Романтизм и Шуберт

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.61 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

30.04.
Музыкальная литература

Тема : Романтизм fmaud_

1. Временные рамки эпохи романтизма – XIX _d
2. Основные предстаbl_eb этого художественного направления :
Ф.Шуберт (Австрия), Р. Шуман (Германия), Н. Паганини (Италия), Ф. Шопен (Польша),
Г. Берлиоз (Ф ранция), Ф. Лист (Венгрия), Э.Григ (Норвегия), оперные композиторы Дж.
Верди (Италия), Р. Вагнер (Германия), Ж. Бизе (Франция) , русские композиторы –
П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н.А. Римский -Корсаков , С.В. Рахманинов.
3. Эстетика и философия:
Отличите льная черта романтизма - поur_ggZy эмоциональность , доминирование
чувства над разумом. Романтики разнообразят спектр чувств и настроений , они смело
обнажают самые сокровенные уголки души, искусство их испо_^Zevgh и
аlh[bh]jZnbqgh .
В отличие от классиц изма, в основе которого лежит гармония (то есть
уравновешенность и соразмерность), в романтизме нередко утверждается
дисгармоничное чувство раздh_gghklb бытия, разлада с действительностью,
трагического одиночестZ, а на место активности , д ейственности и оптимизма классиков
приходят созерцательность , поиск новых фантастических миров и образов как
альтернативы реальности.
4. Музыкальные особенности:
 Вокальность тем – главенство цельной и п евучей мелодии широкого
дыхания
 Программность – тесная связь с литерату рой и поэзией : разнообразные
заголовки, сюжетность и повествовательность как принцип композиции,
«говорящая» мелодия.
 Красочность гармоний : богатая палитра аккордов и созвучий,
оригинальные и смелые тональные переходы, новые лады (заимствованные
из нар одной или старинной музыки)
 Красочность оркестрового языка : ноuc романтический оркестр ,
включающий арфу, фортепиано, разнообразные группы духовых и ударных
 Развитие фольклорного элемента : обработка и заимствование народной
музыки – песни, танцы, наигрыши.
 Небывалая bjlmhaghklv – совершенствование исполнительской техники и
рождение новых исполнительских приемов.

5. Музыкальные жанры романтизма.
a. Торжество hdZevghc музыки : песня, романс, вокальные циклы ,
романтическая опера, многие инструментальные произвед ения называются
романс, «песня без слов», элегия или баркарола .
b. Расцвет инструментальной миниатюры : на смену классическому сонатно -
симфоническому циклу пришли сборники миниатюр : прелюдии, экспромты,
ноктюрны, музыкальные моменты, «листки из альбома». Неред ко пьесы
объединяются в сборники или сюиты с общим названием: «Лирические
пьесы», «Времена года», « Картинки с выставки», «Карнавал», «Бабочки» .
c. В симфоническом жанре связь с классическим наследием сохранилась
теснее. В эпоху романтизма продолжали свое разв итие жанры симфонии и
инструментального концерта , но их художественно -образный строй
отражает новую романтическую эстетику.

Одним из первых романтиков в европейской музыке был Франц Шуберт .

Ф. Ш уберт (1897 –1928) р одился и жил в Вене, и хотя его считают немецким
композитором, по рождению он австриец (как Моцарт и Гайдн) . Происходил из бедной
семьи, п рожил трудную и короткую жизнь , за которую успел написать больше
произведений, чем Моцарт: это песни , романсы, симфонии и камерно -инструментальны е
сочинения, духовные произведения (мессы) .
Наиболее ярко его дарование проявилось в песнях (более 600). В них родился
новый тип мелодии, сочетающий выразительность и изысканность поэтического слова с
простотой народной песни. В своих песнях Шуберт обращался к таким жа нрам как –
серенада, баллада, баркарола и др. Особенное положение в его песнях заняла
фортепианная партия, которой композитор придал выразительность и сложность, подняв,
таким образом, жанр песни на новую художественную высоту.
Некоторые песни задумывались как циклы , объединенные единым сюжетом и
линией развития. Такое объединение песен в циклы пришло в музыкальное искусство из
романтической поэзии: именно поэты начала XIX века стали создавать «лирические
циклы». На стихи Вильгельма Мюллера Шуберт написал два вокальных цикла –
«Прекрасная Мельничиха» и «Зимний путь», повествующие о неразделенной любви
лирического героя и его скитаниях.
Первый сборник песен Шуберта, изданный в 1816 содержал уже такие
совершенные произвед ения, как «Гретхен за прялкой» и «Лес ной царь» на стихи И. Гете.

Баллада « Лесной царь »
Баллада – эпический поэтический жанр, в котором повествуется о драматических
или фантастических событиях. Лесной царь или царь Эльфов – это персонаж германских и
датских мифов, который похищал детей.
В балладе Гете рисуется образ скачущего всадника с маленьким ребенком,
которому кажется, что его догоняет Лесной царь и хочет забрать его в свои владенья.
Повествование ведется и от лица рассказчика и через прямую речь героев: слышны
напуганные реплики сына, успокаивающие – отца, который думает, что его ребенок
бредит, и речь Лесного царя, которая сначала звучит заманчиво, а затем угрожающе.
Заканчиваются события баллады трагически – доскакав до цели, отец находит своего сына
мертвым.
Музыка баллады очен ь динамична, сквозь все разделы песни проходя т репетиции
триолей, передающи е стремительно е движение скачки.


Лишь во время эпизодов пения Лесног о царя, этот аккомпанемент уходит на второй
план, превращаясь то в увлекательный и манящий вальс, то в обольстительный романс,
вуалируя драматическую погоню.

Форма баллады – рондообразная с обрамлением в виде вступления и заключения.
В качестве рефрена (повторяющейся части) вы ступают трижды повторенные реплики -
стоны сына, каждый раз их тонально сть повышается, повышая напряженность звучания.


В качестве контрастн ых и оттеняющих эпизодов проходят разделы, в которых поет
Лесной царь. Эти эпизоды контрастируют, прежде всего, мажорным ладом, вальсово -
романсовой фактурой и мягкой приглушенной динамикой.

Песня «Грехтен за прялкой» .
Текст этой песни заимствован из поэм ы И. Гете «Фауст» - крупного драматического
произведения о докторе Фаусте, заключившем договор с Мефистофелем ради
возможности получить вторую мол одость и возможность проникнуть во все тайны жизни .
Он влюбляется в молодую девушку Маргариту, которой суждено погибнуть из -за любви к
Фаусту и злых козней Мефистофеля. Текст ее песни звучит, когда она ждет своего
возлюбленного и тоскует о его любви, которая стала для нее смыслом всей жизни.
В песне Шуберта передается настроение любовной тоски и трагического
пре дчувствия. Велика роль аккомпанемента и в этой песне: фигурации шестнадцатых в
партии правой руки и ритмизованная педаль в левой – с одной стороны изображают
вращение прялки и стук веретена, с другой – выражают смятение и беспокойство чувств,
смутную трево гу.

Форма песни – куплетно -строфическая с че ртами рондо. Строфы начинаю тся
одинаковым запевом, но продолжаю тся по -разному. В центральной строфе развивается
образ романтической любовной мечты, в финальной – наступает драматическая
кульминация на словах «с ним умереть» .

Тяжка печаль
И грустен свет;
Ни сна, ни покоя
Мне, бедной, нет.

Где нет его
Передо мной,
Могилой там
Весь мир земной.

Потух, поблек
Мой бедный ум;
Нет ясных чувств,
Нет светлых дум.
______________________________
Тяжка печаль,
И грустен свет;
Ни сна, ни покоя
Мне, бедной, нет.

За н им гляжу я,
За ним хожу,
Его ищу я,
Не нахожу!
_______________________________

рефрен и
1 строфа














рефрен и
2 строфа
Его улыбка
И жар страстей,
И стан высокий,
И блеск очей.

И сладкие речи,
Как говор струй,
Восторг объятий
И поцелуй!
______ _____________________
Тяжка печаль,
И грустен свет;
Ни сна, ни покоя
Мне, бедной, нет!

О нем грущу
И плачу я,
О нем томится
Вся грудь моя!

Зачем не могу я
За ним лететь,
Любить и млеть
И в поцелуе
С ним умереть!
_____________________
Тяжка печаль,
И грус тен свет;
Ни сна, ни покоя
Мне, бедной, нет!

3 строфа
(центральная)









рефрен и
4 строфа















рефрен
(эти строчки
добавлены
Шубертом)