Mayak_nad_Volgoy

Формат документа: pdf
Размер документа: 3.28 Мб




Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

2

К читателю
Дорогие читатели, вы рас -
крыли книгу, которая поможет
вам понять особенности жизни
и предназначения оплотов
Православия — монастырей.
Один из них — Свято-
Богородичный мужской мона -
стырь Казанской иконы Божьей
Матери в селе Винновка.
Монастыри были безжалост -
но порушены во времена смуты
народной. Толпа, утратившая
божественную Истину, устре -
милась к мифическому комму -
низму. В нашей области, как и
по всей России, варварски уни -
чтожались монастыри, а вместе
с ними духовное и
историческое наследие страны.
На берегах Волги, срединного
ее течения, остался
израненный, но не покоренный
богатырь, храм в селе
Винновка. Он тревожил совесть
местных жителей и
путешествующих на речных
судах.
После перемен в стране
наши земляки обратились к
начальствующим, в том числе и
к губернатору, с просьбой
восстановить храм. В то время
областью руководил К.А.
Титов. В 1988 году здание церкви села
Винновка было принято
на государственную охрану как
памятник истории и культуры
Куйбышевской области. Повелись
переговоры по проблеме
восстановления.
К.А. Титов неоднократно в
беседах напоминал о восста -
новлении храма. Однако, чтобы
содержать его, одного желания,
мало: ведь прихожане в Винновке,
в основном, сезонные, дачники.
Когда я был назначен на
Самарскую кафедру, то решил
восстановить храм на свои
средства. Но это дело было от -
ложено, потому что завезенные
строительные материалы были
просто-напросто
«приватизированы»,
3

как говорят. Стало понятно: в
Винновке, как и в других городах
и селах, люди еще не готовы сами
взяться за строительство храмов.
Важно возродить веру со -
отечественников, а для этого
надо налаживать дело духовного
просвещения.
В 2005 году, 21 июля, в день,
когда Православной церковью
чтится Казанская икона Божьей
Матери, в селе Винновка была
отслужена божественная
литургия. В храме вновь начались
богослужения. И именно в этот
день было принято совместное
решение — власти и церкви — о
строительстве мужского
монастыря. К этому времени и
власть, и простые люди поняли, что монастырь сможет и духовно,
и материально поддерживать
жизнь людей, которые живут в
Винновке, а также тех, кто будет
приезжать сюда помолиться,
поклониться родным святыням,
прикоснуться душою к земному и
небесному бытию.
Архитектурный проект оби -
тели представил талантливый
архитектор Юрий Иванович
Харитонов. По его проектам
построены прекрасные храмы не
только в России, но и в других
православных странах.
Правительство Самарской
области выделило средства на
строительство. За пять лет
большая часть комплекса по -
строена. На волжском берегу
Почти век ждал возрождения этот храм.
4

уже высится белоснежный храм,
золотом горят на солнце его
купола. Выстроены мона шеский,
гостиничный корпу са,
колокольня. И уже другие
чувства возникают у тех, кто
проплывает мимо Винновки на
теплоходах. Люди любуются
Волжским Афоном, как мы его
называем. Здесь живет и мо лится
монастырская братия. Стекаются
паломники не толь ко с земли
самарской.
Миссия монастыря — стать
духовно-культурным просвети -
тельским центром. В обители
создана прекрасная библиоте ка, в
актовом зале проводятся
семинары для учителей, сове -
щания с ректорами самарских
вузов, заседания межвузовской кафедры теологии и истории ре -
лигий, кафедры православной
педагогики и психологии Са -
марской духовной семинарии.
Духовная и просветитель ская
деятельность монастыря со
временем обретет значи мость
одного из духовных цен тров
России, станет еще од ним
свидетельством истории и
культуры Православия. Будет
побуждать русских людей к
Добру, Свету, Правде, Красо те.
Пробуждать отечественную веру.
Будет вера, состоится че ловек,
окрепнет и процветет наша
страна.
Архиепископ
Самарский и
Сызранский СЕРГИЙ
. .и пришло время вновь сиять куполам, белеть несокрушенным стенам
5

Свет Христов
В середине своего течения к
морю Волга делает крутой пово -
рот и очертаниями становится
похожа на тетиву тугого лука.
Неслучайно эти места названы
Самарской Лукой. Здесь нахо -
дятся заповедные Жигулевские
горы, о которых созданы наро дом
легенды, сказы, написано немало
чудесных поэтических строк.
Многое из народного наследия
оказалось забытым, а то и
поруганным — как, на пример,
древний храм в селе Винновка,
одиноко стоящий на волжском
берегу. И вот что удивительно:
почему-то у вла стей не нашлось
сил и средств стереть этот храм,
как другие, с лица земли.
Проплывающие на белоснежных
теплоходах люди задавали одни и
те же вопросы: «Что это за
церковь?» «Почему она
разрушена?» «Кому она
мешала?» Стыдливо
отворачивались от руин храма одни, смотрели горестно дру гие,
выдумывали небылицы бойкие на
язык экскурсоводы. Эти руины
стали прямым уко ром нашей
совести, которая оставалась жить
в сердцах мно гих людей.
Голос совести — это голос
Бога, и верующие люди пони -
мали, что здесь есть промысел
Божий, раз церковь все стоит и
стоит. Более того - кресты на
куполах не сбиты, лишь погнуты.
Пытались их стащить тросами,
привязанными к тракторам, да
лишь погнули. А храбрящихся
трактористов этих, взявших ся за
поругание святыни, на стигла кара
- кто спился, кто сгинул неведомо
куда. После этого никто не брался
ни за какие посулы за
богохульное дело. И
начальствующие сми рились —
Богу же здесь никто не молится, а
здание крепкое, кирпич хороший,
пригодится для склада или для
чего еще.
6

Но ни для чего здание церкви
почему-то не приспосаблива лось
- лишь коровы в летнюю пору
прятались от жары под
оставшимися от разграбления
сводами.
Пытались хоть как-то убе речь
церковь от полного разру шения
художники — они стали селиться
в этих живописных местах давно,
с пятидесятых годов, покупая
дома гибнущего села под
творческие дачи. За колачивали
проемы дверей от коров досками,
надеялись, что со временем все-
таки найдут ся силы и средства,
чтобы вос становить одну из
святынь об ласти. Ученые-
археологи уже установили, что
здесь были древние поселения
еще в дохри стианскую пору. И
сама церковь имеет свою
историю, а с ее воз никновением
связаны истори ческие личности.
Рядом с селом находится часовня,
тоже имею щая историческую
ценность, и тоже связана с
жизнью и смер тью
замечательного человека.
Но вместо восстановления
храма отдирались доски, при -
крывающие дверные проемы, и
коровы вновь лежали здесь в
жаркие дни.
«Мерзости запустения» все
равно приходит конец. Наступило время не
разбрасывать, а собирать камни.
О том, как это происходило,
как, образно говоря, выпрям лялся
крест на куполах храма в
Винновке, и расскажут эти
очерки. О «разбросанных свя тых
камнях» - исторических
личностях, среди которых ярко
сияет имя святого патри арха
Гермогена, митрополита Казани,
а потом и святителя Москвы. Он
автор молебна в честь Казанской
иконы Бо гоматери, мученик за
веру православную в Смутные
времена.
Особо примечательна Анна
Алексеевна Орлова, дочь про -
славленного воина и госу -
дарственного деятеля графа
Орлова-Чесменского. Не обой -
тись и без рассказа о штабс-
капитане Алексее Люпове, герое
Порт-Артура, личности тоже
замечательной - именно ему
поставлена часовня, уце левшая
до наших дней.
Храм был назван во имя
Казанской иконы Божьей Ма тери,
и почему эта икона так чтима во
всем христианском мире, а
особенно в нашей стра не, хотя бы
кратко, тоже будет рассказано.
Но главное в нашем пове -
ствовании, конечно, почему
7

тьму, делает для нас, грешных,
видимым путь к небесам, осве -
щает все мели и камни, могу щие
разбить вдребезги наши утлые
суденышки, на которых мы
плывем по реке Жизни. И стало
отчетливо видимо и ясно, что свет этого маяка
— Свет Христов.
Ведь сказано, что этот
Свет просвещает всех.
И родились строки,
кото рыми и хочется
закончить эту
вступительную главу.
МАЯК НАД ВОЛГОЙ
Монастырь, творенье рук и Бога,
Витязем поднялся средь холмов.
Это к небу верная дорога,
Это нашей отчины покров.
Стены монастырские над Волгой
Встанут нерушимо и навек,
Чтоб молитвою усердною и долгой
Рать небесную увидел человек.
Колокольня - как маяк и как моленье,
Среди горя, бури и дождей,
Светит нам надеждой на спасенье
Для Отчизны верных сыновей.
Мало их, подвижников усердных,
Что смиренно тяжкий крест несут.
Путь скорбей — дорога верных,
Праведников ангелы ведут.
Так свети нам, Божие творенье,
Для душою верных поводырь.
Зрящим Родину дарован на спасенье
Божьей матери Казанской
монастырь
8

Глаза России
Казанская икона Божией Матери
Первое упоминание о по -
селении Винновка относится к
XVII веку в описании двор цовых
сел Самарского уезда 1671-1672
гг. Население являлось ясачными
(государственными) крестьянами.
Однако в XVII в. среди жителей
села было об наружено немало
переселен цев из числа крестьян
Троице-Сергиевой Лавры. Их не
стали возвращать на прежние
места жительства, а оставили в
Винновке вместе с ясачными,
обязав только платить подати
монастырю. У Казанской Божьей Матери
Дивно светел вечный взгляд,
Жены, дочери и матери
Перед Ней с мольбой стоят.
Сергей Городецкий
При Екатерине II монастыр -
ских крестьян сделали госу -
дарственными («экономически -
ми»), но в 1768 г. и ясачных, и
экономических крестьян Вин-
новки отдали графам Орловым.
В 1807 г. Винновку унаследо вала
А.А. Орлова-Чесменская.
Именно при ней был построен
каменный храм, сохранивший ся
до наших дней.
Казанская икона Божьей
Матери, во имя которой и была
названа церковь. Почему имен но
Казанская, почему она так чтима
в России, почему именно Ее
именем названо так много
храмов величавых, известных
всему миру, как Казанский со бор
в Санкт-Петербурге, и по всем
городам и весям в нашей стране,
в том числе и в селе Винновка?
9

В Интернете упомянуто 16.419
списков Казанской ико ны Божьей
Матери. И это дале ко не все
списки святыни. А са мая
знаменитая икона была явлена в
городе Казани.
Постоянные набеги и расхи щение
наших городов и селе ний со
стороны Казанского хан ства
обязывали наш народ и его
правителей к сопротивлению и
отпору воинственным соседям.
Решительный удар степнякам
нанесло русское войско при Ива не
Четвертом, недаром назван ным
Грозным. Взятие Казани в 1551
году знаменовало собой
укрепление молодой русской
государственности. Было осво -
бождено 500 тысяч русских от
унизительного плена, о чем ред ко
кто упоминает из историков. И о
чем ни слова не говорила
советская историческая наука по
вполне понятным причи нам, так
как свет Христов при несли
русские люди на берега Средней
Волги. Но этот свет не сразу
увидело местное насе ление. Более
того, последовала язвительная и
даже радостная их реакция на
страшный по жар в Казани,
уничтоживший в 1579 году почти
весь город с православной
церковью. Вот мол, наказание
вам, русским, вот чего стоит ваша вера и ваш
Бог!
Но как всегда бывает при
трагических обстоятельствах в
жизни православного народа, в
этот самый момент и приходит
помощь Царя Небесного, по
молитвам Божьей Матери, по -
читаемой русским народом, как
нигде в мире.
Девятилетней девочке, Ма -
троне Онучиной, Она яви лась во
сне и велела откопать Ее икону
на пепелище. Это по вторялось
несколько раз, и ког да девочке,
наконец, поверили, в указанном
месте на глубине одного метра
была найдена икона.
На месте явления иконы был
построен Богородичный
монастырь. Первой монахиней, а
после игуменьей этого мона -
стыря стала Матронушка Ону-
чина, при постриге принявшая
имя Марфа. Это исторический
факт. Почему героиней этого
удивительного события явля ется
девочка, объясняется про сто
(если чудо Господне надо
объяснять).
Для сообщения народу воли
Господней выбирается безгреш -
ный сосуд, чаще всего именно
девочка — у нас Матронушка в
городе Казани, а на Западе
10

Собор во имя Казанской иконы Божьей матери в Москве
Бернадетта в испанском местеч ке
Лурд.
Потом по молитвам к Богоро -
дице у Ее образа Казанской про -
изошло множество исцелений и
телесных недугов, и духовных.
Так, сразу на пути крестного хода
от места явления иконы
Богородицы в Казани к храму
прозрели двое слепых. А впо -
следствии, когда по молитвам у
святого образа Богородицы
происходило много чудес, почи -
тание Казанской иконы стало
столь велико, что к ней обраща -
лись в самые решительные ми -
нуты жизни страны.
Богородица запечатлена на
иконе в ставшем каноническим
облике Одигитрии, то есть Пу-
теводительницы. Богомладенец сидит на правой Ее руке,
благословляя нас. Голова Бого -
родицы склонена к Сыну, глаза
смотрят в Вечность, видят буду -
щие страдания Сына и Его вос -
крешение, и славу. И всю нашу
жизнь тоже видят — от рожде ния
и до смертного часа, со все ми ее
грехами и страданиями,
радостями и горестями.
По промыслу Божьему икона
оказалась в России, с нее были
сделаны первые списки, один из
которых и указала Богороди ца
девочке Матронушке.
Именно эту икону несли впе -
реди русского воинства, когда
ополчение Минина и Пожарско го
шло освобождать Москву от
иноземных захватчиков. Царь
Алексей Михайлович повелел
11

создать на Красной площади в
Москве собор во имя Казанской
иконы Богоматери, а с 1649 года
по его Указу местные праздно -
вания — казанское 8 июля и
московское 22 октября — стали
общероссийскими.
Чтимый список, принадле -
жавший вдовствующей царице
Прасковий Феодоровне, был пе -
ренесен в числе других святынь
императором Петром Великим в
обустраиваемую им север ную
столицу, где он стал одной из
главнейших святынь града св.
Петра. Екатерина Великая в честь
побед русского ору жия устроила
иконе Казанской
драгоценнейший оклад (фото -
графию этой иконы в окладе мы
воспроизводим в нашей книге).
В 1811 г. в честь этого обра за
был отстроен кафедральный
Казанский собор. В следующем
1812 г. М.И. Кутузов, назначен -
ный императором Алексан дром I
главнокомандующим русской
армией, перед отъездом в
действующие войска молился
перед Петербургской святыней и
через возложение на него свя той
иконы получил благослове ние
Матери Божией на святое дело
борьбы с захватчиками.
Прах славного полководца,
известного своим благочестием, упокоился под сводами Казан -
ского собора рядом с чудотвор -
ным образом Богоматери, не
отвергнувшей его молитв и да -
ровавшей под его предводитель -
ством победу русскому воинству
над армиями Наполеона.
В Великую Отечественную
войну, когда силы уже были на
исходе, жители блокадного горо -
да на Неве совершили крестный
ход с Казанской иконой Богома -
тери, что, несомненно, добавило
стойкости верующим горожанам
и помогло им выстоять до кон ца.
О защите Отечества в годы
Великой Отечественной войны
образом Богородицы есть не мало
других впечатляющих сви -
детельств самих участников во -
йны — причем как с нашей, так и
с немецкой сторон.
Заступничество Ее продол -
жается и в наши дни.
Глаза иконописца с помощью
Божьей открывают нам мир
горний, небесный. Недаром на
одной из икон преподобный
Андрей Рублев изображен пи -
шущим икону с ангелом за спи -
ной, который поддерживает его
руку за локоть и водит ею.
И поэтому, если не побоять ся
сравнения, то можно сказать, что
глаза иконописной Богоро дицы
— это глаза России, глаза Святой
Руси
12

«»»Поспешим спасти Отечество !
Св. Патриарх Гермоген
Бывало, мерный звук твоих
могучих слов
Воспламенял бойца для битвы,
Он нужен был толпе,
как чаша для пиров,
Как фимиам в часы молитвы.
Твой стих, как божий дух,
носился над толпой,
И отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол
на башне вечевой
Во дни торжеств и бед народных.
Михаил Лермонтов Строки из знаменитого сти -
хотворения великого русско го
поэта как будто прямо от носятся
к святому патриарху Гермогену.
Годы его жизни — 1530-1612.
Именно священник Ермолай,
будущий патриарх Гермоген, нес
Казанской икону Божьей Мате ри
от того пепелища, где нашла ее
Матронушка, к Никольскому
храму, когда крестным ходом под
водительством архиеписко па
Иеремии шли православные люди
по Казани. По одним све дениям,
священник Ермолай происходил
из донских казаков, по другим,
род его шел от кня зей
Голицыных.
Когда у отца Ермолая внезап -
но умирает жена, он принимает
монашество с именем Гермогена.
Новый инок отличался благо -
честием, хорошо знал Священ ное
Писание, творения Святых Отцов
и Церковную историю. Царь
Феодор Иоаннович, сын Иоанна
Грозного, возвёл его в сан
митрополита Казанского.
В годы служения митрополи та
в Казани Россию постигает
великое бедствие — со смер тью
царя Федора Иоаннови-ча
начинается Смутное время.
13

Наследник, царевич Димитрий,
зарезан в Угличе, на престол са -
дится Борис Годунов, а затем са -
мозванец Лжедмитрий.
Казалось бы, эти события нам
хорошо известны, но, как
выясняется, дальше знания
драматического произведения
Пушкина и оперы Мусоргского
наши познания редко прости -
раются. А ведь если заглянуть в
труды, связанные с историей на -
шей церкви, которая неотдели ма
от жизни народа, то нас ждут
многие впечатляющие откры тия.
Узнаем, например, что ми -
трополит Гермоген решительно
выступал за то, что прежде чем
стать русской царицей, польке
Марине Мнишек, рвущейся к власти любой ценой, надо при -
нять православие. Лжедмитрий
отвергает требования церкви, то
есть не желает жить по нормам
нашей веры. За что и следует
расплата. Авантюрист свергнут,
жестоко казнен народом.
Когда заканчивается не долгое
правление Василия Шуйского, к
власти прихо дят бояре, не
знающие, как править русским
народом без царя, и решают
призвать в Москву на престол
польского царевича Владислава,
патриарх Гермоген решительно
выступа ет против правителя-
иноземца.
Услышав патриарха, из го -
родов начали выходить опол -
ченцы. К Москве стягивались
Свет во тьме светит, и тьма его не объяла
14

защитники Отечества, шедшие
«умереть за святые Божий церк ви
и за веру христианскую».
Поляки бросили святейшего в
подземелье Чудова монасты ря.
Держали старца впроголодь и
объявили его лишённым па -
триаршего сана.
На страстной неделе в Москве
вспыхнули пожары. Народ знал,
что их организато ры — поляки,
которые запер лись в Кремле.
Но в ополчении между во -
еводами вспыхнули раздоры.
Рязанского воеводу Прокопия
Ляпунова, за которым был го тов
идти народ, убили. Опол чение
раскололось. В это же время
поляки взяли Смоленск с
помощью изменника, кото рый
указал им путь в слабо за -
щищенные смоленские воро та, а
шведы заняли Новгород.
Казалось, пришёл конец Рус ской
земле.
Атаман Заруцкий попытался
воцарить сына Марины Мнишек
и «тушинского вора» Лжедми-
трия Второго. Тогда в последний
раз патриарх Гермоген из свое го
заточения возвысил власт ный
голос. 5 августа 1611 года в
Кремль вошёл посланец из
Свияжска, имя которого сохра -
нила история. Родион Мосеев
тайно пробрался к патриарху. Святитель составил свою по -
следнюю грамоту и отослал её в
Нижний Новгород, где русские
люди особенно скорбели о по -
стигших Родину страданиях.
Последняя грамота страдаль -
ца-Патриарха совершила вели кое
дело. Когда она была получе на в
Нижнем Новгороде, именно ее
зачитал староста Козьма
Захарьевич Минин-Сухорукий.
И снова выросло могучее
ополчение. Составлялось оно всю
зиму на севере, а также в
Поволжье и на Оке, а весною
1612 года пошло к Москве под
начальством доблестного вое -
воды князя Димитрия Пожар -
ского и великого гражданина
Минина.
Поляки морили великого
старца голодом. Святитель му -
ченически скончался 17 февра ля
1612 года, исполнив до конца
святой долг преданности право -
славной вере и Родине.
«Поспешим спасти Москву и
Отечество!» — с этим призывом
патриарха Козьма Минин обра -
щался к народу и князю Пожар -
скому.
Мощный, словно падающий с
небес, призыв патриарха Гер-
могена сквозь века звучит и для
всех нас.
И зовет столь же верно, до
конца, служить вере и Родине.
15

Родина начинается с Храма
Если вы будете плыть на те -
плоходе по Волге от Самары
вверх по великой русской реке
или вниз, совершая древний
маршрут по Самарской Луке, по
всей ее «изогнутой тетиве», то
стоит вам проехать до ближай -
ших сел или деревень, которые
ведут свою историю не с совет -
ских, а со стародавних, россий -
ских времен. И всюду вы непре -
менно увидите храм. В бывших
«съезжих» селах, там, где были
пристани, куда свозили кре стьяне
зерно на продажу, ря дом с
просторными площадями для
торговли, «майданами», вы сились
величавые соборы. Как, например, в Екатериновке, селе,
отстоящем от Винновки вниз по
Волге. В селах поменьше, как
Осиновка, Переволоки, церкви
строились поменьше размера ми,
но столь же добротно, из кирпича
высокого качества.
Большинство храмов по -
строено в середине XVIII века,
когда эти земли входили в со став
тогдашней Симбирской
губернии, были отписаны Ека -
териной Второй графу Алексею
Орлову. Потом они перешли во
владение его дочери Анны
Алексеевны.
Уже с первым упоминани ем
об этом поселении, когда
16

Образы Богородицы и Архангела Гавриила из порушенной церкви. Иконы
сохранили верные Господу и принесли в возрожденный храм
оно называлось Покровским, или
Винной-на-ключе, первым идет
имя, взятое от деревян ной церкви
Покрова Божьей Матери. К нему
прибавляется название
местности. В этих местах был
источник пресной, чистой воды,
необходимой для жизни. Но, как
роднико вая вода, для жизни
русско го человека был
необходим и храм. С него-то и
начиналась обустройство места,
где стали жить люди. Занимались
они лесным и рыбным
промыслом, хлебопашеством. Так
как ря дом находились
известковые горы, добывали
известь — в XIX веке был даже
здесь але бастровый завод,
построенный Н.Д. Маштаковым.
Велось, видимо, и винокурение — были здесь
сады, да и сама мест ность была
ягодная, а по хол мам росли
рябина, калина, да и яблоньки
попадались.
В истории Винновки запе -
чатлено важное событие — на
месте Покровской строит ся новая
церковь — во имя Казанской
иконы Божьей Ма тери. И деревня
становится се лом Богородское -
Винновка с 1770 года.
В 1839 году село постигает
несчастье — страшный пожар
уничтожает почти все, что по -
строили люди. Но в беде их не
оставляет Анна Алексеевна
Орлова. Именно в этом году она
распорядилась строить здесь
каменную церковь.
17

Жаль, что нам неизвестен
зодчий храма. Но те, кто вопло -
щал его замысел в камне, сде лали
все, чтобы храм стал опло том,
центром всей жизни здесь
живущих людей. Стройный,
белокаменный, он объединял
людей и в радости, и в горе.
И самые лучшие, достой ные
годы села, когда был и до статок,
и труд не в тягость, а в нужное
для жизни самой дело,
приходятся как раз на это время.
А медленное умирание села
начинается с разорения храма,
поругания святынь.
Нередко приходится слы шать:
«Зачем разрушали хра мы?»
«Кому они мешали?» Чтобы построить новую жизнь
с обещанным раем на земле, надо
было истребить, стереть с лица
земли все, что было раньше. Это
пострашнее того пожара, что
бушевал в Винновке в начале
XIX века. В начале XX века
пожар запо лыхал по всей России.
Надо ли удивляться послед -
ствиям пожара? Удивляться надо,
что стены храма в Вин новке, в
других селах и городах устояли.
И дождались времени
восстановления, нового обрете -
ния святынь.
Одним из старожилов Вин-
новки уже нашего времени, ко -
торый помнит шестидесятые
годы прошлого века, является
Село Винновка, 1839 г., художник Андрей Иванов (Русский музей)
18

С Богослужения и Крестного хода от села Осиповки началось
возрождение Православия на этой волжской земле
художник Виктор Чемирзов,
ныне известный в Самаре ико -
нописец. Он облюбовал эти
места, купил маленький домик
под «творческую дачу». Стены
храма, сохранившиеся, несмо тря
ни на что, купола с погну тыми,
но все же не свергну тыми
крестами, оставляли в сердце
художника надежду, что церковь
будет восстановлена. И была
заповедная мечта о том, что,
может быть, ему выпадет счастье
расписывать этот храм. Шли
годы, и мечта обретала все более
зримые очертания. Пришло
время, и он приступил к росписи
домовой церкви во вновь
открывшейся Духовной
семинарии в Самаре. Радость испытывал необыкновенную.
Набирался опыта, знаний —
ездил в Троице-Сергиеву лав ру,
учился иконописи, изогра фии
уже не по книгам, а у из вестных
мастеров.
Винновка стала родной, близ -
кой сердцу. Позвал поселиться
здесь друзей — мужа и жену
художников Самаринкиных,
Михиных. Потом стали селить ся
здесь и другие художники,
известные в Самаре — Вадим
Сушко, Рудольф Баранов.
Все перипетии с началом ра бот
по восстановлению храма Виктор
помнит очень хорошо. Но самым
впечатляющим ока залось
событие, не зафиксиро ванное ни
в одном документе.
19

Старожилы Винновки, в
основном, уже бабушки, а вме сте
с ними и их дочери, реши ли
помолиться уже не тайно,
закрываясь в одном из домов, а
явно.
Место выбрали под откры тым
небом, на одном из хол мов —
откуда видно все село. На столик
поставили Казанскую икону
Божьей Матери, зажгли свечи.
Священника не было, и поэтому
решили Покаянный мо лебен
вести так: все по очереди будут
читать, стоя на коленях.
Для молебна выбрали Ка нон
ко Пресвятой Богородице,
который читается и поется «во
всякой скорби душевной». А
скорбь собравшихся женщин,
которых было примерно пят -
надцать и двое мужчин — один
старичок и Виктор, — была о
том, что на кладбище лежат
жители Винновки, которых не -
кому было отпеть с той поры, как
закрыли храм и стали жить без
Бога, за все грехи — воль ные или
невольные.
В небе и на земле устано вилась
тишина. Ни ветерка. Пламя
свечей горело ровно, не
колеблясь. Неслышно ни чего,
кроме молебных слов и рыданий.
Одни плакали тихо, другие
громко, а некоторые на взрыд. скупо, у кого дождем, сте кая со
щек на одежду.
И когда заканчивали Ка нон, то
все запели Молитву ко
Пресвятой, которую зна ли с
детских лет, — в том числе и тот
старичок, кото рый стоял от
женщин чуть в стороне:
«Царице моя преблагая, на -
дежда моя Богородице».
И когда расходились по до мам,
утирая слезы, уже тихо
улыбались. И на душе было так
же светло, как на вечернем небе,
которое медленно угаса ло,
обещая хороший завтраш ний
день.
И точно — в 2001 году соз -
дали общину, а через два года
приступили к восстановлению
храма. Это было на праздник
Успения Богородицы. Крест ным
ходом прошли от ближай шего
села Осиновка, от места, где тоже
стоял порушенный храм. Первые
богослужения в Казанском храме
провел насто ятель
Воскресенского монасты ря,
игумен Серафим (Глушаков) со
священниками и жителям
Винновки и близлежащих сел.
Через год Виктор Чемирзов
приступил к росписи храма.
К тому времени это был уже
зрелый изограф, знающий не
только технические особенности
20

Слезы лились у всех — у кого
храмовой росписи, но, глав ное,
умеющий поставить перед собой
творческую художествен ную
задачу, которая отвечала бы
особенностям именно это го
храма, его архитектуре, его
образу.
В данном случае это был об раз
Богородицы, с которой он и
начал работу в алтаре храма.
Образ именно Казанской ико ны
Божьей Матери. Она долж на
держать все остальные лики,
изображенные на стенах и ико нах
храма. Ими стали настен ные
росписи от Благовещения
Богородицы до Ее Успения.
В трапезной храма тоже была
воплощена единая изо -
бразительная идея — идея
Святой Руси.
По одну сторону от входной
арки шествуют благоверные
русские князья — созидатели
Руси, ее воины и заступники. По
другую — святые молит венники,
наши заступники пе ред
престолом Божьим. Здесь же и
новомученики русские, кто в
годы лихолетья, безбож ной
власти принял мучениче ский
венец, но не отрекся от Христа.
Гармоничное единство
придало храму особый,
неповтори мый облик. Выполнял эту работу Вик тор
Чемирзов в главных компо нентах
— сам. А помогали ему М.
Самаринкина, М. Михина. Работа
продолжалась четыре года. Два
последних года его помощниками
были сын Алек сандр, дочь Ольга
и ее муж Максим.
Песня «С чего начинается
Родина» полюбилась своей за -
душевностью, искренностью,
верностью Родине.
Да, в понятие Родина вхо дит и
«картинка в твоем бук варе». И
«песня, что пела нам мать», — то
же Родина.
Но все-таки Родина начина -
ется не с этого.
Она начинается с веры
святоотеческой. Она начинается с
Храма.
Где проходят самые главные
события нашей жизни.
Где мы крещаемся во Христа.
Даем обет верности во вре мя
венчания.
Где исповедуем свои грехи и
обещаем самому Господу боль ше
не совершать их.
Где мы прощаемся с жиз нью
земной и уходим в жизнь вечную.
И выходит, что Родина на -
чинается с Храма.
21

22

Праведница с чистыми,
как родник, глазами
Графиня Анна Орлова-Чесменская
Придя в храм, вы всегда ощу -
тите нечто такое, что не пере -
дается словами, но сразу прони -
кает в сердце и наполняет его
особым чувством. Это чувство
бывает особенно сильным, если
приходите в храм древний, со
своим прошлым, со своей осо -
бенной судьбой. О таких храмах
верующие говорят, что он «на -
моленный».
Храм Казанской иконы Бо -
гоматери как раз такой. И сто ит
только прикоснуться к его
истории, как сразу же встанет перед нашим внутренним взо ром
Анна Алексеевна Орлова-
Чесменская.
Анна Алексеевна была един -
ственной дочерью графа Орло ва,
который за победу при Чесме
утвердил Россию как великую
морскую державу не только на
северных, но и на южных мо рях.
Это он, знаменитый госу -
дарственный деятель и воин, был
одним из тех, кто возвел
Екатерину Вторую на престол,
кто в немалой степени утвердил
за ней титул «Великой».
Отец горячо любил свою дочь.
Рано потеряв любимую жену, а
потом и годовалого сына, он был
нежно привязан к дочери и
сделал для нее все, что возмож но
вельможе и одному из бога -
тейших людей своего времени.
Анна получает лучшее обра -
зование, какое дается девуш кам
высшего света, становится
фрейлиной императрицы. Надо
ли говорить, что от женихов
отбоя нет, что самые блестя щие
молодые люди наперебой
сватаются к ней. Но странно —
девушка почему-то сторонится не
только женихов, но и жизни при
дворе. Смерть отца, которому она
отвечала взаимной любовью, еще
больше отодви гает ее от
дворцовой жизни.
23

Росписи стен храма — это «умозрение в красках».
Успение Богородицы (слева), Снятие со креста»
(справа)...
Лишь однажды сердце ее про -
никается чувством к одному из
людей высшего света — графу
Николаю Каменскому. Но он
остается равнодушен к чувству
Анны, и тогда она окончатель но
решает для себя отойти от
светской жизни.
Здесь надо сделать неболь шое
пояснение, потому что в
литературе о екатерининской
эпохе, дворцовой жизни, где
упоминается Анна Орлова, на -
писаны прямо противополож ные
мнения — особенно в ли тературе
художественной. Все, даже те писатели, кото -
рые в своих книгах пытаются
«отличиться», показать некий
«оригинальный» подход в опи -
сании исторических лично стей,
как например, Д. Мереж ковский,
отмечают, что у Анны Орловой
были удивительные глаза,
похожие на чистый род ник. А
ведь глаза — это зерка ло души
человека. И они лучше всего
говорят о главных каче ствах
личности.
От отца Анна Алексеевна
унаследовала сильную волю,
умение жить самостоятельно —
это подчеркнем особо. Дядя ее,
Валентин Григорьевич, пред -
ложивший Анне после смерти
24

отца переехать к ней и помочь в
управлении огромным состо -
янием, обширнейшими терри -
ториями получает отказ. Анна
сама берется распоряжаться всем
наследством, подбирая нужных
людей по деловым ка чествам. Но
главное — по вере. Именно в
Православии она черпает
духовные силы — они и дают ей
возможность твердо стоять на
земле.
Она не покидает мирскую
жизнь, так как видит, что ис -
полнить свой долг должна и в
делах мирских — надо управ лять
своим наследием, бывать и при
дворе. Живет не так, как дамы све та,
как придворные фрейлины, Анну,
естественно, осуждают
окружающие.
Когда первый духовник ста рец
Амфилохий, предстает перед
Богом, Анна Алексеевна
выбирает в свои духовники мо -
наха Александро-Невской лав ры
Фотия, неизвестного при дворе.
Выбор падает на этого мона ха
потому, что Анна Алексеевна
увидела в нем человека высокой
духовности, к которой тяну лась с
юности, когда постигала, как
идти к святости, как стать ближе
ко Христу.
.и святые, жизнь Ему посвятившие — Иоанн Креститель,
Мария Египетская, святитель Григорий Палома
25

Она приглашает уже архи -
мандрита Фотия служить в Чудов
монастырь на древней земле
Новгорода. Он стано вится
настоятелем монастыря.
Попечением Анны Алексеевны и
духовным окормлением ар -
химандрита Фотия Чудов мо -
настырь превращается в один из
духовных оплотов России. И при
Екатерине Великой, при
императрице Анне, при Алек -
сандре Первом она не отступает
от того образа жизни, который
приняла после смерти отца.
Это было по сути своей мона -
шество в миру. Пост и молитва не
изнуряют, а, наоборот, —
придают ей силы. И, думается,
придают силу ее молитве.
Мы знаем, как она любила
отца. И, конечно же, знала о его
страшном грехе — убийстве
Петра Третьего, мужа Екатери ны.
Конечно, можно по-разному
оценивать этот поступок Алек сея
Орлова. В литературе, в осо -
бенности в кино, это преподно -
сится как дело романтического
героя, который готов на жизнь и
смерть ради своей возлю бленной.
К тому же она — им ператрица.
Но Анна, как мы уже знаем, с
юности была человеком на -
божным. И, может быть, она и
стала таковой, горячо молясь, Храм во имя иконы Богоматери
«Державная» в Самаре — подворье
Казанского монастыря
прося Господа, чтобы Господь
простил и помиловал ее отца. В
заключение этой главы при -
ведем фрагмент из завещания
Анны Алексеевны. Он красно -
речиво скажет о ней — ив на -
зидание сегодняшним владель -
цам больших состояний.
Через год после смерти Анны
Орловой церковный историк
А.Н. Муравьев писал, что в
благодарность за сделанные в
завещании пожертвования в
пользу храмов и монастырей
графиня удостоилась помино -
вения, которое не оказывали
духовному или мирскому лицу с
давних пор.
26

ЗАВЕЩАНИЕ АННЫ ОРЛОВОЙ
СУММА
НАСЛЕДНИК (рублей серебром)
Юрьев монастырь 300 000
Почаевская лавра 30 000
Соловецкий монастырь 10 000
340 различных монастырей 1 700 000 (по 5000 в каждый)
48 кафедральных соборов 144 000 (по 3000 в каждый)
Епархиальные попечительские 294 000
ведомства
ИТОГО 2 478 000
27

Святители собирали в кафе -
дральные свои соборы ближайших
настоятелей для общей панихи -
ды; в лаврах и больших монасты -
рях, после соборного поминовения,
учреждалась трапеза для нищих;
все малые обители не перестают также поминать свою
благотвори тельницу на
ежедневной литургии. Будет
правильным, если имя Анны
Алексеевны Орловой станет
поминаться и в созданном ныне
Свято-Богородичном монастыре
Казанской иконы Божьей
Матери.
28

Меж зеленых холмов
Нельзя побывать в Винновке и
не подняться хотя бы на один из
холмов, обступающих храм и
созданный вокруг него
монастырь. Взгляду откроется
прекрасная панорама, куда ни
посмотришь: зеленые холмы
уходят один за другим вниз и
вверх по одному берегу Волги, а
по другому — луга, остров ки и
заводи, излюбленные места для
рыбной ловли, для сенокоса.
По правому берегу, как мы уже
знаем, где добывался из вестняк,
археологи обнару жили несколько
стоянок, где проживали люди.
Археоло гические раскопки,
которые вели экспедиции,
описанные профессорами
Самарского (Куйбышевского)
университе та В.Ф. Дубманом и
Ю.Н Смир новым, указывают на
места так называемых городищ
— свиде телей жизни, которая
датиру ется эпохой бронзового
века в первой половине 2 тыс. до
н.э. Это время жителей пле мен —
носителей так назы ваемого
лбищенско-вольского
культурного типа. Найдено место
неподалеку от Винновки. Оно
названо Городище Винновка, или
Мыс Каменная коза.
В 1970 и 1971 гг. на горо дище
произведены раскопки отрядом
Средневолжской ар -
хеологической экспедиции
Самарского университета под
руководством Г.И. Матвеевой и
В.В. Иванова. Так что тем, кто
интересуется этим памят ником
древности и ему подоб ными,
надо обратиться к науч ным
трудам, которые собраны в
Самарском государственном
университете.
Нас же интересует другой
памятник, на который нельзя не
обратить внимания — он также
приковывает к себе взо ры всех,
кто проплывает мимо Винновки,
дальше, вниз по Волге.
29

Штабс-капитан А.Н. Люпов,
герой Порт-Артура
Здесь стоит крест на хол ме, а
под ним белокаменная часовня.
Построена она в па мять штабс-
капитана Алек сея Николаевича
Люпова (1876-1911 гг.)
Конечно, вы знаете знаме нитое
стихотворение Николая
Некрасова, ставшее народной
песней:
Меж высоких хлебов затерялося,
Небогатое наше село. Горе-
горькое по свету шлялося, И на
нас невзначай набрело.
Так же случилось и в Вин-
новке, только горе-горькое было
другого рода: всеми уважаемого, даже почитаемого человека,
героя Порт-Артура Алексея
Люпова здесь убили,
намереваясь ограбить.
Прежде такое злодеяние в
Винновке и ее округе никог да не
происходило. И потому
потрясение было сильным,
легшим на души местного на -
рода. Стоит на месте убийства
поклонный крест, часовня, в
которой можно помолиться,
помянуть убиенного, осознать
даже человеку с темной ду шой,
что любое убийство есть
величайший грех.
Приведем здесь собранные
самарскими краеведами сведе -
ния об Алексее Николаевиче.
Родился он в Ставрополе-на-
Волге, ныне город Тольятти.
Артиллерист, участник русско-
японской войны, изобрета тель.
Окончил Нижегородский
Аракчеевский кадетский кор пус,
затем Московское пехот ное
юнкерское училище. Став
кадровым офицером, получил
звание поручика, затем штабс-
капитана.
Во время русско-японской
войны 1904-1905 годов уча -
ствовал в обороне Порт-Артура,
командовал батареей 9-
дюймовых мортир. После
падения города, подобно многим
другим офицерам,
30

Часовня-усыпальница А.Н. Люпоеа
отка завшимся дать обещание ни -
когда не воевать с Японией,
оказался в японском плену. В
1906 году, после возвращения в
Россию, вышел в отставку в чине
штабс-капитана, получил пенсию,
занимался изобрета тельством.
С 1908 по 1911 год в Мини -
стерстве промышленности и
торговли им было запатенто вано
15 изобретений в области
авиации, медицины и астроно -
мии.
В 1911 году переехал в де -
ревню Ермаково Самарской
губернии, где планировал по- строить сахарный завод. Для
этого Люпов купил большой
участок земли на берегу Вол ги в
соседнем селе Винновка и нанял
крестьян для строи тельства
собственного дома, заранее
щедро оплатив их труд. Пока шло
строительство, Люпов жил в
дощатой будке дебаркадера на
купеческой пристани. Слух о
богатом и ще дром барине
привлёк любите лей лёгкой
наживы. В ночь на 25 сентября
1911 года отстав ной штабс-
капитан был убит двумя братьями
из деревни Ермаково. Им стало
известно, что в тот день Люпов
должен
31

был получить денежный пере вод
(который он так и не полу чил).
Грабители сбросили тело штабс-
капитана в Волгу, ниже по
течению реки. Тело обна ружили
на следующий день. Убийц
нашли и судили.
Узнав о гибели Алексея Ни -
колаевича, его старший брат,
Сергей Николаевич Люпов,
также кадровый военный,
генерал-майор, приехал в
Винновку и поставил на месте
убийства (где стоял дебарка дер)
часовню-склеп, в которой и
похоронили Алексея Лю-пова в
полной форме штабс-капитана.
На горе над часов ней был
установлен памятный крест, на
одной стороне кото рого был
изображён Христос, а на другой
имелась надпись: «А.Н. Люпову».
И эпитафия: «Кровью
венчавшемуся». Сей час эти
элементы отделки кре ста
утеряны. Часовня имеет четыре
башенки, увитые ме -
таллическими резными кар -
низами.
В годы Советской власти мо гила
царского офицера оказа лась
забыта и заброшена. Но в 1983
году старшеклассники школы №
57 г. Самары при вели место в
приличный вид. Постепенно
выяснилось, ког да была
построена часовня и Крест над часовней
кто в ней похоронен. Однако
уберечь место захоронения от
варварских набегов не всегда
удается.
Часовня, как и храм в
Винновке, становится местом
по клонения, молитвы. К наро ду
постепенно возвращается
историческая память.
И нет никакого сомнения в
том, что свет Христов, идущий
от монастыря, возникшего во -
круг храма, осветит все про -
странство вокруг Винновки.
32

Село, кровью умытое
Когда велось восстановле ние
храма, бурились у его стен
шурфы. Надо было провести
инженерно-геологические из -
ыскания, чтобы обезопасить
храм от грунтовых вод, надеж -
но укрепить его стены. Встре -
тилось одно захоронение, вто -
рое, а потом вдруг предстало
перед изумленными строите -
лями беспорядочное нагро -
мождение человеческих ко стей.
Это не было похоже на по -
гребение усопших. Умерших
людей просто сваливали в на -
спех вырытый ров. Но, может,
не умерших, а убитых? Если бы
они умерли своей смертью,
почему их не похоронили на
кладбище?
Возможно, была насиль -
ственная смерть. Расстрелы.
Когда это могло происхо -
дить? В начале 1919 года, ког да
здесь, как на всей Средней
Волге, бушевала братоубий -
ственная война.
Мы почти ничего не знаем о
«чапанской войне» в Среднем
Поволжье. А ведь у нас сопро -
тивление крестьян против гра -
бительской, жестокой поли тики
большевиков было куда более масштабным, чем в дру гих
районах России. По подсче там
авторитетных историков, на эту
войну у нас поднялось более 100-
150 тысяч крестьян. Это почти
вдвое больше, чем на Тамбовщине.
Причем вос стали не кулаки, а
именно са мые простые крестьяне,
даже из беднейших. Потому и на -
звали эту войну «чапанской». В
«чапанах», одежде крестьян
наподобие длиннополых хала тов,
подпоясанных кушаками, ходили
как раз самые простые
землепашцы. Они поднялись на
борьбу, потому что никакой земли,
«власти народу» они не получили.
Наоборот — приня лись у них
отбирать трудом за работанное.
Центром восставших в
Самарской губернии становится
Шурфы у стен храма
33

Христос Спаситель на сводах храма в окружении архангелов,
взыскующе смотрит на молящихся, осеняет их Своим
благословением
Ставрополь-на-Волге (ны нешний
Тольятти). Вооружен ные редко
«трехлинейками» и берданками,
а, в основном, топорами, а то и
просто пал ками, крестьяне
захватывают, как
свидетельствуют докумен ты,
почти весь Ставропольский уезд.
Д ЛЯ подавления кре стьянского
восстания направ ляются
регулярные части Крас ной
Армии, куда вошли также 1-й
Самарский рабочий полк и 2-я
интернациональная рота, в
которой находились мадьяры,
вооруженные пушками и пулемётами. Большевики знали,
кого привлекать для подавле ния
крестьянского восстания.
Чужеземцы не знали ни жало сти,
ни пощады по отношению к
местному населению.
Тех, кого не уничтожили сразу,
препровождали в места
«концентрационного заклю -
чения» — в Сызрань. Аресто -
ванных было так много, что
пришлось под руководством
большевика Гольдштейна соз -
давать особую комиссию «по
разгрузке мест заключения»,
«которая в случае
34

перенаполнения
камер тюрьмы» наделя лась
полномочиями без суда и
следствия расстреливать
арестованных.
С большой вероятностью мы
можем говорить, что остан ки,
обнаруженные строите лями при
реставрации храма в Винновке,
— это останки жертв репрессий
чапанского восстания.
Точно известно, что в кон це
февраля — начале марта 1919
года в селе останавли вается
карательный отряд,
участвовавший в подавле нии
крестьянского восстания. По
свидетельству местных жи телей
проводились расстрелы людей их
села и окрестных сел.
Священника заковали в канда лы,
погрузили вместе с семьей на
подводу и увезли в неизвест ном
направлении. Монастырь, вставший над
Волгой в Винновке, поднял свои
стены и купола церквей не только
на намоленном месте, но и на
земле, кровью правед ников
обагренной.
Наш замечательный самар ский
писатель Николай Ива нович
Кочкуров, писавший под
псевдонимом Артем Веселый —
автор известного романа «Рос сия,
кровью умытая». Но почти
неизвестна его повесть «Чапаны»,
изданная в 20-е годы, ма лый
тираж которой тут же был
конфискован и уничтожен. Уни -
чтожен был и автор сразу после
опубликования этой повести — в
1938 году. И если отталкивать ся
от пронзительного образа автора,
точно определившего лик России
начала века, можно сказать, что и
село Винновка «умытое кровью».
35

'Старая Винновка». Рис. неизвестного художника
36

37

38

Волжский Афон
Когда велись реставрацион ные
работы по восстановлению храма,
вместе с архиереем в Винновке
побывало не только духо венство.
Приезжали сюда и госу -
дарственные служащие, и люди
творческих профессий — все,
кому не безразлично будущее
родной земли.
Архиепископ Самарский и
Сызранский Сергий пришел к
выводу, что если здесь построить
монастырь, то жизнь вернется и в
Винновку, и в окрестные уми -
рающие села. Церковь не сможет
жить без прихожан, которых
здесь пока набиралась лишь гор -
стка. А монастырь не только обе -
спечит себя трудом монахов, но и
даст жизнь всем, кто будет жить
рядом.
Владыка сумел убедить в этом
губернатора К.А. Титова,
который присутствовал на пер вой
Божественной литургии во вновь
возрожденном храме.
За проектирование всего мо -
настырского комплекса взял ся
архитектор Юрий Иванович
Харитонов. Он уже имел нема -
лый опыт в православном зод -
честве — по его проектам был возведен не один храм Самары,
среди которых храм Георгия
Победоносца в центре города, на
площади Славы.
Работая над архитектурным
проектом монастыря, Юрий Ха -
ритонов провел немалую иссле -
довательскую работу — побывал
в Греции, в православных Бал -
канских странах, в Турции, там,
где прежде были знаменитые го -
рода Византийской империи.
И еще вместе с владыкой
Сергием побывал на святой земле
Афона — и не единожды. Потому
что решили создать мо настырь,
подобный Афонским.
Но свой, Волжский Афон.
Почти год вызревал проект
облика монастыря. Юрий Хари -
тонов предложил монастырский
комплекс воздвигнуть вокруг
храма, опоясывая его стеной,
братским корпусом, гостинич ным
зданием. Над входными вратами
выстроить колокольню в виде
маяка, с куполом и кре стом.
Братский монашеский кор пус
построить с домовым хра мом,
трапезной. В строительстве
корпусов предусмотреть особен -
ности афонских монастырей —
39

Из архитектурного проекта: разверстка входа в монастырь...
малоэтажность, совмещение бес -
чердачной кровли с жилищами. В
колокольне устроить надврат-
ную церковь, а в угловой башен ке
монастырского корпуса поме -
стить библиотеку с двухсветным
освещением, с галереями.
Возникало много трудно стей
— они диктовались местным
ступенчатым рельефом. Пред -
стало немало инженерных слож -
ностей. Надо было весь комплекс
спроектировать так, чтобы мож но
было попасть из любой части
монастыря в любую другую, не
выходя из помещений во двор.
За воплощение архитектурно го
проекта, утвержденного вла-
.. .и генплан всего монастырского
комплекса дыкой Сергием, взялась группа
строительных компаний «Волга-
трансстрой» во главе с генераль -
ным директором В.В. Сониным.
С этой строительной организа -
цией у епархиального управле ния
уже наладились деловые
отношения. Инженерное проек -
тирование выполнили предста -
вители дочерней компании, где
директором В.Г. Юдакова, глав -
ным инженером А.И. Кузин.
И вот пришло Определение
Священного Синода:
«2006.12.26: благословить от -
крытие Свято-Богородичного
Казанского мужского
монастыря в селе Винновка
Ставропольско го района
Самарской области; назначить
иеромонаха Аристар ха
(Безлапова) наместником
Свято-Богородичного
Казанско го мужского
монастыря».
Строительство монастыр ского
комплекса ведется уже четыре
года. Встает над Вол гой
монастырь таким, каким и был
задуман. Выполнены самые
40

сложные работы.
Владыка Сергий и архитектор Юрий Харитонов (на снимке в центре)
не один раз вместе решали, какой должна быть монастырская обитель
По ходу строительства возник
ряд новых проблем. Так, надо
было сделать береговое укре -
пление — берег размывался, вода
подходила почти к самой церкви.
Углубили природную заводь,
сделав затон с протокой позади
монастыря. Построили и причал.
В скором времени он будет
способен принимать трех -
палубные теплоходы.
Теперь, когда по Волге при -
бываешь в Винновку, издалека
видишь, как вырастает перед
твоим взором творение рук и
Бога. Ибо по слову святителя
Филарета, современника Пуш -
кина, «Не столько человек стро ит
храм Богу, сколько Бог дает его
человеку». Монастырские постройки не
закрывают друг друга — учтены
перепады рельефа. Счастливая
идея архитектора построить ко -
локольню в виде маяка делает
Казанский монастырь особен ным,
ни на какой другой непо хожим. С
любой стороны он вы глядит по-
новому. А благодаря колокольне,
каменному берего вому
укреплению, массивным вратам и
стене — надежным, мощным и
стройным одновре менно.
Стены его белоснежные, с
вкраплениями розового камня,
придающего им оттенки, осо -
бенно при солнечном освеще нии
— камни выглядят как вязь на
белой ткани, как вышитая
41

Губернатора В.В. Артякова интересует ход строительных работ в
монастыре, заботы и нужды обители
строчка. А завершение окон —
арочное, что тоже в афонской,
монашеской традиции. Арки
словно повторяют рисунок скло -
нов гор, опускаются вниз, как
речная волна.
Основной строительный ма -
териал — камень, металл, де рево.
Никаких заменителей, никакой
имитации — все есте ственное,
как в древних мона стырях.
И внутри помещений все сде -
лано в традициях монастыр ского
зодчества. Проморенное дерево,
кованые решетки, дру гие детали
будут создавать мо литвенный
настрой.
Полукруглые арки организу ют
пространство, придают ему законченный вид. И несут в себе
особый, молитвенный ритм.
Конечно, воссоздать афон скую
монастырскую копию нельзя, да
никто к этому и не стремился.
Зодчество — это творчество.
Недаром сказано, что
архитектура — это застыв шая
музыка.
А Юрий Иванович Харито нов
дал церковному зодчеству свое
определение:
«Мы пишем каменную лето -
пись архиерейского служения
Богу и людям».
Вознесся к небу храм, мона -
стырь — есть где помолиться,
исповедаться и причаститься.
А это значит — идти по жиз ни
со Христом-Спасителем.
42

Возвращение образа Божия
Если вдуматься в происхо -
ждение слова «образование», то
поймешь, что корень слова
«образ». А «образом», «обра -
зами» русские люди издревле
называли иконы, связывая само
понятие образа прежде всего с
Иисусом Христом, Богородицей.
Получается, что «образова ние»
— это понимание, узна вание,
сохранение в себе об раза Божия.
С первых же дней архие -
рейского служения владыка Сергий главным направле нием
своей деятельности в миру
определил духовно-нравственное
образование.
Просветительская деятель -
ность Казанского мужского
монастыря стала продол жением
этого направления деятельности
самарского ду ховенства.
Конечно, важен личный пример,
и владыка Сергий показывает его.
При мер тому публичная лекция, с
которой он выступил в нача ле
учебного года. Затем были
Иконостас и главная святыня храма –
43

образ Казанской иконы Богоматери на аналое
ответы на вопросы аудито рии,
которая была заполнена до
отказа. Получился живой
разговор с молодежью о са мом
главном — вере, смысле жизни.
При Самарском государ -
ственном университете путей
сообщения (ректор А.В. Ков-
тунов) уже несколько лет ра -
ботает Межвузовская кафедра
теологии и истории религий.
Создание Казанского мо -
настыря по замыслу владыки
Сергия должно стать новым
этапом духовно — просвети -
тельской работы, придания ей
более высокого уровня.
Уже несколько лет в летнее
время в монастыре проходят
курсы педагогов, которые
преподают в школах предмет
«Основы православной куль -
туры». Такие курсы были соз -
даны совместно с Самарским
институтом повышения ква -
лификации работников обра -
зования (СИПКРО).
2008 год — год открытия
православного лагеря учи телей
курса «Основы право славной
культуры». Братия монастыря
предоставила пре красные
условия для прожи вания,
обучения и послуша ния
педагогов. Проводились занятия Созрела первая виноградная
кисть лозы, посаженной в земле
монастыря. Кисть небольшая,
но о многом она говорит
классической русской
литературы, истории, церков -
нославянскому языку. Учите ля
постигали монастырский уклад
жизни, несли послуша ния,
принимали участие в бо -
гослужениях.
Особенно запомнились
учителям ночные службы с их
неповторимым духовным
настроем, устремленностью к
высшему, горнему. Можно смело
сказать, что во время таких
44

по духовному содержанию богослужений и постигается
Гостем монастыря была госпожа Ада Филип-Сливник,
Чрезвычайный и Полномочный посол Республики Словения в РФ
сама суть Право славной веры.
Очищается душа, открывается к
совер шению того, что завещано
Господом для праведной жизни.
«Круглые столы», педаго -
гические мастерские, лекции,
практические занятия — да леко
не весь перечень тех форм учебы
в православном лагере. И вот
особенность влияния
монастырской жиз ни на
участников лагеря: все
послушания выполнялись с
особенным старанием, осо -
бенным чувством. Дирек тора и их
заместители, учителя школ преподаватели СИПКРО с
одинаковым ста ранием мыли
полы, выноси ли строительный
мусор, были дежурными по
трапезной. За былись ранги и
звания, все стали братьями и
сестрами.
И это был главный итог учебы
в православном мона стырском
лагере.
Летом 2010 года в стенах
монастыря состоялись со -
вместные заседания Совета
ректоров и Межвузовской
кафедры теологии и истории
религий.
С отчетом о годовой работе
45

Межвузовской кафедры
теологии и истории религии
Эти деревья станут памятью о первых годах жизни монастыря
Гостями монастыря были и те, кто впервые соприкоснулся с
46

Православием, увидел красоту возрожденного храма
Архиерейская служба в храме
вы ступил протоиерей Димитрий
Лескин. Есть у кафедры несо -
мненные достижения, кото рые не
могли не порадовать. Отец
Димитрий сообщил, что в
Ставрополе-на-Волге (Тольятти)
создается система непрерывного
православного образования. На
базе успешно действующей уже
много лет пра вославной
классической гимна зии создан и
начинает работу Православный
социально- гу манитарный
колледж. Продол жается зданий Свято-Алексеевского
православного института.
На Совете прошла презен -
тация новой книги игумена
Вениамина (Лабутина) «Исто рия
христианства на Западе: от
Реформации до наших дней».
Эта книга — прекрасное по -
собие для студентов духовных
заведений.
Большие надежды по органи -
зации духовного просвещения и
образования возлагает владыка
Сергий на культурно-образова -
47

строительство комплекса тельный центр монастырской
обители.
Заседание Совета ректоров высших учебных заведений города Самары
совместно с кафедрой теологии и истории религий
в зале конференций монастыря
Несколько слов в заключение.
Мы рассказали об истории
того места, где возник мона -
стырь, об истории храма, кото -
рый пытались уничтожить.
Это лишь первые главы в
истории монастыря. Сле дующие
главы напишет само время.
Стихотворение, приведен ное в
начале очерков, один из
самарских певчих, пишу щий
музыку под псевдонимом Странник, неожиданно для ав -
тора сделал песней.
Нам кажется, что она до стойна
того, чтобы заключить эту
небольшую книгу. И поэ тому мы
публикуем ее в прило жении к
очеркам.
Когда писались эти строки,
когда невольно окидывал ав тор
внутренним взором и да лекое
прошлое своего родного края, и
всей России, сложилось вот это
небольшое стихотворе ние,
которым хочется закон чить наше
48

повествование:
Архиепископ Самарский и Сызранский СЕРГИЙ и монастырская братия,
ведомая своим архипастырем
Душа просыпается, когда вера
приводит, Когда сердце тревожное Бога
находит. И первое слово твое это
«мама», И начинается Родина с
храма.
И бесконечные дали российские
Станут для сердца зримы и близки,
Откроется тайна и смысл бытия:
Россия — рос а, с ила Бога и я .
49

Там, где казалось уже никогда не быть жизни, звонят колокола,
напоминая о неземном, вечном. Слышен этот звон далеко окрест.
И на палубах теплоходов, проплывающих мимо монастыря
50

51

52

53

54
X