• Название:

    3 номер Дневника студентов ТИЦИ


  • Размер: 2.55 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Автор: Аня-Стрекоза

Предпросмотр документа

№3 / март 2016

Тема номера:

ОБЩЕ-е-ЖИТИЕ
«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего
из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деяния 4:32)

1 курс ТИЦИ:
Анна Антоненко (Нижний Новгород), Максим Антоненко (Нижний Новгород),
Владимир Биткин (Колпаны), Вячеслав Мерзляков (Гурезь-Пудга),
Галина Садовникова (Гурезь-Пудга), Артур Семѐнов (Казань)

стр. 2

Дневник студентов ТИЦИ №3 / март 2016

Дорогие друзья!
Мы рады вновь приветствовать вас на страницах
нашего
студенческого
«Дневника…»
За время, пока мы с вами не виделись, мы
успели немного подрасти – мы перешли во
второй семестр . А заботы, мысли, переживания остались прежние: как успеть всѐ прочитать и выйти в люди, проветрить голову,
посмотреть мир. Как соответствовать званию христианина, как прожить день достойно, где лучше «применить себя на практике»,
как научиться жить вместе с людьми?
В голове большой клубок мыслей. Будем
разбираться вместе !
В этом номере мы решили поразмышлять
над очень важной темой: «Общее житие»,
общая жизнь.
Каждый день мы все сталкиваемся со
множеством разных людей: знакомых и не
очень, симпатичных нам и нет, далѐких и
близких. Что нужно, чтобы мы искренне, от
всего сердца полюбили их? Где граница между
служением людям и человекоугодничеством?
Между общительностью и «задѐрганностью»? Как находить время для того, чтобы
побыть наедине с собой и Богом?
Эти вопросы не праздные. От решения их
зависит эффективность нашей человеческой
деятельности. Каждому из нас необходимо
уметь грамотно распределять свои силы и
время. Иначе нас надолго не хватит.
Надеемся, что Милостивый Господь поможет нам во всѐм этом разобраться.
Анна Антоненко,
ответственный редактор

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА:
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Начально-теологический курс
интервью с Диной Корепановой
стр. 3 – 4
Что мы грызѐм во 2-ом семестре?
стр. 5
ТЕМА НОМЕРА
Общее житие?
Анна Антоненко
стр. 6
ЧИТАЯ ЕВАНГЕЛИЕ
Тихая весть носильщиков
Максим Антоненко
стр. 7 – 9
Солѐный ученик
Артур Семѐнов
стр. 10
ПЕРЕВОД
«Странствующая церковь» Г. Зассе
Максим Антоненко
стр. 11 – 12
Где я?
Анна Антоненко
стр. 13
Один день из жизни студента
стр. 14
ПРЕДМЕТЫ
Заговоривший литургический сборник
Максим Антоненко
стр. 15
Казнить нельзя помиловать
Владимир Биткин
стр. 16
САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ СТУДЕНТА 
Призвание вкусно готовить
Интервью с Юлией Енгибарян
стр. 17
Рекомендация домашнего кинотеатра ТИЦИ
стр. 18
ДНЕВНИК СОБЫТИЙ
стр. 19 – 20
Теологический Заяц Мартин
стр. 20

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

стр. 3

НАЧАЛЬНО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС
В Теологическом Институте Церкви Ингрии активно действует программа «НачальноТеологического курса» (НТК). Время от времени мы, студенты, встречаемся со слушателями, приезжающими проходить обучение по этой программе. Конечно, нам стало интересно, что же это такое, чем
«начально-теологический» отличается от нашего – просто «теологического»? За удовлетворением своего любопытства мы обратились к куратору НТК Дине Корепановой.
– Дина Евгеньевна,
скажите,
пожалуйста, какую задачу призван выполнять НТК?
– Сперва начальнотеологический курс был
создан для активных
прихожан и волонтѐров
приходов с целью оживить приходскую деятельность и подготовить
потенциальных
священнослужителей
для Церкви. Начальный
теологический создает
базу знаний, необходимых для продолжения
обучения на бакалавриате, снабжает «инструментами» для практического служения. Причѐм, начальный теологический
курс ни в коей мере не дублирует и не заменяет приходское конфирмационное обучение.
Конфирмационное обучение помогает нам осознанно войти в большую семью, которой является
приход, и даѐт необходимые знания, чтобы всякому,
требующему у вас отчѐта в вашем уповании, дать
ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3:15).
Но когда человек активно включается в деятельность прихода (ведѐт воскресную школу, занимается
с молодѐжью, помогает в подготовке домашних
групп и библейских часов), он понимает, что его
знаний недостаточно. Тогда на помощь ему приходит начальный теологический курс, который даѐт
более основательные знания – как по Библии, так и
по истории Церкви, догматике и практической приходской работе.
– А ещѐ НТК – это обязательно новые знакомства, новые связи…
– Да, одной из самых ценных составляющих этого
обучения является общение. На начальных курсах
встречаются люди из разных приходов – не только
одного пробства, но и всей Церкви в целом: узнают о
проблемах, делятся опытом, укрепляют друг друга в
вере. Поэтому, несмотря на то, что многие курсы
сейчас проводятся дистанционно, я считаю, что
начальный теологический необходимо проходить
только очно.
Как правило, те, кто выбирает обучение на
начальном теологическом курсе, уже пробуют себя в
каком-то служении. Например, среди выпускников
начального теологического курса 2015 года в Ураль-

ском пробстве – катехеты (Чебоксары, Саранск, Казань), молодѐжный работник (Йошкар-Ола), секретарь прихода (Саранск), секретарь воскресной школы (Йошкар-Ола). Двое выпускников продолжили
обучение на бакалавриате в Теологическом Институте.
– Где обычно проходят занятия начальнотеологического курса?
Как было сказано выше, первоначально НТК проводился только в Теологическом Институте, так как
здесь имеется хорошая база, отличные преподаватели. Но, к сожалению, не все желающие пройти обучение могут приехать в Колтуши и провести здесь
две недели. Кого-то держит работа, кого-то семья…
Поэтому задача Церкви и Института сейчас заключается в том, чтобы сделать начальное образование
как можно более доступным для всех пробств – как
ближних, так и дальних. Формы при этом могут
быть разные, и каждый может выбрать для себя
наиболее удобную.
Например, в Уральском пробстве в 2014 – 2015
году НТК проходил в виде 4 сессий по 5 дней каждая.
В Теологическом Институте НТК проходит 2 раза
в год. Каждая сессия длится 2 недели.
Кроме этого была разработана модульная система, которая была опробована в Санкт-Петербургском
пробстве.
– Да-да, последний модуль этой программы совсем недавно проходил в нашем институте, и мы
увидели первых его выпускников.
– Совершенно верно. Начатый здесь в 2014 году
Духовно-просветительский курс завершился 5-7
февраля 2016 года в Колтушах. Заключительный 8-й
модуль был посвящен вопросам и проблемам евангелизации и миссии. Участники модуля (некоторые,
может быть, впервые) задумались над вопросами – а
должна ли Церковь расти, если да, то почему, и ка-

стр. 4

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

кими способами этого можно достичь. В заключение
был проведѐн практикум «Миссионерские ресурсы
моего прихода». Участники модуля учились ставить
цели, планировать, обдумывать, на кого ориентирована наша миссионерская деятельность и какими
ресурсами мы обладаем. 4 человека, прошедшие все
8 модулей, получили свидетельство об окончании
начально-теологического курса.
– Дина Евгеньевна, а сколько всего модулей
предусмотрено в одном НТК?
– Всего выделено 8 модулей:
1) Личная духовная жизнь (молитвенная жизнь,
душепопечение, основы христианской этики, духовность в различных религиях);
2) Введение в Ветхий Завет;
3) Введение в Новый Завет;
4) Герменевтика и гомилетика (основы герменевтики, риторика, культура речи, логика);
5) Догматика (основы христианской догматики,
Книга Согласия, Катехизис, сравнительное богословие, апологетика);
6) Литургическая жизнь Церкви (литургика, литургическая музыка, требы);
7) История Церкви (история Церкви, история
Православной Церкви, история Церкви Ингрии);
8) Рост Церкви: основы практического служения
(евангелизация и миссия, диакония, детская и молодѐжная работа).
– Какие Вы видите задачи для развития НТК в
ближайшее время?
– Очень важно, чтобы такие семинары-модули
могли проходить не только в Санкт-Петербургском
пробстве, но и в других пробствах Церкви Ингрии.
Во-первых, таким образом мы расширяем круг тех,
кто может получить знания. Ведь эти семинары посетят не только студенты курса, но и прихожане.
Во-вторых, за 20 лет своего существования Теологический Институт подготовил и выпустил немало
грамотных богословов и практиков, которые сейчас
сами могут преподавать.

В-третьих, приходы, принимая у себя семинар,
служат своим братьям и сестрам, исполняя волю Божью: Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота (1 Пет. 4:9). Страннолюбия не забывайте, ибо
через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам (Евр. 13:2).
Сейчас составляется график проведения семинаров-модулей в разных пробствах Церкви Ингрии.
Следите за информацией на сайте Института и
«Вконтакте» в группах «Духовно-просветительский
курс» (https://vk.com/dpkelci) и «Теологический Институт» (https://vk.com/seminaria).
Ну а с 7 марта по 19 марта приглашаем на 1 сессию Начального теологического курса, которая состоится в Теологическом Институте. Она включает в себя первые 4 модуля. Желающие начать обучение должны заявить о своем участии по адресу
(seminaria@concordia.ws), а также привезти необходимые документы: анкету, рекомендацию, заполненную пастором, и направление от Совета прихода. Образцы документов есть на сайте Института.
Кроме этого, приглашаем на эту сессию и тех,
кто не смог по каким-либо причинам посетить такие модули Духовно-просветительского курса как
«Личная духовная жизнь», «Введение в Ветхий Завет», «Введение в Новый Завет», «Герменевтика и
гомилетика».
Для тех же, у кого нет возможности приехать в
Теологический Институт, каждый модуль будет проходить в разных приходах пробств в виде трехдневного семинара по выходным дням. Участники каждого модуля получат сертификат, а собравшие все 8
сертификатов – свидетельство об окончании НТК и
возможность продолжать обучение на бакалавриате
Теологического Института.
Не давала покоя Дине вопросами Анна Антоненко

Студенты на 8-ом модуле «Рост церкви» в ТИЦИ,
февраль 2016 г.



Дневник студентов ТИЦИ №3 / март 2016

ЧТО МЫ ГРЫЗЁМ ВО 2-ОМ СЕМЕСТРЕ?
1. Христианское чтение – пастор Иван Сергеевич Лаптев
2. Введение в дьяконское служение – пастор Иван Сергеевич Лаптев
3. История ранней церкви – к. и. н. Сергей Александрович Исаев
4. Герменевтика – пастор Лейф Кэмп
5. Исагогика Нового Завета – священник, к. б. н. Илья Дмитриевич Амбарцумов
6. Литургика – пастор Фѐдор Петрович Тулынин
7. Литургическая музыка – Дарья Андреевна Шкурлятьева
8. Элементарные основы музыки и вокала – Дина Евгеньевна Корепанова
9. Греческий язык – к. и. н. Константин Владимирович Суториус
10. Английский язык – Зинаида Андреевна Лурье
11. Христианское искусство – Зинаида Андреевна Лурье
12. Риторика – Галина Николаевна Кулаченкова

стр. 5

стр. 6

ТЕМА НОМЕРА

ОБЩЕЕ ЖИТИЕ?

У нас, студентов ТИЦИ, не болит голова о крыше над головой. Мы все живѐм в студенческом общежитии при институте. Это и радость, и множество
забот. В общежитии ты, прежде всего, учишься жить
вместе. Часто бывает, и это ни для кого не секрет,
что под одной крышей живут совершенно разные
люди – даже если они являются членами одной «семьи». Из-за того, что люди не могут принять друг
друга такими, какие они есть, они ссорятся. Любить
других, не похожих на тебя людей, – это очень
сложное искусство.
Мы хорошо сходимся либо с друзьями (ведь они
нас принимают и любят), либо со случайными знакомыми, которых больше не увидим никогда в жизни. И далеко не каждому удаѐтся жить в мире с человеком, который сильно на тебя не похож.
Здесь мы невольно оказываемся в подобной ситуации. Институт, его люди, его общежитие – становятся для нас второй семьѐй. Необязательно мы всем
понравимся или нас все устроят – как раз наоборот.
Везде люди, везде страсти. В каждом из нас есть и
хорошее, и плохое – и надо уметь друг друга прощать. Тебе кажется, что ты всѐ делаешь правильно, а
другого человека это раздражает.
Когда возникают подобные ситуации, вспоминаются слова Иисуса Христа: И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? (Лк. 6:32)
В общежитии между комнатами у нас тонкие перегородки. Мы учимся уважать личное пространство
друг друга и не шуметь, особенно в позднее время
или когда ещѐ слишком рано. Иногда мы слышим в
своей комнате голоса соседей – как они общаются по
скайпу или телефону со своими родными, как разговаривают со своими товарищами по комнате. Ты не
хочешь подслушивать, но невольно становишься заложником этой ситуации. Поэтому иногда необходимо покинуть свою комнату, чтобы не нарушать
личное пространство человека и его право на тайну.
У нас общая кухня и столовая, общая часовня. У
мужчин общая умывальная комната, у девчонок
своя, но тоже общая. Мы учимся соблюдать очередь,
быть вежливыми, думать о других. Развиваются
навыки общей жизни.

Это хорошая репетиция перед служением людям
в приходе. Ведь на воскресные литургии, на библейские часы и различные церковные мероприятия придут разные люди. Мы должны думать, прежде всего,
друг о друге, а не только о самих себе.
Общая кухня – это отдельная радость, когда мы
делимся друг с другом вкусненьким, особенно если
это самодельная выпечка или домашние заготовки на
зиму. Не все из нас живут в институте постоянно – у
кого-то здесь неподалѐку дом. Иногда к нам приходят друзья из церковной общины, они тоже приносят
гостинцы. Общая кухня – это, конечно, ещѐ и общая
забота о порядке. На кухне у нас висит график дежурства. Каждый день есть кто-то дежурный, даже в
выходные. Дежурный следит за чистотой, относит в
столовую принесѐнную товарищами посуду, перед
сном моет пол и выбрасывает мусор.
Ещѐ у нас есть второй график – график молитвы.
В будние дни мы собираемся утром вместе в часовне. Она располагается на втором этаже, где и
наши комнатки. Ответственный за проведение молитвы звонит в колокол, приглашая всех прийти в
часовню. Он зажигает свечи, читает Священное Писание – Ветхий и Новый Заветы – и обращается к
Богу от лица всех студентов. Иногда мы поѐм гимны,
если проснулись, конечно ;0)
Также у нас есть староста – он как раз и составляет оба графика.
Но вообще, это не просто – вот так вместе жить,
бок о бок. Представляю, сколько мы всего будем
знать друг о друге после окончания учѐбы.  Вопрос
в другом: захочется ли дальше поддерживать общение? Институт подарил нам новых друзей – есть люди, с которыми уже сейчас сложно представить, как
мы будем прощаться. Полюбили очень, привязались
друг к другу – и даже не понимаем, как раньше жили
без них. Но так можно сказать далеко не про каждого
человека. Мы, действительно, очень разные.
Нам всем есть чему учиться и что ценить. Вот
когда ещѐ, например, так запросто сходишь за булавкой, сахаром или стиральным порошком к своему
соседу? Отметишь день варения? Попросишь купить
шоколадку в магазине? Снег почистишь всей гурьбой? Постоишь в очереди за обедом?  Нужно просто выйти из своей комнатки и постучать в соседнюю дверь. Здесь тебе и специалисты, просто профи
(!) – в разных областях жизни: и компьютер починить, и на гитаре научить играть, и пироги печь.
Если к концу 4-го курса нам удастся полюбить
всех-всех-всех, тогда, уверена, мы не зря были здесь.
А иначе учѐба не имеет никакого смысла, мы будем
пусты: Приближаются ко Мне люди сии устами
своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко
отстоит от Меня (Мф. 15:8).
Анна Антоненко

ЧИТАЯ ЕВАНГЕЛИЕ

стр. 7

ТИХАЯ ВЕСТЬ НОСИЛЬЩИКОВ
Размышления над евангельским словом
Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город. И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.
Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий
имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и
иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам (Мф. 9. 1 – 8).
Тайны веры и неверия
Мнимая простота
В этой истории мы видим рядом веру и неверие,
их
сосуществование
и столкновение друг с другом в
На первый взгляд, история исцеления Иисусом
одной
общей
точке
времени и пространства. В отрасслабленного, описанная в 9-й главе Евангелия от
ношении одного и того же Иисуса Христа, одних и
Матфея, является очень простой, даже по-своему
тех же Его слов и действий люди разделяются на две
типичной для Евангелий: Иисус в очередной раз
большие группы – верующих и неверующих. Верупрощает грехи, возвращает человеку здоровье, проющие друзья парализованного человека ожидают от
являет Свою божественную власть и любовь. Эту
Христа прощения и милости, уповают на Его божеисторию мы находим в трѐх из четырѐх Евангелий,
ственную силу и власть. Неверующие книжники,
она нам хорошо знакома, мы давно уже к ней приможет быть, и готовы признать Иисуса одним из дувыкли. Как правило, мы вычитываем из неѐ свидеховных учителей, но признать Его воплотившимся
тельство о том, что во Христе Бог даровал церкви
Богом, имеющим власть прощать грехи, они не совласть прощать на земле грехи, либо же нравоучение
гласны. Сегодня таких людей, почитающих Иисуса,
о том, что грехи нередко являются причиной болезно отрицающих Его уникальность и божественность,
ней. Однако этот короткий рассказ значительно ботоже очень много.
гаче духовными смыслами, чем мы привычно о нѐм
Само слово «Бог», Его образ в сознании людей
думаем. Я хотел бы пригласить вас к совместному
вызывают
подчас противоположные реакции. В 2009
размышлению над некоторыми из них. История исгоду
в
Лондоне
на 800 городских автобусах были
целения расслабленного не только учит нас чему-то,
размещены
плакаты
с надписью: «По всей вероятнопредписывая думать и поступать определѐнным обсти,
Бога
нет.
Так
что
не волнуйтесь и радуйтесь
разом. Она также побуждает нас задуматься о некожизни».
В
ответ
на
это
христиане
Лондона разместиторых жизненно важных вопросах, не имеющих одли на других авт