Л.А. Афонина «Китайская специфика» регулирования

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.54 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

497
Л.А. Афонина *
«Китайская специфика» регулирования
религ иозной сферы
АННОТАЦИЯ: Пройдя путь от насильственного объединения
религий в патриотические объединения в 50 -х гг., полного запрета
религий в 60 –70 -х гг., их постепенной легализации в 80 -х гг., кита й-
ские власти видят основной задачей формирование своего « китайск о-
го богословия». Эволюция форм и методов религиозной полит ики
приводит кита йских политиков к необходимости вывода религии из
числа понятий, несовместимых с коммунистическим устройством
общества .
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: религиозная политика; религиозное р е-
гулирование; патриотические религиозные объединения; «кита йское
богословие»; единый фронт
После образования Китайской Народной Республики, власти н овой
страны на примере других существовавших в то время социалист и-
ческих государств были нацелены на насаждение во вс ём кита йском
обществе определ ённого единообразного идеологического п орядка,
базирующегося на марксизме -ленинизме. В вопросах религ иозного
мировоззрения новая власть стояла на позициях атеизма, в осприн и-
мая религии как пережитки общества старой формации и идеолог и-
ческих соперников .
В условиях построения новой государственности коммунистич е-
ское правительство не могло позволить прямое подавление инак о-
мыслия — для этого не были сформированы необходим ые общес т-
венные условия, поэтому был избран путь пропаганды идей единого
фронта с формированием специальных организаций , позволяющих
________________________________________
* Любовь Александровна Афонина, м.н.с. Центра политических исслед о-
ваний и прогнозо в Института Дальнего Востока РАН, Москва, Россия. E-mail :
liubov .afonina @gmail .com
________________________________________
© Афонина Л.А ., 2015

498
контролировать идеологически враждебные группы людей и испол ь-
зовать их в целях новой власти.
В религиозной сфер е такими организационными структурами ст а-
ли патриотические религиозные объединения, которые должны были
существовать на всех уровнях административного деления страны и
управлять религиозными массами населения до момента исчезнов е-
ния религиозного мировоззре ния из социалистического общества
Китая . При этом отдельными партийными идеологами, такими как
Ли Вэйхань (глава отдела Единого фронта в 1948 –1964 гг.), выск а-
зывались предположения о необходимости длительного выстраив а-
ния отношений с религиозными группами, так как до момента осв о-
бождения социалистических масс людей от религиозного мирово з-
зрения пройд ёт много времени.
Китайское правительство стремилось укрепить и защитить свою
власть посредством установления нового политического порядка,
исключавшего любое иностранное влияние. В условиях политич е-
ского напряжения все иностранные миссии стали рассматриваться
как представительства разведок. В рамках государственной антии м-
периалистической политики миссионеры были депортированы из
страны, а имущество миссий конфи сковано [5]. В более широком
социальном и политическом контексте изгнание миссий было
больше националистическим желанием удалить вс ё иностранное из
китайского общества, нежели обдуманной попыткой подорвать р е-
лигию. По большому сч ёту, из страны были изгнаны все иностра н-
цы, кроме специалистов из Советского Союза.
Положение китайских христианских общин в 1950 -е гг. усугу б-
лялось тем, что правительство рассматривало их как каналы вли я-
ния империалистических стран, а те, в свою очередь, открыто по д-
держивали правит ельство Гоминьдана на Тайване [6, с. 109]. В связи
с этим была поставлена задача освободить религиозные группы от
влияния иностранцев, ставилась задача создания религиозных групп,
поддерживающих новое правительство.
Под влиянием призывов за создание единог о фронта и под рук о-
водством властей протестантский деятель У Яоцзун и 40 представ и-
телей различных протестантских религиозных групп в июле 1950 г о-
да опубликовали декларацию «Пути приложения усилий кита йским
протестантизмом в строительстве нового Китая», тем самым запустив
в религиозной среде движение за «три самостоятельности» — сам о-
управление , самообеспечение, самостоятельная проповедь. Уже к
сентябрю 1950 года более полутора тысяч лидеров проте стантских
общин поставили свои подписи под декларацией о «тр ёх самосто я-
тельностях» [11].

499
В 1951 г. У Яоцзун в статье , именованной «Новый этап движения
за обновление протестантизма» , дал разъяснения относительно п о-
нятия «тр ёх самостоятельностей». У Яоцзун считал, что важнейшая
из тр ёх составляющих нового движения – «са мообеспечение»: «Так
называемое самообеспечение означает отказ от иностранной экон о-
мической помощи, в особенности от экономической помощи США»
[15]. Что касается самоуправления, он писал: «Самоуправление о з-
начает не только отказ от управления со стороны ин остранцев, но и
отказ от западных традиций в церкви, построение подходящих К и-
таю [религиозной] системы и обрядов». Последний принцип движ е-
ния расшифровывался им следующим образом: «самостоятельная
проповедь — это вопрос не того, кто пойдет проповедовать, а во-
прос, что проповедовать», и «в самостоятельной проповеди необх о-
димо создать собственную богословскую систему, отказаться от з а-
падного богословия» [15].
Вслед за протестантами в ноябре 1950 г. католический свяще нник
уезда Гуан ъюань провинции Сычуань Ван Ляньцзо выступил с ин и-
циативой самостоятельности и независимости католических прих о-
дов. Тогда более 500 католиков совместно опубликовали «Деклар а-
цию о движении обновления за самостоятельность катол ицизма в
уезде Гуан ъюань», в которой было сказано: «Сейчас мы н ачинаем
строительство нашего независимого, свободного, нового Китая. И м-
периалисты против освобождения народа, они расширяют захватн и-
ческую войну несмотря на многочисленные предупреждения мирн о-
го китайского народа, огн ём войны поджигают северо -восточны е
границы нашей страны, бомбят мирные города, губят невинных с о-
граждан . Поэтому мы, исходя из позиции любви к Родине и к нар о-
ду, решительно разрываем все связи с империализмом, искореняем
идеи близости с Америкой, страха перед Америкой, з аискивания
перед А мерикой. Мы самостоятельно возродимся, п остроим новую
общину — самостоятельно управляемую, обеспечиваемую, проп о-
ведуемую. Не позволим более империализму запя тнать чистоту
церкви» [14].
После объявления движения обновления за самостоятельность
многие приход ы вслед также подготовили патриотические деклар ации.
Правительство не преминуло воспользоваться ситуацией для отдел е-
ния католической китайской церкви от церкви вселенской [4, с. 23].
Так, например, в марте 1951 г. Нанкинская епархия во главе с еписк о-
пом Ли Вэйгуан опубликовала декларацию в газете «Синьхуа Жибао»,
в которой поддержала движение за три самостоятельности словами:
«Кроме сохранения чисто религиозных связей с Ватиканом, мы реш и-
тельно против вмешательства Ватикана во внутриполитич еские дела

500
Китая, решительно разрываем все политические и экон омические
связи» [16, с. 344].
В марте 1951 г. ЦК КПК были изданы «Указания на движение за
активное продвижение религиозного обновления», требующие от
всех партийных органов объединять религиозные организации и
представителей религиозной сферы, развивать и укреплять антии м-
периалистический единый фронт с религиозными кругами. Все, кто
противился движению независимости, оказывались под арестом.
Так, в 1950 -е гг. в рамках движения за религиозное обновление
основны е представленные религиозные течения в стране (буддизм,
даосизм, ислам, католицизм и протестантизм) стали объединять в
общенациональные патриотические ассоциации с представительс т-
вами на провинциальном, городском и уездном уровнях. Эти гру п-
пы должны были о существлять реализацию государственной пол и-
тики в сфере религий в тесной кооперации с правительственными
органами, объединять верующих для поддержки правительства и
политического строя, выявлять политических врагов среди членов
религиозных групп. Цель прав ительства в отношении религиозных
объединений — обеспечить ведение религиозной деятельности в
заданных государством границах.
К середине 1960 -х гг. среди части высшего руководства Китая
возникли левацкие идеи о том, что условия формирования идеол о-
гически о днородного общества созрели. Это стало причиной того,
что в «культурную революцию» стало подавляться всякое инак о-
мыслие, в т.ч. религиозное. Однако по прошествии десятилетия ст а-
ло понятно, что методы принуждения в идеологической сфере нес о-
стоятельны и свое й цели не достигают.
В условиях необходимости восстановления страны, к началу
1980 -х гг. власти были вынуждены вернуться к принятию идеи о
длительном существовании религии в социалистическом обществе,
стали формироваться теоретические модели религиозного п рисутс т-
вия в социалистическом обществе. Для вовлечения верующих в м о-
дернизационное строительство страны государство должно было
учитывать их интересы и в определ ённой мере реализовывать их
потребности. После «культурной революции» отдельные религии
получил и возможность выживания в контексте патриотизма, все
прочие религиозные проявления рассматривались как угроза, фе о-
дализм и предубеждения.
Однако в результате дозволения возобновить в определ ённой м ере
религиозную жизнь, власти столкнулись с неожиданным для них р е-
лигиозным подъ ёмом общественных масс. К концу 1980 -х гг. гос у-
дарственные власти пришли к выводу о необходимости огран ичить

501
лавинообразное распространение религиозности среди насел ения,
были поставлены цели по такому ограничению.
Ограничение религио зной деятельности выразилось в разработке
теории законодательного регулирования рамок деятельности рел и-
гиозных общин. Стал формироваться пласт нормативных докуме н-
тов и директив, регламентирующих религиозную деятельность. С
течением времени стали появляться и новые теории, направленные
на камуфлирование религиозного присутствия. Среди них наибол ь-
шее развитие получила теория взаимного соответствия религий и
социалистического общества.
С момента прихода к власти коммунистической партии в Китае
работа и исслед ования в области религии исходили из отправной
точки — «религия есть опиум». К середине 80 -х гг. сравнение рел и-
гии с опиумом перестало использовать ся в официальных партийных
и правительственных документах.
По мере того, как китайское общество избавлялось от убеждения,
что религия есть опиум, приходило понимание, что религия помимо
прочего есть общественно -культурный феномен, выражающий ус т-
ремления человеческой сущности к справедливости, добру, красоте,
гармонии и пр. Возникло понимание, что религиозная ку льтура
представляет собой соединение традиционных учений и образа
жизни верующих людей, является силой, обладающей стабилиз и-
рующим общественным эффектом.
В середине 1980 -хх гг. в научных кругах была высказана идея
возможности «взаимного соответствия» религ ии и социалистич еского
общества ( сяншиин ). Впервые эта идея прозвучала в августе 1984 г. в
речи главы Отдела единого фронта ЦК КПК Ян Цзинжэня на собр а-
нии, посвящ ённом тридцатилетию образования китайского проте с-
тантского движения за «три самостоятельности» . Ян Цзинжэнь в ы-
сказал идею «приведения к взаимному соответствию хр истианства и
социалистического общества, необходимости выявить должную роль
христианства в строительстве социалистической м одернизации» [17 ].
В апреле 1987 г. вышла книга заместителя главы Китайского о б-
щества изучения религий Ло Чжуфэна под названием «Религиозные
вопросы на новом этапе китайского социализма». Книга явилась
первым, относительно полным аналитическим сборником по рел и-
гиозным вопросам Китая с начала периода реформ. В пятой глав е
книги приводится анализ источников и содержания, условий и форм
проявления взаимного соответствия религии и социалистического
общества, а также способов противостоять явлениям, не отвеча ю-
щи м такому соответствию [10, с. 169]. Рассуждения данной книги
явил ись прообразом будущей теории взаимного соответствия.

502
Цзян Цзэминь своей речью на Всекитайском совещании по раб оте
Единого фронта в ноябре 1993 г. поставил задачу «приведения рел и-
гии и социалистического общества к взаимосоответствию», сказав,
что адаптация религии в социалистическом обществе является гла в-
ной целью реализации политики свободы вероисповедания [13]. Тем
самым он на официальном уровне признал наличие у религии и с о-
циалистического общества общих точек соприкосновения и возмо ж-
ность сотрудничества . Эта концепция стала руководствующей иде о-
логией в вопросе отношения к религиям в 1990 -е гг .
Необходимость адаптации религии в китайском социалистич е-
ском обществе Цзян Цзэминь объясняет исходя из теории длител ь-
ного существования религии в социалистическом обществе, озв у-
ченной впервые ещ ё в 1958 г. На длительный период взаимного с о-
существования религий и китайского общества необходимо приве с-
ти их к соответствию друг с другом во избежание противостояний и
конфликтов. Исходя из этого понимания, Цзян Цзэминь т олкует
принцип взаимосоответствия следующим образом: «Религия пре д-
ставляет собой исторический феномен, который может существ овать
в социалистическом обществе длительное время. В случае несоотве т-
ствия социалистическому обществу неизбежен конфликт. Это соо т-
ветствие не предполагает , чтобы религиозны е последовател и отрек а-
лись от своих теистических воззрений и веры, но подраз умевает в
политическом плане любовь к Родине, поддержку социал истического
строя, руководства коммунистической партии, а также изменение не
соответствующих социалистическому строю религ иозных систем и
догм, использование позитивных факторов религиозных учений, м о-
рали для служения социалистическому строю» [13].
Вследствие того, что религиозные вопросы имеют идеологич еские
особенности, власти с траны видели нужным подчинить государс т-
венной администрации религиозную деятельность. Цзян Цз эминь
утверждал: «Мы должны избавиться от религиозных систем и до к-
трин, которые не могут быть адаптированы к социализму» [7, с. 249].
В марте 1996 г. УДР был под готовлен документ «Основные п о-
ложения политики религиозной работы». Третий из четыр ёх разд е-
лов документа озаглавлен «Активное приведение к взаимному соо т-
ветствию религий и социалистического общества». По мнению а в-
торов документа, политической основой взаим ного соответствия
является защита социалистического строя верующими массами, а
приведение к взаимному соответствию не означает отказ верующих
от своих вероучений, но означает лишь выполнение ими требов ания
любить свою Родину и защищать социализм.

503
Отмечено , что при проведении реформы религиозной системы в
КНР на ранних этапах, китайские католики и протестанты отказ а-
лись от контроля со стороны империалистических стран, стали о т-
стаивать принцип самостоятельного ведения религиозной деятел ь-
ности. В буддизме и и сламе произош ёл отказ от угнетения и фе о-
дальной эксплуатации. Тогда вс ё это позволило религиозным кр у-
гам Китая сделать важный шаг к взаимному соответствию с соци а-
листическим обществом. На этой основе религиозные круги должны
и впредь двигаться впер ёд, не о тступая исполнять новую задачу н о-
вого периода адаптации к строительству социализма.
В политике отмечается важность выявления положительных фа к-
торов религий и подавления е ё негативных сторон, при этом религ и-
озные системы, каноны и обычаи, наносящие вред обществе нному
производству , жизни или здоровью людей, должны быть добр о-
вольно и постепенно реформирова ны пут ём просвещения масс. Д о-
кумент призывал религиозных деятелей объединять верующих для
участия в экономи ческом строительстве, в любых доступных фо р-
мах поддерживать верующих проявлять усердие на их рабочих ме с-
тах при выполнении их рабочих обязанностей [9].
Несмотря на то, что термин сяншиин переводится как «взаимное
соответствие», тем не менее, предполагаетс я подстраивание со стор о-
ны религии под определ ённые общественные и политические усл о-
вия, а не обратное соответствие и изменение политической соста в-
ляющей общества. Конечно, соответствие предполагается двусторо н-
нее и взаимное, но не паритетное. Как отмечает российский исслед о-
ватель С.А. Горбунова, «принципиальным являлось то, что в соде р-
жании установки взаимного соответствия доминировали государс т-
венные интересы и ответственность верующих перед обществом.
Иными словами, она на первых порах предусматривала н есколько
одностороннюю адаптацию религиозных кругов „к новой ситуации и
новым задачам социалистической модернизации“» [8, с. 185].
На смену теории «опиума» пришла теория «взаимосоответствия».
Но это совершенно не означает, что власти заняли официальную п о-
зицию отказа от налагаемых на религии ограничений, в основе этой
замены лежат соображения прагматизма. Религия переста ёт выпо л-
нять исключительно религиозную функцию, она открыто превращ а-
ется в политический инструмент. Руководство КНР акцентирует вн и-
мание на патриотической пропаганде среди верующих, отстаивании
социалистического строя, поддержке руководства партии, соблюд е-
нии государственных законов. Позитивным моментом в новой теории
является то, что она исключает антирелигиозные позиции, принцип
рассмотрени я религиозных общин как чужеро дной силы.

504
Для изучения применения этой теории на практике стоит обр а-
титься к статье Чжан Юнцина «Реформирование для соответствия.
Для соответствия нужна реформа», опубликованной в 1998 г. Ра с-
суждая о положительном влиянии со циализма на религиозные о б-
щины, он приводит в пример ислам: «Женщины исламских народов
в Китае не испытывают более на себе действие религиозной и н а-
циональной традиции, запрещающей им выходить из дома» [18].
Также на примере ислама он показывает роль толко вания религио з-
ных священных текстов исходя из нужд государства: «В Коране нет
прямых указаний, связанных с политикой плановой рождаемости,
но есть указания на продолжение рода. Китайские мусульманские
круги интерпретируют политику плановой рождаемости как благ о-
приятствующую продолжению рода» [18]. Безусловно, в мировом
традиционном исламе аборты осуждаются, а попытки оправдать
политику сокращения населения поддержкой духовенства явля ются
подменой и искажением религиозного учения.
Говоря о вкладе религий в развитие «взаимного соответствия»,
Чжан Юнцин упоминает также развитие туристической отрасли в
местах религиозных культов, участие религиозных групп в предпр и-
нимательской деятельности, способствующей экономическому ра з-
витию .
В Китае за последние несколько сот лет стали традицией мечети
для женщин с женщинами -имамами, что крайне редко встречается в
исламском мире. Это явление не является результатом развития К и-
тая в эпоху социализма, однако получило определ ённое развитие в
конце 20 -го века. Современные китай ские мусульманки связывают
это с социалистическим строем своего государства. Женщина -имам
Яо Баося в г. Кайфэн провинции Хэнань по этому поводу говорит
следующее: «Мужчины и женщины здесь равны, может быть пот о-
му, что у нас социалистическая страна» [3].
Ст роительство зданий католических храмов в китайском арх и-
тектурном стиле также подч ёркивает наличие собственного кита й-
ского католицизма, его самостоятельность в управлении своими
приходами, независимость от вселенской католической церкви.
Примером может посл ужить церковь национальной семинарии в
Пекине, здание которой копирует здание Храма Неба.
Часто понятие взаимосоответствия связывается с понятием айго,
айцзяо , что подразумевает со стороны верующих совмещение чувств
и проявлений любви к Родине и любви к в ере. Примечател ьно, что
любовь к стране вс ё же поставлена на первое место, что о тражает
приоритеты в религиозной сфере. Пропагандируемый при нцип айго,
айцзяо на практике выра жается, как правило, в участии религиозных

505
групп в делах благотворительности. Степ ень участия в благотвор и-
тельной деятельности отдельных общин и религиозных объедин е-
ний разного уровня фиксируется для демонстрации их патриотизма,
а также лояльности и соответствия социалистической системе.
В протестантизме попыткой ответа на выдвинутую по литиками
теорию стала кампания по «перестройке теологического мышления»,
начавшаяся в 1998 г. по инициативе епископа Дин Гуансюня. Идея
кампании состоит в усилении теологического образования, создании
единообразия и адаптации к социалистической системе. Еп ископ Дин
в 2003 г. пояснил, какова в действительности цель «перестройки те о-
логического мышления»: «Наша цель проста: мы хотим изм енить
наше китайское христианство, чтобы встроить его в поток и стории,
сделать христианством, адаптированным под нужды народа. Я верю,
что коммунистическая партия примет это христианство и что оно
пойд ёт в ногу с социалистическим обществом». Сборник «Избранные
труды епископа Дин Гуансюня» стал пособием, рек омендованным к
изучению в семинариях. Стоит отметить, что именно по причин е т а-
кого подхода официальной протестантской церкви она оказалась в
значительной степени неприемлемой для китайских верующих, пре д-
почитавши х иную форму религиозной активности .
Китайские власти пытаются широко развивать теорию «взаимн о-
го соответствия» и гар моничного присутствия религии в жизни К и-
тая, называя это «нормальной религиозной деятельностью», то есть
религиозной деятельностью, осуществляемой в соответствии с з а-
конодательством КНР. При этом частое фундаментальное различие
между догматическими нормами религий и законодательством К и-
тая не принимается в расч ёт, поэтому «нормальная религиозная де я-
тельность» является вызовом и угрозой сохранения аутентичности
религиозной доктрины.
Современная ситуация в Китае, характеризуемая неискореним о-
стью религиозных потребностей у китайских граждан и поисками
путей сохранения политической и общественной стабильности, пр и-
вела китайские власти к необходимости уделять большее вн имание и
стимулировать расширение влияния традиционных религиозных т е-
чений, которые вызывают н аименьшие опасения с точки зрения ра с-
пространения политических идей оппозиционного толка.
Председатель КНР Си Цзиньпин высказывался о том, что Китай
теряет свои моральные ориентиры, и призывал КПК проявлять бол ь-
шую терпимость в отношении китайских традици онных вер ований,
способных помочь заполнить вакуум, созданный стрем ительным
экономическим ростом страны и погоней за материальным благоп о-
лучием [1]. С этого времени началась кампания по распр остранению
ценностей традиционной китайской культуры.

506
При этом и з-за нестабильной политической ситуации в Китае и в
мире, прошедший 2014 год характеризуется интенсификацией ко н-
троля над приверженцами христианства, что является следствием
представлений о потенциальной опасности проникновения подры в-
ного политического вли яния и финансов под прикрытием религио з-
ных учений, частью предупредительной работы по предотвращению
проникновения в Китай так называемых «цветных революций».
Наиболее ярким свидетельством борьбы правительства с распр о-
странением христианства стала кампани я в г. Вэньчжоу провинции
Чжэцзян, месте наибольшей концентрации последователей христиа н-
ства. Под предлогом борьбы с незаконным строительством власти о т-
дают распоряжения о сносе храмов или крестов с храмовых зд аний [2 ].
В целях устранения связи христианст ва с либеральными западн ы-
ми идеями, китайское руководство объявило курс на создание собс т-
венного китайского христианского богословия. Эта идея была озв у-
чена главой ГУДР Ван Цзоанем в августе 2014 года на мер оприятии,
посвящ ённом 60 -летию основания Комитета китайского протестан т-
ского движения за «три самостоятельности». Ван Цзоань заявил, что
христианское богословие должно соответствовать как основам хр и-
стианского вероучения, так и национальным особенн остям Китая,
вписываться в китайскую культуру [12] . Так, в сво ём выступлении на
форуме в Шанхае на форуме «Китаизация христ ианства», глава ГУДР
Ван Цзоань подчеркнул, что богословие по -китайски должно исх о-
дить из того, что Китай выбрал социалист ический путь развития.
Пройдя долгий путь от насильственного объедин ения религий в
патриотические объединения в 50 -х гг., полного запрета религий в
60 –70 -х гг., постепенной легализации в 80 -х гг., власти видят осно в-
ной задачей формирование нового верующего, способного в целях
создания своего собственного китайского богосло вия вольно тра к-
товать ту религиозную доктрину, последователем которой он явл я-
ется. Часть принципа «тр ёх самостоятельностей» — самостоятел ь-
ная проповедь в современном мире — обретает новое значение. При
этом это новое значение было заложено в н ём изначально , а именно
не только независимость религиозных общин в провозглашении
доктрин веры, а самостоятельная ревизия вероучительных истин с
целью соответствия текущему политическому контексту.
Сегодня китайское государство определяет условия существов а-
ния религий . Эволюция форм и методов религиозной политики пр и-
водит китайских политиков к пониманию необходимости принятия
кардинального решения — вывода религии из числа понятий нес о-
вместим ых с коммунистическим устройством общества, признан ия
за религией фундаменталь ного свойства человеческого общеж ития.

507
Такое решение и его публичная артикуляция настолько дисс онирует
с идейно -философским строем действующей власти, что принятие
такого решения, возможно, будет свидетельствовать об изменении
самого характера китайского г осударства или системы власти. В
отношении религии и идеологической сферы в целом к итайским
власт ям предстоит принять новую политическую модель. Призн а-
ние религии позволит китайским властям выйти из логического т у-
пика, в котор ом они находятся со врем ён обр азования КНР.
Литература
1. Benjamin Kang Lim , Ben Blanchard . Xi Jinping hop es traditional faiths can fill
moral void in China: sources // Reuters Beijing, 29.09.2013. URL: http://www.
reuters.com/article/2013/09/29/us -china -politics -vacuum -idUSBRE98S0GS20130929
2. Brice Pedroletti . China ’s Christians fear new persecution after latest wave of
church demolitions // Guardian Weekly , 05.07.2014. URL: http://www.theguardian.
com/world/2014/jul/05/china -christianity -wenzho u-zhejiang -churches
3. Female Imams Blaze Trail Amid China's Muslims // NPR, 21.07.2010. URL:
http://www.npr.org/2010/07/21/128628514/female -imams -blaze -trai l-amid -chinas -
muslims
4. Lam Anthony S.K . The Catholic Church in Present -Day China Through
Darkness and light . Hong Kong: The Holy Study Centre, 1997. 343 c.
5. Leung B. China's Religious Freedom Policy: The Art of Managing Rel igious
Activity // The Chi na Quarterly. 2005. №184. P. 894 –913.
6. Louis K. Ho . The dragon and the cross. Edmonton: Xulon Press, 2009. 259 p.
7. Xin shiqi zongjiao gongzuo wenxin xuanbian. Beijing: Zongjiao wenhua
press, 1995.
8. Горбунова С.А . Китай: религия и власть. История кит айского будди зма
в контексте общества и государства. Москва: ИД «Ф ОРУМ», 2008. 320 с.
9. Гоуюань цзунцзяо шиуцзю гуаньюй иньфа цзунцзяо гунцзо чжэнцэ я о-
дянь дэ тунчжи (Основные положения политики религ иозной работы) //
Сайт -сборник законодательства КНР. 1996. URL : http ://www .110. com /fagui /
law 169442. html
10. Ло Чжуфэн . Чжунго шэхуэй чжуи шици дэ цзунцзяо вэньти (Религ и-
озные вопросы на новом этапе китайского социализма). Шанхай: Ша нхай
шэхуэй кэсюэ чубаньшэ, 1987. 268 с.
11. Лю Пэн. Чжунго сюйяо цзунцзя офа (Китай нуждается в законе о рел и-
гии) // Линдаочжэ. 2012. № 46. URL: http://rm1946.info/simple/index.php?
t69517.html
12. Нин Лянь . Цзидуцзяо е яо ю чжунго тэсэ (Христианство тоже дол жно
иметь китайскую особенность) // DW , 07.08.2014. URL : http ://dw .de/p/1CqiF
13. Ню Сун, Сы Юнчэн . Ц зицзи иньдао цзунцзяо юй шэхуэй чжуи шэхуэй
сян шиин (Активное приведени е к взаимному соответствию религии и с о-
циалистического общества) // Цяньсянь. 2002. № 9.

508
14. Тяньчжуцзяо цзыли гэсинь сюаньянь («Деклараци я о движении об нов-
ления за самостоятельность католицизма в уезде Гуан ъюань») // Сайт библи о-
теки Гуан ъюань, 30.11.1950. URL : http ://www .gylib .com /ArticlePrint .asp ?Art ic
leID =672
15. У Яоцзун . Цзидуцзяо гэсинь юньдун дэ синь цзедуань (Новый этап
движения за обновление прот естантизма) // Жэньминь жибао, 15.01.1951.
16. Хэ Гуанху . Цзунцзяо юй дандай чжунго щэхуэй (Религия и совреме н-
ное китайское общество) // Пекин: Чжунго Жэньминь д асюэ чубаньшэ, 2006.
490 с.
17. Цзян Цзяньюн . Дуй «фахуэй цзунцзяоцзе жэньши хэ синьцзяо цюн ь-
чжун цзай цуцзинь цзинцзи шэхуэй фачжань чжун дэ цзицзи цзоюн» дэ л и-
лунь сыкао (Теоретические размышления о «выявл ении позитивной роли
религиозных деятелей и верующих в стим улировании социально -экономи -
ческого развития) // Чжунго цзунцзяо сюэшу ван, 15.10.2 010. URL :
http ://iwr .cass .cn/zjyzz /201010/ t20101015_5020. htm
18. Чжан Юнцин . Гайгэ вэй лэ шиин, шиин бисюй гайгэ (Реформиров а-
ние для соответствия. Для соответствия нужна реформа) // Шицзе цзунцзяо
яньцзю. 1998. № 3.
L.A. Afonina *
Religious sphere regulat ion «with Chinese characteristics »
ABSTRACT
Work ing its’ way up from forcible unification of religions within p a-
triotic associations in 1950s, total taboo on religions in 1960 –70s, gradual
legalization in 1980s, Chinese authorities see their main task in form ation
its’ “Chinese theology“. The evolution of forms and methods of religious
policy leads Chinese politicians to the necessity of taking religions out of
concepts that are incompatible with communist society.
KEYWORDS
China; religious policy; religious regulation; patriotic religious ass o-
ciations; Chinese theology; United Front.
 Afonina Lyubov Aleksandrovna, researcher of the Institute of Far Eastern
Studies, RAS, Moscow, Russia. E-mail: liubov.afonina@gmail.com