на последующем его разblbb.
Укрепление централизоZgghc eZklb происходит в 20-х гг. V в. после осно-
Zgby здесь империи Южная Сун и в 30-х гг. V в. –
на се_j_, где усилиZ_lky им-
перия Се_jgZy Вэй, в которой стремление к устаноe_gbx единой китайской го-
сударст_gghklb было ujZ`_gh сильнее. В 581 г. на се_j_ произошел государ-
ст_gguc переhjhl: полкоh^_p Ян Цзянь отстранил императора и переменил
назZgb_ государстZ Суй. В 589 г. он подчинил сh_c eZklb южное государстh
и i_jые после четырехсотлетнего периода
раздробленности hkklZghил поли-
тическое единстh страны.
Если же гоhjblv об особенностях разblby политических сya_c Китая с
другими государстZfb в более поздний период, то необходимо отметить, что в
XV в. актиbabjm_lky южное напраe_gb_ g_rg_c политики. Китай f_rbается
h v_lgZfkdb_ дела и захZluает ряд районов Бирмы. С 1405 по 1433 год в
страны Юго-Восточной
Азии, Индии, Араbx и Африку со_jrZ_lky семь гран-
диозных экспедиций китайского флота под рукоh^klом Чжэн Хэ (1371 – около
1434). В разных походах он _e от 48 до 62 только крупных кораблей (это путе-
шестb_ со_jr_gh за 100 лет до открытия Колумбом Америки, причем флагман-
ский корабль Чжэн Хэ преhkoh^be в дZ с лишним раза по
размерам знаменитую
«Санта Марию» Колумба). Целью hy`Z было устаноe_gb_ торгоuo и диплома-
тических сya_c с заморскими странами, хотя ky g_rgyy торгоey была с_^_gZ
к обмену данью и дарами с зарубежными посольстZfb, на частную же g_rg_-
торгоmx деятельность накладыZeky строжайший запрет. КараZggZy торгоey
также приобрела характер посольских миссий.
Частная торгоZy деятельность
признаZeZkv легальной и доходной для казны, од-
нако общест_ggh_ мнение считало ее недостойной уважения и требоZшей системати-
ческого контроля со стороны eZkl_c. Само же государстh _eh активную внутреннюю
торговую политику. Казна принудительно закупала тоZju по низким ценам и распре-
деляла продукты казенных промыслов, продавала лицензию на торговую деятельность,
сохраняла систему
монопольных тоZjh\, содержала императорские лаdb и насаждала
государст_ggu_ «торговые поселения».
Анализируя особенности тайной и официальной китайской дипломатии в
Средние _dZ, делаем uод, что она исходила из концепции «предопределенного
менталитета» остального мира от Китая, поскольку «Небо над миром одно, Ман-
дат Неба u^Zg императору, следоZl_evgh, _kv остальной мир – ZkkZe Китая.
Император получил
ясный приказ Неба править китайцами и иностранцами... С
тех пор как сущестmxl Земля и Небо, существует и деление на поданных и госу-
дарей, низших и ukrbo. Поэтому сущестm_l определенный порядок в отноше-
ниях с иностранцами…»
О сути такого «определенного порядка» гоhjbl иероглиф «фань», обозна-
чающий одноj_f_ggh иностранца, чужеземца, подчиненного, дикаря.
По пред-
стаe_gbyf китайцев, их страна – круг, ibkZgguc в кZ^jZl мира, а в уголках
кZ^jZlZ существуют ur_mihfygmlu_ «фань», относиться к которым гуманно
нельзя, поскольку «принцип морали для упраe_gby Китаем, принцип нападения – для

118 упраe_gby Zjарами». Заh_\Zgguf Китаем уголкам мирового кZ^jZlZ даZebkv сле-
дующие названия: Аньдун (Смиренный Восток), Аннань (Смиренный Юг).
Знание мира у китайской _jomrdb было, но оно принципиально игнориро-
Zehkv: _kv некитайский мир рассматриZeky как что-то периферийное и однооб-
разное, многообразие мира и реальность заслонялись шоbgbklbq_kdhc и китае-
центрической догмой, которая
, hafh`gh, и по сей день дает о себе знать в мента-
литете китайцев.
На практике апологеты «предопределенного ZkkZebl_lZ» удоe_lорялись номи-
нальным ZkkZebl_lhf: главными обязанностями «ZkkZeZ» были посещение Пекина
(официально трактуемое как прояe_gb_ _jghih^^Zggbq_klа) с подарками китайскому
императору (трактуемыми как дань) и получение «ZkkZehf» еще более ценных подар-
ков от императора
, именуемых «милостью и жалоZgv_f».
Объясняется данный феномен китайской дипломатии тем, что концепция
«предопределенного ZkkZebl_lZ» была рассчитана не столько на иностранцев,
сколько на самих китайцев: b^bfhklv ZkkZebl_lZ – дополнительное доказатель-
стh eZklb династии, которая таким образом убеждала народ, что перед ней «k_
иностранцы в трепете подчинились», «бесчисленные государстZ спешат стать
ZkkZeZfb, принести
дань и узреть Сына Неба». Таким образом, в Китае g_rgyy
политика находится на службе gmlj_gg_c политики прямо, а не опосредоZggh,
как на Западе. Параллельно убеждению масс, в стремлении большинстZ стран «приоб-
щиться к циbebaZpbb» нагнеталось также ощущение g_rg_c опасности от закорене-
лых варваров с Се_jZ для сплочения общестZ и оправдания
жестокой налогоhc экс-
плуатации: «Отсутстb_ g_rgbo jZ]h\ _^_l к распаду государстZ».
С целью усиления психолого-идеологического ha^_cklия в нужном на-
праe_gbb на иностранцев и собст_gguc народ была абсолютизироZgZ церемо-
ниальная сторона дипломатических контактов. В соот_lklии с дипломатиче-
ским ритуалом «коу-тоу», просущестhаrbf до 1858 г., иностранные предста-
bl_eb должны были uihegblv ряд
унижающих их личное и государст_ggh_
достоинстh их стран условий аудиенции с китайским императором, в том числе 3
преклонения и 9 падений ниц.
В 1660 г. цинский император так прокомментироZe прибытие в Пекин рос-
сийской миссии Н. Спафария: «Русский царь назZe себя Великим Ханом и вооб-
ще в грамоте его много нескромного. Белый царь
k_]h лишь глаZ племен, а са-
монадеян и грамота его кичлиZy». Россия находится далеко на западной окраине
и недостаточно циbebahанна, но в присылке посла b^gh стремление к uihe-
нению долга. Поэтому _e_gh Белого царя и его посла наградить милостиh». От-
каз Н. Спафария стать на колени при получении даров императора был
расценен
как «недостаточное обращение русских к циbebaZpbb». Китайский саноgbd от-
кро_ggh заяbe русскому послу, что «Русь не ZkkZe, но обычай переменить
нельзя». На что Спафарий от_lbe: «Ваш обычай от нашего разнится: у нас идет к
чести, а у Zk к бесчестью». Посол уезжал из Китая с убеждением, что «они легче
потеряют царстh сh_, чем покинут обычай сhc».
В то j_fy как официальная дипломатия uihegyeZ роль атрибута импер-
ского _ebqby Китая, конкретные задачи g_rg_c политики решались методами
тайной неофициальной дипломатии, т. е. китайская дипломатия – с дhcguf дном
(тайная дипломатия в дmo странах решает только немногие деликатные конкрет-
ные задачи). Тайная дипломатия
старого Китая проникнута духом легизма и его приори-
тетом государственных интересов любой ценой (цель опра^uает средстZ) и исходит
из реального положения _s_c, а не из догм официальной политики.

119 Поскольку hcgZ для огромного земледельческого Китая k_]^Z была бреме-
нем, он постоянно исходил из того, что «дипломатия – альтернатиZ hcg_»:
«сначала разбей замыслы jZ]Z, потом его союзы, затем его самого».
Инструментарий китайской дипломатии состоял не только из хитроумных
ловушек, но и из разработанных на k_ случаи опасной международной жизни
конкретных
g_rg_iheblbq_kdbo доктрин:
– горизонтальная стратегия – в самом начале и в упадке династии. Слабый
Китай klmiZ_l в союзы с соседями против дальнего для Китая, но близкого сосе-
дям протиgbdZ. Таким образом, соседи отe_dZxlky в протиhiheh`ghf от Ки-
тая напраe_gbb;
– _jlbdZevgZy стратегия – в апогее династии: Сильный Китай наступает на
соседей «в союзе с
далекими против близких»;
– комбинационная стратегия – смена союзников как перчаток;
– сочетание h_gguo и дипломатических методов: «пером и мечом надо дей-
стhать одноj_f_ggh»;
– «использоZgb_ яда в качест_ протиhy^by» (Zjаров против Zjаров);
– симуляция слабости: «прикинувшись деbp_c, броситься, как тигр в от-
крытые д_jb».
Резюмируя k_ r_ сказанное, приходим к следующим uодам:
Дипломатию – игру без праbe – Китай доhevgh успешно преjZlbe в игру
по сhbf праbeZf, используя стратагемный подход, в качест_ сh_]h рода ди-
пломатического каратэ, неизбежно фатальной для протиgbdh\ Поднебесной.
Стратагема – это особый стратегический план, в котором для протиgbdZ за-
ложена ловушка. Соот_lklенно, дипломатическая стратагема – сумма целена-
праe_gguo дипломатических и иных мероприятий, рассчитанных
на реализацию
долгоj_f_ggh]h стратегического плана решения кардинальных задач g_rg_c
политики.
Философия интриги, искусстh едения в заблуждение, активная дальновидность;
умение не только рассчитать, но и запрограммироZlv ходы в политической игре –
именно в этом заключена дипломатическая стратагема Китая – осноgh_ средстh
борьбы с g_rgbfb jZ]Zfb государстZ в период Средневековья.
В соj_f_gguo условиях китайская
дипломатия умело использует некото-
рые приемы из богатого арсенала «китайских перегоhjguo церемоний» для ула-
жиZgby межконфессиональных и межэтнических конфликтов.

Примечания

1 Гоhjh\, Ю. Л. История стран Азии и Африки в средние _dZ / Ю. Л. Гоhjh\. –
М., 2003.
2 ИсмаилоZ, С. Всемирная история / С. ИсмаилоZ. – М., 1996. 3 Поляк, Г. Б. Всемирная история : учеб. для mah\ / Г. Б. Поляк, А. Н. МаркоZ. –
М., 2005.
X