• Название:

    Саид Сабикъ Фикху Сунна 2 Омовение


  • Размер: 0.78 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: \376\377\0000\0000\0002\000_\004$\0048\004:\004E\000-\004C\004A\000-\004!\004C\004=\004=\0040\000.\000 \004\036\004<\004>\0042\0045\004=\0048\0045
  • Описание: \376\377\004$\0048\004:\004E\000-\004C\004A\000-\004!\004C\004=\004=\0040\000.\000 \004\036\004<\004>\0042\0045\004=\0048\0045
  • Автор: \376\377\004\020\004\021\004\024\004#\004\033\000 \004\020\004\027\004\030\004\027

Предпросмотр документа

ФИКХ-УС-СУННА
САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

САЙЙИД САБИЌ
Омовение

‫اء‬
«Аль-Вуду'»
САИД-ЭМИН ГИХХО. АБУ ẊАМИД ‘АБД АЛЬ - ‘АЗИЗ

2007

Б А К40У

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

Омовение

‫اء‬
«Аль-Вуду‘»
Омовение означает обмывать водой лицо, руки, локти, голову и ноги. Далее идет его
разъяснение:

Омовение является частью шари‘ата
Доказательство того, что омовение является частью, шари’ата пришло в трех главных
источниках Ислама:
Доказательство первое: Ќур‘ан.
Аллах говорит в Ќур‘ане:

ْ‫ا‬8ُNF
َ :ْ ‫ وَا‬P
ِ Hِ ‫َا‬Q0َ @ْ ‫ ا‬Lَ@‫ْ ِإ‬MRُ =َ Sِ =ْ ‫ْ َوَأ‬MRُ ‫ َه‬8ُU‫اْ ُو‬8ُEF
ِG
ْ AH ‫ ِة‬J?K@‫ ا‬Lَ@‫ْ ِإ‬M.ُ 0ْ 1ُ ‫اْ ِإذَا‬8ُ9:َ ; <
َ =ِ>@?‫ ا‬AَB=C‫ َأ‬Aَ=﴿
ِ
ُ ْ‫ْ َوَأر‬MRُ V
ِ ‫ؤُو‬Qُ Xِ
«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до
локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток». Сура № 5, Аль-Маида, аят 6.
Доказательство второе: Сунна.
Передают, что Абу Ҳурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал:

. ‫>ي‬:Q.@‫ داود وا‬8X‫ن وأ‬AmYn@‫ ا‬o‫روا‬

﴾ hi8.= L.` ‫ث‬S`‫ إذا أ‬M‫آ‬S`‫ة أ‬Jc d‫ ا‬eZf= g ﴿

«Аллах не примет молитву того из вас, кто осквернился, пока не совершит (малое)
омовение (аль-Вуду')». Этот ẋадис передали аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи.
Доказательство третье: «Иджма‘».1
Существует единогласное мнение ученых, что омовение является частью шариата со времен
посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и до наших дней и поэтому оно
является признанным фактом религии

1

Иджма' – единодушное решение общины или же религиозных авторитетов. Прим. пер.

41

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

Достоинства омовения

&'()
Ẋадисов, которые указывают на достоинства омовения очень много. Мы упомянем некоторые

из них:

а) Передают, что ’Абдуллах ас-Сунабиджи, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что
посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

<: A=Awm@‫ ا‬xUQy Qn9.V‫ذا ا‬zH ، |YH <: A=Awm@‫ ا‬xUQy }0~0H SZ[@‫ ا‬hi8 ‫﴿ إذا‬
، |Y9Y€ ‫ر‬A‚‫ أ‬xN <: ‫ج‬Qm L.` |BU‫< و‬: A=Awm@‫ ا‬xUQy |BU‫ و‬eFG ‫ذا‬zH ، |„‫أ‬
†F: ‫ذا‬zH . |=S= QHA…‫ أ‬xN <: ‫ج‬Qm L.` |=S= <: A=Awm@‫ ا‬xUQy |=S= eFG ‫ذا‬zH
xUQy |YEU‫ ر‬eFG ‫ذا‬zH ، |Y„‫< أذ‬: ‫ج‬Qm L.` |V‫< رأ‬: A=Awm@‫ ا‬xUQy |V‫أ‬QX
S‡F0@‫ ا‬L@‫| إ‬Yn: ‫ن‬A‫ آ‬Mˆ . |YEU‫ ر‬QHA…‫ أ‬xN <: ‫ج‬Qm L.` |YEU‫< ر‬: A=Awm@‫ا‬
. M‫آ‬AN@‫| وا‬UA: «Когда раб совершает омовение и ополаскивает свой рот, то грехи выходят изо рта.
Когда он очищает нос, то грехи выходят из носа. Когда он моет свое лицо, грехи
покидают его лицо, даже если они находятся под ресницами. Когда он моет руки, грехи
выходят даже из-под ногтей. И когда он протирает голову, грехи выходят из головы,
пока не выйдут из ушей. Когда он моет ноги, грехи выходят из ног даже, если они
находятся под ногтями (ног). Затем он отправляется в мечеть, и его молитва становится
для него дополнительным (вознаграждением)». Этот ẋадис передали Малик, ан-Насаи, Ибн
Маджа и аль-Ẋаким.
б) Передают, что Анас, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал:

eUQ@‫ر ا‬8B‫ و‬، |E‫| آ‬E0€ ABX d‫† ا‬EK= eUQ@‫Š ا‬H ‫ن‬8R ‰N@AK@‫‰ ا‬EKm@‫﴿ إن ا‬
ŠH Š„‫ا‬QZw@‫Žار وا‬Z@‫ وا‬LE[= 8X‫ أ‬o‫‰ ﴾ روا‬EHA„ |@ |Jc LfZ‫| و‬X8„‫ ذ‬o‫ر‬8BwX d‫ ا‬QR= |JK@
. V‫و‬g‫ا‬
«Если в человеке есть добронравие, то Аллах улучшает из-за этого нрава все его
деяния. (Что же касается) очищения человека для молитвы, то Аллах прощает из-за
очищения его грехи и его молитва остаётся дополнительной наградой для него». Этот
ẋадис передали Абу Йа’ла, аль-Баззар и аŤ-Ťабарани в «Аль-АусаŤ».
в) Передают, что Абу Ҳурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

42

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

d‫ل ا‬8V‫ ر‬A= LEX : ‫ا‬8@A1 . ‫ت‬AU‫ر‬S@‫| ا‬X ”HQ=‫ و‬، A=Awm@‫| ا‬X d‫ ا‬8N0= A: LE€ MR@‫ أد‬g‫﴿ أ‬
S[X ‫ة‬JK@‫ر ا‬A—.„‫ وا‬، SUAF0@‫ ا‬L@‫ إ‬Awm@‫ة ا‬Q˜‫ وآ‬، o‫ر‬AR0@‫ ا‬LE€ ‫ء‬8i8@‫غ ا‬AZV‫ إ‬: ‫ل‬A1 ،
‫>ي‬:Q.@‫ وا‬MEF:‫@Œ و‬A: o‫ط ﴾ روا‬AXQ@‫ ا‬MR@>H ‫ط‬AXQ@‫ ا‬MR@>H ‫ط‬AXQ@‫ ا‬MR@>H ، ‫ة‬JK@‫ا‬
. Š‹AF9@‫وا‬
«Не сообщить ли мне вам о том, за что Аллах прощает грехи и поднимает человека в
степенях?» Они сказали: «Конечно, о посланник Аллаха». Он сказал: «Это - совершение
омовения, не взирая на неприятное, множество шагов (по направлению) к мечетям и
ожидание (следующей) молитвы после предыдущей и это для вас рибат (джихад на пути
Аллаха), повторив это три раза». Этот ẋадис передали Малик, Муслим, ат-Тирмизи и анНасаи.
г) Передают, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что (как-то) раз
посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришедший на кладбище,
сказал:

A„‫ أ‬8@ ‫ وددت‬، ‫ن‬8f`g œ=Q1 <€ MRX d‫ء ا‬A‚ ‫ إن‬A„‫ وإ‬، A9„‫ا‬8y‫Š وإ‬XANc‫ أ‬M.„‫ل ) أ‬A1 ‫ ؟‬d‫ل ا‬8V‫ ر‬A= Œ„‫ا‬8y‫ إ‬A9F@ ‫ أو‬: ‫ا‬8@A1 ( A9„‫ا‬8y‫ إ‬A9=‫ رأ‬S1
) : ‫ل‬A1 ‫ ؟‬d‫ل ا‬8V‫ ر‬A= Œ.:‫< أ‬: S[X ‫ت‬h= M@ <: ‫ف‬Q[ £Y‫ آ‬: ‫ا‬8@A1 ( S[X ‫ا‬8h= M@ <=>@‫ا‬
‫ا‬8@A1 ( ‫| ؟‬EYy ‫ف‬Q[= g‫ أ‬MBX M‫ ده‬eYy ‫ي‬QB… LE€ MBQH A„‫ء وأ‬8i8@‫< ا‬: : ‫ل‬AfYH ، ME‫ ه‬g‫ أ‬: MB=‫د‬A„‫ل أ‬A~@‫ ا‬QY[Z@‫ =>اد ا‬A0‫Š آ‬i8` <€ ‫ل‬AU‫>ادن ر‬Y@ g‫ أ‬، ‫ض‬8N@‫ا‬
. MEF: o‫ ﴾ روا‬AfNV AfNV : ‫ل‬81hH ( ‫ك‬S[X ‫ا‬8@SX MB„‫) إ‬
«Мир вам, обитатели жилища верующих! Мы же, если на то будет воля Аллаха, скоро
присоединимся к вам. Как бы хотел я, чтобы мы увидели наших братьев!» (Люди)
спросили: «А разве мы не являемся твоими братьями, о посланник Аллаха?» (В ответ)
он сказал: «Вы - мои сподвижники, а нашими братьями являются те, кто ещё не
пришёл в мир (этот)». Они спросили: «Как же ты узнаешь тех (членов) твоей общины,
которые ещё не пришли в мир этот, о посланник Аллаха?» Он сказал: «Скажите мне,
если у человека есть лошади с белыми звездочками на лбу и белыми кольцами на ногах,
которые находятся среди лошадей темной масти, разве не узнает он своих лошадей?»
Они сказали: «Конечно узнает, о посланник Аллаха». (Тогда Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует), сказал: «Вот и они придут сияя белыми звёздочками на лбу и
белыми кольцами на руках и ногах, а я уже буду принимать их возле моего водоема (в
Раю). Но будут те, которых отгонят от него, как отгоняют заблудившегося верблюда. Я
позову их: «Идите сюда!». И будет сказано: «Они исказили (религию) после тебя». Я
тогда скажу: «Прочь! Прочь!». Этот ẋадис передал Муслим.

43

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

Обязательные части омовения

&(5‫ا‬7)
У омовения есть обязательные действия и основы на которых основывается его суть и не
совершение которых в соответствии с шариа‘том делает омовение недействительным. Ниже
следует его разъяснение:
1. Намерение
Намерение - это желание совершить действие угодное Аллаху, следуя Его указанию. Это –
деяние сердца и произнесение его не имеет никакого отношения к намерению и не является
узаконенным в шариате.
То, что намерение является обязательным деянием, показывает следующий ẋадис от ’Умара,
да будет доволен им Аллах, который сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, сказал:

. ‰€A0‡@‫ ا‬o‫=© روا‬SN@‫﴾ ا‬

. . . ‫ى‬8„ A: ‫ئ‬Q:‫ ا‬eR@ A0„‫ت وإ‬AY9@AX ‫ل‬A0€g‫ ا‬A0„‫﴿ إ‬

«Каждое действие основано на намерении, и каждому достанется то, что он намеревался
обрести ... ». Этот ẋадис передала «группа».
2. Обмывание лица один раз
Это обмывание водой лица от вершины лба до нижней части челюстей, и от одного уха до
другого.
3 . Обмывание рук до локтей
Следует также помыть локти, поскольку подобным образом поступал Пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, и никогда не оставлял это действие.
4. Обтирание головы
Это означает обтирать голову влажной рукой. Не достаточно просто положить руку на голову
или коснуться головы влажным пальцем, к тому же слова Всевышнего:

﴾ MRV‫ءو‬QX ‫ا‬8NF:‫﴿ وا‬
«... и обтирайте свои головы ...» не означают, что нужно обтирать всю голову, а означает,
что обтирание части головы достаточно для выполнения этого условия.
Сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал
голову тремя различными способами:
а) обтирание всей головы.
В ẋадисе, передаваемого со слов ’Абдуллаха ибн Зайда сообщается, что:

44

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

Mˆ |V‫م رأ‬Sf0X ‫أ‬SX ، QX‫ وأد‬A0BX eZ1hH |=SYX |V‫† رأ‬F: MEV‫| و‬YE€ d‫ ا‬LEc ŠZ9@‫﴿ أن ا‬
. ‰€A0‡@‫ ا‬o‫| ﴾ روا‬9: ‫أ‬SX ‫ن ا@>ي‬AR0@‫ ا‬L@‫ إ‬A0‫ رده‬Mˆ oA1 L@‫ إ‬A0BX œ‫ذه‬
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обтер всю свою голову руками. Он
начал обтирать с передней части головы, пока не достиг затылка и затем провел руками
в обратном направлении, пока не достиг места, с которого начал». Этот ẋадис передала
«группа».
б) обтирание чалмы1
Передают, что ’Амру ибн Умаййа, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

‫ري‬AmZ@‫ وا‬S0`‫ أ‬o‫روا‬

﴾ |Yy‫| و‬.:A0€ LE€ †F0= MEV‫| و‬YE€ d‫ ا‬LEc d‫ل ا‬8V‫ ر‬x=‫﴿ رأ‬
. ‰UA:
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обтирал
чалму и кожаные носки ( ‫ ﺍﳋﻔﲔ‬- хуффайн)». Этот ẋадис передали Аẋмад, аль-Бухари и Ибн
Маджа.
Передают со слов Биляла, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

. S0`‫ أ‬o‫﴾ روا‬

‫ر‬A0m@‫< و ا‬Ym@‫ ا‬LE€ ‫ا‬8NF:‫﴿ ا‬

«Обтирайте кожаные носки (хуффайн) и аль-химар2» (‫ر‬A0m@‫)ا‬. Этот ẋадис передал Аẋмад.
’Умар, да будет доволен им Аллах, однажды сказал:

﴾ d‫ ا‬oQB g ‰:A0[@‫ ا‬LE€ †F0@‫ ا‬oQBw= M@ <: ﴿
«Аллах не очистит того, кто не считает обтирание чалмы очищением».
Большое количество ẋадисов на эту тему передали аль-Бухари, Муслим и другие имамы.
Также сообщается, что многие ученые поступали в соответствии с этим.
в) обтирание передней части головы и чалмы.
Аль Муг’ира ибн Шу’ба, да будет доволен им Аллах, сообщил:

MEF: o‫روا‬

1


Чалма (тюрк.)

‫ ﺍﻟﻌﻤﺎﻣﺔ‬- у народов мусульманского Востока традиционный мужской головной убор в виде

полотнища легкой ткани, многократно обмотанного вокруг головы, обычно поверх шапки, фески или
тюбетейки. Прим. пер.
2

В тексте хадиса употреблено слово «‫»ﺍﳋﻤﺎﺭ‬, что означает то, чем покрывают голову, вроде чалмы и подобные

вещи. Прим. пер.

45

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая омовение, обтер
переднюю часть головы, чалму и кожаные носки». Этот ẋадис передал Муслим.
Тем не менее, нет сильных ẋадисов указывающих на то, что он обтирал часть головы, хотя
требование аята внешне и похоже на то, что мы приводим (в качестве довода). Однако,
недостаточно просто обтереть волосы выступающие с головы, подобием чего (являются)
косички.
5. Обмывание ног со щиколотками
Это (действие) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, было
подтверждено в непрерывных (мутаватир - Q‫ا‬8.0@‫ )ا‬сообщениях о его действиях и
высказываниях.
Ибн ’Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отстал от нас
в одном из наших поездок и догнал нас после того, как мы задержали послеполуденную
молитву (’аср). Мы начали совершать омовение и протёрли по ногам. (Увидев это)
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, во весь голос сказал:

﴾‫ر‬A9@‫< ا‬: ‫ب‬Af€J@ e=‫﴿ و‬
«Горе щиколоткам от огня!», повторив это два или три раза». Этот ẋадис передали альБухари и Муслим.
Абдурраẋман ибн Аби Лейла сказал:
«Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, были едины во
мнении, что ноги нужно мыть с щиколотками».
Напомним, что вышеупомянутые обязательные действия приводятся в Ќур‘ане в 6 аяте суры
«Аль-Маида»:

ْ‫ا‬8ُNF
َ :ْ ‫ وَا‬P
ِ Hِ ‫َا‬Q0َ @ْ ‫ ا‬Lَ@‫ْ ِإ‬MRُ =َ Sِ =ْ ‫ْ َوَأ‬MRُ ‫ َه‬8ُU‫اْ ُو‬8ُEF
ِG
ْ AH ‫ ِة‬J?K@‫ ا‬Lَ@‫ْ ِإ‬M.ُ 0ْ 1ُ ‫اْ ِإذَا‬8ُ9:َ ; َ<=ِ>@?‫ ا‬AَB=C‫ َأ‬Aَ=﴿
ْMRُ V
ِ ‫ؤُو‬Qُ Xِ ﴾
ِ ُ ْ‫َوَأر‬
«O вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до
локтей и обтирайте голову и (мойте) ноги до щиколоток».
6. Соблюдение последовательности в действиях при совершении омовения
Это (следует делать) из-за того, что Всевышний Аллах упомянул в аяте обязательные части
омовения в определенном порядке. Он также отделил ноги от рук, - хотя все они должны
быть вымыты, - от головы, которая должна быть только обтерта. Арабы не разделяют
подобные вещи, если нет в этом какой либо пользы, а в данном случае эта польза - порядок.
Аллах облегчил им омовение, чтобы они постигали его. Шестой аят суры «Аль-Маида»
объясняет то, что является обязательным и также это соответствует достоверному хадису

46

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

﴾|X d‫أ ا‬SX A0X ‫أوا‬SX‫﴿ ا‬
«Начинайте с того, с чего начал Аллах».
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел обыкновение
придерживаться этой последовательности как одному из принципов омовения, и нет
сообщения о том, что он, да благословит его Аллах и приветствует, когда-либо отходил от
этого принципа. Омовение - это поклонение и в вопросах поклонения нет места для чегонибудь другого кроме выполнения того, что является предписанным в том виде, как это
выполнял Пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

47

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

Желательные действия омовения (сунна)

‫@ ا><=<ء‬AB
Это то, что дошло до нас от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, из
его речи и действий, которыми он не обязывал совершать (других) и не осуждал никого, кто
их не совершал.
Этот раздел относится к тем действиям связанных с омовением, которые не являются
обязательными, так как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, строго их не
придерживался или не осуждал кого-либо не соблюдавшего их. Этими действиями являются
нижеследующие:
1. Произношение «Бисмиллях» начиная омовение
Есть некоторые слабые хадисы, в которых упоминается это действие, и все цепи этих хадисов
указывают на тот факт, что есть основание для совершения этого действия. В любом случае
это хорошее деяние и в общих чертах является частью шари’ата.
2. Использование зубочистки (ас-Сивак - ‫اك‬8F@‫)ا‬
В это действие входит использование зубочистки или подобного предмета для очищения
зубов. Лучшее, что можно использовать для этой цели это веточка от дерева арак, которое
произрастает в Ẋиджазе. Применение (этой веточки) укрепляет десна, предохраняет зубы от
кариеса, помогает пищеварению и облегчает мочеиспускание. Эта часть сунны совершается
используя любой предмет типа зубной щетки и т.п., который удаляет желтый налет на зубах и
очищает рот.
Передают со слов Абу Ҳурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал:

ŠfBYZ@‫[Š وا‬HAn@‫@Œ وا‬A: o‫روا‬

﴾ ‫ء‬8i‫ و‬e‫ آ‬S9€ ‫اك‬8F@AX MBQ:g Š.:‫ أ‬LE€ P‚‫ أن أ‬g8@ ﴿
. M‫آ‬AN@‫وا‬

«Если бы я не боялся обременить членов своей уммы, то велел бы использовать
зубочистку при каждом омовении». Этот ẋадис передали Малик, Аш-Шафи’и, аль-Байẋаќи
и аль-Ẋаким.
Передают со слов ’Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит
его Аллах и приветствует, сказал:

. ‫>ي‬:Q.@‫‹Š وا‬AF9@‫ وا‬S0`‫ أ‬o‫روا‬

48

﴾ ‫ب‬QE@ ‫ة‬AiQ: ، ME@ ‫ة‬QBw: ‫اك‬8F@‫﴿ ا‬

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

«Сивак – это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]”». Этот ẋадис
передали Аẋмад, ан-Насаи и ат-Тирмизи.
Использовать сивак можно в любое время, но в пяти случаях это особенно одобряется:
1. Омовение
2. Молитва
3. Чтение Ќур‘ана
4. Пробуждение от сна
5. Когда во рту появляется неприятный запах.
Постящиеся или не постящиеся люди могут использовать сивак в начале, конце или в течение
любого времени дня. Это пришло из ẋадиса ’Амира ибн Рабиа’, да будет доволен им Аллах,
который сказал:
«Я видел много раз, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
чистил зубы сиваком в то время, когда он постился». Этот ẋадис передали Аẋмад, Абу
Дауд и ат-Тирмизи.
Также является Сунной промывание сивака после использования.
’Aиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, использовав свой сивак, давал его
мне. Я промывала его, затем пользовалась и снова промыв возвращала его Пророку».
Этот ẋадис передали Абу Дауд и аль-Байẋаќи.
Сунной является чистить рот пальцем для того, у кого нет зубов.
Передают, что ’Aиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

: ‫ل‬A1 ‫” ؟‬9K= £Y‫ آ‬: xE1 ( M[„ ) : ‫ل‬A1 ‫ك ؟‬A.F=‫ أ‬o8H œ‫ =>ه‬eUQ@‫ ا‬d‫ل ا‬8V‫ ر‬A= ﴿
. Š„‫ا‬QZw@‫ ا‬o‫| ( ﴾ روا‬YH ŠH |[Zc‫ إ‬eyS= )
«O посланник Аллаха, должен ли чистить рот беззубый?» Он ответил: «Да». Она
спросила: «А как?» Он сказал: «Пальцем». Этот ẋадис передал аŤ-Ťабарани.
3. Обмывание рук три раза в начале омовения
Это пришло из ẋадиса Аус ибн Ауса аĉ-Ĉакафи, да будет доволен им Аллах, который
рассказывал:
«Я видел, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал
омовение и он помыл руки три раза». Этот ẋадис передали Аẋмад и ан-Насаи.
Передают, что Абу Ҳурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Пророк, да
благословит его Аллах и приветствует, сказал:

<=‫ري أ‬S= g |„zH ، AˆJˆ ABEF±= L.` ‫ء‬A„‫Š إ‬H oS= ²0±= JH |:8„ <: M‫آ‬S`‫ أ‬³fY.V‫﴿ إذا ا‬
. ‰€A0‡@‫ ا‬o‫﴾ روا‬oS= xAX

49

САЙЙИД САБИЌ. ФИКХ-УС-СУННА. Том 1.

«Когда кто-нибудь из вас просыпается ото сна, пусть не окунает руку в сосуд до тех пор,
пока трижды не помоет ее, ибо он не знает, где ночевала его рука». Этот ẋадис передала
«группа», но аль-Бухари не упомянул сколько раз моют руки.
4. Прополаскивание рта три раза