• Название:

    Аракелян, Б. Н. (1974) Основные результаты раск...

  • Размер: 2.61 Мб
  • Формат: PDF
  • или

    ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСКОПОК ДРЕВНЕГО АРТАШАТА
    В 1970—1973 ГОДАХ
    Член-корр. АН Арм. С С Р Б. Н. А Р А К Е Л Я Н

    После падения государства Урарту в первой половине VI в. до н. э.
    возникает армянское государство, которое, однако, было подвластно
    сперва Мидии, затем Ахеменидскому Ирану. Упраздненное Дарием I армянское государство вновь возникает после крушения Ахеменидской
    державы и вскоре становится одним из значительных государственных
    образований Передней Азии. В этот период завершается также (процесс
    формирования армянского народа. В ~чюху эллинизма (III—I вв. до
    н. э.) Армения переживает значительный прогресс как в социально-экономичеоком и политическом, так и в культурном отношениях. В III—I вв.
    в Армении возникает более двух десятков больших и малых городов,
    развиваются ремесленное производство и торговля, чему в значительной
    мере способствовали проходившие через Армению магистральные пути
    международной торговли. На базе социально-экономического прогресса
    и при наличии благоприятных политических условий большого развития достигает также культура древней Армении.
    Однако, как ни парадоксально, материальная культура этого (весьма важного периода оставалась до последних десятилетий малоизвестной и наименее изученной. В целях ликвидации существенного (пробела в археологическом изучении Армении в 1949 г. были предприняты
    раскопки древнеармянской крепости Гарни, в 1962 г.— древнего Армавира, а в 1970 г.— столицы древней Армении Арташата. Работы повсеместно оказались успешными; открыто множество памятников архитектуры, культуры и искусства, добыт богатый и разнообразный археологический материал. О результатах раскопок крепости Гарни и древнего
    Армавира сделано много сообщений, опубликованы книги и статьи, но
    арташатский материал еще не введен в научный оборот; это сообщение,
    посвященное результатам работ »в Арташате в 1970—1973 гг., носит
    предварительный характер.
    Арташат (Артаксата античных авторов) был основан царем Арташесом I в 80—70-х годах II в. до н. э., после того как Армения, подвластная Селевкидам, приобрела свою независимость. В своих сообщениях об Артаксате Страбон пишет: «Это 'благоустроенный город и столица страны. Она 'расположена на схожем с полуостровом выступе, а
    перед ее стенами кругом проходит река, за исключением пространства
    на перешейке, которое огорожено рвом и валом»1. Плутарх, рассказы1

    Страбон, География, кн. XI, гл. 14, 1964. стр. 498.

    Основные результаты раскопок древнего Арташата 2

    вая об основании Арташата, заключает: «Возник большой и очень красивый город, которому царь дал свое имя и провозгласил его столицей
    Армении»2. Римский полководец Лукулл увещевал свои войска, вторгшиеся в Армению, запастись терпением, пока не будет взят Арташат —
    армянский Карфаген — и стерт с лица земли3.
    Удачное местоположение/ единая планировка, красивая застройка и благоустроенность, вероятно, и послужили основой предания, что
    выбор места для городов был сделан Ганнибалом, которому царь Арташес поручил надзор над строительством города. Мовсес Хоренаци сообщает, что место для возведения города выбрал Арташес, которому понравился холм у слияния реки Мецамор с Араксом, и здесь он построил
    город, назвав его своим именем—Арташат. В городе возводились храмы, в которых были поставлены статуя Артемиды (сопоставленной с богиней Анаит) и все идолы предков армянских царей. Статуя Аполлона
    (сопоставленного с -богом Тиром) была поставлена вне города, у дороги. Хоренаци далее рассказывает, что-Арташес .из Ервандашата перевез в Арташат все примечательное, и им самим было создано еще больше в городе, как это подобало царской резиденции. Арташат стал столицей армянского государства, опиравшегося, в отличие от древних государств Ближнего Востока, на единый этнический состав населения. Вскоре город превратился в крупнейший центр не только политической, но и
    экономической и культурной жизни страны. Этому способствовали как
    плодородные нивы, сады, виноградники Араратской долины и
    дальнейшее развитие орошаемого земледелия, так и процветание здесь
    ремесел и торговли. Находясь на северной магистрали торговых путей
    Востока с Западом, Арташат -был признанным центром международной
    караванной торговлю, а также крупнейшим культурным центром
    древней Армении. В течение пяти столетий Арташат был столицей Армении и находился в центре событий, порой имевших решающее значение для исторических судеб армянского народа.
    Арташат был сожжен и сравнен с землей весною 59 г. римским полководцем Корбулоном, но спустя четверть века был восстановлен основоположником династии армянских Аршакидов Трдатом I и вновь стал
    процветать. В 114 г. император Траян начал свой широко задуманный
    восточный поход. Вторгшись в Армению, Траян объявил страну римской провинцией. В 116 г. была взята столица Арташат. Упорное сопротивление и восстания против римлян, вспыхнувшие в Месопотамии, Армении и Осроене, заставили императора покинуть Восток. В 117 г. римляне ушли из Арташата, не причинив, видимо, ущерба городу. Несколько позднее, в 163 г., римские войска вновь оказались у стен Арташата
    и после осады ворвались в город, учинив грабеж и разрушение.
    2
    Плутарх,
    зтр. 199.

    Сравнительные жизнеописания з трех томах, т. II, М., 1963, XXXI,

    3 Там же, стр. 200.

    46

    Б. Н. А ракеля и

    Против римлян снова поднимается восстание, центром которого,
    очевидно, был Арташат. После подавления восстания римляне перенесли столицу из непокорного и частично разрушенного Арташата в Вагаршапат, назвав его Кайиеполис (Новый город) 4 . Тем не менее Арташат все еще остается крупным торгово-ремесленньгм городом и вскоре
    восстанавливается его прежнее значение столицы. В 183 г. в Арташате
    была выпущена городская монета с надписью АРТАЕ1САТ5Ж МНТРОПОЛЕОС. Однако город теряет свое былое величие. Вследствие изменения русла рек вокруг города образуются болота, и в 30-х годах IV в.
    царь Хосров Котак переносит свою резиденцию из Арташата в Двин.
    Сюда добровольно, как сообщает Мовсес Хоренаци, переселилась часть.
    горожан5. Спустя четверть века Арташат подвергается страшному опустошению. В 60-х годах IV в. вторгшийся в Армению сасанидский шах
    Шапур II, разрушив города Армении, угнал в Иран их население. Историк Павстос Бузанд, рассказывая о взятии и ограблении царской крепости Артагерса персидскими войсками, пишет: «После этого они пришли к большому городу Арташату, взяли его, разрушили стены, забрали
    хранившиеся там сокровища и всех жителей города увели в плен. Из^
    города Арташата увели в плен девять тысяч семейств евреев, которых
    привел в плен из Палестинской страны царь Тигран Аршакуни, и сорок
    тысяч семейств армяй, которых увели (в плен) из города Арташата.' Из
    городских строений деревянные подожгли и сожгли, каменные срыли,
    так и стену; все здания города разрушили до основания, камня на камне
    не оставили, город, лишив всех жителей, превратили в безлюдную пустыню»6. Сведения летописца как о численности плененного населения, так и об учиненных персидскими войсками разрушениях города
    преувеличены.
    Сообщения других летописцев V в. показывают, что жизнь в Арташате после разрушения его Шапуром II частично восстанавливается,,
    и город, хотя сильно захирел, все же до V в. сохранил наряду с Низибином и Калжшкумом значение признанного пункта международной торговли между Западом и (Востоком. Во второй половине V в. Арташат
    теряет свое значение городского центра и в последний раз упоминается
    в VII в. как крепость.
    Местонахождение развалин Арташата долгое время являлось предметом споров. Однако у археологов не было сомнения в том, что Арташат был расположен на холмах Хор-Вирапа, где впоследствии возник
    одноименный монастырский комплекс. Развалины Арташата находятся
    на левом берегу реки Араке, у подножия горы Арарат.
    4

    К. В. Т р е в е р,
    стр. 227—228.
    5
    6

    Мовсес

    Очерки

    Хоренаци,

    по истории культуры древней Армении, М.—Л., 1953,.
    История Армении, кн. III, гл. 8.

    «История Армении Павстоса Бузанда». Перевод с древнеа.рмянского и комментарии М. А. Геворкяна. Ереван, 1963, стр. 133.

    Основные результаты раскопок древнего Арташата

    47

    В 1967 г. ъ селении Покр-Веди, расположенном на территории
    древнего города, были найдены две латинские надписи. Одна из них была высечена на надгробной плите воина векселяции I Йталикского легиона, а другая, оставленная на месте велением императора Траяна,
    большими буквами вырезана на пяти плитах высотой 0,8 метра и общей
    длиной 8,5 метра. Она перечисляет титулатуру Траяна и сообщает о каком-то строительстве Четвертым скифским легионом7. После этого открытия археологическое изучение Арташата стало неотложной задачей.
    В октябре 1970 г. археологическая экспедиция приступила к раскопкам этой столицы древней Армении. После тщательного обследования
    местности и сбора материала стало ясно, что цитадель города и некоторые его кварталы были расположены на девяти холмах, которые были обнесены крепостными стенами, соединявшимися друг с другом узки•ми «коридорами», построенными на седловинах между холмами. Таким
    образом, стены всех холмов образовали единую, весьма обширную и
    мощную систему укреплений. У подножия холмов до сих пор видны следы широкого рва, заполнявшегося водой, а за рвом сохранились остатки земляной насыпи — вала.
    Городские кварталы простирались дальше холмов, на равнине, особенно в северном и северо-восточном направлениях, а к югу до ходил л
    до берегов р. Араке. Арташат был поистине крупным городом, занимавшим территорию в 400—500 гектаров. Наблюдения и раскопки показывают, что крепостные стены города были построены из местного красноватого камня и серого мрамора, который без полировки не отличается
    от обычного камня.
    Раскопки 1970 г. на северо-восточном склоне самого большого и высокого холма показали, что крепостные стены здесь образуют двойную
    линию, при этом наружная, более древняя линия снабжена контрфорсами, а внутренняя идет параллельно первой и сохранилась местами
    высотой до трех метров. На холмах видны не только следы крепостных
    стен, но и жилищ и других сооружений. Монументальные здания, украшенные колоннами, были построены из мелкозернистого известняка, добываемого недалеко от города. Найдены строительные камни, базы и
    фусты от колонн и другие архитектурные детали из известняка (рис. 1).
    В 1971—1973 гг. раскопки были сосредоточены на крайнем северовосточном (по нумерации экспедиции—№ 1) холме. Выяснилось, что
    жизнь здесь началась в первой половине II в. до ж. э., со времени основания города, и продолжалась до середины I в. н. э. После разрушения
    Арташата Корбулсном жизнь на холме № 1 не возобновилась. Это обстоятельство позволяет довольно точно определить хронологические
    рамки найденных здесь разнообразных археологических предметов.
    В 1973 г., после завершения раскопок холма № 1, экспедиция приступи7

    См. «Историко-филологический журнал», 1967, № 4, стр. 302—311; «Вестник древней истории», 197], № 4, стр. 114—118.

    5 Б. Н. А ракеля и

    ла к раскопкам холма № 8, расположенного на противоположной, югозападной части города, ближе к берегу р. Араке. Такое решение продиктовано было тем, «что жизнь на этом холме, судя по предварительным
    наблюдениям, продолжалась почти д о конца существования города, т. е.

    Рис. 1.

    почти до IV в. Раскопки на холме № 8 подтвердили

    наши

    предполо-

    жения.
    Благодаря раскопкам на холмах №№ 1 и 8 открыты архитектурные
    и другие памятники, обнаружен археологический материал, относящий-

    Основные результаты раскопок древнего Арташата

    49

    ся ко ©сем этапам жизни города. Это позволяет следить за ходом развития строительного дела, искусства, ремесленного производства, быта
    населения, материальной культуры в целом.
    Холм № 1 обнесен крепостной стеной в виде неправильного треугольника. Выступы, контрфорсы и угловые полукруглые башни стены
    расположены так, чтобы защитникам города удобно было поражать подошедшего к стенам неприятеля как с фронтальной стороны, так и с
    флангов. Против штурмующего стену врага применялись все виды оружия, в том числе катапульты и пращи, о чем свидетельствуют раскопанные у стены каменные ядра разных размеров. Осадные машины и вра-

    Рис. 2.

    жеские воины забрасывались горящей нефтью, хранящейся в больших
    глиняных сосудах-карасах: остатки отвердевшей нефти обнаружены у
    стен в нескольких пунктах. О применении «нефти в оборонительных целях интересные сведения сохранил римский историк начала III в. н. э.
    Кассий Дион. Он сообщает, что лри осаде Тигранакерта Лукуллом защитники города нанесли большой вред ему «метанием стрел и сбрасыванием на осадные машины нефти, которая воспламеняется так, что сжигает все, к чему прилипает, и нельзя потушить ее» 8 .
    При раскопках на холме № 1 открыты развалины д о 50 помещений:
    (рис. 2). Весьма интересно их расположение. Большая часть помещений
    примыкает к крепостным стенам, образуя треугольник с внутренним
    двором, на который выходили помещения, примыкавшие к крепостной
    стене. На северо-западной и северо-восточной сторонах двора расположено около 10 помещений центральной части холма, которые отделены
    8 С а 55, Г) 10, XXXVI, I.
    4 ^шЦЬи, л» 4

    50

    Б. Н. А ракеля и

    от таковых, непосредственно примыкавших к крепостной стене коридорами-проходами, удобными для передвижения
    воинов — защитников
    города (рис. 3).

    Рис. з.

    Совершенно очевидно, что холм застраивался по хорошо задуманному единому плану, приспособленному к задачам обороны города. Помещения, примыкавшие к треугольнику крепостных стен, служили жилищами для воинов и мастерскими ал я кузнецов-оружейников. Помещения же, расположенные внутри треугольника и отделенные от жилищ,
    примыкавших к стенам, были, вероятно, жилищами семейств воиновкомандиров и служили также хранилищами. В одном из них, например,
    хранилась нефгь в больших карасах. Холм № 1, очевидно, имел оборонное назначение.
    Подобно холму № 1 холм № 8 также застроен по единой планировке. Здесь тянется ряд помещений, примыкавших к крепостной стене и
    отделенных от строений в глубине холма улицей-проходом. На холме
    № 8 прослеживаются три-четьгре строительных периода, однако общая
    планировка строений не сильно нарушена. На холме открыты остатки
    множества помещений, мастерских, а также баня (рис. 4), состоящая
    из трех отделений и имеющая систему отопления из-под пола (гадтокауст). Эта баня, обычная для античного времени и простая по строе-

    Основные результаты раскопок древнего Арташата 8

    нию и отделке, датируется III «в. и. э. Недалеко от бани, на противоположной стороне улицы, была открыта гончарная лечь для обжига керамических сосудов и труб для водопровода города. Хотя раскопана только часть холма № 8, однако уже выясняется характер этого квартала,
    населенного в отличие от холма № 1 не воинами, а неимущими горожанами, преимущественно, возможно, ремесленниками.

    Рис. 4.

    Стены открытых на холме № 1 строений возведены из местного рваного камня, а на холме № 8, в самом верхнем, т. е. -позднем слое, датируемом IV в. н. э., встречаются и глинобитные стены с не толстой известковой обмазкой, что свидетельствует об упадке города. Крыши зданий были покрыты черепицей, по форме характерной для античного
    времени, явно отличной от черепиц раннего средневековья. Нахождение
    черепиц на холмах № 1 и 8, а также в разных частях города свидетельствует о широком применении кровельной черепицы начиная со II в. д о
    н. э. В архитектурном убранстве зданий применялись также внутренние
    профилированные карнизы разных размеров (из известкового раствора), хорошо известные в строительной технике эллинистической эпохи.
    Обнаружены следы стенной росписи, выполненной яркими минеральными красителями и их полутонами. Особенно выделяется красная краска,
    вероятно запсНх, которая, по свидетельству Плиния Старшего, вывозилась из Армении в Рим.
    Город имел систему водоснабжения, для строительства которой трименялись гончарные трубы.
    В храмах Арташата стояли скульптуры божеств и предков армянских царей. Об этом сохранились сведения у Мовсеса Хоренаци. Нам
    посчастливилось на втором году работ обнаружить и скульптурные па4*

    Б. Н. А р а к ел ян

    мятники. В 1971 г. в одном из помещений центральной части холма была обнаружена часть мраморной «плиты со стопой ноги от мраморной
    статуэтки, а под стеной другого помещения, на глубине 0,4 метра, была
    обнаружена великолепная женская мраморная статуя (голова, к с о ж а лению, не сохранилась). Тончайший хитон (нижняя о д е ж д а ) не скрывает наготу женской фигуры, а гиматий (ткань-накидка), обволакивая
    бедра фигуры пышными складками, ниспадает вниз к пьедесталу
    (рис. 5). Легкий наклон верхней части фигуры влево, приподнятая вверх
    правая рука (к сожалению, не сохранившаяся),
    слегка
    согнутая
    правая нога и линии пышных складок гиматия придают фигуре динамичность и грациозность. Судя по
    художественным и стилистическим
    особенностям арташатская мраморная статуя является произведением
    позднеэллинистического времени и
    может быть датирована концом
    II—началом I вв. д о н. э. Она принадлежит к числу драпированных
    скульптур молодых женщин этого
    времени и претендует повторить замечательные формы скульптур Греции классического времени, в частности изящные черты статуй школы Праксителя- Д в е скульптуры
    этой группы найдены в Родосе к
    хранятся в Британском музее, одна
    найдена в Вифинии, другая —
    Афинах (хранится в национальном
    музее греческой столицы) 9 . Арташатская статуя один из лучших образцов этой группы.
    На том же холме № 1 в 1970 г.,
    почти на поверхности земли — на
    глубине 10—15 сантиметров—быРис 5.
    -ли найдены тончайшие золотые листья, скомканные, сжатые, видимо, в кулак (два комка). В них оказались 22 листика, похожие на листья платана, считавшегося священным
    9

    М. В I е Ь е г, ТЬе 5си1р1иге оГ 1Ье НеПегПзПс А # е . №е\у Уогк, 1955, стр. 144.
    рис. во?. 610;
    М е г с а Д е , Ап т и з ! с с!е Е)е1оз, Е1ис1е зиг 1а зсЫрИге 11е1кеп1зИцие
    •еп гопс1е Ьоз<е, <1есоиуег1е с!апз 1'11е, Р а п з . 1969, табл. XXXII. XXXV; К. Ног к н .
    51е1тепбе ^е1Ы1сЬе Ое\уапсЫа1иеп с!ег ИеПегПзИсНегг Р1а5ик („Кот1$с1»с М т е Н и п & е п " ) ,
    1931, Ег^апгип^зНеПе, II, стр. 8Р -90; I . А 1 5 с И е г, ОПесЫзсНе Р1аМ1кг т. IV» ВесИп, 1957, рис. 19.

    Основные результаты раскопок древнего

    Арташата

    53

    деревом, и четыре листика, похожие на листья оливкового дерева (рис. 6).
    Очевидно, они являлись частями золотого венца и попали сюда случайно. Большинство же найденных металлических предметов относится к
    производству оружия и художественному литью. На холме № 1 обнаруж е н о «более 3000 железных наконечников стрел нескольких видов, важных для установления форм и особенностей наконечников стрел местно-

    Рнс. 6.
    го производства II—I в©, до н. э. Найдены также железные наконечника
    копий, Л'ропшшв, кинжалы, меч, ножы и другие предметы.
    Среди предметов художественного литья особо выделяется серебряная фигура козла (рис. 7). Несмотря на некоторую статичность, она довольно «выразительна. Аналогичная фигура козла найдена в Валахии и
    датируется (хотя и с оговоркой) У з . д о н. э. 10 Арташатокая фигура может быть отнесена к III—II вв. д о н. э. Обнаружены также художественно оформленные ручки серебряных сосудов. Одна из них была прикреплена к сосуду вертикально и завершалась фигурой 'крылатого амурчика
    (рис. 8), другая ручка — горизонтально и изображает гштпокампа (морского конька). Тело серебряной фигуры, покрытое рыбьими чешуями,
    10

    Мог. и теш а Огаеса е1 Кош а па, \го1. V. (леек т т о г Лг(5, 1«еи1еп( 1967, с р . 1
    табл. 33. фиг. 97.

    Б. Н. Аракелян

    Рис. 7.

    позолочено. Обе фигуры найдены в слое II—I вв. до. н. э. Фигура а м у р чика и пш-покампа, к а к произведения прикладного искусства, и-меют
    ярко выраженный эллинистический облик, в то время как д р у г а я ручка, л и т а я из бронзы, з а в е р ш а е т с я головкой д р а к о н а , имеющей местные,
    восточные, черты.
    При раскопках о б н а р у ж е н ы каменные мельницы античного времени с характерными д л я них ф о р м а м и , б о л ь ш а я . с т у п к а , о т л и ч а ю щ а я с я от
    средневековых, к а м е н н ы е вазы из б а з а л ь т а и известняка, вазы на с р а в -

    Основные результаты раскопок древнего Арташата 12

    нительно высоких ножкат, сделанные нз цветных камней
    (серпентина,
    порфирита), более ранние образцы которых во множестве найдены в.столице Ахеменидов—Персеполе 1 1 . В Арташате найдена также тарелка из
    лазурита, на тыловой части которой выцарапана арамейская надпись,
    которая, к сожалению, плохо читается ввиду ее фрагментарности.

    Рис. 8.

    1

    Рис. 9

    Среди находок наиболее массовыми являются керамические изделия. Обнаруженная в Арташате керамика чрезвычайно богата и разнообразна как по .В'идам изделий, так и по отделке п художественному
    оформлению. Важно подчеркнуть, что керамические изделия, представляют собой, с одной стороны, вековые традиционные формы местного
    производства, а с другой—новые виды и типы, сугубо характерные для
    эллинистической эпохи. Такими являются, например, ойнахои, амфоры,
    кратеры, «пелики, фляги, флаконы-уипветарии, тарелки терра-сигилата,
    тарелки для рыб и пр. Разнообразны также методы и способы отделки
    керамических изделий — покрытие разноцветными охрами (ангобирование), лощен.ие, (орнаментация граацровкой, 'кружочками, росписью. В
    художественной отделке и орнаментации керамических изделий роспись занимает особое место. Ома сделана красителями разного цвета на
    гладко лощенном светлом, розовом, красном фоне сосудов. Преобладает
    монохромная роспись на покрытом цветным ангобом фоне, но (применялась также и полихромная роспись. Среди орнаментальных мотивов доминируют геометрические узоры; нередки также стилизованные растительные мотивы, -встречаются фигуры животных и птиц.
    21

    См. Е. 5 с И П1 I с! I, РегзероПз С1иса§о, 1957, табл, 57, 58.

    Рис. 10.
    Роопись керамических изделий в Армении имела многовековую историю: наиболее интенсивно применялась в первой половине II тысячелетия до н. э . — в эпоху средней бронзы; позднее встречается реже, но
    пышного расцвета достигает в III — I вв. до н. э., приобретая
    характерный для той эпохи эллинистический облик, и становится довольно обширной областью народного художественного творчества.
    Неожиданными д л я экспедиции были находки урартской керамики,
    светильников и особенно фрагментов кара-сов с веревочным орнаментом

    Основные результаты раскопок древнего

    Арташата

    ->7

    под венчиком и треугольными «выемами на тулове. Под полом здания
    эллинистического времени была найдена урартская печать. Эти находки показывают, что урарты владели не только западной, но и восточной
    частью плодородной Араратской равнины, но насколько далеко они

    Рис. 11.

    продвинулись ыа юго-восток на.территории к северу от Аракса, пока неизвестно. Вряд ли Нахчаваиская равнина, находящаяся напротив Маку
    (где найдена урартская надпись), могла оставаться в стороне от урартских походов, тем более, что через «нее проходила дорога, идущая из
    Атропатены, где т а к ж е найдены урартские надписи VII в. до н. э.
    Совершенно новым явлением в культуре и искусстве древней Армении была коропласти'ка — изготовление терракотовых статуэток элли-

    15 Б. Н . А ракеля и

    нистнческого типа. Если при расколках б Гарии была найдена лишь одна
    терракотовая статуэтка, а в Армавире — три-четыре, то в Арташате
    число их доходит до нескольких десятков. Наиболее характерным для
    арташатоких статуэток является образ матери с ребенком (рис. 9). Эта
    композиция хорошо известна в античном ми,ре — так изображались Артемида, Афродита, Кибела, Анаит. В арташатской группе изображена,,
    вероятно, Анаит в своеобразной композиции: мать сидит, накинув на голову накидку, а голый малыш стоя опирается о грудь матери. Местные
    самобытные черты свойственны также статуэтке голой женщины, играющей на лютне.
    Всадники терракотовых статуэток Арташата изображены как обычно, а кони — в стремительном беге или вздыбленными (рис. 10).
    Главное достоинство арташатских терракотовых статуэток — самобытность их форм и композиции. Как по композиции, так и по стилистическим особенностям они близки к статуэткам восточных стран эллинизма. Аналогичные статуэтки обнаружены, например, в Селевкии-наТигре 12 . В Арташате найдена также фигура Сатира, довольно хорошей
    сохранности. Она изготовлена из местной глины, однако по типично
    эллинскому или западно-эллинистическому образцу.
    Стеклянные изделия, найденные в Арташате, несмотря на их док*
    ограниченное количество, представляют значительный интерес. На холме № 1 обнаружены фрагменты массивных цветных стеклянных чаш
    местного производства, изготовленных архаичной техникой штампования в форме, а выдувных склянок или флаконов вовсе не найдено. Это
    вполне объяснимо, так как жизнь на этом холме прекратилась в середине I в. н. э., а способ выдувания стекла был открыт всего лишь в начале того же века. Выдувать стеклянные изделия в Армении стали не
    раньше второй половины I в. н. э. На холме № 8, где жизнь продолжалась до IV в., а также в погребениях первых веков нашей эры обнаружены выдувные склянки, как привозные, так и местного производства.
    К числу наиболее значительных открытий в Арташате относятся
    монеты. В 1971 т. на холме № 1 'был найден клад серебряных монет
    Тиграна II. Клад состоит из 28 монет, 27 драхм и 1 тетрадрахма с изображением Тиграна II на лицевой стороне, богини Тихе-Анаит, у ног которой плывет речное божество; на оборотной стороне помещены надписи на греческом языке Ваэиевд Вдембшу Г^рсгуоо (на монетах, чеканенных в Арташате и Тиграиакерте) и ВааЛею; Тс^рауой (на монетах, чеканенных в Антиохии и Дамаске). Эта самая крупная находка
    монет Тиграна II, обнаруженная при "раскопках. Монеты чеканены з
    разных городах обширного государства.Тиграна II в 76—74 гг. д о н. э.
    Предварительное изучение монет показывает, что для их чеканки были применены 1С—11 штампов, что свидетельствует о значительных
    12

    XV. I п я е п, Р1§иг1пез Гг )гп 5е1еус1а оп (Не Т1§П8, Ьопйоп,
    № 546, 555, табл. Х Х Х - 2 1 5 , X X X V — 2 5 3 , XXXVIII—275, 278.

    1939,

    Са1а1о&ие г

    Основные результаты раскопок древнего Арташата

    59

    масштабах выпуска монет Тигр а ном II (рис. 11). Дальнейшие раскопки
    показали, что помещение, где найден клад монет Тиграна II, служило
    мастерской для кузнеца-оружейника.
    На том же холме № 1, в одном 'из помещений центральной части,
    где находились кара-сы с нефтью, был обнаружен второй -клад античных
    монет, состоящий из 39 монет, из которых две—римские медные монеты .начала I в. (одна из них — Октавиана Августа). Остальные — серебряные монеты эллинистических стран, в том числе 16 селевкидских,
    13 каппадокийских, 6 парфянских, одна позднеафинская и одна — «варварское» подражение монете Александра Македонского. В основном монеты относятся ко II—I вв. до н- э., но встречаются также монеты конца
    III в. до и. | |
    Кроме указанных кладов, при -раскопках .найдено еще несколько мо-нет, в числе которых медная монета Тиграна II, медная монета
    его
    тестя — понтийского царя Митркдата VI Евпатора, чеканенная в Амисосе, медная монета Артавазда II с отметкой «А» (Арташат, т. е. выпущена в Арташате 13 ), римские медные монеты, селевкидские, парфянские
    и каппадокийские серебряные монеты.
    Находки в Арташате монет шести стран, а также металлических,
    каменных, глиняных и других изделий и предметов из пределов римской
    державы, из Ирана, Месопотамии, Сирии и Малой Азии воочию свидетельствуют, что Арташат был крупным центром международной торговли и имел не только широкие торгово-экономические, но и культурные
    связи со странами греко-эллинистическопо мира, а также Римом эпохи
    республики и империи.
    1

    *

    *

    В IV в. Арташат переживает глубокий упадок. Это произошло после
    перенесения 'резиденции армянских царей из Арташата в Двин, особенно вследствие разгрома города сасанидским царем Шалу-ром II в 60-х
    годах IV в. В условиях зарождавшегося феодализма античный город
    потерял свое прежнее значение, не мог быть восстановлен, вскоре угас
    и был заброшен.
    Раскопки некогда знаменитого города, вполне оправдавшие наши
    ожидания, 'будут продолжены десятилетиями и несомненно дадут новые
    материалы, имеющие исключительное значение для изучения истории и
    культуры Армении эллинистического периода, ее экономических и культурных связей со странами античного мира.
    13 Медные монеты, выпущенные армянскими
    царями династии
    Арташесидоз,
    удовлетворяли в основном потребности внутреннего рынка, в то время как серебряные
    монеты этих же д а рей имели хождение также в соседних странах эллинлстического млра. Поэтому «и находки этих монет в Сирии. Месопотамии, Малой Азии, Грузии. Кавказской Албании не единичны и не случайны.

    60

    Б. Н. Аракелян

    ՀԻՆ ԱՐՏԱՇԱՏԻ 1 9 7 0 — 1 9 7 3 ԹԹ. ՊԵՂՈՒՄՆԵՐԻ
    ՀԻՄՆԱԿԱՆ ԱՐԴՅՈՒՆՔՆԵՐԸ
    ՀՍՍՀ ԳԱ թղթակից-անղամ Р. ն. ԱՌԱՔԵԼՅԱՆ
    (Ամփոփում)
    Արտաշատը
    500

    տարի

    Հիմնադրվել

    հանդիսացել

    միավորիլ

    կենտրոնը՝

    րը ձեռնարկվեցին
    Լին

    ավելի

    լայն

    և
    մեծ

    ունեցել

    համակարգ,

    քաղաք,

    քարակերտ

    պի բաղնիքի,

    իրեր

    են արվեստի
    ծություն
    դարի

    րիշ

    և այլ
    11-ի

    տնտեսական
    շրջանում,

    անտիկ

    կրում

    շենքեր,

    մեծ

    կ՛տրած

    տի-

    զենքեր,

    արծաթե
    (մ.

    Տիգրան
    դրամները,
    դրամները։

    դրամներից
    արծաթ

    բաղկացած,

    և հռոմեական

    հայտնաբերումը։

    Բացի

    խեցեղեն

    պեղումները

    բացահայտում

    այլ

    եր-

    անտիկ

    և կավե

    արձանիկ-

    ունեցող

    թ.

    գործիք-

    Հայտնաբերվել՛

    ա. II

    ստեղծագոր-

    դարի

    վերջի

    և I

    արձանը։

    ներմուծված

    աշխարհի

    պեղված

    և այլ իրեր։

    պսակ,

    թողարկած

    և այլ

    զարգացման

    նաև ընդարձակ

    շնորհիվ
    սենյակների,

    մա՛սամբ

    նշանակություն

    են ներկայացնում

    37

    Պե ղումների

    քանակությամբ

    ժամանակների

    կանացի

    ենթադրել:

    ավերա՛կներ։

    ապակեղեն
    ոսկե

    է,
    եղել

    պաշտպանական

    բնակելի

    իսկ

    և

    էր

    շինությունների՝

    և այլ

    և բացառիկ

    28 արծաթ

    կարելի

    ջրմուղ:

    տասնյա՛կ

    են

    պարզված

    կառուցված

    5 0 ֊ ի ց ավելի

    գործեր

    և մշակութային
    ինչպես

    պեղումները

    հնոցի

    քաղաքներում

    գանձերի

    երկ բներից
    Արտաշատի

    պերը

    րնկնող

    կապագովկյան

    բաղկացած
    ո։

    թ.

    համեմատաբար

    տարածություն

    խեցեղեն,

    պետությունների

    Տիգրան

    1971

    թթ.

    հեկտար

    մնացորդներով,

    հ այտն ա բերվել

    մարմարե

    Արտաշատում
    նշել

    և հաջորդ

    շնորհիվ

    մինչև

    թրծման

    և սարքեր,

    կ արևորություն

    սելևկյան,

    պեղումնե-

    և 1973

    և հնարամտորեն

    Լ ուշ հելլենիստական

    լենիստական

    2.ուՐք

    ֊քաղաքական

    դիտողությունների

    են եկել

    Բարձրարվեստ

    սկզբի)
    Մեծ

    և

    վար լա

    400—500

    ամբողջովին
    երևան

    աչքի

    և այլն։

    1972

    РР՛

    հնագիտա՛կան

    ինչպես

    իսկ

    և սյունազարդ

    խեցեղենի

    Պե ղումն եր ով

    ներ

    քան

    ւղահեստների

    թաղամասում

    քարե

    թագավորության

    և այդ,

    է շուրջ

    է ընդարձակ

    արհեստանոցների,

    ներ,

    թթ.

    հնագիտական

    է մի թաղամաս

    կու այլ

    180— 7 70-ական

    Արտաշատի

    բնույթ,

    զբաղեցրել

    ավելի

    բացվել

    ա.

    ստացան։

    որ Արտաշատր
    է շատ

    թ.

    է հայկակա՛ն

    1970-ական

    ծավալ

    մ.

    մայրաքաղաքը։

    հետախուզական

    Պ հղումների

    Քաղաքն

    է

    11-ի

    ինչպես
    ինչպես
    երկու

    հեա։

    ՛և

    հել-

    պետք

    է

    պարթևական,

    պղնձե

    դրամներից

    II ֊ի՛

    և հարևան

    Առանձնապես

    դրամներից՚

    գտնվել

    են

    նաև

    իրեր։
    են Հայաստանի
    բարձր

    մակարդակը

    ա ռևտ ր ա-տն տ ե и ա կան

    երկրներ/։

    և Արտ ավաղդ

    հասարակականհին

    և մշակ՛ութային

    դարակա-