• Название:

    Kipchaki turklib


  • Размер: 1.46 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: Microsoft Word - tlenguti_turklib.doc
  • Автор: Администратор

Предпросмотр документа

ТЮРКОЛОГИЧЕСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ

TURKISTON KUTUBXONASI
ТУРКЕСТАНСКАЯ БИБЛИОТЕКА
www.turklib.uz
www.turklib.ru

Кыпчаки
Земной шар - это счастье кыпчака
[быстро] проходящая жизнь,
[буквально кочующая]
Сколько беков он состарил,
Сам же не стареет.

Юсуф Баласагуни, "Кудатгу билик", 1069 год.
В середине VIII века, когда после ожесточенной борьбы против кёк-тюрков, басмалов, а
затем и карлуков, на престол повелителей Великой степи сядут представители уйгурского
рода Яглакар, первый правитель новой империи - Второго уйгурского каганата - Моянчур, принявший тронное имя Элетмиш Бильге-каган. Этот владыка, описывая
многовековую историю своих предков, напишет в своей эпитафии: "когда тюркикыбчаки правили нами пятьдесят лет".
Именно эти строки, выбитые на большом валуне рунами литературного степного языка,
ныне считаются первым в истории упоминанием народа "кыбчак/кыпчак", ставшего
известным позднее на огромных просторах от Желтого моря вплоть до Европы.
Этого народа сейчас уже не существует, но ныне живут его прямые потомки, принявшие
лишь другие имена и другие языки - кыргызы, казахи, каракалпаки, башкиры, алтайцы,
ногайцы, кумыки, карачаевцы и палочи, теперь уже говорящие на венгерском языке.

ВОПРОСЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
Историческое повествование о кыпчаках написано Рустамом Абдуманаповым:







Вступление
Об этнониме "кыпчак"
Сирский каганат. От хунну до сйеяньто
Второй тюркский каганат - стремление к свободе
Кимакский союз племен и образование каганата
Экспансия кыпчакских племен

Вступление

"Солнце слепило глаза и, казалось, окружало путников со всех сторон. Дыхание спирало и
просто не хватало воздуха. Небольшой отряд двигался по джунглям, держа под узды
своих породистых коней и прорубая специальными палашами веревки лиан и ветки
деревьев. Отряд торопился. Нужно было успеть затемно добраться до реки, где можно
было бы передохнуть и набраться сил.
У почитаемой всеми индусами реки было прохладнее. Разбив небольшую юрту, воины
наскоро соорудили костер. Предводитель, выделявшийся доспехами и одеждой, молча
сидел у костра, лишь изредка бросая реплики своим подчиненным. Это был Мухаммад
Гури. В столице его, повелителя огромной империи, ждали неотложные дела. Поэтому,
наскоро собравшись и взяв с собой лишь десяток телохранителей-гуламов, Мухаммад
поспешил в Газну. Несмотря на неспокойные джунгли. Несмотря на духоту и
изнуряющую влажность. На то был свой резон. По сообщениям дервишей-разведчиков, в
столице зрел заговор. Огромные караваны, полные всевозможной добычи уже
отправлены в столицу обычным путем. Добра было много, и это всего лишь малая часть
того, что он получил. Целую страну. Индию.
В Дели он оставил своего военачальника - Айбека. Этот кыпчак сразу понравился
Мухаммаду, едва он его увидел на невольничьем рынке в Исфагане. Острый взгляд
выдавал в нем знатного воина так оно и было. Потом многие его сородичи признавали в
Айбеке вождя по крови, впрочем, их не поймешь, этих кочевников. Всегда неспокойные их
степи редко кто завоевывал. Но зато северные степи давали много тюрок-гуламов. И
Мухаммад принимал их в ряды своего войска охотнее, чем даже диких горцев Парса и
Памира. В них не было утонченности и изысканности ученых-персов, они не
декламировали пророка, а только пели свои дикие печальные песни. Но клинок их рука
сжимала твердо и уверенно. В них не было хитрости и вероломства. И была преданность
своему повелителю.
Прочитав положенный намаз, Мухаммад улегся спать. Предстоял еще долгий путь в
несколько дней и ночей до Тебриза, а там до Газни и рукой подать. Ночью Гури снился
необычный сон. Сам шайтан в облике барса преследовал его. Его верный Ракш, чуя
опасность, метался из стороны в сторону, и барс неумолимо приближался. Он пытался
оглянуться, но неумолимая сила не позволяла ему сделать этого.
Мухаммад проснулся - над ним присел какой-то, одетый в лохмотья бородач. Длинный
клинок кинжала был уже окроплен кровью, рядом хрипели зарезанные телохранители.
Это был кхокхар. Его непокорное племя, по легендам, не могли усмирить даже древние
индийские цари. Всего полную луну назад Гури, казалось, уничтожил это дикое племя,
надеясь на то, что на границах его державы будет спокойнее проходящим караванам.
Теперь он понял, что ошибался. Неуловимые как барсы, кхокхары выжили. В глазах
Мухаммада промелькнул страх, он вспомнил барса из сна: неужели шайтан?
Но во взгляде повелителя половины Азии кхокхар увидел лишь легкую тень страха.
Быстро мелькнул клинок. Вечная темень поглотила Мухаммада Гури.
Колесо истории, проскрипев, повернулось в очередной раз".
Известие о смерти Мухаммада Гури достигло Дели быстро. Наместник Кутб ад-Дин
Айбек не стал медлить и наскоро собрал все свои войска. Ни один из его воинов не
подвергнул сомнению его последующее решение. Ни один из его маликов и беков не
выразил своего недовольства. Вокруг лежала только что покоренная страна, население
которой ненавидело турушков - так индусы называли тюрков. В городах гарнизоны
приведены в полную готовность. Малейшее неповиновение карается безжалостно и
скоро... Уже пятничная хутба была прочитана с именем Кутб ад-Дина Айбека. Весенние
дни 1206 года были объявлены праздничными, вся знать гуляла и славила нового
правителя нового государства - Делийского султаната... Выходец из кыпчаков, Айбек стал
султаном государства, сыгравшего огромную роль в истории не только Индии, но и всего
Востока. Но править ему пришлось всего четыре года. Айбек умер, упав с коня во время

игры в чауган (конное поло) в 1210 году. После его смерти тюркская знать посадила на
престол некоего Арам-шаха. Но через год власть в свои руки берет племянник Айбека,
тоже гулам Шамс-уд Дин Ильтутмыш. Начинается расцвет Делийского султаната.
Это всего лишь один пример. Тысячи кыпчаков были проданы на невольничьих рынках
Востока. Сотни их кочевий простирались от Монголии вплоть до Европы и давали много
воинов-гуламов. Особенно много их стало после монгольского нашествия.
В XI веке простой гулам - раб Шамс-ад Дин Ильдениз, кыпчак по происхождению,
основал в Азербайджане, Арране и Северном Джибале государство Ильденизидов, павшее
в XIII веке под ударами хорезмшахов. Далее на запад, уже в Египте, гуламы-кыпчаки
образуют мамлюкский султанат. Их называли бахритами, - по имени острова на котором
они жили. Их предводителя и самого влиятельного султана Рукн-ад Дина Бейбарса
называли вторым Салах-ад Дином. Он отвоевал Иерусалим, остановил продвижение
монголов и выкупил тысячи соплеменников из рабства. Кыпчакские династии правили в
стране Мыср (Египет) вплоть до XV века.
Много примеров, много судеб.
Но это всего лишь единичные судьбы. Кыпчаков своими предками считают казахи,
кумыки, карачаевцы, татары, башкиры, киргизы, алтайцы, узбеки и многие другие народы.
Кыпчакская кровь течет в жилах русских, грузин, египтян, монголов, таджиков - всех не
перечислить.
Вообще, трудно себе представить значение кыпчаков в истории Азии и Европы. В
различные времена они населяли земли от Китая и до Венгрии, от Сибири до Индии.
Они знали периоды взлетов и падений.
Они оставили нам многое, они оставили в нас многое.

Об этнониме "кыпчак"
Существует несколько гипотез по поводу происхождения этнонима "кыпчак", и ни одна из
них не претендует на роль вполне доказуемой. До сих пор нет однозначного и
обоснованного объяснения этому слову, и говорить о том, что мы ясно представляем себе
этимологию этнонима, еще слишком рано.
Обратимся к "Опыту словаря тюркских наречий" известного востоковеда Радлова В.В.:
I. 1. Кыпчак - значение слова неясно; оно употребляется всегда вместе с прилагательным
"кобы" - "пустой, никчемный, пустынный" и имеет, вероятно, одинаковое с ним значение.
Пример. Пу кыпчак кобы дунja kaчку апунтаliм
Пак карытты, карымас озун.
(Этот суетный, пустой мир, преходящий этот свет,
сделал старыми много беков, а сам по себе не постарел.)
2. Кыпчак - пустое дерево, в это время пустое дерево называлось "чыпчак"(?).

3. Кыпчак - сердитый, вспыльчивый человек, которого всякое дело возбуждает.
II. Кыпчак - древнее западно-тюркское племя или государство.
Таким образом определяется значение слова кыпчак, и что интересно, об этом же говорят
некоторые легенды. Древнюю легенду приводит Рашид-ад Дин. В ней говорится:
"Когда Огуз потерпел поражение от племени ит-барак, с которыми он воевал, он
остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался. В это время
некая беременная женщина, муж который был убит на войне, влезла в дупло большого
дерева и родила ребенка... Он стал на положении ребенка Огуза; последний назвал его
Кыпчак. Это слово производное от слова Кобук, что по-тюркски означает - "дерево со
сгнившей сердцевиной". Все кыпчаки происходят от этого мальчика".
Трудно переоценить значение дерева для кочевников вообще. Оно выражает некую
основу, схожую с древом жизни, и является в некоторых случаях социальным маркером наряду с именем рода у ряда тюркских народностей существует имя дерева, с которым
этот род ассоциируется.
Другой вариант, схожий с легендой Рашид-ад Дина, мы встречаем в "Огуз-намэ" в версии
Мухаммада Хайдара:
"И вот пришел Огуз-каган с войском к реке, [называемой] Итилем. Итиль - большая
[река]. Огуз-каган увидел ее и говорил: "Как переправимся через поток Итиля?" В войске
был один дородный бек. Имя его было Улуг Орду бек... [Этот бек] срубил деревья... На
деревьях тех расположился и переправился. Обрадовался Огуз-каган и сказал : О, будь ты
здесь беком, Кыпчак-беком ты будь!"
В шежере башкирских кыпчаков есть легенда, схожая с предыдущими:
"Кыпчак из рода Лухман Хакима; его отец был военачальником в орде Огуз-хана; после
того, как его войско было побеждено, а он сам умер, Кыпчака, родившегося на дорогах
войны, Огуз-хан взял на свое попечение".
Опираясь на эти легенды, Кляшторный С.Г. провел этимологию следующим образом:
кабук-кабчак-кыпчак, объясняя значение термина, как прозвище-оберег с
уничижительным значением - "злочастный, неудачный, злополучный". Это значение
слова возникло, по мнению ученого, как подмена этнонима "сир" в ритуальной практике
после падения сирского каганата в 646 году.
Существует гипотеза, опирающаяся на цветовую характеристику слова. Прилагательное
"куба" обозначает бледный, белесо-желтый цвет, и предполагается образование слова
"кыпчак" именно от этого прилагательного. Исследователи исходят прежде всего из того,
что славянское название кыпчаков "половцы" означает бледную, белесоватую солому.
При всем этом существует фонетическая параллель западноевропейскому названию
кыпчаков "куман" в виде слова "кубан" (чередование м=б характерно для тюркских
языков), восходящему, в свою очередь, к слову "куба". "Куба" переводится, как: у
ногайцев - бледный, у шорцев и сагайцев - сероватый, бледный, у казахов - бледножелтый.

При этом предполагается, что белесоватый цвет мог характеризовать как внешние
физические показатели народа (светлые волосы), так и цвет коней (?), травы в степях, где
они кочевали (?), одежды.
Исследователь Абдурахманов А.А. выстроил этимологический ряд: кубан-куманкуба(н)шак-кубшак-кыбчак. Константин Иванович Петров пошел еще дальше и произвел
от "куба" еще и этноним "кимак", считая также , что эти этнонимы отражали цветовую
характеристику прилагательного "желтый".
Цветовая характеристика этнонима кыпчак сопоставляется и с географическим
положением народа. В тюркских традициях желтый цвет обозначает западное
направление, красный, к примеру, северное. Отсюда сопоставление: кыпчак - запад,
кыргыз - север.
Еще одну, вызывающую улыбку, гипотезу предлагал дореволюционный историк Гаммер.
По его мнению, термин "кыпчак" выводится из термина "печенег": печенеги-печенекикеченеки-кыпчаки?!
Все гипотезы интересны и в свою защиту приводят множество фактов. Однако более
убедительной, по моему мнению, является версия Кляшторного С.Г. Приведу один факт,
встреченный мною в ногайском эпосе "Едигей", в переводе Фалеева. Там параллельные
термины "кубан=куман=кыпчак", звучат в приложении к человеку действительно
насмешливо, полупрезрительно, как намек на физический недостаток, уродство.
Но все же говорить о полном разрешении вопроса этимологии термина "кыпчак" еще
рано, будем надеяться, более тщательные и глубокие разработки специалистов позволят
решить эту проблему.

Сирский каганат. От хунну до сйеяньто.
ПОКОЛЕНИЕ ХУННУ
I в.н.э. На территории современного северного Китая в Ордосе начинается большая смута.
Под напором соседей и вассалов - динлинов, племен сянь-би и китайцев - разваливается
огромная кочевая империя племен хунну. Со времен знаменитого Моде-шаньюя и почти
целых три века она наводила ужас на всю Азию. Многочисленные подвластные племена
слишком долго терпели владычество хуннских шаньюев. Этим объясняется их
ожесточение. После поражения хунну разделяются на две части, одна подчиняется
соседям, в том числе и Китаю, а другая, непокорная, уходит на запад. Спустя пару веков
они становятся гуннами, вторгаются в Европу, осаждают Рим. История сохранила имя их
предводителя - Аттилы, "бича божьего".
Оставим в стороне вопрос об языке хунну. Монгольские филологи утверждают о
монголоязычии, другие - о тюркоязычии хунну. Ясно одно: хотя и произошел разрыв в
степной тюркской традиции (тюрки никогда не упоминают о хунну), все многообразие
тюркских племен имеет свои корни именно в хуннской среде. Это безусловно. После
хунну, вплоть до V века, в Великой степи (под ней подразумеватся ареал от Маньчжурии
и северного Китая до степей современного Казахстана) правят полиязычные сянь-би.
Поднебесная разделена на несколько царств, которыми правят потомки хунну и сянь-би.

В IV-V веках муюны создают такие государства, как Ранняя, Поздняя, Западная и
Восточная Янь, тоба правят в Северной Вэй, ди - в Ранней Цинь и Поздней Лян, цяны - в
Поздней Цинь. И именно в этот период в степи оформляется ветвь хунну - союз
родственных племен гаогюй.

ПОКОЛЕНИЕ ГАОГЮЙ - "ВЫСОКИЕ ПОВОЗКИ"
В переводе с китайского - это "высокие повозки". Гаогюй кочуют севернее пустыни Гоби.
В этот союз входит и племя Сйеяньто, которое, согласно исследованиям Будберга Л.,
Пуллиблэнка и Цегледи К., реконструируется как тюркское племя Сир (практически все
сведения о тюрках тех времен получены из китайских источников, поэтому даются
китайские и, где возможно, тюркские имена). Первые сведения о племени сйеяньто весьма
фрагментарны. Они упоминаются в числе 35 тыс. семей хунну, перекочевавших в 350-х
годах на территорию государства Раняя Янь во главе с шаньюем Халатоу. Еще известно
то, что это племя образовалось путем слияния двух племен - Сйе и Яньто. Причем у сйе, а
затем и у сйеяньто главенствовала династия Ильтер. В V веке в Степи образуется новая
кочевая империя жуань-жуаней. Потомкам сянь-би, тюркоязычным жуань-жуаням
покорились все кочевые племена Степи, в том числе и союз племен гаогюй.
В конце века на Иртыше гаогюй усиливаются настолько, что их правитель Афучжило и
его брат Цюнки объявляют о создании своего государства. Естественно, жуань-жуаням
приходится усмирять своих бывших вассалов. Сражения показывают силу конницы
гаогюй - им покоряется почти вся северо-западная Монголия, и они успешно соперничают
с жуань-жуанями за власть над Таримским бассейном в восточном Туркестане. Но гаогюй
воюют не только с бывшими сюзеренами, но и с китайским государством Тоба-Вэй и
среднеазиатскими эфталитами. Все это приводит к тому, что уже к началу VI века
гаогюйский союз слабеет и вновь покоряется жуань-жуанями. С этого времени со страниц
китайских хроник исчезает имя "гаогюй" и появляется уже тюркский эквивалент слову
"повозка" - теле. Вопрос происхождения этого имени освещается Потаповым Л.П.,
который выводит термин из этнонима "динлин". Стоит заметить, что подобную же точку
зрения в XIX веке отстаивал и глава русской духовной миссии в Китае Иакинф Бичурин.
В связи с этим справедливее, на мой взгляд, убеждение Кляшторного С.Г. о связи термина
"теле" со словом "тегрег": с тюркского - "телега, повозка". К примеру, каракалпакское
название повозки звучит как "телеген", отсюда, по-видимому, и русский вариант - телега.
Районы кочевания теле определяются рамками северо-западной Монголии, Алтаем и
Иртышом. Начало VI века знаменуется целым рядом мятежей теле против ненавистных
им жуань-жуаней. Именно один из таких мятежей и позволяет доселе неизвестному
племени тюрков (в дальнейшем, как у Гумилева Л.Н., - тюркют, чтобы не путать с
обобщающим названием "тюрки"), под предлогом усмирения, подчинить теле себе. Стоит
отметить технологическое превосходство тюркютов - они считались "алтайскими
кузнецами" и использовали катафрактериев - латную конницу. Стоит отметить, что
подчинение одним племенем другого в Степи вовсе не означало его полного истребления
(хотя такие случаи известны). Напротив, воинов использовали в качестве
вспомогательных войск, т.е. развивались отношения вассалитета. Подчиненные-вассалы
выставляли определенное количество воинов, отсюда и стремление кочевников к
подчинению себе большего количества племен. Отсюда и слабость кочевых империй всегда нужно учитывать центробежные стремления отдельных племен.

В 552 году тюркютский каган Бумын и его брат Истеми, естественно при поддержке теле,
наголову разбивают жуань-жуаней, которые по проторенному хуннами пути уходят на
запад вплоть до Европы (они образуют так называемый Аварский каганат в Паннонии,
уничтоженный франками Карла Великого).
Возникновение государства приводит к расселению как тюркютов так и теле на огромной
территории от Маньчжурии до Волги.

ПОКОЛЕНИЕ СИР-СЙЕЯНЬТО
Источники сообщают о нескольких группах сйеяньто. Одна из них кочует на территории
между восточным Тянь-Шанем и южными отрогами Алтая, другая, меньшая,
располагается близ Орхона - ее около 600 года теснит другое телеское племя Сикер. После
разделения Великого тюркского каганата на Восточный - со ставкой на Орхоне, и
Западный - со ставкой в Семиречье, тянь-шаньская группа оказывается в Восточном
каганате. В "Тан-шу" говорится об этом так: "сйеяньтоский Ишибо (Ышбара. - Прим. А.Р.)
утвердился при горах Яньмо, а его поколение кочевало от Алтая на запад и служило
Шеху