• Название:

    Закон не знает сословных преступлений, не знает..

  • Размер: 0.15 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Автор: Telekt

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих
совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони)
Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих
совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив. (А. Кони)
В своем высказывании известный русский юрист, государственный и общественный деятель
Анатолий Федорович Кони ставит проблему необходимости верховенства и реальной
справедливости закона. Жизнь и профессиональная карьера А.Ф Кони пришлась на конец 19-го начало 20-го века, что, несомненно, определило специфику его воззрений на право, законность и
их воплощение в общественной жизни. После государственной реформы 1864 года в Российской
Империи была учреждена судебная система с новыми принципами, такими как: гласность
судопроизводства, состязательность сторон, открытость судебного процесса, а главное,
ликвидация сословных преимуществ при вынесении приговора, что позволило утвердиться новым
представлениям о правовом статусе личности и переосмыслить роль закона в системе
регуляторов общественных отношений. Так, по мнению правоведа, закон - есть попытка
выражения меры абсолютной справедливости, которая не должна зависеть от сословных
различий, именно поэтому социальный статус, положение человека в обществе, уровень дохода,
престиж не являются основаниями для прекращения юридической ответственности за содеянное
преступление.
Под законом в юриспруденции понимают нормативно-правовой акт, издаваемый органом
государственной власти в определенном порядке, регулирующий общественные отношения и
обеспечивающий возможность применения мер государственного принуждения. В связи с этим,
закон как источник права обладает характерными признаками: содержит нормы права, регулирует
наиболее значимые отношения в обществе, обладает высшей юридической силой, является
ориентиром нормотворческий деятельности всех государственных органов. Также, по мере
развития общества трансформируются и отдельные элементы его правовой культуры, признание
получают естественные права и свободы человека, которые затем закрепляются в
законодательной базе государства. Следовательно, содержание закона в государстве,
заботящемся о благе своих граждан, постепенно приближается к тому, чтобы выражать не только
интересы отдельных групп, сословий или классов, а всего общества.
За наглядным и достоверным примером, подтверждающим справедливость данного
высказывания, обратимся к правовому опыту самого А.Ф Кони. В книге «Судебные речи» юрист
вспоминает дело штабс-ротмистра Колемина, которому предъявлено обвинение в содержании
игорного дома. В ходе следствия были установлены факты, полностью подтверждающие вину
подсудимого, однако судебная коллегия колебалась с принятием решения ввиду высокого статуса
Колемина. Тогда А.Ф призывает судей вспомнить о Петербургских притонах, в которых нищие
сословия, не зная другого развлечения после тяжелого трудового дня, просаживают деньги,
мошенничают, грабят и наживаются на несчастиях друг друга - «составляют большое
общественное зло», а затем объявляет, что «если преследовать их (игорных домов) устройство у
людей низшего сословия, то на каком основании оставлять их процветать между людьми высшего
сословия?».
В Российской Федерации принцип верховенства права закреплен в основном законе государстваКонституции. Так, статья 19 гласит, что «все равны перед законом и судом», причем обязанность
государства - гарантировать и создавать условия для равенства граждан вне зависимости от
«пола, расы, национальности, имущественного и должностного положения…» А в главе 7 о
«Судебной власти» устанавливаются непосредственные принципы защиты прав и свобод граждан
в судебном порядке.
Таким образом, невозможно не согласиться с высказыванием А.Ф Кони о том, что закон должен
быть выше любых привилегий и предрассудков.