• Название:

    Техника и технология сьемки Фельдман Я. Д., К...


  • Размер: 8.61 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: Microsoft Word - Feldman1.doc
  • Автор: algor

Предпросмотр документа

Я.Д.ФЕЛЬДМАН
Л.Д. КУРСКИЙ

Техника
и технология
фотосъёмки
Под редакцией профессора,
доктора искусствоведения Р. Н. ИЛЬИНА
Одобрено Министерством бытового
обслуживания населения РСФСР в
качестве учебного пособия для
техникумов

Москва
«Легкая и пищевая промышленность»
1981

2
ББК 85.16
Ф39

УДК 77.05 (075.32)

Рецензенты: доктор искусствоведения,
профессор ВГИКа Р. Н. ИЛЬИН;
инженеры В. И. ЧЕХОВ и В. И. ЧИБИСОВ.
Раздел А написан Я. Д. ФЕЛЬДМАНОМ,
раздел Б — Л. Д. КУРСКИМ.

Фельдман Я. Д., Курский Л. Д.
Ф39 Техника и технология фотосъемки: Учеб.
пособие для техникумов /Под ред. Р. Н.
Ильина.— М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981.—240 с., ил.
Последовательно и достаточно полно освещены многие виды профессионального фотографирования. Наиболее подробно рассмотрены вопросы портретной фотографии: методики портретирования, фотокомпозиции. Изложены вопросы методики и техники внепавильонной съемки. Тематика и объем материала соответствуют учебному плану предмета «Техника и технология фотосъемки» для средних учебных заведений.
В качестве иллюстративного материала использованы работы известных отечественных и зарубежных фотомастеров.
Для учащихся техникумов отрасли бытового обслуживания.

©Издательство «Легкая и пищевая промышленность», 1981 г.

3

Оглавление
Предисловие 5
К истории фотографического портрета 11
А. Павильонная фотосъемка

I. Техника и методика портретной съёмки

22

1. Психология творческой работы 22
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

О художественности портретного изображения 27
О композиции фотографического портрета 32
Руки в фотопортрете 50
О расстоянии между моделью и фоном 52
Антропологические признаки в фотопортрете 53
Точка съемки 58
Перспектива фотографического изображения 62
Фон и первый план 74

II. Методика освещения при портретировании

1. Предварительные сведения об освещении 79
2. Выявление форм и объемов 80
3. Метод освещения модели 85
4. Тон и тоновые соотношения 89
5. Выявление фактуры 94
6.
7.
8.
9.

Освещение модели одним источником света 97
Освещение модели в темной тональности 104
Освещение модели в светлой тональности 106
Метод широкого моделирования НО

10. Освещение лица в профиль 112
11. Световое каширование 114
12. Предварительный свет 115

79

4
Оглавление

13. Рисующий свет 116
14. Заполняющий свет 122
15. Моделирующий свет 124
16. Фоновый свет 130
17. Экспонометрия 132
137

III. Практические упражнения ________________________________________________

1. Гипсовый класс 137

2. Натюрморт 145
154
IV. Другие виды съемок в павильоне

1. Съемка для документов 154
2. Групповой портрет 157
3. Съемка детей 164
4. Фотореклама 168
5. Репродукционная съемка 170
Б. Внепавильонная съемка

178
I. Репортажная съемка

1. Принципы фоторепортажа 178
2. Съемка движущихся объектов 181
3. Съемка ритуала бракосочетания 185
4. Съемка в детских садах и школах 187
II. Съемка архитектурных объектов

1. Съемка архитектуры 192
2. Съемка у памятных мест 194
3. Съемка панорам 197
4. Съемка интерьеров 201
204
III. Специальные виды съемки

1. Техническая съемка 204
2. Стереоскопическая съемка 206
3. Макросъемка и микросъемка 209
Список литературы 215

Авторы фотографий 216

5

Предисловие
Фотоаппарат сегодня имеется почти в каждом доме. Миллионы людей умеют хорошо фотографировать. И все равно каждый непременно
обращается к услугам профессиональной, бытовой фотографии, чтобы
сняться для документа, чтобы запечатлеть торжественные моменты своей жизни, наконец, чтобы сняться портретно.
Каждый день тысячи фотографов-профессионалов снимают миллионы людей. Буквально каждый человек оставляет свое фотографическое
изображение. Это особенно ценно для наших потомков. Ведь так важно,
как выглядел твой близкий человек в разные моменты своей жизни.
Практика документализма показывает, насколько ценными могут
явиться, казалось бы, совершенно обыденные, протокольно снятые «карточки», запечатлевшие самых различных людей. В фотоснимках — наша
история, бесценный след человека на Земле!
Бытовое фотографирование сегодня — одна из существенных отраслей обслуживания советских людей, все чаще обращающихся к услугам
фотографов. Постоянно растет качество бытового фотографирования,
улучшается материальная база профессионалов-фотографов, повышается их квалификация.
Работать в фотографии ежегодно приходят сотни новых молодых
профессионалов. Совершенствуется квалификация ветеранов. Укрепляется авторитет профессии. Повышается культура работы.
Действительно, профессия фотографа, постоянно вступающего в
творческий контакт с массой разных людей, чрезвычайно интересна,
сложна и ответственна. От того, как будут запечатлены на снимках
наши современники, зависит качество грандиозной портретной галереи,
создаваемой их повседневным трудом.
Это и работа и творчество одновременно. Повышать культуру труда,
наиболее полно удовлетворять запросы людей, обращающихся в фотографии за услугами,— очень важная и ответственная задача.
Предлагаемая вниманию читателей книга — учебное пособие авторов
Я. Д. Фельдмана и Л. Д. Курского — предназначена для обучения молодых фотографов-профессионалов и для повышения квалификации уже
работающих. Книга-учебник всегда своеобразна, ибо содержит, как правило, сумму методических рекомендаций, необходимых для приобретения уверенности и целесообразности в работе.
Методика, технология и приемы фотосъемки, а также терминология взяты авторами из обширнейшего опыта фотографии как науки и
искусства, но одновременно и из колоссальной практики бытовых фото-

6
Предисловие

графов, лучшие работы которых вплотную примыкают к фотографическому искусству. Не случайно книга иллюстрирована известнейшими образцами фотографий, признанными на всесоюзных фотовыставках, авторы которых увенчаны лаврами победителей. Это очень важно для распространения лучших образцов творчества, которые могут служить примером для учебы и подражания. Мы надеемся на то, что это не помешает творческому поиску и самостоятельности фотографа в выборе творческого приема съемки, тогда каждый снимок непременно будет не похож на другой.
К сожалению, сегодня еще нельзя быть удовлетворенным качественными результатами работы фотографов. Еще очень много фотографий невыразительных, стандартных.
В чем же причина еще невысокой культуры фотографирования?
Быть может, в неумении подойти к человеку, раскрыть его индивидуальность на снимке, в слабом желании или неумении увидеть интересное в человеке?
Конечно, не все недостатки можно объяснить только приведенными
причинами. Еще многое зависит и от специфических требований заказчиков, нередко ориентирующих фотографа на стандарт. Но ведь
и фотографическая культура растет вместе с эстетическим развитием
людей. Этот сложный и постепенный процесс активно связан с художественной деятельностью фотографа, задача которого воспитывать вкус
заказчика, выполняя работы только на высоком художественном уровне
(речь идет о художественной фотографии).
Эта книга преследует благородную цель: научить фотографа свободному владению профессией, раскрыть широчайшие творческие возможности фотографирования в максимальном количестве практических случаев съемки или точно сформулировать наилучшие приемы изображения, когда, кроме протокольной фиксации объектов, иной цели не ставится.
Основной материал книги посвящен павильонному фотографированию, работе с источниками искусственного освещения — основным видам
профессиональной работы фотографов.
Конечно, это далеко не единственная книга для учебы и повышения квалификации. Книгу полезно дополнять самостоятельным чтением
иной литературы, имеющейся по различным вопросам фотографии.
Особый интерес представляют методические рекомендации по композиции и освещению портретов, в которых дается верный и простой
путь к возможной творческой удаче. Эта методика является обобщением огромного практического опыта профессионалов-фотографов.
Внимательное изучение методических рекомендаций — залог успеха
в самостоятельной работе, залог повышения производительности труда
и улучшения качества его итогов.
Среди материалов книги очень важны рекомендации авторов, последовательно раскрывающих съемочный процесс от начала работы с
объектом до окончательной композиции снимка.
Мы обращаем внимание читателей на то, что успех сопутствует не
только технически умелому фотографу, но и, главным образом, внимательному психологу, человеку, умеющему создать своей «модели» наилучшее настроение во время съемки, выявить характерное в человеке и
лишь тогда технически совершенно запечатлеть итог своей деятельности
на фотоснимке.

7

Предисловие

Чтобы иметь время для размышления, для выбора точки съемки,
определения нужного композиционного построения снимка — выразительной позы, выражения лица, глаз человека, оптимальных условий
освещения и т. д., необходимо профессионально быстро устанавливать
осветительные приборы, камеру, фон, что требует определенного навыка. Это является тем планом профессиональной работы, который способствует творческой удаче. Без определенной последовательности операций съемки (камера, освещение, контроль фактуры, техника фотографирования) работа превращается в самодеятельность, любительщину и
никогда не гарантирует высокого профессионального качества.
Техника и производственная технология никогда не должны быть
самоцелью фотографа, это только предпосылки для достижения продуманного и желаемого результата. Самое важное в процессе съемкиточно знать, что и как хочет изобразить на снимке его автор. Он же должен уметь помочь человеку, пришедшему фотографироваться, ощутить
себя оригинальной, неповторимой личностью (конечно, кроме случаев
съемки для документов), ибо каждый человек неповторим, уникален.
И как бывает досадно, если фотоснимки стандартно показывают всех
людей «на одно лицо».
Только в глубоко творческом процессе на фотоснимке рождается
образ нашего современника. Сама по себе фотографическая техника без
прикосновения к ней творческой руки, материализующей мысль художника, мертва. Это всего лишь техническая база съемки.
Технология позволяет грамотно реализовать замысел, верно выбрать из большого количества только те выразительные средства, которые будут соответствовать задаче съемки. Наверное, сегодня уже
можно говорить о такой работе и творчестве одновременно.
Эта книга обращена к молодым, начинающим фотографам, а потому очень важно обратиться к каждому из них по существу их профессии.
Работа с людьми — всегда творчество. И для успеха нужно внимательно изучать жизнь, людей, все богатство мира. Наблюдательность—
залог успеха. Ведь только жизнь дает нам подлинные, разнообразнейшие картины, на основе которых в фотоателье придется воспроизводить их подобие искусственными средствами и техническими инструментами.
Чтобы строить естественные композиции снимков, нужно уметь
видеть прообразы будущих фотографий, уметь вспоминать увиденное, собирать образы по крупицам. Для этого требуется не только внимание к окружающей жизни, но и изобразительная культура. Ведь до
того, как вы будете снимать, уже сняты миллиарды фотографий. И совсем не плохо, если у вас имеются любимые снимки, которые вам очень
нравятся. Еще лучше, если вы интересуетесь изобразительным искусством, которое питает художественную фотографию своим замечательным пластическим зримым опытом. А у фотографии имеется и близкий
родственник — кинематограф, у которого так плодотворно можно учиться пластической выразительности и портретности.
Фотография — всегда остановленное время. Но не просто и не случайно остановленное, а его кульминация, самый важный существенный
момент. Только тогда фотография может стать выразительной, а не
будет случайным снимком. Уметь выбрать момент съемки — великое
дело и искусство одновременно.

8
Предисловие

Не нужно думать, что если фотография запечатлела жизнь в статике, то и подготовка к съемке — формирование статики. Опыт показывает, что есть «живые» фотоснимки, искрящиеся динамичным взглядом, привлекающие позой, как бы продолжающие движение: вот-вот,
кажется, человек заговорит или сдвинется с места. Наверное, динамичность — ценный показатель профессионального мастерства, конечно, если это не официальная или протокольная фотография. Особенно сложно получить динамичный портрет, еще сложнее — групповой снимок
людей, фотографируемых в ателье. Ведь любую композицию фотографу приходится «ставить», т. е. полностью организовывать. А такое занятие сродни режиссуре. Несомненно, что репортажно получить живую динамичную картину на снимке гораздо легче, тогда же
можно выбирать лучший снимок из целой серии, лучшую динамику
среди серии кульминаций движения. Снимок в ателье чаще всего выполняется как законченная картина в единственном числе, без вариантов и повторов, а нередко осуществляется и с продолжительным временем экспонирования, что требует фиксации поз людей. Здесь важно
иметь зоркий глаз и умение мгновенно оценить наиболее существенное
в их поведении.
Фотографирование, особенно портретное,— весьма специфическое
занятие, имеющее свои законы и свою творческую условность. В одном случае, на официальной фотографии например, лицо человека должно быть фронтально обращено к объективу камеры и освещено достаточно равномерно (тонально). В другом случае, в художественном фотопортрете, возможна свободная динамичная композиция: любой поворот и наклон головы, а также необходимый рисунок освещения, разная
крупность изображения лица и т. д. .
Огромное значение для успеха работы фотографа имеет профессионально быстрая оценка внешних пластических данных человека, что
помогает затем, в процессе установки камеры и освещения, сосредоточить внимание на постижении характера, особенностей модели. Не бесполезно помнить виды и возможности корректировки черт лица, фигуры человека, учитывать пол и возраст модели. Так, для молодых женщин наиболее выразительным окажется мягкое моделирующее освещение от камеры даже бестеневое, и спокойный светлый фон. Для
мужских портретов лучше светотеневое решение. Для лиц с трудными,
резкими чертами хорошие результаты дает неконтрастное боковое освещение. Светотенью и световой моделировкой, ракурсом возможно скорректировать облик человека, как бы помочь ему выглядеть выразительно на фотоснимке. Особенно важно потрудиться над женскими портретами, даже если придется применить мягкорисующую оптику или приспособления, располагаемые перед объективом для сообщения снимку
нужной мягкости и ретушированности. В таком случае прекрасно «работает» сильный световой контур на волосах, тактично подобранные
женские украшения и т. д.
Конечно, для наиболее стабильных успехов можно рекомендовать и
метод предварительной (пробной) съемки. Ведь на основе уже полученного снимка легче точно выбрать необходимый прием. Значительное
большинство обращающихся в фотографии, вероятно, согласится прийти
еще раз, чтобы получить хорошую фотографию.
Существенное значение имеет выбор фона и прежде всего его тональности и фактурности. Современное фотоателье должно иметь до-

9
Предисловие

статочно широкий выбор фонов, причем не только условных с гладкими фактурами, но и фотографических фонов необходимого размера с
конкретной характерностью: изображения интерьеров, архитектурных
сооружений, натурных объектов и т. д. Конечно, в таком случае выбор фона по сюжету определяет выразительность и целесообразность
снимка. И конечно, ателье пользуется набором стульев, кресел, вообще
разного реквизита, с помощью которого возможно строить самые различные композиции снимков, задавать им сюжет. Все это непременно скажется на живости и нестандартности снимков.
В перспективе предвидится возможность радовать портретируемых
цветной фотографией. Съемка в цвете потребует от фотографов особой
культуры видения цвета, отражаемой в выборе цветных фактур, одежды и фонов в первую очередь, ибо цвет лица чаще всего почти одинаков. Сегодня возможно получать высококачественные фотографии не
на фотобумаге, а на диапозитивах-слайдах, имеющих у фотолюбителей
широкое распространение и признание за портативность, простоту съемки и очень хорошую цветопередачу.
Для поддержания профессиональной «формы» фотографу можно
рекомендовать не только быть внимательным к жизни, но и осваивать
эту жизнь с фотоаппаратом в руках. Такая деятельность, напоминающая занятие любителя-фотографа, представляет собой аналог того, что
делают художники, выходящие на этюды, на натуру. Для фотографапрофессионала, находящегося целые дни в фотоателье, не видящего настоящего света, особенно ценен фоторепортаж и натурные этюды, фотографирование при естественном освещении. Вполне удобным местом
для выставок таких фоторабот, представляющих творчество фотографа, интересных для тех, кто приходит фотографироваться, вероятно,
было бы само помещение фотоателье, потому что множество ателье сегодня располагается в достаточно просторных помещениях современных
зданий и имеет вестибюли и залы ожидания.
Хочется помечтать и о систематических выставках работ фотографов-профессионалов бытового обслуживания. Копится интересный творческий опыт, который всемерно необходимо распространять. О фотографии, особенно о ее достоинствах и качествах, невозможно только
говорить и писать — фотографии нужно смотреть. Думается, что каталоги лучших фоторабот, которые могут стать примерами для рационального подражания, необходимо публиковать и не только в приложении к
учебным пособиям, а и отдельно, наподобие каталогов к выставкам живописцев и графиков. Конечно, для фотографии необходима самая тщательная технологическая аннотация: всегда важно знать, как, каким образом получен тот или иной интересный результат. Ценно такое начинание и для воплощения облика нашего современника, для подтверждения преимуществ советского образа жизни. Ведь прекрасен человек
не только в работе, но и когда просто позирует для фотоснимка.
Бытовая фотография расширяет свои границы. Так, сегодня все
больше поступает заказов на фотосъемку от различных учреждений и
организаций с целью фотофиксации или для технической пропаганды,
для обобщения передового опыта. В книге имеются примеры рациональной работы и в этой важной области.
Характерно, что сегодня фотосъемка приобретает и значение престижного документа, например фотографирование передовиков производства, героев труда на фоне Красных знамен отрасли, в залах тор-

10

Предисловие

жественных заседаний и т. д. Такой фотоснимок, действительно, является реликвией и гордостью того человека, который на нем изображен в
числе товарищей по труду и