• Название:

    Суть STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство

  • Размер: 0.26 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Название: СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

   Суть человека видна через его цели. Но так как они у всех разные – каждый из нас,
собственно, и ищет в жизни разные вещи. А, как известно, что человек ищет – то он и
находит. Кто-то находит себя в спорте, кто-то останавливается на системе самозащиты,
а кто-то частично или полностью связывает свою жизнь с боевым искусством…

   Школы, которые учили только способам рукопашного боя и боя с оружием
существовали везде: и на Востоке и на Западе. В 18-м веке их насчитывалось около
девяти тысяч. И лишь единицы из них ставили своей целью духовное совершенствование
помимо развития самих навыков ведения боя. По некоторым источникам, на Западе
таких школ вообще не было. Даже на Востоке их было не так уж и много – что там
говорить о нашем современном мире, в котором все вечное и по-настоящему ценное
продолжает все глубже уходить в тень. Школ самозащиты, самообороны и особенно
спортивных «додзе» сейчас достаточно много. Гораздо сложнее найти школу боевого
искусства, где рост ученика определяется не уровнем выигранных соревнований и не
количеством выученных ката, а силой духа, моральными качествами, познанием
жизненных принципов и, конечно же, степенью подготовки к РЕАЛЬНОМУ
столкновению. Таких школ практически нет. И причина не только в том, что не так
просто подобное организовать, сколько в самих людях, которые зачастую слишком
изнеженны, стереотипны и «потеряны» в жизни, либо всего-то и хотят, что реализовать
свои амбиции или просто подраться. Именно поэтому самое важное в вопросе
приобщения к боевому искусству – это дети, ведь взрослые люди порой оказываются
уже безнадежно утонувшими в своих собственных предрассудках и слабостях…

   Спектр решаемых боевым искусством задач довольно велик: кто-то тренируется
только из соображений физического развития, кто-то просто хочет научиться драться,
кто-то хочет стать увереннее или крепче духом… Но все эти задачи в отдельности лишь малая часть того, что может дать боевое искусство. Его цели в идеале должны
совпадать с целями человека – это очевидно. Но, к сожалению, часто получается
наоборот: дилетант приходит в зал получить эффективные боевые навыки, а его учат
«плясать и исполнять цирковые номера» - многие «додзе» вводят людей в заблуждение,
говоря ученикам об одних целях, на практике преследуя другие. Некомпетентность,
самоуверенность, коммерция – причин тому предостаточно… Если задача
ограничивается умением за себя постоять – достаточно системы самозащиты (причем
если человек выбрал боевое искусство для решения данной задачи – по сути данное
боевое искусство и является для него лишь системой самозащиты), если цель – стать
хорошим спортсменом и участвовать в различных соревнованиях – необходимо
спортивное единоборство (иногда определенные их виды приводят впоследствии
некоторых бойцов к двери в боевое искусство), если цель – только укрепление здоровья
и развитие физических качеств – так вообще достаточно физкультуры, и т.д.… Но
чтобы быть БОЙЦОМ (Воином) не достаточно только владеть в совершенстве приемами

1/8

СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

рукопашного боя, не достаточно уметь входить в боевой транс, не достаточно обладать
хорошей физической формой… Чтобы быть Бойцом не обязательно идти в спецназ,
устраивать марш-броски на 10 километров и периодически устраивать себе выживание в
диком лесу, оставаясь без пищи и воды; не обязательно принимать участие в
соревнованиях по тому или иному единоборству и необязательно как можно чаще
устраивать кровопролитные бои без правил… Бойцом можно быть только 24 часа в
сутки – это определенное состояние духа, связанное с надлежащим физическим
состоянием и техническими возможностями: боец (или Воин) не только смотрит на
жизнь как на Бой, испытание, но и готов принять его в любом (даже самом жестоком)
проявлении. Именно поэтому он должен уметь использовать не только свой разум, но и
свое тело как оружие – на то он и Воин.

   Понятие «самозащита» для боевого искусства слишком мелко, понятие «драка» слишком примитивно, понятие «состязание» - слишком несерьезно… Что ж, иногда
драчуны взрослеют и созревают для нечто большего…

   Что такое «боевое искусство»? Для того чтобы лучше осознать суть этого понятия,
разберем каждое из двух слов данного словосочетания.

   «Искусство». Выражает внутренний мир человека. Если музыка отражает
переживания и стремления композитора, то БОЕВОЕ ИСКУССТВО ЕСТЬ ВЫРАЖЕНИЕ
ВНУТРЕННЕЙ СУТИ ВОИНА. Все, что есть в боевом искусстве, Воин вносит в свою
жизнь, все, что есть в его жизни – он вносит в боевое искусство, таким образом
раскрывая свою личность и реализуя свой внутренний потенциал. Душа Воина требует
не только духовного, но и своего физического проявления: в каждом ударе, который
наносит боец, отражается его внутренняя суть – она видна практически во всем,
начиная с его поведения в повседневной жизни и заканчивая поведением в
экстремальных ситуациях. Но по-настоящему познать бойца можно только в бою.
Именно здесь начинается и заканчивается его Путь к познанию самого себя. Боевое
искусство для него – это целая религия, форма осознания мира, путь к постижению
сущности своей жизни…

   «Боевое». Не от слова «игра» или «развлечение», а от слова «БОЙ». Что такое
«настоящий бой» с точки зрения физического противостояния двух бойцов?
Обусловленный бой по определенным правилам? Ничего подобного: «настоящий бой» не
может быть «искусственным», созданным с учетом каких-либо ограничений и правил.
Безграничен и непредсказуем только РЕАЛЬНЫЙ БОЙ – бой не за очки, а за жизнь; бой
в котором нет проигравших – есть жертвы; бой в котором нет выигравших – есть

2/8

СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

выжившие; бой, в котором вчерашние чемпионы спускаются на землю. Соревнования
проходят в назначенные дни - реальный бой может произойти в любой момент, «самурай
не имеет права утратить дух сражения ни на секунду», - гласит кодекс бусидо. Если
человек готовится к соревнованиям – он занимается спортом, если человек готовится к
реальному бою – он изучает боевую систему, либо боевое искусство… Итак, БОЕВОЕ
ИСКУССТВО – ЭТО ИСКУССТВО РЕАЛЬНОГО БОЯ.

   По сути, боевое искусство – это искусство боя. Так как бой для бойца – это и сама
жизнь, следовательно, стать мастером он может только преуспев в искусстве жизни.
«Мастеров помахать руками и ногами» развелось как дешевых товаров на рынке –
настоящих Мастеров (или тех, кто уверенно идет к этому) лишь единицы. Мастер – это
мудрый человек, многое познавший в жизни, который не только в совершенстве владеет
своим телом и всевозможными боевыми приемами, но и является своеобразным
воплощением боевого искусства и в повседневной жизни…

   Приобщение к боевому искусству имеет ряд проблем. Одна из них - коммерциализация.
К сожалению, есть люди, которыми движет не любовь к искусству, а личная выгода и
желание заработать как можно больше денег. «Хочешь денег? Тогда зачем тебе
заниматься карате? Иди и организуй клуб с игровыми автоматами и зарабатывай
миллионы», - говорил Масутацу Ояма. Результат зачастую таков: неопытный и
неосведомленный человек попадает в искусственный мир, в котором боевого искусства
на самом деле не существует. За счет чего некоторые «коммерсанты» заманивают
учеников в свои школы? А в какие школы, как правило, охотнее идут люди? В те, где
больше ограничений. В те, где не потеют и сильно не бьют. Большинство не хочет
терпеть боль и сильно утруждаться и охотно верит в то, что можно стать настоящим
бойцом только усердно разучивая ката и отрабатывая удары в воздух перед зеркалом,
ни разу не получив как следует по голове и не пролив свою и чужую кровь на
тренировке. Ведь гораздо проще пребывать в «боевых иллюзиях»: заниматься
своеобразной физкультурой и думать, что это и есть то самое боевое искусство…

   Иногда за искусство боя принимается своеобразное состязание на виду у нескольких
тысяч зрителей - два спортсмена демонстрируют некоторые элементы (самое
эффективное запрещено) техники боевого искусства в течение нескольких раундов.
Коммерция здесь естественна: толпа всегда будет жаждать «хлеба и зрелищ», поэтому
бизнесмены-организаторы будут продолжать зарабатывать на этом деньги. Но для нас
сейчас важно не это. Имеют ли какое-либо отношение подобные состязания к боевому
искусству?

3/8

СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

   Смешивание понятий «боевое искусство» и «спортивное единоборство» - одна из
ключевых проблем приобщения к боевому искусству, которое едино по своей сути и не
должно подразделяться на спортивное и прикладное направления. Оно делится только
на два следующих вида: боевое искусство с оружием и боевое искусство без оружия.

   Так называемое «спортивное направление» связано с соревновательной
деятельностью. В чем ее суть? Довольно часто спортсмены-единоборцы
расплачиваются серьезными травмами в погоне за результатом на ринге или татами. Во
имя чего они выходят на эту «размеченную территорию»? Кому-то это просто нравится,
кто-то таким образом зарабатывает на жизнь, а кто-то участвует лишь в целях
самоутверждения и реализации личных амбиций – порой, это именно то, что заставляет
некоторых упорно тренироваться с утра до вечера и периодически выходить на
спортивную сцену… Можно ли обойтись без соревновательной практики? Почему она
противоречит принципам боевого искусства? Улица – это не сцена, а реальный бой – не
игра по правилам. Обменяться опытом с другими бойцами можно и без вмешательства
судей и восторженных зрительских оваций, не превращая пусть даже и обусловленный
бой в шоу с «судебными разбирательствами». Выявление сильнейшего если и возможно,
то только в реальном бою, хотя и здесь все очень непредсказуемо. Чемпионов в боевом
искусстве не существует - существуют хорошие бойцы. И им не нужно никому ничего
доказывать – они сами прекрасно знают себе цену и не стремятся продемонстрировать
всем свои умения. Подлинному бойцу неизвестно, когда ему в очередной раз придется
испытать себя в реальном бою, и он не знает – победит он в нем или проиграет. Все что
он знает - это то, что он будет драться. И вероятнее всего, победа будет зависеть от
того, КАК он это будет делать – а это уже результат количества и качества его
тренировок. Чем больше они нацелены на поединки по определенным правилам – тем
больше потенциальных неприятных сюрпризов ждет его на улице. Чем больше
ограничений будет забито в его голову – тем меньше вероятность того, что он будет
действовать эффективно.

   Спорт многое дает человеку и не стоит осуждать тех, кто нашел себя в том или ином
спортивном единоборстве; не стоит осуждать тех, кто зарабатывает на жизнь, участвуя
в «боях без правил» или стремится стать чемпионом мира - это их выбор и он
заслуживает уважения. Среди спортсменов-единоборцев есть замечательные Бойцы, но
путь боевого искусства лежит в несколько иной плоскости и лишь частично
пересекается с единоборствами. Повторяю: что человек ищет – то он и находит. Поэтому
должен решать сам, по какой дороге ему идти: «боевое искусство» или «спортивное
единоборство». Одновременного пути нет. Даже с точки зрения техники: ЧТО
тренируешь – ТО и применишь (то, что запрещено на соревнованиях – разве не наиболее
эффективно в реальном бою?), КАК отрабатываешь в зале – ТАК и ударишь на улице
(если, например, привык на тренировке «работать на очки» и лишь обозначать удары –
разве ударишь мощно в реальном бою?).

4/8

СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

   Да, есть бойцы, которые включают в свою подготовку соревновательную практику. Но
делают они это отнюдь не для реализации собственных амбиций, а в целях
своеобразной тренировки. Что ж, если их достоинство и гордость позволяет им принять
участие в боях по каким-то определенным правилам, под присмотром судей и на глазах у
публики – это опять-таки их собственный выбор. В данном случае, соревнование для них
- как лекарство, полезное в определенных случаях, в небольших дозах и не для всех, и
которое имеет свои побочные эффекты при частом «использовании»: серьезные
травмы, формирование неправильных стереотипов ведения реального боя, переоценка
и недооценка своих возможностей и другое… Как же тогда им не превратить это
«лекарство» в яд? Не стоит спешить и «принимать его по назначению опытного врача» нужно решить самому: «когда и сколько» его нужно (и нужно ли вообще)… В отдельных
случаях это допустимо (или просто временно). Но недопустимо смешивать
«несмешиваемое» - спорт и боевое искусство. Искаженное представление о подлинном
карате уже давно превратило его в один из видов спорта, о преимуществах (как и
недостатках) которого можно говорить долго, но не стоит забывать: произошло это
слово от английского «sport» - это сокращение от первоначального английского «disport»
— «игра», «развлечение». «Боевое искусство» и «развлечения» - вещи
несопоставимые…

   Теперь коснемся так называемого прикладного направления. Как правило, его
представляют собой различные системы самозащиты, всевозможные армейские
прикладные системы, направленные для решения конкретных задач реального боя
(например, если упор делается на задержание противника – предпочтение отдается
борьбе). Все это – боевые системы, но никак не боевое искусство. Боевое искусство –
нечто единое целое, которое объединяет в себе своеобразную универсальную боевую
систему (являющуюся лишь прикладной частью) и духовную составляющую…

   В современном мире боевое искусство теряет свою «прикладную» и «духовную» суть.
Разрушить укоренившиеся предрассудки и воссоздать подлинные ориентиры может
только новый вид боевого искусства.

   Боевое искусство – это путь совершенствования бойца. 
   Основные задачи STREETKARATE как боевого искусства:

  Задача №1: духовное совершенствование (укрепление духа и духовного здоровья,
развитие необходимых моральных качеств, постижение жизненных принципов,

5/8

СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

психологическая подготовка и др.).

  Задача №2: физическое совершенствование (укрепление тела и физического
здоровья, развитие необходимых физических качеств, изучение принципов реального
боя, техническая подготовка и др.).

  Физическое и духовное развитие – это два взаимосвязанных направления, только их
гармоничное сочетание позволяет бойцу наиболее прогрессивно совершенствоваться.
Причем именно духовное развитие имеет первостепенную важность: вершин боевого
искусства может достичь только достойный, сильный духом, мудрый, трудолюбивый и
порядочный человек. Сами понятия «победа» и «поражение» в первую очередь важны
именно с духовной точки зрения, ведь «упасть» в Бою физически – не так страшно, как
упасть духом. Что, вообще, представляет из себя непобедимость? Боец становится
непобедимым, не тогда, когда невозможно сломать его руку или ногу, а когда
невозможно сломать его дух! Душа и тело – отнюдь не равноценные понятия.

   Именно на плоды «духовной техники» в бою опирается превозносимая многими
«бойцами» физическая техника: что толку от технического мастерства в реальном бою,
если боец даже ни разу не задумывался о приоритетных ценностях в своей жизни; если
жизнь для него важнее, чем гордость (самоуважение, достоинство, Идея и т.д.); если он
слабо развивал «духовную технику» (смелость, бесстрашие, твердость характера и
т.д.)? Что он тогда покажет в Бою? Только когда на прочный «духовный фундамент»
опирается соответствующая физическая форма (в том числе и необходимые
технические навыки) - боец становится мастером. Если же он преуспел лишь в
физическом развитии и отстал в духовном (достаточно распространенный случай) – то
это уже не вершина развития, а скорее ее противоположность…

   Хотя имеет место и другая крайность, когда люди начинают чересчур увлекаться
всевозможными эзотерическими и медитативными практиками, философствованиями о
смысле жизни и методами вхождения в боевой транс в ущерб «телесной практике». Это
все равно, что пытаться смастерить хороший автомат с холостыми патронами – только
вот какой от него толк? В реальном бою бить будет не терминатор, с которым себя
отожествляют некоторые в своих медитациях, а тот боец, которого ты сделал на
тренировках сам, не только своими мыслями и фантазиями, но и своим потом и кровью.

   Моральные качества бойца отчасти взращиваются именно за счет физической

6/8

СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

закалки. По-настоящему сильное рождается не только в результате упорной духовной
работы над собой, но и в результате физических усилий; не только посредством
преодоления душевной, но и физической боли… В данном случае, физическое –
катализатор духовного… Но и духовное – катализатор физического. Ведь так часто
люди не могут даже заставить себя регулярно тренироваться вследствие отсутствия
достаточной твердости характера и жесткой самодисциплины. А это именно те
моральные качества, развивая которые, мы начинаем более прогрессивно развиваться
физически. Да и вообще: как человек настроен духом – так он и будет развиваться
телом…

   Таким образом, физическое и духовное развитие, помимо всего прочего – это еще и
взаимные катализаторы общего процесса совершенствования. В этом и проявляется
гармоничное сочетание этих двух направлений, одно из которых (духовное) – главное,
так как в отличие от физического не имеет пределов развития…

   Именно гармоничное слияние духовного и физического совершенствований
символизируют две переплетающиеся «запятые» на эмблеме STREETKARATE (также
как и слияние духовной сути с прикладной, слияние понятий «искусство» и «реальный
бой» в боевом искусстве).

   STREETKARATE – это не стиль и не метод подготовки уличных бойцов, это не боевая
система и не система самозащиты. STREETKARATE - это вид боевого искусства,
ИСКУССТВО РЕАЛЬНОГО БОЯ БЕЗ ОРУЖИЯ. Изучая настоящее карате, боец всегда
должен быть готов к настоящему, реальному бою. Где может произойти этот бой?
Везде. Но в большей степени таким местам можно дать одно общее название –
«УЛИЦА». STREETKARATE ориентировано исключительно на реальный бой, бой на
улице – ни о какой спортивной направленности не может быть и речи.

   Почему STREETKARATE – это современное боевое искусство БЕЗ ОРУЖИЯ? Ведь
STREETKARATE ориентировано на реальный бой на улице, а на улице хорошая палка не
помешает, да и противник не всегда безоружен? В переводе с японского, «карате»
означает «пустая рука». Есть «вечное» и самое совершенное оружие – сам человек и его
тело. И есть «преходящее», которое не всегда есть под рукой (является лишь ее
ПРОДОЛЖЕНИЕМ, да еще и не всегда разрешено и удобно в ношении), ведь можно
десятки лет изучать арнис де мано (боевое искусство филиппинцев, представляющее из
себя бой одной или двумя палками в руках), только вот «волшебной палочки» в
подходящий момент может не оказаться в руках… Самурайские мечи уже неактуальны актуально огнестрельное оружие, актуален нож… но не бамбуковые шесты с нунчаками

7/8

СУТЬ STREETKARATE. Часть I. Боевое искусство [дополненная версия]

и не средневековые мечи и копья со стрелами… Оружие боевого искусства, прежде
всего – это сам человек, духовная основа фундаментальна – на ней уже держится
прикладная часть, ведь какая разница насколько вооружен трус – если он все равно,
скорее всего, убежит? Оружие становится по-настоящему опасным только в руках
опасного человека. При этом грамотно им владеть можно только научившись владеть
своим телом: режет противника нож, но осуществляет порез рука, которая этот нож
крепко сжимает – техника боевого искусства с оружием основывается на технике
боевого искусства без оружия. Следовательно, БОЕВОЕ ИСКУССТВО БЕЗ ОРУЖИЯ
ПЕРВИЧНО. STREETKARATE, в своей прикладной части, ставит своей задачей самую
важную и приоритетную часть подготовки к реальному бою – использование в качестве
оружия свое собственное тело. При этом ВСЕГДА надеяться на свое «безоружное
тело» - глупо, обойтись в некоторых ситуациях без того или иного «приспособления» –
практически невозможно, такое под силу только голливудским актерам в комедийных
боевиках. Оружие необходимо в целях более эффективного ведения боя посредством
увеличения поражающих факторов, оно незаменимо в ситуациях того или иного
превосходства противника (например, численного) и способно в определенной мере
компенсировать собственные физические, технические, психические и другие «слабые
места» в ходе реального боя на улице. Поэтому тренировки с оружием (в первую
очередь с ножом и легальным огнестрельным) очень даже приветствуются. Но они не
относятся к STREETKARATE, а лишь являются хорошим (и даже необходимым!) к нему
дополнением.

   Почему в STREETKARATE используется именно слово «KARATE», впервые
прозвучавшее много веков назад, ведь современный мир – не древняя Окинава? Да
потому что есть вещи и принципы, которые неизменны и проникают через века. Это и
своеобразная дань уважения мастерам прошлого, которые собирали боевое искусство
по крупицам и совершенствовали его на протяжении веков, разрабатывали все приемы,
которые остаются теми же и воплощали в себе философию боевого искусства. Они
передали его нам не только для того, чтобы мы его сохранили, но и для того чтобы оно
продолжало развиваться дальше.

   Основополагающие принципы боевого искусства неизменны, как бы их не пытались
исказить и как бы ни пытались от них избавиться. Настоящее карате находит только
тот, кто его по-настоящему ищет!

Владислав Толстов

8/8