• Название:

    Почему я православный (Краткая история Правос...

  • Размер: 0.29 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении/Abuse

    3 благословения Преосвященного Епископа Мукачiвського i Ужгородського
    ЕВФИМIЯ

    ПОЧЕМУ Я - ПРАВОСЛАВНЫЙ
    (Коротка iсторiя Православноi вiри на Закарпаттi)

    Мукачiвсько Ужгородська Православна Епархiя 1992 рiк

    Передруковано видання, випущене в 1934 році типографією приподобного Іова Почаевського
    во Владиміровой у Сведника, Ч. С. Р.

    ПОЧЕМУ Я ПРАВОСЛАВНЫЙ?
    БЕСІДА ПРАВОСЛАВНОГО ХРИСТИАНИНА О ХРИСТОВОЙ ВІРІ
    «Мы ни на кого не воюемо, точію своих чужим не пущаем».
    (Ієрей Михаил Росвиговскій).
    Уніаты часто обращаются ко мні с вопросом: почему я православный? Почему я не хочу
    быть уніатом? Почему я не хожу в уніатскую церковь, но держуся своей православной
    восточной Христіанской віры?
    Уніаты часто говорят мні: между уніатским и православным Богослуженіем ніт различія. И
    православные и уніатскіе священники совершают службу Божію одинаково, по тім самым
    церковным книгам. И православные и уніаты одинаково молятся, говорят ті-же самыя
    молитвы: Отче наш, Царю небесный, Святый Боже, Богородице Діво, Вірую.
    И православные и уніаты одинаково держат наши русскіе праздники и одинаково поют в
    церкви: Рождество Твое, Христе Боже наш; Во Іордані крещающуся Тебі, Господи; Покаянія
    отверзи ми двери, Жизнодавче; а на Великдень такими самыми словами славят Воскресшаго
    Господа: Христос Воскресе!

    Уніатскіе храмы не отличаются от православных церквей: в них есть иконостас, образы
    Спасителя, Пресвятой Богородицы, Іоанна Крестителя, святителя Николая. И православные
    и уніаты одинаково почитают русских святых: просвітителя Руси св. Владиміра, князя
    Кіевскаго, преподобных Антонія и Феодосія Печорських и других святих.
    На православных и на уніатских священниках такія самыя ризы. Только православные
    священники носят бороду и долгіе волосы, а уніатскіе священники бритвятся и стригутся.
    (Но не так давно и уніатскіе священники носили бороду и волосы).
    Словом, и уніаты — не папиши (не папиштаки), не западные католики, а восточные
    христіане, как и православные.
    Так что же разлучает православных и уніатов?
    Почему православные от уніатов отділяются? Почему православные и уніаты не одна віра,
    а дві віры?
    Такіе и подобные вопросы я слышу постоянно, каждодневно от уніатов. И на сiи вопросы я
    хочу дать отвiт. Я хочу, чтобы каждый наш брат унiат познал то, почему мы православные
    христiане, не хочем и не можем быть унiатми.
    Апостол Павел говорит: «горе мi, если не благовiствую» (I Коринф. 9:16). Так и я хочу
    сказать нашим братьям унiатам о нашей вipi.
    И в другом мicтi говорит апостол: «Ибо мы не себя проповiдуем, но Христа Iисуса, Господа;
    а мы рабы ваши для Iисуса (II-е Коринф 4, 5).

    1. BIPA ХРИСТОВА ПРОИСХОДИТ С ВОСТОКА
    То знает каждый, что вiра Христова имiет свое начало и свой корень на Востокi. Начало
    вiры Христовой — в Iерусалимi и во святой землi. Там жил и учил Господь наш Iисус
    Христос, там начали свою проповiдь апостолы. Из Iерусалима проповiдь вiры Христовой
    расширилася по всему свiту.
    Начало имени христiанскаго было тоже на Востокi, в Антюхiи. О сем так писано в Дiянiях
    Апостольских: «И ученики в Антюхiи в первый раз стали называться «христiанами» (Дiянiй
    11, 26).
    Но никто о том не слышал, чтобы начало и корень вiры Христовой были на западi, в Римi
    или в Парижi, или индi на западi.
    В тропарi на праздник Рождества Христова поем: «Тебе вiдiти с высоты Востока и Тебi
    кланятися Солнцу Правды». Сiи слова сказаны об Iисусi Христi, рожденном на Востокi и с
    Востока сіяю щем на цiлый свiт, всiм народам.
    Пророк Исаiя в своем пророчествi Самого Господа Iисуса Христа называет Востоком. О том
    поется на утрени в ирмосi пятаго гласа:
    «Icaie, ликуй. Дiва имi во чревi и роди Сына Еммануила, Бога же и Человiка. Восток имя
    Ему, Егоже величающе, Дiву ублажаем».
    Потому мы и молимся на Восток, и храмы наши обращены на Восток, а не на темный
    запад. Ибо Восток есть имя Господа нашего Iисуса Христа.

    2. РУССКИЙ НАРОД ПРИНЯЛ ВIРУ ХРИСТОВУ С ВОСТОКА
    Из книги исторш знаем, что Русскiй народ принял вiру Христову с Востока, а не с Запада.
    Русскiи народ принял вiру Христову восточную от греков, а не западную от римлян. То
    значит, что русскiи народ свою вiру держал и держит так, как вiровали i вiруют на Востокi: в
    Iерусалимi, в Антюхiи и у греков.
    Русскiй народ принял вiру Христову в 988 году, то есть, от того времени минуло уже
    около тысячи лiт. В то время управлял русским народом князь Кiевскiй, Святый Владимiр.
    Сперва русскiй князь был поганин, (язычник), и русские люди были погане. Но Владимiр
    задумал оставить поганство и хотiл принять лучшую вiру.
    К русскому князю Владимiру приходили проповiдники от многих вiр и народов. Пришли
    жиды и предлагали свою вiру. Но Владимiр ix вipy не принял и сказал: «хочете, чтобы и на

    нас Бог прогневался и разсiял по всему свiту, как Он разсiял вас?» Пришли магометане и
    предлагали свою Bipy. Но их вiру Владимiр не принял. Пришли западные католики (папиши)
    от римскаго папы. Но и их вiру Владимiр не принял и сказал: «отцы наши не принимали
    вашей вiры!».
    Потом князь Владимiр послал по всему свiту своих послов чтобы они посмотрiли сами,
    которая вiра лучша из всiх. Они пришли и сказали: «нигдi нiт такой вiры, как у греков. Когда
    мы были на богослужении в Константинополi (главном городi греческом), в храмi Святой
    Софiи— премудрости Божiей, то мы не знали, гдi стоим: на небi или на землi».
    Сiю Bipy Христову восточную принял от греков Св. Владимiр, князь Кiевскiй. Сiю вiру
    принял потом и весь русскiй народ, сперва в Kieвi, а потом по всей Русской Землi.
    Сiю вiру Христову восточную русскiй народ держал свято и хранил нерушимо во Bci
    времена.
    3. ПОЧЕМУ BIPA ХРИСТОВА ВОСТОЧНАЯ НАЗЫВАЕТСЯ
    ПРАВОСЛАВНОЙ ВIРОЙ?
    Bci мы слышим в церкви, на службi Божiей, слова священника: «и Bcix вас православных
    христiан да помянет Господь Бог во царствiи Своем». Также в концi вечерни поется:
    «Утверди, Боже, святую православную вiру, православных христiан во вiк вiка».
    Так писано в наших восточных церковных книгах.
    Почему Христова вiра восточна называется в наших церковных книгах православная вiра?
    Православная значит столько, как правая, истинная, неискаженная вiра. Православные
    христiане значит правовiрные христiане, то есть, христiане, держащix правую, истинную
    вiру Христову.
    Уже от времен апостольских появлялися лжеучителя, которые сiяли между христiанами
    ложныя неправдивыя ученiя. Сiи лжеучители (или еретики) исказили вiру Христову: они
    учили не так, как учили апостолы. Их вiра была ложная вiра.
    Появленiе лжеучителей предсказал Сам Господь наш Iисус Христос: «и мнoгie
    лжепророки востанут и прельстят многих» (Матф. 24,11).
    В отличiе от ложной вiры (или ереси) истинная вiра Христова называется православной.
    Сiю истинную вiру Христову проповiданную апостолами, истолковали и изложили Св.
    Отцы в своих писанiях и утвердили на семи вселенских соборах.
    Haпримip, в правилi 7-м Второго вселенского собора читаем:
    «Присоединяющихся к православiю и к части спасаемых еретиков прiемлем по слiдующему
    чиноположенiю и обычаю... запечатлiвая то-есть, помазуя святым миром вопервых чело,
    потом очи и ноздри, и уста, и уши».
    Тут истинная вipa Христова, в правил; второго вселенскаго Собора, называется православiе,
    то-есть, npaвовipie.
    Третiй вселенскiй собор своим 3-им правилом опредiлил: «Вообще повелiваем, чтобы
    единомудраствующiе с православным и вселенским собором члены клира, отнюдь никаким
    способом, не были подчинены отступившим или отступающим от православiя епископам».
    Тут 3-iй вселескiй собор называет себя православным собором, а истинную Bipy Христову
    называет подобно же православiем.
    Православный христiанин есть тот, кто вiрует так, как проповiдали апостолы и как
    научили вселенскiе соборы и святые Отцы.

    4. ЧТО ЗНАЧИТ УНIЯ?
    В церковных книгах не находим сего слова «унiя». На богослуженiи в церкви тоже не
    слышим того слова. Унiатскiе священники говорят так: «и всiх вас православных христiан, а
    не говорят «и вcix вас унiатских христiан». Не поют также в унiатских церквах: «утверди,
    Боже, святую унiатскую вiру», но поют: «утверди, Боже, святую православную вipy,
    православных христiан во вiк вiка».
    Cie слово «унiя» стало извiстным между нашим народом недавно. Прежде, до войны,_наш
    народ ничего не слышал об «унiи». Откуда же происходит cie слово,и что оно значит? Слово
    «унiя» есть чужое, латинское слово и значит «соединенiе». Унiей называется вipa тiх наших

    братьев, которые молятся по восточному, богослуженiе имiют восточные и праздники
    держат восточные, pyccкie. Но в вipi и в своем священствi сiи наши братья унiаты соединены
    с западными католиками (папишами) и подчинены Риму, римскому папi.
    Такое соединеше восточной церковности с западом, с Римом, с католиками называется
    унiя.
    Прежде никто не знал между нашим народом об унiи. Но теперь унiaтскie священники
    усиленно говорят в своих проповiдях о том, что унiаты и католики (папиши) суть едино,
    имiют одну Bipy и принадлежат к одной западной церкви. Различiе меджу ними только в
    том, что унiаты имiют молитвы, богослужеше и праздники восточные, а католики (папиши)
    имiют молитвы, богослужеше и праздники западные (латинскiе).
    У унiатов все видимое в церкви: церковная служба, устройство храма, церковные книги,
    ризы — восточные, но управляет унiатами римскiй папа. Унiатское духовенство назначается
    из Рима и Риму подчинено. Унiатскаго епископа назначает римскiй папа, а посвящает латынскiй (папишскiй) епископ с одним или с двумя унiатскими епископами.
    Из сего видно, что унiаты хотя сохраняют восточный обряд, восточное богослуженiе и
    праздники, но принадлежат не к Восточной, а к Западной Церкви.
    Св. Апостол Петр в своем 2-м Посланiи пишет: «кто кому повинуется дiлами, тому есть и
    рабом» (2 Петра 2, 19). И апостол Павел говорит: «Не вiсте ли, яко емуже представляете себе
    рабы в послушаше, рабы есте егоже послушаете, или rpixa в смерть, или послушанiя в
    правду» (Римл. 6, 16).
    Дармо унiаты говорят, что они не папиши, не католики, а восточные христiане.
    Унiаты повинуются римскому папi вiрой и дiлами, как своему начальнику и главi церкви.
    А потому унiаты принадлежат не к Восточной, а к западной латинской Церкви.

    5. ОТКУДА ПРОИЗОШЛА УНIЯ?
    Унiя произошла у нас оттого, что наш русскій народ на Карпатах находился около 1000 лiт
    под чужой, мадьярской властью и 400 лiт под властью нiмцев, австрiйських царей, врагов
    православной вiры и Восточной церкви.
    Мадьяры суть католики (папиши) и кальвины, а австрiйскiе цари были католики. Мадьяре,
    а еще больше австрiйскiе цари не терпiли православной Христовой вiры. Они старалися о
    том, чтобы русскiй народ на Карпатах от своей восточной православной вiры отступил и
    чтобы принял вipy западную, римскую (папишскую).
    Но Русскiй народ твердо держался Православной Кафолической Восточной Церкви,
    хранил православную Христову Bipy и отступать от нея не хотiл. Тогда римскiе католики
    придумали унiю.
    Они нашли отступников (предателей) между православным духовенством. Они подкупили
    (подплатили) мукачевского епископа Василiя Тарасовича, и он тайно от народа подписался
    на унiю (на соединенiе с Римом). То было в 1640 году.
    Однако, Тарасовичу не удалось завести унiю Православный народ и духовенство узнали о
    предательствi его, и он был отстранен от епископства и изгнан из Мукачева.
    Тогда за дiло унiи принялася богатая землевладiлица в Ужгородi Анна Другет. Она
    призвала в Ужгород двух унiатских монахов из Польши, Парфенiя Петровича и Гаврiила
    Кошовича, чтобы они склоняли православных священников Ужгородского края к принятию
    унiи.
    Сiи унiатскiе монахи из Польши ходили по Ужгородському краю между священниками и
    всякими способами склоняли их к тому, чтобы они подписалися на унiю. За то Анна Другет
    обiщала священникам земныя блага и великiя милости от себя, от римского папы и от
    австрiйского царя.
    Долго ходили сiи унiатскiе монахи-изводители между священниками, но только 63
    священника согласились на отступлеше от православной Христовой вiры i на принятiе
    римской уни. Сих 63-х священников Анна Другет призвала в Ужгород, в Ужгородсюй город
    (замок).
    В 1646-ом году от 63 священники сошлися в латинской (папишской) церкви в
    Ужгородском замкi, тайно от народа, отступили от православной вiры и подписалися на
    унiю. Они присягнули на вiрность римскому папi перед Анной Другет и ея братом,

    латинским (папишским) ягерским епископом Георгiем Якушичем.
    За свое отступничество от православной Христовой Вiры сiи 63 священника требовали ce6i
    плату (награду): чтобы их освободили от панщины (от подданства землевладiльцам), чтобы
    дали им такiя права и плату, какiя имiли латинскiе (папишскiе) священники.
    За отступленiя от вiры католики папиши) платили и много обiщали, а попы - отступники
    лакомилися на гроши и обiщанiя.
    Так за земныя блага, за iудиных 30 серебряников была продана православная Христова
    вipa католикам и римскому папi тайно от православнаго русского народа.
    Так началася унiя между русским народом в Карпатской Руси. От начала унiи прошло 288
    лiт.
    Святый Iоанн Златоустый говорит: «Презрим богатство да не презрим душу». Но
    отступившим от вiры измiнникам земныя блага и милость панов были лучше. чiм правда
    Христова и спасенiе.
    Пророк Божiй Моисей говорит: «Дары ослiпляют умные очи человiкa» (Второзаконiе 16,
    19). Так и отступники-попы унiаты ослiпiли свои очi желанiем земных благ.
    Псалмопiвец Давид говорит: «благ мнi закон уст Твоих, паче тысяч злата и сребра»
    (Псалом 118, 72. Но iзмiнники унiатскiе попы возлюбили больше золото и серебро, чiм закон
    своей православной Хрiстовой вiры.
    Исполнилися слова св. апостола Иуды: «Горе им, потому что идут путем Каиновым,
    предаются обольщение мзды, как Валаам» (Iуды 1,11). Измiнники вiры Христовой за мзду, за
    плату отступивши сами от православной Христовой вiры, за собою должны были повести
    путем Каиновым и своих духовных дiтей, православных русских людей на Карпатах, повести
    в погибель, в ярмо римское.
    Народ об унiи не знал. Большая часть православных священников о том тоже не знали.
    Священников было тогда в, Мукачевской епархiи около 1100, а отступили от православной
    Христовой вiры на унiю только 63 священника за земныя блага.
    Мысль католиков была та, чтобы священники тайно подписалися на унiю, а народ чтобы о
    том ничего не знал. Для сего богослужение в унiи было оставлено восточное, церковныя
    книги и ризы были оставлены восточныя. Народ не знал, что отступники от вiры Христовой,
    священники-унiаты, продали православную, Христову вiру и ведут его за собой в римскiй
    блуд, из восточной Церкви в западную римскую (папишскую) вipy.
    Русскiй народ в Карпатах должен был незамiтно, сам того не зная, стать из православнаго
    унiатским, из восточного христiанскаго — западным, соединенным с папишами
    (католиками) и подчиненным Риму.

    6. БОРЬБА МЕЖДУ ПРАВОСЛАВИЕЙ И УНIЕЙ
    За православную вiру против унiи началася между нашим народом борьба. Борьба сiя
    продолжается между нашим народом больше, чiм 100 лiт.
    Предатель православной вiры Христовой, Василiй Тарасович, был от епископа отстранен,
    и на его мiсто был выбран другой епископ, Iоанн Доробратовкiй. Послi смерти Iоанна
    православным епископом мукачевским был избран (в 1651 году) владыка Iоанникiй, великiй
    борец за православную Bipy Христову. Он был родом из Мстичева и происходил из
    дворянскаго семейства русских землевладiльцев Зейканов.
    Против православнаго епископа Iоанникiя католики поставили унiатским епископом
    унiатскаго монаха из Польши Парфенiя Петровича. Парфенiй Петрович жил в Ужгородi, при
    дворi Анны Другет. Анна Другет дала унiатскому епископу Парфенiю Петровичу в
    Ужгородi невеликiй домик, и там Парфенiй Петрович жил из милости Анны Другет.
    Однако, в 1664-том году епископ Iоанникiй был насильно изгнан из Мукачева и на
    мукачевском епископском престолi католики (папиши) посадили отступника, унiатскаго
    епископа Парфенiя Петровича.
    Православный владыка Iоанникiй, изгнанный из Мукачева, переселился в монастырь
    Мстичевскiй и оттуда управлял православным народом до своей смерти (до 1686 года). А
    унiатскаго епископа Парфенiя Петровича постигла карающая рука Божiя, ибо не успiл он
    вступить в Мукачево, как вскорi и умер.
    Между унiатами стал великiй безпорядок. Послi смерти Парфенiя Петровича унiатскими

    епископами были всякiе чужiе люди: Iосиф Волошиновскiй з Тернавы в Польшi, грек
    Маврокордато и другiе. Маврокордато даже не разумiл по-русски ни слова, и свои посланiя
    писал по-мадьярски. Сiи унiатскiе владыки не жили в Мукачевi, ибо боялися народа, и
    переходили с мiста на мiсто.
    Унiя начала распадаться. Унiатскiе попы, отступившiе от православной вiры за земные
    блага, никого и ничего не боялися: женилися по два и по три раза.
    О том писал еще в то время (в 1691-ом году) благочестивый iepeй Михаил Росвиговский:
    «Пастырiе виновни суть, а не стадо, погибшое от волков, губящих е. Исполняют, что хотят, а
    не что пастырем заповiдает Пресвятой Дух. Унiатове о овцах не дбают, бо волцы, апостолом
    Павлом написанi», самых пастырей, священников, и протопопов и роспопов прожерли не
    плоть, но душу их».
    Исполнилися слова пророка Iезекiиля: «И разсiяша овцы Моя всякому мимоходящему, и
    сами себе даша слiпотi, хромотi и безумiю, и нищитi» (Iезекiиля 34, 5-6).
    Вскорi на епископском престолi в Мукачевi опять сiл православный епископ. То был
    владыка Мефодiй Раковецкiй, который был избран послi смертi владыки Iоанникiя.
    Православные христiане вернули ceбi епископски престол в Мукачевi, но не надолго. Ибо
    в 1690 году произошло второе изгнанiе православного владыки из Мукачева.
    Новый унiатскiй епископ Iосиф Декамелис был родом грек, присланный из Рима. Он начал
    страшный гоненiя против православных христiан и православной вiры. В сих гоненiях
    главным помощником его был дебрецинскiй протопоп Исаiя.
    Однако, и унiатскiй епископ Декамелис не долго остался в Мукачевi. В Биксадi был убит
    мучитель народа, протопоп Исаiя от руки разбойника Шугая, и вскорi послi того и сам
    Декамелис бiжал из Мукачева (в 1703 году) и кончил свою жизнь около Пряшева.
    7. IЕРЕЙ МИХАИЛ РОСВИГОВСКIЙ, ИСПОВIДНИК И ДУХОВНЫЙ
    ПИСАТЕЛЬ
    Примiром того, как наши предки боролися и страдали за свою вipy, да послужит нам
    исповiдник и страдалец за православную вipy Христову, iерей Михаил Росвиговкiй.
    Он родился в 1639 году и происходил из Росвигва (близь Мукачева). Еще когда он был
    хлопце, его взяли на обучеже унiаты. Михаил учился в Братиславi и Тернавi в латинских
    школах и стал унiатом. Потом был унiатским священником.
    Но Михаил не вiрил слiпо тому, чему научили его в школi. Михаил знал слово Христово:
    «Изслiдуйте писанiя» (Iоанна 5,39). Он видiл борьбу между старой вiрой православной,
    восточной, и новой вiрой унiатской,