• Название:

    О Ком говорится в 53 главе Эфраим Гольдштейн

  • Размер: 0.11 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Название: О КОМ ГОВОРИТСЯ В 53 ГЛАВЕ КНИГИ ИСАИИ
  • Автор: ИРИНА ВОЛОДАРСКАЯ

О КОМ ГОВОРИТСЯ В 53 ГЛАВЕ КНИГИ ИСАИИ? РЕШАЙТЕ САМИ!
53 глава Исаии – отрывок, хорошо известный всем глубоко изучающим
Писание. Но большинство людей не изучает Писание слишком глубоко, а
потому им и не приходилось читать этот отрывок, вызывающий столько споров.
Недавний опрос на улицах Тель-Авива хорошо иллюстрирует это утверждение 1.
Сотне евреев был задан вопрос: «Как Вы думаете, о ком говорится в 53 главе
Книги Исаии?» Большинство из опрашиваемых не были знакомы с этим
отрывком, и для того, чтобы ответить на заданный вопрос, им дали его
прочесть. После прочтения многие признали, что не знают, о ком там говорится.
Некоторые думали, что в нем говорится об Иисусе, но когда до них
доходило, что данный отрывок – цитата из Танаха, они отбрасывали эту мысль.
Другие пытались отделаться от вопроса, говоря, что данный отрывок слишком
заумен. Третьи повторяли то, что слышали от иудеев, более ревностно
придерживающихся религии, чем они сами. Они говорили, что в этом отрывке
речь идет о еврейском народе в целом или даже о язычниках. Во всяком случае,
никто из опрошенных не считал, что данный отрывок имеет какое-то значение
для их жизни, о ком бы в нем ни говорилось.
Израиль уникален в том смысле, что это единственное место на земле,
где можно провести пару часов на улице и быть уверенным, что ты соберешь
мнения сотни евреев. (Не подумайте, что евреи, живущие вне Израиля, не любят
высказывать свое мнение. Просто ни в каком другом месте нет такой высокой
концентрации нашего народа). Но Израиль не уникален в том, как евреи
объясняют 53 главу Исаии. Единодушного мнения, основанного на личном
знании данного отрывка, просто не существует. Одни никогда его не читали,
другие придерживаются официальной точки зрения, третьи же относятся и к
тем, и к другим.
Читатель может подумать, что предлагаемый отрывок маловразумителен
и несообразен, раз столько людей понятия о нем не имеют. Такое незнание
частично проистекает из того, что 53 глава Исаии не звучит в синагогах во
время регулярных ежесубботних чтений. Однако уже сам этот факт вопиет об
огромной значимости данного отрывка. Сами причины, по которым он
пропускается во время чтения Танаха в синагогах, указывают на его
уникальность. Например, еврейский ученый Клод Монтефиори, объяснял: «В
силу христологической интерпретации, которую христиане дают этой главе, она
пропускается при проведении субботних чтений из Пророков… Этот пропуск
поразителен, и делается он намеренно…»2.
Почему этот пропуск так поразителен? Потому что, закончив цикл
годичных чтений, мы на самом деле его не закончили. Мы пропустили отрывок,
написанный нашим собственным пророком, якобы из-за того, какое значение
ему придают христиане. С каких это пор христианские интерпретации
Еврейских Писаний диктуют, что читать в синагогах всего мира, а что не
читать?
Этот факт поражает еще и тем, о чем даже Монтефиори не упоминает.
Отрывок из Книги Исаии опускается не только из-за того, как его толкуют
христиане. В самом деле, богослужения, на которых он опускается, проводятся
не для христианских ушей. Они проводятся для евреев. Что же из этого следует?
1

Весной 2000 г. Эфраим Гольдштейн и несколько работников миссии «Евреи за Иисуса»
провели неформальное исследование прохожих на улицах Тель-Авива.
2
Rabbinic Anthology, C.G. Montefiore & H. Loewe, (New York: Schocken Books, 1974) p. 544

Проблема не в том, что думают об этом отрывке христиане. Проблема в том (по
мнению тех, кто решил пропускать его), что могут подумать о нем сами евреи.
Этот отрывок весьма неоднозначен. Потому что в отличие от
опрошенных 100 евреев, многие люди рассмотрели вопросы, поднимаемые
данным отрывком, и нашли, что ответы на них чрезвычайно важны для их
жизни сегодня. Готовы ли Вы узнать почему?
Если Вы готовы исследовать этот «невразумительный» отрывок,
прочтите его.
«Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что
Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши;
наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.
Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и
Господь возложил на Него грехи всех нас.
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как
овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его
безгласен, так Он не отверзал уст Своих.
От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от
земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что
не сделал греха, и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда
же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство
долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою
Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание
Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе
понесет.
Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить
добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен
был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался
ходатаем».
Эти слова были написаны свыше 2700 лет назад. Однако для многих, читающих
их сегодня, эти слова как будто оживают. Кроме всего прочего, эта глава
насыщена неповторимым драматизмом, пафосом и героикой. Но многие
находят здесь и личный вызов себе, связанный с вопросами: кто этот человек и
что же в конце концов с ним случилось?
Над этими вопросами стоит поразмыслить и самому, но, может быть,
Вам будет небезынтересно увидеть, как с течением времени менялись мнения
наших раввинов по этому поводу.
Что говорили первые раввины ?
В некоторых первых письменных толкованиях, или таргумах (древние
пересказы библейских текстов), этот отрывок рассматривают как указание на
конкретного раба Божьего, Мессию, который будет много страдать.

Мессианский еврейский талмудист Рахмиель Фридланд подробно излагает эти
ранние взгляды3:
«Наши древние комментаторы единодушно свидетельствовали, что
данный текст ясно говорит о Помазаннике Божьем, Мессии. Арамейский
перевод этой главы, приписываемый Рабби Йонатану бен-Уззиелю, ученику
Гиллеля, жившему в начале второго века нашей эры, начинается простыми и
достойными словами:
«Вот, раб Мой, Мессия, будет благоуспешен, возвысится и
вознесется, и возвеличится. Как дом Израилев смотрел на него через
многие дни, потому что потемнел лик их среди народов, и вид их паче
сынов человеческих (Таргум Йонатан на Исаия 53, там же)».
Такое же истолкование мы находим и в Вавилонском Талмуде:
«Как имя его (Мессии)? Раввины говорят: Его имя –
«прокаженный ученый», как написано: «Он взял на Себя наши немощи и
понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем проказой,
наказуем и уничижен Богом» (Трактат Сангедрин 98б).
Так же и в объяснении к Книге Руфь 2:14 Мидраш Рабба утверждает:
«Он говорит о Царе Мессии: «Слова «приди сюда», приблизься к
престолу «…и обмакивай кусок твой в уксус» относятся к наказаниям,
как сказано: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония
наши».
Зогар в истолкованиях 53 главы Исаии также указывает на Мессию:
«В Эдемском саду есть место, называемое Дворцом Сынов
Болезни. Мессия входит в этот дворец и призывает всякую боль и всякое
наказание Израиля. Все они приходят и покоятся на Нем. И если бы Он
не понес их Сам, никто бы не смог понести наказаний Израиля за
преступления закона; как написано «Он понес наши болезни» (Зогар II,
212a).»»
Древние мудрецы ожидали человека Мессию, который бы исполнил
пророчество Исаии. До средних веков этому отрывку не давалось никаких
других объяснений. А позже появился совершенно другой взгляд. Этот взгляд
популяризировал еврейский комментатор Раши (Рабби Шломо Ицхаки),
живший через тысячу лет после Иисуса.
Взгляды на 53 главу Исаии в средние века
Раши считал, что раб, о котором упоминается в этой главе,
символизирует общую судьбу народа Израиля, а не одного Мессии. Некоторые
раввины, такие как Ибн Езра и Кимчи, были с ним согласны. Однако многие
другие мудрецы-раввины, жившие в тот же самый период времени, включая
Маймонида, понимали, что взгляды Раши непоследовательны, и не
отказывались от первоначальных мессианских интерпретаций данного отрывка.
Их возражения против толкования Раши сводились к трем пунктам:
Во-первых, они указывали на единодушное принятие раввинами старого
истолкования.
3

Frydland, Rachmiel, ISSUES: A Messianic Jewish Perspective, Vol. 2:5, p. 2

Во-вторых, они обращали внимание на то, что текст грамматически
написан в единственном числе, например, «…он изъязвлен был за грехи наши…
как овца, веден был он на заклание» и т.д.
В-третьих, они указывали на восьмой стих 53 главы. Этот стих
представляет собой определенную трудность для тех, кто хочет отнести весь
отрывок к Израилю. Вот что написано в этом стихе:
«От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от
земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь».
Разве еврейский народ когда-либо был, Боже сохрани, «отторгнут от
земли живых»? Нет! Бог обещает, что Израиль будет существовать вечно.
«Так говорит Господь, Который дал солнце для освещения днем, уставы
луне и звездам для освещения ночью, Который возмущает море, так что волны
его ревут, Господь Сафаоф – имя Ему. Если сии уставы перестанут действовать
предо Мною, говорит Господь, то и племя Израилево перестанет быть народом
предо Мною навсегда» (Иеремия 31:35, 36).
Точно так же нельзя сказать, что «за преступления народа моего он
претерпел казнь», потому что «народ мой» ясно означает еврейский народ. Если
восьмой стих относится к Израилю, то получается, что Израиль претерпел казнь
за преступления Израиля. Кроме того, как может Израиль быть рабом, который
«не сделал греха, и не было лжи в устах его» (Исаия 53:9)? Писание
переполнено примерами беззакония сынов Израиля – ни сейчас, ни когда бы то
ни было Израиль не может считаться безгрешным.
Все эти несоответствия беспокоили многих раввинов, и они совершенно
недвусмысленно выражали свое мнение по поводу взглядов Раши. Рабби Моше
Коэн Криспин из Кордовы, живший в 14 веке, говорил, что интерпретация раба
как Израиля «искажает истинный смысл данного отрывка». Он писал, что 53
глава Исаии была дана Богом как описание Мессии с тем, чтобы если кто-то
станет называть себя Мессией, можно было судить об этом по схожести или
несхожести с данным отрывком»4.
Взгляды современных раввинов на 53 главу Исаии
К сожалению, и по сей день многие раввины настаивают на том, что
именно Раши дал единственно верное толкование слов «раб Господень»,
упоминаемых в приведенном выше отрывке. Другие признают слабость таких
утверждений и считают, что этот отрывок говорит о каком-то одном
определенном человеке. Обычно они предлагают кандидатуры самого пророка
Исаии, царя Кира, царя Езекии, Иосии, Иезекиля, Иеремии, Моисея, Иова и
даже какого-то неизвестного современника Исаии5.
Прочтите еще раз приведенный выше «список кандидатур» и спросите
себя: кто из этих людей не совершил ни одного греха за всю свою жизнь? Кто из
них умер за грехи других? Кто из них до сих пор жив? Каково Ваше личное
мнение обо всем этом? Готовы ли Вы напрочь отвергнуть предположение о том,
4
5

Baron, David, The Servant of Jehovah c. 2000, Jerusalem: Israel Keren Ahvah Meshihit, p. 13
Encyclopedia Judaica, article on Servant of the Lord, Vol. 14, p. 1187

что пророк может говорить здесь об Иисусе? А теперь спросите себя еще раз:
почему данный отрывок не читается в синагогах?
Может быть, потому, что бесчисленное множество еврейских
последователей Йешуа (Иисуса) поверили в Него после изучения именно этого
отрывка? Если Вы спросите сто евреев, которые верят, что Йешуа является
Мессией, Вы услышите совершенно другое мнение о том, кто является «рабом
Господним» в 53 главе Исаии. И скорее всего, Вы обнаружите, что для
огромного числа этих людей данный отрывок стал чрезвычайно важен.
Вот Лея – 25-летняя еврейка, которая искала ответы на свои духовные
вопросы. Столкнувшись с вопросом «Был ли Иисус тем, за кого Себя
выдавал?», она хотела ответить «нет». Лея призналась: «Я начинаю понимать,
что Иисус действительно является Мессией, но если я приму это, я тем самым
отрекусь своего отца, который не верил в Иисуса. А я любила его больше всех
на свете – как же я могу это сделать?»
Когда ее попросили прочесть 53 главу Исаии, Лея нашла старый
выцветший Танах своего отца. Открыв его на нужной странице, она сделала два
потрясающих открытия. Во-первых, этот отрывок действительно как будто
описывал Иисуса. А во-вторых, ее отец обвел всю главу, а на полях написал:
«Мессианское пророчество – Йешуа есть Мессия».
Лея спросила: «А кто такой Йешуа?» Узнав, что Йешуа – это еврейское
произношение имени Иисуса, она наконец-то уяснила весь смысл прочитанного
отрывка. Он был убедителен сам по себе, и даже ее отец не нашел что
возразить. Через две недели она уже была убеждена, что Иисус полностью
подходит под описание «раба Господня».
В 1922 г. покойный Давид Барон, английский еврей, верующий в Йешуа,
сведущий в раввинистических науках, написал в предисловии к своему
толкованию 53 главы Исаии:
«…Это выходит за рамки даже самого необузданного легковерия –
верить, что сходство в мельчайших подробностях пророческого описания,
данного за несколько столетий до Его [Иисуса] прихода, и историей Его жизни,
смерти и славного воскресения, данного в евангелиях, может быть случайным
совпадением»6.
Приведенная ниже таблица показывает, что Йешуа и только Йешуа мог
исполнить эту важнейшую часть Еврейских Писаний. Правда ли это? Задайте
себе этот вопрос, если у Вас достаточно мужества поверить в ответ.
-

Эфраим Гольдштейн

ИСАИЯ ПРЕДСКАЗАЛ,
ЧТО РАБ
6

Baron, The Servant of Jehovah c. 2000, p. viii

700 ЛЕТ СПУСТЯ
ЙЕШУА...

ГОСПОДЕНЬ...
…будет обезображен
страданиями
(52:14; 53:2-3)

…был избит, оплеван и осмеян
(Марка 15:17-19)

…вырос в Назарете, городе с
очень плохой репутацией (53:2);
…произойдет из низов
не там, откуда ожидали
(53:2)
пришествие Мессии (Луки 2:3940, 51)
…был осмеян, оскорбляем и
…будет отвергнут многими
осыпан бранью на кресте даже
(53:1,3)
одним из тех, кто был распят
рядом с Ним (Матфея 27:39-44)
«...грехи наши Сам вознес телом
Своим на древо, дабы мы,
…понесет наши грехи и
избавившись от грехов, жили
пострадает за нас (53:4-6,11)
для правды: ранами Его вы
исцелились» (1 Петра 2:24)
…исцелил многих (Матфея
…исцелит многих (53:4,5)
8:16,17)
…сказал: «Я есмь пастырь
…добровольно возложит на
добрый: пастырь добрый
Себя наше наказание (53:6,7)
полагает жизнь свою за овец»
(Иоанна 10:11)
…не защищался перед Иродом,
…будет молчать во время
Понтием Пилатом и
страданий (53:7)
Синедрионом (Матфея 26:62-64;
27:11-14; Луки 23:9)
…умер на кресте (Марка 15:37;
…умрет (53:8,12)
Иоанна 19:33,34)
…был погребен в могиле
…будет погребен у богатого
Иосифа из Аримафеи, человека
(53:9)
богатого (Матфея 27:57-60)
…воскрес из мертвых на третий
…не останется мертвым, но
день после распятия и живет по
увидит Свое потомство, дни Его
сей день; миллионы людей
продлятся, и Он будет
являются его духовным
возвеличен (53:10,11)
потомством (Матфея 28:1-10)