• Название:

    Мизес Л. Теория и история интерпретация социально экономической эволюции. 2007


  • Размер: 9.35 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



    Предпросмотр документа

    Ludwig von Mises

    theory
    and
    history
    An Interpretation of Social
    and Economic Evolution
    by Ludvig von Mises
    with a new preface by Murray N. Rotbard

    The Ludvig von Mises
    Institute Auburn University,
    Alabama and Washington, D.C.

    Людвиг фон Мизес

    Теория
    и
    исТория
    Интерпретация социальной
    и экономической эволюции

    социум

    УДК: 330.831.8
    ББК: 65.02
    М57

    Перевод с английского: А. В. Куряев

    Мизес Л. фон
    Теория и история: Интерпретация социально-экономической эволюции / Людвиг фон Мизес ; пер. с англ. А. В. Куряева. —
    М57Челябинск: Социум, 2007. — xviii + 374 с.
    ISBN 978-5-901901-71-7
    Основной труд Людвига фон Мизеса (1881—1973) в области теории
    познания и методологии. В нем содержится не только эпистемологические основы разработанного им методологического подхода к экономической науке, но и эпистемология и методология исторической науки.
    Дана яркая критика таких ложных альтернатив, как историзм и позитивизм. Автор проводит различие между философией истории — комплексом метафизических концепций — и философской интерпретацией
    истории. Показана несостоятельность марксистского диалектического
    материализма как одной из разновидностей философии истории. Дана
    глубокая оценка достижений и перспектив развития западной цивилизации, в основе которой демократия и рыночная экономика, показана
    нежизнеспособность социализма как системы, не имеющей в своем
    распоряжении методов экономического расчета.
    Для экономистов, историков, философов, политологов, социологов,
    преподавателей и студентов, а также для широкого круга читателей,
    интересующихся проблемами философии, экономики, истории.

    УДК 330.831.8
    ББК 65.02

    ISBN 5-901901-57-6

    © А. В. Куряев, 2001

    Оглавление
    Предисловие к первому русскому изданию
    Предисловие
    Введение
    1. Методологический дуализм . . . . . . .
    2. Экономическая наука и метафизика . .
    3. Регулярность и предсказание . . . . . .
    4. Концепция законов природы . . . . . .
    5. Ограниченность человеческого знания
    6. Регулярность и выбор . . . . . . . . . . .
    7. Средства и цели . . . . . . . . . . . . . .

    Ча ст ь I

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    ix
    xi
    1
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .1
    .2
    .4
    .4
    .7
    .8
    10

    ЦЕННОСТЬ

    Гла ва 1 ЦЕННОСТНыЕ СуждЕНия

    15
    1. Ценностные суждения и утверждения о существовании 15
    2. Определение ценности и действие . . . . . . . . . . . . . 16
    3. Субъективность определения ценности . . . . . . . . . . 17
    4. Логическая и синтаксическая структура ценностных
    суждений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

    Гла ва 2 ЗНаНиЕ и ЦЕННОСТЬ

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    21
    21
    23
    26
    28

    1. Проблема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    2. Конфликты в обществе . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3. Замечание о мнимом средневековом единодушии
    4. Идея естественного права . . . . . . . . . . . . . . .
    5. Откровение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    6. Атеистическая интуиция . . . . . . . . . . . . . . . .
    7. Идея справедливости . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    8. Доктрина утилитаризма: новая формулировка . .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    29
    31
    36
    37
    41
    42
    43
    47

    1. Доктрина предвзятости . . . . . . . . . .
    2. Общее благо против особых интересов
    3. Экономическая наука и ценность . . . .
    4. Предвзятость и нетерпимость . . . . . .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    Гла ва 3 ПОиСк абСОлюТНых ЦЕННОСТЕй 29

    

    Оглавление
    9. Об эстетических ценностях . . . . . . . . . . . . . . . . . 52
    10. Историческое значение поиска абсолютных ценностей 54

    Гла ва 4 ОТриЦаНиЕ ЦЕННОСТи

    60

    Ча ст ь II

    дЕТЕрмиНиЗм и маТЕриалиЗм

    Гла ва 5 дЕТЕрмиНиЗм и ЕГО криТики
    1. Детерминизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    2. Отрицание идеологических факторов . . . . . .
    3. Спор о свободе воли. . . . . . . . . . . . . . . . .
    4. Предопределение и фатализм . . . . . . . . . . .
    5. Детерминизм и пенология . . . . . . . . . . . . .
    6. Детерминизм и статистика . . . . . . . . . . . . .
    7. Автономия наук о человеческой деятельности .

    Гла ва 6 маТЕриалиЗм

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    63
    63
    65
    66
    68
    71
    73
    80

    83
    1. Две разновидности материализма . . . . . . . . . . . . . 83
    2. Аналогия секреции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86
    3. Политический подтекст материализма . . . . . . . . . . 87

    Гла ва 7 диалЕкТиЧЕСкий маТЕриалиЗм 91
    1. Диалектика и марксизм . . . . . . . . . . . .
    2. Материальные производительные силы . .
    3. Классовая борьба . . . . . . . . . . . . . . .
    4. Идеологизированность мышления . . . . .
    5. Конфликт идеологий . . . . . . . . . . . . .
    6. Идеи и интересы . . . . . . . . . . . . . . . .
    7. Классовые интересы буржуазии . . . . . .
    8. Критики марксизма . . . . . . . . . . . . . .
    9. Марксистский материализм и социализм .

    Гла в а 8 ФилОСОФия иСТОрии

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    . 91
    . 94
    . 99
    . 108
    . 115
    . 118
    . 126
    . 130
    . 137

    141
    1. Предмет истории. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141
    2. Предмет философии истории . . . . . . . . . . . . . . . . 143
    3. Разница между точкой зрения истории и точкой зрения
    философии истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
    4. Философия истории и идея Бога . . . . . . . . . . . . . . 151
    5. Активистский детерминизм и фаталистический
    детерминизм . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156
    i

    Оглавление

    Ча ст ь I II

    ЭПиСТЕмОлОГиЧЕСкиЕ ПрОблЕмы иСТОрии

    Гла ва 9 кОНЦЕПЦия иСТОриЧЕСкОй
    иНдиВидуалЬНОСТи
    1. Конечная данность истории . . . . . . . . . . . .
    2. Роль личности в истории . . . . . . . . . . . . . .
    3. Химера группового разума . . . . . . . . . . . . .
    4. Планирование истории . . . . . . . . . . . . . . .

    Гла ва 1 0 иСТОриЗм

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    163
    . 163
    . 164
    . 168
    . 173
    177
    . 177
    . 183
    . 188
    . 191
    . 196
    . 202
    . 209

    1. Смысл историзма . . . . . . . . . . . . . .
    2. Неприятие экономической науки . . . . .
    3. Поиск законов исторических изменений
    4. Релятивизм историзма . . . . . . . . . . .
    5. Растворение истории . . . . . . . . . . . .
    6. Отмена истории . . . . . . . . . . . . . . .
    7. Отмена экономической истории . . . . .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .
    .

    1. Позитивизм и бихевиоризм .
    2. Коллективистская догма . . .
    3. Концепция социальных наук
    4. Природа массовых явлений .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    1. Естественнонаучная психология и тимология
    2. Тимология и праксиология. . . . . . . . . . . .
    3. Тимология как историческая дисциплина. . .
    4. История и художественная литература . . . .
    5. Рационализация . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    6. Интроспекция . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .
    .

    237
    . 237
    . 243
    . 244
    . 246
    . 251
    . 253

    иЗуЧЕНия иСТОрии
    1. «Почему» истории . . . . . . . . . . . .
    2. Историческая ситуация. . . . . . . . .
    3. История отдаленного прошлого . . .
    4. Искажение истории . . . . . . . . . . .
    5. История и гуманизм. . . . . . . . . . .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    257
    . 257
    . 258
    . 260
    . 262
    . 263

    Гла ва 1 1 ВыЗОВ СЦиЕНТиЗма
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .

    Гла ва 1 2 ПСихОлОГия и ТимОлОГия

    Гла ва 1 3 СмыСл и ПОлЬЗа

    ii

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    215
    . 215
    . 224
    . 229
    . 232

    6. История и подъем агрессивного национализма . . . . . 266
    7. История и ценностные суждения . . . . . . . . . . . . . . 268

    Гла ва 1 4 ЭПиСТЕмОлОГиЧЕСкиЕ

    ОСОбЕННОСТи иСТОрии
    1. Предсказание в естественных науках . . .
    2. История и предсказание . . . . . . . . . . .
    3. Специфическое понимание истории . . . .
    4. Тимологический опыт. . . . . . . . . . . . .
    5. Реальные типы и идеальные типы . . . . .

    Ча ст ь I V

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    273
    . 273
    . 275
    . 278
    . 281
    . 283

    хОд иСТОрии

    Гла ва 1 5 ФилОСОФСкая
    иНТЕрПрЕТаЦия иСТОрии
    1. Философия истории и философская интерпретация
    истории . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    2. Теория влияния внешней среды. . . . . . . . . . . . . .
    3. Эгалитарная интерпретация истории . . . . . . . . . .
    4. Расовая интерпретация истории . . . . . . . . . . . . .
    5. Секуляризм западной цивилизации . . . . . . . . . . .
    6. Отрицание капитализма антисекуляризмом . . . . . .

    Гла ва 1 6 СОВрЕмЕННыЕ ТЕНдЕНЦии
    и будущЕЕ
    1. Обращение вспять тенденции к свободе . . . .
    2. Возникновение идеологии равенства богатства
    и доходов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
    3. Химера совершенного состояния человечества
    4. Мнимая нерушимая тенденция к прогрессу . .
    5. Подавление «экономической» свободы . . . . .
    6. Неопределенность будущего. . . . . . . . . . . .

    комментарии
    библиография
    именной указатель
    Предметно‑именной указатель

    291
    . 291
    . 292
    . 294
    . 298
    . 303
    . 305

    311
    . . . . . 311
    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    .
    .
    .
    .
    .

    . 314
    . 324
    . 329
    . 332
    . 338

    340
    350
    354
    365

    Предисловие
    к первому русскому
    изданию
    Знакомство российского читателя с творчеством одного из величайших мыслителей XX в. — Людвига фон Мизеса началось недавно, в начале 90-х годов. Он прославился прежде всего как экономист — продолжатель традиции
    австрийской школы в экономической науке. Однако менее
    известно, что Мизес также являлся глубоким философом и
    политологом.
    Его философское наследие, конечно, неразрывно связано с экономической наукой. Мизес всесторонне разработал
    эпистемологические основания экономической науки и заложил основы новой общей теории познания (последнее
    остается наименее известным и неоцененным аспектом научного наследия Мизеса, так что нашего читателя ждет еще
    много открытий). И кроме того, на прочном фундаменте
    выводов экономической теории он заново сформулировал
    основные положения утилитаристской этики, уточнив при
    этом значение основных понятий философии утилитаризма.
    Правда, большинство современных последователей Мизеса
    не разделяет его этической теории. Этическая доктрина современных «австрийцев» базируется на одной из разновидностей теории естественного права.
    Возможно, многих удивит тот факт, что в ходе политологического и политического анализа Мизес постоянно обращается к проблемам эпистемологии, а обсуждая эпистемологические вопросы, приходит к политическим выводам.
    К примеру, он считал позитивизм «эпистемологическим
    обоснованием тоталитаризма». Но именно в своих эпистемологических сочинениях Мизес разработал, по его собственной оценке, «новую методологию, незаменимую для проведения научного анализа серьезных политических проблем».
    Книга «Теория и история» является главным сочинением Людвига фон Мизеса в области теории познания и методологии. В ней содержатся не только эпистемологические
    основы разработанного им уникального методологического
    ix

    Предисловие к первому русскому изданию

    подхода к экономической науке, но и эпистемология и методология исторической науки.
    Ядро эпистемологии Мизеса составляет концепция методологического дуализма, основанного на простом, но
    ключевом положении о том, что метод изучения поведения человеческих существ должен радикально отличаться
    от метода, с помощью которого анализируются камни, планеты, атомы или молекулы.
    Все эпистемологические рассуждения Мизеса начинаются с признания того, что существует фундаментальное
    различие между областью событий, которые исследуются
    естественными науками, и сферой человеческой деятельности, являющейся предметом экономической науки и истории. Вообще, предположение о том, что эпистемологические характеристики одной отрасли знания обязательно
    должны быть применимы во всех остальных, Мизес считал
    одним из наихудших эпистемологических предрассудков.
    В своем произведении Мизес также всесторонне исследует
    важное для его методологической системы различие между теорией и историей. В центре внимания эпистемологические особенности метода исторической науки — метода
    специфического понимания посредством идеальных типов
    (в отличие от категорий и понятий, с одной стороны, естественных наук, а с другой — праксиологии, теоретической
    науки о человеческой деятельности, частью которой является экономическая теория).
    В условиях методологического вакуума, образовавшегося в результате утраты монопольного положения марксистского метода, издание книги Мизеса на русском языке,
    безусловно, станет заметным явлением в развитии всех общественных наук в России, и ни одно исследование в области общественных наук не сможет считаться серьезным, если
    в нем не будет сформулирована позиция автора по отношению к идеям, сформулированным в этом произведении.
    А. В. Куряев
    Декабрь 2000 г.

    Предисловие
    За свою долгую и продуктивную жизнь Людвиг фон Мизес опубликовал много книг и статей. Каждая из них
    стала важным вкладом в теорию и применение экономической науки. Но в их ряду четыре великих шедевра,
    четыре бессмертных памятника величайшему экономисту и исследователю человеческой деятельности нашего
    столетия. Первый — «Теория денег и кредита» (1912).
    С этой работой Мизес утвердился как первоклассный
    экономист. В ней он впервые интегрировал теорию денег
    и теорию относительных цен, а также наметил в общих
    чертах разработанную позже теорию делового цикла.
    Второе великое произведение Мизеса — «Социализм»
    (1922), в котором была дана окончательная и исчерпывающая критика социализма и показано, что в условиях
    социалистического порядка невозможно производить
    экономические расчеты. Третьим был колоссальный
    трактат «Человеческая деятельность» (1949), в котором
    изложена целостная структура экономической теории и
    анализа действующего человека. Эти три работы оставили след в экономической теории и сыграли важную
    роль в «австрийском» возрождении, происходившем
    в США на протяжении последних десятилетий.
    Однако четвертое и последнее великое произведение
    Л. Мизеса «Теория и история» (1957) не имело большого резонанса и редко цит