• Название:

    ТРИЕДИНСТВО Доктор Арнольд Фрухтенбаум


  • Размер: 0.64 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



    Предпросмотр документа

    MBS 050

    ТРИЕДИНСТВО
    Доктор Арнольд Фрухтенбаум

    www.ariel-israel.org.il

    ТРИЕДИНСТВО

    Доктор Арнольд Фрухтенбаум
    THE TRINITY

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................................ 4
    А. Арианство (Arianism)................................................................................................................... 4
    Б. Савеллианство (Sabellianism) ................................................................................................... 4
    В. Социанство (Socinianism)........................................................................................................... 5
    Г. Унитарианство (Unitarianism)....................................................................................................... 5
    Д. Тритеизм (Tritheism) ................................................................................................................... 5
    I. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ БОЖЕСТВА..................................................................................................... 5
    А. Множественность Божества в Ветхом Завете ......................................................................... 5
    1. Множественное число слова ‫( םיהולא‬Элоhим)................................................................. 5
    2. Глаголы во множественном числе в сочетании с именем ‫( םיהולא‬Элоhим).................. 6
    3. Использование слова ‫( םיהולא‬Элоhим)............................................................................. 6
    4. Имя ‫( הוהי‬ЯХВЕ) относится к двум Личностям................................................................. 6
    5. Множественное число существительного ‫( ינודא‬Адонай)................................................ 7
    6. Местоимения во множественном числе.......................................................................... 7
    7. Прилагательные и причастия во множественном числе................................................ 7
    8. Ангел Господень (Ангел Яхве).......................................................................................... 8
    а. Примеры уникальности........................................................................................... 8
    б. Библейские свидетельства уникальности ............................................................ 8
    9. Сын Божий.......................................................................................................................... 9
    а. Псалом 2.................................................................................................................. 9
    б. Притчи 30:4.............................................................................................................. 9
    10. Концепция Богочеловека................................................................................................ 10
    а. Бытие 4:1.................................................................................................................. 10
    б. Книга Исаии 9:6–7.................................................................................................... 10
    в. Книга Иеремии 23:5–6............................................................................................. 10
    г. Книга Захарии 13:7................................................................................................... 11
    11. Святой Дух........................................................................................................................ 11
    Б. Множественность Божества в Новом Завете............................................................................ 11
    II. ЕДИНСТВО БОГА.................................................................................................................................. 11
    A. Неразрывное единство Личностей Божества в Ветхом Завете............................................... 11
    1. По образу и подобию......................................................................................................... 11
    2. Использование существительных во множественном числе в сочетании с глаголами в
    единственном числе............................................................................................................... 12
    3. Одновременное использование множественного и единственного числа.................... 12
    4. Применение сложного слова ‫« דָחֶא‬един»........................................................................ 12
    а. ‫( דחא‬эхад)................................................................................................................. 13
    б. ‫( דיחי‬яхид)................................................................................................................. 13
    в. Имя ‫( הוהי‬Яхве) провозглашает: «Господь (‫ )הוהי‬един»......................................... 13

    © 1983, 2005, 2012 Ariel Ministries. Все права защищены. Ни одна часть из этого материала не
    может быть скопирована никаким образом, за исключением краткого цитирования в отзывах или
    профессиональных работах, без письменного разрешения издателя.
    2

    Б. Единство Божества в Новом Завете.............................................................................................13
    III. ТРИЕДИНСТВО БОЖЕСТВА.................................................................................................................13
    A. Триединство Божества в Ветхом Завете......................................................................................14
    1. Книга Исаии 42:1...................................................................................................................14
    2. Книга Исаии 61:1...................................................................................................................14
    3. Книга Исаии 63:7–14.............................................................................................................14
    4. Книга Исаии 48:12-16............................................................................................................14
    Б. Тирединство божества в Новом Завете........................................................................................15
    1. Только три Личности названы Богом...................................................................................15
    а. Евангелие от Матфея 3:16.........................................................................................15
    б. Евангелие от Матфея 28:19.......................................................................................15
    в. Евангелие от Иоанна 14:16–17:.................................................................................15
    г. 1 Послание Коринфянам 12:4-6.................................................................................16
    д. 2 Послание Коринфянам 13:13.................................................................................16
    е. 1 Послание Петра 1:12...............................................................................................16
    2. Только три Личности наделены свойствами Бога..............................................................16
    а. Вечное существование...............................................................................................16
    б. Всемогущество...........................................................................................................17
    в. Всеведение.................................................................................................................17
    г. Вездесущность.............................................................................................................17
    3. Только три Личности способны совершать работу Бога...................................................17
    а. Сотворение Вселенной..............................................................................................17
    б. Сотворение человека.................................................................................................17
    в. Богодухновение...........................................................................................................18
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................................................18

    3

    Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой,
    к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и
    возвестит народам суд.
    Исаия 42:1

    ВВЕДЕНИЕ

    Т

    ема наших исследований - Триединство Бога или Троица. Вероятно, самое лучшее и
    простое определение Триединства, или троичности Бога, состоит в том, что существует
    только один истинный Бог; однако, в неразрывном единстве Божества существуют три
    Личности – совечные и соравные по своей сущности; будучи едиными по своей природе,
    они различаются по своим функциям. Библейская концепция триединого Бога вызывает
    много споров. На протяжении всей истории Израиля и истории Церкви постоянно возникало
    противостояние этой концепции. Как может быть, что Бог один и одновременно в трех ипостасях
    (личностях)? Это не укладывается в человеческом сознании. В истории Церкви было пять
    основных лжеучений (ересей), связанных с доктриной Троицы. Некоторые из них известны еще
    с древних времен, но все они имеют и свои современные аналоги.
    А. АРИАНСТВО (ARIANISM)
    Одним из самых первых лжеучений является арианство. Термин арианство происходит от имени
    основоположника этого учения – пресвитера Ария. Арий учил, что Бог Отец, Бог Сын и Бог
    Дух различны по своей сущности. Атрибут вечности принадлежит только Богу Отцу. Сын был
    сотворен Отцом ранее всего сущего, а все сущее затем было сотворено Сыном. Идеи арианства
    все еще присутствуют в разных культах, таких, как Свидетели Иеговы и Мормоны, которые тоже
    отрицают предвечное существование Сына и учат, что Сын был сотворен Богом Отцом и поэтому
    не является Богом.
    Б. САВЕЛЛИАНСТВО (SABELLIANISM)
    Следующее лжеучение - савеллианство (одна из разновидностей модализма или монархианства)
    учит, что Бог – это одна Личность, которая проявляет Себя в трех разных формах, то есть
    отрицается существование трех Личностей Божества. Утверждается, что Личность Бога в
    разное время являет Себя как Отец, Творец и Законодатель, или как Сын, когда речь идет
    об искупительной роли Бога. Он может также выполнять роль Святого Духа в Его функции
    обновления и освящении человека. Как Творец и Законодатель Он открывает Себя в роли Отца.
    В качестве Спасителя Он являет Себя как Сын. Как возрождающий и освящающий человека,
    Он открывается как Святой Дух. Ныне этого учения придерживаются некоторые христиане,
    4

    относящиеся к движению, известному под названием «Только Иисус» («Jesus Only»). Они
    утверждают, что Бог только Иисус: Он и Отец, Он и Сын, Он и Дух Святой. Концепция «Только
    Иисус» отрицает Триединство Бога и возрождает древнюю ересь - савеллианство.
    В. СОЦИАНСТВО (SOCINIANISM)
    Третий вид лжеучения, которое издавна расшатывало Церковь, известно под названием
    «социанство» (иногда «динамический монархизм»). Это учение не признавало единосущности
    Трех Личностей Божества. Социане считали, что Личности Божества не равны по своей сущности:
    Богом является только Отец. Сын не является Богом, Святой Дух не является Богом, истинный
    Бог – только Отец. Сын же – только человек. Святой Дух – не Личность, но Божественное
    влияние (энергия). Этой концепции и ныне придерживаются некоторые культовые группы.
    Г. УНИТАРИАНСТВО (UNITARIANISM)
    Еще одно лжеучение – унитарианство. Унитарианство противостоит доктрине Триединства тем,
    что отрицает троичность Божества. Оно отрицает, что Бог существует в трех, равных по своей
    сущности, Личностях. Эта ересь близко сопоставима с концепцией иудаизма.
    Д. ТРИТЕИЗМ (TRITHEISM)
    Последнее лжеучение носит название «тритеизм» («трехбожие»). Это – вариант политеизма,
    ограничивающий число лиц Божества до трех. Эта ересь отрицает неразрывное единство
    трех Лиц Божества и учит о существовании трех разных богов. Тритеизм отрицает триединую
    сущность Божества и учит о существовании трех разных богов.
    Разумеется, все эти лжеучения не подтверждаются Священным Писанием, которое ясно учит о
    Триединстве Бога. Истинное библейское учение о Божестве охватывает три сферы: во-первых,
    множественность Божества; во-вторых, единство Божества; в-третьих, триединство Божества.

    I. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ БОЖЕСТВА

    Первым предметом нашего исследования станет множественность Божества. Мы изучим две
    ее особые категории.
    А. МНОЖЕСТВЕННОСТЬ БОЖЕСТВА В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
    Ветхий Завет ясно и неоднократно говорит о множественности Божества.

    1. Множественное число слова ‫( אלוהים‬Элоhим)

    Наиболее употребляемое в иврите слово, обозначающее Бога, это ‫( אלוהים‬Элоhим),
    переведенное как Бог. Оно определяет не только истинного Бога, но применяется и по отношению
    к лжебогам. В Бытие 1:1 сказано: «В начале сотворил Бог (‫ אלוהים‬Элоhим) небо и землю».
    Здесь это слово обозначает истинного Бога. В ряде мест Ветхого Завета, например, в Исходе
    20:3 и во Второзаконии 13:2, это же слово используется для описания лжебогов. Одна из Десяти
    заповедей гласит: «Да не будет у тебя других богов (‫ אלוהים‬Элоhим) пред лицем Моим».
    В этом отрывке то же самое слово, которое описывает истинного Бога, относится к языческим
    чуждым идолопоклонническим богам.
    Смысл в том, что в иврите, когда речь идет об истинном Боге, это слово используется во
    множественном числе. Однако когда речь идет об истинном Боге, оно всегда переводится в
    единственном числе, а по отношению к ложным богам – всегда во множественном числе. Тот факт,
    что в иврите, когда речь идет о Едином истинном Боге, это слово всегда стоит во множественном
    числе, открывает возможность обсудить множественность личностей Божества. Разумеется,
    само по себе это слово не служит доказательством множественности, поскольку в иврите
    множественное число часто употребляется для обозначения «множественности величия», но
    это предоставляет возможность исследовать все области множественной концепции Личностей
    Божества.
    5

    2. Глаголы во множественном числе в сочетании с именем ‫( אלוהים‬Элоhим)

    Второе свидетельство множественности – глаголы во множественном числе, которые
    используются в сочетании с именем ‫( אלוהים‬Элоhим). Обычно, когда употребление слова
    ‫( אלוהים‬Элоhим) связано с понятием истинного Бога, соединенный с ним глагол употребляется
    в единственном числе. Но это противоречит грамматике иврита, правила которой гласят,
    что существительные с глаголами должны быть согласованы и в роде, и в числе. Исходя из
    этого, существительное ‫( אלוהים‬Элоhим) требует, чтобы связанный с ним глагол стоял во
    множественном числе. Это мы и видим, когда речь идет о ложных богах. Но при использовании
    слова ‫( אלוהים‬Элоhим), когда речь идет об истинном Боге, глагол ставится в единственном
    числе, указывая на то, что существует Один истинный Бог. Но есть исключения, вызывающие
    необходимость проанализировать реальность множественности Божества. Например, в Бытие
    20:13а читаем: «Когда Бог повел меня странствовать...».
    В тексте на иврите глагол повел стоит во множественном числе. Буквально это переводится как:
    «Это произошло когда Боги ‫( אלוהים‬Элоhим) повели меня странствовать».
    Другой пример встречается в Бытие 35:7: «И устроил там жертвенник и назвал сие место:
    Эл-Вефиль; ибо тут явился ему Бог...». И снова в тексте на иврите написано буквально
    следующее: «ибо здесь Боги явили себя ему».
    Третий пример находим во 2 Книге Царств 7:23: «...Для которого приходил Бог...».
    В оригинале на иврите тут также использовано множественное число: «Для которого
    приходили Боги».
    Четвертый пример - Псалом 57:12: «...Есть Бог, судящий на земле...».
    И опять, слово «судящий» в иврите стоит во множественном числе, и фраза переводится
    буквально как: «Боги судящие на земле».

    3. Использование слова ‫( אלוהים‬Элоhим)

    Третье подтверждение свидетельств о множественности Божества в Ветхом Завете это
    использование слова ‫( אלוהים‬Элоhим) или Бог по отношению к двум разным Личностям в одном
    и том же библейском отрывке. Можно привести два примера. В Псалме 44:7–8 написано:
    «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты - жезл царства Твоего. Ты возлюбил
    правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем
    радости более соучастников Твоих».
    Обращает на себя внимание, что слово «Боже» в этих двух стихах, в действительности,
    относится к двум разным лицам. Псалмопевец обращается к Богу, а затем он говорит, что другой
    Бог помазал этого Бога «елеем радости более соучастников…».
    Второй пример в Книге Осии 1:7: «А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их,
    спасу их не луком, не мечем, ни войною, ни конями и всадниками».
    На иврите в этом отрывке ‫( אלוהים‬Элоhим), или Бог, говорит, что Он помилует дом Иудин через
    Господа Бога, ‫( יהוה‬Яхве). Другими словами, первый ‫( אלוהים‬Элоhим), или Бог, спасет Израиль
    через второго, Господа Бога.

    4. Имя ‫( יהוה‬ЯХВЕ) относится к двум Личностям

    Четвертое свидетельство множественности Божества в Ветхом Завете состоит в том, что
    личное имя Бога, которое Он открыл Израилю при заключении завета с ним, в иврите состоит
    из четырех букв: ‫יהוה‬, которые принято произносить как Яхве (переводится на русский язык как
    Иегова), в одном и том же отрывке относится к двум разным личностям.
    Первый пример находится в Бытие 19:24:
    «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба».
    В этом стихе один Господь ‫( יהוה‬Яхве) проливает серу и огонь от второго Господа ‫( יהוה‬Яхве),
    Который на небесах. Первый Господь находится на земле – Тот, Который ранее говорил с
    6

    Авраамом и являлся ему у дубравы Мамре, предупреждая о грядущем уничтожении Содома.
    Этот Господь, ‫( יהוה‬Яхве), Который на земле, теперь проливает дождем серу и огонь от второго
    ‫( יהוה‬Яхве), Который на небе. Таким образом, личное имя Бога – ‫( יהוה‬Яхве) – используется по
    отношению к двум разным Личностям.
    Второй пример - в Книге Захарии 2:8–9:
    «Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы своей Он послал меня к народам,
    грабившим вас; ибо касающийся вас, касается зеницы ока Его. И вот, Я подниму руку
    Мою на них, и одни сделаются добычею рабов своих, и тогда узнаете, что Господь
    Саваоф послал Меня».
    В этом стихе речь ведет Господь Саваоф, первый ‫( יהוה‬Яхве): так говорит Господь Саваоф. Он
    говорит, что Его, для выполнения поставленной Им задачи, послал другой Господь. И снова,
    один Господь посылает другого Господа с особым поручением.
    Не только слово ‫( אלוהים‬Элоhим), или Бог, используется по отношению к двум разным Личностям,
    но и личное имя Бога ‫( יהוה‬Яхве) может относиться к двум разным Личностям в одном и том же
    библейском отрывке.

    5. Множественное число существительного ‫( אדוני‬Адонай)

    Пятое св