Р.В. Шиженский
    (НГПУ, к.и.н., доцент кафедры истории России .г. Нижний Новгород)

    «Явь,Правь и Навь» - как религиозно-философские основы славянского
    неоязычества
    Появление на Украине в середине 30-х, а в России в конце
    70-х годов XX в1 религиозного феномена, известного как
    славянское неоязычество (родноверие, традиционализм и
    т.п.), предопределило формирование в среде последователей
    современного нативизма своего собственного религиознофилософского базиса. Важнейшим элементом нового языческого
    мировоззрения становятся своеобразный «понятийный блок»,
    включающий три категории: «Явь», «Навь» и «Правь».
    По
    мнению
    немногочисленных
    исследователей
    данного
    2
    вопроса , нашим собственным наблюдениям, рассматриваемые
    философско-теологические понятия нашли благодатную почву
    практически во всех крупных неоязыческих религиозных
    организациях и объединениях России и Украины. Несмотря
    на свою общепризнанность и популярность, «Явь» «Правь»
    и «Навь» не имеют единого для всего неоязыческого мира
    объяснения. Данные термины по разному понимаются и
    трактуются идеологами нового конструируемого язычества.
    Обзор родноверческих нарративных источников позволяет
    выделить ряд версий, раскрывающих значение этих концептов.
    Наиболее
    распространенной
    трактовкой
    исследуемых
    религиозно-философских
    (квазифилосовских)3
    понятий
    является представление о «Яви», «Прави», «Нави» как о
    трех мирах славянского мифологического миропонимания. В
    проектируемом мифологическом «трехмирье» «Правь» - мир
    светлых богов, «Навь» - обитель темных божеств, «Явь» земной мир, мир людей4.
    Кроме
    мифологических
    миров,
    искомые
    понятия
    отождествляются так же с категориями формирующейся
    неоязыческой философии, в которой «Прави» отводится роль
    1

    .Гоменюк. Г. Терещенко С. Русское и украинское неоязычество / Центр
    апологетических исследований. СПб.-Киев. С.2-3.
    2
    .См.: Чернiй А.М. Релiгi знавство. Посiбник. Київ: «Академвидав», 2003.; Шнирельман В.А.
    Русское неоязычество: квазирелигия национализма и ксенофобии. http://www.religio/ru/
    relisoc/27_print.html.
    3
    .Шнирельман В.А. Указ. соч.
    4
    .Велимир, Велеслав, Власов. Путь Волхва. Донецк: «Каштан», 2007. С.8-9.;
    Велеслав.
    Учение
    волхвов:
    Белая
    книга.
    М.:
    «Институт
    общегуманитарных
    исследований», 2007. С.21.; Белов А. Велес — Бог Русов. Неизвестная история русского
    народа. М.: «Амрита-Русь», 2007. С.90,174.; Богумир. «Родная Вера. Источник счастья.
    Хмельницкий: «Духовное издание Родового Огнища Родной Православной Веры», 2007.
    С.95,96,99.; Лозко Г. Коло Свароже. Київ: «Український письменник», 2005. С.50. и др.

    божественного закона5, «Явь» предстает как ощущаемый
    мир, «все проявленное», «Навь» - мир существующий, но
    недоступный нашему пониманию, «вся совокупность тонких
    планов Бытия»6.
    Данные термины фигурируют и как важнейшие составляющие
    человеческого индивида. По мнению составителей «Календаря
    важнейших
    украинских
    народных
    праздников
    20062007 гг.», «Правь» - отвечает за моральное состояние
    человека, «Явь» - за его материальный достаток, «Навь»
    - за культуру и знания7. Волхв Велеслав, соотносит
    три неоязыческих концепта с особенностями строения
    человеческого тела: «Правь» -чело, «Явь» - плечи, «Навь» живот8. В примечаниях к своему переводу «Велесовой книги»
    А.И. Асов приводит целый перечень возможных трактовок «Яви»
    и «Нави»: мужское и женское начало, день и ночь, смерть и
    жизнь, разумное и животное. В итоге своих многочисленных
    рассуждений, автор принимает решение о соотношении «
    загадочной тройки» с триединым богом Родом: «Явь —
    это Отец, Навь — Сын, Правь — Дух»9. Для обоснования
    философской составляющей рассматриваемых понятий часть
    неоязыческих писателей обращается к опыту Востока и находит
    аналоги «Яви», «Прави» и «Нави» в текстах Ригведы10, учении о
    чакрах11 и т.д.
    Предварительная критика изложенных выше гипотез
    приводит к следующему результату: первая теория наиболее
    близка к широко распространенным среди мифологических
    систем народов мира представлениям о мироздании, мировом
    порядке, трехчастном делении пространства. Укладывается
    в «историческую версию» и представление некоторых
    родноверческих адептов о «Яви», «Прави» и «Нави», как о
    основополагающих частях Мирового древа: «Троïсту природу
    Трояна-Триглава можемо пояснити через поняття трьох сфер
    5

    .Идеологи Родной Украинской Национальной Веры — РУНВiры распространяют
    термин «закон» на все три понятия. См.: Мудрiсть Української Правди: Наука РУНВiри;
    Силенкиянин; Вiра в Дажбога. К.: «ОБЕРЕГИ», 1996. С.161.
    6
    .Максименко Г.З. Велесова книга. Веды об укладе жизни и истоке веры славян.
    М.: «Академия управления», 2008. С.363.; Гнатюк Ю.В., Гнатюк В.С. Довелесова книга.
    Древнейшие сказания Руси. М.: «Амрита-Русь», 2007. С.20. См. также результаты
    обсуждения данной темы на форуме: http://veleslav13.livejournal.com/8905.html
    7
    .Полiщук М.I. Календар визначних українських народних свят. Луцьк: «Твердиня»,
    2006. С.20-21.
    8
    .Велеслав. Учение волхвов. С.428.
    9
    .Асов А.И. Велесова книга. М.: «Менеджер», 1994. С.282-283.
    10
    .Лозко Г. Коло Свароже. С.198.
    11
    .Велимир, Велеслав, Власов. Путь Волхва. С.137-139.

    буття, якi мають вiдповiдну символiку, вiдображену в Деревi
    Життя: корiння — покiйнi Предки (Нава), стовбур — живi люди
    (Ява), крона з гiлками й листями — свiт Богiв (Права)12.
    Примечательно,
    что
    дальнейшему
    структурированию
    в
    рамках «трехмирья» подвергается лишь нижний мир — Навь.
    Приверженцы современного язычества делят «Навь»на две
    части - «Светлую Навь» (как вариант - Ирий Небесный, мир
    Слави) и «Темную Навь» (Пекло). Подобное деление нижнего
    мира находит объяснение в новой языческой мифологии.
    Согласно
    представлениям
    Велеслава
    волхва
    общины «Родолюбие, «Темная Навь» - местопребывание
    неразвитых душ, «Светлая» - местопребывание святых душ
    предков13.
    Волхв
    Богумир
    дает
    другую
    трактовку
    мирам «Нави»: «Светлая Навь — это обитель нерожденных
    душ...Темная Навь — пристанище лихих духов и душ
    кривдников (грешников)»14.
    Возможно, в основу современной градации потустороннего
    мира
    легли
    представления
    древних
    скандинавов
    о
    мироздании. В силу сохранности и относительной доступности
    скандинавских источников, славянские неоязычники очень
    часто используют «мифологический багаж» северных соседей
    для сравнения а иногда и для полного копирования. Кроме
    изначального Мирового Древа, в качестве примера трехчастного
    деления вселенной, родноверы Украины используют и
    знаменитый Збручский идол15.
    Остальные версии представляются искусственными теологофилософскими конструкциями не имеющими под собой какой
    либо исторической и религиозной основы. Несомненно,
    современным неоязыческим прозелитам требуется расширить
    круг содержательных характеристик утверждаемого ими
    мифического миропорядка. Отсюда и упорное желание
    части родноверов внедрить в сознание верующих целый
    комплекс новых религиозно-мифологических конструкций.
    Стремление связать представление о «Нави», «Яви» и «Прави»
    с инородными философскими концепциями. Другая часть
    неоязыческой элиты, отвергая влияние «из вне», путь
    12

    .Лозко Г. Коло Свароже. С.50. См.: Богумир. Родная вера. С.95.; . Велимир,
    Велеслав, Власов. Путь Волхва. С.9.
    13
    .Велеслав. Учение волхвов. С.188, 499.
    14
    .Богумир. Родная вера. С.95. См.: Истархов В.А. Удар русских богов.
    СПб.: «Редактор», 2001. С.225.
    15
    .Один из главных идеологов украинского неоязычества Г. Лозко, описывая статую
    Святовида (?), считает что на языческом памятнике запечатлены три яруса вселенной.
    См.: Лозко Г. Коло Свароже. С.133.

    заимствования и, возможной, реконструкции, избирает легкий
    путь «мифологического сочинительства».
    По
    воле
    родноверческой
    элиты
    неоязыческое
    славянское «трехмирье» находится под покровительством
    целого пантеона божеств. Следует отметить, что «полномочия»
    богов в деле создания мироздания, контроля над ним, а
    также
    индивидуальная связь мифологических сущностей с
    конкретными мирами у
    роднодноверческих общин Украины
    и России весьма разнится. Демиургами «Яви», «Нави»
    и «Прави» считаются: боги Род16 и Сварог17. Защитниками и
    хранителями трехмирья большинство родноверов признает
    Перуна18, Святовита19. Велес - единственное божество,
    ассоциируемое практически у всех неоязычников с загробным
    миром «Нави»20. Посредником между небесным и земным миром
    выступает Симаргл21, между  миром  людей  и  загробным 
    миром—птицы22. Встречается и более массовое деление
    богов по «царствам». По мнению Иггельда и Велемудра,
    представляющих родноверческое объединение «Круг Бера»,
    в «Яви» господствуют Световит, Радегаст, Даждьбог Сварожич.
    В свою очередь «Правь» закреплена за Стрибогом, Сварогом и
    Перуном23. Иными представляют богов верхнего мира родноверы
    Украины. По мнению Г. Лозко в царстве «Прави» размещаются:
    Лада, Даждьбог, Перун и Макош24. Подобные расхождения
    встречаются весьма часто.
    Еще
    одним
    «ноу
    хау»
    современных
    последователей
    язычества является соотношение трех исследуемых терминов
    с понятием «триглав». В неоязыческий нарративах «триглав»
    выступает, как правило, в двух вариантах: непосредственно
    16

    .Богумир. Родная вера. С.68.;Русская летопись «Велес книга»: Священная книга
    славян / сост. Князь Святобор. К.: «Iнтертехнодрук», 2001. С.7.; Велеслав. Обрядник.
    М.: «Институт Общегуманитарных Исследований», 2003. С.3.
    17
    .Велеслав. Учение волхвов. С.41.; Асов А.И. Велесова книга. С.39, 274.; Лозко Г.
    Рiдна читанка. С.18.
    18
    .Велеслав. Учение волхвов. С.60.; Велимир, Велеслав, Власов. Путь волхва. С.9.
    19
    .Максименко Г.З. Велесова книга. С.40.; Богумир. Родная вера. С.68, Асов А.И.
    Велесова книга. С.7.
    20
    .Велеслав. Учение волхвов. С.116, 119.; Велимир, Велеслав, Власов. Путь волхва.
    С.15.; Казаков В.С. Мир славянских богов. М.-Калуга: «Русская Правда», 2006. С.76.;
    Яковенко
    Б.
    Религия
    солнца.
    Корень
    и
    древо
    славянской
    цивилизации.
    К.: «Iнтертехнодрук», 2004. С.19.
    21
    .Лозко Г. Коло Свароже. С.52.; Богумир. Родная вера. С.70.
    22
    .Лозко Г. Коло Свароже. С.184.
    23
    .Иггельд и Велемудр, «Круг Бера»/Изведник русского язычества. http://
    www.arya.ru/kap/inf/izvednik.htm.
    24
    .Лозко Г. Коло Свароже. С.36.

    как воплощение трех искомых миров (Яви, Прави, Нави)25, либо
    как триединое божество (Сварог-Перун-Велес соответственно
    Правь-Явь-Навь)26.
    Приведенный выше материал позволяет сделать ряд
    выводов. Во-первых, на сегодняшний день неоязыческие
    объединения,
    отдельные
    лидеры
    родноверческого
    течения Украны и России как внутри республик, так и на
    международном
    (восточнославянском)
    уровне
    не
    смогли
    выработать единой концепции, общей модели, объясняющей
    пропагандируемые ими религиозно-философские ценности. В
    основе данного утверждения а) отсутствие четкого понятийного
    аппарата, раскрывающего суть важнейшей терминологии
    — мировоззренческого базиса «Яви», «Прави», «Нави»;
    б)
    тщетные
    попытки
    неоязыческой
    элиты
    «населить
    неомифологические миры» при помощи собственных домыслов и
    конструкций вымышленным пантеоном, включающим в общинах
    России и Украины совершенно разных богов.
    Во-вторых, несмотря на свою молодость, неоязыческое
    течение сумело в общих чертах выстроить свою собственную
    религиозную
    систему
    и
    успешно
    ею
    манипулировать.
    Последствия
    социально
    актуализированной
    религиозной
    проповеди отразились в появлении новых религиозных
    праздников (Свято Прави)27, в названиях неоязыческих
    общин
    (Славянская
    Родноверческая
    Община
    «Единство
    28
    Прави», поселок Московский) , религиозных школ (высшее
    духовное
    учебное
    заведение
    ПРАВь:
    Православная
    родноверческая
    академия
    вероведанья,
    Украина.
    г.
    29
    30
    Хмельницкий) , оздоровительных методиках
    и, даже в
    трактовке государственной символики: «Недаремно на гербi
    Украïни тризубi, символ Прави знаходиться в його центрi...У
    державному гербi Нав — злiва, Прав — посерединi, а Яв —
    справа»31. Успех по внедрению «неомифологических терминов»
    25

    .Казаков В.С. Мир славянских богов. С.26.; Богумир. Родная вера. С.99.; Истархов
    В.А. Удар русских богов. С.225.
    26
    .Велеслав. Обрядник. С.51.; Максименко Г.З. Велесова книга. С.363. В славянском
    неоязычествевстречаются и другие ипостаси триглава. Подробнее см.: Мезгирь, «Коляда
    Вятичей»/Изведник русского язычества. http://www.arya.ru/kap/inf/izvednik.htm.
    27
    .Лозко Г. Рiдна читанка. Вiнница: «Континент-Прим», 2007. С.29-30.; Полiщук М.I.
    Календар визначних українських народних свят. С.18.
    28
    .Вера Родная. http://svetogor.nm.ru/vera.htm.
    29
    .Богумир. Родная вера. С.72-75.
    30
    .Духова О.Д. Камень Велеса: Защита от зла и жизненных неудач.СПб.: «Невский
    проспект», 2005. С.148-151.
    31
    .Полiщук М.I. Календар визначних українських народних свят. С.18-19. Лозко Г.
    Коло Свароже. С.150.

    стал настолько ощутимым, что под влияние «Яви», «Прави»
    и «Нави» попала даже научно-публицистическая литература, в
    частности, значительное количество всевозможных словарей,
    справочных изданий по верованиям древних славян. К
    примеру, в «Словаре славянской мифологии» Е.А. Грушко и
    Ю.М. Медведева имеющего гриф: «рекомендовано в качестве
    учебного пособия по русскому языку, литературе и истории
    в средних школах, колледжах, гимназиях и высших учебных
    заведениях», неоязыческая религиозная «тройка» заявлена
    как «олицетворение времени в славянской космогонии»32 и
    таких примеров десятки.
    Источниковая база рассматриваемых терминов крайне
    слаба. Если не брать во внимание фантастические версии
    идеологов родноверия по поводу зарождения понятия «Прави»
    как универсального закона ариев в VI-III тысячелетии до н.э.
    среди
    племен
    трипольской
    культуры,
    сохранении
    законов «Нави», «Прави» и «Яви» в вышивках украинских
    рушников33 и наконец, сближении славянского «Явь» с
    семитским
    «Яхве»34,
    то
    важнейшим
    и
    практически
    единственным источником, фиксирующим все три искомых
    термина, является знаменитая фальсификация середины XX
    века «Влесова книга». В многочисленных изданиях, авторских
    переводах
    этого
    «древнейшего
    памятника
    славянской
    письменности» понятия «Яви», «Прави» и «Нави» встречаются
    не
    единожды.
    Как
    правило,
    информация
    автора
    о
    рассматриваемых
    неоязыческих
    мифологических
    образах
    представляет из себя небольшие вкрапления в основное
    повествование. В большинстве случаев, «Явь», «Навь»
    и «Правь» упоминаются составителем «Влесовой книги» во
    время прославления того или иного божества, во время
    свершения важнейших, переломных событий. В целом, как и
    все
    произведение,
    строки,
    посвященные
    исследуемым
    понятиям, крайне не информативны, туманны и бедны
    фактологически. В качестве примера приведем несколько
    отрывков авторских переводов «Влесовой книги», посвященных
    искомой теме: «Явь — это текущее, то, что сотворено Правью.
    Навь же — после нее, и до нее есть Навь. А в Прави есть
    32

    .Грушко
    Е.А.,
    Медведев
    Ю.М.
    Словарь
    славянской
    мифологии.
    Н.Новгород: «Русский купец» и «Братья славяне», 1996. С.452. См.: Славянская
    мифология. Словарь-справочник / сост. Л.М. Вагурина. М: «Линор», 1998. С.227., 236.;
    Черницкий А. Большой мифологический словарь. М.: «Гелиос», 2008. С.486. и др.
    33
    .Лозко Г. Коло Свароже. С.198-199.
    34
    . Емельянов В. Десионизация. http:www.libereya.ru/biblus/desion/desion.html.

    Явь»35, «Так если сказано о нашем Диде, смерть есть Явь,
    потому что она текущая. Творение происходит в Прави. Нави
    небо есть в Прави. До того есть Навь и после того есть Навь. В
    Прави же есть Явь, поучимся старому»36 или «Явь есть текущая,
    а сотворена в Праве. Наве бо есть по той: до той есть Нава и по
    той есть Нава, а в праве есть Явь»37. Приведенный материал не
    только
    не
    проливает
    свет
    на
    раскрытие-религиознофилософского значения «Яви», «Прави», «Нави», но и
    позволяет утверждать, что многочисленные продолжатели,
    последователи автора фальсификации, стараясь добавить в
    текст свою собственную «изюминку», еще больше запутывают и
    без того сложный клубок «Влесовой книги» в общем и
    рассматриваемых терминов в частности.
    Следует
    отдельно
    отметить
    и
    тот
    фа