Дидактические игры по экологии (Из опыта работа) - старшая группа

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.5 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

1






ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ.

Из опыта работы « Формирование экологического мироhaaj_gby у
старших дошкольников с общим недоразblb_f речи средствами
игроhc деятельности ».










Подготоe_gh Воспитателем МБДОУ

Крайновой Ириной Владимироghc

2

Игра - _^msbc\b^^_yl_evghklb\^hrdhevghf\hajZkl_ Дидактическая
игра – яe_gb_fgh]hieZgh\h_keh`gh_Wlhbf_lh^h[mq_gbybnhjfZ
обучения, и самостоятельная игроZy^_yl_evghklvb средстhсестороннего
hkiblZgbyebqghklb.
Дидактические игры экологического содержания помогают уточнять,
закреплять, обобщать и систематизировать знания о природе, а также дают
hafh`ghklv^_lyfhi_jbjhать самими предметами природы (семенами,
плодами, оhsZfbnjmdlZfb kjZнивать их, отмечать изменения
отдельных внешних признаков . Играя, дети лучше усZbают знания об
объектах и яe_gbyoijbjh^umqZlkymklZgZливать взаимосyabf_`^m
ними и средой.
Такие игры помогают уb^_lvp_ehklghklvhl^_evgh]hh рганизма и
экосистемы в целом, осознать уникальность и непоlhjbfhklvdZ`^h]h
объекта природы, понять, что неразумное вмешательстhq_ehека может
поe_qvaZkh[hcg_h[jZlbfu_ijhp_kku\ijbjh^_


ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ.
Игра «Кто поможет малышу ?»
Цель : уточнить знания детей о приспособлении жиhlguodkj_^_h[blZgby.
Правила игры: Ведущий выбирает картинку с одним из животных и
помещает его в «чужие услоby@b\hlgh_hlijZляется iml_r_kl\b_ –
хочет вернуться kою среду, но на пути klj_qZ_lfgh]hij_iylklий. Для
спасения путешественника дети должны подобрать другое животное, которое
^ZgghckblmZpbbfh`_lhdZaZlvihfhsvIhторно называть одних и тех же
животных нельзя. ВыигрыZ_llhldlhgZr_e[hevr__dhebq_kl\h
помощнико.
Прим ер: Дети выбрали зайца. Кубик упал fhj_Dlhihfh`_l[_^ghfm
зайчику? Помог кит, дельфин, краб. СноZ[jhkZ_fdm[bdImklugyDlh
поможет? И т.д. Игра может длиться долго, aZ\bkbfhklbhllh]hdZdh\u
познания детей в этой области.

Игра «Пищевые цепо чки водоёма».
Цель : Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.
Правила игры : Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей
выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:
комар — лягушка — цапля
черyqhd — рыбка — чайка
h^hjhkeb — улитка — рак
ряска — малёк — хищная рыба

3

Игра «Пищевые цепочки в лесу».
Цель : Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
Правила игры : Воспитатель раздаёт карточки с изображением рас тений и
животных и предлагает выложить пищевые цепочки:
растения — гусеница — птицы
растения — мышка — соZ
растения — заяц — лиса
насекомые — ежи
грибы — белки — куницы
лесные злаки — лось — медведь
молодые побеги — лось — медведь

Игра «Пищевые цепочки на лугу».
Цель : Закрепить знани я детей о пищевых связях на лугу.
Правила игры : Детям раздаются карточки с силуэтами обитателей луга. Дети
раскладывают, кто кем питается.
растения — гусеница — птица
злаковые травы — грызуны — змеи
злаковые травы — мышь — хищные птицы
трава — кузнечик — луговые птицы
насекомые и их личинки — крот — хищные птицы
тля — божья коровка — куропатка — хищные птицы
травы (клевер) — шмель

Игра «С чем нельзя в лес ходить?»
Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.
Правила игры : Воспитатель выкладывает на стол предметы или ил люстрации с
изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, вело сипеда... Дети
объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Рыбки плавают в пруду»
Цель . РазвиZlvwkl_lbq_kdh_\hkijbylb_оображение, учить ана лизироZlv
изображения по ц_lm.
Праbehb]ju П одбирать рыбок по окраске, аналогичной ц_lmijm^Z
располагать рыбок одинакоh]hp\_lZ\hij_^_e_gghcihke_^hательности:
от с_leuohll_gdh\dl_fgufbgZh[hjhl.

Игра «Ягоды, овощи и фрукты»
Цель. Разви Zlvmf_gb_ZgZebabjh\ZlvkjZниZlv ыбери такой же»),
учить классифицироZlv ih^[_jb\k_h hsbnjmdluy]h^uihpету»).
Праbehb]ju ВыкладыZlvjy^ukhklhysb_ из одинакоuo
изображений.

4


Игра « Вершки - корешки»
Цель . Обогащать сенс орный опыт, учить анализироZlvbah[jZ`_gb_
растения, выделяя его части. РазвиZlvmf_gb_kjZ\gbать. Учить состаeylv
изображение из дmoqZkl_ch[jZamxsbo_^bgh_p_eh_AZdj_ieylvgZa\Zgby
растений, развиZlvqmство формы, ц_lZ.
Праbehb]ju . Сложить карточку из дmoqZkl_cihijbgpbimершки -
корешки».

Игра «На лугу расц_ebdjZkb\u_pеты »
Цель. РазвиZlv\hkijbylb_pетоbhll_gdh, умение подбирать по ц_lm
(разные варианты: на лугу расц_ebpеты теплой ц_lh\hc]Zffuoheh^ghc
гаммы, разны х гамм).
Игра «Что растет в лесу»
Цель. Учить дифференцироZlv^bdb_ e_kgu_ bh]hjh^gu_jZkl_gby
РазвиZlv^_ckl\byZgZebaZkjZ\g_gbydeZkkbnbdZpbbkbgl_aZ.

Игра «Волшебный поезд»
Цель : закрепить и систематизироZlvij_^klZления детей о з_jyoilbpZo
насекомых, земноh^guo
Материал : ДZih_a^Z\uj_aZgguobadZjlhgZ \dZ`^hfihагона с 5
окнами); дZdhfie_dlZdZjlhq_dkbah[jZ`_gbyfb`b\hlguo
Ход игры
Играют д_dhfZg^u \ каждой по 4 ребенка -проводника), которые сидят за
отдельными столами. На столе перед командой лежит «поезд».
Вос -ль: перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в
первом – зверей, hтором – птиц, lj_lv_f – насекомых, в четвертом –
зе мноh^guo lZdqlh[u\dZ`^hfhdg_[ue\b^_gh^bgiZkkZ`bj
Та команда, которая первой разместит жиhlguoih\Z]hgZfijZ\bevgh
станет победителем.
Аналогично эта игра может проводиться для закрепления предстаe_gbch
различных группах растений (леса, с ада, луга, огорода).

Игра «Зоологическая столовая »
Цель: Формировать предстаe_gb_^hrdhevgbdh о способах питания
животных и группировке их по этому признаку.
Материал: на каждую команду – лист картона с изображением трех столо
(красного, зеленого, с инего), комплект картинок с изображением животных
(15 -20 шт.)
Ход игры
Играют д_dhfZg^uih3 -5 человек.
Вос питате ль: как Zfbaестно, птицы, з_jbgZk_dhfu_iblZxlkyjZaghcibs_cihwlhfm
их делят на растительноядных, хищникоbсеядных. Вам нужно посадить жиhlguoaZ
столы так, чтобы хищники оказались за красным столом, растительноядные – за зеленым,
k_y^gu_ – за синим. Команда, которая перhcjZaf_klbl`bотных праbevghklZg_l
победителем.

5

Игра «Лесной многоэтажный дом»
Цель : углубить знания детей о лесе как природном сообщест_aZdj_iblv
предстаe_gbyh[wlZ`Zo yjmkZo kf_rZggh]he_kZ
Материал: модель с изображением 4 ярусоkf_rZggh]he_kZ ihqенного,
траygbklh]hdmklZjgbdhого, дре_kgh]h kbemwlgu_bah[jZ`_gby
животных; фишки.
Х од игры
I вариант. Воспитатель дает детям задания расселить жиhlguogZyjmkZo
смешанного леса.
II вариант. Воспитатель помещает жиhlguo несвойст_ggu_^eybo
обитания ярусы. Дети должны найти ошибки, исправить их и объяснить,
почему они так считают . Кто перucgZoh^blhrb[dmbbkijZляет ее,
получает фишку.
Победителем становится тот, у кого в конце игры окажется больше фишек.

Игра «Кто рядом жи_l»
Цель : обобщить предстаe_gby^_l_chem]_одоеме как природных
сообщестZoDhgdj_lbabjhать предстаe_gbyhlbibqguo`bl_eyo
различных сообществ. Закрепить умение устанаebать простейшие
причинно -следст_ggu_k\yabjZkdju\Zxsb_g_h[oh^bfhklvkhместного
обитания растений и животных.
Материал: Маски (шапочки) растений, грибо`b\hlguoe_kZem]Z
h^h_fZ gZijbf_jолк, заяц, белка, дятел, ель, береза, орешник, белый
гриб, бабочка, жаhjhghdiq_eZh^mанчик, ромашка, лягушка, цапля,
окунь, кубышка, камы ш) – по количестm^_l_ch[jmqbdjZkgh]hkbg_]h
зеленого ц_lh.
Перед игрой воспитатель напоминает, что растения и животные
приспособлены к жизни в определенных услоbyob\l_kghck\yab^jm]k
другом; что они обитают оде, другие – hae_оды, e_ су или на лугу. Лес,
луг, h^h_f – это их дома. Там они находят себе еду, растят потомство.
Ход игры
В разных уголках площадки раскладывают обручи красного, синего и
зеленого ц_lh. Дети надеZxlfZkdb rZihqdb 
Вос -ль: определите, кто ub]^_`bете, растете. Некоторое время u[m^_l_
гулять по площадке. По команде «Занять свои дома!» обитатели леса должны
занять место в зеленом обруче, обитатели луга – djZkghfh[blZl_eb
h^h_fZ – kbg_f
После того как дети з аймут места в обручах, hkiblZl_evijhеряет,
правильно ли выполнено задание: «животные» и «растения» назыZxlk_[yb
место своего обитания. Затем дети меняются масками, игра поlhjy_lky
несколько раз.

6

Игра «З_a^gucahhiZjd»
Цель : познакомить с соз _a^byfbnhjfbjhать умения состаeylv
созвездия; дать предстаe_gbyhlhfqlhq_eh\_dkязан с окружающим
миром, что наблюдение за з_a^gufg_[hfaZklZ\behh[t_^bgblvaезды в
группы (обведя их контуры можно уb^_lvkbemwlu`bотных, птиц).
Правила игр ы : Детям раздаются наборы для игры (лист бумаги, маленькие
звездочки из ц_lghc[mfZ]b^eykhklZ\e_gbykha\_a^bc >_lbkhklZляют
созвездия с опорой на кZ^jZlbdb[ZjoZlghc[mfZ]bm]Z^uают его
название. Кто праbevgh\k_k^_eZ_lbijZильно назо_lkha _a^b_lhlb
ub]jZe.

Игра «Жиu_p_ihqdb»
Цель : расширять предстаe_gby^_l_chijbjh^guokhh[s_klах, их
целостности и уникальности, о цепях питания.
Материал : Маски (шапочки) жиhlguobjZkl_gbc
Примечание : могут использоZlvkyke_^mxsb_h[t_dlu природы,
образующие цепи питания: дуб, дикий кабан, hedhkbgZaZypebkZ e_k 
подорожник, гусеница, кузнечик, жаhjhghdjhfZrdZ[Z[hqdZklj_dhaZ
(луг); водоросли, карась, щука; куrbgdZmebldZmldZ \h^h_f jh`vfurv
аист (поле).
Игра проводит ся на примере лесного сообщестZ<oh^_ij_^арительной
беседы воспитатель уточняет предстаe_gby^_l_chlhfqlhe_k – это дом
для многих растений и жиhlguodhlhju_l_kghk\yaZgu^jm]k^jm]hf
Растения яeyxlkyibs_c^eyjZklbl_evghy^guo`bотных, ко торыми, в
сhxhq_j_^viblZxlkyobsgbdbLZdh[jZamxlkyp_ibiblZgby
Ход игры
Играют д_dhfZg^u ihj_[_gdZ каждой). Дети надеZxlfZkdb
(шапочки): один ребенок – растения, второй – растительноядного жиhlgh]h
третий – хищника. Игра проводится  несколько этапо
Воспитате ль: по команде «Цепочка стройся!» u^he`guihkljhblvkylZd
чтобы образоZeZkvp_ihqdZjZkl_gb_jZklbl_evghy^gh_`bотное, хищник.
Затем каждый должен будет представиться и объяснить, почему он занял то
или иное место в цепоч ке.
Команда, которая перhcijZ\bevghihkljhblkyZlZd`_h[tykgbl
последоZl_evghklvihkljh_gbyklZg_lih[_^bl_e_f
На втором этапе игры дети меняются ролями; на третьем этапе используются
другие объекты природы.
На заключительном этапе проведения иг ры из цепочки убирается какой -либо
объект. При построении дети должны обнаружить его отсутствие и
рассказать, к чему это может при_klb
Если дети легко спраeyxlkyk\uiheg_gb_fb]jh\uoaZ^Zgbcp_ibfh`gh
удлинить.

7

Игра -сказка «Фрукты и оhsb»
Наглядн ый материал : картинки с изображением овощей.
Воспитатель рассказыZ_l - Решил однажды помидор собрать войско из
оhs_cIjbrebdg_c]hjhodZimklZh]mj_pfhjdhь, свекла, лукоbpZ
картофель, репа. (Педагог поочерёдно выстаey_lgZkl_g^dZjlbgdbk
изображением этих оhs_c BkdZaZebfihfb^hjFgh]h желающих,
оказалось, поэтому ставлю такое услоb_\i_jую очередь в войско моё
пойдут лишь те оhsb\gZaании которых слышаться такие же зmdbql о и
fhzfihhffbb^hhjj.
- Как u^mfZ_l_^_lbdZdb_h\hsbhldebdgmebkvgZ_]hijbau\?
Дети назыZxl\u^_eyy]hehkhfgm`gu_aуки: горроох, морркооv
карртоофель, репа, огурец, и объясняют, что wlbokehах есть зmdbji
как kehе помидор. Карти нки с изображением названных оhs_c
hkiblZl_evi_j_^\b]Z_lgZkl_g^_ih[eb`_dihfb^hjm.

Проводит помидор различные тренировки с горохом, моркоvxdZjlhn_e_f
репой. Хорошо им! А остальные овощи опечалились: звуки, из которых
состоят их названия, никак не подходят к звукам помидора, и решили они
просить помидора сменить услоb_Ihfb^hjkh]eZkbeky;m^vih -Zr_fm
Приходите теперь те, gZa\Zgbbdhlhjuoklhevdh`_qZkl_ckdhevdhb
моём».
- Как u^mfZ_l_^_lbdlhl_i_jvhldebdgmeky?
Сообща выясняет ся, сколько частей в сло_ihfb^hjb назZgbb
остаrbokyh\hs_cDZ`^uchl\_qZxsbcih^jh[ghihykgy_lqlh\kehах
помидор и, например, капуста одинаковое количестhkeh]h. Картинки с
изображением этих растений также передb]Zxlky сторону помидора.
- Но ещё больше опечалились лук и с_deZDZd\u^mfZ_l_^_lbihq_fm"
Дети объясняют, что количестhqZkl_c\gZaании не такое, как у помидора,
и зmdbg_kh\iZ^Zxl.
- Как помочь им. Ребята? Какое ноh_mkehие мог бы предложить им
помидор, чтобы и эти ов ощи вошли в его войско?
Воспитатель должен под_klb^_l_cdlhfmqlh[uhgbkZfbknhjfmebjhали
такие услоbyImklvijboh^yll_h\hsb названии которых ударение в
первой части» или «Принимаем в войско тех, gZa\ZgbbdhlhjuokeurZlvky
одинакоu_a\mdb (лук, с_deZ >eywlh]hhgfh`_lij_^eh`blv^_lyf
послушать и сравнить, где ударение в остаrbokykehах – названиях
оhs_ckjZнить их зmdhой соста.
- Все овощи стали воинами, и огорчений больше не было! – заключает
hkiblZl_ev

Распределение плодов по ц_lm:
Воспитатель предлагает детям распределить плоды по ц_lmgZh^gh[ex^h
положить плоды с красным оттенком, на другое – с жёлтым, а третье – с
зелёным. Игровой персонаж (например, Вини -Пух) тоже участm_l\wlhfb
со_jrZ_lhrb[dbgZijbf_j`zel ую грушу кладёт к зелёным плодам.

8

Воспитатель и дети доброжелательно и деликатно указыZxlgZhrb[dm
мед_`hgdZgZauают оттенки цвета: с_leh -зелёный (капуста), ярко -
красный (помидор) и т.д.
Распределение плодоihnhjf_bкусу
Воспитатель предлагает де тям разложить плоды иначе, по форме: круглые –
на одно блюдо, продолгоZlu_ – на другое. После уточнения даёт детям
третье задание: распределить плоды по dmkm – на одно блюдо положить
плоды сладкие, на другое – несладкие. Вини -Пух радуется – он любит kz
сладкое. Когда распределение заканчивается, он ставит блюдо со сладкими
плодами к себе: «Я очень люблю мёд и kzkeZ^dh_<bgb -Пух, разве это
хорошо всё самое вкусное брать себе? – говорит воспитательница. – Дети
тоже любят сладкие фрукты и овощи. Идите мыть руки, а я разрежу фрукты и
оhsbbm]hsm\k_o»

Игра -сказка «На озере»

Воспитатель:
В некотором царстве, g_[hevrhfg_j_Zevghf]hkm^Zjkl\_ihk_j_^bg_
дремучего леса расположилось маленькое, но очень красивое лесное Озеро.
(На доску прикрепляется изображение озера.)
На этом диghfha_j_aZjhkr_fjh]hahfbdZfurhflbohfbjghb счастли
ожила семья самых обыкновенных.. лягушек. И k_mgbo[uehij_djZkghB
h^ubibsb\^hоль.
А вот чем питались лягушки в сказке не сказано, о том вам самим додум аться
надобно. (Дети отвечают: мошками, комарами, оводами).
После ответа на доску рядом с изображением лягушки прикрепляют
изображение комароBd ак ex[hfpZjklе -государст_ сhbo
апартаментах жил, ни о чем не тужил , местный царь. И было бы все хор ошо.
Да только поехал однажды этот царь на пир в соседнее королеkl\hb
испробоZegZlhfibjm[ex^haZfhjkdh_, деликатесное, французскими
поZjZfbbaey]mrZqvboeZihdijb]hlhленное. И так, полюбилось царю это
кушанье, что, _jgmшись, домой, отдал он при каз: семью лягушек из озера
uehить и диguo[ex^gZ]hlhить.
(С доски убирается изображение лягушки).
Пришла беда в царство мирное, e_k^j_fmqbcgZha_jhlboh_KlZeb
жители этой местности страшно болеть, их мучили лютая лихорадка.
Это малярия, она вы зыZ_lkyiZjZablhfi_j_ghkqbdhfdhlhjh]hyляется
малярийный комар. Уничтожение лягушек, питающихся комарами, при_ehd
массовому размножению насекомых и стало причиной вспышки малярии.
В лесу рядом с озером жили норки. ( на доску помещается изображение
норки).
Норки постоянно охотились на лесном озере, и водилось их раньше в этих
местах очень много. Только все реже и реже стали встречаться здесь эти
пушистые зверьки, количество их сократилось. ГоhjbebklZjbdbqlhb
этой беде поbg_gpZjvkhk\hbfbij ихотями. В чем bgZpZjy" Hl\_l:
лягушки яeyxlkyhkgh\gufbklhqgbdhfiblZgbyghjhd .

9

Вот сколько бед и несчастий от царской забаuG_]h`_q_ehеку в дела
природы вмешиZlvky<k_ ней особыми цепями связано, так что и всякий
зверь и ц_lhdfZe_gvdbc\ них особое звено, Z`gh_.

(Н. Добронраво)
Рыбы, птицы и звери в душу людям смотрят,
Как будто просят нас «Люди не убиZcl_ajy.
Ведь море без рыб – не море,
Ведь небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не земля,
А нам без земли – нельзя!

Далее восп итатель предлагает детям самим придумать продолжение сказки.
Что могло случиться, если бы царь вырубил лес возле озера?
Если бы царь приказал осушить озеро? т.д.
Можно в_klb сказку ноuo]_jh_.


«СУНДУЧОК» для воспитателей, родителей и детей https://vk.com/club_sunduk_ru
Заходите к нам, у нас много интересного материала для воспитания, обучения
и развития детей!