• Название:

    О ЖЕНСКИХ ПОКРЫВАЛАХ

  • Размер: 0.44 Мб
  • Формат: PDF
  • или

    О ЖЕНСКИХ ПОКРЫВАЛАХ
    (1Кор. 11:2-16)

    Антипов Валерий

    Во многих Церквях Христовых нашего
    времени
    сейчас
    происходит
    процесс
    постепенного возвращения к идеям и
    принципам этого мира, а зачастую и к
    деноминационализму. Это проявляется как в
    жизни отдельных христиан, так и в жизни и
    служении Богу целых общин. Одним из
    признаков этого процесса является изменение
    во многих Церквях заповеди о покрывании
    сестрами голов во время Богослужений или
    индивидуальных молитв. Чтобы устранить эту
    заповедь, неудобную для исполнения многими
    по-мирски
    настроенными
    христианками,
    придумываются различные оправдания и
    теории, которые все рушатся при их
    внимательном исследовании во свете слова
    Божьего.
    Некогда и я был противником строгого
    соблюдения этой заповеди, пока не занялся
    серьезным исследованием отрывка из 1Кор.
    11:2-16, что привело меня к полному
    пересмотру своих прежних убеждений. Так Бог
    на деле показывает исполнение слов:
    «Ибо мы не сильны против истины, но сильны за
    истину» (2Кор. 13:8).
    8

    Один современный богослов написал в
    своей книге по поводу 1Kop. 11:2 — 16
    следующее: "Данный отрывок является одним
    из самых трудных в Библии". Просто
    поразительно, как такой легкий отрывок
    становится вдруг таким трудным для тех, кто
    не желает ему повиноваться (трудно идти
    против истины?)! И не удивительно, ибо Сам
    Иисус сказал:

    «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли,
    что Ты утаил сие (истину Божью) от мудрых и
    разумных (книжников и фарисеев, образованных и
    наставленных в Писании, но пользующихся своей
    образованностью только для того, чтобы
    "профессионально"
    изменять
    и
    устранять
    неудобные им Божьи заповеди) и открыл то
    младенцам (тем, кто принимает слово Божие с
    детской верой и исполняет его, хотя, возможно, и
    не имеет никакого Библейского образования). Ей,
    Отче, ибо таково было Твое благоволение»
    (Мф.11:25-26)
    25

    (см. также Мф. 18:3; Мк. 10:15; 1Кор.1:19-20,
    26-29). Остается спросить этого богослова, что
    он имел в виду, когда писал, что этот отрывок
    — один из труднейших в Библии: его
    понимание, или его исполнение?
    Но проблема эта не нова. Еще в I в. н.э.
    некоторые
    христианки
    Коринфа
    также
    отказывались покрывать свои головы, когда
    они молились или пророчествовали, и именно
    это побудило Павла очень подробно изложить
    учение о покрывании сестрами своих голов.
    Чтобы нам более глубоко понять суть и
    необходимость этой заповеди Христовой,
    необходимо
    приступить
    к
    детальному
    рассмотрению этого отрывка, стих за стихом.
    Ибо мы сможем избежать заблуждений лишь
    основываясь на контексте всего этого отрывка,
    а не только на отдельных, наиболее
    понравившихся нам стихах, как делает
    большинство
    современных
    либеральных
    богословов. Итак, с Божьей помощью
    углубимся в истину, и да поможет Он нам в
    этом!

    РАЗБОР 1КOP. 11:2-16
    Ст.2 «Хвалю вас, братия, что вы все мое
    помните и держите предания так, как я
    передал вам».
    Павел начинает свои наставления с похвалы
    коринфских христиан за то, что они соблюдали
    его слова в целом так, как он наставлял их. Но
    одну немаловажную заповедь, которой Павел
    учил их ранее, они все-таки перестали
    исполнять. Эта заповедь касалась покрытия
    сестрами своих голов.
    Ст.3 "Хочу также, чтобы вы знали, что
    всякому мужу глава Христос, жене глава муж, а Христу глава - Бог".
    Этот стих является ключевым (наравне со
    ст.10) во всем этом отрывке, ибо он сразу
    вводит нас в суть учения, разбираемого далее
    и дает прочное основание словам Павла в
    последующих стихах. Заметьте, что Павел
    строит свое увещевание не на человеческой
    мудрости, или не на ссылках на необходимость
    уважать местные человеческие традиции
    (слова "традиции" во всем этом отрывке
    вообще нет, да и это противоречило бы
    другим словам Павла в Гал.1:10-12;
    Кол.2:20-22; Рим.12:2; Кол.2:8 и Христа в
    Мф.15:7-9), но на богословском основании и
    именно с богословского утверждения начинает
    его.
    Что значат слова "всякому мужу глава
    Христос"? Являлся ли Христос главой
    всякому мужу в Коринфе? Или является ли Он
    главой всякому мужу в Москве, Кременчуге,
    Самусиевке, или еще где — либо? Конечно,
    нет! Главой мужам всех этих городов и сел
    является сатана, а не Христос (1Ин.5:19; Ин.
    8:44). Христос же — глава только Церкви, а не
    мира (Еф.1:22-23; Кол. 1:18). Поэтому "всякому
    мужу" означает не вообще любого мужчину в
    мире, а только братьев в Церкви, членов тела
    Христова (Рим. 12:5), а Христос — глава этого
    тела!
    Далее, является ли Христос главой только
    женатым братьям, или же и холостым? Слова
    "всякому мужу" говорят о том, что Христос —
    глава любому брату в Церкви, независимо от
    его семейного положения. Апостол Павел был
    неженатым человеком (1Kop. 7:8; 9:5), но разве
    Христос не был ему главой?

    Итак, слова "всякому мужу глава Христос"
    говорят нам о том, что Христос является главой
    всякому брату в Церкви, независимо от его
    семейного положения, возраста, духовной
    зрелости и других качеств.
    "Как же понимать слово "муж"? Ведь оно
    указывает на женатого мужчину!" —
    возможно, спросите вы. Русский Синодальный
    перевод Библии был осуществлен более 100 лет
    назад, а тогда слова "муж" и "жена"
    употреблялись одинаково по отношению к
    людям обоих состояний (см. напр. Дея. 10:1;
    14:8; 1Тим. 1:8-9; Ин. 2:4; 19:26). В греческом
    же тексте в данном отрывке (и далее)
    употребляется слово "анер" (или его
    эквивалент "андрос"), что переводится и как
    "муж, супруг", так и просто "мужчина". Точное
    понимание, как должно быть переведено это
    слово в том или ином случае, зависит от
    контекста. Кроме того, есть множество
    примеров в Новом Завете, где слово "анер",
    подобно
    старо-русскому
    слову
    "муж",
    употребляется по отношению к мужчинам
    любого состояния, без особого их различия (см.
    напр. Мф. 7:24,26; Дея. 3:2; 6:5; 8:9,27; Рим. 4:8
    и др.).
    То же относится и к слову "жена" в
    изучаемом нами (и многих других) отрывке.
    Греческое слово "гуне" (или его эквивалент
    "гунайкос") переводится и как "жена,
    супруга", так и "женщина". Интересно
    заметить, что в большинстве (если не во всех)
    английских переводах в этом отрывке и
    далее
    употребляются
    слова
    "man"
    ("мужчина") и "woman" ("женщина").
    Итак, мы видим, что с самых первых строк
    разбираемого нами места Священного Писания
    речь идет не о Коринфе, или его традициях и
    культуре, и не о семейных взаимоотношениях,
    но о порядке, установленном Богом в Церкви и
    на небесах! Вот почему стих 3 является
    ключевым во всем этом отрывке, ибо без него
    невозможно было бы понять всех дальнейших
    рассуждений Павла, как должно. Он —
    фундамент и основа для всего отрывка. А ведь
    именно его чаще всего и игнорируют
    современные противники ношения сестрами
    покрывал!
    "Жене
    глава
    муж".
    В
    свете
    вышесказанного может возникнуть вопрос: как
    любой брат в Церкви может быть главой
    любой сестре? Не говорится ли здесь только о

    семейных взаимоотношениях? Выражение
    "глава" (или "голова" (ст.4), что одно и то же в
    греческом тексте) указывает на подчиненное и
    неравное положение женщины в Церкви по
    отношению к мужчине. Более подробно Павел
    говорит об этом далее, в 1Kop. 14:34-35 и еще в
    1Тим. 2:11-14. Обратите также внимание, что в
    этих двух отрывках Павел говорит не только о
    замужних сестрах, хотя и употребляет то же
    слово "жена" (в греч. "гуне"). Ибо иначе мы
    придем ко многим абсурдным и вредным
    выводам, что, мол, быть пресвитером в
    Церкви, проповедовать, или даже просто
    молиться вслух и разговаривать во время
    собраний, запрещено только замужним
    женщинам, а незамужним можно. Тогда и
    украшать себя, и одеваться нескромно и
    вызывающе придется запретить только
    замужним сестрам, а незамужним —
    позволить (1Тим. 2:9). Ясно, что речь здесь не
    идет о семейных взаимоотношениях (хотя
    косвенно касается и этого вопроса), а о
    положении сестер в Церкви. Даже там, где
    Павел явно имеет в виду только замужних
    женщин
    (1Kop.14:34-35),
    принцип
    распространяется на всех!
    Любой брат есть глава любой сестре в
    Церкви в том смысле, что он может быть
    пресвитером Церкви, а она нет; также он может
    участвовать в решении каких-либо вопросов в
    Церкви, а она нет; он может проповедовать в
    Церкви и учить, а она нет; он может молиться
    вслух на собрании (вести в молитве), а она нет;
    он может вести пение в Церкви, а она нет.
    Женщина занимает лишь подчиненное
    положение в Церкви, поэтому брат ей глава.
    Но брат не может быть главой сестре в любых
    жизненных вопросах, например, что ей есть,
    где работать, где жить и т.д., если только это не
    противоречит Писанию. Он глава ей только в
    Церкви, в духовной сфере, в духовных
    вопросах и во всем, что имеет отношение к
    духовной жизни и к Церковной дисциплине.
    Находятся такие, которые говорят на это:
    "Брат не может быть сестре главой в Церкви,
    ибо написано: "Нет уже Иудея, ни язычника;
    нет раба, ни свободного; нет мужеского пола,
    ни женского: ибо все вы одно во Христе
    Иисусе" (Гал. 3:28). Но есть разница между
    положением мужчины и женщины "во
    Христе", где нет различия, ибо дух мужчины и
    дух женщины одинаковы и не имеют
    отличительных черт, и "в Церкви", где еще
    существуют определенные различия по

    половому признаку, а значит и по положению.
    Во Христе мы имеем одинаковый доступ к
    Богу, к спасению, ко всем духовным
    благословениям (Ин. 14:6; Рим. 3:21 — 23; Еф.
    1:3; 2:8 — 9), но в Церкви у каждого своя роль,
    свое определенное Богом место. Поэтому и
    сказано, что "все вы одно во Христе Иисусе",
    но "в Церкви" — жена да молчит (1Kop.
    14:34)!
    "Христу глава — Бог". Здесь говорится о
    подчиненном
    положении
    Христа
    по
    отношению к Отцу после Его воплощения.
    Подобные мысли мы находим в этом
    послании в 3:23 и в 15:28. О равенстве
    Христа Богу до воплощения и о Его
    подчинении Отцу после него подробнее
    смотрите в Флп. 2:5-11; Ин. 1:1 -4; 14:28.
    Павел не зря приводит здесь эти слова, ибо
    в Библии нет лишних слов, но каждое слово на
    своем месте и несет в себе печать Духа Божия
    (1Kop.2:4-5,10).
    Именно
    на
    примере
    взаимоотношений Христа и Отца мы сможем
    полнее и глубже понять суть правильных
    взаимоотношений брата и сестры в Церкви.
    Христос как подчинился Отцу? Добровольно
    (Флп.2:7-8)! Во взаимоотношениях Христа и
    Отца всегда есть обоюдное понимание того,
    что конечная власть всегда принадлежит
    Отцу. Тем не менее, Христос с радостью
    подчиняется Ему, не тяготится этим и не
    унывает. Кроме того, говорит ли подчинение
    Христа Отцу о том, что Христос этим как-то
    унижен пред Ним, что Он в пренебрежении у
    Отца, или что Он "Бог второго сорта"? Нет,
    конечно! По Своей Божественной сути Он
    равен Отцу и имеет одну с Ним
    Божественную природу (Ин.1:1-4,14,18; 5:23;
    8:25,58; 10:30-33; 14:8-11; Ев. 1:3, где с греч.
    "ипостась"

    "основание,
    сущность").
    Однако, в деле искупления человечества
    Христос добровольно уничижил Себя пред
    Отцом и занял подчиненное положение (Ев.
    5:7-9; 10:5-7). Этим Дyx Святой учит нас, как
    сестры должны принимать заповедь о
    повиновении братьям в Церкви — без
    недовольства и ропота, но добровольно и
    охотно, как это делал Христос, а так же зная,
    что это нисколько не унижение для них, не
    пренебрежение ими и не ставит их в
    положение "людей второго сорта"! Нет, во
    Христе они равны мужчинам (ибо Бог
    одинаково любит и мужчин и женщин, и
    отдал Сына Своего как за мужчин, так и за
    женщин), но в служении Богу, в Церкви они

    должны занимать свое, определенное им Богом
    место, полностью принимать установленный
    Богом порядок, по примеру Господа Христа
    (1Кор.11:1;
    1Ин.2:6;
    1Пет.2:21;
    Еф.5:1).
    Рассудите сами, если на небесах главенство
    нужно и полезно, и принимается обеими
    сторонами с радостью, насколько более это
    должно быть отражено на земле и необходимо
    в Церкви!
    Таким образом, мы видим порядок
    главенства, установленный Богом на небесах и
    в Церкви: БОГ — ХРИСТОС — БРАТ —
    СЕСТРА. Этот порядок совершенен, в нем
    нечего добавить, убавить, или что-либо
    изменить.
    Итак, рассмотрев 3-й стих до конца, хочу
    задать вопросы тем, кто утверждает, что в
    1Kop.11:2-6 речь идет всего лишь о традиции
    Коринфа 1-го века: относится ли главенство
    Бога над Христом к традиции Коринфа,
    Рима, или любой другой местности? — Нет. А
    главенство Христа над мужчиной в Церкви? —
    Тоже нет! А значит и главенство мужчины над
    женщиной тоже не есть человеческая
    традиция,
    но
    порядок
    Божий!
    Все
    нижеследующее в стихах 4-16 основывается на
    утверждении, сделанном Павлам в 3-м стихе, и
    если мы отнесем это к традиции Коринфа, то
    будем вынуждены признать, что и в 3-м стихе
    речь идет всего лишь о традиции Коринфа, а не
    о принципах, являющихся действительными
    для любой Церкви в любой культуре! Будьте
    последовательны: или отвергните все, или
    примите все!
    Ст.4 "Всякий муж, молящийся или
    пророчествующий с покрытоюголовою,
    постыжает свою голову".
    О том, что значит "всякий муж" мы
    говорили выше. "Всякий" — это значит и
    женатый и холостой. Согласитесь, если даже
    неженатый брат (сколько бы лет ему ни было
    - 16 или 60) выйдет в Церкви проповедовать
    или молиться в головном уборе, это также
    будет бесчестием для него, как и для женатого.
    Так вот, "всякий муж" здесь — это тот, кому
    Христос глава (ст.З), а Он глава, мы говорили,
    всякому брату в Церкви.
    Слова "молящийся или пророчествующий"
    говорят нам, конечно, не только о воскресном
    Богослужении. Молиться мы должны всегда и
    везде (Лк.18:1; Дея.12:12; 16:25; 1Фес.5:17;

    1Тим. 2:8), внутренне и вслух, ибо Бог знает
    каждую нашу мысль и слышит даже внутренние
    сердечные молитвы (Исх.14:11-15; 1Пар.28:9;
    Пс. 138:1-4,7-12,23; срав. Лк.18:10-13). Что же
    касается слова "пророчествующий", то
    греческое слово "профетеуо" переводится на
    русский язык, как "пророчествовать (о Боге),
    прорицать;
    проповедовать,
    изрекать,
    высказывать". Пророчествовать — это не
    обязательно
    предсказывать
    какие-либо
    события наперед, но доносить до людей
    Божью волю. В этом смысле действие
    пророчества в ранней Церкви почти не
    отличалось от действия духовной проповеди в
    наше время (1Kop. 14:3 — 4,19,23 — 25 —
    поставьте здесь вместо слов "пророчество,
    пророчествовать"
    слова
    "проповедь,
    проповедовать" и суть не изменится!).
    Отличается
    лишь
    способ
    получения
    откровения — если тогда оно давалось
    напрямую от Бога (1Kop.14:29-32), то сейчас —
    через исследование Богодухновенного Писания
    (1Тим.4:13,16; 2Тим.2:15; 3:15-4:2). Суть
    остается прежней.
    Так вот, брат ведь может доносить до
    людей Божью волю и учить истине не только
    на собрании Церкви! Он может делать это в
    семье, или проповедовать Евангелие на работе,
    на улице, в школе и т.д. И в любом месте, где
    бы он ни молился (внутренне или вслух) и ни
    проповедовал, он не должен покрывать своей
    головы, ибо этим он будет постыжать ее.
    "С покрытою головою" (буквально с
    греческого: "имея (что — либо) на своей
    голове"). Покрывало на голове молящейся или
    проповедующей сестры есть видимый знак ее
    подчинения видимой власти в Церкви, т.е.
    братьям (ст.10). Соответственно, отсутствие
    покрывала (видимого знака подчинения) на
    голове брата говорит о том, что он подчинен
    невидимой власти в Церкви — Христу (ст.З).
    Здесь — соответствие символов их духовному
    значению, как это мы видим в хлебе и
    виноградном соке Вечери Господней и в
    погребении и воскресении в крещении.
    Поэтому, если мужчина надевает на себя
    видимый знак подчинения видимой власти в
    Церкви (покрывало), то он тем самым ставит
    себя в одно (подчиненное) положение с
    сестрами, сам себя лишая данной ему Богом
    власти, а это постыжает его голову в глазах
    ангелов и Бога. Кроме того, если вникнуть
    глубже, то этим самым он постыжает и свою
    духовную голову — Христа (ст.З), т.к.

    отвергает главенство Христа над собой, а
    этим он отвергает и установленный Богом в
    ст.З порядок, признает его плохим,
    несовершенным и не подчиняется ему, что уже
    является открытым оскорблением в адрес Бога
    и противлением Ему.
    Не знаю, были ли такие случаи в
    Коринфской
    Церкви,
    чтобы
    мужчины
    присутствовали на собрании, а также
    молились или проповедовали вне его с
    покрытыми головами, — я в этом сильно
    сомневаюсь. Очевидно, что Павел написал эти
    строки не с тем, чтобы исправить поведение
    братьев в Коринфе, но чтобы на этом примере
    еще ярче показать всю ненормальность
    появления женщин в присутствие Божие с
    открытой головой.
    (Интересно заметить, что эти строки пишет
    бывший ревнитель иудейской веры, Павел.
    Известно, что у иудеев и до сего дня мужчины
    молятся с покрытыми головами. Тогда же
    головное
    покрывало
    (кидар)
    было
    неотъемлемой частью священнической одежды
    и мужчина — священник не мог служить Боту
    с распокрытой головой (Исх.28:4,36-41; Лев.
    8:9; 16:4). Таким образом, Дух Святой через
    Павла вводит совершенно новый порядок в
    Новозаветное Богослужение, отличный от
    Ветхозаветного).
    Ст.5а "И всякая жена, молящаяся или
    пророчествующая с открытою головою,
    постыжает свою голову..."
    Слова "всякая жена" говорят нам о том же
    самом, что и слова "всякий муж" в ст.З и 4. В
    некоторых
    современных
    деноминациях
    бытует мнение, что покрываться должны
    только замужние сестры, ибо покрывало —
    это знак подчинения только лишь своему мужу.
    Мы видели при разборе стиха 3, что речь здесь
    не идет о семейном подчинении женщины
    (хотя косвенно и касается его), но о
    подчинении всех сестер в Церкви, а значит и
    покрывало — это знак подчинения не только
    своему супругу, но вообще братьям в Церкви.
    На это же указывает и слово "всякая" в стихе
    5. Рассудите сами, если незамужние сестры
    должны занимать подчиненное положение в
    Церкви наравне с замужними, то не должны
    ли они также и иметь видимый знак этого
    подчинения, как и те? Конечно должны! Иначе
    мы будем непоследовательны в исполнении
    воли Божьей!

    "Молящаяся ила пророчествующая" — не
    значит, что женщина может молиться на
    собрании вслух или проповедовать. Мы уже
    говорили, что речь в данном отрывке идет не
    только о воскресном Богослужении, но
    вообще о вхождении в духовную сферу через
    распространение
    истины
    и
    молитву.
    Молиться на собрании сестра должна
    внутренне, а вести Церковь в молитве ("быть
    устами Церкви") может только брат (1Тим.
    1:8). Проповедовать же истину она может лишь
    вне Церкви тем, кто не принял еще спасения и
    не вошел в истину, как это делали многие
    жены во времена апостолов Христовых
    (Дея.18:24-26; 21:9; Рим.16:7,12; Флп.4:2-3), а
    также другим сестрам и детям (Тит.2:3-5; 2Тим.
    1:5; 3:15). Павел не мог противоречить сам себе
    в одном и том же послании и сперва
    написать, что жены могут проповедовать в
    собрании христиан, а затем, что им не
    позволено говорить в Церкви (1Kop.14:34-35).
    "Постыжает свою голову". Мы говорили
    уже, что покрывало на голове сестры есть
    видимый знак ее подчинения видимой
    власти в Церкви, т.е. братьям, а отсутствие
    покрывала на голове брата есть знак его
    подчинения невидимой власти в Церкви —
    Христу. Бог установил этот символ так же,
    как и символы Вечери и крещения. Мы
    должны четко понимать, что за видимыми
    символами, установленными Богом, всегда
    стоят реальные духовные истины! Поэтому,
    отвергая видимый символ, установленный
    Богом, мы отвергаем и духовную истину,
    которую этот символ обозначает! Так, отвергая
    участие в Вечере Господней, мы отвергаем не
    только символы Вечери (хлеб и чашу), но и
    то, что за этими символами стоит:
    приобщение к Телу и Крови Христовым
    (1Kop.10:16-17). Отвергая крещение, мы
    отвергаем не просто символ смерти,
    погребения и воскресения со Христом, но
    отвергаем реальное (хотя и происходящее в
    духе) соединение со Христом посредством
    смерти, погребения и воскресения с Ним в
    крещении (Рим.6:2-5; Кол.2:11-13)! Пока не
    будут соблюдены эти видимые символы с верою
    в их духовную сущность, духовные истины,
    которые эти символы обозначают, не
    осуществятся!
    Если покрывало есть установленный Богом
    знак (символ) подчинения видимой власти в
    Церкви, то что делают сестры, отвергающие
    ношение покрывала, как не отвергают и ту

    духовную истину, которая за этим сиволом
    стоит,
    то
    есть
    порядок
    подчинения,
    установленный Богом в ст.З?! Если сестра
    делает это по незнанию, то этим она просто
    проявляет свое невежество в духовных
    вопросах и духовную незрелость. Но если она
    знает о необходимости, цели и назначении
    данной заповеди (свидетельствую, что ни одна
    сестра, читающая эти строки, к первой
    категории уже не относится) и не исполняет
    ее, то она показывает этим, что она
    отвергает главенство братьев над собой, сама
    себя к ним приравнивает и незаконно
    присваивает себе их положение и права в
    Церкви! Какой это стыд для сестры! Не сказал
    ли Христос: "Ибо кто возвышает себя, унижен
    будет" (Мф.23:12)? Не есть ли это проявление
    гордости и чрезмерного самолюбия взамен
    "кроткого и молчаливого духа" (1Пет.3:4)? Как
    смотрят Бог и ангелы на такую сестру, как не с
    огорчением, что она отвергает Божий порядок
    и самовольно пытается изменить его? Конечно,
    этим она постыжает свою голову, но не в
    глазах мира сего (мир такие идеи только
    поддерживает!), а в глазах Бога и ангелов, ибо
    мы уже говорили, что речь в этом отрывке не
    идет об этом мире и его традициях, а о Церкви
    и небесах!
    Кроме того, как и в случае с братом,
    покрывающим свою голову, если мы глубже
    вникнем в суть такого неповиновения, то
    обнаружим,
    что
    сестра,
    отказываясь
    покрываться, постыжает этим и свою духовную
    голову — братьев! Ведь она отвергает их
    главенство над собою, не признает его, а часто
    бывает и так, что она проявляет это и в прямом
    неповиновении,
    игнорируя
    увещевания
    братьев исполнять эту Божью заповедь.
    Ст. 5б-6 "...Ибо это то же, как если бы
    она была обритая. Ибо, если жена не
    хочет
    покрываться,
    то
    пусть
    и
    стрижется;
    я если жене стыдно быть
    остриженной
    или
    обритой,
    пусть
    покрывается".
    Как во времена апостола Павла, так и в
    наши дни мужчины часто имеют короткую
    стрижку, что является нормальным, ибо так
    предназначено Богом от сотворения (ст. 1415), либо вообще стригутся наголо. Поэтому,
    если женщина отказывается покрываться и
    хочет уподобиться в этом братьям, то пусть уж
    уподобится им до конца и острижет или
    обреет свои волосы, как это делают они!

    Конечно, Павел не призывает сестер
    поступать так в прямом смысле, не дает им
    альтернативу ношения покрывал. Богу всегда
    было неугодно смешивание и стирание
    людьми тех граней различия, которые Он
    установил
    (например,
    между
    полами
    (Вт.22:5)), так что Павел не мог призывать
    сестер уподобляться братьям в коротких
    прическах или острижении голов. Здесь он
    просто утрирует и показывет этими словами
    всю неразумность их действий, когда они
    отказывались покрываться искусственным
    покрывалом, входя в духовную сферу, ибо они
    в таком случае выглядели в глазах Бога и
    ангелов так, как если бы они были острижены
    или обриты! А этим они стали бы поступать
    противоестественно,
    ибо
    от
    создания
    запланировано, что длинные волосы — честь
    для женщины (ст.15), соответственно, короткие
    волосы, либо вообще их полное отсутствие —
    бесчестие! Распокрытая голова сестры во время
    проповеди
    и
    молитвы
    так
    же
    противоестественна пред Богом, как и
    остриженная или обритая!
    Следует заметить, что еще в Ветхом Завете
    остриженная голова женщины являлась знаком
    позора (Ис.3:16-23), не потому, что так было
    установлено Ветхозаветным Богослужением, но
    потому,
    что
    это
    всегда
    было
    противоестественным пред Богом.
    "А если жене стыдно быть остриженной
    ила обритой, пусть покрывается". Если
    жена понимает, что быть остриженной или
    обритой, как братья, ненормально, то она
    должна понимать и то, что являться пред
    Господа без покрывала также ненормально и
    противоестественно.
    Некоторые
    противники
    заповеди
    о
    покрытии голов говорили мне: "Если женщины
    хотят исполнять эту заповедь, то они должны
    следовать словам Павла до конца, а Павел
    говорил здесь о парандже, ибо так переводится
    греческое слово "перикалупто"! Дело в том,
    что слово "перекалупто" ("покрывать со всех
    сторон, закрывать") во всем этом отрывке
    вообще не встречается. Но 5 раз здесь
    употребляется
    слово
    "катакалупто"
    ("покрывать сверху") и производные от него
    по отношению к искусственному покрывалу
    (в ст. 5, 6 (два раза), 7 и 13) и однажды
    слово "периболайон" ("накидка, покров,
    покрывало") в ст. 15 по отношению к волосам.
    Так вот, в прямом повелении в ст. 6 "пусть

    покрывается" указано и то, как должна
    покрываться сестра

    она должна
    покрывать свою голову сверху, ибо так
    переводится употребленное там греческое
    слово "катакалупто". Ни о какой парандже во
    всем отрывке нет и речи! Как будет выглядеть
    это покрывало — не так важно, как само его
    наличие. Если это Африка, то пусть
    покрывалом там будет служить тюрбан, если
    Азия — то паранджа, если Россия — то
    косынка или платок, и т.д. Важна не форма
    покрывала, не его внешний вид, но важно,
    чтобы оно покрывало всю голову сверху.
    Внешний же вид покрывала пусть будет
    зависеть от культуры той местности, где эта
    заповедь исполняется.

    мужчина был единственным обладателем
    власти и славы, которыми наделил его
    Господь. Так как мужчина был тогда
    единственным отобразом Бога на земле, то он
    должен был один занять место обладателя
    всем Божьим творением. Быть "образам
    Божиим" значит быть похожим на Него и иметь
    сходную с Ним (хотя и не в совершенстве и
    ограниченно) природу, одним из качеств
    которой является владычество (т.е. управление)
    миром. Кроме того, мужчина был сотворен для
    Бога, а не для женщины. Все вышесказанное
    объясняет нам, почему мужчина есть слава
    Божия (греч.
    слово "докса" ("слава")
    переводится еще как "великолепие; власть,
    царство").

    Само собой, повязка, заколка для волос или
    что-либо подобное в качестве покрывала не
    подходят, ибо они не покрывают всей головы.
    В повязке на голове нет смысла, ибо хотя она и
    закрывает лоб, голова все равно остается
    открытой и женщина постыжает ее так же, как
    если бы этой повязки и не было вовсе. Если
    следовать Божьему слову, то следовать до
    конца, или не следовать совсем. Следовать чуть
    —чуть Богу неугоднее всего (От.3:15-16).

    Женщина же была сотворена позже, но не
    из земли, как мужчина, а из его ребра
    (Быт.2:21-23), и не для Бога, а для мужчины, как
    его помощница (Быт.2:18-20), а значит она не
    была особо наделена Богом властью и славой,
    как мужчина, но вошла в его власть и славу, то
    есть в ту, которую он уже имел от Бога
    изначально (поэтому в Быт.1:26-28 и сказано
    "их" и "они"). Кроме того, так как женщина
    была создана из мужчины, то всеми своими
    хорошими качествами она обязана ему. Вся
    ее миловидность, красота, чистота и обаяние,
    а также все прекрасные черты ее мягкого и
    нежного характера (которые, впрочем, были
    испорчены по причине грехопадения, как и
    все остальное во вселенной) взяты Богом из
    мужского естества при ее сотворении и для
    него самого. Поэтому женщина есть слава
    мужчины, как мужчина — слава Божия.
    Иными словами, как мужчина есть отражение
    славы Божьей, так женщина — отражение
    славы мужчины. Причем этот принцип
    распространяется не только на замужних
    женщин. В лице Евы был сотворен из
    мужчины и для мужчины весь женский род,
    как и в лице Адама был сотворен для Бога весь
    мужской род. Это подтверждается еще тем,
    что проклятия, сказанные Еве и Адаму, в их
    лице были сказаны всем женщинам и
    мужчинам, произошедшим после от них
    (Быт.3:16-19). Итак, любая представительница
    женского
    рода
    есть
    слава
    любого
    представителя мужского рода (точнее, весь
    женский род есть слава всего мужского рода, а
    значит и его отдельные представительницы).

    Ст.7-9
    "Итак
    муж
    не
    должен
    покрывать голову, потому что он есть
    образ и Слава Божия; а жена есть слава
    мужа. Ибо не муж от жены, но жена от
    мужа; и не муж создан для жены, но жена
    для мужа".
    До этого Павел говорил о подчиненном
    положении женщины в Церкви и какое
    отношение к этому имеет искусственное
    покрывало, но он ничего не говорил о
    причине такого ее положения. Возможно, у
    некоторых сестер мог возникнуть вопрос:
    "Почему, на каком основании мы должны
    подчиняться братьям, а не быть наравне с
    ними или не главенствовать над ними? Ведь
    мы такие же люди, как и они, почему такая
    несправедливость? " Чтобы предупредить
    возникновение такого вопроса, Павел теперь
    обращается к порядку и цели Божьего
    творения.
    Из первых глав Бытия мы знаем, что Бог
    сотворил первым мужчину из праха земного
    (Быт.2:7) по образу и подобию Своему (Быт.
    1:26-27) и поставил его над всем Своим
    творением (Быт.1:28; Пс.8:4-9). В то время
    женщина еще не была сотворена, поэтому

    Таким
    образом,
    мы
    видим,
    что
    главенствующее положение мужчины над
    женщиной было запланировано Богом еще от

    создания мира, ибо на это указывают порядок
    {"жена от мужа") и цель {"жена для
    мужа") Божьего творения.
    После грехопадения, когда женщина
    первая преступила слово Бога, заняв
    руководящую роль, принадлежавшую мужчине,
    этот порядок усугубился и женщина теперь
    должна подчиняться мужчине уже не только
    по причине порядка и цели творения, но и по
    причине проклятия (Быт.3:16; 1Тим.2:11-14).
    Этот порядок не утратил силу ни во дни
    апостола Павла, ни в наши дни. Ясно, что он не
    имеет никакого отношения к традиции
    Коринфа или любого другого мирского
    общества, ибо говорит нам о вечном
    порядке, установленном Богом еще от
    сотворения мира.
    С понятием славы связано подчинение тому,
    чью славу ты носишь. Так как мужчина есть
    слава Бога, то его подчинение направлено к
    невидимой власти, к Богу. Именно по этой
    причине он не должен покрывать свою голову
    знаком видимой власти над ним. Женщина же
    есть слава мужчины, следовательно ее
    подчинение направлено к видимой власти, к
    мужчине. Поэтому она и должна иметь на
    своей голове знак видимой власти над нею:
    Ст. 10 "Посему жена и должна иметь на
    голове своей знак власти над нею, для
    Ангелов".
    Как мы уже говорили, ст.10 является
    ключевым в 1Kop.11:2-16, наравне со ст.З, ибо
    он представляет собой вывод из предыдущих
    стихов, так как начинается со слова "посему".
    Именно потому, что главенствующая роль
    мужчины была предустановлена Богом еще с
    момента творения, мужчина не должен
    покрывать голову (ст.7), а женщина должна (ст.
    10), ибо именно в покрывале выражается знак
    власти над нею, когда она служит Богу
    проповедью или молитвою.
    "Жена должна иметь на голове своей знак
    власти над нею". Хотя в греческом
    оригинале нет слов "своей знак" и "над нею",
    что отражено в русской (и многих других)
    Библии тем, что эти слова выделены курсивом,
    как вставленные переводчиком для ясности (так
    что первоначально текст звучал так: "Посему
    жена должна иметь на голове власть, для
    Ангелов"), ясно, что именно это Павел и имел

    ввиду, так что эта вставка переводчиков вполне
    оправдана. В греческом языке допускалось
    говорить, например, что человек имеет
    "царство на своей голове", подразумевая, что
    он имеет "знак обладания царством, т.е.
    корону". Также для языка того времени не
    было чем-то странным сказать, что женщина
    "должна иметь власть на своей голове",
    подразумевая "знак власти над нею, т.е.
    покрывало".
    Большинство
    толкователей,
    переводчиков и консервативных богословов
    соглашаются именно с таким пониманием
    греческого текста ст. 10. (Срав., напр., с
    английским переводам ст. 10 в RSV: "That is
    why a woman ought to have a veil*" (foot —note:
    *greek authority (the veil being a symbol of
    this)", что переводится на русский, как "Вот
    почему женщина должна иметь покрывало*"
    (сноска на полях: *греч. власть (покрывало
    было символом этого)).
    Обратите также внимание, что Павел не
    пишет в этом стихе, что жене "нужно бы"
    "хорошо бы" или "желательно" иметь на
    своей голове знак власти над нею, но
    употребляет слово "должна", возводя это
    место Писания в разряд неприрекаемой
    заповеди.
    "Для
    Ангелов".
    Один
    современный
    богослов, отвергающий заповедь о покрытии
    голов как традицию Коринфа, не имеющую к
    нам никакого отношения, комментируя
    1Kop.11:2-16, написал по поводу ст.10: "Неясно,
    что значат слова "для Ангелов". Это довольно
    распростроненный ответ в наше время среди
    тех, кто не желает принимать данную заповедь
    Христову. Хочу задать таким горе —
    богословам вопрос: разве Библия была дана нам
    для того, чтобы ее нельзя было понять? Если
    "все Писание... полезно для научения"
    (2Тим.3:16), то значит и эти слова тоже!. Чему
    же могут научиться люди из этих слов, если
    они не поддаются никаким истолкованиям?
    Очевидно, Бог не хотел, чтоб его дети
    пребывали в неведении относительно Его воли,
    изложенной в Его слове, и Он хочет открывать
    ее тем, кто готов принимать Его слово и
    слушаться Его (Мф.11:25-26; Лк.24:45). Но Он
    не желает давать святыни псам или открывать
    глубины слова Своего тем, кто не хочет
    следовать ему до конца (Мф.13:10-15; 7:6), а
    поэтому даже простое в Библии для таких
    людей становится сложным. В самом деле, как
    понять слова "для ангелов", если отнести
    заповедь о покрывании сестрами голов к

    традиции Коринфа? Какое отношение ангелы
    Божии имели к традициям Коринфа, да и
    вообще к Коринфу, как таковому?
    Итак, что же на самом деле значат слова
    "для ангелов"?
    Ангелы, по своему положению, стоят ниже
    Церкви Христовой, а именно, ниже сестер.
    (Но Церковь не главенствует над ангелами,
    поэтому не сестра глава ангелам, но Бог). Это
    очень важно понимать, поэтому подробнее
    рассмотрим, почему это так. На это указывают
    несколько причин:
    (1) Человек — единственное во вселенной
    существо, созданное по образу и подобию
    Божию (Быт.1:26-27), чего нельзя сказать об
    ангелах, хотя если брать по плоти, то человек
    умален пред ними (Ев.2:7), т.к. плотью он
    устранен от духовного мира (2Кор.5:6-7) и т.к.
    имеет силу, намного меньшую, чем они
    (Дан.10:4-10; 2Пет.2:11).
    (2) В Церкви обитает Дух Святой (1Kop.3:1617) и также в любом христианине (1Kop.6:19),
    но Он не обитает ни в одном из ангелов.
    (3) Церковь находится во Христе и в Отце
    (1Фес.1:1; 2Фес.1:1), христиане — дети Божии
    (Ин.1:12-13; Гал.3:26), а раз так, то они и
    сонаследники Христу (Рим.8:17; Гал.4:6-7).
    Ангелы же находятся вне Христа и они не
    имеют власти быть детьми Бога и
    сонаследниками Христа.
    (4) В 1Kop.6:3 написано, что мы будем
    судить ангелов, а как мы могли бы судить тех,
    кто выше нас по природе или по положению?
    (5)
    Ангелы
    суть
    служебные
    духи,
    посылаемые Богом для наследующих спасение
    (Ев.1:7,13-14), то есть для христиан, а
    служебные духи не могут быть выше по
    положению тех, кому они служат. Обратите
    здесь внимание, что все вышесказанное не
    относится к грешникам мира сего, но к
    Церкви Христовой! Поэтому и ангелы служат
    лишь спасаемым (Мф.18:10), а не всем людям
    вообще. Это есть яркое доказательство того,
    что ангелы не имели никакого отношения ни к
    Коринфу, ни к его традициям, ни к его
    жителям, но только к Церкви Коринфа! Какое
    конкретно?
    Во-первых,
    они
    служили
    христианам Коринфа (Ев.1:14), а во —вторых,
    ангелы всегда присутствуют с Церковью

    Христовой
    (причем
    не
    только
    на
    воскресных
    Богослужениях),
    желая
    постигнуть тайну Божью, открываемую через
    Церковь, и суть Евангелия Христова
    (1Пет.1:10-12; Еф.З:10; Ев.12:22). Ангелы были
    свидетелями Божьего акта творения (Иов38:4-7)
    и, следовательно, установления Богом с самого
    начала творения порядка подчинения женщины
    мужчине (1Kop.11:7-9). Поэтому, присутствуя в
    Церкви и наблюдая за соблюдением этого
    порядка, для них, как более низших по
    положению существ, конечно очень важно,
    чтобы сестры были на своем месте после
    братьев и не равнялись с ними, ибо они ведь
    еще и пример ангелам в подчинении выше
    стоящей власти!
    Ангелы не всеведущи и они лишь до
    некоторой степени знают, что в сердце у
    сестры, отказывающейся покрываться. Они
    видят только сам акт отвержения главенства
    братьев над собой, проявляемый в отказе
    сестры покрывать свою голову видимым
    знаком власти над нею, ибо они знают, что
    именно этот символ установил Бог в Церкви,
    как знак повиновения сестер. И этим сестра не
    только огорчает их, но и как — бы ставит под
    сомнение мудрость Бога в их глазах,
    установившего
    именно
    такой
    порядок
    подчинения.
    Таким
    образом,
    видя
    распокрытую сестру, служащую Богу, ангелы
    воспринимают это не как простое отвержение
    видимого символа подчинения, но как
    отвержение самого подчинения и всего
    Божьего порядка, описанного в ст.З.
    А теперь скажите, какое отношение все это
    имеет к традиции Коринфа?!
    Ст. 11-12 "Впрочем ни муж без жены,
    ни женя без мужа, в Господе. Ибо, как
    жена от мужа, так и муж через жену; все же
    - от Бога".
    Чтобы мужчины не превозносились над
    женщинами и не возгордились, прочитав
    предыдущие рассуждения Павла, а женщины
    чтобы не унывали и не думали, что они в
    пренебрежении у Бога, Павел и пишет, что ни
    мужчина, ни женщина не могут существовать
    друг без друга. Женщина, конечно, произошла
    от мужа (Быт.2:21-23), но ведь и мужчина
    сейчас происходит на свет только через
    женщину, то есть свою мать. Да, не было бы
    мужчины, не появилось бы и женщины, но ведь
    если бы не было женщины, то не смог бы

    родиться на свет и ни один из живущих ныне
    мужчин! В конечном итоге, все произошли от
    Бога и поэтому ни у кого нет права
    превозноситься один над другим или
    уничижать один другого (1Kop.4:7).
    Ст. 13-15а "Рассудите сами, прилично
    ли жене молиться Богу с непокрытою
    головою? Не сама ли природа учит вас,
    что, если муж растит волосы, то это
    бесчестье для него, но если жена растит
    волосы, для нее это честь...?"
    Так как коринфяне были неспособны
    воспринимать глубокие духовные истины
    (1Kop.3:1-3), о которых речь шла выше,
    Павел далее говорит им "по рассуждению
    человеческому, ради немощи плоти" их
    (Рим.6:19), обращая их взоры на вещи, вполне
    доступные их пониманию, то есть на природу.
    Если они не видят духовного смысла в
    ношении сестрами покрывал, не могут понять
    духовной сути этой заповеди, то пусть
    посмотрят на природу, на естественный
    порядок, установленный Богом, который
    нисколько
    не
    противоречит
    духовному
    порядку, о котором речь шла выше, но еще
    более
    подтверждает
    его,
    ибо
    Бог,
    установивший и тот и другой, не есть Бог
    неустройства, но порядка (1Kop 14:33).
    Каким образом природа учит нас, что
    женщина должна быть покрыта, а мужчина —
    нет?
    Тем,
    что
    по
    природе
    Богом
    предусмотрено, чтобы женщина растила
    волосы (что есть прообраз покрывала), а
    мужчина стриг их. Между физиологией
    мужчины и женщины есть множество
    различий. Одно из них касается роста волос на
    голове. Рост волос происходит в три стадии:
    формирование и рост; остановка в росте, когда
    волосы остаются без изменения; и выпадение
    волос. Мужской гормон тестостерон ускоряет
    этот цикл, поэтому волосы мужчины достигают
    третьей стадии быстрее. чем волосы женщины.
    Женский гормон эстроген приводит к тому, что
    волосы женщины дольше остаются на первой
    стадии, и поэтому они оказываются длиннее,
    чем волосы мужчины. Женщины реже
    лысеют, чем мужчины, потому что мало кто
    из них достигает до третьей стадии. Эта
    физиологическая особенность отражена почти
    во всех мировых культурах, в обычае, согласно
    которому женщины носят более длинные
    волосы, чем мужчины. Кроме того, это
    заложено во внутреннем инстинкте, что

    именно такой порядок является правильным и
    нормальным, а не другой.
    Природа также учит нас, что и замужней и
    одинокой женщине позор быть остриженной
    или обритой так же, как и женатому и
    неженатому мужчине. А следовательно, и
    покрываться должны как замужние, так и
    незамужние сестры. Ибо будет ли нормально,
    если в Церкви выйдет проповедовать или
    молиться холостой брат, покрывши свою
    голову? Что бы сказали коринфяне, если бы
    Павел,
    будучи
    неженатым,
    стал
    проповедовать им с покрытой головой?
    Поэтому и сестры, не состоящие в браке,
    сколько бы лет им ни было, должны покрывать
    свои головы, когда они молятся или
    проповедуют истину людям. Если девушка уже
    достаточно созрела, чтобы понять истину,
    поверить в нее и принять крещение для
    прощения грехов, то значит она уже
    достаточно созрела и для того, чтобы понять
    смысл заповеди о покрытии головы в Церкви
    и исполнить ее.
    Обратите внимание на тот факт, что
    длинные волосы для мужчины, как и короткие
    для женщины, — бесчестие в глазах Бога, но
    не мира! Сейчас часто можно встретить на
    улице мужчину с очень длинными волосами
    или женщину с очень короткими, но ни для
    кого в мире сем это позором не является: это
    так сейчас принято. Но в глазах Бога все, что
    противоестественно, является мерзостью и
    грехом. Почему же такое различие между
    пониманием Бога и мира? Потому что, так как
    мир не познал и не прославил Бога, Бог предал
    его превратному уму, так что мир
    воспринимает
    противоестественное
    как
    естественное и наоборот (Рим.1:18-32), но "что
    высоко у людей, то мерзость перед Богом"
    (Лук.16:15). Христиане! Разве мы, у которых
    ум Христов (1Kop.2:16), должны учиться у
    мира, у которого превратный ум, какие
    волосы мы должны носить и как покрываться?
    Нет, конечно! Почему же это сейчас так часто
    происходит? Почему мы часто оправдываем
    свои слабости и нежелания повиноваться Богу
    тем, что это не принято сейчас в нашей
    культуре, в нашей традиции, где господствует
    и диктует свои права превратный ум?!
    Нормально ли это? Здраво ли это?
    Ст. 15б "...так как волосы даны ей вместо
    покрывала".

    Многие противники ношения сестрами
    покрывал в наше время пытаются оправдать
    себя именно этими словами, говоря, что волос
    для сестры достаточно и ей не обязательно
    иметь на голове еще и искусственное
    покрывало
    (интересно
    заметить,
    что
    большинство сестер, рассуждающих так, имеют
    волосы, по своей длине ни чем не
    отличающиеся от длины волос братьев, а то и
    не достигающих ее. Где же логика?). Выходит,
    что Павел противоречил сам сабе, сперва
    написав, что жене необходимо иметь
    искусственное покрывало сверху волос (ст.5 и
    6), а затем, что волос ей достаточно (ст.15)!
    Что же, пока Павел дописал до 15 —го стиха,
    он успел пересмотреть свою точку зрения? Или
    Дух Божий, руководивший Павлом во время
    написания им этих строк, забыл, что Он
    продиктовал ему до этого?
    Те, кто утверждает, что во всем отрывке
    1Kop.11:2-16
    никакой
    даже
    речи
    об
    искусственном покрывале не идет, а только о
    волосах, должны ответить: если наличие волос
    является покрывалом для сестер, то что же
    тогда делать братьям — обриться наголо? Ведь
    стыдно мужчине быть покрытым (ст.4)! И если
    покрывало — это только волосы, то что стричь
    сестре, если она распокроется, т.е. останется
    без волос (ст.6)? А • если вдруг распокрытой
    сестре станет стыдно молиться Богу так, то
    тогда как ей покрыться — посыпать себя
    сбритыми ей самой волосами?
    Также и те, кто учит, что наличие только
    длинных, а не коротких волос у сестры может
    заменить ей покрывало и она в таком случае
    может молиться распокрытой, так как волосы
    даны ей вместо покрывала, должны признать,
    что и брат, у которого волосы острижены или
    обриты, может молиться в покрывале, так как
    короткие волосы даны ему вместо отсутствия
    покрывала и могут полностью заменить его!
    Ясно, что волосы, будь они длинными или
    короткими, покрывало заменить не могут.
    Тогда как же понять слова Павла: "волосы
    даны ей вместо покрывала"? Контекст
    предыдущих стихов показывает нам это.
    В ст. 13 Павел говорит, что природа учит
    нас тому, что так как мужчина не носит
    длинных волос, Богом не предназначено, чтобы
    он покрывал свою голову во время проповеди
    или молитвы. А женщина же напротив, так как
    она носит длинные волосы, то этим природа

    показывает, что Богом предназначено ей
    покрываться, когда она служит Ему, так как
    волосы даны ей вместо покрывала.
    Греческое слово "периболайон" ("накидка,
    покров, покрывало"), употребляемое здесь
    Павлом, не является тем же самым словом,
    что и в ст.5 и 6, где стоит слово "катакалупто"
    ("покрывать сверху"), а слово "анти"
    ("вместо") переводится еще и как "на месте
    (чего—либо); как, для", а иногда и как "наравне
    с чем-либо, подобно чему-либо". Таким
    образом Павел не противопоставляет здесь
    естественное покрывало искусственному, но
    говорит о том, что наличие от природы
    длинных волос у женщины учит ее. что она
    должна покрываться во время молитвы и
    проповеди, так как длинные волосы есть как —
    бы прообраз покрывала! Это лучше выражено в
    одном современном переводе Нового Завета на
    русский язык: ''так как волосы даны ей, как
    естественный покров" (Современный перевод,
    Благая Весть) (сравните с одним английским
    переводом ст. 15: "because the long hair is given
    to correspond to her covering", что переводится
    как "потому что длинные волосы даны, чтобы
    соответствовать ее покрывалу", а не заменять
    его!
    (McCord's
    NT;
    Хьюго
    МакКорд,
    осуществивший этот перевод, является одним
    из ведущих богословов Церкви Христа. Кстати,
    известный в СНГ американский проповедник
    Церкви Христа и координатор миссионерской
    деятельности
    Клиффорд
    Елдел
    очень
    аргументированно доказывает на основании
    Библии необходимость исполнения сестрами
    заповеди о покрытии голов! Есть и другие
    примеры, когда современные богословы в
    Америке учат о покрытии голов так же, как
    некогда это делал и апостол Павел.)).
    Для чего же женщине — христианке
    необходимо растить волосы? Может быть
    достаточно будет обойтись искусственным
    покрывалом? Потому что оба вида покрывал
    необходимы для выражения повиновения
    сестры, только у них разные сферы
    применения.
    Искуственное
    покрывало
    необходимо
    женщине, чтобы проявлять подчиненное
    положение в духовной сфере, то есть во
    время проповеди и молитв, а на все
    остальные случаи жизни женщине покрывалом
    служат волосы. Прямое подчинение Христу
    мужчины выражается в отсутствии покрывала
    на его голове, а косвенное (т.е. не во время
    служения Богу, а во всех остальных случаях)

    — в коротких волосах. Так же и прямое
    повиновение женщины мужчине выражается в
    наличии
    искусственного
    покрывала,
    а
    косвенное — в длинных волосах. Поэтому и
    сказано, что женщине волосы "даны вместо
    покрывала" (или "как покрывало" — по
    более лучшему переводу), то есть, на все
    остальные случаи жизни, кроме молитвы и
    благовестия истины.
    Ст. 16 "А если бы кто захотел спорить,
    то мы не имеем такого обычая, ни церкви
    Божии".
    Многие противники истины стремятся
    оправдать свои взгляды при помощи этого
    стиха, говоря, что Павел здесь сам утверждает,
    что обычай покрываться был необходим только
    в коринфской Церкви, а в других Церквях
    такого обычая не было. Но Павел не мог
    противоречить сам себе, а мы видели уже, что
    все свои рассуждения он строил не на
    человеческих обычаях, но на истине Божьей.
    Удивляюсь, как можно настолько извращенно
    понять этот стих после такого подробного
    объяснения истины Павлом! До чего иногда
    доводит упорство некоторых противников
    истины!
    Это послание было написано не только
    "Церкви Божией, находящейся в Коринфе,
    освященным во Христе Иисусе" но и
    "призванным святым, со всеми призывающими
    имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком
    месте, и у них и у нас" (1Kop.1:2; срав.
    Кол.4:16). И Павел не писал ни о каких
    традициях во всем этом и других посланиях:
    "Если кто почитает себя пророком или
    духовным, тот да разумеет, что я пишу вам,
    ибо это заповеди Господни" (1Kop.14:37).
    Говоря же о том, что ни "мы такого обычая не
    имеем, ни Церкви Божии", Павел имел ввиду,
    что ни в Церкви Ефеса (откуда он писал свое
    послание, на что также указывают слова "у
    нас" в 1:2), ни в других Церквях Божьих нет
    такого обычая, какой появился у коринфян,
    чтобы сестры оставляли Божью заповедь о
    покрытии голов и являлись пред Ним
    распокрытые (у них это даже в обычай
    вошло!). Этими словами Павел уже хочет
    поставить точку в своих увещеваниях
    коринфских сестер соблюдать заповедь о
    покрытии голов. Если их не способны убедить
    духовная суть покрывания голов (ст.2-12), то,
    чему их учит природа (ст.13-15), и даже пример
    других Церквей Божиих (ст.16), то что вообще

    способно их убедить? Стоит ли еще далее ему
    распространяться на эту тему? Для любящих
    Бога
    и
    ищущих
    соблюдения
    истины
    приведенных доказательств будет достаточно,
    а для непокорных и упрямых не будут
    убедительными
    никакие
    доказательства.
    Поступим и мы по примеру Павла.
    Стоит сказать еще пару слов о стихе 17, где
    Павел пишет: "Но, предлагая сие..." В
    греческом оригинале здесь стоит не слово
    "предлагая", а слово, которое переводится, как
    "повелевая, приказывая, предписывая". Так
    вот, Павел не просто говорил здесь о том. что
    лучше соблюдать, хотя и не обязательно, но о
    том, что должно соблюдаться в Церквях, что
    это есть заповедь Господня! Уразумейте это!
    Некоторые говорят, что раз эта заповедь
    встречается лишь однажды в Библии, то
    значит, что она не очень важная и ее можно и
    не соблюдать. Но заповедь о крещении во имя
    Отца и Сына и Святого Духа тоже встречается
    лишь однажды в Библии (Мф.28:19), и однако
    ни у кого не возникла странная мысль не
    соблюдать ее только поэтому. "Всякое слово
    Бога чисто" (Пр.30:5), а значит и эти слова. У
    Бога нет неважных заповедей: "Все Писание
    богодухновенно и полезно для научения, для
    обличения, для исправления, для наставления
    в праведности, да будет совершен Божий
    человек, ко всякому доброму делу приготовлен"
    (2Тим.3:16-17), а поэтому мы и имеем такое
    строгое предупреждение: "Все, что я
    заповедую вам, старайтесь исполнять; не
    прибавляй к тому и не убавляй от того"
    (Вт.12:32; 4:2; Пр.30:6; От.22:18-19). Иисус
    сказал по поводу "малейших" заповедей:
    "Итак, кто нарушит одну из заповедей сих
    малейших и научит так людей, тот малейшим
    наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит
    и научит, тот великим наречется в Царстве
    Небесном" (Мф.5:19). Если это было так строго
    по отношению к Ветхозаветным заповедям, то
    не тем ли более по отношению к Новозаветным
    (Ев.10:26-31; 12:18-29)?! "Верный в малом и во
    многом верен, а неверный в малом неверен и
    во многом" (Лк.16:10). Обратите на все эти
    слова Божии осбое внимание!
    В одном городе, в России, одна женщина,
    не очень хорошо разбиравшаяся в Писании,
    была увлечена в секту так называемых
    "свидетелей Иеговы". Так вот, Бог привел ее в
    Свою Церковь только через то, что в этой
    общине соблюдалась заповедь о покрывалах, а

    у "свидетелей Иеговы" — нет. Этого ей было
    достаточно, чтобы понять, что раз у
    "свидетелей" есть хотя бы одно маленькое
    отступление от Библии, то почему не может
    быть и других, более серьезных? А теперь
    представьте, что будет, если придет какаянибудь подобная женщина в одну из
    либерально настроенных Церквей Христа, где
    не соблюдают заповеди о покрытии голов, а
    потом
    столкнется
    с
    какой-нибудь
    деноминацией, где эта заповедь соблюдается,
    то не уйдет ли она туда, подобно той
    женщине? А ведь в практике Церквей были
    подобные примеры! Если люди соблазнятся из
    —за соблюдения Божьей заповеди, то нет в том
    нашей вины (не можем же мы изменить

    учение Христово из —за нежелания мира в
    точности следовать ему!), но если из —за
    несоблюдения, то великий грех на нас будет
    (1Kop.10:32-33)! Поразмышляйте над этим,
    дорогие сестры и да благословит вас Господь
    понять всю важность соблюдения заповеди о
    покрывании голов во время молитвы и
    проповеди истины, чтобы нам не оказаться
    пред Богом слушателями забывчивыми, но
    исполнителями слова (Иак.1:22-25)! И вы,
    дорогие братья, поймите всю важность не идти
    на поводу у мира сего или у прихотей сестер,
    но исполнять все слово Божие, до конца и
    проповедовать его так, как оно написано, а не
    как нам его более удобно понимать (2Тим.2:15;
    4:1-5)! Аминь!

    ___________

    С любовью Христовой, ваш брат Антипов Валерий
    Кременчуг, 1997 год.
    valeron.74@mail.ru