Шуберт

Формат документа: pdf
Размер документа: 0.09 Мб





Прямая ссылка будет доступна
примерно через: 45 сек.



  • Сообщить о нарушении / Abuse
    Все документы на сайте взяты из открытых источников, которые размещаются пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваш документ был опубликован без Вашего на то согласия.

Павел Карманов: «Шуберт под увеличительным стеклом…»
Композитор-минималист о своём сиятельном предшественнике
Мы взялись разговаривать с Павлом Кармановым о Ф. Шуберте, потому что время от
времени (редко, но метко)
композитор Карманов обращается к творчеству венского
классика. Поэтому кому, как не ему, ответствовать за божественные гармонии, любимые
нами с раннего детства.

— Какое ebygb_gZас оказала музыка Шуберта?

— Шуберт всегда был намного человечнее Шумана... Он как бы проще, без наносного
виртуозного, но глубже. Я, конечно, не специалист, но Шуберт мне много ближе, он
представляется мне «родственником», с ним можно поговорить в большей степени, чем с
его современниками...
Хотя тут каждый по -своему хорош... Люблю с ними говорить... на музыкальном языке...
Знаю, самым большим шубертианцем из ныне живущих композиторов считается
Валентин Сильвестров, мой кумир. Может, я и не шубертианец во все, нишу малерианца
давно и прочно занял сами знаете кто, я ищу между ниш, пытаясь суммировать весь
разнообразный спектр звучащего, это, конечно, утопия, но некая селекция.
Я выбираю для себя мне приятное в большей степени и присваиваю себе его какие- то
элементы. Из элементов складывается «мой» стиль. Так, вероятно, делают многие.
Многое появляется во мне само по себе, иногда под воздействием разных жизненных
ситуаций, впечатлений.
Но вот моя последняя поездка Венеция — Сиэтл — Ванкувер — Нью -Йорк мне
ф актически никаких общих впечатлений не дала. Наверное, нужно побыть в каждом месте
подольше, пожить...

— Всегда было интересно понять, чем же Шуберт отличается от Шумана?

— Ну, Шуман в большей степени романтик, Шуберт как бы переходный от классиков к
ро мантикам. Но вообще -то это разные композиторы с разными судьбами, музыка у них
очень разная. И неважно, чем одна отличается от другой.

— А чем Силь_kljh обязан Шуберту?

— Многие люди в зрелом возрасте переосмысливают пройденный путь. Сильвестров
предс тавляет собой исключительный случай, пройдя путь необычайного качества
авангардиста, он как бы в авангарде и остался...
С какого -то времени он фактически всё время пишет одну и ту же музыка, в которой он
упрощается, утончается и очень медленно как бы сам растворяется в эфире... постепенно
сливаясь с покойной женой, с Шубертом...

— В примере Силь_kljhа для меня Z`_gот этот поhjhlhlZангардных
диссонансоdозможности гармонии. Обычно быZ_lgZh[hjhl.

— Сильвестров, насколько я понимаю, постепенн о вводил в свои весьма авангардные
партитуры элементы новой простоты, чистой красоты, сначала «оттеняя» авангардные
части, потом почти полностью перешёл на них и теперь он просто сам играет «Багатели»
и поёт под свой аккомпанемент тихие песни, где каждый з вук на вес золота.
Да, как правило, композитор в юности пишет проще, озорнее, усложняя свой стиль,
«умудряя» его во взрослом возрасте.

Я тоже в детстве и юности пробовал себя в разных стилях. Но ко мне очень рано пришло
ощущение, что это не моё, моё — взгляд на солнце и круги потом перед глазами.

Возможна ли khременной музыке гармония без цитатности? Без Шуберта?

— Я люблю цитаты как музыкальные, иногда изменённые до неузнаваемых, иногда
цитаты из названия «классического» произведения.
Полагаю, определённая цитатность бытовала всегда. Всяк композитор у кого -то учился,
впитывал наиболее близкое ему. Из элементов разных уже существующих стилей вполне
может получится свой собственный микс, ни на что не похожий и одновременно похожий
на многое. Пр оисходит игра смыслов и контекстов, и здесь тоже может возникать
настоящее искусство.
Мой же стиль также соткан из многих существующих, но сдобрен изрядной долей моего
участия, ибо мне решать, что и в каких пропорциях я буду смешивать или разрабатывать.
При этом я и без того пресыщен дисгармониями современного мира. Сказывается тоска по
гармонии, обычной, человеческой, конечно, зачастую это дань неким штампам, но теперь
уже от них никуда не деться...

— Вот на прошлой неделе мы слушали с Zfbrm[_jlhски е ZjbZpbbFZjlughа
на фестивале его имени. Можете объяснить на этом примере, что в этой пьесе от
Шуберта, а что от МартыноZqlh[uh[tykgblvdZdwlh^_cklует?

— ...В ответе на этот вопрос я затруднился и долго забывал спросить у автора, а потом
всё- таки спросил, и вот вам обрывки из того, что он мне объяснял.
Мартынов использовал
по просьбе Кроноса мелодико -гармонические обороты из квинтет а Шуберта.
Прямых цитат почти нет. Как Шуберт под увеличительным стеклом. Имеется в виду
медленная часть квинтета Шуберта. Закавыченный утрированный Шуберт. Примитивное
разглаженное увеличительное стекло. Интонационная отсылка, аллюзия. Абсурдность
повтор а...

— А вы сами для себя часто ли слушаете Шуберта?

— Да редко... я вообще почти ничего не слушаю... только в машине или в подпитии
собственные экзерсисы...

— Шуберт для Zk — это вокальные циклы или фортепианные пьесы, симфонии или
мессы?

— Это ощу щение чего -то трепетного, несчастного и светлого.

— Это вы таким его себе представляете?
— Это остающееся после прослушивания послевкусие.
— А как музыка соотносится с внутренним миром автора или его внешними
обстоятельстZfb?
— Об это мы говорили ранее . В моём случае связь моего внутреннего мира и той музыки,
которую я осмеливаюсь демонстрировать слушателю, очевидна. Как дело обстоит у
других авторов — не знаю, полагаю, по -разному...
— Просто на меня kоё время большое i_qZle_gb_ijhbaела биография
Шуберта. Никто не думал, что смогу прослезиться над заметкой 
энциклопедическом издании…

Беседовал Дмитрий Бавильский