• Название:

    Юнгеров Введение в ВЗ (ч.1)

  • Размер: 3.33 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении/Abuse
  • Название: Введение в Ветхий Завет. Книга 1
  • Автор: Павел Александрович Юнгеров

Юнгеров Павел Александрович

Введение в Ветхий Завет. Книга 1

Введение.
Понятие об Историко-критическом Введении в Священные ветхозаветные книги.
Первый Отдел.
История происхождения Священной ветхозаветной письменности.
Второй отдел.
История канона священных ветхозаветных книг.
1. Понятие о каноне и история его происхождения и заключения.
Разбор отрицательно-критических мнений о заключении ветхозаветного канона.
2. Канон палестинских и александрийских иудеев.
3. Ветхозаветный канон у новозаветных писателей.
4. История ветхозаветного канона в Церкви.
Первый период (I-III вв.)
Второй период (IV-V вв.).
Третий период (VI-XVI вв.).
Четвертый период: с XVI-XX вв.
Третий отдел.
История ветхозаветного текста.
Внешняя история текста.
1) Материал и способ еврейского письма.
2) История еврейского алфавита.
3) Еврейская пунктуация.
4) Вавилонская пунктуация.
5) Словоразделение.
6) Разделение ветхозаветных книг на отделы.
Внутренняя история ветхозаветного текста.
Первый период.
Второй период.
Третий период (III-VI вв.).
Четвертый период (VII-X вв.).
Пятый период (XI-XV вв.).
Шестой период (XVI-XX вв.).
Четвертый отдел.
История переводов ветхозаветных книг.
1. Перевод LXX толковников.
а) Происхождение перевода LXX.
б) Язык перевода LXX.
в) Значение перевода LXX толковников.
г) История текста перевода LXX толковников.
2. Греческие переводы: Акилы, Феодотиона, Симмаха, Пятый, Шестой и Седьмой.
Перевод Акилы.
Перевод Симмаха.
Перевод Феодотиона.

Пятый, Шестой и Седьмой переводы.
3. Таргумы
Таргум Онкелоса на Пятикнижие.
Таргум Ионафана на пророков.
Палестинские таргумы на Пятикнижие.
Таргумы на Писания.
Таргумы на пять свитков-мегиллот: Руфь, Есфирь, Екклезиаст, Песнь Песней и Плач
Иеремии.
Таргумы на Иова, Притчи, Псалтирь и Паралипоменон.
4. Сирский перевод Пешито.
5. Переводы: Арабские, Коптский, Эфиопский, Армянский, Грузинский и
Готфский.
Арабские переводы.
Коптский перевод.
Эфиопский перевод.
Армянский перевод.
Готфский перевод.
Грузинский перевод.
6. Латинский перевод Вульгата.
Древне-италийский перевод.
Перевод бл. Иеронима.
7. Славянский перевод.
Его происхождение.
История текста славянского перевода в рукописном виде.
История текста славянского перевода в печатном виде.
8. Русский перевод.
Пятый отдел.
История толкования ветхозаветных книг.
Иудейское толкование.
Христианское толкование.
Первый период.
Второй период.
Послеотеческое и средневековое толкование (VII-XVI вв.).
Третий период.
Толкование нового времени: протестантское и католическое.
А) Протестантская экзегетика (XVI-XX вв.).
Б) Католическая экзегетика (XVI-XX вв.).
Толкование ветхозаветных книг в России.

Введение.
Книга профессора Казанской Духовной Академии, доктора богословия Юнгерова
Павла Александровича «Общее историко-критическое введение в священные ветхозаветные
книги» является итогом более чем тридцатилетней научно-исследовательской работы автора
на кафедре Священного Писания Ветхого Завета (кон. 1880-х гг. — 1910 — год последнего
авторского издания «Общего введения»). Объединяя в себе все лучшие достижения
современной ему западной библеистики с выверенностью православного подхода, труд
П. А. Юнгерова представляет систематическое изложение круга общих исагогических
вопросов: о ветхозаветном каноне, священном тексте и переводах ветхозаветных книг.
Исторический метод изложения этих вопросов позволяет проследить различные этапы
формирования языка священной ветхозаветной письменности, ее канона, историю и
взаимовлияние позднейших переводов. Во втором издании (1910 г.) в «Общем введении»

автором добавлен раздел по Истории толкования ветхозаветных книг, представляющий
особый интерес, ввиду малой разработанности этого вопроса, как вводное и
библиографическое пособие к изучению ветхозаветной экзегетики.
В данном издании текст приводится по современной орфографии, с незначительными
изменениями авторского синтаксиса в нескольких местах, где это требовалось
современными правилами.

Понятие об Историко-критическом Введении в Священные ветхозаветные
книги.
П редметом науки Историко-критического Введения в Священные ветхозаветные
книги, как видно из самого названия ее, служат Священные ветхозаветные книги, более или
менее известные и по названию и по содержанию всякому христианину, а тем более
православному богослову. А потому в предварительных сведениях о науке нет нужды
заниматься обычными вопросами, ознакомляющими с предметом науки [ 1 ]. Приведем
лишь некоторые нужные богослову цитаты. Так, ветхозаветные книги называются Писанием
у Иисуса Христа: никтоже от них погибе, токмо сын погибельный, да сбудется писание
(Ин. 17:12 = Пс. 108:17). Подобным образом ветхозаветные книги называет Иисус Христос
очень часто (Мф. 21:42; 22:29; 26:54; Мк. 12:10, 24; 14:49; Лк. 4:21; Ин. 5:39; 7:38; 13:18).
Апостолы очень часто называют ветхозаветные книги Писанием (Рим. 4, 3; 9, 17; 10, 8; Иак.
2:23; 4, 5; 1 Петр. 2:6…) и Священным Писанием благовествование о Христе: Бог обеща
исперва пророки Своими в писаниих святых (Рим. 1:2); измлада священная писания умевши
(2 Тим. 3:15). Писанием или книгой ветхозаветные книги назывались издревле, у самих
священных ветхозаветных писателей, начиная с Моисея (Втор. 31:9), у Исаии (34:16),
Даниила (9:2) и Неемии (8:8); в неканонических книгах (1 Мак. 12:9; 2 Мак. 8:23)
называются Священными книгами. Из святоотеческой письменности цитат с подобными
наименованиями можно привести бесчисленное множество, особенно у свв. Златоуста,
Афанасия и Феодорита часто употребляется наименование: Священное Писание.
Наименование: Ветхий Завет
находится у апостола Павла в приложении к
ветхозаветным книгам: даже до сего дне у иудеев пребывает покрывало во чтении Ветхого
Завета
(2 Кор. 3:14). Этим наименованием отличаются ветхозаветные Писания от
новозаветных (Евр. 9:15; 12:24). В святоотеческой письменности такое различие
общеупотребительно.
Другие обще-богословские вопросы о Священном Писании Ветхого Завета: о числе и
наименовании книг, разделении их по содержанию, об отношении их к новозаветным
книгам, о значении изучения их для православного богослова и т. п., опускаем, потому что
ответы на них даются в очень многих богословских трудах и системах. К тому же число и
наименование ветхозаветных книг не один десяток раз будут упоминаться в истории
ветхозаветного канона и в ближайшем первом отделе: истории происхождения
письменности. Остановимся ближе на названии, цели, характере и содержании науки
Историко-критического Введения в Священные ветхозаветные книги.
Название этой науки Введением соответствует как содержанию ее, так и отношению к
другим наукам о Свящ. Писании. Соответственно своему названию, эта наука занимается
вопросами предварительными или вводными по отношению к Свящ. Писанию и отличается
от экзегетики, занимающейся толкованием самого священного текста, и герменевтики,
излагающей правила толкования Свящ. Писания. В отличие от сих двух, особенно близких
ко Введению наук, Введение занимается вопросами о происхождении и истории Священных
ветхозаветных книг, как всех вообще, так и каждой в частности. Принимая во внимание
указанные предмет и содержание рассматриваемой науки, христианские богословы издавна
дали ей название: Введение. Еще в IV веке ученый монах Адриан назвал свое сочинение:
Εισαγωγή
εις
1

τάς γραφάς. Хотя в христианской
древности употреблялось и другое название: Синопсис, у св. Афанасия и Иоанна Златоуста,
но данное Адрианом название сохранилось и доселе находится в преимущественном
употреблении у христианских богословов.
В развитии ветхозаветного Введения и научной разработке его вопросов можно указать
следующие главнейшие исторические моменты и труды.
Вышеупомянутый труд Адриана (Migne. 98 t.) имеет мало исагогического содержания,
а более излагает герменевтические правила толкования Библии. Ближе к Исагогике стоит
Синопсис св. Афанасия (есть и в русском переводе), излагающий содержание Священных
книг, и Синопсис Иоанна Златоуста (в рус. пер. 6 т., 2 книга его творений, Спб. 1900 г.),
также излагающий содержание Священных книг. Эти оба Синопсиса, хотя и оспариваются
критикой в подлинности, имеют и имели всегда для построения исагогической науки
большое значение, особенно по именам лиц, коими надписывались. Синопсис св. Афанасия
печатался в издании славянской Библии перед Псалтирью. Затем исагогический материал
сообщается у бл. Августина в сочинении о Христианской науке (в рус. пер. Киев, 1835 г.), у
Юнилия: De partibus legis divinae (Migne. 69 t.) и Кассиодора: Institutiones divinarum
scripturarum (Migne. 70 t.). Во всех этих трудах излагаются герменевтические правила,
содержание и происхождение Священных книг и некоторые сведения об их тексте и
учении [ 2 ]. Такой же характер имеет и более поздний труд Н. Лиры († 1340): Notitia de libris
canonicis et non canonicis (Antw. 1534 г.), с восстановлением иеронимовского взгляда на
канонические и неканонические книги и их авторитет.
После появления протестантства и поднятых им богословских споров, исагогическим
вопросам и исследованиям, в течение всего XVI-гo века, также уделялось в западной ученобогословской литературе немного места, и исагогические вопросы решались почти так же,
как в отеческий период. Таковы труды католические: Santes Pagninus. Isagoge ad sacras
litteras. (Lugd. 1536 г.). Sixtus Senensis. Bibliotheka sancta ex praecipuis cathol. eccles. avctoribus
collecta. (Ven. 1566). Ценен этот труд по массе исторического материла, особенно по истории
толкования. К этой же категории должен быть отнесен и более поздний труд: Ellies Du-Pin.
Dissertation preliminaire ou Prolegomenes sur la Bible (Par. 1701). Общее Введение обработано
здесь.
Протестантские труды: Palladius. Isagoge in libros prophetarum et apostolorum (Viteb.
1557 г.). гivetus. Isagoge ad Scripturam sacram V. et N. T-ti. (1627 г.). Walther. Officina biblica
(Lips. 1636 т.). Calov. Criticus de s. Scripturae auctoritate, canone, lingua, origin., fontium
puritate ac verss. praecip. (Viteb. 1643 г.). Heidegger. Enchiridion biblicum. (Tiguri, 1681 г.).
Hottinger. Thesaurus philologicus. (Tigur. 1649 г.). Leusden. Philologus Ebr. (Vltrai. 1656 г.) и
его же: Philologus Ebraeo-mixtus. (1663 г.). В последних двух трудах уделено значительное
место разбору еврейского языка и текста. В остальных же помещаются обычные краткие
исагогические сведения.
Но упомянутый филологический элемент и еврейский ветхозаветный текст послужил
толчком к серьезному научному исследованию исагогических вопросов, особенно о
ветхозаветном еврейском тексте и переводах. На этой почве появились ценные труды
исагогического характера в XVII и XVIII вв. Так, с одной стороны: Капеллус, Морин,
Вальтон, Годи, Симон — стали доказывать значительную порчу оригинального
ветхозаветного текста, несоответствие масоретского текста автографическому, вышедшему
от самих священных писателей, переводам и древним еврейским и христианским
памятникам. С другой стороны, Буксторфы, Иоанн и Иаков, доказывали полный авторитет и
неизменность еврейского текста, соответствие его даже в частностях, пунктуации и
акцентуации, древнему оригиналу, вышедшему от Моисея и других ветхозаветных
писателей. Эти спорные положения всесторонне разработаны в следующих трудах: Buxtorf.
Tiberias s. commentarius Masorethicus (Bas. 1620 и 1665 гг.) и Anticritica (Bas. 1655 г.).
Cappellus. Arcanum punctationis гevelatum. (1624 г.). — Diatriba de veris et antiquis Ebraeorum
2

literis. (1645 г.). — Critica sacra. (Lutet. Par. 1650 и 1775 гг.). Morinus. Exercitationum
biblicarum de Hebraei Graecique textus sinceritate (Par. 1669 и 1686 гг.). Walton. Prolegomena in
Bibliam Polyglottam. (Lond. 1657 г.). — Apparatus chronologico-topographico-philologicus (Tig.
1673 г.). Hodii. De bibliorum textibus originalibus, versionibus graecis et latina vulgata (Oxon.
1705 г.).
Всеми научными данными, выработанными в поименованных и других трудах,
воспользовался «отец» Исагогики Ричард Симон († 1712 г.), католический французский
ученый, в своем труде: Histoire critique du Vieux Testament (Par. 1678 и 1685 гг.). Здесь,
отрывочно и по разным поводам разработанные вопросы, впервые исагогически объединены
и приведены в систему, особенно по истории ветхозаветного текста, переводов и толкования.
Частного Введения автор почти не касается, если вопросы его (Напр. о происхождении
Пятикнижия) не входили в область общих исагогических вопросов.
Дальнейшее научное развитие исагогических вопросов вызвано было появлением,
распространением, полемикой и научным усилением рационалистической критики в конце
XVII-гo и начале XVIII-гo вв. Начало ей положено было философскими идеями англофранцузского деизма, отвергавшего Божественное Откровение, миропромышление,
сверхъестественное происхождение и авторитет Библии. Эти идеи были применены к
критике Библии и ее авторитета философами: Спинозой и Гоббесом: Spinoza. Tractatus
theologico-politicus (Hamb. 1670 г.). Здесь отвергаются Откровение, чудеса, пророчества,
подлинность и неповрежденность Пятикнижия и других книг; а также опровергается
образование ветхозаветного канона до времени Маккавеев. В том же духе решаются эти
вопросы Гоббесом в сочинении: Leviathan (Lond. 1651 и 1670 гг.).
В ответ на эти взгляды и соображения издано было Карпцовием обширное Введение с
ученым серьезным разбором их и защитой церковного взгляда на канон и его историю и
богодухновенного авторитета ветхозаветных книг, каждой в отдельности. Carpzovius.
Introductio in libros canon. Bibliorum V. T. omnes (Lps. 1721, 1741) (Частное Введение) и
Critica sacra. V. T. (Общее Введение) (Lps. 1728 и 1748). Это — отец апологетическиортодоксальной Исагогики.
Но указанными сочинениями споры и ученые исагогические труды не закончились, а
лишь начались. Свободные взгляды Спинозы и Гоббеса применил к чисто-исагогическим и
вообще библейским вопросам Землер: Semler. Abhdl. von freier Untersuchung des Kanon
(Halle. 1771-75 гг.) и Apparatus ad liberal. V. T. interpretationem (1773 г.).
По его пути пошел Ейхгорн, первый составивший все Общее и Частное Введение в
рационалистическом направлении, признавший ветхозаветные книги не богодухновенным
писанием, а лишь «памятниками седой древности и отдаленной Азии», испытавшими на себе
общую с древними обычными памятниками печальную судьбу. Это «остатки и обгоревшие
головни древней национальной еврейской библиотеки», уцелевшие «случайно» от
вавилонского пожара. А потому всякий критик свободно может восстановлять их объем
текст, содержание, и пр. Eichhorn. Einleitung in d. A. Testament (Lpz. 1780-83 г. Gött.
1823-25 гг.) Einleitung in Apocryph. Schriften d. A. T. (Lpz. 1795 г.).
Его взгляды повторили Бауер, Августа и Бертольд, с небольшими пополнениями,
сокращениями и изменениями. Bauer. Hist-crit. Einleitung in die Schriften d. A. T.
(Nürnb. и Altd. 1794 и 1806 гг.). Augusti. Grundriss e. hist. krit. Einleit. in das A. T. (Lpz.
1806 и 1827 гг.). Bertholdt. Hist. krit. Einl. in sämmtl. kanon. и apocryph. Schriften d. А. и
N. Testaments (Erl. 1812-19 гг.)
Это направление, вытекавшее более из догматических, нежели из научных
исторических дат и основоположений, было последними подтверждаемо, обосновываемо и
до последнего скепсиса доведено Де Ветте и его последним издателем Шрадером: De-Wette.
Beiträge zur Einleitung in d. Alte Testament (Halle 1806. 7. 12) и Lehrbuch. d. hist. krit.
Einl. in die kanon и apocryph. BB. d. A. T. (Berl. 1817 и 52 гг.). Schrader в значительно
увеличенном и переработанном виде выпустил то же Введение (Berl. 1869 г.).
Но рационалистическая критика всегда встречала себе дружный и серьезный разбор у

представителей ортодоксального направления, а потому, под влиянием доводов ученых
последнего направления, принуждена была смягчать свои резкие суждения и поспешные
выводы. Так, еще против Ейхгорна было написано Введение Михаелисом: I. D. Michaelis.
Einleitung in die göttl. Schriften des A. Bundes (Hamb. 1787 г.), в коем признавалась
богодухновенность Священных книг. Представителями более умеренного критического
направления были: Блеек, Штегелин, Мейер, Гаусрат, нольдэкке, Фюрст. Bleek. Einleitung in
das A. T. (Berl. 1860. 70 и 94 гг.). Stähelin. Spez. Einleitung in d. kanon. Bücher. des
A. T. (Elberf. 1862 г.). Более популярные издания: Meier. Geschichte der. Poet. Nationalliteratur
d. Hebr. (Lpz. 1856r.). Hausrath. Gesch. der alttestl. Literatur in Aufsätzen. (Heidelb.
1864 г.). Noldeke. Die alttestl. Literatur in einer гeihe von Aufsätzen dargestellt. (Lpz.
1868 г.). Fürst. Geschichte d. biblischen Literatur и d. judisch-hellenistischen Scnriftthums
(Lpz. 1867-70 гг.).
Эти ученые, в большинстве, соглашаясь с Ейхгорном и Де Ветте в неподлинности
ветхозаветных книг, неутвержденности канона, порче текста, и прочих тезисах, признавали и
авторитет ветхозаветных книг, значительную их сохранность, целость, и т. п. тезисы
древнего богословия.
Более прочно, без уступок рационалистическим тезисам, со всесторонним научным
серьезным обоснованием и таким же серьезным разбором всех критических возражений,
исагогические вопросы в ортодоксально-апологетическом духе рассмотрены и исследованы
протестантскими учеными: Генгстенбергом, Геферником и Кейлем. Современная
апологетическая Исагогика в их трудах черпает весь почти свой материал, делая лишь
частичные пополнения, сообразно позднейшей критической (особенно эволюционной)
литературе. E. W. Hengstenberg. (Prof. in Berlin, † 1868 г.) Beiträge zur Einl. ins A. Test.
(Berl. 1831-39 гг.). Здесь доказывается подлинность Пятикнижия, книг пророков Даниила и
Захарии. H. A. Ch: Hävernich. (Prof. in Königsb. † 1845 г.) Handbuch der hist. krit.
Einleit. in d. A. T. (Erlang. 1836-49 и 54 гг. — За смертью автора закончено Кейлем). Здесь
полный курс Общего и Частного Введения, с апологетическим решением всех его вопросов.
С. F. Keil (Prof. Frankf. † 1888 г.). Lehrbuch, d. hist. krit. Einl. in die kanon. u. apocryph.
Schriften d. A. T. (Frankf. a M. 1859. 73 гг.). Здесь также Общее и Частное Введение
излагается со всей полнотой и эрудицией ученой апологии, и доселе в большинстве
повторяемыми в современной апологетической, западной и русской, исагогической
литературе.
С 30-х годов минувшего столетия появилась и стала постепенно усиливаться и
всесторонне развиваться так называемая библейская «эво