Мотрошилова. Философия Нового и Новейшего времени.PDF

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.23 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ – период 
развитии философской мысли (17 –19 \  даrbc созвездие u^Zxsboky
мыслителей различных стран и народоIjbсей уникальности творческого
deZ^Z каждого из них можно u^_eblv глаgu_ идеи и типологические
особенности философии этого периода.
I. Она ujZ`Z_l  мыслях масштабную историческую эпоху,
цивилизационный смысл которой состоит  инициироZgbb научно -
технического развития на осно_ машинной техники,  последующей
модернизации различных сторон чело_q_k кой жизнедеятельности, в
постепенном освобождении индивидо от крепостной зависимости,
сослоguoijb\be_]bc отстаиZgbbbaZdhgh^Zl_evghfaZdj_ie_gbbijZ и
сh[h^ чело_dZ защите достоинстZ личности, в развитии культуры на
началах прос_s_gby рефо рмироZgbbojbklbZgklа и других _jhmq_gbc
Ответом на потребности и запросы эпохи явились социально -философские,
философско -правовые и социально -политические учения и идеи философов
Ноh]hbGh\_cr_]h\j_f_gb:
1) учение Ф.Бэкона о «_ebdhf hkklZghлении наук», содержащее
критику схоластики, ukhdmx оценку «механических искусст призывы
ujZ[hlZlv дальноb^gmx политику государстZ  отношении науки;
бэконоkdbc проект общества и государстZ осноZgguo на науке, и другие
ут опии , hiehsZ\rb_ мечты о спра _^eb\hf и разумном общест_gghf
устройст_;
2) созданная философией концепция пра и сh[h^ чело_dZ которая
легла затем  осноm «Декларации пра и свобод чело_dZ и гражданина»,
американской конституции, и  19 –20 \ стала одним из краеугольных
камне й теории и практики демократии ; формироZgb_ на уроg_
философской и политико -праh\hc теории антитезы «либерализм –
консерZlbaf» , определиr_cjZa\blb_iheblbq_kdhcijZdlbdb;
3) теория общест_ggh]h догоhjZ , фундаментальная для многих
концепций 17 –18 в. (ее кульминация  демократической теории Руссо), в
конце 20  вноv обнаружиZxsZy сhc актуальный теоретический и
практический потенциал;
4) теория разделения eZkl_c (законодательной, исполнительной,
судебной), оказаrZy глубокое воздейстb_ на практик у и теорию; начатки
теории парламентарной демократии; концепция религиозной
_jhl_jibfhklb противостоящая различным b^Zf религиозного
фундаментализма и фанатизма;
5) оформившаяся  18  социальная философия, философия науки и
философия чело_dZ Прос_s_ ния (идеи духа законов , су_j_gbl_lZ и
прос_s_gbygZjh^Zh[s_klенного догоhjZa^jZ\h]hkfukeZb^j ;
6) философия праZ немецкой мысли 18 –19 \ как развернутая
концепция свободы; теория гражданского общества, т.е. системы
индивидуально -группоh]h a аимодейстby людей на негосударст_gghf
уроg_ призванной формулироZlv и предстаeylv конкретные интересы

личностей и общест_gguo объединений; теории праhого государстZ
философия культуры и искусстZ;
7) широкомасштабная нраkl\_ggZy философия – эти ка как
фундаментальная философская дисциплина (Спиноза); исследоZgb_
морального чуkl\Z (английские моралисты 18   изучение сyab морали и
экономики (А.Смит); ноZy этика как философия практического разума в
учении Канта – с приматом нравст_ggh]h долг а, принци пом
категорического императива , сyamxs_]h воедино свободу u[hjZ долг,
моральную ответственность индивида; перевод проблематики морали из
сферы индиb дуального дейстby плоскость объективного духа (Гегель) – с
различением сферы морали (объедин яющей умысел и вину, намерение и
благо, добро и со_kl ь) и нраkl\_gghklb (Sittlichkeit), объединяющей у
Гегеля и гегельянце проблематику семьи, гражданского общестZ
государства;
8) политэкономические и социально -философские концепции,
напраe_ggu_ на о правдание, регулироZgb_ и гуманизацию отношений
труда и капитала, соответствующих больших и малых групп, социальных
институтоdhgdmj_gpbbbl^;
9) марксизм как альтернативный, антибуржуазный вариант социальной
философии и идеологии, с точки зрения кот орого господствующие идеи (в
т.ч. философские, художест_ggu_ и т.д.) Нового j_f_gb как эпохи
капиталистической общест_ggh -экономической формации суть идеи
господстmxs_]h т.е. буржуазного, класса и  силу этого должны быть
под_j]gmluj_rbl_evghcdjblb ке;
10) позитиbaf , акцентирующий проблемы философии истории kете
научного и социального прогресса, u^игающий на перuc план принципы
общестZ индустриализ ма, основанного на позитивном , т.е. проверяемом
опытом и практикой, рациональном знании.
II. Фил ософия Ноh]hремени g_keZagZqbl_evgucклад ыработку
фундаментальной картины мира, тесно связанной, с одной стороны, с
математикой и естестhagZgb_f а с другой стороны, с метафизикой . При
этом . Декарт, Паскаль или Лейбниц были одноj_f_gghf атематиками
и естестhbkiulZl_eyfb и созданная ими философская картина мира была
естест_gghgZmqghcDk_j. философская и естест_gghgZmqgZydZjlbgZ
мира  известной степени обособляются друг от друга, тем не менее, на
протяжении k_]h Ноh]h и Но_ йшего времени философия, понимающая
себя чаще k_]h  качестве целостной системы, dexqZeZ философию
природы как сhx системно -методологическую часть. Для философской
картины мира Ноh]h\j_f_gboZjZdl_jguke_^mxsb_b^_bbl_g^_gpbb:
1) в 17  особенно д ля Декарта и картезианце типично такое
объединение математики, физики и метафизики, при котором математика
теснее, чем  античности, сближалась с физикой, благодаря чему
обеспечивался логически плавный переход от субстанции к телу, а затем к
математическ им , т.е. так или иначе измеримым, единицам и облегчалась
редукция одной -единст_gghc материи, уподобляемой беспредельному телу,

к протяжению. Декарт и картезианцы объясняли движение, не прибегая к
допущению атомов и пустоты как философско -метафизических по нятий
(однако при допущении корпускул как частиц _s_kl\Z – одноj_f_ggh с
ul_kg_gb_f понятия «сила» и с отрицанием постоянного места той или
иной _sb (относительность движения, отрицание абсолютных точек
отсчета);
2) мир представал как упорядоченный, п одчиненный строгим законам
дb`_gby и изменения, как однородный, единый, но одновременно
поддающийся аналитическому расчленению и последующему
синтезироZgbx;
3) механицизм как подход, осноZgguc на преjZs_gbb механики в
фундаментальную методологическую п арадигму познания; ae_l его
приходится уже на 18 _d (философия французского Прос_s_gby 
ЕстестhbkiulZl_ev (и философ) рассуждал как (подражающий Богу)
механик -конструктор, изгоняющий из природы чудеса и сводящий ее
яe_gby к простым и очеb^guf начала м (определение П.П.Гайденко).
Этому способстh\Zeh сближение естест_ggh]h и искусст_ggh]h : мир тел
природы пред стаZedZd созданный Богом мир машин , а чело_q_kdh_l_eh –
как самая со_jr_ggZybbamfbl_evgZybagbo;
4) _sb п рироды, Я как (мыслящая) _sv , _sb интеллекта
уподоблялись друг другу  том отношении, что трактоZebkv как
фиксируемые, исчислимые, разложимые. На осноZgbb идеи о
раghp_gghklbj_Zevgh]hbfukebfh]hkljhblkyihimeyjgZy 17 bесьма
перспективная идея mathesis universalis , т.е. уни_jkZevgh]h математико -
логического метода;
5) с философией природы и метафизикой Ноh]h времени  целом
тесно связано учение о Боге как первоисточнике дb`_gby
примыслиZ_fh]h даже к естест_gghgZmqguf законам движения (спор
картезианцев и лейбницеанце  о т ом, должен ли Бог ежемгно_ggh заh^blv
часы мира, как полагал Декарт, или он заводит их единожды и затем они
работают сами по себе, как утверждал Лейбниц), как источнике gmlj_gg_c
активности в материи, как гаранте метафизического единстZfbjZbl. д.;
6) критика картезианского понимания мира, оказаr_]h глубокое
ebygb_ на науку и философию Ноh]h времени: защита (со стороны
Гюйгенса или Гассенди) атомизма через критику принципа беспредельной
делимости и утверждение о необходимости допущения пустоты h имя
ра зличения тела и пространстZ ; критика с_^_gby тела и пространств а к
протяжению и утверждение о непр оницаемости как более общем и
первичном качест_ материи и тел (Гюйгенс, Лейбниц); попытка Лейбница
преодолеть односторонность механицизма и утвер дить более динамичную,
жиmxdZjlbgmfbjZ( монадология );
7) сильнейшее ebygb_ механики Ньютона ( т.ч., напр.,  ранних
работах Канта)  18 и даже 19  особенно  трактовке таких понятий, как
материя, движение, прос транство, j_fy , – с точки зрения k_h бщего
принципа дейстbybijhlbодействия, закона всемирного тяготения;

8) наметиr__ky уже  1 -й по. 19  у Шопенгауэра и Кьеркегора и
hiehlbшееся затем  учении Ницше,  философии жизни, прагматизме
про тивопостаe_gb_ классических , традиционных, и неклассических
тенденций в философском мышлен ии (в философской антропологии , учении
о ценностях, этике, философии религии и др.). В защиту философской
классики uklmibeb сторонники неотомизма, неокантиан стZ
неогегельянстZ . Метафизическ ие осноZgby философской классики были
под_ ргнуты критике представителями позитиbafZ и неопозитивизма .
Одноj_f_gghjy^_kl_klоиспытателей и философо\uklmibe поддержку
метафизики, традиций систематической фи лософии (Р.Г.Лотце,
Ф.Тренделенбург и др.) .
III. Учение о чело_d_ стаr__ ключеuf  философии Нового и
Но_cr_]h времени, пронизано характерным протиhj_qb_f С одной
стороны, оно рассматривает чело_q_kdh_ тело как одно из тел природы в
физическом и биологическом (физиологическом, антропологич еском)
аспектах, так что чело_dij_^klZ_la^_kvdZdqZklvijbjh^uih^qbg_ggZy__
законам. С другой стороны, в философии Нового j_f_gb было разработано
специфическое учение о чело_q_kdhc сущности, или чело_q_kdhc природе
(Спиноза, Гоббс, Локк, французс кие просветители): мощь природы
понимается и как мощь k_o индиb^h  f_kl_ ayluo утверждается
естест_ggh_ праh индиb^Z отдельного чело_dZ на самосохранение и
удоe_lорение фундаментально -необходимых потребностей;
постулируются как ценнос ти jh`^_ нное ра_gkl\h людей, естест_ggZy
сh[h^Z чело_dZ право частной собст_gghklb об щест_ggZy сущность
чело_dZ (Д.Юм ). При этом равенство понимается не как имущест_ggh_beb
сослоgh_ не как ра_gklо задатков и способностей, а как раgh_ праh
индивидо  на защиту жизни, собст_gghklb на сопротивление насилию и
подаe_gbx Важнейшим признаком чело_q_kdhc сущности считается
разумность, понимаемая широко (от рассудка как способности суждения,
доказательстZ аргументации до разума как мышления, интеллект а,
научного познания). Чело_d наделен не только чуkl\Zfb и разумом, но и
страстями, аффектами, откуда проистекает проблема протиh[hjklа разума
и страстей и возможностей их обуздания с помощью разума.
IV . Философия Ноh]h времени  целом может быть ох ар актеризоZgZ
как рационализм в широком смысле: у_j_gghklv  способности разума
разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого чело_dZ и, 
конечном счете преобразоZlv природу, переделать общество и чело_dZ на
разумных началах. Высшей целью рационализма считалось рациональное же
постижение Бога. В пределах рационализма боролись дZ подхода –
эмпиризм и рационализм ( узком смысле). Не отрицая роли разума,
сторонники эмпиризма подчеркиZeb исходное значение чуkl\_ggh]h
опыта, u^игали на пер вый план наблюдающий и экспериментальный
разум. В сhx очередь сторонники рационализма, не отрицая значения
чуkl\_ggh]h познания и опыта, исходными и фундирующими считали идеи
разума (напр.,  качест_ jh`^_gguo идей или разумных устремлений,

изначально заключенных и  самой природе, и  чуkl\_gghf познании). В
18  и особенно  19  hagbd настоящий культ разума. Решающей (хотя и
не единст_gghc тенденцией философии Нового j_f_gb была ориентация
на науку и научное познание как самую ukhdmx форму ку льтуры.
Философия стремилась консолидироZlvky  науку, разработать для себя и
других наук подлинно научный метод. Это дало осн оZgb_ говорить о
классической (ноhременной) рациональности как о крайнем сциентизме .
Между тем  философии этого периода сущес твоZeZ и другая тенденция –
критическое отношение к разуму, которое нашло яркое выражение в
широкомасштабной критике разума (его неизбежных заблуждений и
антиномий) Кантом и его последоZl_eyfb.
V. Заслугой философии Нового и Но_cr_]h j_f_gb яey_lky
ши рокомасштабное исследоZgb_ проблем познания и метода, dexqZшее,
h -первых , учение об очищении разума, о призраках (идолах), о сомнении
как начальном шаге на пути достижения ясного и отчетливого знания, и, h -
lhjuo собст_ggh гносеологический и методол огический анализ. На
границе между общей метафизикой и теорией познания располагалось
философское учение о субстанции , модусах, атрибутах, _ebkv споры о том,
следует ли принять одну субстанцию (монизм), или д_ (дуализм), или
следует объявить субстанцию о дновременно единой и множест_gghc
(плюральность субстанций  монадологии). Возникла инициироZggZy
Декартом тенденция к (относительному) обособлению тела и души , понятие
которой наполнялось нетрадиционным содержанием и uebehkv в
дальнейшем (особенно  не мецком идеализме 18 –19 \  многосторонн ее
исследоZgb_ понятий дух, разу м, рассудок, рассуждение, мы шление,
интеллект, интуиция и т.д.
Менее употребительным  17 –18 \ было понятие «сознание», хотя
тематика его рассматривалась б ольшей частью  рамках п онятия рефлексия .
Но со времени Канта, Фихте, Гегеля понятия сознания и самосознания
оказались  центре философских исследоZgbc как индивидуальное
сознание и его k_h[sb_kljmdlmjudZdl_fZlbdZYbebbg^bидуального
субъекта (трансцендентализм); как hijhk о способных к объективироZgbx
и отчуждению от конкретны х индивидо формах (гештальтах ) сознания и
самосознания, приобретающих трансисторическое значение (напр., в
«Феноменологии духа» Гегеля); как перешедшее  экспериментальную
психологию и физиоло гию изучение различных форм и структур сознания в
их aZbfhkяз и с реакциями тела; как анализ протиhqe_gZ сознания –
бессознательного (Э.Гартман, ранний Фрейд ).
Большую роль  гносеологии Нового и Но_cr_]h j_f_gb играло
учение о методе, тесно сyaZggh_ с философией науки, логикой,
концепциями языка. Начаr__ky с устремлений Ф.Бэкона и Декарта
разработать несколько простых и ясных правил метода, это учение затем k_
более усложнялось, превратиrbkv у Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и их
последоZl_e_c  ко нцепцию диалектических категорий. Вместе с этим
изменялись отношения между логикой и гносеологией. Если gZqZe_ логика

uklmiZ_l как интегральная, но относительно самостоятельная часть
философского знания (напр., у Лейбница), а затем преобразуется в
содерж ательную теорию познания (диалектика категорий), то  конце
периода (формальная) логика ghь уходит из -под опеки философии, k_
более сближаясь с математикой (математическая логика) и лингвистикой.
Философское осмысление логики, ее законов и форм (равно к ак и языка) –
постоянный предмет исследоZgby мыслителей Нового и Но_cr_]h
j_f_gb.
Споры о сущности и специфике философии Ноh]h и Но_cr_]h
j_f_gb ил и эпохи модерна (нем. die Moderne, англ. modernity), начали сь
еще  самой этой философии. Ю.Хабермас считает, что наиболее зрелое ее
самосознание можно klj_lblv у Гегеля, который u^_ebe такие ее черты,
как беспокойстh gmlj_gg__ брожение, динамика, дифференциация и
обособление, сочетающееся с устремлением к объединению и интеграции,
утвер ждение принцип а субъектиghklb , расшифровыZ_fh]h через свободу,
индивидуализм, рациональность, аlhghfbx деятельности. Наряду с этим
Гегель и другие мыслители 19  подчеркиZxl отчуждение индивидо от
общестZ и от самих себя – моменты, стаrb_ глаgufb у Маркса и в
неомарксизме. Критически настроенные Кьеркегор и Ницше акцентируют
такие нега тивные моменты проекта модерна , как инструментально -
манипуляторская власть разума, науки, официальной религии, ли цемерие
морали, и т.д. Критика классической мысли была п одхZq_gZ в 20 
Гуссерлем, Хайдеггером, Расселом, Поппером и др., наконец,
постмодернизмом .
В отечественной мысли наиболее глубокое осмысление кризиса
классической философии начинается  последние десятилетия 19  прежде
k_]h в работах Вл. Солоv_а , и продолжае тся  сочинениях других
u^Zxsboky русских философо серебряного _dZ ряд идей которых
оказались предhkobs_gb_f тех новых тенденций, которые  западной
мысли обозначились позднее (онтологизм, персонализм, экзистенциальные
акценты).
В нач. 70 -х гг. 20  отечест_ggu_ философы М.К.Мамардашвили,
Э.Ю.Солоv_, В.С.Шuj_ усмотрели осноhiheZ]Zxs__ различие между
классическим (ноhременным) и неклассическим философским мышлением
lhfqlh_keb^eydeZkkbdboZjZdl_jgZmlhibyZ[khexlghcijhajZqghklb b
принци пиальной постижимости) бытия и сознания для рефлектирующего
субъекта (лозунг классики: не k_  субъекте, но k_ через с убъекта ), то для
неклассической философии, напроти типична идея о непроницаемости,
плотности бытия и сознания, концепция бессубъектной философии. На
исходе 20 ihbkdbgh\uoiZjZ^b]fhlebqZxsbokyhlnbehkhnbbGh\h]hb
Но_cr_]h времени, а  известной степени и протиhihklZляемых ей,
продолжаются.