• Название:

    Валентин Кузнецов "Страницы Памяти Моей"128 147...


  • Размер: 0.1 Мб
  • Формат: PDF
  • или
  • Сообщить о нарушении / Abuse

Установите безопасный браузер



  • Название: Оригинал МАКЕТ_без обложки.P65
  • Автор: Белецкий

Предпросмотр документа

Музграмотой надо заниматься не как отдельной
дисциплиной, а в качестве помощи при разучивании песен.
Надо студентам дать больше песен, которые могут стать их
музыкальным багажом, необходимым им для работы в
начальной школе.
На педагогической практике, при анализе урока,
следует акцентировать внимание, в первую очередь, на
положительные моменты, советуя практиканту
совершенствовать каждый следующий урок на своих же
удачных методических приемах. Но надо пользоваться
опытом работы и других практикантов.
Эти, и подобные им, советы Петра Елисеевича
стали хорошей школой, моими ориентирами в работе. В
основном, все советы сводились к одному выводу: ученика
надо не только учить, но ,прежде всего, воспитывать в нём
потребность в регулярной работе над своим
совершенствованием, над расширением своего кругозора,
углублением своих знаний.
В годы работы в Омском педагогическом училище,
педагогические знания и методические приемы, усвоенные
мною в Исилькуле, нашли подтверждение и закрепление,
благодаря заботливому вниманию завуча училища
Эрахмиеля Яковлевича Лейфера. Преподаватель физики, в
детстве учился в музыкальной школе по классу скрипки,
остался большим любителем музыки, он с большим
вниманием и симпатией относился к преподавателям
музыки.
Навсегда запечатлелись в памяти его анализы уроков
практикантов, а также и преподавателей, посещаемые им в
большом количестве. С удивительным вниманием и тактом,
стараясь не травмировать педагога резким замечанием,
тщательно и деликатно, он по крупицам анализировал
каждую мельчайшую деталь данного урока, находя в ней
128

удачные находки педагога. Обобщая сделанный анализ,
иногда вскользь, не акцентируя, отмечал не очень удачные
моменты, тут же предлагая приемы избегания ошибок.
Благодарю умных и заботливых руководителей
педагогических училищ за то, что под их вниманием мне
удалось пройти прекрасную школу педагогики, результат
этой учебы руководит мною в педагогической работе.
Анализы уроков, сделанные в те годы Эрахмиелем
Яковлевичем, стали для меня эталоном общения с
коллегами, принципами, опираясь на которые я стал
выстраивать всю свою методику преподавания.
Завершив свой трудовой путь, оценивая совершённое
мною в преподавании музыкально2теоретических
дисциплин, прихожу к выводу, что нового я почти ничего
не внес ни в педагогику, ни в методику преподавания.
Просто я очень внимательно изучал литературу 2
методические разработки ведущих педагогов страны,
психологов, методистов, новаторские идеи энтузиастов
просвещения.
Заносил в тетрадь ценные советы, затем из этих
советов выделял самое подходящее для меня в данный
момент, понимая, что в следующей учебной группе будут
другие дети, с другой подготовкой, с иным воспитанием,
имеющие другие пристрастия в музыке. Поэтому заново
придется пересматривать свои наработки, вносить
изменения, дополнения, что2то отменят, соразмеряя свои
требования с возможностями новых учеников.
Творческий человек всегда недоволен результатами
своего труда. Но всё2таки, наверное, мы работали неплохо.
Наши фотографии с Раисой Владимировной были
помещены на Доску Почета музпед училища, а моя 2 и на
стенд "Лучшие люди" Октябрьского района города Омска.
129

70е годы (прошлого столетия!) Мы  в то время
Одно из условий хорошей усваиваемости учебного
материала учащимися 2 систематичность. При составлении
плана работы, педагог намечает сроки для изучения каждой
темы, для меня же подобные графики являлись лишь
напоминанием о количестве часов на данную тему.
Практически я считал необходимым уделять данной теме
столько часов, сколько потребуется для полного усвоения её
всеми учащимися в группе. Иногда приходилось затратить
большее время, а иной раз меньшее. Но главное 2 не спешить
безоглядно по плану, а переходить к следующей теме,
убедившись в готовности ребят к дальнейшему переходу.
Одна из особенностей моей работы 2 постоянное
введение, в изучаемую тему, материала из будущих тем.
Например, уже на самом начальном этапе прохождения
гармонии, я вводил кое2что из будущих тем, например,
альтерацию, отклонения, аккорды двойной доминанты,
сильным учащимся мог дать даже эллипсис, аккорды двойной
130

субдоминанты. Всё это 2 на практике, без теоретических
углублений в тему. Когда же подходит пора приступать к новой
теме, оказывается, что она им уже частично известна, поэтому
часто студенты говорили, что гармония не такой уж сложный
предмет, всё дается легко.
Современные методики изучения иностранного языка
пришли к тому, что надо вначале научить понимать речь и
говорить, и только после этого изучать грамматику, учиться
читать и писать. Такую же методику надо применять и при
овладении музыкальным языком. У нас же все учебные
программы направлены на изучение теории, в которой
зафиксированы законы классической музыки, того, что
когда2то повсеместно звучало. Но теперь сознание детей
погружено в совершенно новую музыкальную атмосферу, и
для них изучение классической теории музыки и гармонии то
же, что изучение какого2нибудь древнего языка.
Изучение
закономерностей
классического
музыкального языка является необходимым условием при
воспитании музыканта. Моё мнение 2 необходимо,
одновременно с традиционной программой, погрузить
учеников и в доклассическую гармонию, а по возможности,
и в более древние корни, от которых шло развитие.
Считал и считаю, что изучать весь материал по теории,
гармонии, сольфеджио надо с практического освоения
простейших элементов данной темы, а затем, испробовав это
в практическом варианте, пытаться вместе с учениками делать
теоретические выводы. По2моему, никто из моих учеников
не понимал, не задумывался над тем, как я готовлю их к тому,
чтобы новый материал оказался для них легким. Конечно, не
всё так просто, как я это сейчас объяснил, проблемы с такой
методикой возникали, но вздрагивать от этого не стоит.
Индивидуальный подход к ученикам 2 всем эти слова
известны, даже набили оскомину от постоянного
131

употребления. К сожалению, в учебной практике 2 в условиях
групповых занятий 2 возникают такие сложности, что порой
педагог становится в тупик: так много учеников в группе, все
такие разные, что приходится искать какую2то середину (тут
уж не до "золотой", хоть бы какую2нибудь 22 "суконную").
Подобная "середина" ущербна в том смысле, что только
средний ученик хорошо развивается, а слабый еле2еле тащится
на "тройках 2 с минусом", терпеливо ожидая конца обучения
и получения долгожданного диплома об образовании. В таких
условиях одаренный ученик скучает на уроках, иногда
выполняет домашние задания, но чаще всего отвечает на
уроках без домашней подготовки. В конце концов, отсутствие
планомерного труда его дезорганизует, эта "середина"
затягивает его в свой омут, он никакого движения в своем
развитии не ощущает, и по течению благополучно добирается
до диплома почти с тем же, с чем пришел в училище.
На первых порах своей педагогической деятельности
(хотя первые мои педагогические опыты еще нельзя назвать
высоким словом 2 деятельность), часто приходил в тупик от
того, что всем одинаково объяснял задание, а некоторые не
понимают даже при повторном объяснении. Постепенно во
мне стала возникать идея необходимости индивидуальных
заданий, а причиной того были неоднократные обращения
учеников с просьбой о помощи в освоении того или иного
непонятного задания. Всем обращающимся с такой просьбой
приходилось объяснять разными способами, разными
словами 2 так и сложилось понимание того, что в учебной
группе одно общее задание не для всех приемлемо..
Так я стал подбирать каждому отдельный пример по
сольфеджио; или на двоих один пример, на троих; или даю
много примеров, из них 2 по желанию выучить один наизусть,
а в остальных найти какой2либо особый оборот, скачок,
секвенцию и т. д. Вариантов можно найти сколько угодно.
132

Одному 2 выучить наизусть и транспонировать, другому 2
подобрать аккорды или сделать аккомпанемент, третьему
написать второй голос, сделать трехголосие и т. д. Если
студенты очень разные по способностям, по природным
данным, давал задание по разным учебникам.
С первых уроков начинал внушать студентам 22 не
сравнивать себя с другими, сравнивать себя только с самим
собой. Сегодня твой ответ был не лучше, чем на прошлом
уроке, ты, вероятно, не хочешь развиваться. Оценка зависит
от того, насколько ты продвинулся. У кого2то, чей ответ был
более слабый, чем твой, но оценка оказалась такая же, как у
тебя 2 постарайся сам себе объяснить причину.
Как правило, на уроках мне не приходилось говорить
на эту тему так много слов, как написано здесь, обычно
учащиеся привыкали и к оценке относились спокойно.
Безусловно, бывали случаи, когда ученица не понимала,
почему такая низкая оценка. Значит, недостаточно ясно
объяснил, необходимо продолжить работу в этом
направлении, не все ведь люди могут с большой
объективностью к себе относиться. Нужно проявить
педагогическое терпение.
НАРОДНИКИ
Одна из причин слабой успеваемости учащихся 2
неразумные домашние задания. Педагогу хочется в задании
на дом охватить как можно больше материала, считая, что
выпустив какой2то программный раздел мы не дадим ученику
закрепить что2либо из пройденного. Но это ошибочная точка
зрения. В сильной группе, конечно, надо давать задание,
соответствующее её возможностям, её работоспособности.
Для слабой группы нужен иной подход.
Ведь что происходит? Учащийся со слабой
подготовкой не всегда сможет выполнить сложное
133

домашнее задание. С каждым следующим усложняющимся
заданием он будет успевать сделать всё меньше и меньше.
Так и разрастается ком невыполненных (или
недовыполненных) заданий, отставание усугубляется всё
больше. В итоге 2 отсев из училища. Но не потому, что
ученик был плохой, а потому, что педагог догматически
следовал учебной программе, и "просмотрел" человека.
Приведу один показательный пример из своей
практики, довольно много лет прошло с тех пор, но случай
этот крепко сидит в памяти.
Однажды в училище такая создалась ситуация, что от
одного педагога перевели ко мне группу народников второго
курса. Мне сообщили о том, что группа очень слабая,
неработоспособная. У меня давно зрела мысль, что задания
на дом следует давать такие, чтобы на каждом уроке спросить
всех учащихся, то есть, за каждым учеником необходим
строжайший постоянный контроль.
Задумал реализовать эту идею с народниками. По
сольфеджио 2 только один пример или одна секвенция, или
одна последовательность аккордов; по гармонии 2 всего одна
секвенция или один гармонический оборот, одна
гармоническая последовательность или модуляция.
Через два2три урока (без моих нравоучений или
замечаний) все студенты поняли, что на каждом уроке можно
получить положительную оценку. Мы начали работать без
двоек и почти без пропусков уроков. Отвечать задание на
каждом уроке у нас стало нормой, если же кого2то я не успел
спросить, они просили меня послушать их на перемене.
В группе было несколько учащихся из сельских школ
2 с очень слабой подготовкой по сольфеджио, им я давал
задания, в отличие от городских ребят, по Калмыкову и
Фридкину, по которому они "занимались" в школе, но ничего
из него не могли спеть. Мы сумели его проштудировать до
134

пятого класса, но зато все примеры без исключения. И мои
народницы ожили, запели, укрепились навыки в
интонировании, фразировке, стали писать диктанты. На
гармонии все 2 баянисты, домристы, балалаечники 2 все
заиграли на фортепиано.
Изучая, осваивая какую2либо тему на гармонии, так же,
как и на других отделениях, я подбрасывал ненавязчиво, как
бы мимоходом, способы возможного украшения данного
упражнения каким2нибудь хроматизмом, ритмом и т. д., не
акцентируя на этом их внимания. И мои студенты начинают
проявлять инициативу.
Один пример особенно мне запомнился тем, что
творческое решение пришло от самой слабой домристки:
исполняя на фортепиано простейшей гармонической
последовательности, она сделала отклонение в низкую
шестую ступень, хотя мы такого еще не проходили.. На мой
вопрос она ответила, что ведь это так же просто, как и в
обычную шестую ступень.
Очередной раз нашло подтверждение аксиомы 2 ученика
надо не заставить, а воспитать в нем потребность делать дело,
в этом случае, если такое удается сотворить, ученик способен
не только на выполнение задания, но обязательно он проявит
творческий подход к делу, которое ему понравилось, которое
он полюбил.
Примеров тому много. Студентка фортепианного
отделения просит пройти с ней гармонию на более высоком,
теоретическом уровне. Студентка вокального отделения
просит разрешения пройти весь курс с дирижерами, потому
что у них более сложная и интересная программа по гармонии
и сольфеджио. Студенты дирижерско2хорового отделения
просят пройти весь курс гармонии не на четвертом курсе, а
на третьем, чтоб на четвертом курсе пройти с ними строгий
стиль, которого у них в программе вообще нет.
135

Много примеров того, что студенты, по собственной
инициативе, берут более сложные учебники сольфеджио и
самостоятельно усложняют свою программу.
Основным условием моих методических исканий был
принцип 2 знакомиться со всеми новыми системами
обучения, появляющимися в публикациях, но ни одну из них
не абсолютизировать. Всегда, изучая новую методическую
литературу, я старался выделить рациональное зерно и найти
возможность приложения к моим методическим наработкам.
Так в моей собственной методике постоянно что2то
менялось, я не пользовался прошлогодними календарными
и поурочными планами. На новый учебный год приходят
новые дети, с другим воспитанием, окружением, у них
поменялись эстетические идеалы, этические критерии, у них
более быстрая (или более медленная) реакция на восприятие
окружающего мира, на выполнение учебных заданий.
За последнее десятилетие у многих детей наблюдается
отсутствие устойчивых навыков трудиться. Виновны в этом
не дети, а неопределенная, неустойчивая обстановка в стране,
появилось обилие развлекательных шоу, внушающих детям
искаженное представление о жизненных ценностях.
На педагога ложится очень сложная обязанность 2
научить ребенка уважать труд, помочь учащемуся выработать
объективный критерий оценки собственных поступков. Надо
бесконечно искать пути к тому педагогическому идеалу, когда
ученик начнет учиться не по заданию. не по обязанности, а
по выработанной в себе потребности к познаванию глубин и
тайн мира музыки.
ЧЕЛОВЕК 2 ЭТО ПРОЦЕСС
Для активизации внимания учащихся, старался найти
возможно больше вариантов заданий в какой2либо
конкретной теме. Например, в заданиях по развитию ладового
136

слуха применял упражнение "Ступени 2 эхо": повторение2
пение за педагогом ступени 2 в поступенном движении, по
звукам аккордов; разрешение неустойчивых ступеней,
опевание устойчивой ступени; услышать2спеть скачок на
устойчивую ступень, на неустойчивую. Всё это определять в
свободном темпо2ритме, затем 2 в организованном темпе (даю
пульс, на "раз" играю, на "два" поём)..
Всё то же повторяется в малой октаве, во второй, в
большой, в третьей. Ускоряется темп. Звучат двойные ступени
2 надо определить и ступени, и интервал; на "раз2два" играю,
на "три2четыре" поём.
Вариантов можно найти множество: тройные ступени,
двойные 2 через октаву, через две октавы, кластеры, тройные 2
в широком расположении и т. д. Усложнить определением в
разных метро2ритмах. Условием может быть только одно:
вначале медленный темп, спокойный ритм, не задавать
загадки, а воспитывать слух учеников. Если кто2то не успевает
определить, спеть, значит, вы хотите его не научить, а угробить,
ученик может ошибаться, но если не успевает работать в таком
темпе, следовательно, темп 2 не годится.
Всё, что я написал про ступени, после устной работы,
выполняем в письменной форме. Раздаю ученикам листки
чистой бумаги, они подписывают свою фамилию, определяют
на слух и пишут ступени и сразу же сдают листочки мне для
проверки дома. На следующем уроке я раздаю им их листочки
с пометками (не обязательно ставить оценки, можно сказать,
что через сколько2то уроков буду ставит оценки, хотя это
можно делать и с первого задания, а можно и вообще обойтись
без оценок). Часто использую такую форму контроля,
обращаясь к ученикам: "Запишите десять интервалов (или
аккордов, или звукорядов2ладов и т. д.), оценки поставите себе
сами по такому условию, сколько определили правильно,
такую оценку себе и поставьте!".
137

Не было случая, чтобы кто2то сработал
недобросовестно. Если такие письменные работы проводить
на каждом уроке, не пропуская ни одного, педагогу
предоставляется возможность систематически следить за
ростом каждого ученика, корректировать задания с
ориентировкой на конкретного ученика. Воспитательное
значение подобной работы неоценимо, оно формирует
чувство самоконтроля, и при систематическом применении
этой формы работы ученик привыкает всегда и во всём
контролировать свои действия и неосознанно вырабатывать
для себя критерий оценки своих действий.
Я не раз убеждался в эффективности подобной работы,
способной за относительно короткий срок поднять
успеваемость на большую высоту. Мы привыкли всё мерить
оценками успеваемости, по традиции и я так же говорю, но для
меня важны не оценки сами по себе, а движение к восхождению.
Я вижу потенциальные возможности моих учеников, ставлю
оценки такие, какие они (убежден результатами работы) могут
получить на вступительных экзаменах в консерватории. Поэтому
я не придираюсь к каждой мелочи, ученики знают это и доверяют
объективности оценки.
Иногда меня иные педагоги обвиняли в завышении
оценок. Но я считаю, что надо акцентировать внимание
учащегося на удачные моменты в его ответе, в таком подходе
к оценке педагог как бы поднимает ученика от успеха к успеху,
воспитывая в нём уверенность в своих силах. Если же ученика
одергивать на каждой ошибке, в нем поселим неуверенность,
он будет спотыкаться "на ровном месте", боясь допустить
ошибку.
Древняя мудрость свидетельствует, что "Чело