Балахванцев А.С., Шинкарь О.А. Бронзовый котел с греческой надписью

Формат документа: pdf
Размер документа: 3.02 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

39
А.С. БалахванцеH:RbgdZjv
Бронзоucdhl_ek]j_q_kdhcgZ^ibkvx
из Сосноdb <he]h]jZ^kdZyh[eZklv)

Ключеu_keh\Z поздние сарматы, бронзоucdhl_ebfihjlgZyf_lZeebq_kdZyihkm^Z
бог Блекур, греческая надпись
KeZRUGV: Late Sarmatians, bronze cauldron, imported metal vessels, god Blekour, Greek inscription
В 1972 году  Волгоградский областной
краеведческий музей был прислан по почте
бронзоuc котел, обнаруженный у с. Сос-
ноdZ Котовского района Волгоградской
области. Котел был приобретен у владель-
ца по акту № 8 от 19 мая 1972 года, а затем
сотрудник музея В. И. Мамонто u_oZe
на место находки¹. Оно располагалось
примерно  7 км к востоку от с. СосноdZ
на ukhdhf правом берегу р. Бурлук. Как
оказалось, котел был uiZoZg из насыпи
большого кургана, ukhlhchdhehf_ljZ
Рядом расположены еще два кургана, оба
ukhlhc до 1 метра. Курганы интенсиgh
распахивались. По рассказу тракториста,
вместе с котлом были обнаружены точеные
костяные изделия, которые он ihke_^kl-
bbыкинул по причине ненадобности. В 2001 году музей получил средства
по Федеральной программе по сохранению
культурного наследия, что позволило отре-
стаjbjh\Zlv котел. После рестаjZpbb
проведенной научным сотрудником музея
А. Г. Черемушникоuf котел был очищен
от окисло и uijZ\e_g Сосуд имел ров-
ное и прямое дно, округлое раздутое \_jo-
ней трети тулово и резко отогнутый наружу
венчик (рис. 1). На тулове отмечены следы
починки  дреghklb — четыре бронзоu_
заплатки, прикрепленные с gmlj_gg_c
стороны котла. Следо крепления ручек
или треножника не прослеживается. Высо-
та котла — 40,9 см., наибольший диаметр
тулова — 48,6 см, диаметр горла — 36,6 см,
диаметр по венчику — 40,4 см, диаметр
дна — 24,3 см. Толщина стенок составляет

¹ Авторы приносят свою искреннюю благодарность В.И. Мамонтову, любезно поделиr_fmky воспоминаниями
о поездке Khkghку ]h^m.
Бронзоucdhl_ek]j_q_kdhcgZ^ibkvxbaKhkghки
<олгоградская область

40
0,5–0,7 мм. Край венчика не прокован и име-
ет толщину 2,5–3 мм. Вес котла  смятом
состоянии — 4,853 кг, после рестаjZpbb —
5,570 кг. Нужно отметить, что  процессе
рестаjZpbb на корпусе котла были вос-
становлены понесенные предметом утраты.
В дреghklb когда котел подвергся «риту-
альной смерти» посредством деформации,
его пробили  нескольких местах, остаb\
вмятины и порезы, а из тулова была uj_-
зана широкая полоса металла 24х10 см. Цельнокованый котел изготовлен в тех-
нике udhehldb (дифоdb  Чтобы восста-
ноblv его  прежних формах, рестаjZlhj
нагревал котел газовой горелкой до темно-
красного цвета, т. е. примерно до темпера-
туры 800–900
оС. Участок котла с греческой
надписью, о которой пойдет речь ниже,
нагревался паяльной лампой. В центре
на дне котла с g_rg_c стороны отмече-
на круглая неглубокая насечка диаметром
3 мм. Это сb^_l_evkl\m_l о том, что при
изготовлении котел подвергался токарной
проработке. Котел долгое j_fy использовался
сарматами по прямому назначению — для
приготовления пищи, о чем сb^_l_evkl-
вуют нагар и бережная рестаjZpby котла
заплатками. До рестаjZpbhgguo работ
на gmlj_gg_c и g_rg_c стороне котла
местами сохранялся пористый слой нагара
и сажи. В кочевой сарматской среде на террито-
рии Волго-Донских степей такие предметы
имеют статус импорто и концентрируются
 курганах перuo веко нашей эры. Как
известно, поступление античного импорта
 b^_ металлической посуды приобре-
тает массоuc характер именно с рубежа
эр (Рае 1994, с. 24–25; Сергацко 1994,
с. 19–27; Скрипкин, 1997, с. 32–36; 2017,
с. 167–182; Балахванце Шинкарь, 2018,
с. 194). Случаи нахождения кованых котлов
в насыпях кургано встречаются на про-
тяжении всех стадий разblby сарматских
культур: ранней, средней и поздней. Так,
с территории междуречья Волги и Дона они
Рис. 1 – Фото бронзового котла из Сосноdb
А.С. БалахванцеH:RbgdZjv

41
происходят из кургана 1 могильника Базки
(Балахванце Шинкарь, 2018, с. 193–203),
из кургана 75 Жутовского могильника (Сер-
гацкоk Dhl_ebaKhkghки
не является исключением, он также найден
gZkuibdmj]ZgZ. В типологическом отношении сосуд при-
ближается к типам Эггерс 39, 40 (Eggers,
1951, Taf. 5, 39; 6, 40), но при этом имеет
некоторые отличия. Они состоят  том,
что у котла из Сосноdb отсутствуют кре-
пления ручек, и он практически  два раза
больше, чем другие котлы, рассмотренные
Х. Эггерсом. Осноu\Zykv на наблюдениях
Х. Эггерса, дату производства котла можно
отнести к стадии В2 (50/70–150/170 гг. н.э.).
Нужно отметить, что точных аналогий котлу
из Сосноdb нам не известно. И тем более
нет их kZjfZlkdhckj_^_. На gmlj_gg_c стороне отогнутого вен-
чика котла находилась uj_aZggZy специ-
ализированным инструментом — резцом
(штихелем) греческая надпись:
Θεῷ Ἄρει
Βληκουρῷ ἐκ τῶν τοῦ θεοῦ v ἐπιμελουμένου
Ἀπολιναρίου Πρείσκου,
которая была опе-
ратиghba^ZgZ Pmpdbgk . Через десять лет к этой надписи обра-
тился u^Zxsbckykh\_lkdbcbjhkkbckdbc
эпиграфист Ю. Г. Виноградо уточниrbc
интерпретацию первого издателя и предло-
жиrbc следующий перевод: «Богу Аресу
Блекуру из средст бога попечительством
Аполинария Приска»² (Виноградо 1984,
с. 40, 41). Ю. Г. Виноградо также обратил
gbfZgb_ на то, что эпиклеза божества —
Блекур — встречается только на юге Фра-
кии, и сделал обоснованный u\h^ о фра-
кийском происхождении котла (Виноградо
1984, с. 41). Осуществленные  2001 году рестав-
рация и очистка котла от патины и нале-
та привели к обнаружению на g_rg_c
поверхности тулова не замеченного прежде
граффито, которое, по-b^bfhfm было
прочерчено острием ножа С. Ю. Сапрыкин пришел к заключению, что граффито u]ey
-
дит как
  и его следует понимать как
λ(έβης) Π = 80 λί(τραι) , т. е. «котел объ-
емом  80 (римских) фунто (SaprNLQ
2003, p. 225–226). Однако,  таком случае,
учитывая, что римский фунт равен 327 гр.
(Lang, 1976, p. 58, not. 6), объем котла
должен состаblv 26,16 кг (26,16 л.). Меж-
ду тем, судя по измерениям и подсчетам,
uiheg_gguf О. А. Шинкарь, объем котла
достигает пятидесяти литро К тому же,
работа с самим котлом и ukhdhdZq_kl\_g-
ными фотографиями участка с граффито
позволяет утверждать, что на самом деле
граффито u]ey^bldZd
// (рис. 2, 2; 3),
а составляющие его знаки, скорее всего,
имеют с греческими буквами лишь g_r-
нее сходство и были прочерчены кем-то из
ноuokZjfZlkdboohay_ котла. В статье С. Ю. Сапрыкина также
содержалось утверждение, что  надписи
на венчике не было никакого причастия
ἐπιμελουμένου , а вместо него стояло муж-
ское имя
Ἐπιμένου (SaprNLQS. 225).
Данная точка зрения успела получить отра-
жение  авторитетном эпиграфическом
издании (SEG LIII 802bis). Однако проверка
по оригиналу показала, что С. Ю. Сапрыкин
был \_^_g заблуждение присланной ему
прорисоdhcgZ^ibkb 6DSUkin, 2003, p. 227,
fig.). Дело  том, что она была uiheg_gZ
не знающим греческого языка художником,
который пропустил  слове
ἐπιμελουμένου
пять букbl_fkZfufij_ратил причастие
ebqgh_bfy<j_ZevghklbgZ^ibkvgZну-
тренней стороне венчика u]ey^bl так, как
это b^gh на публикуемых нами фотогра-
фии (рис. 2, 1 ) и прорисоd_ jbk LZdbf
образом, ее чтение и перевод, предложен-
ные некогда Ю. Г. Виноградоuf можно
считать окончательно установленными. Что можно сказать о дате надписи
и обстоятельствах, при которых котел
попал  поволжские степи? Для ответа на
перuc вопрос обратимся, прежде всего,

² Было ukdZaZghij_^iheh`_gb_hlhfqlh надписи упоминаются два разных человека — Аполинарий и его отец
Приск (LGPN IV, p. 34, 290), которое из-за отсутстbyZjlbdeyi_j_^ihke_^gbfkeh\hfg_ih^^Z_lky\_jbnbdZpbb.
Бронзоucdhl_ek]j_q_kdhcgZ^ibkvxbaKhkghки
(Волгоградская область)

42
к палеографии надписи. Она характеризу-
ется следующими чертами: альфа с косой
перекладиной; бета с разновеликими полу-
кружьями; курсиgu_ формы эпсилона и
сигмы; омикрон практически полностью
соiZ^Z_l с габаритами строки; лямбда и
альфа с uklmiZxs_c \_jo правой боко-
вой чертой; курсиgZy омега, средняя чер-
та которой  одном случае ниже бокоuo
а ^\mo^jm]bogZoh^blkykgbfbgZh^ghf
уроg_m пи горизонтальная гаста uklmiw-
ет за габариты букu расширенные и изо-
гнутые бокоu_we_f_glum мю. Напомним, что Ю. Г. Виноградо дати-
ровал надпись на венчике котла начиная
со II gw <bgh]jZ^h, 1984, с. 43, прим.
19). Издатели «Лексикона греческих личных
имен» отнесли ее ко II  н. э. (LGPN IV,
p. 34, 290), а С. Ю. Сапрыкин — к периоду не
ранее II  н. э., скорее, к первой полоbg_
III gw 6DSUkin, 2003, p. 229). Представ-
ляется, что данные точки зрения нуждаются
 определенном уточнении. Начертания
букoZjZdl_jgu_^eygZ^ibkbgZdhle_ba
Сосноdb встречаются и на других памят-
никах, обнаруженных во Фракии, например,
Рис. 2, 1 – Фото надписи на венчике котла; 2, 2 – Фото плечикоdhleZkыделенным граффито.
А.С. БалахванцеH:RbgdZjv

43
 посвящении Асклепию из района Ловеча
начала III gw 'LHDOWHQ=LYLOLVDWLRQHQ%Xl-
gariens, 2007, nr 189 = IGBR II 543). Анало-
гичная палеография наблюдается и  над-
писи на саркофаге середины II – середины
III  н. э. из Фессалоники (Roman Art and
Civilization, 2014, p. 61, fig.). Однако  над-
писи на милевом столбе j_f_gbFZdkbfb-
на Фракийца (235 – 238 гг. н. э.) из Топейра
мы b^bfm`_kh\_jr_ggh^jm]mxdZjlbgm
ромбоb^guc омикрон, угловатые омега и
эпсилон, альфа с прямой горизонтальной
гастой, бета с раgh\_ebdbfb полукружья -
ми, мю с прямыми бокоufb элементами,
присутствуют лигатуры (Roman Art and Civi-
lization, 2014, p. 60, fig.). Поэтому надпись
на котле из Сосноdb лучше датировать
серединой II – первой четвертью III  н. э.
Не противоречат этой датироd_ и языко-
u_ данные. Так, во фракийских надпи-
сях II  н. э. встречается написание имен
Аполинария через одну лямбду (LGPN IV,
p. 34) и Приска через дифтонг
 (LGPN IV,
p. 290). Предлагаемая дата также хорошо
соответствует j_f_gb производства котла
(50/70 – 150/170 гг. н.э.). Поиски ответа на завершающий вопрос
нашего исследования о том, как котел из
Фракии мог попасть так далеко на восток,
 Азиатскую Сарматию, следует начать
с анализа точек зрения предыдущих иссле-
дователей надписи. Ю. Г. Виноградоhklh-
рожно предположил, что сначала котел был
похищен из святилища Ареса Блекура гра-
бителями, dhlhjuoряд ли можно b^_lv
самих сарматоbebrvaZl_fi_j_oh^yba
рук  руки, оказался  Поволжье (Виногра-
до 1984, с. 41, 43, прим. 22). С. Ю. Сап -
рыкин считал, что котел достался сарматам
в 251 г. н.э., когда варвары опустошили
Фракию и Мезию, а затем разгромили рим -
ского императора Траяна Деция (SaprNLQ
2003, p. 230–231). Однако последняя версия uau\Z_l
у нас сомнения. Во-перuo источники
не содержат данных о том, что во вторже-
нии 250 – 251 гг. н.э. принимали участие и сарматы (Ременнико 1954, с. 53–70).
Во-вторых, судя по сочинению Иордана
«О происхождении и деяниях гето (Iord.,
Get., 102–103), боеu_ дейстby на терри-
тории Фракии  250 г. н. э. охватили район
от Филиппополя (соj Пловди до Берои
(соj Стара-Загора). Между тем, надпись,
упоминающая культ Блекура, происходит из
окрестностей Ивайло]jZ^Z (Виноградо
1984, с. 41). Следовательно, именно там
и надо локализовать храм этого божест-
ва. Но тогда это святилище jy^ ли могло
пострадать от рук варваро действовав-
ших 0 г. н. э. [he__k_\_jguojZchgZo
Фракии. Маловероятными представляются нам
и варианты разграбления храма Блекура
в 253 и 267 – 268 гг. н. э. В первом случае
варвары, осадиrb_ Фессалонику, судя
по отмеченному Зосимом (Zos., I, 29, 2) при-
сутстbx  их рядах маркомано пришли
с северо-запада и не имели никакого отно-
шения даже к северо-причерноморским сар-
матам. Во втором, герулы, отступаrb_ из
Ахайи через Македонию и Фракию, jy^eb
могли увезти с собой захваченную во j_fy
похода добычу, так как были разбиты импе-
ратором Галлиеном и его полководцами
(Ременникоk . На наш взгляд, храм Блекура, скорее
всего, был разорен  170 – 171 гг. н. э.
во j_fy вторжения костобоко Это при-
карпатское племя, воспользоваrbkv
ослаблением римской границы на Нижнем
Дунае, вторглось Gb`gxxF_abxZaZl_f
и во Фракию, следуя через Малую Скифию
и Адамклиси (Кудряp_, 1954, с. 248–258).
На своем пути  Македонию и Ахайю,
а также при возjZs_gbb домой, костобо-
ки не могли миновать Адрианополя (соj
Эдирне),  непосредственной близости
от которого находится Ивайло]jZ^ Воз-
можно, что костобоки ограбили святилище
на обратном пути, захвати с собой, наря -
ду с другой добычей, и бронзоuc котел.
Не исключено, что уже за Дунаем костобоки
подверглись нападению сарматоdhlhju_
Бронзоucdhl_ek]j_q_kdhcgZ^ibkvxbaKhkghки
(Волгоградская область)

44
Рис. 3. ПрорисоdZ[jhgah\h]hdhleZkgZ^ibkvxb]jZnnblh.
судя по данным Корнелия Тацита (Tac., Hist.,
I, 79) и археологическим материалам (Roman
Art and Civilization, 2014, p. 194–199), со вто-
рой полоbgu I . н. э. прочно утвердились
на землях к северу от низоv_ Дуная. И хотя
нам, наверное, никогда не удастся устано- blv точный маршрут, по которому котел из
ПридунаvyihiZe Волгоградскую область,
сам факт его находки так далеко на востоке
красноречиво сb^_l_evkl\m_l о тесных
связях, объединяrbo кочеu_ племена
Еjhi_ckdhcb:abZlkdhcKZjfZlbb.
А.С. БалахванцеH:RbgdZjv

45
Литература
Балахванце А. С., Шинкарь О. А. Бронзоuc котел с греческой надписью из курганного могильника у хут. Базки Волгоградской области // КСИА. 2018. Вып. 251. С. 193–203.
Виноградо Ю. Г. Два бронзоuo котла с греческими надписями из сарматских степей Донбасса и Поволжья // Дреghklb ЕjZabb  скифо-сарматское j_fy / Ред.
А. И. Мелюкова. М.: Наука, 1984. С. 37–43.
Кудряp_ О. В. Эллинские проbgpbb Балканского полуострова во втором веке нашей эры. М.: Издательство АН СССР, 1954. 364 с.
Рае Б. А. Аланы и Рим: археологические реалии  историческом контексте // Античная циbebaZpby и варварский мир. Тез. докладо IV археологического семинара / Ред.
Б. А. РаеGh\hq_jdZkkdFma_cbklhjbb^hgkdh]hdZaZq_kl\ZK.
Ременнико А. М. Борьба племен Северного Причерноморья с Римом  III веке. М.: Издательство АН СССР, 1954. 146 с.
СергацкоB<KZjfZlu<he]h>hgkdbokl_i_cbJbf перu_\_dZgZr_cwjuIjh[e_fu всеобщей истории. / От ред. Д. М. Туган-Барановский. Волгоград: Издательство
ВолГУ, 1994. С. 19–27.
Сергацко И. В. Бронзоuc котел из Жутовского могильника  Волгоградской области //
РА. 2004. № 1. С. 146–148.
Скрипкин А. С. Этюды по истории и культуре сармато учебное пособие. Волгоград: Издательство ВолГУ, 1997. 103 с.
Скрипкин А. С. Сарматы. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. 293 с.
Цуцкин Е. В. Бронзоuc котел с дреg_]j_q_kdhc надписью // Историко-краеведческие записки. Вып. 2 / От ред. Б. С. Абалихин. Волгоград: Нижне-Волжское книжное
издательство, 1974. С. 138–142.
Eggers H. Ju. Der römische import im Freien Germanien. Hamburg: Hamburgisches Museum
für Völkerkunde und Vorgeschichte, 1951. 128 S.
Roman Art and Civilization — A Common language in Antiquit / Ed. M. Iacob. Tulcea: Tulcea Countr&RXQFLOS
Lang M. L. Graffiti and dipinti. Princeton: American School of Classical Studies at Athens, 1976. 116 p. (The Athenian Agora. Vol. XXI).
Die alten Zivilisationen Bulgariens: Das Gold der Thraker / Hrsg. V. Nikolov. Basel: Verlag Antikenmuseum Basel und Sammlung Ludwig, 2007. 268 S.
SaprNLQ6*UHHN,QVFULSWLRQRQ%URQ]H&DXOGURQIURP6RVQRYND9ROJRJUDG5HJLRQ5XVVLa // Thracia XV. In honour of Alexander Fol's 70th anniversary. Sofia: Bulgarian Academy
of Sciences, 2003. P. 225–232.
Бронзоucdhl_ek]j_q_kdhcgZ^ibkvxbaKhkghки
(Волгоградская область)

46
А. С. БалахванцеH:RbgdZjv
Бронзоucdhl_ek]j_q_kdhcgZ^ibkvxbaKhkghки
(Волгоградская область)
Резюме
Archil Balakhvantsev, Ol’ga Shinkar’
The Bronze Greek-Inscribed Cauldron from Sosnovka
(Volgograd Region)
Резюме
В 1972 году oh^_k_evkdhohayckl\_gguojZ[hlmkKhkghка Котовского района Вол-
гоградской области  насыпи большого кургана, ukhlhc около 1,5 метра, был найден
бронзоucdh\Zgucdhl_ek]j_q_kdhcgZ^ibkvx
Θεῷ Ἄρει Βληκουρῷ ἐκ τῶν τοῦ θεοῦ v
ἐπιμελουμένου Ἀπολιναρίου Πρείσκου
, которая переводится как: «Богу Аресу Блекуру из
средст бога попечительством Аполинария Приска». По типологическим особенностям и
палеографическим данным котел можно датировать ij_^_eZok_j_^bgu,,i_j\hcq_l-
верти III gwK\ylbebs_;e_dmjZgZoh^bшееся jZchg_khременного Ивайло]jZ^Z
скорее всего, было разграблено ]]gw\hремя вторжения Jbfkdmxbfi_jbx
племени костобоко<b^bfhm`_aZ>mgZ_fdhklh[hdbih^\_j]ebkvgZiZ^_gbxkZjfZlh,
после чего котел проделал долгий путь из Придунаvy Поволжье. In 1972, farm works near the village of Sosnovka in the Kotovo district of the Volgograd
region discovered in the mound of a big barrow, measuring ca. 1.5 m in height, a bronze
hammered cauldron with the Greek inscription reading: “
Θεῷ Ἄρει Βληκουρῷ ἐκ τῶν τοῦ θεοῦ
v ἐπιμελουμένου Ἀπολιναρίου Πρείσκου
,” or in English translation: “To God Ares Blekour from
the sums of mone which belonged to the god, under the patronage of Apolinarios Preiskos.”
According to the tSRORJLFDOIHDWXUHVDQGSDODHRJUDSKLFGDWDWKHFDXOGURQGDWHVIURPWKHPLG-
second to the first quarter of the third centur$'7KHVDQFWXDU of Blekour in vicinitRIPRGHUQ
Ivailovograd was most probabl plundered in 170–171 AD when the tribe of the Kostobokes
invaded the Roman empire. Perhaps the Sarmatians attacked the Kostobokes who crossed the
Danube, and later on the cauldron made a long waIURPWKH'DQube area to the Volga region.
А.С. БалахванцеH:RbgdZjv
X