ФилософияЛекция1.Предмет и метод философии. Ее роль в жизни человека и общества.

Формат документа: pdf
Размер документа: 2.22 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.




Теги: КГПУ им. В. П. Астафьева
  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Философия:
дистанционно -лекционное сопровождение
для студентов факультета биологии, географии и химии
КГПУ им. В.П. Астафьева
Кафедра философии, социологии и религиоведения
Автор курса: Минее<Ze_jbc<Ze_jv_ич,
доктор философских наук, профессор
Красноярск 2020
Лекция 1.
Предмет и метод философии.
Ее роль `bagbq_eh\_dZbh[s_kl\Z
1. Философия jy^mnhjf^mohной деятельности
2. Истоки философии и многообразие ее функций
3. Круг философских проблем и структура философского знания
4. Смысл слова «философия»
5. Философские традиции и основные эпохи bklhjbbnbehkhnkdhcfukeb

1. Философия в ряду форм духовной деятельности
Мифология
Искусство
Религия
Мораль
Правосознание
Политическое
сознание
Наука
Философия
2

Чем различаются формы духа (формы духовной
деятельности, формы духовной культуры)?
Они различаются не только по содержанию, но и по ФОРМЕ организации содержания.
Например,
Наука и философия осмысливают свой предмет посредством (то есть в форме)
особых научных понятий, теорий, рассуждений, формул...
Искусство – посредством художественных образов.
Мораль – в форме предписаний, запретов:
«Поступай так!», «Не поступай так!».
Религия – в форме религиозных догматов,
особых утверждений, принимаемых на веру.
3
Однако различия эти не являются абсолютными. В научном
познании большую роль играют художественные образы, а в
области искусства, например, в художественной литературе,
присутствуют и рассуждения, и философские теории… Все формы
тесно взаимодействуют между собой. Различаются формы духа и
по множеству других критериев. Но о них поговорим в другой
раз.
Задание:
об особенностях
правосознания,
политического сознания,
мифологии
подумайте сами.
ЗАПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ:
Форма духа – это не только
особый язык, но еще и особое
переживание, особое состояние
сознания, души! Особый
регистр восприятия мира, себя
самого и других людей.

Остановимся на философии.
Можно ли дать ей строгое определение. Можно ли назвать ее
существенные особенности? Что такое философия?
Многие считают, что исчерпывающее определение философии невозможно.
Впрочем, окончательное определение невозможно дать ни искусству, ни религии, ни мифу, ни
математике, ни миру, ни его Создателю, ни много чему еще…
В отсутстbbiheghchij_^_e_gghklbgbq_]hkljZrgh]hg_l.
4
Однако можно и нужно дать исходное, учебное определение, которое ^Zevg_cr_f
можно дополнять или оспаривать. Можно сраgblvnbehkhnbx с другими
духоgufby\e_gbyfbjZkdjulv__nmgdpbbi_j_qbkeblvijh[e_fu.
Философия – это особая форма духовной деятельности, направленная на
осмысление мира в целом , на исследование предельных оснований бытия и
познания. Особый синтез научного знания с вненаучным .
Существенные признаки (особенности) философии :
1. Глубокая рефлексия
2. Преобладание рациональных методоihagZgby
3. Выработка учений всеобъемлющего характера
4. Выполнение особых функций `bagbq_eh\_dZbh[s_kl\Z
5. Непреодолимый плюрализм учений, их диалогичность

Поясним некоторые из перечисленных особенностей философии
Что такое рефлексия, да еще глубокая?
РЕФЛЕКСИЯ (от лат. reflexio – обращаю назад, отражаю )– это осознание человеком собственных мыслей
и поступков, взгляд на самого себя, на свое положение в мире, на свою ситуацию как бы со стороны.
А некоторые скажут: «Как бы изнутри».
Рефлексия протекает в форме напряженного размышления, полного сомнений и предположений.
Субъектом рефлексии может выступать не только отдельный человек, но и группа людей, научное
сообщество, человечество...
Философы обычно понимают под рефлексией критическое рассмотрение самого знания о чем -либо,
познание самого процесса познания. Всех причин, условий и механизмов этого процесса.
Что значит «рациональные методы», «рациональный»?
Латинское слово ratio переводится на русский язык как разум, рассудок, размышление, вывод; счет,
подсчет, сумма, отношение; выгода,интерес ; метод, способ, приём, план, устройство; основание,
обоснование, мотив; теория, наука, взгляд, проблема; правило, состояние...
РАЦИОНАЛЬНЫМ называют нечто такое (явление, процесс, поступок, намерение), в чем можно
обнаружить упорядоченность, форму, закон, целесообразность, то есть всё то, что или совпадает с
самим разумом, или доступно его пониманию. Рациональное обычно противополагается чувству,
страсти, чему -то таинственному и непостижимому, слепой вере в авторитет, готовности положиться
на счастливый случай…
Об особых функциях философии скажем чуть позже.
(См.следующий раздел лекции)
Что такое плюрализм?
ПЛЮРАЛИЗМ – это сосуществование множества равноправных теорий, точек зрения по какой -либо
проблеме. И это также признание права на существование такого множества, отказ от претензий на
безраздельное главенство. Единство философского знания складывается скорее на основе общности
проблем, чем на основе единства в подходах к их решению.
5

Что понимается под ПРЕДЕЛЬНЫМИ ОСНОВАНИЯМИ бытия и познания?
Как известно, всякое явление имеет причину. А любая мысль, любое утверждение на чем -
то основывается: на других утверждениях, на научном наблюдении, на собственном
опыте, на культурной традиции… А что служит самым глубоким, самым последним
основанием происходящих в мире процессов и основанием наших знаний о них?
Любая наука пользуется категориями и принципами, которые в рамках данной науки
обоснованию не подлежат. Они считаются сами собой понятными, самоочевидными.
Поэтому их еще называют неопределимыми понятиями , очевидностями , интуициями .
Например, в основании математического знания лежат такие очевидности:
множество, больше, меньше, истина… Вся математика держится на подобных понятиях, но
она не объясняет, что значит «больше» или «меньше». Тем более, что такое истина.
Все науки оперируют понятием «истина», но при этом не ставят вопрос о том, что
такое сама истина. И не спрашивают ни о том, нужна ли истина человеку, ни о
том, способны ли мы вообще истину познать и высказать .
Вот лишь один пример предельного основания:
категория «истина».Таких предельных оснований
великое множество. Именно они и составляют предмет
философских размышлений (подробнее на предмете
философии остановимся в разделе 3).
6

Многие рассматривают философию как одну из наук.
Сравним философию с наукой.
Подобно всем остальным наукам философия
стремится к расширению сферы достоверного знания , к познанию законов природы и общества;
требует аргументированных рассуждений , критического анализа, стремится к ясности и четкости
высказываний, оперирует однозначными терминами.
Однако, в отличие от большинства других наук, философия
не использует количественные методы;
широко опирается на средства естественного языка, сохраняет многозначность слов, их открытость
новым смыслам (эта черта сближает философию в большей степени с обыденным сознанием, с
мифом или искусством, чем с наукой);
приветствует индивидуальность речи автора и передает его личное отношение к тому, о чем
говорится;
познавая мир, остается антропоцентричной (то есть в центре ее внимания – отношение человека к
миру);
наконец, у философских проблем имеются две важные особенности:
1) предельный, всеобщий характер (философия изучает всё, другой такой науки нет)
2) вечность, то есть философские проблемы не утрачивают актуальности и никогда не получают
окончательного решения (в отличие от проблем других наук), но от эпохи к эпохе лишь
наполняются новым содержанием – переосмысливаются.
7
Задание:
Сравнить философию с остальными формами духа,
с мифом, религией, искусством или политической идеологией
попытайтесь самостоятельно.
ЗАПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ:
Вечность проблемы означает не неразрешимость,
а открытость новым решениям!

2. Истоки философии и многообразие ее функций
Философию трактуют по -разному: мировоззрение (или его ядро), форма духовной
культуры, форма духовной деятельности, особая наука, особая область знания,
область мысли, особая установка сознания…
Истоки философских размышлений нетрудно отыскать всюду, от мифа и обыденного
сознания – до науки. Философская мысль зарождается всегда, когда мы
задумываемся о самых глубоких основаниях бытия и познания.
8
Итак, философия осмысливает мир в целом (см. определение выше, раздел 1).
Указание на мир в целом сближает понятие философии с понятием мировоззрения.
Что такое мировоззрение? Какие уровни включает его структура? Какие встречаются
типы мировоззрения?
Мировоззрение – совокупность воззрений на мир, на место человека в нем. Под
воззрениями понимаются знания, цели, ценности, мотивы, поведенческие
программы, чувственные образы…
Уровни : мироощущение, мировосприятие, миропонимание…
Типы : обыденное или теоретическое,
научное или ненаучное,
религиозное или нерелигиозное…

С одной стороны, философия складывается как независимое, свободное
размышление отдельного человека о мире и собственном месте в нем, о
смысле жизни, о добре и зле. Мотивы обращения к философии бывают
разные: от восхищения красотой природы – до таких пограничных ситуаций,
как горе, болезнь, одиночество, кризис переходного возраста…
С другой стороны, из рассуждений отдельных людей складывается определенная
культурная традиция, форма общественного сознания. Философия становится
социальным институтом, который выполняет в обществе определенные
функции, поддерживает сложившийся образ жизни или, наоборот,
содействует социальным переменам, оказывает воздействие на образ мысли
отдельных людей. Поэтому те или иные философские теории
поддерживаются государством, церковью, признанными научными и
художественными сообществами или, наоборот, протестными движениями.
9

Какие же функции выполняет философия в обществе?
1. Обобщает, интегрирует разнообразные знания.
а каким образом?
2. Выявляет и обосновывает (или отвергает) исходные понятия и принципы
культуры, науки, морали...
а следовательно
3. Выполняет критическую функцию в отношении сложившейся традиции,
религии, политической идеологии, нравственных норм.
а в связи с чем критикует?
5. Осмысливает кризисные ситуации в истории, искусстве, науке.
а для чего?
6. Стремится предугадать будущее цивилизации и реализовать определенные
сценарии.
и в этой связи
4. Осуществляет первоначальное осмысление явлений, еще не ставших
предметом научного рассмотрения, выдвигает гипотезы, предлагает
объяснительные модели.
и в связи со всем вышесказанным
7. Выполняет другие функции: идеологическую, воспитательную,
общеобразовательную (просвещенческую), терапевтическую...
10

Функции философии можно дифференцировать и группировать по -разному:
мировоззренческие функции и методологические
теоретико -познавательные функции и практически преобразовательные
социально -институциональные функции и личностно -экзистенциальные
прогрессивно -модернизирующие функции и консервативно -охранительные
политизирующие и деполитизирующие
и так далее
11

3. Круг философских проблем
и структура философского знания
Иммануил Кант (1724 – 1804) сформулировал четыре программных вопроса,
раскрывающих и задачи философского знания, и его структуру:
12
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я могу надеяться?
Что такое человек?
Наиболее крупными областями философского знания являются следующие (хотя все
области тесно взаимосвязаны и частично пересекаются).
Онтология – учение о бытии, гносеология – о познании, логика – о мышлении,
аксиология – о ценности, антропология – о человеке, этика – о морали и
нравственности, эстетика – о сущности прекрасного, история философии...
В последние десятилетия всё чаще предпочитают дифференцировать области
философского знания так: философия языка, философия истории, философия
техники, философия науки, философия права, философия религии и т.д.
Учение И.Канта считается поворотным пунктом
в истории философии. Платон, Аристотель,
Декарт, Кант признаются крупнейшими
философами всех времен. Признаются всеми.
Однако представители различных направлений
добавляют к этому списку гигантов еще пару
имен. Католики добавят Августина и Фому
Аквинского. Иудеи –Маймонида .
Феноменологи – Гуссерля или Хайдеггера.
Марксисты –Маркса. Многие вспомнят Ницше.
Китайцы –Лао -цзы и Кун Фу -цзы (Конфуция)…

Круг философских проблем чрезвычайно широк.
В соответствии с этими вопросами формируются определенные области
философского знания.
Что значит “быть”? Что такое бытие, реальность? Это тело, материя? Или
это дух? Это нечто единое и однородное? Или, наоборот, нечто
многообразное? Подчиняется ли вся действительность единым
законам? Конечна или бесконечна Вселенная? Хаотична она или
упорядочена? Какова природа пространства и времени? Как они
относятся к материи, к сознанию, друг к другу?
13

В чем сущность сознания? В каком отношении оно находится к миру, к
бытию, к действительности? Способно ли сознание понять, каков мир
на самом деле? Обречено ли человечество на самоуничтожение или
способно выжить?
Существует ли Бог? Каково его отношение к миру и к человеку? Может ли
существование Бога быть предметом рационального доказательства?
Что такое истина? Что значит “знать”? Каковы формы и границы
познания? Какова роль органов чувств и каков вклад разума в процесс
познания? Чем научное познание отличается от обыденного?
В чем смысл жизни?
Что такое благо?
Что такое ценность?
Что такое счастье?
14

В чем сущность морального закона? Что такое справедливость, свобода, добро и зло?
Как справедливость соотносится с законностью? Всегда ли цель оправдывает
средство? Почему дурно убивать других людей? Позволительно ли самоубийство?
В чем сущность языка, культуры? Как относятся они к природе?
В чем сущность искусства, художественного творчества? Что такое прекрасное? Кого
называют художником?
В чем сущность техники и технического отношения человека к миру?
В чем сущность общества? Существуют ли законы развития человеческого общества
(подобно тому, как существуют законы природы), и если да, то в чем они состоят?
Каковы критерии социального прогресса? Как соотносятся культура и
цивилизация? Имеет ли история определенное направление? Есть ли у истории
смысл и, если да, то в чем он заключается?
15

4. Смысл слова «философия»
Буквально слово φιλοσοφία переводится с древнегреческого как «люблю мудрость».
Наиболее древним текстом, в котором встречается лексема «философия», является труд историка
Геродота (484 — 425 до н. э.) . Однако Геродот употреблял слово в несколько ином смысле.
Достоверно известно, что слово философия в его нынешнем значении узаконил Платон ( 427 — 347
до н.э.) .
Однако, если верить преданию, философия как особая форма духа была идентифицирована
несколько ранее – в учении Пифагора ( 570 — 490 до н. э.) .
Первым, кто, по преданию, назвал себя “философом”, был легендарный родоначальник
математики, астрономии и философии Пифагор. “Жизнь, – говорил он, – подобна игрищам:
иные приходят на них состязаться, иные – торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в
жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как
философы – до единой только истины”.
16
Что именно хотел сказать, что пытался
подчеркнуть Пифагор, называя себя не
“мудрецом”, а “любомудром”?
Есть разные мнения о том, какой смысл
вкладывал Пифагор в новое слово.
Что знание – это не только средство, но
и цель, смысл жизни. Или что можно
лишь стремиться к истине, но не
обладать ею. А, возможно, имелось в
виду что -то еще.

Философия и мифология
Возможно, появление слова «философия» было связано с тем, что первые философы занимались
толкованием смысла древних мифов. Мифы считались МУДРОСТЬЮ, а философы,
соответственно, получили прозвище «любители мудрости».
Предшественницей, а впоследствии антиподом философии выступала мифология.
Мифология – древнейшая форма духовной культуры. Объединяла в себе зачатки научных
знаний, религиозных верований, морали, эстетического чувства, исторического сознания и
отличалась функциональным универсализмом.
В основе мифологии лежит перенос черт непосредственно данной человеку реальности
(психические переживания, тело, кровнородственные связи в общине) на окружающий мир.
Миф – элементарная единица мифологии, обычно имеет форму повествования. Миф и объясняет
действительность, и доставляет удовольствие, и предписывает человеку норму поведения.
Мифология существенно отличается от религии:
1. Мифология не отличает естественное от сверхъестественного, а религия сознательно
противопоставляет одно другому.
2. Мифология шире, включает в себя объяснение природных явлений, элементы исторического
самосознания…
3. Мифология не предполагает обязательной культовой практики, религиозной организации и
т.п. Религия немыслима без молитвы, просьбы. Бывают религии без бога, но нет религий без
молитвы.
4. Мифология вырастает из спонтанной активности сознания, а религия – либо из чувства страха,
беспомощности, либо вследствие переживания утраты… Христианские авторы поясняют
данное отличие иначе, но всё равно всегда настаивают на том, что религия – не мифология.
17

Особенности мифологического сознания (мышления)
Терпимость к логическому противоречию, слабость рефлексии (непосредственность),
внушаемость и т.п.
Антропоморфизация и персонификация любых явлений (им придаются человеческие,
личностные черты).
Магия – действия с целью повлиять на тот или иной предмет, основанные на ошибочном
увязывании сходных или смежных явлений, на вере в связь всего со всем (убийство
врага путем действий с его изображением).
Фетишизм – поклонение материальным предметам (фетишам), которым приписываются
сверхъестественные свойства. Сегодня фетишизм проявляется в культе золота, в
преклонении перед политической и иной атрибутикой.
Анимизм – вера в духов, населяющих вещи и способных отделяться от этих вещей.
Тотемизм – вера в связь рода с неким животным, растением, предметом (тотемом), в
происхождение рода от данного предмета.
Мистика – особая практика переживания тождества с другими людьми, с миром как
целым, с богом.
Шаманизм – ритуальная практика, основанная на вере в способность особых людей
(шаманов, колдунов -знахарей) быть посредниками между людьми и духами.
18

Философия и мифология
В лоне мифологии получили первоначальное осмысление важные философские проблемы:
происхождение мира, единый закон мироздания (судьба), происхождение человека,
отличие людей от животных, конфликт семьи и государства, сущность справедливости и
ряд других.
19

5. Философские традиции и основные эпохи
в истории философской мысли
Возникла философия в VI в. до н.э. (возможно, чуть раньше) одновременно в трех очагах: в
греческих городах -государствах Средиземноморья, в Индии и в Китае. Вплоть до XIX в.
эти три традиции развивались в целом независимо одна от другой (хотя
взаимодействие между ними, разумеется, бывало).
Ограничимся в нашем курсе западной (средиземноморской) традицией,
поскольку от обеих других она заметно отличается.
20

Историко -культурная ситуация,
в которой зарождается философия
Возникновение философии в VI в. до н.э. (а в неразрывной связи с ней – и науки)
сопряжено с преобразованием цели, ценностей, предмета, метода и субъекта
познания. Для многих знание становится не только средством, но и целью
жизни. Обобщение практического опыта дополняется дедуктивным
доказательством, конструированием теоретических моделей, объясняющих
наблюдаемые явления, логическим анализом, методологической
рефлексией, наконец, свободной дискуссией свободных людей.
Обогащаются не только стратегии познания мира, но и стратегии человеческого
бытия в мире. Рассуждение, рациональное понимание становится способом
жизни, способом преодоления духовных кризисов и тактикой решения
социальных проблем...
Рождение новой формы духа было обусловлено наличием уникального ансамбля
социально -экономических, социально -политических, социокультурных и иных
предпосылок. Философия же, в свою очередь, выступила фактором
интеграции всех этих предпосылок, необходимым условием рождения и
существования самой западной цивилизации.
21

Античная эпоха
Яркая черта античной философии – космоцентризм : в центре внимания
находится Космос, который воспринимается как огромное, одушевленное и
мыслящее тело, воплощение красоты, разумности, гармонии. Среди
особенностей античной философии обычно называют также
созерцательность и умозрительность, выражающуюся в господстве
натурфилософских учений.
Границы античной философии: с VI в. до н.э. по VI в. н.э.
Первыми философами в точном смысле слова считаются Фалес и Пифагор. Они
же считаются и родоначальниками математики и астрономии, то есть
первыми, так сказать, «профессиональными» учеными.
Крупнейшими философами античности, гигантами по праву признаются Платон и
его ученик и оппонент Аристотель.
22

23

Средневековая эпоха
Главная особенность средневековой философии – теоцентризм : внимание приковано к
разнообразным проблемам, возникающим при попытке осмыслить основания и содержание
теистического вероучения. Познание подчинено задаче спасения души, задаче укрепления
веры. И весь мир, и любая его часть указывают на Создателя: чем глубже познаём мир, тем
тверже убеждаемся в истинности вероучения. Господствующим типом теоретического
мышления становится схоластика. В эпоху Возрождения (позднее Средневековье)
теоцентризм уступает место антропоцентризму , который неявно был присущ
средневековому мировоззрению и ранее.
Условные границы средневековой философии: с III в. н.э. по XVI в. н.э. Условные, поскольку
средневековая философия – это скорее тип философствования, чем чисто хронологическая
эпоха. Она начинается гораздо раньше, чем заканчивается античная, и имеет продолжателей
и в наши дни.
Крупнейшими философами средневековья считаются Климент Александрийский, Ориген ,
Августин, Альберт Великий, Фома Аквинский (христианская ветвь), Филон Александрийский,
Ибн Гебироль , Маймонид (иудейская ветвь), Аль Хорезми, Ибн Сина, Аль Бируни, Ибн Рушд,
Ибн Хальдун (исламская ветвь).
24
Подлинных портретов
средневековых философов, как
правило, не сохранилось. Редкое
исключение, возможно, составляет
реконструкция изображения Фомы
Аквинского

25

Философия Нового времени
Философия Нового времени гносеоцентрична . Интересуется она
преимущественно проблемами познания и ориентируется на науку (прежде
всего, на естествознание). Предпосылками нового идеала философского
знания стали развитие производства и капиталистических отношений,
политическая централизация, революции, Реформация, обострение
межконфессиональных отношений и постепенное становление климата
веротерпимости, наконец, безостановочный вал открытий и изобретений.
Философии Нового времени ведется отсчет с XVII в. начиная с трудов Фрэнсиса
Бэкона (1561 -1626) и Рене Декарта. Ключевыми фигурами этой эпохи
являются Рене Декарт (1596 -1650) и Иммануил Кант (1724 -1804).
26

27

28

29

Современная философия
Современная философия формируется начиная с
середины XIX в. и характеризуется
ориентацией не только на механику, на
экспериментально -математиченское
естествознание, но и на науки гуманитарные,
на искусство, миф, идеологию. Серьезные умы
постепенно отказываются от претензий на
создание единственно верной картины мира.
Плюрализация философских учений сочетается
с их интеграцией, взаимопроникновением.
Казалось бы, ослабевает вера во всесилие
науки и в идеалы Просвещения. Однако на
смену наивному культу Разума приходит более
глубокое понимание противоречивого
характера научно -технического и социального
прогресса. Положение человека в мире вновь
переосмысливается.
Если называть только создателей целых
направлений, и то придется вспомнить десятки
имен. Например, создателем философской
феноменологии является Эдмунд Гуссерль .
30
Эдмунд Гуссерль (1859 -1938)
Поскольку изображения наших
современников, как правило,
защищены авторским правом,
мы предлагаем всем
интересующимся обращаться
к источникам в Интернете.

31

32