• Название:

    Нравы мусульманина Часть первая

  • Размер: 11 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении/Abuse

    Камаль Эль Зант

    НРАВЫ МУСУЛЬМАНИНА
    Часть первая

    Одобрено муфтием РТ,
    Исхаковым Гусман хазратом

    

    Камаль Эль Зант. Нравы мусульманина

    Предисловие

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
    Всевышний Аллах указал на то, что Его пророк является
    прекрасным примером для верующих:
    (21). В Посланнике Аллаха был прекрасный пример
    для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний День
    и премного поминает Аллаха.(33:21)
    Поэтому мы, мусульмане, должны стараться быть похожими на пророка Мухаммада, Аллах , как внешне, так и
    нравственно, ведь Всевышний Аллах хвалил Своего пророка
    из-за его великого нрава:
    (4). Воистину, твой нрав превосходен.(68:4)
    И Мухаммад, Аллах , сказал: «Меня воспитал мой Господь и Он это прекрасно сделал».
    Исходя из этого мы считаем, что книга «Нравы мусульманина» в своей первой части является важной и актуальной, поскольку она помогает ознакомлению с главными
    нравами, на основании которых мусульманин строит свои
    отношения как с Всевышним Аллахом, так и с людьми. И,
    надеемся, что серия будет продолжена.
    Данный труд также достоин внимания, потому что
    затрагивает общечеловеческие проблемы нравственности,
    воспитания и духовного развития.
    Важно отметить, что материал от начала до конца подкреплен выдержками из Корана и Сунны пророка, Аллах , а
    также обогащен притчами и примерами из повседневной
    жизни, что дает возможность читателю более осознанно
    воспринять материал, учитывая реалии современной жизни
    с ее пороками и проблемами.
    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    Нравы мусульманина

    

    Данный материал может быть рекомендован для широкого круга читателей, в том числе для имамов на проповедях, для преподавателей и учащихся духовных учебных
    заведений, а также для всех интересующихся основами ислама,
    его ценностями и вопросами исламской этики.
    Председатель ДУМ РТ,
    Муфтий Гусман хазрат
    Исхаков

    Камаль Эль Зант. Нравы мусульманина

    

    Рецензия

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
    В чем заключается смысл всех небесных религий, которые
    были даны великим пророкам от Адама до Пророка Мухаммада, Аллах ? Смысл их в том, чтобы исправить нравы как каждой
    личности в отдельности, так и общества в целом. Именно для
    этого были посланы пророки, чтобы быть для людей примером нравственного поведения и для того, чтобы объяснить откровения Всевышнего Аллаха.
    Мы видим из истории, как целые народы были погублены
    из-за своего невежества, как были уничтожены целые цивилизации из-за потери нравственных ценностей. К таким народам
    можно отнести народ Лута, цивилизацию Майа, народ Фараона и т.п.
    Сегодня, хотя и живем в технически развитом и информационно оснащенном ХХI веке, мы с такой же скоростью отдаляемся от нравственных истоков, от учений пророков. Происходит духовно-нравственное разложение общества. Семьи
    распадаются, дети оказываются брошенными на улицу. Пожилые наши родители никому не нужны.
    К счастью, сегодня общество много об этом говорит,
    средства массовой информации много пишут, рассказывают, и
    данная проблема обсуждается на самых высоких уровнях.
    Исламские нормы нравственного поведения являются
    большим вкладом как в деле воспитания общества, так и подрастающего поколения. Поэтому считаю, что книга доктора
    Камаля Эль Занта «Нравы мусульманина» с использованием
    доказательств как из Корана и Сунны, так и логических рассуждений, будет полезна для мусульман, которые хотят и стараютлагословит его
    да б
    и приветствует

    Нравы мусульманина

    

    ся улучшить свой нрав, а также и для всех читателей, которые
    хотят понять ислам не только по тому, как «о нем говорят», а
    чисто с внутренней и глубоко нравственной стороны.

    Имам мечети «Кул Шариф»
    Председатель Совета
    Улемов ДУМ РТ
    Рамиль хазрат Юнусов

    

    Камаль Эль Зант. Нравы мусульманина

    От автора

    Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!
    Хвала Аллаху, который дал мне возможность еще раз
    встретиться с вами и рассказать вам о полезном.
    Я считаю, что данная книга «Нравы мусульманина» является продолжением предыдущей книги «Расскажи мне о вере»,
    так как мы уже выяснили, что вера – это убеждение сердцем,
    признание языком и подтверждение делами. И, как раз, нравы
    и поведение мусульманина подтверждают его убеждения и являются зеркалом его веры.
    Тема нравов очень актуальна на сегодняшний день, потому что:
    Во-первых, в век интернета и спутникового телевидения
    мир стал маленькой деревней, и это облегчает влияние разных
    культур на нас, что порой бывает трудно различить в этом потоке информации хорошее от плохого. Поэтому мы нуждаемся
    в руководстве, на основании которого могли бы различать хорошее от плохого и беречь себя от чужих мировоззрений.
    И нам, мусульманам, ходить далеко не надо, так как мы
    имеем Коран и изречения пророка, Аллах , в которых есть объяснение всего и четко указано, как нам вести себя в разных жизненных ситуациях, вплоть до, казалось бы, мелочей.
    Во-вторых, к сожалению, многие из нас, мусульман, подходят к изучению различных разделов религии (история, вероисповедание, Коран и изречения пророка, Аллах , религиозные
    обряды и межличностные отношения и т. д.) чисто академически. Поэтому, когда мы изучаем историю (например, пророков, сподвижников Мухаммада, Аллах ), нас волнуют только исторические события без извлечения из них жизненных уроков.
    А при изучении религиозных обрядов мы обращаем внимание
    только на порядок их совершения, не думая, как эти обряды
    должны нас изменить. И очень часто мы наблюдаем такое явлагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    Нравы мусульманина

    

    ление, когда мусульманин по своей внешности полностью соответствует шариату, а по своему поведению и отношению с
    людьми он очень далек от шариата.
    Материал нашей книги взят в основном из так называемой энциклопедии по нравам, составленной группой ученых
    на основании Корана и изречений пророка, Аллах , и высказываний сподвижников и известных ученых ислама, состоящей
    из одиннадцати томов.
    Хочется выразить свое признание и свою благодарность
    муфтию Гусману хазрату за его отзыв и Юнусову Рамилю хазрату и Зиннурову Рустему хазрату за их содействия. Дай Аллах
    им всем больше сил и возможностей для продолжения своей
    службы на пути распространения ислама и улучшения состояния мусульман.
    Так же хочу поблагодарить сестру, которая внесла стилистические поправки, для того, чтобы книга стала более грамотной и доступной для понимания, и всех, кто способствовал
    изданию данной книги.
    Как вы заметили, это лишь первая часть, в которой говорится о фундаментальных нравах мусульманина и о некоторых
    противоположных им плохих качествах, и по воле Аллаха мы
    дальше продолжим разговор о других нравах.
    Дай Аллах, чтобы эта книга оказалась по Его Милости
    полезной для вас, а если вы найдете в ней какие-либо недостатки, то это по моей вине. Поэтому заранее прошу прощение у
    Аллаха и ваши извинения.
    лагословит его
    да б
    и приветствует

    Общие вопросы

    Общие вопросы

    

    Важность благонравия

    К сожалению, некоторые мусульмане любят делить религию на важные и неважные вопросы, якобы, для них самое
    главное и важное – это акыда (вероубеждение), а нравственность не имеет принципиально важного значения. Для других
    более важно быть идеологически развитым мусульманином,
    разбираться в политике и т.д.
    На важность благонравия указывают:
    1) Конечно, вероубеждение – это фундамент нашей религии, без которого нельзя её строить, но вероубеждение и
    нравственность тесно связаны, так как истинная вера не должна остаться в душе, а должна влиять на поведение и нравственность человека. И на эту связь указывают следующие изречения:
    • Мухаммад, Аллах , сказал: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, не причиняет вреда своему соседу,
    и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний День, оказывает хороший прием своему гостю, и пусть тот, кто верует
    в Аллаха и в Последний День, говорит благое или хранит
    молчание».
    • Мухаммад, Аллах , сказал: «Самая совершенная вера
    (акыда) у того мусульманина, у которого самый совершенный
    нрав». В этом же изречении Мухаммад, Аллах , продолжает: «И
    наилучшие из вас – это те, кто наилучшим образом относятся
    к своим женам».
    • Мухаммад, Аллах , сказал:
    – Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует! Клянусь Аллахом, не уверует!
    Его спросили:
    – Кто, о посланник Аллаха?
    Он сказал:
    – Тот человек, сосед которого не находится в безопасности от его зла.
    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    10

    Камаль Эль Зант. Нравы мусульманина

    Значит, наши нравы – это зеркало нашей веры, и если
    вера – это фундамент, а нравы – это стены, то по трещинам
    стен мы можем узнать о слабости фундамента. Другими словами, если наши нравы не на должном уровне, мы должны, в
    первую очередь, искать причину этого в нашей вере. И хочется
    сказать, что сподвижники пророка, Аллах , не делили религию
    на важные и неважные вопросы и всему уделяли должное внимание, так как нам повелено принимать религию полностью,
    подобно тому как для того, чтобы построить хороший дом, нужен не только фундамент, и для того, чтобы сделать хорошую
    дверь, нужно не только дерево.
    2) Мухаммад, Аллах , уделял большое внимание вопросу
    нравов. Даже есть такие изречения, ссылаясь на которые можно считать, что благонравие занимает одну из главных частей
    нашей религии.
    В одном изречении пророк, Аллах , говорит: «Религия –
    это благонравие». В другом изречении посланник, Аллах , сделал благонравие одной из главных миссий своего пророчества.
    Мухаммад, Аллах , сказал: «Я был послан для усовершенствования великих нравов». Пророк, Аллах , послан, чтобы показать,
    как мусульманин должен себя вести в нравственном отношении.
    3) Во многих изречениях говорится о том, что благонравие – это источник самых больших вознаграждений:
    • Мухаммад, Аллах , сказал: «Нет ничего тяжелее на весах (в Судный День), чем благонравие». Самое тяжелое дело на
    чаше вознаграждения – это великий нрав. Там же: «И поистине, Аллах ненавидит произносящего непристойные и дурные
    слова».
    • В другом изречении Мухаммад, Аллах , подчеркивает:
    «Поистине, верующий достигает из-за благонравия уровня молящегося и постящегося». Речь не идет о том, что благонравие
    превосходит пятикратную молитву и обязательный пост в Ралагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    Общие вопросы

    11

    мазане или заменяет их. Здесь имеется в виду дополнительные
    молитвы и пост вне Рамазана. Благонравие дает такой уровень,
    которого достиг тот, кто много читает желательные молитвы и
    много держит желательный пост.
    • Когда Мухаммаду, Аллах , задали вопрос: «Из-за чего
    люди больше всего попадают в Рай?» Он сказал: «Из-за двух:
    из-за богобоязненности и благонравия». И его спросили: «Изза чего люди больше всего попадают в Ад?» Он ответил: «Из-за
    двух: из-за языка и из-за половых органов».
    • Мухаммад, Аллах , сказал: «Поистине, наилюбимые из
    вас для меня и наиблизкие ко мне в Судный День – это те, у
    которых наилучший нрав». Разве мы не хотим быть близкими
    пророку и быть самыми любимыми для него?! «И самые далекие и самые ненавистные мне – это пустословящие и высокомерящие под предлогом знания (он ничего не знает, но пускает
    пыль в глаза и любит унижать окружающих, демонстрируя их
    незнание)».
    • Мухаммад, Аллах , сказал: «Я ручаюсь за дом в окрестностях Рая для того, кто станет отказываться от споров, даже
    если и будет прав, (и я ручаюсь) за дом посреди Рая для того,
    кто не станет лгать даже в шутку, (и я ручаюсь) за дом в верхних
    пределах Рая для благонравного». В Судный День благонравный человек придет к Мухаммаду, Аллах , и скажет: «Где мой
    дом?» Пророк, Аллах , – страховщик этого дома, он гарантирует
    дом на вершине Рая для того, кто благонравен.
    И даже благочестие было определено именно через благонравие. А благочестие – это все, что является хорошим.
    • Однажды к Мухаммаду, Аллах , пришел один сподвижник. Еще до того, как этот сподвижник задал вопрос, Мухаммад, Аллах , сказал:
    – Ты пришел спросить меня о благочестии?
    – Да, о посланник Аллаха.
    – Благочестие – это благонравие. Мерзость – это то, что
    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    12

    Камаль Эль Зант. Нравы мусульманина

    кипит у тебя в груди, и ты не желаешь, чтобы люди узнали о
    нем.
    Это человеческое естество, с которым он создан. Аллах
    Субханаху ва Тагаля создал нас чистыми. И эта чистота колет
    его, когда он хочет сделать что-то плохое. Если ты смотришь
    по сторонам: не видит ли тебя кто-то и сердце бьется – знай,
    что ты делаешь плохое.
    4) Одна из целей религиозных обрядов – улучшение нрава.
    • Молитва.
    Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:
    (45). Читай то, что внушено тебе из Писания, и совершай намаз. Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее, и Аллах знает о том, что вы совершаете. (29:45)
    Не может быть, чтобы ты выполнял пятикратную молитву
    и оставался грубым, или продолжал сквернословить. Если молитва не влияет на тебя, то проверь, что ты делаешь: молишься
    или занимаешься гимнастикой.
    • Закят.
    Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:
    (103). Бери из их имущества пожертвования, чтобы
    ими очистить и возвысить их. Молись за них, ибо твои молитвы – успокоение для них. Воистину, Аллах – Слышащий,
    Знающий. (9:103)
    От чего очиститься? От жадности, от зависти.
    • Пост.
    (183). О те, которые уверовали! Предписан вам пост,
    так же как он предписан тем, кто был до вас, – может быть,
    вы будете богобоязненны! (2:183)
    Пророк, Аллах , сказал: «Если человек не прекратит лгать
    и поступать по лжи, то Аллаху не нужно будет, чтобы он отказывался от своей еды и питья».
    лагословит его
    да б
    и приветствует

    Общие вопросы

    13

    • Хадж.
    (197). Хадж совершается в известные месяцы. Кто намеревается совершить хадж в эти месяцы, тот не должен
    вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в
    споры во время хаджа. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах
    знает об этом. Берите с собой припасы, но лучшим припасом является богобоязненность. Бойтесь же Меня, о обладающие разумом! (2:197)
    И когда мы видим, что одна из главных целей религиозных обрядов – привести нас к благонравию, то становится очевидным, что благонравие – одна из великих задач ислама.
    5) Когда у нас нет благонравия, мы ставим наше поклонение под риск потери вознаграждения за него.
    Вознаграждение за другие благие деяния также может потеряться, если нет благонравия.
    • (Однажды) посланник, Аллах , спросил (людей): «Знаете ли вы, кто является неимущим?» Они ответили: «Неимущим
    среди нас (называют) тех, у кого нет ни денег, ни имущества».
    Тогда (пророк, Аллах ,) сказал: «Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День Воскресения принесёт с собой молитвы, посты и закят, но (при этом
    выяснится, что) он оскорбил этого, оклеветал этого, присвоил
    имущество этого, пролил кровь этого и ударил этого, и тогда
    (что-то) из его благих дел будет отдано этому и (что-то) – этому, а если запас его благих дел иссякнет прежде чем он сумеет
    рассчитаться (со всеми), тогда из грехов (обиженных им) станут
    брать (что-то) и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад!»
    • Однажды сподвижники рассказали, что одна женщина
    много постится и читает дополнительные молитвы, но она вредит своим соседям.
    Мухаммад, Аллах , сказал:
    – Она в Аду.
    – А другая женщина читает только пятикратный намаз и
    постится только в Рамазан, но она не причиняет зла соседу.
    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    Камаль Эль Зант. Нравы мусульманина

    14

    – Она в Раю.
    6) Аллах Субханаху ва Тагаля по всему Корану хвалил Мухаммада, Аллах , из-за его благонравия.
    Аллах Субханаху ва Тагаля сказал:
    (4). и, поистине, ты – великого нрава. (68:4)
    Айше, да будет доволен ею Аллах, задали вопрос, что
    имеется в виду в этом аяте («и, поистине, ты – великого нрава»).
    Какой нрав имел Мухаммад, Аллах ? Айша ответила: «Его нравом был Коран». И, таким образом, получается, что Коран – это
    Книга великих нравов.
    7) Во многих аятах Корана говорится о нравах.
    • Нравы верующих (что подчеркивает связь веры с нравами):
    (1). Счастливы верующие,
    (2). которые в своих молитвах смиренны,
    (3). которые уклоняются от пустословия,
    (4). которые выплачивают закят,
    (5). которые оберегают свои половые органы,
    (6). кроме как от своих жен и того, чем овладела десница их, – ведь они не встретят упрека,
    (7). а кто устремится за это, те уже нарушители,
    (8). которые соблюдают свои доверенности и договоры,
    (9). которые соблюдают свои молитвы, –
    (10). это они наследники,
    (11). которые наследуют Рай, они в нем пребудут вечно.
    (23:1–11)
    • В другой суре описаны нравы читающих намаз, что
    подчеркивает связь намаза с нравами:
    (19). Воистину, человек создан нетерпеливым,
    (20). беспокойным, когда его касается беда,
    (21). и скупым, когда его касается добро.
    (22). Это не относится к молящимся,
    (23). которые регулярно совершают свой намаз,
    лагословит его
    да б
    и приветствует

    лагословит его
    да б
    и приветствует

    Общие вопросы

    15

    (24). которые выделяют известную долю своего