• Название: Microsoft Word - Shag navstrechu k vzaimoponimaniyu

ШАГ НАВСТРЕЧУ К
ВЗАИМОПОНИМАНИЮ

И’сам И’мад


 

Этот скромный труд посвящаю своему отцу Али Яхья И’маду.
Я утолил свою жажду, воспользовавшись его знаниями. Он был настоящим мусульманином,
все помыслы и идеи которого основывались на священном Коране и сунне посланника Аллаха.
Его стремления были направлены на то, чтобы разрешить проблемы мусульман. И я этот
скромный труд посвящаю ему.
И’сам И’мад


 

Оглавление
 
«Вместо предисловия» .......................................................................................................................................4
Разговор с вами ...................................................................................................................................................4
ВСТУПЛЕНИЕ .......................................................................................................................................................6
Как представить ваххабитам шиизм? ...............................................................................................................9
ПЕРВЫЙ ЭТАП: ПОЗНАНИЕ ЕДИНСТВА ШИИТСКОЙ ШКОЛЫ ............................................................10
Незнание значения гулат .................................................................................................................................21
Краткая информация, касающаяся мнения шиитов имамитов о гулат .......................................................26
ВТОРОЙ ЭТАП: ГЛУБОКОЕ И ВСЕСТОРОННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ШИИЗМА ................................................28
ТРЕТИЙ ЭТАП: СУЩНОСТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ШИИЗМА .....................................................30
Отличительные качества и особенности шиизма ..........................................................................................34
Послесловие ......................................................................................................................................................36
Будущее за шиизмом .........................................................................................................................................36
ПРИМЕЧАНИЕ.....................................................................................................................................................37


 

«Вместо предисловия»
Разговор с вами
Любовь к истине это путь, который притягивает к себе тех, кто окружен любовью к Свету. Это путь, ведущий к Истине и приближающий к довольству Господа. Конечно, он имеет резкие повороты
и изгибы, и только большое терпение и правильные суждения могут помочь нам пройти его. На этом
сложном пути необходимо иметь надёжную опору, посредством которой можно преодолеть большие
преграды и невзгоды, дабы в поисках истины не попасть в сети заблуждений. Несомненно, в таком
важном вопросе как разделение истины и лжи необходимо опираться на разум и знания, а не
следовать чувствам и эмоциям. Возможно, что разговор об истине в этом вступлении будет излишен,
ибо вся книга, в общем, представляет разговор на эту тему.
Книга, которая находится у вас в руках, это описание тернистого пути в поисках истины. То
исследование представляет немалую ценность, если проведено специалистом по данной теме, а если
автор имеет большой опыт в исследуемой области, тогда его труд приобретает ещё большее значение.
Указанные особенности, «специализация по данной теме и опыт», присущи автору данной работы,
которую мы рады представить Вам.
Автор этой работы представляет собой личность, вбирающую в себя большую кладезь исламских
знаний и опыт в исследовательской работе. Он, тот самый фанатично преданный (в прошлом) своим
идеям ваххабит,1 который смог преодолеть тёмный путь посредством размышлений и непредвзятого
отношения к исследовательской работе. Всевышний осветил его сердце светом руководства Ахл аль
Байт (семьи дорогого посланника Аллаха).
Доктор И’сам был одним из видных учёных в Санае (Йемен), будучи имамом общественной
молитвы одной из крупнейших мечетей страны. Он был учеником таких видных учёных, как кади
Ахмад Салами, Мухаммад ибн Исмаил Имрани, доктор Абд аль Ваххаб Дилами. Доктор И’сам И’мад
учился долгое время в университете Ибн Сауда на факультете хадисоведения в Эр-Рияде, после чего
получил разрешение присутствовать на собраниях покойного Ибн База, муфтия Саудовской Аравии.
Дело дошло до того, что И’сам И’мад встал в ряды представителей самых ультрарадикальных
антишиитских течений - ваххабизма. Однако Аллах говорит:
‫ت ِإﻟَﻰ اﻟﱡﻨ ُﻮ ِر‬
ِ ‫ﻈُﻠﻤَﺎ‬
‫ﻦ اﻟ ﱡ‬
َ ‫ﺟﻬُﻢ ﱢﻣ‬
ُ ‫ﺨ ِﺮ‬
ْ ‫ﻦ ﺁ َﻣﻨُﻮْا ُﻳ‬
َ ‫ﻲ اﱠﻟﺬِﻳ‬
‫اﻟّﻠ ُﻪ َوِﻟ ﱡ‬
«Аллах покровитель тех, кто уверовал, Он выводит их из тьмы к свету».2 Также:
‫ﻞ ﻣَﺎ ُﻳﺮِﻳ ُﺪ‬
ُ ‫ن اﻟﱠﻠ َﻪ َﻳ ْﻔ َﻌ‬
‫ِإ ﱠ‬
«Поистине Аллах делает что желает».3
Постепенно сердце И’сам И’мада становится мягким, и он находит ту истину, к которой
стремился. Трещина и слабость в науке «Риджал» (одна из наук по хадисам) проявилась пред И’самом
И’мадом. Это стало, пожалуй, первой причиной того, что он переходит от фанатичной неприязни к
своим идеологическим противникам, в лагерь более умеренных. Это был его первый шаг в сторону
истины.

                                                            
1 Ваххабизм – направление в Исламе, последователи которого не называют себя ваххабитами, предпочитая
название салафиты, т.е. последователи первых поколений мусульман, т.е. сподвижников и табеинов (последователей
асхабов пророка).
2 Сура 2; аят 258.
3 Сура 22; аят 14.


 

Мы более не будем останавливаться на данной теме, так как сам автор неоднократно упоминает
об этом в своей книге. Одной из основных целей этой книги доктора И’мада является то, что он
старается представить шиитский Ислам таким, каков он есть без каких-либо предвзятостей.


 

ВСТУПЛЕНИЕ
Вся хвала Всевышнему Аллаху, к Нему мы обращаемся за помощью и просим прощение своих
грехов. Мы ищем прибежище только у Аллаха от зла наших душ. Всякий, кого поведёт Аллах, тому
нет сбивающего, и тот, кого собьёт Аллах, нет тому наставника. Я свидетельствую, что нет божества
помимо Аллаха и нет у него сотоварищей, и я свидетельствую, что Мухаммад посланник и раб
Всевышнего Аллаха.
Аллах говорит в Священном Коране:
‫ن‬
َ ‫ﺴِﻠﻤُﻮ‬
ْ ‫ﻻ َوأَﻧﺘُﻢ ﱡﻣ‬
‫ﻻ َﺗﻤُﻮُﺗﻦﱠ ِإ ﱠ‬
َ ‫ﻖ ُﺗﻘَﺎِﺗ ِﻪ َو‬
‫ﺣﱠ‬
َ ‫ﻦ ﺁ َﻣﻨُﻮْا اﱠﺗﻘُﻮْا اﻟّﻠ َﻪ‬
َ ‫ﻳَﺎ َأﱡﻳﻬَﺎ اﱠﻟﺬِﻳ‬
«О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным страхом к Нему, и не умирайте иначе, как
будучи мусульманами!» (Сура 3; аят 102).
‫ن‬
‫ﻷ ْرﺣَﺎ َم ِإ ﱠ‬
َ ‫ن ِﺑ ِﻪ وَا‬
َ ‫ﻻ َآﺜِﻴﺮًا َوِﻧﺴَﺎء وَاﱠﺗﻘُﻮْا اﻟّﻠ َﻪ اﱠﻟﺬِي َﺗﺴَﺎءﻟُﻮ‬
ً ‫ﺚ ِﻣ ْﻨ ُﻬﻤَﺎ ِرﺟَﺎ‬
‫ﺟﻬَﺎ َوَﺑ ﱠ‬
َ ‫ﻖ ِﻣ ْﻨﻬَﺎ َز ْو‬
َ ‫ﺧَﻠ‬
َ ‫ﺣ َﺪ ٍة َو‬
ِ ‫ﺲ وَا‬
ٍ ‫ﺧَﻠ َﻘﻜُﻢ ﻣﱢﻦ ﱠﻧ ْﻔ‬
َ ‫س اﱠﺗﻘُﻮْا َرﺑﱠ ُﻜ ُﻢ اﱠﻟﺬِي‬
ُ ‫هَﺎ اﻟﻨﱠﺎ‬
‫ﻋَﻠ ْﻴ ُﻜ ْﻢ َرﻗِﻴﺒًﺎ‬
َ ‫ن‬
َ ‫اﻟّﻠ َﻪ آَﺎ‬
О, люди! Бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души, и сотворил из неё пару
ей, а от них распространил много мужчин и женщин. И бойтесь Аллаха, которым вы друг друга
упрашиваете, и родственных связей. Поистине, Аллах - над вами надсмотрщик!» (Сура 4; аят 1).
‫ﺳﺪِﻳﺪًا‬
َ ‫ﻻ‬
ً ‫ﻦ ﺁ َﻣﻨُﻮا اﱠﺗﻘُﻮا اﻟﱠﻠ َﻪ َوﻗُﻮﻟُﻮا َﻗ ْﻮ‬
َ ‫(ﻳَﺎ َأﱡﻳﻬَﺎ اﱠﻟﺬِﻳ‬70) ‫ﻋﻈِﻴﻤًﺎ‬
َ ‫ﻄ ْﻊ اﻟﱠﻠ َﻪ َو َرﺳُﻮَﻟ ُﻪ َﻓ َﻘ ْﺪ ﻓَﺎ َز َﻓﻮْزًا‬
ِ ‫ﻋﻤَﺎَﻟ ُﻜ ْﻢ َوَﻳ ْﻐ ِﻔ ْﺮ َﻟ ُﻜ ْﻢ ُذﻧُﻮَﺑ ُﻜ ْﻢ َوﻣَﻦ ُﻳ‬
ْ ‫ﺢ َﻟ ُﻜ ْﻢ َأ‬
ْ ‫ﺼِﻠ‬
ْ ‫ُﻳ‬
«О, вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите слово прямое. Он устроит ваши дела и
простит вам Ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику получит великую прибыль».
(Сура 33; аят 70, 71).
Поистине нет другого пути к взаимному пониманию и сближению между мусульманами кроме
как пути мудрого диалога, стремления к взаимопониманию и братству. Тема, касающаяся диалога,
между мазхабами4 и различными течениями Ислама многогранна, ее нельзя описать одним словом, но
ясно одно - диалог между течениями Ислама должен быть.
1. Шаг на встречу с обеих сторон имеет очень важное значение, и, пожалуй, это единственный,
правильный и продуктивный путь к единству между мусульманами.
2. Такой диалог единственный шанс сближения мусульман в сложный период для приверженцев
Ислама всего мира.
Эта книга - попытка излечить мусульман и дать им методологию к правильному диалогу,
уважению сторон и взаимопониманию. Мой двенадцатилетний опыт дискуссий и диспутов с так
называемыми салафитами (ваххабитами), опыт как бывшего последователя этого учения,
испытавшего эту идеологию на себе, будучи учащимся в Йемене, во многом помог мне. Я написал
книгу под названием «Общие точки соприкосновения между шиитами - имамитами и гулат»5, однако
после того, как я пересмотрел свои взгляды, написал книгу под названием «Мой переход из
                                                            
4 Мазхабы – религиозно-правовые школы, имеющие непосредственное и исключительное отношение к
исламской юриспруденции и праву. В суннитском Исламе известны 4 основные правовые школы (Ханафи, Малики,
Шафии, Ханбали).
5 Гулат – происходит от «гулув» переходить рамки дозволенного. Гулатами принято называть тех, кто обычно
обожествляли имамов из рода пророка и в особенности Али (мир ему!). Однако этот термин также применяем и к
различным течениям, преступающим пределы Аллаха в различных других религиозных аспектах.


 

ваххабизма в шиизм». В этой книге я постарался раскрыть истинность шиитской идеологии, её
особенности и богатый духовный потенциал.
Ниже мне бы хотелось рассмотреть некоторые моменты, касающиеся диалога между шиитами и
ваххабитами.
В поисках точек соприкосновения необходимо придерживаться темы дискуссии, а не обсуждать
общие принципы. Надо выбрать одну какую-нибудь тему, например дискуссия касательно хадиса
«Сакалайн»6. В своём большинстве ваххабиты не в состоянии понять, когда им стараются объяснить
общие принципы шиизма. Поэтому было бы лучше начать дискуссию, относящуюся к одной какойнибудь теме, или аяту, или хадису, или даже одному моменту из хадиса. Такая дискуссия должна
проходить на научной основе. Необходимо сказать, что в научных заведениях, университетах, и
исследовательских центрах дискуссия всегда начинается с общих сведений, затем делается упор на
одну тему, на одном частном вопросе.
Считаю ошибочным, что мы часто начинаем дискуссии не с хадиса «Сакалайн». В любом случае,
если говорить о достоинстве имама Али (мир ему!) этот хадис имеет непосредственное отношение, в
первую очередь, к его светлости имаму Али (мир ему!), помимо этого указывает на достоинство и
руководство других имамов рода Пророка (да благословит Аллах его и его семейство!)!
Необходимо указать на то, что если противники шиитов и признают достоинства и благородные
качества кого-либо7 помимо его светлости имама Али (мир ему!), тем не менее, эти их достоинства не
указывают на факт необходимости повиновения и следования им в общественных и политических
вопросах. В то же время хадис «Сакалайн» имеет непосредственное указание повиноваться Ахл аль
Байт, а значит и имаму Али (да будет мир с ним!). Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его
семейство!) ясно указал в этом хадисе: «Если будете держаться их, (Корана и Ахл аль Байт) вы не
заблудитесь»
Также было бы прекрасным вести дискуссию исключительно о Коранических аятах. Прекрасен в
этом роде аят «Татхир», который имеет непосредственную связь с хадисом «Сакалайн». Все сунниты
признают, то, что хадис «Киса»8 и хадис «Сакалайн» имеют между собой определённую связь.
Моё указание на то, что необходимо начинать дискуссию с хадиса «Сакалайн», основывается на
том, что в первую очередь на это указывал сам посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его
семейство!). Его светлость указал на то, что держаться их, (Ахл аль Байт) есть спасение уммы от
заблуждения и разногласий. Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!) до
последних дней своей жизни указывал мусульманам на этот важный момент. Помимо всего этого,
хадис «Сакалайн» - есть последнее обращение посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его
семейство!) к исламской умме, и последнее, что он оставил мусульманам (т.е. Коран и Ахл аль Байт).
На своём опыте, могу сказать, что основной причиной того, что большинство ваххабитов и
суннитов, которые приняли шиизм, стал именно хадис «Сакалайн». Несомненно, одна из наших целей
- это донесение до мусульман истины, и, также несомненно, что большинство жаждущих истины
последуют за призывом дорогого посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его семейство!)
обращённого к исламской умме через века. За весь многолетний опыт дискуссий я хорошо понял, что
                                                            
6 В этом хадисе приводится, что посланник Аллаха сказал: «О, люди! Я оставляю среди вас две ценные вещи,
книгу Аллаха и мой род. Держитесь их и не заблудитесь вы!»
7 Имеется в виду признание суннитами достоинств первых 3-х халифов.
8 Одним из доводов того, что данный аят (Татхир) был ниспослан о Ахл аль Байт, является хадис к комментарию
данного аята. Хадисоведы назвали этот хадис "Киса". По значимости и большому числу передатчиков этот хадис не
менее важен и влиятелен, чем хадис «Сакалайн». Хаким Нишапури приводит этот хадис в своём «Мустадрак» от
Абдуллы ибн Джафара ибн Абу Талиба, который сказал: «Однажды посланник Аллаха, почувствовав, что к нему
нисходит божественное откровение, сказал: «Позовите ко мне их!» Сафия спросила: «Кого позвать о, посланник
Аллаха?» Он сказал: «Ахл аль Байт (людей моего дома) Али, Фатиму, Хасана, Хусейна». Когда они пришли,
посланник Аллаха накрыл их накидкой «Киса» и, обращаясь к Аллаху, сказал: «О, Аллах! Они моё семейство!
Благослови Мухаммада и род Мухаммада!» после чего был ниспослан аят «Татхир»:
‫ﻄﻬِﻴﺮًا‬
ْ ‫ﻄ ﱢﻬ َﺮ ُآ ْﻢ َﺗ‬
َ ‫ﺖ َو ُﻳ‬
ِ ‫ﻞ ا ْﻟ َﺒ ْﻴ‬
َ ‫ﺲ َأ ْه‬
َ ‫ﺟ‬
ْ ‫ﺐ ﻋَﻨ ُﻜ ُﻢ اﻟ ﱢﺮ‬
َ ‫ِإ ﱠﻧﻤَﺎ ُﻳﺮِﻳ ُﺪ اﻟﻠﱠ ُﻪ ِﻟ ُﻴ ْﺬ ِه‬
«Поистине Аллах хочет удалить скверну только от вас, семьи его дома и очистить вас полным очищением».
Далее, к комментарию хадиса, Хаким говорит: «Этот хадис имеет достоверные передатчики».
Хадис «Киса» приводится к комментарию аята «Татхир».


 

шиито-суннитский спор имеет древние корни в Исламе, но они все, же не имели такой острый
характер, подобно ваххабитско-шиитским разногласиям. С пришествием в мир Абд аль Ваххаба9 эти
разногласия приобрели ещё более масштабные размеры, так, что в настоящее время мы находимся в
огне смуты, распространителем которой, несомненно, можно назвать ваххабитское движение. Наши
общие враги также прилагают много усилий, чтобы негласно оказать поддержку этому движению.
Поэтому нам необходимо, прежде всего, начать диалог, основанный на логике и здравом уме, чтобы
был первый хороший результат от таких встреч и бесед.
3. Необходимо также разъяснять людям роль династии Омейядов, которая приложила большие
усилия для отдаления людей от семейства посланника Аллаха (да будет мир с ними!).
Это - три, на мой взгляд, основных темы, на которые необходимо опираться при ведении
дискуссий с ваххабитами.
И’сам Али Яхья аль И’мад

                                                            
9 С.м. примечание.


 

Как представить ваххабитам шиизм?
В данной работе я старался представить особенности шиизма таким образом, чтобы рассеять
идеологическую ограниченность представителей других течений и изменить их взгляды в отношении
шиизма. На мой взгляд, до тех пор, пока мы не изменим их мнение, дискутировать с ними не имеет
смысла и не даст желаемого результата.
Если мы хотим добиться в этом поставленной цели, то, на мой взгляд, необходимо использовать
метод, состоящий из трех этапов, который следует применять поэтапно в строгой последовательности
– иначе другим мусульманам не избавиться от заблуждения и не постичь истинность и особенности
имамитской доктрины. Мы должны убедить их в том, что их пренебрежение трехэтапным методом
привело к тому, что их метод исследования шиизма стал далеким даже от суннитского. Именно
поэтому образ шиизма, представленный последователям Абд аль Ваххаба, не имеет ничего общего с
суннитскими взглядами об этом течении.
Подобное исследование имеет большое значение еще и потому, что до сих пор не проводилось
научных и исследовательских работ относительно того, как правильно дискутировать с ваххабитами,
не исследовались отличия между взглядами ваххабитов и суннитов в отношении других течений
Ислама, в то время как эти разногласия во мнениях о шиизме не безосновательны.
Несомненно, начало подобных разногласий следует искать в существенных отличиях двух
концепций. Очевидно, что между идеологией, которой придерживаются ваххабиты и образом, в
котором они рассматривают шиизм, существует тесная связь. Если использовать не научные и не
обоснованные методы, в основе кот