• Название: untitled

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР
ИНСТИТУТ НАРОДОВ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА

Академик 3. М. БУНИЯТОВ

ГОСУДАРСТВО
АТАБЕКОВ
АЗЕРБАЙДЖАНА
(1136-1225 годы)

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЭЛМ"
БАКУ—1978

Печатается по постановлению
Редакционно-издательского совета
Академии наук Азербайджанской ССР

Редактор—
доктор исторических наук В. М. БЕИЛИС

Издательство «Элм», 1978 г
10604—000 Б М-655—7й
40 -7

2

OГЛАВЛЕНИЕ
От редактора
Введение. Краткий обзор источников и литературы
Глава 1. Политическая обстановка в Сельджукской империи накануне
образования государства атабеков Азербайджана
Глава 2. Становление и расцвет государства атабеков Азербайджана
Глава 3. Падение государства атабеков Азербайджана
Глава 4. Ширван в XII — первой половине XIII века
Глава 5. Административное управление в государстве атабеков
Глава 6. Города, ремесла, монетное обращение и полезные ископаемые
Глава 7. Формы земельной собственности. Налоги
Глава 8. Очерк культурной жизни в государстве атабеков
Генеалогические таблицы
Карта

4
6
12
27
64
77
97
106
119
126
133
136

3

ОТ РЕДАКТОРА
Предлагаемая читателю работа академика АН Азербайджанской ССР 3. М. Буниятова
представляет собой итог изучения почти векового периода истории Азербайджана и сопредельных
стран - времени господства атабеков Илденизидов1- правителей Азербайджана, Северного Ирана и
сюзеренов ряда других феодальных династий Среднего Востока во второй половине XII в. До сих пор
в востоковедной исторической литературе не было исследования или пособия, сколько-нибудь
подробно освещающего события этого времени. Среди причин такого пробела на первое место
следует поставить бедность и однообразие сведений письменных источников по истории этого
периода. Предшествующие источниковедческие работы 3. М. Буниятова - подготовка критического
текста, перевод и комментарий сочинения ан-Насави «Жизнеописание султана Джалал ад-Дина»,
комментированный перевод хроники ал-Хусайни, внимательное обследование других письменных
источников, в том числе изданных в последнее время, а также тех, которые пока доступны в
рукописях, позволили исследователю приступить к написанию общей работы по истории государства
атабеков.
Потребность в такой работе ощущают не только специалисты-востоковеды, но и все
интересующиеся историческим прошлым народов Закавказья и, в частности, азербайджанского
народа. Думается, многие читатели великолепных поэм Низами, глубокомысленных и дышаших
трагизмом од и стихов Хакани - независимо от того, читали ли они эти стихи в оригинале или в
переводах - не раз задавали себе вопрос о характере общественной и политической жизни эпохи этих
поэтов, о событиях, участниками и свидетелями которых были они и их современники, в том числе
зодчие и строители [3-4] замечательных памятников архитектуры, создатели искусно выполненных
ремесленных изделий, словом, творцы материальных и духовных ценностей, жившие в то время.
Ответ на подобные вопросы и составляет ту задачу, которую ставил перед собой автор настоящей
книги.
Само по себе выявление и исследование материала источников связано с немалыми
трудностями. Для восстановления хода событий приходится сопоставлять отрывочные сведения ряда
средневековых авторов, писавших на арабском, персидском, армянском, грузинском, сирийском
языках, дополнять их известия данными нумизматики и эпиграфики. До сих пор из политической
истории государства атабеков были подвергнуты внимательному изучению лишь отдельные эпизоды,
а в общих пособиях читатель мог найти только краткий общий очерк 'истории государства. Поэтому
значительное место в книге 3. М. Буниятова занимает изложение и анализ событий, связанных с
политическими конфликтами, борьбой за престол, столкновениями различных групп емиров, в том
числе и правителей областей. Автором тщательно изучен и отобран материал для характеристики
различных сторон хозяйственной и общественной жизни Азербайджана в период господства
атабеков, многие примечательные сообщения включены в переводах 3. М. Буниятова в текст книги.
Однако неполнота сведений наших источников о положении крестьянства « ремесленников, о формах
их социальной борьбы хорошо известна и, конечно же, не могла не отразиться в книге. В
распоряжении историков средневекового Ближнего и Среднего Востока, как правило, оказывается
мало цифровых данных и конкретного материала, который позволил бы полно и всесторонне
осветить положение трудящихся.
В книгу включен очерк династической и политической истории Ширвана в период господства
атабеков Азербайджана. Это дает возможность читателю полнее представить политическое
положение в Закавказье XII - начала XIII в. Отметим, что союзные отношения Ширвана с Грузией, в
которых первый, как подтвердил данными источников 3. М. Буниятов, играл подчиненную роль,
были связаны с определенной самостоятельностью в политике Ширваншахов, с их стремлением
сохранить владения династии и ее традиционные связи с племенами Южного Дагестана.
Основное направление исследования и объем книги дали возможность ее автору лишь кратко
осветить многообразные проявления культурного подъема Азербайджана в изучаемый период. В
связи с этим автором книга высказано обоснованное положение о необходимости изучения наследия
замечательных представителей азербайджанской поэтической школы XI-XII вв. [4-5]

1

О названии династии и об имени ее основателя см. в тексте книги, стр. 44, прим. 1

4

Работа 3. М. Буниятова является, на наш взгляд, достойным вкладом в разработку нового
направления в советской исторической науке - изучения истории древнейших (до XIII в.) государств
на территории СССР. Можно надеяться, что выход в свет книги, посвященной малоизученному
периоду истории Азербайджана и соседних стран, привлечет внимание читателей и будет
способствовать дальнейшему исследованию отдельных проблем экономического, социального и
культурного развития Азербайджана в указанное время. [5-6]

В. М. Бейлис

5

Памяти академика Гусейнова
Исмаила Аббасовича
Посвящается

ВВЕДЕНИЕ
Краткий обзор источников и литературы

Период возникновения, расцвета и последующего распада Сельджукской державы — самого
обширного в Западной Азии государственного образования со времен Арабского государства VII в. «
халифата VIII-IX вв. - имеет большое значение для последующей исторической судьбы многих стран
Ближнего и Среднего Востока. Начало этому государственному объединению положило
завоевательное движение огузских и других тюркских племен, возглавленное представителями рода
Сельджука. Победа над войсками газневидского султана Мас'уда, одержанная у Данданакана, между
Серахсом и Мервом, 24 мая 1040 г., открыла завоевателям путь в Иран, а затем в Ирак. Одна за
другой области, ранее подвластные дейлемитским династиям Бундов и Какуидов, были подчинены
новому государству. В 1055 г., после захвата сельджуками Багдада, владычество сельджукского
вождя Тогрул-бека нашло подтверждение со стороны духовного главы ортодоксального
мусульманства - аббасидского халифа. Старший в роде Сельджука стал считаться верховным
светским сюзереном в завоеванных и подчиненных странах с титулом султана.
Дальнейшие походы преемников Тогрул-бека - султанов Алп-Арслана и Малик-шаха,
продолжавшиеся как «войны за веру», были направлены в Закавказье, Малую Азию и Сирию. Одним
их крупнейших успехов Сельджукского государства была победа над византийскими войсками в
битве при Малазгирте в 1071 г. В итоге завоеваний владения Селъджукидов составили огромную
территорию - от Кашгара па востоке до Средиземного моря на западе, от Кавказских гор на севере до
Йемена на юге. Местные владетели, сохранявшие власть на территории отдельных областей, в том
числе и потомки ранее самостоятельных династии, стали вассалами Сельджукидов. Управление
государством было налажено благодаря использованию местного, главным образом, иранского
чиновничества. В период расцвета Сельджукской державы развернул свою административную
деятельность знаменитый [6-7] везир Низам ал-Мулк, пытавшийся в широких масштабах связать
систему податных сборов с военной организацией государства, практикуя раздачу условных
земельных пожаловании - икта'.
Уже в это время Сельджукская держава не была прочным и консолидированным
объединением: в ее состав входили страны и области, имевшие подчас мало общего в экономическом
и этническом отношениях. Авторитет верховной власти стоял высоко, но владения Сельджукидов
считались собственностью всего их рода, и мятежи ближайших родственников султана с целью
захвата престола неоднократно вспыхивали и при Алп-Арслане, и при Малик-шахе. После смерти
последнего (1092 г.) междоусобная борьба продолжалась почти семь лет.
Период правления последних «великих» сельджукских султанов (1092-1157 гг.) является
временем упадка Сельджукского государства, постепенно распавшегося на отдельные, по существу
независимые друг от друга султанаты. Последние, в свою очередь, породили совершенно новый тип
государственных образований, основателями которых стали бывшие рабы (мамлюки) сельджукских
султанов. Правителями этих новых государств были обычно воспитатели наследных сельджукских
принцев (маликов), носившие титулы атабеков (атабек - «отец-правитель»). Со временем атабеки
усилились и превратились в фактических вершителей судеб тех государств, во главе которых
номинально стояли их подопечные. Султаны сохраняли за собой лишь внешние атрибуты власти - их
имена чеканились на монетах и упоминались в пятничной хутбе. Таких государств в XII в.
существовало несколько: государство атабеков Азербайджана (Илденизидов), атабеков Мосула
(Зангидов), атабеков Фарса (Салгуридов), атабеков Кермана (Кутлуг-хашй), атабеков Луристана
(Хазараспидов) и т. д. Кроме государств атабеков. в XII в. усилились и стали самостоятельными
государем на Сельджукидов Рума, Хорезмшахов, Артукидов, Буридов и д)
Период сельджукского господства отмечен рядом новых явлений в экономической и
социальной жизни стран Среднего и Ближнего Востока, в частности, развитием новых форм
феодальных пожалований. Он также является одним из важных этапов этногенетического процесса в
ряде стран данного региона и поэтому привлекает интерес историков. Однако изучение социально-

6

экономической и политической истории указанного периода связано с рядом трудностей и в первую
очередь с неполнотой и недостаточной изученностью источников.
Ко времени возникновения Сельджукской державы в [7-8] странах Ближнего и Среднего
Востока существовала развитая историография на арабском и персидском языках, создавались
сочинения по истории стран и династий1. Однако мы не знаем в точности, составлялись ли какиелибо исторические труды специально для сельджукских султанов. Большая часть
повествовательных источников, которыми пользуются историки для восстановления ранней
истории Сельджукского государства, относится ко второй половине XII и началу XIII в2. О них
речь пойдет ниже. Что касается истории государства атабеков Азербайджана, составляющей
тему настоящей монографии, то мы не располагаем ни одним повествовательным источником,
который был бы посвящен ей3. Поэтому нам пришлось черпать сведения из сочинений, где
излагается как основной сюжет история Сельджукидов Ирака и соседних с ними государств.
Главным источником сведений о политических событиях второй половины XII в.
послужил для нашего исследования знаменитый многотомный труд Изз ад-Дина Абу-л-Хасана
Али ибн Мухаммеда Ибн ал-Асира (1160 - 1233) ал-Камил фи-т-та'рих («Совершенный по
истории»)4Среди арабских историков средневековья Ибн ал-Асир более других известен
полнотой изложения и беспристрастностью в оценке событий, в том числе и тех, современником
которых он был. Отсюда то внимание, которым пользуется его труд у востоковедов-медиевистов.
Для нашей темы важно также и второе сочинение Ибн ал-Асира, посвященное истории атабеков
Мосула.
Гораздо менее подробное, но не менее ценное для час изложение событий интересующего
нас периода содержит сочинение видного мусульманского ученого - знатока традиции, историка
и ханбалитского проповедника Абу-л-Фарад-жа Абд ар-Рахмана Ибн ал-Джаузи (1114-1200) алМун-чазам фи та'рих ал-мулук ва-л-умам («Упорядоченный [свод] по истории владык и
народов»). Оно представляет собой по-годовую хронику истории халифата до 1179 г. Краткий
обзор событий каждого года сопровождается рядом некрологических заметок о выдающихся
людях, умерших в текущем году.
Особое место в историографии изучаемого периода занимает внук Ибн ал-Джаузи - Шамс
ад-Дин Абу-л-Музаффар [8-9] Йусуф ибн Кыз-оглу, больше известный как Сибт Ибн ал-Джаузи
(1185 - 1256). Его известное сочинение - Мир'ат аз-заман фи тарах ал-а'йан («Зеркало времени в
летописи знаменитостей») - универсальная летопись от «сотворения мира» до 1256 г.,
построенная по образцу труда его деда. В летописи Сибта Ибн ал-Джаузи сообщаются
важнейшие события данного гола, а затем в алфавитном порядке приводятся некрологические
заметки о лицах, скончавшихся в этом году. Сведения обычно документируются на основании
материала. Почерпнутого из сочинений других авторов. Ибн Халликан (1211 - 1282) пишет, что
он «видел в Дамаске список исторического труда Сибта ибн ал-Джаузи Мир'ат аз-заман,
состоявший из сорока томов, каждый из которых был автографом»5. К сожалению, большая
часть томов этого ценного сочинения утеряна, но сохранившийся и изданный восьмой том
излагает события 1101 -1256 гг. и служит большим подспорьем для исследователей.
Кроме повествовательных источников типа летописи, интерес историков Азербайджана
XI—XII вв. вызывают мемуары везира сельджукских султанов Махмуда и Мас'уда и халифа алМустаршида-биллаха - Ануширвана ибн Халида ибн Мухаммада ал-Кашани (ум. 1138 г.). Это
сочинение было написано на персидском языке и названо автором Футур заман ас-судур ва
судур заман ал-футур («Упадок времени везиров и везиры времени упадка»). Оно охватывало
период от правления султана Малик-шаха (1072-1092) до смерти султана Тогрула II (1134 г.) и в
оригинале до нас не дошло. Имад ад-Дин Мухаммед ибн Мухаммад ал-Катиб ал-Исфахани (ум.
1201 г.) перевел эти мемуары на арабский язык, дополнил их вводными главами о ранних
Сельджукидах и дважды продолжил этот труд: первый раз -до времени перевода (1183 г.) и
позже до даты смерти последнего иракского сельджукского султана Тогрула III (1194 г.).

1

См.: X. А. Р. Гибб Мусульманская историография, стр. 133—140 Здесь и далее приводится имя автора и сокращенные
обозначения цитируемых сочинений (выходные данные см. в библиографии)
2
Об исторических сочинениях сельджукского времени см. С.L Саhen. The Historiography
3
В источниках упоминается не дошедшая до нас «История Азербайджана» Фахр ад-Дина Абу-л-Фадла ибн ал-Мусанна атТабризи (ум. 1185 г.), но сведений о ее содержании нет
4
Выходные данные об этом и других источники см. в библиографии.
5
Ибн Халликан, IV, 122-123

7

Свое сочинение Имад ад-Дин ал-Исфахани назвал Нус-рат ал-фатра ва усрат ал-фитра
(«Помощь в усталости и убежище созданий»). Оно известно в единственной рукописи
Национальной библиотеки в Париже и до сих пор не издано. Для читателей, однако, это
сочинение доступно в сокращенном варианте, выполненном Кавам ад-Дином Абу Ибрахимом
ал-Фатхом ибн Али ал-Бундари ал-Исфахани ал-Мунши (сент. 1190 - сент. 1245 гг.)6 и названном
им Зубдат ан-Нус-ра ва нухбат ал-Усра («Сливки «Помощи» и избранное из «Убежища»).
В предисловии к Зубдат ал-Бундари пишет, что он сохранит «все исторические черты,
все факты и даже лучшие [9-10] перлы красноречия Имад ад-Дина». В. Р. Розен, проверив, как алБундари выполнил свое обещание, на основе сличения фрагмента о поражении византийского
императора Романа Диогена в битве при Малазгирте, пришел к вывод. что «действительно алБундари не пропустил ничего существенного, а ограничился лишь незначительными изменениями
некоторых фраз»7.
В правление последних сельджукских султанов Ирака Арслан-шаха и Тогрула III появляются
персоязычные хроники по истории Сельджукидов и атабеков Азербайджана, составленные лицами,
находившимися на службе у султанов. Автором одной из таких хроник - Свльджук-наме - был
наставник султана Арслан-шаха Захир ад-Дин Вишапури (ум. 1186 г.). Рассказы о событиях в этом
сочинении доведены до вступления на престол султана Тогрула III (1177 г.).
У этого же султана на службе находился автор другого персоязычного сочинения по истории
Сельджукидов Ирака. - Абу Бакр Наджм ад-Дин Мухаммад ибн Али Раванди Его труд - Рахат ассудур ва айат ас-сурур («Успокоение сердец и знамение радостей») доводит изложение событий до
1199 г Он основан в своей главной части (от возвышения Сельджуков и до правления Тогрула III) на
материале Захир ад Дина Нишапури, но для царствования Тогрула III и событий после его смерти
имеет самостоятельное значение. Раванди в своем труде дает подробное описание внутреннего
положения Иракского сельджукского султаната под властью атабеков Азербайджана.
Очень интересным и важным для истории государства атабеков Азербайджана является
написанное по-арабски сочинение Садр ад-Дина Абу-л-Хасана Али ибн Абу-л-Фавариса На-сира ибн
Али ал-Хусайни Зубдат ат-таварих [фи] ахбар ал-умара ва-л-мулук ас-Селджукиййа («Сливки
летописес. сообщающих о сельджукских эмирах и государях»). Последним событием, упомянутым в
сочинении ал-Хусайни, явтяет-ся смерть атабека Узбека (1225 г.). Однако основное изложение здесь
доведено до 1194 г. Автор этого труда писал его, вероятно, в первой четверти XIII в. и хотя Зубдат
ат-таварих во всех своих частях не является оригинальным, тем не менее сочинение содержит много
важных и интересных сведений, отсутствующих в других источниках по истории Сельджукского
государства. Особенно ценны известия Зубдат ат-таварих для восстановления событий второй
половины XII в. - периода, названного В. В. Бартольдом «самыми темными страницами
мусульманской истории».
В Зубдат ат-таварих мы встречаем уникальные известия [10-11] об атабеках Азербайджана,
об их взаимоотношениях с сельджукими султанами, свидетельства о грузино-ширванском союзе
против атабеков и сельджукских военных сил. Для истории Кавказа и Северного Ирана, а также для
истории халифата Аббасидов конца XII в. сочинение Садр ад-Дина ал-Хусайни является одним из
основных источников. В этой части его д