философия для

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.7 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

МОСКВА 2015
СПРАВОЧНИК ДЛЯ ТЕХ, КТО СПЕШИТ
ФИЛОСОФИЯ
Энциклопедия быстрых знаний
Для тех, кто хочет все успеть

ÓÄÊ 1(091)
ÁÁÊ 87.3(0)Ô56
Îðèãèíàë-ìàêåò ïîäãî
òîâëåí
èçäàòåëüñêèì öåíòðî
ì «ÍÎÓÔÀÍ» nofunpublishing.com
valery@nofunpublishing.com +7 (903) 215-68-69
Ôèëîñîôèÿ. Äëÿ òåõ, êòî õî÷åò âñå
óñïåòü. — Ìîñêâà :
Ýêñìî, 2015. — 128 ñ. : èë. — (Ýíö
èêëîïåäèÿ áûñòðûõ çí
à-
íèé).
ISBN 978-5-699-79606-9
Çà íåñêîëüêî òûñÿ÷åë
åòèé ôèëîñîôèÿ íàêîï
èëà ïî÷òè áåçãðàíè÷í
îå
êîëè÷åñòâî òåîðèé, ó÷
åíèé è êîíöåïöèé. Êàê
èå-òî îñòàþòñÿ àêòóàë
üíû-
ìè ïî ñåé äåíü, êàêèå-ò
î ëþáîïûòíû òîëüêî êà
ê ïðèìåð èçîáðåòàòåë
ü-
íîñòè ÷åëîâå÷åñêîãî
óìà, íî, áåçóñëîâíî, êà
æäàÿ èç íèõ ïî-ñâîåìó
èíòå-
ðåñíà. Ôèëîñîôèÿ ïðåä
ñòàâëÿåòñÿ ìíîãèì êð
àéíå ñëîæíîé íàóêîé «
äëÿ
èçáðàííûõ». Íàøà êíèã
à äîêàæåò îáðàòíîå è
â ëåãêîé, óâëåêàòåëüí
îé
ôîðìå ïîçíàêîìèò ÷èò
àòåëÿ ñ îñíîâàìè ýòîé
ëþáîïûòíåéøåé íàóêè
,
âîñïîëíèò âîçìîæíûå
ïðîáåëû â çíàíèÿõ è ï
îáóäèò åãî íà áîëåå ã
ëóáîêîå
èçó÷åíèå ïðåäìåòà. ÓÄÊ 1(091)
ÁÁÊ 87.3(0)
Ô56
ISBN 978-5-699-79606-9
© ÈÏ Ñèðîòà Ý. Ë. Òåêñò è îôîðìëåíèå, 2015
© Îôîðìëåíèå. ÎÎÎ «Èç
äàòåëüñòâî«Ýêñìî», 2015

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ........................................................................
............... 6
Гл а в а I .
Индуизм: карма и сансара ......................................................... 7
Гл а в а I I .
Философия инь-ян и учение о пяти элементах .......................... 10
Глава III. Конфуцианство: государство как семья
.................................. 13
Гл а в а I V. Даосизм: следование естественному течению жизни
................ 16
Гл а в а V.
Софисты: гибкость логики и аргументации ................................ 19
Гл а в а V I . Сократ: основоположник классической философии
................. 22
Гл а в а V I I .
Платон: мир идей и мир вещей .............................................. 26
Глава VIII.
Киники: возвращение к природе .......................................... 32
Гл а в а I X . Аристотель: создатель формальной логики
............................. 35
Гл а в а X . Эпикурейцы: философия удовольствия
.................................... 39
Гл а в а X I .
Стоики: спокойствие и отрешенность ...................................... 42
Гл а в а X I I . Неоплатоники: восхождение души
........................................ 48
Глава XIII. Аврелий Августин: ортодоксальная философия
.................... 52
Гл а в а X I V.
Фома Аквинский: вера и знание ............................................ 56
Гл а в а X V. Уильям Оккам: ничего лишнего
............................................... 60
Гл а в а X V I . Мишель Монтень: гуманизм эпохи Возрождения .....................63
Гл а в а X V I I . Николай Кузанский: нат урфилософия эпохи Возрождения
........ 67
Глава XVIII. Джордано Бруно: пантеист, монах, еретик........................... 73
Гл а в а X I X .
Рене Декарт: врожденные идеи и достоверность знания ......... 77
Гл а в а X X .
Бенедикт Спиноза: разум, природа и воля ............................... 81
Гл а в а X X I . Джордж Беркли: субъективный идеализм
............................. 85
Гл а в а X X I I .
Иммануил Кант и его нравственные правила ........................ 89
Глава XXIII.
Георг Гегель: абсолютная идея и мировой разум .................. 92
Гл а в а X X I V. Арт ур Шопенгауэр: воля как двигатель жизни
...................... 98
Гл а в а X X V. Исторический материализм: Карл Маркс, Фридрих Энгельс
...102
Гл а в а X X V I . Фридрих Ницше: право сильного
...................................... 108
Гл а в а X X V I I . Экзистенциализм —
«философия существования, философия кризиса»
.............................. 112
Глава XXVIII.
Мартин Хайдеггер: бытие и человек ................................ 118
Гл а в а X X I X . Постмодернизм: кризис культуры
..................................... 121
Список литерат уры
........................................................................
.... 125

ВОПРОСЫ, НА КОТОРЫЕ
ДАЕ Т ОТВЕ Т ЭТА КНИГА
КАК ПРОИСХОДИТ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ?
«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так
и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые
и бесполезные» («Бхагавад-Гита»). См. главу I
ЧТО ТАКОЕ ИНЬ И ЯН?
«Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это по -
движность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взра -
щивает» («Ней-цзин»). См. главу II
ЧТО ЕС ТЬ МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ?
«Человек — мера всех вещей: существующих, что они су -
ществуют, и несуществующих, что они не существуют» (Про -
т аг ор). См. главу V
В ЧЕМ СОСТОИТ БЛАГО И ЧТО ЕСТЬ ЗЛО? «Есть одно только благо — знание, и одно только зло —
невежество. Богатство и знатность не приносят никако -
го достоинства — напротив, приносят лишь дурное» (Со -
крат). См. главу VI
КАК СЛЕДУЕТ ВЕСТИ СЕБЯ С ВЫШЕСТОЯЩИМИ? «Обращайся с вельможами, как с огнем: не стой ни очень
близко, ни слишком далеко от них» (Диоген). См. главу VIII
ЧТО ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА? «Воспитание нуждается в трех вещах: в даровании, нау -
ке, упражнении» (Аристотель). См. главу IX
В ЧЕМ ЗАК ЛЮЧАЕТСЯ СМЫСЛ ЖИЗНИ?
«Конечная цель блаженной жизни — телесное здоровье
и душевная безмятежность» (Эпикур). См. главу X

ЕСТЬ ЛИ ОПРАВДАНИЕ ДЛЯ ЛЖИ?
«Не существует никакого соглашения, никакой доброй
цели, никакой особой милости, посредством которых было
бы дано Божественное или человеческое позволение гово-
рить ложь» (Блаженный Августин). См. главу XIII
НУЖНЫ ЛИ ПРАВИТЕЛЯМ МУДРЕЦЫ?
«Правители нуждаются в мудрецах значительно боль -
ше, чем мудрецы в правителях» (Фома Аквинский).
См. главу XIV
КАКОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖНО НАЗВАТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬНЫМ?
«Когда человек совершает тот или иной нравственный
поступок, то он этим еще не добродетелен; он добро -
детелен лишь в том случае, если этот способ поведе -
ния является постоянной чертой его характера» (Гегель).
См. главу XXIII
КАК СВЯЗАНЫ МАТЕМАТИКА И ФИЛОСОФИЯ?
Декарт создал метод познания, отличающийся высокой
точностью и состоящий из четырех шагов, или правил.
См. главу XIX
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ МАТЕРИЯ?
Джордж Беркли утверждал, что дух не только первичен,
но и является единственной реальностью, а материи не су -
ществует вовсе. См. главу XXI
СВЕРХЧЕЛОВЕК — К ТО ОН?
Именно борьба, естественный отбор породят в итоге сверх -
человека, наделенного сверхъестественной волей, мощью,
острым умом и несокрушимым упорством. См. главу XXVI

ПРЕДИС ЛОВИЕ
Рассказывают, что древнегреческий
философ Фалес как-то прогуливал-
ся, размышляя о величии вселенной,
загляделся на звездное небо и упал
в яму. Над ним посмеялись: «Смотришь
на небо, а того, что под ногами, не ви -
дишь!» Впоследствии эту фразу часто
говорили другим философам, упрекая
их в оторванности от жизни. За честь
всех любителей мудрости вступился
Гегель уже в XIX век е. «Те, кто смеет -
ся над философами, никогда не упадут
в яму, — сказал он, — потому что уже
находятся на самом ее дне и не реша -
ются поднять глаза ввысь».
Зачем же человек смотрит ввысь,
на звезды? Почему ему хочется по -
нять, как устроен мир, где его место
в нем и в чем смысл всего этого? Ве -
роятно, это заложено в самой челове -
ческой природе, потому что люди за-
давались такими вопросами всегда.
Ответы на них в разное время и в раз -
ных частях света были различны. За не -
сколько тысячелетий философия нако -
пила почти безграничное количество
теорий, учений и кон цепций. Какие-то
остаются актуальными по сей день, ка -
кие-то любопытны только как пример
изобретательности человеческого ума,
но, безусловно, каждая из них по-свое -
му интересна.
«Философия»
означает «любовь
к мудрости»

7
ИНДУИЗМ: КАРМА И САН САРА
Индуизм — это поддержание гармонии
между духом, умом и телом.
Шри Ауробиндо
Индуизм — множество религиозных и философских уче -
ний, объединенных общими священными текстами. Привер -
женцы индуизма верят в переселение душ и во вселенский
закон причинно-следственной связи.
КРУГ ПЕРЕРОЖДЕНИЙ
И ЗАКОН КАРМЫ
Индуизм часто сравнивают с банья -
новым деревом. Корни этого расте-
ния разрастаются на десятки метров,
пускают побеги, и, таким образом, из
одного корневища вырастает целая
роща. То же можно сказать об индуиз -
ме: все его многочисленные течения
и ответвления, несмотря на различия,
имеют общую основу.
Учение о карме и сан саре — ст ер -
жень индуизма. «Карма» означает
«действие», и каждое действие вле -
чет за собой те или иные последствия.
Любой, даже самый незначительный
поступок человека отразится на его
судьбе — если не в этой жизни, то
в последующих.
Сансару индуисты представляют как
вечно движущееся колесо перерожде -
ний. Они считают, что, когда тело уми-
рает, бессмертная душа переселяется
в новое. То, в каких обстоятельствах
родился человек, какие он имеет
внешность, здоровье, материальное
Капила,
основатель
школы Санкхья
Зарождение
индуизма датиру-
ется V–II тыся -
челетием до н. э.
Тогда появились
«Веды» — свя -
щенные писания.
Во II веке до. н. э.
сформировались
шесть основных
школ. С IV века
индуизм распро -
странился
по всей Индии
Инд уизм: карма и сансара

8
ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ
ИНДУИЗМА
•Дхарма —
установленный
свыше порядок
вещей
•Карма —
причинно-
следственный
закон
•Сансара —
реинкарнация
•Мокша —
просветление
«Как человек, снимая
старые одежды, на -
девает новые, так
и душа входит в но-
вые материальные
тела, оставляя ста -
рые и бесполезные»
(«Бхагавад-Гита»)
состояние и положение в обществе,
полностью зависит от его кармы. Что
же можно сделать, чтобы создать бла -
гоприятную карму и об еспечить буду -
щее рождение в наилучших условиях?
Только одно: следовать по пути духов -
ного развития.
Но главная цель индуиста — вовсе не
улучшение жизненных обстоятельств.
Так как колесо сансары — это круго -
ворот страданий, то душа стремится
из него вырваться и достичь мокши,
или нирваны. Главная характеристи-
ка этого состояния — блаженство от
соединения с аб солютом (Брахманом)
и осознание того, что весь материаль -
ный мир — это майя (иллюзия). Что -
бы оказаться в ни рване, душа долж -
на пройти разные стадии развития, от
низших форм жизни к высшим. Ее путь
может начаться с растения или живот -
ного и завершиться в теле просветлен -
ного человека.
УЧЕНИЕ САНК ХЬИ
Развиваясь в течение двух тысяч
лет, индуизм разделился на шесть
основных школ, каждая из которых
по-своему объясняет устройство мира
и предлагает свой способ достижения
нирваны. Самая древняя из школ на -
зывается Санкхья. По преданию, она
была основана ведийским мудрецом
Капилой.
В соответствии с учением Санкхьи,
во Вселенной существуют два начала,
взаимодействие которых рождает весь
Гл а в а I

9
материальный мир. Первое начало, пу-
руша — это дух, сознание в чи стом
виде. Его невозможно увидеть или по -
чувствовать. Второе начало, пракри-
ти — материя. Сама по себе она мерт -
ва, но от соприкосновения с пурушей
оживает и прояв ляет свой потенциал.
Таким образом появляются все матери -
альные объекты и бес численное коли -
чество душ, которые вселяются в под -
ходящие им тела.
У пракрити есть три качества, или
гуны: саттва — гуна разума и чис -
тоты; раджас — гуна активности
и страдания; тамас — гуна пассивно -
сти и инертности. Все в материальном
мире состоит из этих трех гун, и от
того, какая гуна преобладает, зависит
то, что происходит в жиз ни челове -
ка и общества. Последователи школы
санкхья стремятся сделать так, что -
бы в их жизни преобладали качества
саттвы, так как именно эта гуна при -
ближает их к со стоянию нирваны. Они
едят «чистую» пищу, читают духов -
ные, «разумные» тексты и совершают
поступки, увеличивающие в их карме
качества саттвы.
«Содеянное не исчезает. За человеком
в этом мире следуют совершенные им деяния. Он появляется на свет, уже отягощенный ими»«Махабхарата»
«Бхагавад-
Гита» — это
пересказ беседы
воина Арджуны
и его возничего,
оказавшегося
богом Кришной.
Арджуну
накануне битвы
охватывают
сомнения:
зачем нужно
воевать? Кришна
объясняет, что
воин должен
выполнять свой
долг (дхарму),
и обстоятельно
излагает
философию
«Вед»
В священных
текстах говорится,
что брахманы
были созданы из
уст первочеловека
пуруши,
кшатрии — из его
плеч, вайшьи — из
бедер, а шудры —
из ст упней
Инд уизм: карма и сансара

10
ФИЛОСОФИЯ ИНЬ-ЯН
И УЧЕНИЕ О ПЯТИ ЭЛЕМЕНТАХ
Инь и ян отражают все формы и признаки,
имеющиеся во Вселенной.«И Цзин»
Инь и ян — важнейшая категория древней китайской фило -
софии, отражающая двойственность этого мира. Пять элемен -
тов, возникающих в результате взаимодействия инь и ян, соз-
дают все материальное многообразие Вселенной.
СИСТЕМА ДВУХ НАЧАЛ
И ПЯТИ СТИХИЙ
Понятия инь и ян существовали в ки -
тайской философии издревле. Ян —
это мужское активное начало, инь —
женское пассивное. Все в этом мире,
считали китайцы, состоит из проти -
воположностей: небесное и зе мное,
холодное и горячее, высокое и низ -
кое, большое и маленькое. В V веке
до н. э. в Китае появилась философ -
ская школа Инь-ян цзя (Школа темно -
го и светлого начал), которая собрала
все знания об инь-ян воедино. Фило-
софы этой школы разработали целую
систему, объясняющую все мирозда -
ние с точки зрения двух противопо -
ложных начал.
Как же инь и ян создают Вселенную
и поддерживают ее гармоничное су -
ществование? Здесь нужно упомянуть
еще одну категорию китайской фило -
софии — пять первоэлементов, или
пять стихий. Это огонь, вода, металл,
Фу Си, легендарный
первый
император Китая
Гл а в а I I

11
дерево и земля. Пять элементов об -
разуются от взаимодействия друг
с другом инь и ян. Вступая во взаи -
мосвязь, они, в свою очередь, созда -
ют все огромное разнообразие этого
мира, в том числе человека.
Учение о пяти элементах и двух на -
чалах не было отвлеченной теорией,
оно применялось и по сей день приме -
няется китайцами во многих областях
жизни. На нем основана китайская ме -
дицина, боевые искусства, гадатель-
ные практики и фэ ншуй. Все вещи
и явления рассматриваются в от но -
шении с пятью элементами. Например,
элементу огня соответствует красный
цвет, время года — лето, числа 2 и 7,
планета Марс, в организме челове -
ка — сердце и т. д.
«И ЦЗИН»
Изначально иероглифы инь и ян обо -
значали две стороны холма, солнечную
и теневую. То есть были одним целым,
которое менялось из-за внешнего воз -
действия — солнца. Сначала солнцем
освещалась одна сторона холма, по -
том — другая. Так и в природе: инь
и ян — это не что-то определенное
и застывшее, эти два начала постоян -
но меняются, проникают друг в друга
и тем самым создают вечное движе -
ние в мироздании.
Как мы все замечали, жизнь не все -
гда течет гармонично, иногда возника -
ют сбои — в природе, в обществе или
в организме человека. Это происходит
Фу Си жил
в III тысячелетии
до н. э. Согласно
преданиям, он
научил людей
готовить на огне
и ловить рыбу.
Его заслугой
считается
создание первых
иероглифов
и триграмм —
основы «Книги
перемен»
«Субстанция инь —
это покой, а суб-
станция ян — это
подвижность. Суб-
станция ян рождает,
а субстанция инь
взращивает»
«Ней-цзин»
Философия инь-ян и учение о пяти элементах

12
оттого, считают китайские философы,
что какое-то из двух начал начина-
ет преобладать, нарушая равновесие.
Впервые учение инь-ян было пред-
ставлено в трактате «И цзин» («Книга
перемен»), написанном в VIII–IV ве -
ках до н. э. Китайские мудрецы, стре -
мясь понять и сис тематизировать все
огромное многообразие Вселенной,
объяснили его при помощи инь и ян.
В книге изображены 64 гексаграм -
мы — сочетания шести целых и преры -
вистых линий. Прерывистая линия —
это инь, целая — ян . 64 гексаграммы
изображают все возможные сочета -
ния инь и ян и, таким образом, отобра -
жают все жизненные ситуации. При
этом последовательность линий по-
казывает развитие данной сит уации.
Каждая гексаграмма сопровождается
разъясняющими афоризмами и ком -
ментариями.
«Книга перемен» традиционно ис-
пользуется для гаданий. При помощи
монет или веточек тысячелистника га -
дающий определяет гексаграмму, ко-
торая должна ответить на его вопрос,
после чего читает и трактует афориз -
мы и комментарии.
В китайском
фольклоре суще -
ствуют истории
о мистической
трансформации
инь в ян, где
герой под воз -
действием неких
магических сил
может поменять
пол. Считается,
что это отголоски
оккультных риту -
алов, направлен -
ных на духовное
перерождение
человека
«Лишь только в Под -
небесной узнали, что
красивое — краси -
во, тотчас появи -
лось и уродство.
Как только все уз-
нали, что доб-
ро — это добро,
тотчас появилось
и зло. Ибо наличие
и отсутствие по -
рождают друг дру-
га. Сложное и про -
стое создают друг
друга»
«Дао дэ цзин»
Гл а в а I I

13
КОНФУЦИАНС ТВО:
ГОСУДАРС ТВО КАК СЕМЬЯ
Незыблемая середина —
эта добродетель наивысшая из всех.Конфуций
Конфуцианство — учение, объединяющее в себе фило -
софию и этику, в его основе лежит понятие долга. Более
двух тысяч лет китайское общество строилось по принци -
пам и канонам конфуцианства.
УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА
ПО КОНФУЦИЮ
При жизни Конфуция в Китае проис -
ходило разрушение древних патриар -
хальных традиций: правители царств
враждовали между собой, чиновники
наживались на бедственном положе-
нии простых людей, обычай почитания
старших постепенно забывался. «Ве-
ликое Дао скрылось во мраке», — так
философ оценивал состояние совре-
менного ему общества. Каким же об -
разом вернуть стране былое величие,
как сделать так, чтобы каждый член
общества был доволен и счастлив? Об
этом размышлял Конфуций. Идеал он
нашел в прошлом, когда, по предани -
ям, Китай был великой страной, по-
тому что государственное устройство
основывалось на естественных при -
родных законах.
Все китайские философские уче-
ния рассматривают понятие «дао»,
что переводится как «путь». Конфуций
Конфуций,
древнекитайский
философ
Конфуций
(551–479 до н. э.)
был потомком
обедневшего ари -
стократического
рода. Служил чи -
новником. В 30 лет
открыл школу.
Путешествовал по
Китаю, распростра -
няя свои философ -
ские идеи
Конфуцианство: государство как семья

14
считал, что правильный путь для об-
щества и каждого отдельного челове -
ка — это следование ритуалам. Ведь
именно так устроена сама Вселенная:
весна сменяет зиму, день — ночь, по -
сле зноя приходит прохлада. Философ
считает, что соблюдение ритуалов со -
вершенно естественно для человека,
это помогает ему организовать свою
жизнь и существовать в мире гармо -
нично. Таким образом, фундамент, на кото -
ром строится здание благополучного
общества, — это э тикет. Правила эти -
кета должны соблюдать все, от царя
до последнего нищего, никто не имеет
права их нарушать. С одно й стороны,
этикет — это ограничение свободы,
но, с другой, по мнению Конфуция, —
сохранение индивидуальности и осо з -
нание своего места в мире.
ДОБРОДЕТЕЛИ БЛАГОРОДНОГО МУЖА
Центральная фигура государ-
ственной системы, созданной Кон -
фуцием, — цзюнь-цзы (благородный
муж). Это самый обычный член об -
щества, который соблюдает все ри -
туалы, но не только потому, что так
положено, но и потому, что осозна -
ёт их важность. Главная добродетель
благородного мужа — жень, или че -
ловеколюбие. Другие важные каче -
ства идеального члена общества: ли
(соблюдение этикета); и (справедли -
вость), чжи (мудрость); синь (добрые
намерения).
ОСНОВНЫЕ
ПОНЯТИЯ КОН -
ФУЦИАНСТВА
•Жень —
гуманность
•Ли — этикет
•Чжун —
преданность
•Сянь —
сыновняя
почтительность
«Не делай другому
то го, чего себе не
по желаешь»
(Конфуций)
Глава II

15
В одной из многочисленных конфу-
цианских притч ученик спрашивает
мастера: «Что означает быть благо -
родным мужем?» «Совершенствовать
себя, чтобы тем самым обеспечить бла -
годенствие народа», — отв ечает тот.
Характеристики благородного мужа,
а также другие воззрения Конфуция
описаны в трактате «Лунь юй», состав -
ленном учениками философа после
его смерти.
Идеал так и остался бы идеалом,
если бы Конфуций не разработал сис-
тему воспитания и обучения моло -
дежи. Что же он предлагает сделать
для того, чтобы все члены общества
стремились к са мосовершенствова -
нию? С самого раннего детства нужно
воздействовать на сознание челове -
ка, объясняя ему разницу между доб -
ром и злом, гармонией и хао сом. Если
воспитывать новое поколение в духе
«вэнь», что переводится как «культу -
ра», то люди самостоятельно будут
выбирать путь золотой середины, из-
бегая во всем крайностей и стр емясь
к гармонии.
Однажды Кон-
фуций встретил
рыдающую
женщину. Она
рассказала, что
ее родных загрыз
тигр. «Почему
вы не уйдете
из этих мест?» —
спросил мудрец.
«В других краях
правят жестокие
князья», — отве -
тила она. «Же -
стокий правитель
хуже лютого
зверя», — согла -
сился Конфуций
«Каждый может
стать благород -
ным мужем. Нужно
только решиться
им стать»
(Конфуций)
Конфуцианство: государство как семья

16
ДАОСИЗМ:
С ЛЕДОВАНИЕ ЕС ТЕС ТВЕННОМУ
ТЕЧЕНИЮ ЖИЗНИ
Пытаться понять дао посредством вещей,
что наполняют мир, — все равно что пытаться
вместить воду всех рек и морей в одно русло.
Лао-цзы
Даосизм — древнейшее китайское философское учение,
в основе которого лежит понятие «дао» — универсально -
го закона Вселенной, управляющего природой, космосом
и человеком.
ВЕЛИКОЕ ДАО И УЧИТЕЛЬ ЛАО-ЦЗЫ
Основа философии даосизма — у че -
ние о великом дао. Эта концепция, до -
вольно сложная для понимания, име -
ет множество значений и толкований.
Дао — это закон вселенной, управляю -
щий всем в мироздании: от жизни от -
дельного человека до существования
галактик. В то же время дао — э то тон -
чайшая субстанция, пронизывающая
абсолютно все. Приверженцы фило -
софии даосизма считают, что инь и ян
появляются из дао, а так как весь мир
возникает из инь и ян, то дао — это ос -
нова и начало всего. Что же такое дао?
В главном трактате даосизма, «Дао дэ
цзин» («Учение о дао и дэ»), говорит -
ся, что дао безымянно, бесконечно
и недоступно для обычных человече -
ских чувств и ума. То есть увидеть, по -
трогать или понять дао невозможно.
Лао-цзы,
основоположник
даосизма
Гл а в а IV

17
Даосизм
зародился
в Китае в V веке
до н. э. Первые
даосские школы
появились во
II веке. В V веке
сформировался
даосский канон.
В XIX–XX веках
даосизм
подвергался
гонениям
«Человек берет
за образец зем -
лю, земля — небо,
небо — дао, дао —
естественность»
(Ла о - ц з ы)
Поэтому философия даосизма напол -
нена парадоксами.
Вторая важная в даосизме катего -
рия — дэ, которая понимается как
благодать или универсальная сила,
при помощи которой дао проявляет -
ся в мире. Применительно к чел ове -
ческой жизни дэ — эт о то, что застав -
ляет человека идти по пути духовного
развития, стремиться постичь непо -
стижимое дао.
Все эти понятия были впервые разъ-
яснены в трактате «Дао дэ цзин». По
легенде, основатель даосизма Лао-
цзы на закате жизни решил покинуть
Китай. На границе его остановил смот -
ритель и, узнав, что перед ним вели -
кий мудрец, попросил его оставить
свое знание в родной стране. Лао-цзы
за ночь написал «Дао дэ цзин». Впо-
следствии эта книга оказала огром-
ное влияние на формирование китай -
ской культуры.
ПОС ТИЖЕНИЕ ДАО
Один из последователей Лао-цзы,
философ Чжуан-цзы, развил учение
основателя и изл ожил свои взгляды на
постижение дао в тра ктате, названном
его именем. Как же приблизиться к по -
ниманию непознаваемого дао? Изуче -
ние теории в этом случае бессмыслен -
но, утверждает философ: постичь дао
и дэ можно только практическим пу -
тем непосредственного переживания.
Дао проявляется и в обычной жиз -
ни человека, но осознать это сложно.
ОСНОВНЫЕ
К АТЕГОРИИ
ДАОСИЗМА
• Дао —
закономерность
существования
вселенной
• Дэ —
проявление дао
• У-вэй —
недеяние
• Пу — невинное
состояние души
Даосизм: следование естественному течению жизни