• Название: <4D6963726F736F667420576F7264202D20CFF0E5EF2E20CDE8EAEEE4E8EC20D1E2FFF2EEE3EEF0E5F62E20CDE5E2E8E4E8ECE0FF20E1F0E0EDFC2E727466>

Православие и современность. Электронная библиотека.
Преподобный НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ
НЕВИДИМАЯ БРАНЬ
Перевод с греческого святителя Феофана Затворника
Печатается по изданию: Невидимая брань. Блаженной памяти старца Никодима
Святогорца. Издание четвертое Афонского Русского Пантелеимонова монастыря.
Москва, 1904
© Издтельство им. Свт. Игнатия Ставропольского
© Издательство "Знамение" Санкт-Петербур, Москва, 2000.
Содержание
От издателей
Предисловие
Часть первая
1. В чем состоит христианское совершенство?
2. Никогда ни в чем не должно верить себе самим и надеяться на самих себя
3. О надежде на единого Бога и уверенности в Нем
4. Как узнать, с ненадеянием ли на себя и надеждою на Бога действует кто?
5. О погрешительности мнения тех, которые почитают чрезмерную печаль
добродетелью
6. Предел и пространство неверия себе и полного упования на Бога
7. О том, как надлежит нам упражнять ум свой, чтобы он не недуговал неведением
8. О том, почему неправо судим мы о вещах
9. О хранении ума от бесполезного многоведения
10. Обучение своей воли во всех делах искать одного благоугождения Богу
11. Напоминания, могущие подвигать волю нашу на желание делами благоугождать
Богу
12. О многих желаниях и стремлениях, сущих в человеке, и о борьбе их между собою
13. О том, как надлежит воевать против бессловесной воли чувственной
14. Когда высшая разумная воля кажется побеждаемою волей низшею и врагами
15. О том, что брань надо вести непрестанно и мужественно
16. Как воину Христову следует утром устрояться на брань
17. В каком порядке следует нам поборать свои страсти
18. Как поборать внезапно поднимающиеся движения страстей
19. Как поборать плотские страсти?
20. Как поборать нерадение?
21. Об управлении и добром пользовании внешними чувствами
22. Как предметы бывают средствами и орудиями к доброму управлению наших чувств
23. Как от чувственных впечатлений переходить к нравственно-назидательным урокам
24. Общие уроки об употреблении чувств
25. О том, как управлять языком
26. Как исправлять воображение и память
27. Воину Христову надлежит всевозможно избегать тревог и смятений сердечных
28. Что делать, когда бываем уранены на брани
29. Какого порядка держится диавол в ведении брани духовной
1

30. Как диавол утверждает грешников в рабстве греху
31. Как враг удерживает в своих сетях сознающих свое бедственное положение и не
приступающих к делу исправления
32. О кознях врага против тех, которые вступили на добрый путь
33. Как враг отклоняет от добрых дел и портит их.
34. Как враг сами добродетели обращает во вред делателям
35. Указания, благопотребные в деле препобеждения страстей и стяжания добродетели
36. О порядке стяжания добродетелей
37. Какие расположения требуются для успеха в стяжании добродетелей вообще
38. В добродетелях упражняться надобно со всем усердием и непрестанно
39. Не должно убегать встречающихся случаев к доброделанию
40. Должно любить случаи к добродетелям, особенно затруднительные
41. Как в разных случаях можно преуспевать в одной и той же добродетели
42. Сколько времени надлежит упражняться в каждой добродетели
43. О том, что не следует слишком сильно желать освобождения от претерпеваемых
скорбей, предаваясь всецело в волю Божию
44. Предостережение от злых советов диавола в добром
45. Как преодолеть склонность к строгому суждению о ближних
46. О молитве
47. Что такое умная, или внутренняя, молитва и каких видов она бывает
48. Как научиться молиться сим образом
49. О молитве, самим молящимся слагаемой
50. О кратких молитовках, или кратких молитвенных к Богу воздыханиях
51. О молитве Иисусовой
52. Способствование к успеху в навыкновении молитве
53. Дело молитвы в невидимой брани
Часть вторая
1. О Пресвятом Таинстве Евхаристии
2. Как надлежит принимать Святое Таинство Евхаристии
3. Как углублением в Таинство Евхаристии возгревать в себе любовь к Богу
4. О причащении духовном
5. О благодарении Бога
6. О преданности в волю Божию
7. О сердечной теплоте и об охлаждении и сухости сердца
8. О хранении и испытании совести
9. О приготовлении к брани с врагами в час смертный
10. О четырех бывающих в час смерти искушениях вражеских. - Первое искушение против веры, и о способе преодоления его
11. Второе искушение в час смерти - отчаянием
12. Третье искушение в час смерти - тщеславием
13. Четвертое искушение в час смерти - призраками
14. О духовном мире сердца
15. О способах к хранению мира внутреннего
16. Мало-помалу установляется мир в сердце
17. Для мира сердца надо убегать почестей
18. Необходимо душе пребывать уединенною в себе, чтоб Бог осенил ее миром Своим
19. О благоразумии в делах любви к ближним
20. Душе, обнажась от своей воли, надлежит предавать себя Богу
21. Не ищи утех и наслаждений, а Единого Бога
22. Не малодушествуй, когда отходит или пресекается внутренний мир
23. Многи козни врага на разорение внутреннего мира: блюдись
2

24. Не должно смущаться оскудением духовных чувств и другими внутренними
искушениями.
25. Искушения всякие во благо нам посылаются
26. Врачевство против смущения какими-либо легкими погрешностями и слабостями
27. Смущенному тотчас надо восстановить мир душевный
Послесловие
Слова Святителей
От издателей
В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом,
неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и
обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму
она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книги сочтено более
пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого
приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда
и без этого. Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько
вольным переложением
Предисловие [1]
Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей название "Невидимая
брань". Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета
получили свое наименование от самих предметов, о коих они поучают (Книга Бытия,
например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего
из не сущего; Исход - потому что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит - потому
что содержит устав священнодействий для колена Левитского; книги Царств - потому что
повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия - потому что благовествуют радость
велию, яко родися Спас миру Христос Господь (Лк. 2, 10, 11) и указывают всем верный путь
ко спасению и наследию вечно-блаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая
книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно
названа "Бранью невидимой"?
Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах, явных и
телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с
того часа, как окрестится и даст пред Богом обет - воевать за Него, во славу Божественного
имени Его даже до смерти (почему написанное в книге Чисел (21, 14): сего ради глаголется
в книзе: Брань Господня - иносказательно написано о сей невидимой брани), и о врагах
бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и
человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал
блаженный Павел: несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властям, и к
миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным (Еф. 6, 12).
Воины, ведущие борьбу в этой невидимой брани, поучает она, суть все христиане;
военачальником их изображается Господь наш Иисус Христос, окруженный и
сопровождаемый тысяченачальниками и стоначальниками, т. е. всеми чинами Ангелов и
святых; поприще брани, бранное поле, место, где происходит сама борьба, есть собственное
наше сердце и весь внутренний человек; время брани - вся наша жизнь.
Какие же суть оружия, в которые облекает своих воинов эта невидимая брань? Слушай.
Шлемом для них служит совершенное себе неверие и совершенное на себя ненадеяние,
щитом и кольчугой - дерзновенная вера в Бога и твердое на Него упование; броней и
нагрудником - поучение в страданиях Господа; поясом - отсечение плотских страстей;
обувью - смирение и немощности своей постоянное признание и чувство; шпорами 3

терпение в искушениях и отгнание нерадения; мечом, который непрестанно держат они в
одной руке,- молитва, как словесная, так и мысленная - сердечная; копьем трехострийным,
которое держат они в другой руке,- твердая решимость отнюдь не соглашаться на борющую
страсть, отрывать ее от себя с гневом и ненавидеть от всего сердца; средством и пищею,
которыми подкрепляются они на сопротивление врагам,- частое причастие Богообщения, как
таинственного от таинственной жертвы, так и мысленного; светлою и безоблачною
атмосферой, дающею им возможность издали усматривать врагов,- всегдашнее упражнение
ума в познавании того, что право есть пред Господом, всегдашнее упражнение воли в
вожделевании одного того, что благоугодно Богу, мир и спокойствие сердца.
Здесь, здесь, в этой Невидимой Брани (т. е. в книге) или, лучше сказать, в этой Брани
Господней воины Христовы научаются познанию различных прелестей, многообразных
козней, недомыслимых лукавств и хитростей воинских, какие употребляют против них
мысленные супостаты, посредством чувств, посредством фантазии, посредством лишения
страха Божия, особенно же посредством четырех прилогов, какие вносят они в сердце во
время смерти,- разумею прилоги неверия, отчаяния, тщеславия и преображения их самих в
Ангелов света. Научаясь же распознавать все сие, они и сами при этом умудряются, как
разрушать такие козни врагов и противоборствовать им, и познают, какой тактики и какого
закона брани должно им в каком случае держаться и с каким мужеством вступать в борьбу.
И коротко скажу, этою книгою всякий человек, желающий спасения, научается, как
побеждать невидимых врагов своих, чтоб стяжать сокровища истинных и божественных
добродетелей и за то получить нетленный венец и залог вечный, который есть единение с
Богом и в нынешнем веке, и в будущем.
Примите же, христолюбивые читатели, настоящую книгу радостно и благосклонно и,
научаясь в ней искусству невидимой брани, старайтесь не просто только воевать, но и
законно воевать, воевать как должно, чтоб и увенчанными быть, потому что, по апостолу,
бывает, что иной хоть и подвизается, однако ж не венчается, если незаконно подвизался (2
Тим. 2, 5). Облекитесь в оружия, какие она указывает вам, чтоб насмерть поразить ими своих
мысленных и невидимых врагов, кои суть душепагубные страсти и их устроители и
возбудители - демоны. Облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати
противу кознем диавольским (Еф. 6, 11). Вспомните, как при святом Крещении обещали вы
пребывать в отречении от сатаны и всех дел его, и всего служения его, и всей гордыни его, т.
е. сластолюбия, славолюбия, сребролюбия и прочих страстей. Подвизайтесь же сколько
можете, чтоб обратить его вспять, посрамить и победить во всем совершенстве.
А какие воздаяния и награды имеете вы получить за такую победу свою?! Весьма
многие и великие. И послушайте о них из уст Самого Господа, Который обещает их вам в
Святом Откровении слово в слово так: Побеждающему дам ясти от древа животнаго,
еже есть посреде рая Божия (Апок. 2, 7). Побеждаяй не имать вредитися от смерти
вторыя (там же, ст.11), побеждающему дам ясти от манны сокровенныя (там же, ст. 17).
Побеждающему и соблюдающему дела Моя до конца, дам ему власть на языцех... и дам
ему звезду утреннюю (там же, ст. 26-28). Побеждаяй той облечется в ризы белыя... и
исповем имя его пред Отцем Моим и пред Ангелы Его (там же, ст. 3, 5). Побеждающему
сотворю столпа в церкви Бога Моего (там же, ст. 3, 12). Побеждающему дам сести со
Мною на престоле Моем (там же, ст. 3, 21). Побеждаяй наследит вся, и буду ему Бог, и
той будет Мне в сына (там же, ст. 21, 7).
Видите, какие удостоения! Видите, какие воздаяния! Видите этот осьмисоставный и
многоцветный нетленный венец или, лучше, эти венцы, которые сплетаются для вас, братия,
если победите диавола! Вот об этом теперь и пекитесь, из-за этого подвизайтесь и от всего
воздерживайтесь, да никтоже приимет венца вашего (Апок. 3, 11). Ибо воистину стыд
великий, что те, которые подвизаются на ристалищах в телесных и внешних подвигах, в пять
раз больше от всего воздерживаются, чтобы получить какой-нибудь тленный венец из дикой
маслины, или из пальмовой ветви, или из финиковой, или из лавровой, или из миртовой, или
из другого какого растения; а вы, имеющие получить такой нетленный венец, проводите
жизнь свою в нерадении и беспечности. Не пробудит ли вас от этого сна хоть слово св.
4

Павла, который говорит: не весте ли, яко текущии в позорищи, вси убо текут, един же
приемлет честь? Тако тецыте, да постигнете: всяк бо подвизаяйся от всех
воздержится: и они убо да изтленен венец приимут, мы же неизтленен (1 Кор. 9, 24-25).
Если же, воодушевившись ревностью, сподобитесь вы такой победы и таких светлых
венцов, то не забудьте тогда, братия мои, помолиться ко Господу о прощении грехов и того,
кто был вам споспешником к получению такого блага посредством настоящей книги.
Прежде же всего не забудьте воздеть очи свои к Небу и воздать благодарение и славу
первому Источнику и Совершителю такой вашей победы, Богу и Началовождю вашему
Иисусу Христу, говоря каждый к Нему оное Зоровавелево слово: "От Тебя, Господи,
победа... и Твоя есть слава; я же, точию раб Твой" (2 Ездры 4, 59), и другое, пророком
Давидом изреченное: Тебе, Господи, величество, и слава, и одоление, и исповедание, и
крепость (1 Парал. 29, 11), ныне и во веки веков. Аминь.
Всякое зло дерзко входит в род человеческий через господство страстей.
Как Бог всеми возможными средствами ведет нас к жизни, так сатана употребляет
все способы умертвить нас.
Но нет у диавола ничего столь вредного, от чего не нашлось бы у нас
противоборствующего средства. Нет такой тайной сети, о которой не имели бы мы
сведения.
Преподобный Ефрем Сирин
Примечание:
[1] Составлено старцем Никодимом к рукописи, которою он пользовался.
Часть первая
Глава первая
В чем состоит христианское совершенство? - Для стяжания его необходима брань. Четыре вещи, крайне потребные для успеха в сей брани
Bсе мы, естественно, желаем и заповедь имеем быть совершенными. Господь
заповедует: будите вы совершени, яко Отец ваш небесный совершен есть (Мф. 3, 48); св.
Павел убеждает: злобою младенствуйте, умы же совершенни бывайте (1 Кор. 14, 20); в
другом месте у него же читаем: да будете совершенни и исполнени (Кол. 4,12), и опять: на
совершение да ведемся (Евр. 6, 1). Предначертывалась эта заповедь и в Ветхом Завете. Так,
Бог говорит Израилю во Второзаконии: совершен да будеши пред Господем Богом твоим
(там же, ст.18, 3).
И св. Давид то же заповедует сыну своему Соломону: и ныне, Соломоне, сыне мой, да
знаеши Бога отцев твоих и служи Ему сердцем совершенным и душевною волею (1 Пар.
28, 9). После сего не можем не видеть, что Бог требует от христиан полноты совершенства,
требует, т. е., чтобы мы были совершенны во всех добродетелях.
Но если ты, возлюбленный во Христе читатель мой, желаешь достигнуть такой высоты,
надобно тебе наперед узнать, в чем состоит христианское совершенство. Ибо, не узнавши
этого, можешь уклониться от настоящего пути и, думая, что течешь к совершенству,
направляться совсем в другую сторону.
Скажу прямо: самое совершенное и великое дело, которого только может желать и
достигнуть человек, есть сближение с Богом и пребывание в единении с Ним.
Но немало таких, которые говорят, что совершенство жизни христианской состоит в
пощениях, бдениях, коленопреклонениях, спании на голой земле и в других подобных
строгостях телесных. Иные говорят, что оно состоит в совершении многих молитвословий
дома и в выстаивании долгих служб церковных. А есть и такие, которые полагают, что
совершенство наше всецело состоит в умной молитве, в уединении, отшельничестве и
5

молчании. Наибольшая же часть ограничивает сие совершенство точным исполнением всех
уставом положенных подвижнических деланий, не уклоняясь ни к излишеству, ни к
недостатку в чем-либо, а держась золотой середины. Однако ж все эти добродетели одни не
составляют искомого христианского совершенства, но суть лишь средства и способы к
достижению его.
Что они суть средства и средства действенные к достижению совершенства в
христианской жизни, в этом нет никакого сомнения. Ибо видим очень многих
добродетельных мужей, которые проходят как должно сии добродетели, с тою целью, чтобы
получить чрез это силу и мощь против своей греховности и худости, чтобы почерпнуть из
них мужество противостоять искушениям и обольщениям трех главных врагов наших: плоти,
мира и диавола, чтобы запастись в них и чрез них духовными пособиями, столь
необходимыми для всех рабов Божиих, особенно же для новоначальных. Они постятся,
чтобы смирить плоть свою буйную, совершают бдения, чтобы изощрять око свое умное; спят
на голой земле, чтобы не разнеживаться сном; связывают язык молчанием и уединяются,
чтобы избежать и малейших поводов к учинению чего-либо, оскорбляющего Всесвятого
Бога; творят молитвы, выстаивают службы церковные и иные совершают дела благочестия,
для того чтобы внимание их не отходило от вещей небесных; читают о жизни и страданиях
Господа нашего не для другого чего, но для того, чтобы лучше познать собственную свою
худость и благосердую благость Божию, чтобы научиться и расположиться последовать
Господу Иисусу Христу с самоотвержением и крестом на раменах своих и чтобы паче и паче
возгревать в себе любовь к Богу и нелюбие к себе.
Но, с другой стороны, эти же добродетели тем, которые в них полагают всю основу
своей жизни и своего упования, могут причинить больший вред, нежели явные их опущения
- не сами по себе, потому что они благочестны и святы, а по вине тех, которые не как должно
пользуются ими,- именно когда они, внимая только сим добродетелям, внешне
совершаемым, оставляют сердце свое тещи в собственных своих волениях и в волениях
диавола, который, видя, что они соступили с правого пути, не мешает им не только с
радостью подвизаться в этих телесных подвигах, но и расширять и умножать их по суетному
их помыслу. Испытывая при сем некоторые духовные движения и утешения, делатели сии
начинают думать о себе, что возвысились уже до состояния чинов ангельских и чувствуют в
себе присутствие Самого Бога; иной же раз, углубившись в созерцание каких-либо
отвлеченных, не земных вещей, мечтают о с