• Название:

    Фоменко Русь и Рим книга 4


  • Размер: 6.39 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



    Предпросмотр документа

    Книга IV
    РУССКО
    ОРДЫНСКАЯ
    ИМПЕРИЯ И БИБЛИЯ

    Глава 1
    ИСТОРИЯ РУКОПИСЕЙ И ИЗДАНИЙ БИБЛИИ
    ЧТО ТАКОЕ БИБЛЕЙСКИЙ КАНОН? ПОЧЕМУ В СРЕДНИЕ ВЕКА
    ЦЕРКОВЬ ЗАПРЕЩАЛА МИРЯНАМ ЧИТАТЬ БИБЛИЮ?

    Скалигеровская хронология библейских книг и рукописей и их датировка весьма зыбки и недостаточно обоснованны. По сути дела, они
    зиждутся на авторитете хронологов и теологов эпохи Реформации, охватившей в XVI—XVII веках Западную Европу, когда вопрос о библейской
    хронологии и истории стал острым оружием в борьбе католического и
    протестантского лагерей.
    Сегодня Библия — это вполне определенный свод книг, составляющих
    в совокупности Священное Писание (в христианстве). Существует несколько вариантов состава Библии: православный, католический, еврейский каноны. Некоторые книги одного канона не включаются в другой.
    Однако это касается лишь нескольких книг. В целом Библия — это практически один и тот же свод текстов. Но не следует думать, что в таком
    (или почти в таком) виде библейский канон существовал до XVI—
    XVII веков. Это не так. Конечно, отдельные разрозненные книги современной Библии, причем зачастую в редакциях, отличных от современных, существовали и переписывались в эту эпоху. Некоторые из действительно древних рукописей XIV—XVI веков сохранились. Но, во1первых,
    их совокупность не охватывает современную Библию. Во1вторых, даже те
    части современной Библии, которые удается обнаружить в рукописях
    XIV—XVI веков, зачастую представлены в них другими редакциями.
    Состав современного библейского канона отнюдь не такой древний,
    как полагают многие. В первой половине XVII века в России, например,
    он был совсем другим. Это хорошо видно из полного перечня книг
    Ветхого и Нового Завета, помещенного в Кормчей — канонической церковной книге, текст которой выверялся особенно тщательно. Например,
    Новый Завет включал тогда в несколько раз больше книг, чем в наше время.
    Многие из них сегодня вообще неизвестны. Мы не знаем, что в них было
    написано. В Новый Завет, оказывается, входили такие книги, как новозаветный Иисус Навин (наряду с ветхозаветным), новозаветный Парали1

    444

    Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко

    поменон (наряду с ветхозаветным), некие книги Родословие (?!) и Иисус
    Семирамин (?!), новозаветная Палея, второй Апокалипсис и т. д. В
    Ветхом Завете отсутствовала книга Есфирь (и это — в 1620 году.).
    Кроме того, следует иметь в виду, что Библия, как таковая, не
    является богослужебной книгой. То есть не используется в своем полном
    виде при богослужении как в христианской церкви, так и в иудейской.
    Богослужебными — читаемыми в храмах и существующими в виде отдельных
    канонических книг — являются лишь некоторые части Священного Писания.
    Они имеют свои названия: Евангелия, Апостол, Деяния, Псалтырь. Кроме
    того, существует так называемый Паремейник, содержащий отдельные
    отрывки из Ветхого Завета, расположенные в порядке их чтения; они
    изредка читаются в церквах, но далеко не исчерпывают Ветхий Завет.
    Кроме того, не исключено, что Паремейник мог сильно изменяться в
    XVI1XVII веках.
    В иудейской церкви используются Тора (вариант Пятикнижия) и Талмуд (толкования Закона). Опять1таки далеко не вся Библия.
    Поэтому современная Библия, не являясь богослужебной книгой, легко могла подвергаться изменениям и редактированию даже в XVI—XVII веках. Тогда книги были дороги, поэтому Библия, как и другие книги
    для домашнего чтения, была редкостью. Следовательно, ее изменения
    могли происходить незаметно для всех, кроме узкого круга специалистов1
    теологов.
    Более того, в католической церкви вплоть до XX века существовал
    формальный запрет на чтение Библии. Он был введен буллой папы
    Григория IX в 1231 году и официально отменен только II Ватиканским
    собором (1962—1965). В постановлении Собора в Безье (якобы 1246 году
    н. э.) было записано: «Что касается божественных книг, то мирянам не
    иметь их даже по1латыни; что же касается божественных книг на народном наречии, то не допускать их вовсе ни у клириков, ни у мирян». В
    эдикте императора Священной Римской империи Карла IV (конец
    XIV века) говорилось: «Мирянам обоего пола по каноническим установлениям не подобает читать чего бы то ни было из Писания, хотя бы на
    народном языке, дабы через плохое понимание они не впали в ересь и
    заблуждение».
    В т. 1 энциклопедического словаря «Христианство» читаем: «В эпоху
    Реформации кардинал Гозий написал, по поручению римской курии,
    рассуждение об употреблении Библии... в котором выразился так: «Дозволить народу читать Библию значит давать святыню псам и метать бисер
    перед свиньями. Тридентский собор (XVI в.) воспретил мирянам чтение
    «еретических» переводов Нового Завета безусловно, а чтение ветхозаветных книг разрешил лишь под надзором епископа...»
    Таким образом, в обиходе прихожан католической церкви Библия
    появилась как бы исподволь, «незаконно» и, строго говоря, непонятно
    когда. Неясно, когда церковное постановление папы о запрете чтения
    Библии перестало исполняться на практике. Поэтому в католической
    среде XVI—XVII веков с Библией многое можно было проделать неза1

    РУСЬ И РИМ. К н и г а IV

    445

    метно для непосвященных. А затем сделать вид, будто «так всегда и
    было».
    Точно так же поступала и ортодоксальная иудейская церковь. По словам исследователей, «ортодоксальные... иудеи чтение Библии не разрешали, они могли знакомиться лишь с Талмудом, толковавшим архаичные
    библейские законоположения в более модернизированном виде». Поэтому и с иудейской (еврейской) Библией тоже могли происходить значительные, но не заметные никому (за исключением узкого круга лиц)
    изменения вплоть до эпохи появления первых печатных изданий.
    В обиходе православной церкви чтение Библии также запрещалось,
    особенно так называемому «простому люду». Такой запрет, в частности,
    содержался в «Послании патриархов Восточно1Кафолической Церкви о
    православной вере» от 1723 года, причем прежде всего он касался ветхозаветных библейских книг.
    Как мы покажем ниже, эти якобы запреты читать Библию в Средние
    века на самом деле означали, что она тогда еще не была окончательно
    завершена. И, скорее всего, запрещающие документы были задним числом сфабрикованы только в XVII—XVIII веках и приписаны средневековым папам и императорам, чтобы объяснить тот поразительный с точки
    зрения скалигеровской истории факт, что по крайней мере до конца
    XV века (а на самом деле — до конца XVI века, см. ниже) современной
    нам Библии вообще не существовало. Ни на Востоке, ни на Западе. Ни
    в католицизме, ни в православии.
    Известный историк церкви А. В. Карташев пишет: «Первой для всего
    Востока рукописной (еще до появления печатного станка) явилась Библия
    1490 года, созданная архиепископом Новгородским Геннадием... Такая
    ранняя заинтересованность в овладении полным библейским текстом явилась на Руси в XV веке». Таким образом, если в самом конце XV века
    пробуждение интереса к полной Библии рассматривается специалистами
    как уж очень раннее, то что в таком случае говорить о XIV или XIII веках?
    В ту эпоху, по свидетельству специалистов, никто на Востоке Библией
    даже не интересовался. А на Западе ее не читали, потому что было
    «запрещено». Спрашивается, кто же ее читал в те века? И существовала
    ли она тогда вообще?
    РУКОПИСИ БИБЛИИ
    Вопрос о библейских рукописях подвергся тщательному исследованию
    в работах другого крупного историка религии и церкви И. А. Крывелева,
    прежде всего в его книге «Раскопки в библейских странах». На нее мы
    будем часто ссылаться в настоящем разделе.
    ГРЕЧЕСКИЕ РУКОПИСИ БИБЛИИ. НАХОДКИ ТИШЕНДОРФА

    И. А. Крывелев пишет: «Наиболее древними из сохранившихся более
    или менее полных экземпляров [греческой] Библии являются рукописи
    Александрийская, Ватиканская и Синайская... Все три рукописи... дати1

    446

    Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко

    руются (палеографически, то есть на основании «стиля почерка». —
    Авт.)... второй половиной IV в. н.э. Язык кодексов греческий... Каждый
    из перечисленных выше кодексов имеет сложную и интересную историю,
    которая известна нам, впрочем, далеко не полностью... Меньше всего
    известно о Ватиканском кодексе — в частности, не ясно, как и откуда
    этот памятник попал около 1475 г. в Ватикан... Об Александрийском
    кодексе известно, что в 1628 г. ...патриарх Кирилл Лукарис подарил его
    английскому королю Карлу I». Синайский кодекс обнаружен только в
    XIX веке известным немецким богословом К. Тишендорфом.
    Итак, три древнейших кодекса Библии появляются на свет после XV
    или даже после XVII века. Более того, репутацию древности этим документам создал авторитет К. Тишендорфа (XIX век!). Причем только на
    основании «стиля почерка». Однако сама идея палеографического датирования предполагает уже известной глобальную хронологию других документов, а потому ни в коей мере не является независимым способом
    датирования. Видный историк церкви, профессор В. В. Болотов в начале
    XX века по этому поводу писал: «При определении времени написания
    унциальных рукописей большим препятствием могут служить подделки...
    Какой1нибудь любитель книг мог заказать снять буквальную копию (т. е.
    воспроизвести и древний шрифт) с древнейшей рукописи... Искусников
    воспроизводить этот почерк было всегда достаточно... Были подражания
    древнейшим рукописям и с корыстной целью».
    В свете того, что мы узнаём об эпохе XV—XVI веков (см. «Русь и
    Рим», кн. I—III), возникает вопрос: а верно ли, что все перечисленные
    рукописи Библии появились в XV веке? Или они более позднего происхождения?
    Ведь Синайский кодекс обнаружен лишь в XIX веке. История Александрийского кодекса прослеживается не далее XVII века. Только Ватиканский кодекс появился в Ватикане якобы около 1475 года, однако его
    история считается самой темной. Энциклопедия «Христианство» сообщает следующее по этому поводу: «Когда и откуда он попал туда — неизвестно... До открытия Синайского манускрипта Ватиканский считался древнейшим и важнейшим. Но сведения о нем были смутны и неверны, так
    как он доступен был лишь самому незначительному числу избранных лиц
    и для остальных хранился в тайне». Да и вообще, как мы теперь понимаем, история Италии — в частности, Ватикана — становится надежной
    лишь с конца XVI—XVII века.
    Других более или менее полных древних рукописей Библии (на греческом) не известно.
    Иногда упоминают о манускрипте1палимпсесте святого Ефрема Сирина, хранящемся в Парижской библиотеке. Его относят к V веку н. э., но
    реально он был обнаружен лишь в XVII веке. В этом манускрипте первоначальный библейский текст был кем1то стерт с пергамента (якобы XII
    или XIII век), а вместо него были написаны сочинения святого Ефрема
    Сирина. И тут снова возникает тот же самый Тишендорф: «Многое оставалось неразборчивым и непрочитанным. Только искусству Тишендорфа

    РУСЬ И РИМ. К н и г а IV

    447

    удалось преодолеть все препятствия; им и издан был, с незначительными
    пропусками, этот важный памятник в 1843 г. в Лейпциге. Манускрипт
    очень неполон: ветхозаветные книги находятся в отрывках, и в Новом
    Завете недостает по крайней мере одной трети» («Христианство», т. 1).
    Из отдельных же библейских сочинений самыми древними считаются
    рукописи книг пророков Захарии и Малахии, датируемые якобы XV веком н. э. Но «датировка» эта — тоже палеографическая и независимой не
    является.
    По мнению И. А. Крывелева, «наиболее древние из сохранившихся
    рукописей Библии выполнены на греческом языке».
    Полезно подробнее ознакомиться с деятельностью К. Тишендорфа, на
    авторитете которого покоится датировка IV веком древнейших греческих
    рукописей Библии из различных европейских книгохранилищ.
    Н. А. Морозов, специально изучавший биографию богослова, в своем
    труде «Христос» писал: «Выхлопотав себе крупную субсидию от русского
    императора, Тишендорф, бывший в это время уже профессором специально устроенной для него кафедры библейской палеографии при теологическом факультете Лейпцигского университета, отправился в Египет и
    на Синай, где нашел у монахов св. Екатерины рукописный экземпляр
    Библии, которую сначала напечатал (в 1862 г.) как открытый им документ IV века, а затем, через семь лет после этого, преподнес императору
    Александру II, за что немедленно и получил потомственное русское дворянство. Подаренный им императору документ хранится теперь в Петербургской Публичной библиотеке под названием Синайский кодекс... Он
    содержит полное собрание старозаветных и новозаветных книг, написанных на пергаменте крупным почерком, отдельными заглавными буквами,
    которыми, по утверждениям Тишендорфа, писали до IX или X века
    нашей эры, после чего стали писать строчными обычными буквами».
    Неужели величина букв — достаточное основание для датировки? Причем для таких важных случаев! Между прочим, еще требуется доказать,
    что в XVI—XVIII или даже в XIX веке кто1то — да хотя бы сам Тишендорф — не мог переписать Библию заглавными буквами. Тем более что он
    имел тут, видимо, личный интерес. Получил же он за это в результате
    потомственное русское дворянство. Н. А. Морозов писал: «Во всяком случае, можно только удивляться, что лейпцигский протестантский профессор библейской палеографии, германец Тишендорф, имевший полную
    возможность подарить эти рукописи своему университету, предпочел отдать их в далекую... Россию».
    Н. А. Морозов имел возможность лично ознакомиться с Синайским
    кодексом. Он рассказывает: «При внимательном осмотре Синайского
    кодекса в рукописном отделении Публичной библиотеки мое внимание
    прежде всего обратило на себя то обстоятельство, что листы пергамента
    у этого документа совсем не истрепаны на нижних углах, не замусолены
    и не загрязнены пальцами, как это должно бы быть при тысячелетнем
    пользовании им». Отметим, что Н. А. Морозов мог заметить все это
    лишь потому, что ему посчастливилось держать в руках этот документ. А

    448

    Г. В. Носовский, А. Т. Фоменко

    по его словам, например, «на снятых с него (Синайского кодекса. —
    Авт.) фототипических изображениях, изданных в Англии, страницы
    кажутся много грязнее, чем они есть в действительности». Это странно.
    Ведь качество профессиональных фотографий даже начала XX века было
    весьма высоким. Не старались ли издатели фотокопии придать кодексу
    «древний» вид?
    «Особенно же интересно, — продолжает Н. А. Морозов, — показалось
    мне в Синайском кодексе внутреннее состояние его пергамента. Листы
    его очень тонки, прекрасно выделаны и, что всего поразительнее, сохранили свою гибкость, нисколько не сделались хрупкими! А это обстоятельство очень важно для определения древности. Когда мы имеем дело с
    документами, действительно пролежавшими тысячелетие, хотя бы при
    самых лучших климатических условиях, тогда часто при малейшем прикосновении к их листам они ломаются на мельчайшие кусочки... Прекрасное состояние внутренних листов Синайского кодекса при явных следах небрежного обращения с ним монахов, сорвавших его переплет и
    оборвавших наружные листы...» Что касается сорванного переплета и наружных листов, то действительно это крайне странно в сочетании с
    великолепной сохранностью самого кодекса. Ведь именно на переплете и
    на наружных (первом и последнем) листах указывались выходные данные
    рукописи. Кто, где, как и когда ее изготовил, переписал и т. п. Да и сам
    переплет может многое рассказать о времени и месте изготовления. Поэтому складывается впечатление, что переплет и наружные листы Синайского кодекса оборвали не монахи и не те, кто им пользовался, а,
    например, сам Тишендорф. Дабы скрыть явные следы позднего происхождения рукописи. Ведь, повторим, Тишендорфу нужно было найти
    «очень1очень древнюю рукопись». Дворянство, тем более потомственное,
    просто так не давали.
    Любопытно, что Тишендорфа просто «преследовали» библейские рукописи якобы IV века, ставшие благодаря ему знаменитыми. Как и он
    сам благодаря им стал очень знаменит. Н. А. Морозов писал: «Рушится
    созданная тем же самым Тишендорфом легенда и о необычной древности
    хранящегося в Ватикане (и сделавшегося известным для ученых лишь с
    1870 года) сборника старозаветных и новозаветных рукописей, так называемого Ватиканского кодекса... Он тоже написан по1гречески на сохранившем свою гибкость пергаменте, как и Синайский сборник, и такими
    же отдельными... мелкими заглавными буквами... Этот экземпляр, по
    словам самих монахов (Ватикана? — Авт.), неизвестно когда и как попал
    в Ватикан. Приехавший туда Тишендорф первый возвеличил его, а с
    ним и Ватиканское книгохранилище, и себя самого, отнеся его к
    IV веку, как к наибольшей из всех возможных древностей. Но более
    осторожные исследователи уже и прежде меня приписывали ему... только
    V век, а теперь приходится отнести его к периоду между VI и XII веком,
    хотя, конечно, ничто не могло помешать любителю красивых книг древнего образца заставить хорошего писца и в XVI веке сделать себе на пергаменте такую копию». Прибавим от себя: не только в XVI, но даже и в

    РУСЬ И РИМ. К н и г а IV

    449

    XVII, и в XVIII, и в XIX веках. Как показывают наши исследования
    (например, «Библейская Русь». М., 1998), даже Н.А.Морозов не осознал,
    насколько поздними являются дошедшие до нас полные рукописи Библии.
    Вот, например, рукопись Библии, обнаруженная в XVII веке, так
    называемый Александрийский кодекс. Он был подарен «в 1628 году английскому королю Карлу I константинопольским патриархом Кириллом Лука1
    рисом без обозначения древности, хранится теперь в Британском музее в
    Лондоне». Однако, как мы показываем в настоящей книге, Библия в ее
    современном виде существенно редактировалась и, возможно, дополнялась
    даже и в XVII веке. Поэтому если Александрийский кодекс действительно
    был написан до 1628 года, то он не мог быть полным. Что мы и видим!
    По словам Н.А.Морозова, «он содержит со значительными пробелами
    книги обоих Заветов и, кроме того, два послания Климента Римского,
    одно из которых не окончено и признается подложным». Мы видим, что
    даже сам набор библейских книг в XVII веке еще не устоялся. Разные
    кодексы в то время могли включать в себя разные библейские книги.
    Например, послания Климента Римского, которые в современный канон
    уже не входят.
    Еще один пример. Из окончательного варианта Библии исключено
    второе пророчество Даниила, которое ходило в списках XVII века. То есть
    в XVII век