Шуберт, вокальные циклы+ МАТЕРИАЛЫ, 25.04.2020

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.08 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Вокальные циклы Франца Шуберта.

Литература.

Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 3. Музыка,
2016 . Стр. 187 – 213.
Музыка Австрии и Германии XIX века, книга первая. Стр. 90 – 130.

Вопросы для проверочной работы.

1. Охарактеризуйт е сюжетную линию вокального цикла « Прекрасная мельни-
чиха».
2. Какие песни являются главными (узловыми) в драматургии цикла? Обос-
нуйте ваше мнение.
3. Объясните символическое значение зелёного цвета в цикле. В каких песнях
он упоминается?
4 . Что происходит с героем в финале цикла? Почему Шуберт заканчивает его
мажорной песней?
5. В чём состоит основное отличие концепции цикла «Зимний путь» от преды-
дущего шубертовского цикла?
6. Назовите самые светлые и самые мрачные песни цикла «Зимний путь».
7. Сравните фин алы обоих вокальных циклов. Какое ощущение они вызывают
у вас (просветлённый , утешительный, безнадёжный и т. д.) ? Можно ли предста-
вить подобное окончание произведения в XVIII веке? Обоснуйте ваше мнение.

«Прекрасная мельничиха» (1823)

Песня – основной ж анр в творчестве, влияющий на все остальные жанры.
Вокальный цикл на стихи Вильгельма Мюллера («Мельника»! 1794 – 1827) . Одна
из последних песен Шуберта «Пастух на скале» также написана на его стихи .

20 песен, выстр оенных в единую сюжетную линию. Идея объ единить песни
в цикл принадлежит Шуберту (до него только «К далёкой возлюбленной» Бетхо-
вена). Главный герой – юноша, подмаст ерье мельника, путеш ествует вдоль ручья.
« В теме странствий, столь привлекательной для поэтов и композиторов, отрази-
лась давняя трад иция, глубоко укоренённая в народной жизни, в быту ремеслен-
ных объединений – цехов (эта традиция существовала вплоть до конца XIX века).
После нескольких лет обучения у мастера, ученик отправлялся в странствие, ста-
новился странствующим подмастерьем. Он шёл в чужие города и деревни, нани-
мался в подручные к другим мастерам, осваивая новые для себя приёмы ремесла.
Под конец он либо женился на дочке своего нового наставника и наследовал его
дело, либо возвращался в родные места и основывал там свою собственную ма-
стерскую. Разумеется, это лишь идеальная схема, в реальной жизни всё складыва-
лось по -разному » (Грохотов, 83).

История создания стихов Мюллера – см. Хохлов Ю . Шуберт. Некоторые
проблемы творческой биографии. М., «Музыка», 1972. Стр. 60.

№1. Первая песня «В путь» прославляет странствия в противовес сидению
на одном месте. Всё в природе постоянно находится в движении, и человек дол-
жен брать с неё пример. Ручей – спутник, собеседник и друг главного героя, его
стихия – партия фортепиано. Характер ручья меня ется в зависимости от настрое-
ния главного героя. Как и большинство песен цикла, эта написана в прос той куп-
летной форме, от куплета куплету меняются только слова.

№7. «Нетерпение». Героя переполняют трепетные предчувствия встречи с
возлюбленной. В аккомпанементе те же триоли, что и в «Лесном царе», однако
здесь они выражают не трево жное, а радостное волнение, ожидание.

№8. «Утренний привет». Лирическая кульминация цикла, с амая светлая
песня цикла ( C-Dur ). Герой впервые встречается со своей возлюбленной лиц ом к
лицу и решается с ней заговорить. Тихая кульминация – изобретение Шуберта.
Молитвенное настроение , экзальтация, культ чувства. Хорал в аккомпанементе
(ручей замолкает). Отклонения в минор – сомнения, неуверенность – лишь отте-
няют общее безмятежное нас троение. Акварель.

№14. «Охотник». Перелом в развитии сюжета (песня расположена в точке
золотого сечения цикла). « С короговорка», минорный лад ( c-moll ). Охотник – гу-
битель живых существ и потому ещё более враждебен главному герою. Снова три-
оли!

№15. «Ревн ость и гордость». Реакция на появление охотника – смятение
чувств. Куплетная форма не подходит для выражения потока эмоций – настрое-
ние постоянно меняется. Минор/мажор. Цвет воды меняется, когда скрывается
солнце – голубой превращается в свинцовый.

№16. «Любимый цвет». Сомнений больше нет – «возвращение» куплетной
формы. Зелёный цвет – символ жизни , весн ы, надежды . Герой с горечью и тоской
вспоминает свои надежды на счастье.

№20. «Колыбельная ручья». Последняя песня цикла звучит от имени ру-
чья. Начиная с предыдущей песни («Мельник и ручей») действие переходит в
фантастический план. Герой засыпает на дне ручья. Музыка звучит светло, умиро-
творённо ( E-Dur , тональность II части «Неоконченной симфонии ) – н ет ощуще-
ния трагедии . Успокоение , утешение.

«Зимний пу ть» (182 7)

Продолжение предыдущего цикла, тот же автор стихов. В цикле 24 песни,
но они не связаны единой сюжетной линией – герой бредёт без цели , «бежит от
себя» . Тема цикла – одиночество, разочарование, утрата иллюзий. В этих песнях
отразил ось настроение самого композитора в последние годы жизни – непри-
знанность, бедность, неустроенность личной жизни. Первое депрессивное музы-
кальное произведение в истории музыки.

Первоначально Шуберт сочинил 12 песен. Когда в печати появилось про-
должение мюллеровского цикла , Шуберт расширил и свой «Зимний путь» .

Одиночество – главная тема, песня с таким названием завершала первую
редакцию цикла ( N0.12). В «Прекрасной мельничихе» кроме самого мельника
присутствуют другие персонажи – мельничиха, охотник, ручей. П рирода сочув-
ствует главному герою , отзываясь на малейшие движения его души. Здесь же
зимняя природа мертва и безучастна, ручей скован льдом (нем). Г ерой замкнут на
самом себе . В сё, что у него есть – это воспоминания о счастливом прошлом, кото-
рые стираются и угасают по мере удаления от начала цикла и странные пугающие
видения , наводящие на мысли о смерти . Лишь появление шарманщика в финале
дает призрачную надежду на облегчение его участи .

Среди светлых образов цикла преобладают образы «ретроспективного»
пла на (призрачные, иллюзорные воспоминания). Однако встречаются и светлые
песни. В песне «Обман» странник идёт на свет пляшущего перед ним огонька, и в
музыке звучит вальс. Мажорные разделы песни «Бодрость» передают ощущение
полнокровной радости, ликования. В песне «Почта» всецело господствует светлый
романтический порыв, томление по чему- то неизведанному. В прелюдии слышно
вращение колёс экипажа, а в пронизывающих всю песню остинатных ритмах –
взволнованные удары сердца. Этой песней Шуберт открывает второй ра здел цик-
ла в нарушение авторской последовательности стихотворений (Хохлов, 134).


№1. «Спокойно спи». Цикл начинается с прощания и ухода главного героя.
Признак романтического произведения – нарушена очерёдность повествования.
Причина, по которой герой ух одит, осталась «за кадром», мы можем о ней только
догадываться. В ыразительность (экспрессия) мелодии «сдерживается» размерен-
ным аккордовым движением фортепианной партии (ритм шага ) – принцип еди-
новременного контраста (двуплановость образа по вертикали) . Ку плетная форма.
Мажорный куплет звучит особенно пронзительно – прощание с возлюбленной,
отвергнувшей героя.


№ 5. «Липа». Липа, растущая у городских ворот, становится символом
ушедшей жизни, счастливой и беззаботной. Фортепиан ный проигрыш – листва
шумит от ветра. Отход от куплетной формы, преобладавшей в «Прекрасной мель-
ничихе». Куплетная форма превращается в строфическую – настроение музыки
следует за настроением стихов. Можно думать, что покой, который липа обещает
несчастному усталому путнику – это покой смерти. Музыкальный образ статичен,
внутренне скован. Несмотря на его светлый мажорный характер , в нём заметна
какая -то таинственность, призрачность («не от мира сего»).


№ 7. «У ручья ». Картины застывшей, оцепеневшей природы перекликаются
с внутренним оце пенением главного героя. Замёрзший ручей не может разгова-
рива ть, он нем, мёртв . В партии фортепиано только скупые сухие аккорды. При-
чудливые непривычные модуляции.

№11. «Весенний сон». Звучание фортепиано пианиссимо в высоком реги-
стре придаёт музыке харак тер нереальности, зыбкости, видения, а не осязаемой
действительности. Резкий контраст внутри песни – пробуждение. Лад, фактура
(смена арпеджио «стучащими» аккордами) Далее герой снова постепенно погру-
жается в дрёму, сон возобновляется (см. Хохлов, 201 – 20 5).

№23. « Ложные солнца ». Борьба интонационно- метрического акцента с
ритмическим, остановка на второй доле. Статика. Ведущий образ воспоминаний о
счастливом прошлом носит «затемнённый» оттенок. Партия фортепиано изложе-
на в относительно низком «баритоновом» регистре, что придаёт музыке какую -то
закатно -багровую окрашенность (Хохлов, 135).


№ 24. « Шарманщик ». Изначально написана в си миноре. Нет мажорного
эпизода или отклонения в мажор, как в большинстве песен цикла. Бесконечное
повторение пустой квинты с ф оршлагом басу и «механического» наигрыша шар-
манщика – автоматизм, замкнутый круг, безысходность. Наигрыш фортепиано
ритмически замедляется («кончается завод»). Скупыми музыкальными средства-
ми создана картина расколотого мира (доминанта на тонике , перекличка с «Gute
Nacht »). Открытый финал цикла. (подробно см. Хохлов, 122 – 125).


В «Прекрасной мельничихе» герой погибает, но жизнь продолжается, нет
ощущения непоправимого, трагедии. В «Зимнем пути» герой остаётся жить, но
обречён на вечное странствование и л ишён избавления в виде смерти. Вечная
жизнь может быть страшнее смерти (неприкаянная душа). Этот мотив часто появ-
ляется в романтическом искусстве – Летучий Голландец, Вечный Жид.