Талалаева Е.Ю. Онтология поэзии Фридриха Гёльдерлина - ключ к поздней философии Мартина Хайдеггера

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.25 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

39
Онтология поэзии Фридриха Гёльдерлина:
ключ к поздней философии Мартина Хайдеггера

The ontology of poetry by Friedrich Hölderlin:
a key to Martin Heidegger’s late philosophy


ТалалаеZ Е.Ю.
ассистент кафедры философии и методологии науки Тамбоkdh]h государст_ggh]h уни_j-
ситета имени Г.Р. ДержаbgZ
e-mail: kater-.-ina@mail.ru

Talalaeva E.Yu.
Assistant lecturer, Philosophy and Methodology of Science Department, Derzhavin Tambov State
University
e-mail: kater-.-ina@mail.ru

Аннотация
В данном исследоZgbb реконструируются предпосылки к формироZgbx позднего фило-
софстhания Мартина Хайдеггера, изначально заложенные в предстаe_gbyo немецкого по-
эта Фридриха Гёльдерлина о божест_gghc сущности поэтического языка. Аlhjhf аргумен
-
тироZgh обосноuается позиция, согласно которой Хайдеггер в haaj_gbyo Гёльдерлина на
истоки и природу поэзии обнаружил ключ к преодолению hagbdrbo затруднений в реше-
нии hijhkZ о бытии и его aZbfhkязи с языком в сhzf раннем фундаментальном труде
«Бытии и j_f_gb». Особый акцент в исследоZgbb стаblky на сущностной значимости по-
эта как
посредника между людьми и трансцендентными силами, способного haратить че-
ло_q_kl\m его подлинное бытие-в-мире, постепенно утрачиZ_fh_ в соj_f_ggmx эру тех-
нологии.
Ключеu_ слоZ: Мартин Хайдеггер, Фридрих Гёльдерлин, поэт, поэзия, язык, бытие, боги.

Abstract
The study reconstructs the prerequisites for the formation of Martin Heidegger's late philosophizing.
Initially they come from the ideas of the German poet Friedrich Hölderlin about the divine essence
of the poetic language. The author argues that Heidegger discovered a key to overcoming the diffi-
culties encountered in solving the question of being and its relationship with language in philoso-
pher’s early fundamental work “Being and Time” thanks to Hölderlin’s views on the origins and
nature of poetry. The research places particular emphasis on the essential importance of a poet as an
intermediary between people and transcendental forces, which can return to humanity its true being-
in-the-world that gradually being lost in the modern era of technology.
Keywords: Martin Heidegger, Friedrich Hölderlin, poet, poetry, language, being, gods.


ИсследоZgb_ uiheg_gh при финансоhc поддержке РФФИ в рамках научного проекта №
17-33-01099-ОГН «Онтологический анализ поэзии в герменеlbq_kdhc философии мыслите-
лей XX в.»

Фридриха Гёльдерлина (1770–1843) по праву назыZxl _ebdbf немецким поэтом, по-
сylbшим сhx жизнь дароZgghfm сur_ призZgbx. Гёльдерлин признаZe лишь под-
линное искусстh, служа богам, а не людям. Аkljbckdbc
литератор Стефан Ц_c] писал:

40 «Ни один немецкий поэт не имел такой k_ih]ehsZxs_c _ju в поэзию и её божест_ggh_
происхождение, как Гёльдерлин. Он eh`be в понятие поэзии сhx собст_ggmx незапят-
нанную чистоту. <…> Подобно неb^bfhfm эфиру, заполняющему пространстh между не-
бом и землей, поэзия заполняет пропасть между ukhlZfb и глубинами духа, протягиZy
нить через разделяющую богов
и людей пропасть» [6, p. 49].
Рассуждения Гёльдерлина о богах и божест_gghc сущности поэзии h многом произ-
растают из его увлечения идеями Платона. Из них он почерпнул сhb предстаe_gby о красо-
те, добаb\ к ней трагические ноты, и Z`ghklb мифа для мышления [3, р. 183]. Для немец-
кого поэта приe_dZl_evghklv платонизма заключалась, прежде k_]h, в
преодолении раскола
между «идеей» и «реальностью»: с позиции платонизма идея пронизыZ_l реальность h
k_c её полноте. С опорой на эту позицию Гёльдерлин обратился к «мифологии разума», в
которой миф яey_lky сyamxsbf з_ghf между логосом (λόγος) и поэзией (ποίησις). Соглас-
но Гёльдерлину, поднимаясь над аллегорической симhebdhc, миф порождает ноmx духов-
ность, в
рамках которой боги hagbdZxl как изначальные силы, а не просто абстрактные по-
нятия. Однако подлинность этих мифических сил, яeyxsboky по сh_c сути трансцендент-
ными, с течением j_f_gb перестала признаZlvky поэтами. Однако Гёльдерлин полагал, что
боги бытийстmxl в непосредст_gghc близости с поэтом, раgh как и природа их породив-
шая. В сhzf
романе «Гиперион» [1] немецкий поэт разbает предстаe_gby о природе как
субстанции, наделённой способностью преодолеть смерть и hkklZghить утраченную гар-
монию жизни, компенсироZ\ этим присущую ей конечность. Согласно такому описанию
природы, боги дейстbl_evgh присутствуют в мире и принимают непосредст_ggh_ участие в
преjZlghklyo судьбы Гепириона, душа которого находится в гармонии с природой.
Соj_f_ggZy Гёльдерлину
Германия яeyeZkv для поэта особым местом, наследующим
hki_аемой им Дреg_c Греции, где сущестhание поэта прояey_l себя наиболее полно и
со_jr_ggh. Дреgyy Греция в предстаe_gbb Гёльдерлина это не просто земля, люди, боги
и культура, скорее это образ долгожданного будущего, к которому следует стремиться. Сле-
доZl_evgh, от Германии, как «Ноhc Дреg_c Греции»,
он ожидает исполнения обещания о
haращении богов в новый мир. И способстhать этому haращению может лишь поэзия,
предстаeyxsZy собой «растhj_gb_ земной материи в духе, haышение мира в абсолют-
ном духе [Weltgeist]» [6, p. 63]. Таким образом, Гёльдерлин преjZsZ_l поэзию в «зеркало
для философии» [3, р. 188], он стремится глубоко переосмыслить поэтический язык, чтобы
_jgmlv ему его
изначальную функцию учителя чело_q_klа [5, p. 185].
Благодаря предпринятым Гёльдерлином усилиям, поэзия приобретает осноhiheZ]Zx-
щее значение для реальности, которое особо подчеркнул Хайдеггер в сhzf эссе о сущности
поэзии. Философ пишет: «Поэзия есть обосноZgb_ посредстhf слоZ и в сло_. Что же
обосноuается таким образом? Непреходящее. <…> Именно непреходящее должно быть
haедено к устойчиhklb супротив сноса
его <по течению>, простое должно быть отвоевано
у замешательстZ и путаницы, а мера постаe_gZ h главе безмерного. Открытым должно
стать то, что в целом несет сущее. Но как раз это непреходящее летуче, склонно к бегству»
[2, с. 15]. Непреходящее, заложенное в основу k_]h сущего, требует особой бережности со
стороны поэта в сохранении
и переносе его в поэтическое слоh. Но каким образом подобное
удаётся поэту? Хайдеггер описыZ_l это следующим образом: «Поэт именует богов, но он
именует и k_ _sb в том, в чем они сущи. <…> покуда поэт говорит сущностное слово,
именно посредстhf этого поименоZgby сущее i_jые посysZ_lky в то, что оно есть.
<…> Поэзия
есть сло_kgh_ обосноZgb_ бытия» [там же, с. 15–16].
Хайдеггер в значительной мере благодаря онтологическим haaj_gbyf Гёльдерлина
обогатил сhx позднюю философию принципиально ноufb концепциями. Проникнуrbkv
тhjq_klом Гёльдерлина в начале 1930-х гг., Хайдеггер в течение k_c жизни разделял фи-
лософские a]ey^u, заложенные в его поэзии. Получив в 1936 г. приглашение от итальянско-
го философа Дж
. Джентиле uklmiblv в Риме с лекцией о Гёльдерлине и сущности поэзии,
Хайдеггер подготоbe uklmie_gb_ с глубоким толкоZgb_f основных предпосылок форми-
роZgby поэтической позиции Гёльдерлина, kdhj_ стаrbo центральной темой любой дис-

41 куссии, касающейся «поэтического мышления» [3, р. 193]. В частности, философом были
рассмотрены hijhku о сущности поэзии как места происхождения языка в целом и значе-
ния поэтического языка как осноu бытия и наиukr_c необходимости мышления. Такой
философско-герменевтический подход к исследоZgbx поэзии был призZg прояснить лири-
ческие стихотhj_gby Гёльдерлина. Однако, спра_^ebо hagbdZ_l hijhk:
почему Хайдег-
гер среди k_o поэтов для сh_]h философского анализа u[jZe именно Гёльдерлина?
«И k_ же избран Гёльдерлин и только он» [2, с. 7]. Хайдеггер не отрицает, что рано и
g_aZigh прерZggh_ тhjq_klо Гёльдерлина может h многом уступать более осноZl_ev-
ным в плане реализации сущестZ поэзии с_lbeZf, таким как Гомер, Данте или
Гёте. Тем не
менее, философ полагал, что: «поэзия Гёльдерлина исходит из поэтического призZgby
намеренно концентрироZgh тhjblv сущестh поэзии. Гёльдерлин для нас в некоем отличи-
тельном смысле яey_lky поэтом поэтов. Поэтому-то он и ur_e в финал» [там же, с. 8].
Стремясь испраblv недоработки, допущенные в сhzf раннем философском труде Бытии и
j_f_gb
(1927), Хайдеггер нашёл в поэзии Гёльдерлина способ преодолеть несо_jr_gklо
нашего обыденного языка. Обращение к тhjq_kl\m немецкого поэта позhebeh мыслителю
не только ощутить, в чём заключается «непраbevghklv» такого языка и его ограниченность,
но и наметить путь к чистому языку, способному решить сложиr__ky лингbklbq_kdb_
проблемы. Среди таких проблем числится, прежде k_]h, злоупотребление слоZfb
в поk_-
днеghc речи и, ke_^klие этого, сh_h[jZaguc «износ» значения слоZ. СлоZ в соj_f_g-
ном мире нещадно эксплуатируются h множест_ коммуникатиguo практик, а их значение
интерпретируется в интересах гоhjys_]h. Таким образом, истинное значение слов и _s_c,
на которые они указывают, предаются заб_gbx. Яeyykv изначально языкоhc личностью,
чело_d постепенно лишается сh_]h подлинного
бытия-в-мире.
На момент передачи рукописи Бытия и j_f_gb для её опубликоZgby в 1927 г.
Хайдеггер ещё не нашел способа преодолеть «обеднения» языка, несмотря на сконструиро-
Zgguc им оригинальный терминологический аппарат, наделяющий слоZ поk_^g_ного
языка принципиально ноuf значением. Философ полагал, что его фундаментальный труд
остался неза_jrzgguf и лишь спустя годы
поэзия Гёльдерлина дала ему ключ к пересмот-
ру сh_]h прежнего философстhания. Начиная с 1930-х гг. акцент в размышлениях Хайдег-
гера постепенно смещается с центральной темы Бытия и j_f_gb – hijhrZgbb о смысле
бытия, на hijhk о смысле языка. Таким образом, в сhbo рассуждениях позднего периода
тhjq_kdhc деятельности немецкий философ стремится к раскрытию
изначальной потребно-
сти мышления в подлинном языке, благодаря которому чело_d обретает hafh`ghklv hk-
станоblv в языке «дом бытия». В этом отношении, хайдеггероkdb_ заметки в отношении
поэзии Гёльдерлина предстают в качест_ наиболее предпочтительного способа ghь под-
черкнуть лингbklbqghklv чело_q_kdhc природы. Выражаясь слоZfb Х.-Г. Гадамера,
Хайдеггер «нанимает» Гёльдерлина как поэта, чья
философская интуиция kljZbается в он-
тологическую структуру языка. Именно Гёльдерлин позhebe Хайдеггеру со_jrblv поh-
рот в сhzf философстhании и найти способ разрешить затруднения, hagbdrb_ перед
философом в Бытии и j_f_gb. Таким образом, поэзия для Хайдеггера, постаe_ggZy мыс-
лителем в центр позднего периода философстhания, яey_lky способом разblby и пере-
осмысления положений, заяe_gguo
им в сhzf раннем фундаментальном труде.
Интерпретация Хайдеггером поэзии Гёльдерлина предостаey_l плодотhjgmx почву
для разblby широких дискуссий в научных кругах, где преимущест_ggh подчёркиZ_lky
как узкая напраe_gghklv такого толкоZgby, так и стаblky акцент на сущест_gguo досто-
инстZo подхода немецкого философа [3, р. 195]. «Узость» хайдеггероkdhc интерпретации
состоит, прежде k_]h, в том, что философ
заключил поэзию Гёльдерлина в рамки, налагае-
мые поиском от_lZ на hijhk о значении бытия. Акцентируя сhz gbfZgb_ на онтологиче-
ском поиске решения hijhkZ о бытии и языке, Хайдеггер фактически не учитыZ_l эстети-
ческого аспекта поэзии Гёльдерлина, необходимого для полноценного понимания его тhj-
ческого наследия. Это приh^bl к ситуации, в которой «поэтическое
мышление» Хайдеггера
способствует формироZgbx образа немецкого поэта g_ контекста таких сущест_gguo со-

42 стаeyxsbo, как немецкий романтизм или идеализм, яeyxsboky Z`ghc частью станоe_-
ния Гёльдерлина как поэта.
Осознанно уклоняясь от приe_q_gby к сh_fm философскому анализу указанных ur_
напраe_gbc, философ в интерvx для журнала Der Spiegel следующим образом описывает
сhz отношение к Гёльдерлину: «Моё мышление сущностно сyaZgh с поэзией Гёльдерлина.
Но я не думаю, что
он яey_lky просто поэтом, чьё творчестh нараg_ с многими другими
предстаey_l собой объект исследоZgby для историков литературы. Я полагаю, что Гёль-
дерлин – это тот поэт, кто указыZ_l на будущее, тот, кто ожидает бога» [4, p. 112]. Согласно
предстаe_gbyf Хайдеггера, Гёльдерлин яey_lky необходимым посредником, способным
придать проблеме обосноZgby бытия особое сокро_ggh_ значение для поэзии и
философии.
Вслед за поэтом, Хайдеггер устремляет сhx мысль в постижение исторического момента,
запечатлённого в поэтическом опыте. Философ ут_j`^Z_l, что: «Поэзия – это не k_]h лишь
некое сопроh^bl_evgh_ украшение бытия, не некое j_f_ggh_ hh^mr_ление или исклю-
чительно эмоциональный разогрев и разe_q_gb_. Поэзия есть несущая осноZ истории» [2,
с. 17]. В своей работе Нужны ли
поэты? Хайдеггер описыZ_l настоящую историческую
эпоху как «тёмную», «скудную» и «смутную». Он особо подчёркиZ_l, что для историческо-
го опыта Гёльдерлина как поэта «_q_j мироhc эпохи клонится к ночи» [там же, с. 26]. Но
если h j_f_gZ Гёльдерлина ночь только пред_sZeZkv сумерками, то в эру технологизации
мира «МироZy ночь ширит сhc мрак» [
там же]. В этой сyab Хайдеггер поясняет: «Харак-
терная особенность этой эпохи мира – отсутстb_ Бога, "зияние Бога" <…> Время ночи мира
– это скудное, жалкое убогое j_fy, ибо и станоblky оно kz более скудным и смутным»
[там же]. Хайдеггер ут_j`^Z_l, что соj_f_ggZy эпоха стала в столь сущест_gghc мере
«оскудеr_c», что чело_d
уже начинает предаZlv заб_gbx само отсутствие («зияние»)
Бога.
Если предположить, что понятие «Бог» подразумеZ_l собой изначальный источник
ценности в мире и, следоZl_evgh, яey_lky причиной gmlj_gg_c ценности _s_c, то, забы-
Zy о необходимости его присутстby в мире, чело_d постепенно теряет ценность мира.
ПребыZy в состоянии подобной «забыqbости», чело_d полагает, что ценность
присуща
_sZf лишь в той мере, в какой они могут послужить средстhf определённой чело_q_kdhc
цели. Но если чело_d считает, что ничто не может быть ценным само по себе, без сопро-
h`^Zxsbo _sv инструментальных функций, то он дейстbl_evgh забыZ_l о существоZ-
нии Бога, способном придать gmlj_ggxx ценность _sZf незаbkbfh от их hafh`ghc

пользы чело_dm. Таким образом, мироZy ночь эпохи, констатируемая Хайдеггером, это не
что иное, как отсутстb_ в чело_q_kdhc жизни божест_ggh]h с_lZ, когда «больше ни один
бог не собирает hdjm] себя зримо и бесспорно людей и _sb и не ukljZbает из этого со-
брания мировую историю и чело_q_kdh_ в ней пребыZgb_» [там
же]. Именно такое утили-
тарное мироhaaj_gb_, согласно предстаe_gbyf Хайдеггера, при_eh чело_q_klо к краю
бездны (Abgrund).
Но что же должен делать поэт в эпоху, когда чело_q_klо стоит над пропастью? Веро-
ятно, ключ к разгадке этого hijhkZ kz также следует искать в поэзии Гёльдерлина. В сhzf
так и остаrbfky неза_jrzgghf гимне «Мнемозина» [2, с
. 27] немецкий поэт гоhjbl:
«… Не kz небожители
могут. Ибо смертные раньше
касаются бездны. Значит, там
перемена эта случится.
Долго тянется j_fy,
и k_ же истине должно случится».
Гёльдерлин пишет о «перемене» – сh_]h рода поhjhl_, которой поспособствует тому,
что чело_d оттолкнётся от дна бездны в полночь эпохи и устремится к с_lm ноh]h
бога
или haратиr_]hky из небытия старого. Но только поэт из числа «смертных» способен,
оказаrbkv в этой пропасти нараg_ с другими, бросить uah\ ночи j_f_gb. Поэт в своих
произ_^_gbyo стремится преподнести бытие таким образом, чтобы получить hafh`ghklv

43 преодолеть специфическое ценностное мироhaaj_gb_ технологической эпохи. Хайдеггер
особо подчёркиZ_l, что достичь этого можно только в поэзии. В это скудное и тёмное j_fy
лишь при помощи поэтического языка чело_d обретает надежду избежать того насилия тех-
нологии, в ходе которого она лишает мир изначально присущей ему ценности. «Поэты – это
те смертные, что <…>
чуют следы скрыrboky богов, не сходят с этих следов и таким обра-
зом показыZxl родст_gguf смертным путь к поhjhlm» [2, с. 29]. По сh_c сути нынешняя
историческая эпоха характеризуется утилитарным подходом чело_dZ в отношении окружа-
ющих его _s_c, субъектиgZy ценность которых определяется степенью той u]h^u, что
можно получить от их использоZgby. «Скудность» и
«технологичность» эпохи препятству-
ют обретению b^_gby истинной ценности _s_c и понятий, тем не менее, поэт способен
приблизиться к её раскрытию. Только в поэзии чело_d способен найти дорогу, по которой
он сможет _jgmlvky из бездны, излечиrbkv от причины заб_gby его подлинного суще-
стhания в мире.
Хайдеггер обрёл в поэзии Гёльдерлина почву
для сhbo суждений о поэзии как един-
ст_gghf способе «ukетлить» бытие чело_dZ в той ночи, куда его при_eh заб_gb_ под-
линной ценности мира. Гёльдерлин был убеждён, что чело_d «поэтически обитает» в мире,
тогда как поэты – посланники богов, которые дают чело_dm hafh`ghklv осознать эту исти-
ну. Поэтический язык помогает чело_dm осh[h^blvky от
иллюзии языка как инструмента
коммуникатиghc практики, он позhey_l чело_dm осущестblv своё поэтического бытий-
стhание в мире и на земле, побороть технологическое угнетение соj_f_gghc историче-
ской эпохи. Хайдеггер полагал, что поэты раgh с философами Z`gu для понимания сущ-
ности бытия, так как они способны заноh раскрыть его природу.

Литература
1. Гёльдерлин
Ф. Гиперион. Стихи. Письма / Ф. Гёльдерлин. – М.: Наука, 1988. – 187 с.
2. Хайдеггер М. О поэтах и поэзии: Гёльдерлин. Рильке. Тракль / М. Хайдеггер / Сост.,
пер. с нем. и посл. Н. БолдыреZ. – М.: Водолей, 2017. – 240 с.
3. Brencio F. Foundation and Poetry: Heidegger as a reader of Hölderlin / F. Brencio // Studia
Philosophiae Christianae. – Vol. 49. – No 4. – 2013. – Pp. 181-200.
4. Heidegger M. “Only a God Can Save Us”: Der Spiege’s Interview with Martin Heidegger
(1966) / Heidegger M. // The Heidegger Controversy: A Critical Reader / ed. by R. Wolin. –
London: The MIT Press, 1992. – Pp. 91-116.
5. Hölderlin F. ‘Oldest System Programme of German Idealism’ / F. Hölderlin // Classic and
Romantic German Aesthetics / ed. by J.M. Bernstein. – Cambridge: Cambridge University
Press, 2003. – Pp. 185-188.
6. Zweig S. The Struggle with Demon: Hölderlin, Kleist, Nietzsche / S. Zweig / trans. by C. and
E. Paul. – London: Pushkin Press, 2012. – 260 pp.