• Название:

    Искусство коммуникации


  • Размер: 8.72 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: Йога, искуство коммуникации
  • Автор: Бойко

Предпросмотр документа

B.C. Бойко

Й О Г А
искусство
коммуникации
Издание второе, исправленное

Москва
2005

С о д е р ж а н и е

Предисловие....................................................................
Глава 1. НОВИЗНА И ДРЕВНОСТЬ ...........................
Глава 2.
Глава 3.
Глава 4.
Глава 5.
Глава 6.
Глава 7.
Глава 8.

5.
14

О СМЫСЛЕ ....................................................
ПОЧЕМУ ЙОГА ?...........................................
КОММУНИКАЦИЯ.......................................
ЭТИКА ............................................................
ТЕЛО ...............................................................
АСАНА............................................................
НАЧИНАЮЩИМ .........................................
Пашимоттанасана .......................................
Врикшасана ....................................................
Уттхита Триконасана.................................
Паривритша Триконасана............................
Уттхита Парсваконасана............................
Паривритта Парсваконасана ......................

38
52
68
78
102
130
160
167
170
171
174
176
177

Вирабхадрасана 1 ...........................................
Вирабхадрасана II ..........................................
Шавасана ........................................................
Ардха Чандрасана..........................................
Парсвоттанасана .........................................
Паригхасана....................................................

179
180
181
185
186
186

Уткатасана ...................................................
Вирасана .........................................................
Джатхара Паривартанасана ......................

187
189
190
192
193
194

Сиддхасана..............................................................

Ардха Бхуджанасана......................................
Бхуджанасана.................................................

B.C. Бойко. Йога: искусство коммуникации

Трианга Мунхаикапада Пашимоштанасана .......... 197
Ардха Матсиендрасана ...........................................
Маричьясана.............................................................
Парипурна Навасана и Ардха Навасана..................
Пурвоттанасана......................................................
Урдхва Прасарита Падасана ..................................
Сиршасана.................................................................
Сарвангасана ............................................................
Халасана....................................................................
Глава 9. ОЩУЩЕНИЯ............................................................
Глава 10. ПРАНАЯМА .............................................................
Глава 11. ПРАТЬЯХАРА...........................................................
Глава 12. СТРУКТУРА ПСИХИКИ .......................................
Глава 13. САМЬЯМА ...............................................................
Глава 14. МЕДИТАЦИЯ............................................................
Глава 15. СИДДХИ ...................................................................
Глава 16. СИСТЕМНОСТЬ .......................................................
Глава 17. О ДУХОВНОСТИ....................................................
Глава 18. ЙОГА И ХРИСТИАНСТВО.....................................
Послесловие ..............................................................................
Толковый словарь терминов и справки по персоналиям......
Список литературы..................................................................

197
200
201
203
204
204
204
204
223
243
264
267
275
314
338
358
370
390
403
405
435

Предисловие
Как много мы знаем и как мало понимаем.
Альберт Эйнштейн
Который год уже за тенью я гонюсь...
Светлана Кекова

Описать феномен индийской йоги без мистических либо религиозных
«перекосов», задача далеко не простая. В этой работе рассматривается только
реальный ее аспект, без метафизического обоснования - философии санкхья.
Скажу сразу, чтобы сразу исключить праздные вопросы: йога никогда не интересовала меня как система спасения в том смысле, который придавали ей в
древности либо приписывают сейчас религиозно-философские школы, как в
самой Индии, так и за ее пределами. Предмет исследования - технология работы с телом и сознанием, имеющая исключительно прикладной характер.
Цель - дать читателю реальное представление о традиционной йоге и предоставить информацию для возможности ее самостоятельного начального освоения.
Сразу оговоримся: любое пособие, даже самое лучшее, это лишь часть необходимой и достаточной информации, для гарантированного успеха абсолютно необходим живой опыт! Именно потому в Москве создана и успешно
функционирует Школа йоги В.Бойко. Занятия в классах под руководством
инструкторов, самостоятельная и регулярная практика дома, консультации,
ежегодные семинары, возможность задавать вопросы и получать ответы по
электронной почте и на конференциях портала RealYoga, а также регулярные
дни открытых дверей - все это обеспечивает занимающимся качественную
практику и позитивные ее результаты.
Итак, кого можно считать йогом, подходит ли под это определение тот, кто
в совершенстве выполняет асаны - йогические позы? Видимо, нет, поскольку
при соответствующей подготовке (а порой даже и без нее) их форму способен имитировать любой гибкий от природы человек, высококлассный гим-

В.С. Бойко. Йога: искусство коммуникации

наст либо циркач, работающий «каучук». Сущность йоги характеризуется отнюдь не сложностью асан, но особым состоянием сознания, возникающим в
процессе их выполнения. Подобно тому, как ум расширяет физические возможности, решая задачи, не подвластные грубой силе, так и временное торможение сознания посредством пребывания тела в неподвижности дает тот
бесценный эффект, который по-иному получить нельзя. Именно посредством изменение сознания, но не фокусами с формой, достигается конечная
цель йоги - гармония тела и души.
Быть может, настоящий йог это тот, кто жует стекло, запивая его соляной
кислотой, либо спит на утыканной гвоздями доске? Но подобным образом
публику еще в древности развлекали факиры.
Или йоги имеют дипломы с печатью, удостоверяющей успешное окончание специального института в Индии? Но как тоща проверить реальную квалификацию владельца бумаги и ее подлинность?
Может быть, есть прямые признаки истинности, говорят, например, что
йоги не едят мясо. Действительно, в Индии и сегодня можно встретить абсолютных вегетарианцев, например джайнов, но вплоть до средины XIX века
там процветала и секта йогинов-агорапантхов, которые потребляли в пищу
даже падаль, поскольку для них равно святым было все, что дано или взято
богом Шивой. Паттабхи Джойс, представитель Аштанга-виньяса-йоги, одного из сегодняшних модернизированных направлений, утверждает, ссылаясь
на древние источники: «...Овощами не следует злоупотреблять». Как сказано
в Аюрведической прамане: «Овощи умножают болезни». Так что употребление (одних только - В.Б.) овощей нежелательно для человека, занимающегося йогой» (137, с. 40). О пользе мяса убедительно говорит также трактат «Аштанга-хридайя самхита», имеющий высокий авторитет в Аюрведе. Похоже,
что вегетарианство, равно как и его противоположность, также не являются
отличительной чертой братства йогинов.
Изучение первоисточников и большой личный опыт практики привели
меня к однозначному выводу: подлинными йогами можно считать лишь тех,
кто следует определению, данному Патанджали в Йога-сутрах, а именно:
«Йогаш читта-вртти ниродхах», что переводится, как «Йога есть прекращение деятельности сознания» (99, с. 87). Сразу возникают вопросы: что подразумевается под прекращением, как оно достигается и какие имеет последствия? Все это будет разъяснено ниже.
Уникальная йогическая технология базируется на «устройстве» человеческого тела, которое на протяжении многих тысячелетий остается неизменным.

Предисловие

Йога Патанджали была ассимилирована и модернизирована множеством индийских (и не только) религиозных систем, школ, направлений и сект, именно
поэтому она предстает сегодня перед нами в виде огромного количества приемов и техник, связь между которыми зачастую не прослеживается. Метафизика веками создавала туман вокруг того, что происходит в йоге с телом (и опосредовано с сознанием) на самом деле она здесь вторична. Более того, при внимательном анализе множества исторических модификаций йоги проступает
некая подоснова, которая и является предметом данного исследования.
С одной стороны йога охватывает все аспекты, которыми сегодня интересуются науки о человеке, с другой исторически вышло так, что она всегда использовалась мистикой и религией. Ее фрагменты видны в аскетических
практиках раннего христианства и мусульманских сект, но в то же время йогическую подготовку имел индийский космонавт Шарма, организм которого
вообще не отреагировал на невесомость. Йогой интересуется сегодня множество людей, желающих улучшить качество физического и душевного состояния. Однако катастрофическое засорение эзотерикой и нехватка профессионалов тормозит использование данной технологии самосовершенствования,
как на Востоке, так и на Западе.
Человек осваивает космос, создает сложнейшие механизмы, приборы и
системы управления, проясняет устройство материи, но в тоже время ум его
крайне неэффективно взаимодействует со своей физической оболочкой и
подсознанием. Такое положение, чреватое накоплением фатальных ошибок
в развитии цивилизации, позволяет исправить йога, базовые принципы которой зафиксированы более двух тысячелетий назад.
Первым систематизированным руководством, дошедшим до нас, являются Йога-сутры, их авторство приписывают риши (мудрецу) Патанджали.
Термин «классическая йога» обозначает технологию именно этой системы, а
не ее позднейшие интерпретации (например, Тантру).
Философия же йоги, относимая к шести даршанам (философским школам
Индии, опирающимся на тексты Вед), представляет интерес только для историков и не может быть сегодня руководством к действию. Известны исторические прецеденты, коща приоритет Патанджали в систематизации йоги оспаривался. Есть, например, «Тирумантирам», написанный неким Тирумуларом который, как говорят, был современником Патанджали. В этом тексте
Патанджали упоминается как соученик Тирумулара и участник литературных диспутов у Нанди Девара, по которым собственно и определялось время
жизни первого систематизатора йоги. Хотя этот текст также относят к перио-

B.C. Бойко. Йога: искусство коммуникации

ду создания Йога-сутр, он откровенно «тантричен». Вообще Тантра, будучи в
историческом плане гораздо моложе йоги, всегда стремилась усилить свою
древность, чем откровенно и занимались ее адепты.
Происхождение йоги пока науке установить не удалось, хотя при раскопках городов протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы (возраст которых не уступает первым династиям Древнего Египта) были найдены так называемые «печати» с изображениями асан, имевших, по-видимому,
ритуальное назначение. Первые письменные памятники - Веды - появились,
как принято считать, после вторжения в Индостан арийских племен. Если коренная культура была уничтожена именно ими, то за десять веков, прошедших от этого события до возникновения Вед йога, как ее элемент, была ассимилирована завоевателями. Образ муни, святого мудреца-отшельника,
встречается уже в Ригведе, где он, правда, слабо еще похож на традиционный
образ йогина. В более поздней Атхарваведе есть описания необычных способностей и эффектов, отдельных этапов пранаямы, а также «тапаса», мистического жара, который впоследствии занял видное место в психотехниках средневековья (Тантра) и сектах тибетского буддизма.
В Упанишадах описано множество практик духовно-мистического толка, в
том числе элементы будущей йоги, недаром Патанджали назвал свой труд
«следующий за...»
В дальнейшем Раджа-йога продолжает модифицироваться, возникают причудливые ее формы, которые Мирча Элиаде окрестил «йогическим барокко».
Термин «йога» встречается (в техническом смысле) в Тайттирия и Катхаупанишадах, откуда, собственно, и берет начало йога брахманизма, позднее
появилась йога бхакти, основанная на самозабвенной любви к Богу.
В некоторых моментах йога Упанишад настолько напоминает систему Патанджали, что только слепой не заметит этого сходства, из чего следует логический вывод, что и автор Йога-сутр, и поздние брахманистские изыскания
пользовались, скорее всего, единым, гораздо более ранним источником.
Мандукья-упанишада увязывает некоторые приемы йоги с мантрой «ом»
или «аум», отсюда берет начало так называемая Нада-йога или йога мистического звука (в тантризме это направление развилось настолько, что получило название Мантраяна).
Упанишады составлялись примерно в то же время, что и Сутры, следовательно, тогда первоначальная технология йоги и была впервые изменена, что
стало прецедентом. В Тайттирия-упанишаде приводится перечень состояний
сознания и упоминается турийя, так называемое «четвертое состояние», кон-

8

Предисловие

цепция его стала основой множества поздних спекуляций и экстремальных
психотехник.
Далее в русле брахманизма возникли Йога-упанишады, среди них основными считаются девять (116). В «Йогататтве» названы четыре основных разновидности йоги: мантра, лайя, хатха и раджа, причем две ступени классической Раджа-йоги - асана и пранаяма - выделены в отдельное направление Хатха-йогу. Эта классификация сохранилась до наших дней. В Йога-упанишадах впервые встречается упоминание особой, мистической физиологии,
которая стала основой тантризма и до сих пор вызывает ажиотаж в среде дилетантов. Некоторые знатоки традиционной индийской медицины утверждают, что ее элементы присутствовали и в более ранних, нежели йога, аюрведических текстах.
На протяжении всего ведического периода индийской истории (примерно
1000—400 г. до н.э.), равно как и в дальнейшем, терминология и мировоззренческая направленность йоги произвольно менялись философскими школами, аскетами, и йогинами-одиночками - по личному разумению либо под
влиянием политических и социальных факторов. Это, по-видимому, процесс
неизбежный, но далеко не всегда позитивный. Со временем местные аборигенные культы смешались с персонажами Вед и набрали силу, «переваривая»
религиозные представления пришельцев, собственно, тогда и возник индуизм. К ведическому пантеону были причислены доарийские боги, а жрецы,
служащие им, были возведены в брахманское сословие. Вместо Брахмы главным божеством стал Шива («сивый», «седой» - санскр.).
Махабхарата поставила знак тождества между Брахманом Упанишад и
Вишну (а также Кришной, его земным воплощением) и адаптировала йогу к
массовому сознанию. Йога Махабхараты, данная в ее книге шестой, Бхагавадгите (буквально «Песня Бхагавата», Кришны) и седьмой (Мокшадхарма «Основа освобождения»), по этической и социальной направленности радикально отличается от системы Патанджали. Но и Гита, очевидно, появилась
позднее, она оперирует с уже известным предметом йоги. Основной упор в
ней делается не на личном спасении посредством ухода из социума, а на достижении уравновешенности и на ее основе - искусства в действиях повседневности. Йогин не должен покидать мир, напротив, он должен оставаться
в гуще его, не уклоняясь от бытия, единственное условие спасения заключается в беспощадно систематичной практике и не привязанности к плодам
своих действий. «Йога - это равновесие» — вот определение «Гиты», она исключает из класса йогинов представителей «чистого созерцания», мотивируя

B.C. Бойко. Йога: искусство коммуникации

это тем, что способность к созерцанию отнюдь не определяет еще нравственной настройки человека.
Идеалом Гиты является не погруженный в самадхи аскет, но живой человек, способный ощущать чужую боль, как свою. Именно такая интерпретация сделала и саму Гиту, и ее йогу необыкновенно популярными в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность, в том числе и йога, ведет к освобождению, сохранилось до наших дней.
В то же время Свами Сатьянанда Сарасвати Парамахамса Нага (далее по тексту ССС), ученик Свами Шивананды и основатель Бихарской школы йоги, пишет: «Каждое мгновение жизни представляет собой алхимию медитации. Живите йогической жизнью и обладайте высокими принципами, с абсолютной
верой в высший дух, который человек может познать через практику йоги и
достигнуть высшей цели - познания Бога» (журн. «Йога», №1,2003, с. 6).
Следующая линия трансформации — буддизм. Если Будда и отверг трех
своих йогических наставников (аскета и хатха-йогина Бхарагву, который изгнал будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалу и
Арада Каламу, обучивших его созерцанию), то лишь потому, что быстро превзошел их в этом деле, так говорит легенда
Буддизм никогда не отрицал йогу, но видоизменил ее технологию, в результате чего появился продукт весьма специфический. Все способы спасения, которым учил Татахагата, основаны на йоге, причем до такой степени, что
Ф.И.Щербатской вообще определял буддизм как йогу. При этом буддисты равно отвергали как учение Вед, так и йогическое философское «оформление».
Наиболее радикально изменил йогу Патанджали тантризм, который ассимилировал массу народных культов и суеверий. Начиная примерно с VI века
н. э., он занял ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме Ваджраяны, получив название «алмазная колесница». Буддийские Тантры делятся на
четыре класса, причем два последних считаются наивысшими и относятся к
сугубо йогическим способам познания истины. В тантризме впервые за в£ю
историю Индии главное положение в пантеоне заняла Великая богиня и ее
ипостаси, что говорит о победе мировоззрения доарийских культов.
Тантризм утверждает, что в эпоху темных времен Кали-юги все предыдущие традиции, включая Веды, неадекватно обеспечивали освобождение, на
самом деле его можно достичь только превращением любых повседневных
действий, включая сексуальные, в йогический ритуал. Калачакра-тантра (тантра «Колеса времени») повествует: в ответ на вопрос некого мифического царя Будда поведал ему, что Вселенная заключена в теле каждого живущего,

10