• Название:

    Очерки истории и культуры крымских татар

  • Размер: 1.17 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении/Abuse
  • Название: Microsoft Word - Документ Microsoft Word.doc
  • Автор: Xurshid

Симферополь:
Крымское учебно-педагогическое государственное издательство
2005

СОДЕРЖАНИЕ







































ПРЕДИСЛОВИЕ
Часть 1. ИСТОРИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРЫМСКИХ ТАТАРАХ
ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА
ЭТНОНИМ "ТАТАР"
И ЭТНОС "КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ"
СУБЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ
КРЫМСКИЙ УЛУС ЗОЛОТОЙ ОРДЫ
ОБРАЗОВАНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА.
ХАДЖИ ГЕРАЙ
СТАНОВЛЕНИЕ КРЫМСКОГО ХАНСТВА.
МЕНГЛИ І ГЕРАЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ КРЫМСКОГО ХАНСТВА
ПРАВОСУДИЕ В КРЫМСКОМ ХАНСТВЕ
ЭКОНОМИКИ КРЫМСКОГО ХАНСТВА
КРЫМСКОЕ ХАНСТВО В 1700-1770 ГГ.
АННЕКСИЯ КРЫМСКОГО ХАНСТВА
"ЧЕРНОЕ СТОЛЕТИЕ" (1783-1883)
ИСМАИЛ ГАСПРИНСКИЙ
ПЕРВЫЙ КУРУЛТАЙ
НОМАН ЧЕЛЕБИДЖИХАН
ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА И ГОЛОД В КРЫМУ
КРЫМСКАЯ АССР
АМЕТ ОЗЕНБАШЛЫ
ВЕЛИ ИБРАИМОВ
БЕКИР ЧОБАН-ЗАДЕ
ДЕПОРТАЦИЯ
СПЕЦКОНТИНГЕНТ
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР В 1956-1969 ГГ.
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КРЫМСКИХ ТАТАР В 1970-1991 ГГ.
ДЖЕППАР АКИМОВ
МУСТАФА ДЖЕМИЛЕВ
РЕПАТРИАЦИЯ
ВТОРОЙ КУРУЛТАЙ
18 МАЯ - ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ДЕПОРТАЦИИ
Часть 2. КУЛЬТУРА
ХОЗЯЙСТВЕННО-КУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕМЕСЛА
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО: ТКАЧЕСТВО, ОРНАМЕНТ, ВЫШИВКА
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ТОПОНИМИЯ
ВОДА В ЖИЗНИ КРЫМСКИХ ТАТАР
ТРАДИЦИОННОЕ ЖИЛИЩЕ
ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ В БАХЧИСАРАЕ



























ХАН-ДЖАМИ В ГЕЗЛЕВЕ (ЕВПАТОРИИ)
МАВЗОЛЕИ-ДЮРБЕ
ЗЫНДЖЫРЛЫ МЕДРЕСЕ
ИСЛАМСКИЕ ПРАЗДНИКИ ОРАЗА БАЙРАМ И КУРБАН БАЙРАМ.
АШИР КУНЮ
КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ: НАВРЕЗ, ХЫДЫРЛЕЗ, ДЕРВИЗА
ОБРЯДЫ РОЖДЕНИЯ, НАРЕЧЕНИЯ, СЮННЕТ
СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД
ОБРЯД ПОХОРОН - ДЖЕНАЗЕ
КАЛЕНДАРИ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА (XIX-ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XX В.)
ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩА И ЗАСТОЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ
МУЗЫКА И ПЕСНИ КРЫМСКИХ ТАТАР
САБРИЕ ЭРЕДЖЕПОВА
КЛАССИКИ КРЫМСКОТАТАРСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ:
Асан Рефатов, Яя Шерфединов, Ильяс Бахшиш
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIII-XIX ВВ.
ВЕЛИКИЕ ПОЭТЫ: Гази II Герой и Ашык Омер
КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ КРЫМСКИХ ТАТАР
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОЙ КОЛЫБЕЛИ
(южнобережный вариант)
ЛЕГЕНДА ОБ АРЗЫ КЫЗ
ВАЖНЕЙШИЕ ДАТЫ ИЗ ИСТОРИИ КРЫМА И КРЫМСКИХ ТАТАР
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Издание осуществлено при финансовой поддержке Международного Фонда
"Відродження" по программе "Интеграция в украинское общество крымскотатарского
народа, армян, болгар, греков, немцев, подвергшихся депортации".
Авторский коллектив: Э. Чубаров, Д. Асанова, З. Эмирусеинова, Р. Куртиев, Р.
Абкадыров, Н. Абдульваап, Ф. Аметка, Р. Аирчинская, Э. Озенбашлы.
Исторические карты: Р. Куртиев, Э. Чубаров.
Рецензенты:
Абдуллаев Энвер — филолог, научный сотрудник научно-исследовательского центра
Крымоведения.
Гайворонский Алексей — историк, заместитель директора Бахчисарайского
государственного историко-культурного заповедника.
Сеитягьяев Нариман — историк, преподаватель кафедры крымскотатарского языка и
литературы Крымского государственного инженерно-педагогического университета.
О 95 Очерки истории и культуры крымских татар /Под ред. Э. Чубарова. — Симферополь:
Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2005. — 208 с.: ил.,
карты. — На русском языке.

ПРЕДИСЛОВИЕ
Дорогой читатель!
Предлагаем Вашему вниманию "Очерки истории и культуры крымских татар". Это
издание, по замыслу его авторов, должно в какой-то мере удовлетворить увеличившийся
спрос на знания по истории самобытного народа, сформировавшегося на удивительной и
прекрасной земле под названием Крым.
Многие, наверное, заметили, как в последние годы значительно возросло количество и
расширилась тематика публикаций, научных исследований по истории и культуре
крымских татар. Но активная дискуссия, пришедшая на смену идеологическим догмам,
еще недавно отрицавшим само существование крымскотатарского народа, пока не
привела к выработке более-менее устоявшихся положений, общепризнанных подходов и
концепций по данной теме. Поэтому все это создает объективные трудности при
написании учебной литературы разного уровня, от книги, ориентированной на
академическое знание, до полноценного школьного учебника.
По этой причине настоящее издание выполнено в форме кратких очерков, удобных для
восприятия школьной аудитории и в то же время предоставляющих авторам возможность
свободного изложения материала. В целом издание структурировано таким образом,
чтобы дать целостное восприятие истории и культуры крымскотатарского народа. По
мнению авторского коллектива, это позволит преодолеть существующее положение в
современной школьной программе, в которой информация о крымских татарах
недостаточна, фрагментарна, размыта и рассредоточена по разным учебным дисциплинам.
В "Очерках" она собрана воедино и предназначена для использования в крымских школах
на уроках истории, географии, краеведения, крымскотатарского языка и литературы, а
также для внеклассного чтения и культурно-просветительских мероприятий.
В первой части "Очерков" характеризуется этногенез коренного народа полуострова,
становление и развитие Крымского ханства, внутренняя организация, судебная система,
внешняя политика, экономика этого государства. В очерках, посвященных аннексии
Крыма Российской империей и последовавшим за ней неоднократным массовым
эмиграциям крымских татар, анализируются причины превращения народа в численное
меньшинство на своей исторической родине. В очерках уделяется большое внимание
событиям XX в.: гражданской войне и голоду в Крыму, провозглашению Крымской
АССР, политическим репрессиям и депортации крымскотатарского народа, его жизни в
условиях спецпоселений. Описывается также Национальное движение крымских татар за
возвращение на Родину и восстановление прав, проведение Второго Курултая,
политические, социально-экономические, культурно-просветительские аспекты его
репатриации.
Во второй части издания повествуется о своеобразной традиционной культуре крымских
татар, отражающей сложную этническую историю народа. Характеризуются вековые
традиции в области сельского хозяйства и промыслов, водоснабжения, жилищного
строительства, архитектуры и рационального природопользования. Показаны особенности
национальной одежды, кухни, обрядов, верований, фольклора крымских татар.
Описывается также современное литературное, музыкальное, песенное, художественное
творчество народа.

В обоих разделах есть специальные очерки, посвященные выдающимся деятелям
крымскотатарской истории и культуры.
Рассматривая "Очерки" как первую попытку создания пособия, ориентированного,
главным образом, на общеобразовательные школы с крымскотатарским языком обучения,
надеемся, что наша работа станет толчком к написанию в ближайшие годы ярких и
содержательных учебников, столь необходимых для крымской системы национального
школьного образования. В данном издании "Очерки" выходят на русском языке, что
связано с рядом причин: неразработанностью терминологии, стремлением к
использованию книги в разных крымских школах.
Учитывая устойчивый общий интерес к крымскотатарской тематике, полагаем, что
настоящее издание может быть полезно также для студентов вузов и других читателей,
постоянно обращающихся к крымской истории.
Эльведин ЧУБАРОВ,
историк

Часть 1. ИСТОРИЯ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КРЫМСКИХ ТАТАРАХ
Крымские татары — автохтонный народ Крыма. Их численность в странах бывшего СССР
составляет приблизительно 500 тыс. человек (по предварительной оценке). В Крым
вернулось из депортации около 270 тыс. крымских татар. Оставшаяся часть проживает в
Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, России. Довольно крупные
диаспоры крымских татар есть в Турции, Румынии, США.
Основу антропологического типа крымских татар составляют представители
европеоидной расы; у некоторых групп отмечаются небольшие монголоидные примеси.
Крымскотатарский язык относится к кыпчакско-половецкой подгруппе кыпчакской
группы и принадлежит к тюркским языкам. Основные диалекты — северный (степной),
средний (горный) и южный (прибрежный). Письменность до 1928 г. была на основе
арабского алфавита, с 1928 г. — на основе латинского, а с 1938 г. — кириллицы.
Верующие крымские татары — мусульмане-сунниты.
Этническое ядро народа формируется в IV—XVI вв. в результате синтеза (соединения,
слияния) нетюркских и тюркских племен. Это ядро локализируется в горном и
предгорном Крыму. Как считают исследователи, "к концу X века завершился
многовековой ассимиляционный процесс формирования горнокрымской народности. Она
впитала в себя аланский, готский, ромейский и булгарский компоненты" (А.И. Айбабин).
В XI—XVI вв. в этнический процесс в Крыму вступают кыпчакские и другие тюркские
племена. Основными средствами консолидации было распространение тюркского языка и
ислама среди полиэтничного населения средневекового Крыма, особенно усилившееся в
период Крымского ханства (XV—XVIII вв.). Тюркоязычное мусульманское население
полуострова имело самоназвание "къырымлы" (крымцы). Используемый в настоящее
время этноним "крымские татары" появился как название, данное соседними народами.
Он имел хождение в России и европейских странах, и только после депортации с
середины XX в. стал активно употребляться самим народом. Свидетельством сложной
этнической истории крымских татар являются субэтнические группы: степняки, горцы и
южнобережцы. Различия в физическом типе, хозяйственной деятельности, традиционной
культуре, диалектных особенностях языка довольно четко сохранялись этими группами
вплоть до депортации народа в 1944 г.

Основными занятиями крымских татар в горно-лесной зоне полуострова были земледелие
(полеводство, огородничество, виноградарство, садоводство, табаководство,
пчеловодство) и отгонно-пастбищное (на яйлы) скотоводство, в степной части —
хлебопашество и скотоводство. Большинство очагов ремесленного производства было
сосредоточено в городах и селениях горнолесной зоны. Наиболее известной продукцией
крымскотатарских ремесленников были изделия из сафьяновой кожи, килимы-ковры,
конская сбруя и седла, оружие, медная посуда, ювелирные украшения.
Культура крымских татар богата и разнообразна. Ее корни уходят главным образом к
тюркским и нетюркским предкам, но определенное влияние на нее посредством торговых,
культурных и религиозных контактов оказали и соседние народы.
Духовная культура крымских татар основана на исламе, утвердившемся в Крыму в период
XIII—XV вв. В соответствии с мусульманскими канонами проводятся основные обряды:
никях (бракосочетание), дженазе (похороны), суннет (обрезание). Главными исламскими
праздниками являются Ораза байрам (празднуется по окончании священного месяца
Рамазан, великого поста правоверных) и Курбан байрам (праздник жертвоприношения).
В крымскотатарскую культуру органично вплелись и домусульманские элементы.
Особенно устойчивым оказался языческий пантеон с верховным божеством Тенгри,
унаследованный от тюркских предков народа. Среди степных крымских татар термин
Тенгри используется в качестве второго имени бога Алла, а голубой цвет - символ
верховного божества тюрков - является цветом национального флага крымских татар.
Любимые домусульманские праздники — Наврез (новый год, отмечается в день весеннего
равноденствия — 22 марта), Хыдырлез (празднуется в 5—6 числах первой недели мая и
посвящен завершению весенних посевных работ и отгону скота на летние пастбища),
Дервиза (завершение хозяйственного года, празднуется в день осеннего равноденствия —
22 сентября).
Крымские татары утратили свою государственность в конце XVIII в. В составе
Российской империи и Советского государства этнос подвергается национальнокультурному угнетению и физическому вытеснению с исторической Родины.
Кульминацией этой, политики становится тотальная депортация крымскотатарского
народа в 1944 г. Женщины, старики, дети были погружены в товарные вагоны и
отправлены на Урал, в Поволжье, Сибирь, Узбекистан, Таджикистан и другие регионы
СССР. Позже к ним депортировали солдат и офицеров, демобилизованных с фронта.
До 1956 г. народ жил в спецпоселениях в условиях комендантского режима. Во время
депортации и первые годы ссылки крымскотатарский народ, по данным
Крымскотатарского национального движения, потерял 46,2 % от общей численности.
Но и после снятия комендантского надзора крымскотатарскому народу запрещается
возвращение в Крым. С середины 1950-ых гг. формируется демократическое
Национальное движение за возвращение на историческую Родину. Это было одно из
самых активных и массовых национальных движений в Советском Союзе.
В 1987—1989 гг. крымские татары проводят серию демонстраций, митингов, забастовок и
других ненасильственных акций с требованием решить их национальный вопрос.
Несмотря на препятствия, создаваемые властями, начинается массовое самовозвращение
народа в Крым. Оно сопровождается множеством проблем политико-правового и
социально-экономического характера. Крымские татары создают в Крыму систему

органов национального самоуправления, возглавляемую национальным съездом —
Курултаем и представительным органом — Меджлисом крымскотатарского народа.
Начавшийся национально-культурный подъем крымских татар позволяет надеяться на
благополучный исход процесса репатриации и восстановление прав коренного народа.
Рустем АБКАДЫРОВ,
Рефат КУРТИЕВ

ЭТНОГЕНЕЗ И ЭТАПЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА
Особенности этногенеза и этнической истории народа
Вопросы этногенеза принадлежат к числу наиболее сложных проблем истории. Это
замечание особенно справедливо по отношению к тем регионам, где этнические процессы
проходили наиболее интенсивно. К числу таковых относится и Крым, где сформировался
тюркоязычный народ - крымские татары.
Этнические процессы в Крыму имеют свою специфику. Одной из примечательных
особенностей этногенеза крымских татар был синтез двух крайне отличающихся друг от
друга этнических компонентов: автохтонных нетюркских земледельческих народов и
кочевых тюркских племен.
В результате этого синтеза первый компонент, несмотря на его численное преобладание,
постепенно был тюркизирован и исламизирован, то есть произошла его культурная
ассимиляция. При этом нетюркские земледельческие этносы в целом сохранили свои
этнографические и антропологические характеристики, которые наблюдаются в
дошедших до наших дней субэтнических группах крымских татар — южнобережцев,
горцев и предгорных жителей.
Этническим феноменом можно назвать и тот факт, что, несмотря на интенсивную
миграцию в Крым различных тюркских племен в IV—XVII вв., основу степных крымских
татар составили кыпчаки.
На таком фоне происходило на протяжении тысячелетней крымской истории, с IV по XVI
в., формирование этнического ядра крымскотатарского народа.
Характер этнического процесса был обусловлен географическим положением и
природными условиями Крыма (см. карту № 1).
Полуостров соединяется Перекопским перешейком с Евразийскими степями, с запада и
юга омывается Черным, а с востока — Азовским морями. Его площадь составляет 26 тыс.
кв. км, из них степная часть — 19165 кв. км, горная — 5812 кв. км и Южный берег — 873
кв. км. Благодаря торговым путям Крым с древнейших времен является экономическим
мостом между Севером и Югом, Востоком и Западом. Ландшафтно-климатические
особенности полуострова позволяют заниматься земледелием, рыболовством, торговлей,
кочевым и отгонным скотоводством.
В связи с тем, что кочевые племена оказали существенное влияние на этнические
процессы в Крыму, отметим, что образ жизни кочевника жестко связан с "кормящим"
ландшафтом. Численность кочевников, а также полукочевников на 1 кв. км жестко

ограничена и зависит от урожайности трав, соответствующего количества скота и
фактически является постоянной величиной. Увеличение численности возможно при
благоприятных условиях максимум в два раза, тогда как земледельцы при возрастании
населения могут расширить площадь обрабатываемой земли за счет прилегающей к
жилью неосвоенной территории. Поэтому при увеличении численности населения в
степной части кочевники чаще всего были вынуждены искать пастбища за пределами
полуострова или же изменить хозяйственно-культурный тип (на полукочевников).
Таким образом, ландшафтно-географические особенности влияли на судьбу вошедших на
полуостров кочевых племен, как нетюркских (киммерийцев, скифов, сарматов и др.), так и
тюркских (тюрко-булгар, печенегов, кыпчаков). Пришлые кочевые племена постепенно
становились земледельцами, способствуя росту оседлого населения. Численность же
кочевого населения (с IV в. это были тюркские племена) могла увеличиваться только до
определенного предела.
На протяжении античной и средневековой истории Крыма, в том числе в период
Крымского ханства, численность земледельческого населения была преобладающей.

Этнографическая характеристика крымских татар
Крымские татары — тюркское мусульманское автохтонное население Крыма.
Самоназвание — къырымлы (крымцы — в русском переводе), соседние же народы
именуют их крымскими татарами. Этноним "крымские татары" уже успел прочно войти в
национальное самосознание народа и в настоящее время используется широко, может
быть, даже в большей степени, чем этноним "къырымлы" (см. "Этноним "татар" и этнос
"крымские татары"".
В 1941 г. численность крымских татар составляла более 200 тыс. человек, из них 2/3
проживали в горно-лесной части полуострова и 1/3 — в степной. В 1944 г. народ был
полностью депортирован в северные области России, Среднюю Азию, Казахстан. Сейчас
общая численность крымских татар по предварительной оценке составляет около 450—
500 тыс. человек. После депортации в Крым вернулись более 270 тыс. человек, остальные
проживают в местах высылки: в Узбекистане, Казахстане, Кыргызста