Заметки о корнях русской йоги. Александр Шевцов_Издательство Роща

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.78 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

1
Прикладная культу рно-историческая психология

А.Шевцов
З аметки о корнях
русской йоги
Издательство
«Роща»
2015

ISBN 978-5-990556-92-8
ISBN 978-5-990556-70-6 (с.)
УДК 159.922
ББК 919.88
Ш37
УДК 159.922
ББК 919.88
© Шеph А., 2014-2015
© Издательство «Роща», 2015
Ш37
Серия «Прикладная культурно-историческая психология».
Обложка: Смирнова А.
Шеph А.
Заметки о корнях русской йоги.
Иваново: Издательство «Роща», 2015. — 184 с. — изд. 2-е, испр. —
(Серия «Прикладная культурно-историческая психология»).
ISBN 978-5-990556-92-8
«Так случилось, что моя психологическая работа привела меня в
йогу или, быть может, будет вернее сказать, к йоге. И вот я стою
у края этой страны и не решаюсь занебсти ногу над великой чертой,
за которой живут избранные и избравшие. Мой действительный
интерес — не сама йога, а то, что йога знала о внимании. Но чтобы
добраться до этого, необходимо обрести хотя бы самое общее
понятие о йоге вообще.
И тут невозможно не учитывать то, что йога современная —
это совсем не то же самое, что считалось йогой изначально. Она
возникает как таковая лишь на рубеже прошлого века после того,
как почти полностью исчезла в Индии...».

3
В ведение
Я потратил достаточно сил и времени, чтобы ис -
следовать, что такое разум, из каких частей состоит
и на каких основаниях работает. Теперь, мне кажется,
п ри ш ло врем я поп робоват ь пон я т ь, ка к я д у ма ю и ка к
можно думать лучше.
Весь мой опыт показывает, что это не просто h -
прос поиска приемо или даже иных принципов. Раз -
ум — не память, которую можно улучшить, проделав
какие-то упражнения. И не искусство поиска неор -
динарных подходов. Он и так постоянно достраивает
себя, создавая новые орудия как свои собственные ча -
сти. Все виды научной организации труда, рациона -
лизации и изобретательства дают новые плоды рабо -
ты разума, но не меняют его самого.
Весь мой опыт говорит: улучшить работу разума
можно, лишь поменявшись настолько, что это либо
превращение в иное существо, либо смена мира. Раз -
ум работает на основе образа мира, поэтому переход
в лучший мир улучшает и человека, и его разум. Воз -
можно ли такое?

4
...
Так случилось, что моя психологическая работа
привела меня в йогу или, быть может, будет вернее
сказать, к йоге. И вот я стою у края этой страны и не
решаюсь занести ногу над великой чертой, за которой
живут избранные и избравшие. Мой действительный
интерес — не сама йога, а то, что йога знала о внима -
нии. Но чтобы добраться до этого, необходимо обрести
хотя бы самое общее понятие о йоге вообще.
И тут невозможно не учитывать то, что йога со -
временная — это соk_fg_lh`_kZfh_qlhkqblZehkv
йогой изначально. Она возникает как таковая лишь на
рубеже прошлого века после того, как почти полно -
стью исчезла в Индии. Возрождение йоги — дело рук
энтузиастов, перед которыми человечество в неоплат -
ном долгу. Однако и kydbofhr_ggbdh к этому делу
примазывалось немало.
Поэтому k_ наши понятия о йоге искажены и ис -
порчены. Частично потому, что возрождавшие ее люди
были нашими современниками, а значит, непроизволь -
но трактовали йогу сквозь призму своего мировоз -
зрения. Частично же йогическая культура творилась
людьми недобросовестными, способными ради нажи -
вы искажать понятия, а иногда и откровенно фальси -
фицировать действительность.
В общем, k_ как обычно. Таково положение дел
в нашу, так сказать, Кали югу, век железа, техноло -
гий и естественных наук. Чтобы добраться до истины
о душе и ее проявлениях, необходимо провести куль -
турно-исторические раскопки собственного сознания
Прикли а. дняруьт л ьлосче опххьлг глАт

5
и сознания тех, кто сейчас говорит и думает о йоге. Вот
эту задачу культурно-исторического очищения поня -
тий йоги я и имел в виду, приступая к моим Заметкам.
Если честно, я довольно давно интересуюсь йогой,
наверное, с семидесятых годо прошлого века. Но это
было знакомство по тем публикациям, что существо -
вали тогда в советской печати, да по случайным бу -
кинистическим изданиям йога Рамачараки, что воk_
не давало возможности ею заниматься. Но в середине
восьмидесятых меня приобщили к упражнениям, ко -
торые, надо полагать, были взяты из Раджа-йоги, что
оказалось для меня на удивление знакомым.
Надо признаться, к тому времени йога для меня
уже была хатха-йогой, и потому упражнения в духе
Патанджали я йогой не считал. Наша культура йоги
складывалась на основе того, что писали о йоге совет -
ские мастера, а они писали о хатха-йоге. Я особо под -
черкиваю это свое затруднение, поскольку думаю, что
подобный культурный стереотип живет в сознании
множества людей и по сей день.
Мы непроизвольно ищем учителей, а ch]_b учи -
телей и гуру, которые разъяснят нам, что правильно,
скажут, что делать и, вообще, возьмут на себя ответ -
ственность за мою жизнь. Даже прочита Бхагавадгиту,
излагающую исходные виды йоги, я так и не пришел к
уверенности в том, что k_hgb\hafh`gu[_a\ueZfu -
вания ног и стоек на голове.
Тем более, что в 1985 году во время этнографи -
ческих поездок по Верхневолжью я оказался знаком
Введение

6
с людьми, называвшими себя мазыками, которые хра -
нили знания о русском тайноведении, если можно так
выразиться, и начал учиться у них. Тут уж о чистоте
моей Раджа-йоги говорить не приходилось. Тем не ме -
нее, знания эти оказались столь неожиданными, что
я постоянно делал попытки взглянуть на них со сто -
роны. И йога предоставляла для такого обзора весьма
подходящие возможности.
Поэтому в конце восьмидесятых и начале девя -
ностых я делал попытки добрать йогу, чтобы обрести
понимание того, чем владел. Я даже прошел курсы
Хатха-йоги у какого-то учителя с Украины. Дней пять
я мучил себя асанами и выяснил, что совершенно не
обладаю необходимой гибкостью. Единственная поза,
которая мне давалась легко, был Лотос или Падмасана,
что меня весьма удивляло…
Кроме того, я познакомился с мастером дыхания,
который, правда, пранаямой не владел, но практиковал
дыхание по Бутейко. По Бутейко я дышать так и не на -
учился, но зато понял то, что мне говорили о дыхании
старые мазыки. А, благодаря Хатха-йоге, смог задать
одному из старико вопрос про асаны, на что получил
ответ:
— Про асаны ничего сказать не могу, а вот осанка у
тебя должна k_]^Z быть такой, чтобы сквозь тебя тек -
ла сила жизни…
Это оказалось весьма полезным и  жизни, и в бо -
евых искусствах, в частности, в рукопаши. Но еще по -
лезней эти слова были для того, чтобы понять: русский
язык очень близок к санскриту, — k_ же мы были
Прикли а. дняруьт л ьлосче опххьлг глАт

7
когда-то единым народом индоевропейцев. Что же
касается тайноведения, к которому, безусловно, отно -
силась и дреgyy йога, то у него просто должно быть
много общего, поскольку подобные знания хранились
и оберегались особенно тщательно.
В конце июля 2013 года в Индийском посольстве
состоялась klj_qZ русских його со знаменитым ин -
дийским санскритологом и гуру Вагишем Шастри.
И во время этой беседы он однозначно заявил, что мы
русские стоим гораздо ближе к санскриту, чем корен -
ное население Индии, так как языки на которых они
говорят в быту дальше от санскрита, чем наш русский.
Впрочем, это общеизвестный научный факт, что
санскрит ближе k_]hbf_gghdjmkkdhfmb литоkdhfm
языкам. Так что совпадение йогического понятия «аса -
на» и русской «осанки» соk_f не случайно. И это не
единственное совпадение.
Тот же Шастри развивает так называемую Вагйо -
гу, название которой производит от древневедического
слова Вяч — богиня речи. Но Вяч Вед однокоренное
слово с русским вякать, где свершился обычный пере -
ход «ч» в «к». Русское вякать имеет сниженное значе -
ние по сравнению с божественной речью, но такова
судьба k_okZdjZevguokeh при смене культур…
Йога — древнее искусство, но чтобы его понять,
необходимо уметь читать йогические тексты, значит,
мало иметь грамотного учителя йоги, желательно еще
и иметь знатока санскрита. Древность йоги и близость
санскрита к русскому языку дает надежду, что русский
человек через нее может немало узнать про самого себя,
Введение

8
но для этого надо уметь рассмотреть за англо-хинду -
истскими искажениями истинное звучание йогических
понятий. Например, за Джняна-йогой — йогу знания.
Могу честно признаться, что для меня освобож -
дение от тех культурных путей, которые проложены
в российской йоге, весьма непросто. Сейчас, обладая
знаниями и опытом в самой йоге, я уже мог бы оценить
то, чем владею и занимался почти тридцать лет, как
йогу, но внутренне я k__s_g_fh]mgZa\Zlvk_[ych]hf
поскольку не владею асанами и не стал хатха-йогом.
Подозреваю, что этим болеют и многие другие.
В России с правом могут назвать себя йогами только
те, кто может поместить на своем сайте снимок себя
в одной из сложнейших асан.
Вполне естественно, эта монополия на праh гоh -
рить от лица йоги вызывает сопротивление, и многие
люди в обход подобных гуру просто едут куда-нибудь
в Индию или Тайланд и проходят там курсы различ -
ных медитаций. Может ли человек, прошедший пару
курсо Випасаны в течение нескольких месяце и до -
стигший поразительных результатов, уверенно гово -
рить про себя, что он йог? Или же йогическое сообще -
ство его осмеет?
Русская йога — это уже большой мир, ог ромное со -
общество и экономический рынок. Входя в различные
чаты и на форумы, оказываешься в обычной для Инета
атмосфере дрязг и хамства. Но сквозь k_ это просма -
тривается некое подводное движение. Это сообщества,
Прикли а. дняруьт л ьлосче опххьлг глАт

9
сложиrb_ky gmljb Русской йоги, сражаются между
собой. Сообщества эти, так или иначе, связаны с эконо -
микой и включают в себя те личности, которые пред -
лагают пути.
Часть из этих личностей, подобно Андрею Сидер -
скому, носящему среди своих романтическое имя Сид,
а за рубежом просто Мастер Андрэ, имеет за плечами
десятилетия Хатха-йоги и огромный внутренний опыт
как усилий, так и достижений. Этим явно отличаются
и Бойко и Лапа.
Другие берут знанием санскрита и могут судить
о прочих йогах с некоторым научным снобизмом, как
о людях, плохо понимающих, о чем говорят. Есть и та -
кие, которые откровенно делают из йоги шоу, чтобы
зарабатывать, как это свойственно американцам и аме -
риканским журналам по йоге.
И появились уже люди с посвящениями и чуть ли
не мировым признанием, создавшие собственные аш -
рамы и монастыри…
Между лидерами разных сообществ, возможно,
и существует какое-то взаимодействие, а кого-то даже
уважают, но проследить это по публикациям и сетевой
жизни не удается. Обычная капиталистическая эконо -
мика с ее конкурентной борьбой.
При этом сами вожди направлений — весьма та -
лантливые люди, действительно достигшие немало -
го. Однако на k_o сценах мира, включая йогическую,
свита k_]^Z делала короля, как говорят театралы… Ты
можешь быть королем сам по себе, но сыграть короля
нельзя, если этого не сделают те, кто изображают свиту.
Введение

10
Что настораживает: k_ эти школы и направле -
ния, так или иначе, связывают сейчас себя с какими-то
источниками в Индии. Можем ли мы допустить, что
батюшка-царь был хорош и ничего не знал о том, как
бояре мучили русский народ? Можем ли мы посчитать,
что сами просветленные мастера не имеют никакого
отношения к экономике йоги, а это русские в своем
привычном хамстве k_bkdZabeb"
Про Вагиша Шастри сами индусы возмущенно су -
дачат, что он наживается на учениках. А Шивананда,
читавший лекции не в России, а  Европе и Америке,
не мог удержаться, чтобы даже в своих книгах не гово -
рить, что американцы накопили много долларов… Нет,
индийские учителя йоги воk_ не глупы и не чужды
правильного отношения к силам, правящим миром.
Хуже того, сами думающие индусы говорят
о том, что девять из десяти современных йогических
гуру и бабов — воплотившиеся ракшасы и зовут их
бакши- г у р у…
Но если, входя в мир русской йоги, я klmiZx на
еще один капита листический рынок, то могу ли я одно -
значно доверять тому, что мне здесь продают? А ch]_
k_ продается, причем, порционно, расфасованным
в почасовой упаковке.
Я понимаю, что настоящая йога есть, она просто
скрывается в глубине, под слоями пены, которую созда -
ют, чтобы получать выгоду. Более того, я допускаю, что
настоящая йога проста и вполне доступна русскому че -
ловеку. Думаю даже, что у нее и русского тайноведения
Прикли а. дняруьт л ьлосче опххьлг глАт

11
были общие корни, уходящие во времена индоевропей -
ского единства.
Но как до них добраться?
Пока, как психолог-профессионал, я b`m только
один путь: культурно-историческое исследование, по -
зволяющее проходить слой за слоем то, что закрыва -
ет от новичка Сердце йоги. Что ж, начну по порядку,
с того, как йога пришла в Россию.
Введение
Окончание пробного фрагмента.
Далее ufh`_l_hagZdhfblvky
с содержанием
и книгами схожей тематики.

Содержание
Введение ......................................................................... 3
Заметки о русской йоге ................................................. 4
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. СОВЕТСКАЯ Й О ГА
Глава 1. Истоки советской йоги ............................... 16
Глава 2. Можно ли создать йогу? ............................. 21
Глава 3. Можно. Разрешаю ....................................... 28
Глава 4. Философские рамки ................................... 35
Глава 5. Йога и свобода ............................................. 38
Глава 6. ЗубкоkdZy йога ........................................... 42
Глава 7. Институт гуруидальности ......................... 47
Глава 8. Философия советской йоги ........................ 53
Глава 9. Советская йога сейчас ................................ 59
Глава 10. Психическое здоровье ............................... 65
Советской йоги .......................................................... 65
Заключение ................................................................ 69
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ЗАПАДНА Я Й О ГА
Глава 1. Йог Рамачарака ............................................ 75
Глава 2. Артур Авалон .............................................. 79
Глава 3. Йога Змеиной силы ..................................... 84
Глава 4. Йога и Кундалини- йога .............................. 92
Глава 5. Попытки разобраться. Макс Мюллер ....... 97
Глава 6. Бессмертие и свобода. Мирча Элиаде ..... 103
Глава 7. Поломничество в страну Востока. Ге с с е .10 9
Глава 8. Третий глаз Рампы .................................... 119

Глава 9. Тибетская йога и тайные доктрины
ЭZgk- Венц ................................................................. 124
Глава 10. Творческая медитация Анагарики
Го в и н д ы ................................................................... 132
Глава 11. Психоделическая йога .............................. 136
Глава 12. Йога шестидесятых ................................... 143
Глава 13. В Индию с ЛСД. Рам Дасс ...................... 14 8
Глава 14. Буддийская йога ....................................... 155
Заключение ............................................................... 162
Заключение: «Современная йога» ............................. 16 4
У К АЗАТ Е Л И
Именной указатель .................................................... 16 9
Предметый указатель ............................................... 17 2
Список литературы ...................................................... 176
Книга доступна к заказу
на сайте Издательства «Роща»
roscha.store

Издательство «Роща»
представляет
книгу А. Шевцова
Йога Тапас
Глаu которые вошли  эту
книгу, писались как раздел в
Учебник прикладной Науки Ду -
мать. После того, как раздел был
закончен, то стало очеb^gh
что Тапас — самостоятельная
и чрезuqZcgh важная тема для
ищущего человека, и мы решили
издать ее отдельной книгой.
Небольшое исследование из
13 гла рассматривает понятие
Тапаса  осноguo дреgbo тек -
стах, дошедших до наших дней.
«Тем не менее,  той мере,  какой я хочу понять эту
работу  йоге, я ugm`^_g следовать Патанджали. А
Патанджали, как мы читали  зачине его lhjhc глаu
говорит: “Если хочешь оeZ^_lv йогой ума, освой пред -
шестmxsmx культуру работы над собой. Освой то, что
делали дреgb_ih^bf_g_fLZiZk»
Книга доступна к заказу
на сайте Издательства «Роща»
roscha.store
X