• Название:

    кыпшак

  • Размер: 0.99 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Название: юя : 8 B 0 1
  • Автор: юя 4 < 8 = 8 A B @ 0 B > @

(Иванов. 1935; Семенов. 1895; Небольсин. 1852. ч.2.; Трофимов. 1933.;
Аристов. 1896. Навширванов. 1929. Малов. 1934).
Данная таблица не отражает действительного племенного и родового состава даже отмеченных народов. Это не в упрек автору. В тот период мало
был исследован родоплеменной состав многих народов, в том числе и
тюркских. Современные исследования, новые архивные документы позволяют расширить представления по данному вопросу. В конце главы будет
представлена дополненная таблица по родовому и племенному составу
ногайцев и родственных им народов, хотя и она не может претендовать на
абсолютную истину. Наука не стоит на одном месте.
Таким образом, уже приведенные данные свидетельствуют о многоликости этнического состава ногайского народа, вобравшего в себя представителей различных племен и родов. Безусловно, формирование этого
народа происходило в составе этнополитического объединения под названием Ногайская Орда. Поэтому не без основания С.А. Плетнева отмечает,
что Ногайская Орда, послужившая базисом ногайского народа, состояла в
основном из потомков половецкого населения, включенного в середине XIII
в. в состав Золотой Орды (Плетнева. 1982. С. 140).
Внутри Ногайской Орды, а также уже после ее распада племена и роды
объединялись и по территориальному признаку и получили в науке название групп также по имени владельцев. “... У ногайцев имелось множество
территориальных групп (джетикан, джетишкул, каплу, джембойлук) и групп,
названия которых были связаны с именами различных исторических лиц
(Иштерек – хан Иштерек, касай – владелец Касай, каспулат – Каспулат,
тохтамыш – Тохтамыш и др.” (Анчабадзе, Волкова. 1993. С. 39).
Представляется, что самое активное и наиболее широкое участие в формировании этнического состава ногайского народа принимали кыпчаки.
КЫПЧАКИ [кыпшаклар]. Хорошую характеристику источникам и проблеме ранней этнической истории кыпчаков дал известный казахстанский ученый С.М.Ахинжанов. он написал, что «В начале II тыс.н.э. в средневековой
письменной традиции мусульманской историографии Востока и летописцев Древней Руси появилось адекватное обозначение огромного пояса Евразийских степей от отрогов Алтайских гор на востоке до лесистых склонов
Карпат на западе, получившее свое наименование по названию основного
народа, передвигающегося по его просторам, – «Дешт-и Кыпчак» и «Половецкое поле».
«Дешт-и Кыпчак» в переводе с персидского звучало как «Степь кыпчаков»,
именно так в XI в. персоязычный автор Насир-и Хусрау в своем «Диване»
именовал степи, примыкающие к северо-восточным границам Хорезма. В
дальнейшем так стали именоваться степные пространства к северу от оз.
Балхаш и р. Сырдарьи на протяжении от Иртыша до Волги.
«Половецким полем» называлась территория безлесистых равнин к северу от Предкавказья /от Волги до Днепра/ и далее к западу в XI – середине XIII в. в русских источниках начала II тыс. н.э.
Кыпчаки у мусульманских авторов, команы в западноевропейских хрониках, половцы русских летописцев – все эти разноименные этнические
30

.indd 30

10.06.2008 21:06:05

обозначения имели отношение к одному и тому же народу. Складывается
впечатление, что этот разноименный этнос /можно привести ещё несколько их наименований – кинча, сары, хардиаш, палоч, плавцы, куны и т.д./
возникает на исторической арене только в начале II тыс. н.э., когда о них
стала появляться информация в трудах средневековых летописцев, путешемтвенников, историков, географов и лингвистов, т.е. грамотных представителей тех народов, которые владели письменностью и вступали в
непосредственные контакты с ними. Это были на востоке арабо – и персоязычные авторы, китайские хронисты, на западе – романоязычные авторы
и русские летописцы. Такой незатухающий на протяжении большого отрезка времени интерес к этому кочевому народу является положительным
свидетельством исторической значимости кыпчаков-половцев-команов начала II тыс. н.э. из этого, конечно. Не следует делать поспешные выводы о
том, что мы ничего не знаем о кыпчаках в предшествующие периоды. Кыпчаки, и это подтверждается источниками, были зафиксированы и раньше»
/Ахинжанов. 1989. С. 9-10./.
До татаро-монгольской экспансии степное пространство от Иртыша до
Дуная входило в Дешт-Кыпчакъ – Кыпчакскую степь, которая была территорией расселения “Кыпчаков в аридной зоне, простиравшейся от Иртыша
до Дуная. Название Дашт – и Кыпчак появляется в начале XI века” (Валиханов. 1986. С. 68).
Здесь “население степной полосы до нашествия татар состояло из различных тюркских племен – огузских, тюркских, печенежских и половецких,
известных по восточным источникам под именем кипчаков, по западным
– куманов” (Трофимова. 1949. С. 50)
Кыпчаки в составе современных ногайцев занимают одно из ведущих
мест. Экскурс в прошлое этого племени раскрывает и другие этапы истории. Кыпчакам посвящена обширная литература. На протяжении долгого
времени они привлекают внимание разных исследователей, путешественников. О кыпчаках есть сообщения древних хроник (Бичурин. т.П. 1950. С.
50), древнетюркских орхоно-енисейских памятников (Рамстедт. 1914. С. 40;
Малов. 1954. С. 38), арабских (Тизенгаузен. т. 1. 1884. С. 26-28, 68, 74, 105
и след.) персидско-таджикских (Тизенгаузен. 1941. С.С. 14, 15, 21, 24, 83,
84; Рашид-ад Дин. т. 1. кн. 1. М.-Л. 1952. С.С. 75, 83, 84, 96, 103 кн. П.С. 76,
80, 229), тюркоязычных (Абул-Гази. 1905. С.С. 18, 33, 34; 1958. СС. 43, 44)
источников. В указанных работах о кыпчаках говорится мимоходом, в связи с различными политическими событиями или при описании отдельных
историко-географических областей, племен, народов.
Помимо этого, упоминание о кыпчаках, уже известных в русских источниках как половцы, в западных – команы, встречаются в китайской летописи
при описании событий III в. до н. э. (Бернштам. 1959. С. 18). Но с выводами А.Н. Бернштама, который этноним цзю еще считает по созвучию как
“кыпчак”, не соглашается известный востоковед С.Г. Кляшторный, отмечающий, что “Попытка реконструировать название упомянутого Сыма Цянем
(II в. до н. э.) племени цюйше как кыпчак не оправдана фонетически” и
на основании анализа множества источников приходит к выводу, что “...
31

.indd 31

10.06.2008 21:06:21

уже во второй половине VIII в. в руническом тексте и в первом арабском
списке тюркских племен появляется этноним кыбчак- “хыфчак” (Кляшторный. 1986. С. 160, 162). Поддерживая вывод С.Г. Кляшторного, казахский
ученый С.М. Ахинжанов пишет: “Следовательно, вполне возможно предположить, что первоначальным местопребыванием кыпчаков были именно
южные склоны Саяно-Алтайских гор и степей, примыкающих к ним с юга”
(Ахинжаков. 1989. С. 57). В VI-VII вв. кипчаки начали покидать область первоначального расселения: часть их перебралась на Орхон, а другая, более
значительная, на левый берег Иртыша (Шаниязов. 1974. С. 45). В VIII – X
вв. кипчакские племена проникли и в Западную Сибирь, где их можно было
встретить у бассейнов рек Ишима и Тобола, по среднему течению Иртыша
(Валеев. 1980. С. 17). Распространяясь по разным регионам “племя кыпчаков было главным тюркским элементом в образовании юго-западных тюркских народностей: туркменов, ногайцев, волжских татар, башкиров и пр.”
(Аристов. 1896. С. 445).
Часть кыпчаков в XI-XVI вв. обитала на Северном Кавказе, занимая его
предгорную часть. У северо-кавказских кыпчаков была значительная связь
с Закавказьем, в частности с грузинами. Грузинские цари использовали
кыпчаков в качестве воинов. В разные годы XII в. в Грузию переселились
225 тысяч кыпчаков, на военной службе состояло 40 тысяч воинов-кыпчаков, а в личной гвардии царя Давида IV служило 5 тысяч воинов-кипчаков, многие участвовали в отражении сельджукидов (Анчабадзе. 1960. С.С.
115, 118).
К XIII веку кыпчаки уже располагались на огромной территории, включая
и Северный Кавказ. Это была сила, которая противостояла и иноземным
захватчикам. Когда монголо-татары в 1223 г. двинулись на Русь, кыпчаки
вместе с русскими “вышли навстречу врагу” (Черепнин. 1977. С. 187, 189)
участвовали в битве на р. Калка, но были покорены и включены в состав
Золотой Орды. Однако кыпчаки не утратили своего языка и по Аль-Омари” ... они (татары) смешались и породнились с ними (кыпчаками), и земля
одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все
они стали точно кыпчаки” (Тизенгаузен. т.П. 1941. С. 235).
Подчеркивая и эти слова, исследователь средневековых кочевников Северного Кавказа, Е. И. Нарожный правомерно делает следующий вывод:
“Для нас важно одно: ал-Омари фиксирует не только долгое пребывание
Чингизидов и их потомков в земле Кипчаков, но и имевшие место там этнокультурные процессы, которые можно расценивать как миксацию, так и
межэтническое взаимодействие. Причем, и это мы подчеркнем особо, алОмари сначала речь ведет об этнокультурной миксации или ассимиляции
/на том уровне, когда “кипчаки” – половцы сначала смешались с их /т.е.
– Чингизидов/ подданными/. Вероятно, как это предполагал и Г. А. Федоров-Давыдов, речь должна идти о смешениях между половцами и представителями различных, местных /в каждом регионе/ племенах”./ Нарожный.
2005. С. 179/.
Нашествие монголов тяжело отразилось на судьбе кипчаков. Многие из
них ушли от преследовании монголов на запад – в пределы Турции, Венг32

.indd 32

10.06.2008 21:06:38

рии, болгарии и даже в Египет. “... В Египте и Сирии, – пишет Л.Н. Гумилев,
– господствовали мамлюки – половцы, проданные туда монголами и захватившие власть” (Гумилев. 1993. С. 538). Оставшаяся часть продолжала
кочевать, а затем, разделившись, вошла в состав многих народов Средней
Азии, Казахстана, Поволжья, Северного Кавказа. В то же время взаимные
контакты оставили след, как у захватчиков, так и у захваченных. “Этнокультурные связи кыпчаков с татарами способствовали также относительно
быстрой тюркизации по языку и обычаю монгольских элементов с одной
стороны, и с другой – известному воздействию на состав и антропологический тип кипчаков, усиливая в нем монголоидные черты” (Кумеков. 1986.
С. 40).
В золотоордынскую эпоху было сильное смешение представителей разных племен, постепенно стирались границы их названий. Г.А. ФедоровДавыдов обоснованно определил, “что именно в золотоордынскую эпоху
зарождается процесс, уничтоживший старые этнические границы между
группами домонгольского населения. В результате этого процесса происходит трансформация домонгольских племен в “татар” на Западе и “узбеков”, “казахов” и “ногайцев” – на Востоке” (Федоров-Давыдов. 1966. С. 25).
И при этом, как отмечают многие исследователи, кыпчаки в отношении
культуры были более развиты. Например, К.Ш. Шаниязов подтверждает,
что “кипчаки стояли на более высоком культурном уровне, чем их покорители монголы. За двести лет взаимных связей с более развитыми в культурном отношении народами – русскими, болгарами, венграми, хорезмийцами
и другими, кипчаки восприняли многие стороны их культуры” (Шаниязов.
1974. С. 75).
В составе племенных объединений кыпчаков были различные племена
и роды, которые, по всей вероятности, не забывали родные названия, а в
целом в научной литературе о них отзываются как о кыпчаках. В.Б. Виноградов пишет” “Едва ли не бесспорно, что в улусе Ногая рядом с мангытами
(также одно из племен Ногайской Орды. Р.К.) и вперемежку с ними жили
другие племена и роды тюркоязычных степняков – прямых потомков кипчаков конца раннего средневековья” (Виноградов. 1980. С. 53) и относит к
ним борганов, базировавшихся первоначально в районе нынешнего Кисловодска и известных на Кавказе с XIII века.
По-видимому, помимо включения в состав кыпчаков различных родов,
среди самих кыпчаков также существовали разные их подразделы. Среди
переселившихся в Турцию даже в середине XIX в. северопричерноморских
ногайцев есть такие названия аулов: кипчаки, киллар-кипчак (слуги – кыпчаки), яни кыпчак (новый кыпчак) (Скальковский. 1867. С.С. 420, 424), кара
кыпчак (много, простые или черные кыпчаки Р.К.) (РГВИА. ф. 414, ед. хр.
434, л. 278), архивный документ XVII века гласит, что “кыпчаки кочевали в
1782 году в Бессарабии, Бендерских степях (РГВИА. ф. 482, ед. хр. 192. Л.
182), среди ногайцев северо-западного Прикаспия в 1820-е годы в составе
кыпчакского куба встречаем родовые названия тезгенчекли, курама, кыпчак, трухмен, казан-кулак, шир аювчи, ботум, кудур, орак, отекай (ГАСК. ф.
249, оп. 3. ед. хр. 332, 155). В составе кыпчаков куба в Кизлярском округе
33

.indd 33

10.06.2008 21:07:02

среди ногайцев в 1826 году были роды: гудум-кыпчак, буйрабас, кыпчак,
орсуек, тогалы, шобайулу, отакайулу, курама-кыпчак, шира, аювчи кыпчак,
бошум-кыпчак (ГАСК. ф. 249, оп. 3. ед. хр. 2737, л. 12).
Как видим, если о населении Дешти Кыпчака говорили, как вообще о кыпчаках, то уже после распада Золотой Орды, затем Ногайской Орды и других
объединений, в составе кыпчаков уже начали чаще обозначать племенные
и родовые названия, которые, думается, были и до Золотой Орды. Вспомним слова Н.А. Аристова, что “... степи западной половины улуса от Урала
до Дуная служили для кочевых остатков половцев и предшествовавших им
тюркских племен, объединившихся с частью кыпчаков под общим названием ногаев (Аристов. 1896. С. 314), а в XVIII – XIX веках уже идет, как мы
видим, уточнение кыпчаков и по племенным и родовым названиям, хотя и
тогда писали, как, например, в 1717 году о части приволжских ногайцев, что
было “... их, кыпчаков, с тысячу или две тысячи дымов” (Пальмов. 1929. С.
37). Кыпчаки в составе ногайцев упоминаются в XVI – XVII вв. (Акты исторические. 1864. т. IV). Наименование аулов племенными названиями было
типичным явлением среди ногайцев, ибо по свидетельству современника
“Племенные названия их до настоящего времени сохранились в именах
старинных ногайских аулов: найманов – куб, уйсун – аул, югар или уйгар
– аул” – (Капельгородский. Л. 34).
Среди современных ногайцев кыпчаки, на наш взгляд, наиболее четко
обозначены среди кубанских ногайцев. Здесь племенные названия были
приняты как фамилии. Ныне представители этого племени носят фамилию
Купчаков, то есть так, как произносится по-ногайски. Много кыпчаков ногайцев Северо-Западного Прикаспия в Ногайской степи. У кубанских ногайцев
есть фамилия Каракай, представители которой относят себя к кыпчакам. А
в прошлом веке среди ногайцев бештаукумских был аул Каракай. В данном
контексте напрашивается следующая параллель. Дело в том,что среди
башкир также зафиксирован род карагай-кыпчак (Кузеев. 1974. С. 179).
Сохранилась тамга у ногайских кыпчаков. Правда, она имеет разновидности и аналогичные тамгам, существующим у некоторых народов. А.-Х.Ш.
Джанибеков приводит три тамги, зафиксированные им в 1920-1930 годы,
- дал,
– тизеншекли,
их графическое изображение и названия:
- явлан (Джанибеков. С. 12). В полевых изысканиях нами зафиксированы
следующие тамги: одна поперечная линия – / – элип, две поперечные линии
– // – кос элип, которые иногда называют костамга. Такие знаки встречаются и у других народов. Например, у туркмен есть / – элип, еке элип, уч-элип
(Карпов. 1929. С. 32). Интересно то, что фамилия Каракай своей родовой
тамгой считает поперечную линию – / – элип, что дает нам возможность
утвердиться в мысли, что КАРАКАЙ на самом деле относится к кыпчакам и
вполне оправдывает название каракай-кыпчак. Архивный документ дополняет, что наряду с топонимом КЫПЧАК есть и другой аул – КАРАКАЙ-КЫПЧАК (ГАСК. ф. 249, оп. 3, ед. хр. 27-37, л. 14). Но в то же время в составе
кыпчаков есть род буйрабас с тамгой //, и род тизинчекли.
В настоящее время у ногайцев в Ногайской степи зафиксированы следующие тамги и роды кыпчаков: костамгалы кыпшак или иногда называют
34

.indd 34

10.06.2008 21:07:25

кара костамгалы //;
Есть оьтекайлы – кыпшак ;
буйрабас – кыпшак
;
казан кулак кыпчак ;
туркмен-кыпшак с тамгой тавык тырнак ;
есть и другая тамга ;
кыпыз-кыпшак ][;
кыпшак-кыпшак – Ж; есть еще кыпчак-кыпчак ;
орманшы-кыпшак ;
тик муьйиз кыпшак – II;
кытай-кыпшак – ;
шабайлы-кыпшак – I;
маматакайлы – кыпшак – ;
тизгиншекли-кыпшак ;
аювшы-кыпшак ;
ягылбайлы-кыпшак – /.
Нередко встречаем и смешение родов и кубов с названиями аулов. Например, в архивном документе есть запись “кыпчак куб есть туркмен аул,
тогунчи аул (ГАРД. ф. 350, оп. I., ед. хр. 387, л.3)
Н. Семенов в конце XIX века приводит тамгу курама-кыпчак
(сборные кипчаки) (Семенов. С. 398).
Среди ногайцев Добруджи, что в Румынии, Энвер Мамут зафиксировал
в 1960-1962 гг. тамгу (у них принято говорить “табын”) Suliteanu. р. 112
(ыргак), что идентично приведенному выше – дал у А.Ш. Джанибекова, но
встречается у кубанских ногайцев как ыргаклы (Баскаков. 1940. C. 133).
У народа не сохранилось особых преданий относительно происхождения этнонима кыпчак. Правда, некоторые информаторы утверждали, что из
среды кыпчаков кубанских ногайцев отделились “коьбеклер”, в настоящее
время носящие фамилию Кубековы. Здесь вероятно есть связь, ибо в истории ногайцев был род “коьбекли”. Например, эпический герой Копланлы
из известного эпоса Копланлы – батыр, был выходцем из рода “коьбекли”
(Тувган ерим. 1980. Б. 13). Среди кубанских ногайцев в середине XIX века
был аул Кубековский, вниз от слияния р. Малый Зеленчук в Кубань (РГВИА. ф. 14257 – III. оп. З.Л. 24-25). Но здесь трудности возникают из-за
несоответствия тамги Кубековых. Проживающие в ауле Адиль-Халк имеют
тамгу , а Кубековы из аула Икон-Халк . То есть тамги не совпадают, а
значит это знаки другого рода. Возможно, что название этнонима “коьбек”
восходит к имени половецкого хана Кобяка (1170-1186), упоминания о котором дают русские летописи, когда он жил на Приднепровье. Н.А. Баскаков
возводит Кобяк к апеллятиву копек \кобек, т.е. в ногайском звучании кöбек
(Баскаков. 1984. С. 67.)
В середине XIX века из среды кубанских ногайцев в отчетах выделяют
кыпчаковских (Военно-статистическое обозрение. 1851. С. 227).
В исторической науке много различных версий о названии “КЫПЧАК” и
они связаны скорее с легендами. Рашид-ад Дин приводит следующую легенду: “У Огуза было шесть сыновей, каждый из них имел четырех сыновей:
35

.indd 35

10.06.2008 21:07:48

Братья Огуза и некоторые двоюродные его братья из присоединившихся
к нему: Уйгур, Канлы, Кипчак, Кармук, Калач и Агач-Эри”, а далее говорит
“когда Огуз потерпел поражение от племени ит-барак, с которым он воевал,
он остался на острове, образуемом течением двух рек, и там обосновался.
В это время некая беременная женщина, муж которой был убит на войне,
влезла в дупло большого дерева и родила ребенка”. Мальчика назвали
Кипчак. “Это слово производное от слова кабук, что по-тюркски обозначает
дерево со сгнившей сердцевиной (Рашид-ад Дин. 1952. С. 76, 89). Известный ученый В.В. Радлов, расшифровывая смысл слова написал, что “...
кыпчак 1) значение этого слова неясно, но употребляется всегда вместе
с прилагательным кобы “пустой, пустынный”, 2) сердитый; 3) пустое дерево, 4) древнее западно-тюркское племя или государство.Рашид-ад Дин
и Абулгази производят слово кыпчак “пустое дерево”. По Абул-Гази: “На
древнем тюркском языке дуплистое дерево называется “кыпчак” (Кононов.
1958. С. 43, 86-87), примеч. 46) С.Г. Кляшторный считает, что нарицательное значение слова gyvcag gybcag в языке древнетюркских памятников
сомнений не вызывает: “неудачный”, “злосчастный”; в устойчивом парном
сочетании gyvcaggovy – gybcag goby “пустой”, “никчемный” (по значению
второго компонента); ср. также однокоренное с govy слово gobug – gobug с
тем же значением” (Кляшторный. 1986. С. 160).
Таковы версии относительно происхождения этого этнонима. Они согласуются и с ногайским словообразованием “коьп” – вздуваться, “кабук”
– кора дерева. На также есть сами слова “куьп-шек” – ступица”, “куьп” – племя. Эти слова известны В.В. Радлову и он, если бы они объясняли, вряд ли
обошел их вниманием. Здесь, как нам кажется, вполне приемлемы слова
Н.А. Баскакова, что “этимология тюркских этнонимов – одна из сложных
задач тюркологии” (Баскаков. 1980. С. 199).
Кыпчаки после распада Ногайской Орды уже как ногайцы растворились в
среде и других народов, внося в их культуру собственную.
В XIX веке Н.А. Аристов писал: “В настоящее время кипчаки имеются
главным образом среди киргиз кайсаков Тургайской области и отчасти Акмолинской. Численность их много меньше относительно, чем численность
аргынов и найманов ... уменьшение многолюдного и могущественного племени, по имени которого некогда степь называлась Дешт-кипчаком и улус
джучиев ханством кипчакским, есть результат того, что оно с одной стороны
выделило из себя значительные массы, на запад, где вошло в состав башкиров, ногайцев, крымских, волжских и казанских татар, с другой же, будучи
главною опорою владычества чжучидов, массами же ушло на юго-восток
в ополчениях шейбанидов и составило главную часть узбеков, особенно
в Фергане и между Зеравшаном и Сыр-Дарьею, а также в Хиве” (Аристов.
1896. С. 366). В отношении кыпчаков в составе киргизского народа есть
мнение С.М. Абрамзона: “Киргизское же племя кыпчак явно обнаруживает
свою связь с племенем “алтайского” происхождения. Оно не может быть
сопоставлено с аналогичными племенами среди узбеков и каракалпаков”
(Абрамзон. 1971. С.44.) Конечно, сопоставлять всех кыпчаков, как выходцев из одних мест, вряд ли правильно.
36

.indd 36

10.06.2008 21:08:11

Тут скорее под именем КЫПЧАК скрывались разные племена и роды,
расселившиеся на огромной территории Дешт и Кыпчака. Тщательное исследование места кыпчаков в истории казахов показало, что “Племя кыпчак делится на четыре основные родовые группы: кара-кыпчак, сары-кыпчак, ктай-кыпчак и кулан-кыпчак. Как ни одно племя среди казахов, кыпчаки
имеют единую тамгу в виде вертикальных черточек (кос-алип – по названию первой арабской буквы) (Аманжолов. 1959. С.С. 9, 11, 14, 17,; Востров, Муканов 1968. С. 75. Муканов. 1974. С. 58). Такое же место кыпчаки
занимают в этнонимике ногайцев. Архивные документы 1830 г. свидетельствуют о бытовании среди ногайцев следующих этнонимов: татар-кыпчак,
куит-кыпчак, кара-кыпчак, бошум-кыпчак (ГАСК. ф. 249, оп.3 ед. хр. 2737,
Л. 13). У ногайцев такая же тамга называется “кос-алип” и “кос-тамга”, что
подтверждает идентичность не только родового названия, но и знака, а
также возможность их разветвления из единого родоплеменного устройства и географической среды.
Кыпчаки приняли существенное участие в формировании узбекского народа. К.Ш. Шаниязов на основе огромного фактологического материала
подтвердил наличие этнонима “кыпчак” и наименований многих родовых
подразделений кыпчаков в составе узбеков, казахов, каракалпаков, киргизов, туркмен и народов южного Алтая, равно как и тюркоязычных народностей Восточной Европы и Северного Кавказа” (Шаниязов. 1974. С. 83.). А относительно отдельных тюркских народов Северного Кавказа – балкарцах,
карачаевцах, кумыках, по-видимому, надо говорить не об этнониме “кыпчак”, бытующем только у ногайцев, а о кыпчакских элементах, о которых
пишет ряд ученых. (Гаджиева. 1961. С. 39-45. Карачаевцы. 1978. С. 20).
Целый ряд этнонимических параллелей, восходящих к кыпчакской эпохе,
есть среди ногайцев, татар и башкир. Р.Т. Кузеев связывает это у башкир
с “возвышением Ногайской Орды и ее политической ролью в Поволжье и
в Башкирии в XV – первой половине XVI в.” (Кузеев. 1973. С. 19), у татар
Западной Сибири это связывается с золотоордынской эпохой (Тумашева.
1982. С. 43). Подтверждается это мнение тем, что Ибн-Халдун – средневековый автор – отмечает “... у кыпчаков издревле была тесная связь с
народом татар Чингис-хана и его домочадцами. По большей части кыпчаки
роднились с татарами по женской линии, беря в жены их дочерей. Поэтому
Чингис-хан считал кыпчаков однородцами. Начало брачных связей кыпчаков с татарами, скорее всего, следует датировать VIII в. (Кумеков. 1986. С.
39). Но татар эпохи Чингис-хана, по-видимому, нельзя путать с современными татарами.
Кыпчаки участвовали и в формировании турков и в VIII – X веках проникли в Малую Азию (Гордлевский. 1941. С. 22.)
Таким образом, у узбеков, казахов, киргизов, татар, туркмен, турков, башкир, каракалпаков, некоторых других тюркских народов, как и у ногайцев,
этноним КЫПЧАК зафиксирован в письменных источниках и народной памяти.
Но думается, что, войдя в состав ногайцев, кыпчаки подразделялись на
роды, или они были среди них и раньше. Как выше заметили, среди но37

.indd 37

10.06.2008 21:08:31

гайцев с этнонимом КЫПЧАК используется много названий родов: каракыпчак, буйрабас, оьтекайлы, казан-кулак, орманшы, аювшы, кытай, ягылбайлы и т.д. Это, видимо, типичное явление среди тюрков. Например, по
К.Ш. Шаниязову, у узбеков – кыпчаков Ферганской долины есть следующие
роды: кугай, бугач, улмас, ак-буйра, сары-кыпчак, карамоюн и т.д. (Шаниязов. 1974. С. 45). Племя кипчак, принявшее значительное участие в формировании каракалпакского народа, также делилось на роды: естек, канжыгалы, шунак, басар, арык, баганалы, майлыбалта и др. (Жданко. 1950. С. 45.)
Но даже среди родовых подразделений народов встречаются одинаковые
названия родов. среди них особо выделяется этноним КАРА-КЫПЧАК, бытующий также как и у ногайцев среди узбеков, казахов, крымских татар,
каракалпаков и т.д. Кстати, среди узбекских кыпчаков встречается этноним
“чал-ногай” (Шаниязов. 1974. С. 136). В Крыму до недавнего времени были
известны топонимы: кыпчак, ташлы-кыпчак, кара-кыпчак, кара-лар-кыпчак,
куллар-кыпчак, кыпчак-ногайлы (Маркевич. 1928. С. 27).
Распространенность выходцев из племени кыпчак и среди родственных
народов, по-видимому, дала возможность родиться ногайской поговорке
“кый аударсанъ-кыпшак шыгар” (перевернешь кизяк – оттуда кыпчак выскочит).
И главное, что роднит отмеченные народы, в составе которых есть кыпчаки – это язык. “Тюркские языки составляют одну их основных и наиболее
крупную по количеству современных языков часть алтайской семьи” (Баскаков. 1981. С. 16). Ногайский язык относится к кыпчакской группе тюркских
языков, внутри которой ногайский язык вместе с каракалпакским и казахским языками образует кыпчакско-ногайскую подгруппу. В отношении словарного состава и грамматического строя ногайский язык имеет больше
всего общих родственных черт с каракалпакским языком, вместе с которым
он отличается от казахского характерным фонетическим признаком (Баскаков. 1960. С. 165.)
Кыпчакский язык стал не только господствующим в Золотой Орде, но и
“официальные грамоты, ярлыки золотоордынских ханов писались на тюркском литературном языке, а некоторые из них даже на местном кыпчакском
языке” (Греков, Якубовский. 1950. С. 66.)
Таким образом, КЫПЧАКИ приняли активное участие в формировании
многих народов, способствовали распространению своего языка, естественно и культуры.
Любопытно следующее заключение А.А. Шенникова, давно и плодотворно работающего и по ногайской тематике: “... домонгольские половцы
и более восточные группы кыпчаков, золотоордынские татары и ногайцы
– это в общем один и тот же народ, который за несколько столетий многократно перегруппировался, переживал изменения социально-экономического строя и политической организации, постепенно менял конечно и свой
культурный облик, но долго сохранял самоназвание “кыпчак”, никогда не
называл себя ни половцами, ни татарами, и лишь в период с XV – по XIX в.
и то не везде и то не сразу начал признавать название “ногай” за самоназвание” (Шенников. 1987. С. 87).
38

.indd 38

10.06.2008 21:08:48